Основные понятия о праве и государственно правовых явлениях республики казахстан

Рабочая программа составлена на основании Типовой учебной программы, введенной в действие приказом МОН РК от 03.11.2014 г. №03-3/529 и в соответсвии с рабочими учебными планами специальностей КазГАСА, утвержденными Ученым Советом от 23.01.2015 г., протокол №6.

Рабочая программа обсуждена и рекомендована:

1) Методическим советом факультета общей гуманитарной подготовки

от 21.08.2015 г., протокол № 1

Председатель МС ФОГП______________Г.А. Карыбаева

Декан ФОГП _______________________Н.С. Шынтаева

2) Методическим Советом КАЗГАСА

от 24.08. 2015 г., протокол №1

Председатель МС_______________Г.И. Баймахамбетова

1. Назначение дисциплины: Дисциплина «Основы права» предназначена для студентов всех специальностей в соответствии с типовой учебной программой и рабочим учебным планом. Целью преподавания дисциплины является: повышение общественного и индивидуального правосознания и правовой культуры, выступающими в качестве необходимых условий совершенствования правовой государственности в Республике Казахстан.

Задачей преподавания дисциплины является усвоение студентами основ теории права и государства, получение необходимых знаний в области ведущих отраслей национального права.

Программой предусматриваются: проведение лекционных и практических занятий, подготовка студентами тематических рефератов, конспектов, презентаций, таблиц, докладов.

2.Данные о преподавателе: к.и.н. Богенбаева АсемгульКабиденовна.

Консультационные часы (office-hour): по расписанию консультаций СРСП, ауд.430.

Время лекционных и фактических занятий согласно расписанию каждого преподавателя.

Время: занятия проводятся согласно расписанию. На изучение дисциплины отводится 2 кредита. Каждое аудиторное занятие длится 50 минут.

3. Данные о дисциплине: Дисциплина «Основы права»

Дисциплина изучается на третьем курсе в одном семестре (осеннем или весеннем) студентами всех форм обучения и специальностей.

Распределение часов по рабочему учебному плану

Курс

Семестр

Количество

Кредитов

Общая трудоемкость

В часах

Контактные часы

СРС (час)

Всего

В том числе

Всего

В т.ч.

СРСП

* — сведения для студентов заочной формы обучения.

4. Пререквизиты дисциплины: Для освоения изучаемой дисциплины необходимы знания по Истории Казахстана школьного курса, основы государства и права школьного курса.

Постреквизиты дисциплины: Знания по этой дисциплине необходимы для изучения: Предпринимательского права для специальностей УиА, изучаемый курс позволит студентам глубже понять нормы права самостоятельно работать с законодательством РК и находить нужные нормативно правовые акты для применения.

5. Краткое описание: Курс рассчитан на изучение юридической науки студентами неюридических специальностей и представляет собой основы: теории государства и права, конституционного, административного, гражданского, финансового, трудового, семейного, экологического и других отраслей права.

Уяснение и правильное понимание роли государства и права в развитии и совершенствовании общественных отношений, складывание устойчивых навыков применения законодательства является целью преподавания дисциплины. Недостаточная правовая осведомленность влияет на состояние правопорядка в стране. Поэтому в процессе изучения курса большое внимание уделяется действующим законам и другим нормативным актам Республики Казахстан.

Изучение курса учебной дисциплины «Основы права» имеет своей задачей выработать у студентов ряд профессиональных и личных качеств, а именно:

— уметь правильно понимать государственно правовые явления;

— выработать ценностные жизненные ориентации, основанные на приоритете прав и свобод личности;

— обучить студентов в правильной ориентации в конституционно, гражданском, административном и трудовом праве РК, его применению в повседневной жизни и в практической работе.

Основными компетенциями курса являются:

— получение систематизированных знаний в области теории права;

— получение навыков осмысления правомерности происходящих событий и действий;

— изучение основных нормативно-правовых актов РК, их понимание и умение применения;

— понимать роль и значение права в жизни современного общества.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны

знать:

— основные положения Конституции РК;

— основные положения действующего законодательства Казахстана;

— систему органов государственного управления и круг их полномочий;

— механизм взаимодействия материального и процессуального права.

