Как привлекается к ответственности человек с двойным гражданством

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждан и лица без гражданства несут в Российской Федерации обязанности наравне с российскими гражданами. Данный принцип нашел отражение в нормах охранительного законодательства. Это означает, что иностранцы привлекаются к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой ответственности на основании тех же норм, что и граждане России. Равная ответственность объясняется также тем, что ее меры предполагают ограничение ряда личных и имущественных прав, наличие которых не связано с наличием или отсутствием гражданства.

Так, Конституционный Суд РФ (по вопросу лишения свободы иностранцев) подчеркнул, что согласно буквальному смыслу ст. ст. 22 и 46 Конституции и смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации (п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П

Исключения из принципа равной ответственности согласно Конституции РФ могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами. Самые известные из них касаются юридической ответственности лиц, обладающих дипломатическими или консульскими иммунитетами. В этом случае действуют нормы Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961), а также Конвенции о консульских сношениях (Вена, 24.04.1963).

Так, дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Исключения касаются лишь случаев гражданско-правовой ответственности в отношении деятельности, не относящейся к исполнению дипломатических функций:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Данное правило распространяется на членов семьи дипломатического агента, если у них отсутствует гражданство государства пребывания.

Административно-технический персонал дипломатического представительства, проживающие с ними члены их семей (если они являются иностранцами), пользуются лишь иммунитетом от уголовной юрисдикции. Гражданская и административная юрисдикция государства пребывания распространяется на их действия, совершенные не при исполнении своих должностных обязанностей. Иммунитет от привлечения к юридической ответственности тесно связан с иммунитетом от административного принуждения. Дипломатический агент, сотрудники представительства не могут подвергаться аресту или задержанию «в какой бы то ни было форме».

Для консульских должностных лиц и консульских служащих предусмотрен менее льготный правовой режим. Они не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания лишь в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функции. Также и в отношении ограничения свободы консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту на основании судебного акта и только в случае совершения тяжких преступлений. Консульские должностные лица не подлежат любым формам ограничения свободы, «иначе как во исполнение судебных постановлений, вступающих в законную силу».

Однако это лишь общее правило, предусмотренное Венской конвенцией. Государства вправе заключать двухсторонние соглашения, расширяя объем иммунитетов от юрисдикции консульских должностных лиц. Поэтому они часто пользуются теми же привилегиями, что и дипломатические агенты.

Нужно учитывать, что равная ответственность иностранных и российских граждан прежде всего означает одинаковые правила привлечения к ответственности. Ее реализация также оформляется идентичными для всех субъектов правонарушения процессуальными документами. В таком контексте следует воспринимать правовую позицию Конституционного Суда РФ, по которой «на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права». При этом ее нормативные основания могут отличаться.

Данное утверждение обусловлено тем, что иностранцы обладают собственным правовым статусом. Это значит, что помимо общих с россиянами юридических обязанностей у них имеются и особые обязанности, которые могут быть связаны, к примеру, с необходимостью встать на миграционный учет, получить разрешение на право осуществления трудовой деятельности, покинуть российскую территорию. Кроме этого, для лиц, не обладающих российским гражданством, предусматривается особая мера ответственности — административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Конституция запрещает высылать лишь собственных граждан, на остальных субъектов данная норма не распространяется.

Проблема юридической ответственности иностранных граждан затрагивает вопросы, связанные с совершением правонарушения за пределами Российской Федерации. По общему правилу иностранцы привлекаются к ответственности за правонарушения, совершенные на российской территории. Этот принцип, безусловно, касается административной, материальной ответственности. Некоторые особенности устанавливаются УК РФ. Постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых российским уголовным законом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с этим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по российским нормам в случаях, если преступление направлено против российских интересов либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в ней лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на российской территории, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации (ст. 12 УК РФ).

В остальных случаях иностранцы, совершившие преступления за пределами российской территории, могут выдаваться соответствующему иностранному государству. Основания и порядок выдачи предусматриваются международными договорами (ч. 2 ст.

13 УК РФ).

Как привлекается к ответственности человек с двойным гражданством

Статья 6. Двойное гражданство

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(часть 3 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Законный представитель гражданина Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 2 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 2 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(часть 4 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

5. Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, или законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется лично, либо его уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).