уметь:

— анализировать события и действия с точки зрения области правового регулирования и уметь обращаться к необходимым нормативным актам;

— ориентироваться в действующем законодательстве;

— используя закон защищать свои права и интересы.

Силлабус

Модуль I .

Л 1. Понятие общей теории государства и права и ее значение для изучения отраслевых юридических дисциплин -1час

1. Предмет и метод «Основы права».

2. Система, функции курса «Основы права»

3. Понятие и сущность государства. Правовое государство и его основные признаки.

4. Форма государства. Определение. Формы правления.

Формы национально-государственного устройства. Механизм государства

5. Политико-правовой режим и его формы. Функции государства.

Модуль I

Модуль II

Л 9*. Основы гражданского права Республики Казахстан – 1 час

1. Понятие гражданского права и его общая характеристика. Источники и система гражданского права. Субъекты гражданско-правовых отношений: граждане (физические лица) и юридические лица как субъекты гражданско-правовых отношений. Право собственности.

Гражданско-правовое обязательство. Исковая давность.

2. Понятие гражданской правоспособности и дееспособности. Понятие и виды сделок. Права собственности и иные вещные права. Обязательственное право.

Залог и неустойка.

Модуль II

Модуль I

Л 1. Понятие общей теории государства и права и ее значение для изучения отраслевых

юридических дисциплин -1час

Л 2. Основные понятия о праве и правовых явлениях – 1 час

Л 3*. Основы Конституционного права Республики Казахстан – 1час

Л 4. Основы административного права Республики Казахстан -1час

Л 5. Государственное управление в Республике Казахстан – 1 час

Л 6. Правоохранительные органы РК -1час

Л 7. Основы семейного права Республики Казахстан– 1 час

Л 8*. Основы трудового права Республики Казахстан – 1 час

Модуль I

П (С) 1. Система законодательства и правотворчество -1час.

П(С)2. Понятие правосознания. Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая ответственность -1час

П (С) 3. Основы Конституционного права – 1 час

П (С) 4 Основы административного права РеспубликиКазахстан -1час

П (С) 5 Государственные служащие – 1 час

П (С) 6* Основы семейного права Республики Казахстан– 1 час

П (С) 7 Основы трудового права Республики Казахстан – 1 час

П (С) 8. Основы гражданского права Республики Казахстан – 1 час

Модуль II

Л 9*.Основы гражданского права Республики Казахстан

Л 10. Основы уголовного права Республики Казахстан — 1час

Л 11*. Правовая ответственность за коррупционные деяния -1час

Л 12. Основы процессуального права Республики Казахстан – 1 час

Л 13*. Основы финансового права Республики Казахстан– 1 час

Л 14. Основы экологического права Республики Казахстан – 1 час

Л 15. Основы международного права – 1час

Темы практических занятий

Модуль II

П (С) 9. Основы предпринимательского права – 1час

П (С) 10 Основы уголовного права Республики Казахстан — 1час

П (С) 11*Коррупция и ее последствия для государства и общества – 1 час

П (С) 12* Основы процессуального права Республики Казахстан – 1 час

П (С) 13* Основы финансового права Республики Казахстан– 1 час

П (С) 14* Основы экологического права Республики Казахстан – 1 час

П (С) 15 Основы международного права – 1 час

8. График самостоятельной работы студента (СРС) очной формы обучения

№ заня-тий по сила-бусу

в том числе СРСП

задания (с указанием страниц литературы)

Сроки выдач и приема задания (неде-ли)

Темы и вид задания (с указанием страниц литературы и объема)

Сроки выдачи и приема задания (недели)

Лекции по основам права Казахстана

3. санкция — вид и мера возможного наказания, если субъекты не выполняют предписание диспозиции.

Все юридические нормы взаимосвязаны друг с другом и образуют единую систему. Система права есть его внутренняя структура, его подразделение на отрасли и институты.

Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. В рамках наиболее крупных отраслей выделяют подотрасли (например, конституционное право, подотраслью которого является избирательное право). Институт права — это группы правовых норм, регулирующих в рамках отрасли или подотрасли различные виды общественных отношений (например, в конституционном праве институт гражданства, в семейном — институт брака и т.п.) Известно деление отраслей права на материальные и процессуальные. Первые содержат нормы права регулирующие непосредственно общественные отношения (гражданское, уголовное, трудовое). Вторые регулируют организационные отношения (гражданское процессуальное, уголовное процессуальное, административно -процессуальное право).