Почитать  Использование сертификатов в период карантина

(часть 5 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ, в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В уведомление, указанное в части пятой настоящей статьи, вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового — место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания — место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

(часть 6 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

7. К уведомлению, указанному в части пятой настоящей статьи, прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем указанного гражданина, к нему также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае подачи уведомления, указанного в абзаце первом настоящей части, уполномоченным представителем лица, указанного в части третьей или четвертой настоящей статьи, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(часть 7 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

8. Формы уведомлений, подаваемых в соответствии с настоящей статьей гражданином Российской Федерации, его законным представителем либо уполномоченным представителем, и порядок подачи указанных уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. От обязанности подачи уведомления, указанного в части третьей настоящей статьи, граждане Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

(часть 9 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

10. От обязанности подачи уведомления, указанного в части четвертой настоящей статьи, законные представители соответствующих граждан Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

(часть 10 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

11. Правила, указанные в частях третьей — десятой настоящей статьи, применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

12. В случае прекращения гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве гражданин Российской Федерации вправе подать письменное уведомление о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).

Законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, вправе подать письменное уведомление о прекращении у данного гражданина гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).

(часть 12 введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 188-ФЗ)

13. К уведомлению, указанному в части двенадцатой настоящей статьи, прилагается копия документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем гражданина, к уведомлению также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).

(часть 13 введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 188-ФЗ)

14. В случае подачи уведомления, указанного в части двенадцатой настоящей статьи, уполномоченным представителем гражданина Российской Федерации к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

(часть 14 введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 188-ФЗ)

Множественное гражданство в России

Множественное гражданство в России(юридически Двойное гражданство) — наличие у гражданина Российской Федерации второго иностранного гражданства (подданства) другого государства в соответствии с правом статьи 62 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». [1]

Обычно в монархических государствах применяется термин подданство, в государствах с республиканской формой правления применяется термин гражданство.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации»:

двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

  • 1 Российское законодательство
  • 2 Международные соглашения
  • 3 Ограничения для лиц, имеющих двойное гражданство
  • 4 Обязанность уведомления о наличии иностранного гражданства или вида на жительство в иностранном государстве
    • 4.1 История развития законодательства об уведомлении

    Российское законодательство [ править | править код ]

    Позиция России в отношении двойного гражданства определяется статьёй 62 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [2] :

    1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
    2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    и статьёй 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года [3] , в соответствии с которой:

    1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
    2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

    В соответствии с этими положениями, Россия не запрещает двойного гражданства, но в любых юридических вопросах считает человека с двойным гражданством только гражданином РФ, если иное не указано в федеральном законе [4] .

    Международные соглашения [ править | править код ]

    В настоящее время у России действуют единственный Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Договор был ратифицирован Федеральным законом от 15 декабря 1996 года № 152-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства» и вступил в силу 26 апреля 1997 года.

    Действует Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 декабря 1991 года. Около 90 % граждан Абхазии имеют российское гражданство [5] .

    Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства с Туркменией прекратил своё действие 18 мая 2015 года [6] .

    Ограничения для лиц, имеющих двойное гражданство [ править | править код ]

    Граждане Российской Федерации, обладающие иностранным гражданством, не вправе занимать ряд государственных должностей [7] и должностей государственной службы в Российской Федерации [8] , что стало предметом разбирательства в Конституционном суде России. Суд счёл жалобу на данные ограничения недопустимой, хотя и не единогласно [9] .

    Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса [10] .

    Обязанность уведомления о наличии иностранного гражданства или вида на жительство в иностранном государстве [ править | править код ]

    Действующий приказ (от 03 мая 2018, N 267) установил новый порядок подачи уведомления и новые соответствующие формы, отменяя приказы от 28 июля 2014, N 450, и от 20 июля 2015, N 348, о которых идёт речь ниже.

    История развития законодательства об уведомлении [ править | править код ]

    4 августа 2014 года в силу вступил Федеральный закон от 04.06.2014 N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона „О гражданстве Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11] (известный также как «закон Лугового»), который вносит изменения в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Согласно ему, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. Те граждане РФ, у которых 4 августа 2014 года уже имелось другое гражданство или документ на право постоянного проживания в другом государстве, должны были подавать уведомления в срок 60 дней с этой даты, то есть до 3 октября 2014 года.

    Первоначально другие сроки были установлены только для тех, кто получил российское гражданство в порядке оптации при присоединении Крыма к России: для этих граждан статьи 6 и 30 ФЗ «О гражданстве РФ» [12] начнут действовать с 1 января 2016 года [13] , и они будут обязаны подавать уведомления в течение 60 дней после этого, то есть с 1 января по 1 марта 2016 года (если им будет о чём уведомлять). Позднее, с 31 декабря 2014 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 № 507-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона „О гражданстве Российской Федерации“», было установлено, что лица, имеющие кроме гражданства РФ гражданство только того иностранного государства, с которым у России подписан договор о безвизовых поездках граждан или договор о сохранении двойного гражданства, должны подать уведомления до 1 января 2016 года [14] .

    К 4 августа 2014 года ФМС России не утвердила форму и порядка уведомления о втором гражданстве. Только 6 августа в Российской газете был опубликован приказ ФМС России от 28 июля 2014 г. № 450 г. «Об утверждении форм и порядка подачи уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве», содержащий утверждённые формы уведомлений; он вступил в силу 17 августа [15] .

    Уведомить о втором гражданстве или о документе, дающем право постоянного проживания в иностранном государстве, можно только на территории России лично путём явки в орган миграционной службы, либо на Почту России [16] .

    Возник спорный вопрос о том, каких граждан России следует считать постоянно проживающими за пределами РФ, когда начинается и когда прекращается это состояние. Действующее российское законодательство не содержит явного определения понятия «гражданин, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации». 4 августа 2014 года к.ю.н. Александр Захаров утверждал, что наличие у гражданина РФ, даже находящегося длительное время в другой стране, регистрации по месту жительства на территории России подтверждает постоянное проживание в России и наличие обязанности уведомлять о втором гражданстве, а постановка на консульский учёт в качестве постоянно проживающего за пределами РФ или приобретение российского гражданства за пределами России (с получением только заграничного, но не внутреннего российского паспорта) — подтверждает постоянное проживание за пределами РФ и отсутствие такой обязанности [17] .

    ФМС России 7 августа и 19 августа 2014 года в ходе разъяснений попыталась установить новый срок для подачи уведомлений. Было предложено исчислять 60-дневный срок с момента первого въезда в РФ долго отсутствующего гражданина РФ, что противоречило положениям действовавшей тогда редакции закона [18] .

    С 31 декабря 2014 года [14] был введён абзац 2 части 3 статьи 6 закона «О гражданстве РФ» [19] , согласно которому гражданин РФ, находившийся в другой стране и по этой причине не подавший уведомления о втором гражданстве, обязан это сделать в течение 30 дней после въезда в Россию [19] ; это отчасти разрешило вопрос о постоянно проживающих за границей.

    Некоторые эксперты ожидают недобросовестное применение закона территориальными подразделениями ФМС [20] .

    За неисполнение обязанности уведомления об ином гражданстве (виде на жительство в иностранном государстве) предусмотрена административная (ст. 19.8.3 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 330.2 УК РФ).

    Примечания [ править | править код ]