Особой отраслью права является международное право, не входящее в систему права ни одного государства.

Понятие правоотношения является одним из основных в юридической науке. Это — общественное отношение, урегулированное нормами права, имеющее в своей сущности юридическую связь между субъектами права, выражающуюся во взаимно корреспондирующих друг другу правах и обязанностях.

Для участия в правоотношениях необходимо наличие определенных качеств, признанных или установленных законом для всех и каждого из будущих участников правоотношения. Совокупность этих качеств образует понятие правосубъектности лица или организации. Она включает в себя:

правоспособность — установленная в законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей. Возникает у субъекта с момента рождения и прекращается смертью;

дееспособность — установленная в законе возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Возникает с достижения субъектом определенного возраста (например, в гражданском праве с 18 лет, в трудовом с 16);

юридические факты — предусмотренные в гипотезе нормы права основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Они подразделяются на события, т.е. обстоятельства, независящие от воли, сознания людей, и действия, т.е. сознательное, волевое поведение людей. Действия могут быть правомерными и неправомерными.

Правонарушение — виновное, противоправное деяние, совершенное дееспособным и правоспособным лицом. Признаками правонарушения являются: противоправность, общественная вредность, виновность, выраженность его в действии или бездействии.

Состав правонарушения — характеризует его структуру. Это совокупность юридических фактов, служащих основанием юридической ответственности. К элементам состава относятся:

Объект — общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Объективная сторона — характеристика внешней стороны правонарушения (противоправное деяние, его вредные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями, место, время и др.)

Субъект — физическое или юридическое лицо, способное отвечать за свои действия. Субъективная сторона — характеристика внутренней стороны правонарушения, вина, в форме умысла или неосторожности.

По степени и характеру общественной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Юридическая ответственность — применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке. В зависимости от вида правонарушения различают уголовно-правовую, административно-правовую, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Тема 2. Основы конституционного права РК

Конституционное право как отрасль права закрепляет основы конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, политико-территориальную организацию государства, систему, порядок формирования, основные принципы деятельности и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления.

Почитать  Плата за проезд по территории рынка к собственному магазину

Конституционно-правовые нормы есть общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством, регулирующие общественные отношения государства, личности и общества по организации государственной власти и управлению обществом.

В зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на следующие виды: управомочивающие — устанавливают полномочия всех государственных органов; запрещающие — правила направленные на обеспечение строго определенного поведения; обязывающие — закрепляют обязанности совершать действия или воздержаться от них в строгом соответствии с их предписаниями.

Один из основных институтов конституционного права — конституционно-правовые отношения. Это специфические общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и отношений личности с государством, содержанием которых являются юридические взаимосвязи различных субъектов по применению прав и выполнению обязанностей предусмотренных конкретными конституционно-правовыми нормами.

К числу источников конституционного права относятся: Конституция РК от 30.08.1995 г., конституционные законы республики, обычные законы, принимаемые Парламентом или в особых случаях Президентом (п.4 ст.53 Конституции РК), указы Президента, имеющие силу закона, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, международно-правовые договоры признанные РК.

Конституция — это основной закон общества и государства, закрепляющий и регулирующий основы конституционного строя, основы правового положения личности, основы государственного устройства и осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, конституция является основным, главным нормативным актом государства. В ней содержатся нормы, регулирующие все основные сферы жизни общества, она является нормативной базой всего действующего законодательства.

Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 г., на республиканском референдуме. Она пришла на смену первой Конституции суверенного Казахстана, принятой Верховным Советом 28.01.1993 г. Конституционным законом от 7.10.1998 г. были приняты изменения и дополнения в действующую Конституцию.