    1. ↑Закон № 62-ФЗ О гражданстве РФ: Статья 6. Двойное гражданство(неопр.). Дата обращения: 21 мая 2020.Архивировано 6 ноября 2020 года.
    2. ↑Конституция Российской Федерации. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина(неопр.). Дата обращения: 8 сентября 2012.Архивировано 22 сентября 2016 года.
    3. ↑Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации». статья 6(рус.).КонсультантПлюс (31 декабря 2014).Дата обращения: 18 июля 2015.Архивировано 22 июля 2015 года.
    4. ↑Долгая дорога к дому(неопр.)(8 декабря 2005). Дата обращения: 7 августа 2016.Архивировано 19 сентября 2016 года.
    5. ↑Долгая дорога к дому(неопр.)(8 декабря 2005). Дата обращения: 7 августа 2016.Архивировано 19 сентября 2016 года.
    6. ↑МИД России: Договор с Туркменией о двойном гражданстве продлен не будет — ИА REGNUM(неопр.). Дата обращения: 8 августа 2017.Архивировано 8 августа 2017 года.
    7. ↑Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» / Глава II. Состав Правительства Российской Федерации и порядок его форм…(неопр.). Дата обращения: 7 июля 2010.Архивировано 7 августа 2011 года.
    8. ↑Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004)(неопр.). Дата обращения: 7 июля 2010.Архивировано 18 апреля 2011 года.
    9. ↑Определение КС РФ № 797-О-О от 04.12.2007.Архивная копия от 13 августа 2011 на Wayback Machine и особое мнениеАрхивная копия от 30 июня 2010 на Wayback Machine судьи А. Кононова
    10. ↑ пп. «а» п. 1 ст. 29 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
    11. ↑Федеральный закон от 04.06.2014 N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». (вступил в силу 04.08.2014)(рус.).КонсультантПлюс (4 июня 2014).Дата обращения: 18 июля 2015.Архивировано 22 июля 2015 года.
    12. ↑Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации»(рус.). КонсультантПлюс (31 декабря 2014). Дата обращения: 18 июля 2015.Архивировано 22 июля 2015 года.
    13. ↑Федеральный закон от 04.06.2014 N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». ч. 5 ст. 6(рус.).КонсультантПлюс (4 июня 2014).Дата обращения: 18 июля 2015.Архивировано 22 июля 2015 года.
    14. 12Федеральный закон от 31.12.2014 N 507-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». начал действовать с 31 декабря 2014 г.(рус.).КонсультантПлюс (2014-012-31).Дата обращения: 19 июля 2015.Архивировано 22 июля 2015 года.
    15. ↑Приказ Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 28 июля 2014 г. N 450 г. Москва «Об утверждении форм и порядка подачи уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве». (Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 августа 2014 г. Регистрационный № 33444. Вступил в силу с 17.08.2014)(рус.).Российская газета (6 августа 2014).Дата обращения: 19 июля 2015.Архивировано 22 июля 2015 года.
    16. ↑Александр Захаров, статья «Россияне стали обязаны уведомлять о втором гражданстве и виде на жительство: подробные разъяснения для неспециалистов» Блог Offshorewealth(неопр.). Дата обращения: 11 августа 2014.Архивировано 12 августа 2014 года.
    17. Захаров, Александр.Мнение: Чем грозит россиянам закон Лугового о втором гражданстве(рус.). РБК: ежедневная деловая газета. Росбизнесконсалтинг (4 августа 2014). Дата обращения: 19 июля 2015.Архивировано из оригинала 21 июля 2015 года.
    18. Захаров, Александр.Как избежать ответственности по закону о втором гражданстве(рус.). РБК: ежедневная деловая газета. Росбизнесконсалтинг (22 августа 2014). Дата обращения: 19 июля 2015.Архивировано 21 июля 2015 года.
    19. 12Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации». статья 6(рус.).КонсультантПлюс (31 декабря 2014).— «Гражданин Российской Федерации … в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление … обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию». Дата обращения: 18 июля 2015.Архивировано 22 июля 2015 года.
    20. ↑Радио ЭХО Москвы: Вступление в силу закона о втором гражданстве, комментирует Вячеслав Поставнин, бывший замдиректора Федеральной миграционной службы(неопр.). Дата обращения: 28 апреля 2020.Архивировано 15 августа 2017 года.

    См. также [ править | править код ]

    • Множественное гражданство
    • Паспорт

    Ссылки [ править | править код ]

    • Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства
    • Международные соглашения, касающиеся вопросов гражданства

    Уголовная ответственность гражданина России на территории иностранного государства

    Консульское должностное лицо при личной встрече с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным, должно убедиться, что в отношении такого гражданина соблюдаются общепризнанные принципы и нормы международного права, положения международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательство государства пребывания. В случае, если права гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, нарушаются, консульское должностное лицо в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, принимает в пределах своих полномочий меры, допускаемые законодательством государства пребывания, по их восстановлению.

    Консульское должностное лицо воздерживается от принятия любых мер от имени гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, если указанный гражданин возражает против принятия таких мер.

    Глава консульского учреждения или глава дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания информирует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, о мерах, принятых в отношении гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного.

    Таким образом, мы видим, что консул РФ предпринимает все меры для защиты граждан своей страны и обеспечении его защиты. Но не все это знают. Впрочем с уголовной защитой лучше справиться квалифицированный уголовный адвокат.

    И, последний вопрос — как быть если гражданин России утерял паспорт и не может вернуться в свою страну?

    Согласно ведомственным документам МИД России, для выезда из чужой страны и возвращения в Россию, гражданину необходимо получить свидетельство на въезд (возвращение) в РФ.

    Для получения такого свидетельства необходимо обратиться в российское консульство или дипломатическое представительство РФ либо представительство МИДа России, находящееся в пределах приграничной территории, и представить следующие документы (ч. 1 ст. 11 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. п. 12, 20 Административного регламента, утв.

    Приказом МИД России от 28.06.2012 N 10304) с заявлением о выдаче свидетельства. Бланк заявления можно получить у должностного лица загранучреждения или представительства, ответственного за прием документов, или распечатать образец заявления, размещенный на официальных сайтах МИДа России, Консульского департамента, загранучреждения, а также на Едином портале госуслуг;
    приложить две черно-белые или цветные фотографии размером 3,5 x 4,5 см;
    паспорт гражданина РФ (при наличии) или заверенные в загранучреждении либо представительстве письменные заявления двух граждан РФ, подтверждающих личность заявителя и наличие российского гражданства, которые подаются ими лично;
    документы, подтверждающие права законного представителя либо представителя, в случае оформления свидетельства несовершеннолетнему либо недееспособному;
    документы, позволяющие идентифицировать личность заявителя и гражданство. К таким документам, в частности, могут относиться водительское удостоверение, служебное удостоверение с фотографией и другие документы.

    В случае непредставления паспорта гражданина РФ или заявлений свидетелей должностное лицо принимает у заявителя имеющиеся у него иные указанные выше документы и сообщает о необходимости проведения дополнительной проверки.

    Консульское учреждение или дипломатическое представительство сделает запрос в уполномоченный орган в сфере внутренних дел или его территориальные органы по месту проживания (пребывания) заявителя либо направит запрос в другие загранучреждения. В этом случае свидетельство вам выдадут после подтверждения вашей личности (п. 44, пп.

    2 п. 49, п. п. 51, 53 Регламента; п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

    Свидетельство должно быть выдано не позднее двух рабочих дней со дня регистрации заявления, а в случае проведения дополнительной проверки — не позднее 27 рабочих дней (п. 16 Регламента). За выдачу свидетельства госпошлина и иная плата не взимаются (п.

    28 Регламента).

    По возвращении в течение трех дней с момента прибытия к месту проживания (пребывания) в РФ нужно сдать свидетельство в уполномоченный орган, где вы получали загранпаспорт (ч. 2 ст. 11 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. 67 Регламента).
    Кроме того, за утрату паспорта предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 300 руб. (ст. 19.16 КоАП РФ).

    Не теряйте паспорт и будьте осторожны с законами других государств.

    Юристы рассказали о плюсах и минусах получения второго гражданства

    Юристы рассказали о плюсах и минусах получения второго гражданства

    В 2020 г. из-за пандемии коронавируса спрос на второе гражданство и вид на жительство другой страны увеличился в России на 20%. По словам экспертов, в условиях закрытых границ дополнительный документ стал альтернативой выездным визам. Сегодня тенденция сохраняется, но на дополнительный паспорт претендуют не только граждане внутри России, но и те, кто покинул ее в последние месяцы.

    Читайте также
    Переезд с ребенком за границу на ПМЖ

    Если несовершеннолетний покидает страну с одним родителем, со вторым придется согласовать релокацию и договориться о порядке их общения. Иначе ребенка могут не выпустить из России. Или вернут на родину в случае переезда, а проживающего с ним родителя признают международным похитителем

    02 июня 2024 Советы

    В первую очередь важно разграничивать два понятия – двойное и второе гражданство.

    Двойное гражданство – это когда паспорта обладают равным юридическим весом в обеих странах. Например, придя в какой-либо российский банк, человек сможет открыть счет по любому из документов.

    Получить двойное гражданство можно только в стране, с которой заключен международный договор. В России статус двойного гражданства был легализован только с двумя странами – Таджикистаном и Туркменистаном. Однако на данный момент договор действует только в отношении Таджикистана.

    Соглашение с Туркменистаном Россия не продлила по инициативе второй стороны. Россиянин с двойным гражданством (паспортом Таджикистана) будет иметь полные права и обязанности в обеих странах.

    Второе гражданство – это наличие еще одного паспорта. В этом случае каждая из стран рассматривает человека только как своего гражданина, а значит, выполнение гражданских обязанностей в одной стране не засчитывается в другой. Например, пройдя воинскую службу в России и имея гражданство любой другой страны, военнообязанным придется быть и в ней.

    Людей, являющихся гражданами двух государств, называют бипатридами (происходит от латинского bis – «дважды» и греческого patridos – «родина, отечество»).

    Преимущества статуса бипатрида зависят от того, в каких странах получено гражданство.

    Получение второго гражданства

    Отсутствие двустороннего соглашения между Россией и другими странами не отменяет возможность оформить еще один паспорт. Единого алгоритма здесь нет – условия получения второго гражданства зависят от законов конкретной страны.

    Например, США – мировой лидер по числу иммигрантов, согласно оценкам ООН. Процесс оформления гражданства там начинается с получения вида на жительство. Далее требуется нахождение в США на основании ВНЖ более полугода ежегодно.

    Спустя 5 лет подается заявление на получение паспорта. Срок зависит от способа оформления грин-карты – например, для супругов он составляет 3 года.

    На практике получение американского паспорта не приводит к отказу от российского. Люди живут, имея гражданство США и РФ, и могут по собственной инициативе отказаться от любого из них», – пояснила эксперт по инвестиционной иммиграции в США, коммерческий директор компании Second Wind Варвара Латынцева.

    По словам специалиста, гражданин Америки имеет право на безвизовый въезд в 185 стран и не обязан проживать в стране гражданства. Важно учитывать, что при получении вида на жительство или гражданства США возникают обязательства по уплате налогов. Необходимо декларировать доходы, полученные по всему миру.

    «Несмотря на некоторые послабления для американцев, которые проживают за границей, именно налогообложение играет важную роль при принятии решения о получении американского паспорта или грин-карты», – отметила Варвара Латынцева.

    Основания получения второго гражданства определяют власти иностранного государства. Однако общие принципы есть почти у всех: вид на жительство, наличие работы за рубежом, брак с иностранным гражданином, репатриация, ведение бизнеса на территории иностранного государства, наличие иностранной недвижимости, в некоторых случаях родственные связи.

    «За» и «против»

    Минусом обладания двумя паспортами может стать невозможность политической карьеры. Это касается как страны происхождения, так и страны второго и последующего гражданства. Отнести к недостаткам можно и штрафы за неисполнение гражданских обязанностей.

    В Австрии, Австралии, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Греции, Египте, Люксембурге, Турции, Пакистане и некоторых других странах налагается штраф за неявку на выборы.

    Однако плюсов больше – например, путешествия без виз, бесплатное медицинское обслуживание, второе гражданство может помочь ребенку получить достойное образование. Преимущества есть и у бизнеса – второе гражданство позволяет открыть компанию за границей и оперативно выезжать на деловые встречи.

    Предупреди свое государство

    Россиянин, оформивший за рубежом вид на жительство или второе гражданство, обязан предупредить Министерство внутренних дел РФ о смене статуса (Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ).

    «О получении второго гражданства нужно сообщить в МВД России в течение 60 дней. Если проигнорировать это требование, грозит штраф по ст. 19.8.3 КоАП РФ в размере от 500 до 1000 рублей или уголовная ответственность по ст.

    330.2 УК РФ. С 1 июля 2021 г. запрещено иметь второе гражданство госслужащим, военнослужащим и людям, у которых есть доступ к гостайне», – рассказал адвокат Андрей Алешкин.

    Эксперт добавил, что запрет второго гражданства – распространенная практика, к которой прибегают в том числе топ-страны. Перед выбором своих граждан ставят Германия, Япония, Норвегия, Китай, Индия, Южная Корея, Саудовская Аравия, Кувейт и Сингапур.

    Регулирующие законы

    Вопросы второго гражданства регулируют федеральные нормативные документы, двойного гражданства – международные соглашения.

    1. Закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

    2. Приказ МВД России от 3 мая 2018 г. № 267 «Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина РФ иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве».

    3. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

    4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Материал юридического портала «Сфера». Другие актуальные материалы вы можете найти в ленте новостей портала.

Оцените статью