Этапы становления конституционного законодательства РК обозначены принятием следующих конституционных актов: 1) советский период — программа партии Алаш от 21.11.1917 г.; Декларация прав трудящихся Киргизской АССР от 6.10.1920; проект Конституции 1926 г.; Конституции Казахской ССР 1937г. и 1978г. 2) Закон от 24.04.1990 г. «Об учреждении поста Президента КазССР»; Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» от 25.10.1990 г. 3) Закон РК от 10.12.1991 г. «Об изменении наименования Казахской ССР»; Закон от 16.12.1991 г. «О государственной независимости. 4) Конституция РК от 28.01.1993 г. 5) Конституция РК от 30.08.1995 г. 6)Закон РК от 7.10.1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК».

Конституция РК состоит из преамбулы, отражающей ее учредительный характер и 98 статей, сгруппированных по 9 разделам. В ней отражены 3 блока основополагающих проблем: 1) основы конституционного строя республики, 2) основы правового статуса личности, 3) система органов государственной власти и основы местного самоуправления.

Особенности конституции как нормативного — правового акта выражены в ее юридических свойствах, таких как: высшая юридическая сила, что закреплено п.2 ст.4 Конституции; прямое действие Конституции на всей территории Республики; особый порядок принятия и внесения в нее изменений и дополнений; особая охрана Конституции.

Конституции можно классифицировать на виды, в зависимости от:

1) внешней формы:

а) писанные (Россия, США), б) неписанные (Англия, Дания);

2) порядка внесений изменений и дополнений:

а) гибкие, б) жесткие;

3) способа принятия:

а) принятые представительным законодательным органом страны, б) путем всенародного голосования, в) октроированные (дарованные).

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Взаимосвязи личности и государства, правовые связи граждан друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина.

Правовой статус личности — это совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также юридических гарантий их реализации, закрепляемых государством в нормативных правовых актах.

В структуру правового статуса личности входят такие составные элементы:

1. Институт гражданства;

2. Общие принципы правового статуса личности (равноправия человека и гражданина; абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод человека; гуманизма; гарантированности прав и свобод человека);

3. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

4. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина;

5. Правоспособность и дееспособность личности. Рассмотрим их.

Преамбула Закона РК «О гражданстве» от 20.12.1991 г. содержит следующее определение: гражданство — это устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей.

Принципы гражданства — это начала, составляющие его главное содержание и выражающие его сущность. К ним относятся:

1. Принцип единого и равного гражданства, гражданство является таковым для каждого независимо от оснований его приобретения и от любых иных обстоятельств.

2. Непризнание двойного гражданства.

3. Принцип свободы и добровольного выхода из гражданства.

4. Принцип «права крови» — предоставление гражданства в силу рождения. «Право почвы» — вследствие рождения на территории государства, независимо от гражданства родителей.

5. Принцип гарантированности защиты граждан за пределами Казахстана.

6. Принцип недопустимости выдачи граждан другому государству.

Согласно ст. 10 Закона РК «О гражданстве» гражданство приобретается по рождению, в результате приема в гражданство по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК, по иным основаниям, предусмотренным законом о гражданстве. Прием в гражданство осуществляется по ходатайству заинтересованного лица при условии постоянного проживания в РК не менее 5 лет.

Такое условие необязательно для лиц состоящих в браке с гражданами РК, равно как для лиц, имеющих особые заслуги перед республикой, недееспособных, лиц вынужденно покинувших территорию РК по политическим мотивам и их потомки.

Гражданство прекращается в результате выхода из него и в результате его утраты. Выход осуществляется по ходатайству заинтересованного лица. Утрата гражданства происходит в следующих случаях: поступление лица на службу в органы государственной власти и управления в иностранном государстве; если гражданство приобретено в результате предоставления заведомо ложных сведений или документов; по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК; если лицо постоянно проживает за пределами РК и не встало на консульский учет без уважительных причин в течение 5 лет.

Президент РК обладает исключительными правами при решении вопросов приема, восстановления, выхода и сохранения гражданства.

В зависимости от содержания конституционные права и свободы можно разделить на группы: 1) личные права и свободы; 2) социальные, экономические и культурные; 3) политические.

Конституционные обязанности личности закреплены в форме правового требования исполнять установленные Конституцией и законодательством республики вид и меру должного поведения. В Конституции РК они изложены в статьях 34,35, 36,37 и 38. Например, каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство республики.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина — это совокупность установленных Конституцией и законодательством РК обязанностей государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений и граждан, направленных на создание благоприятных условий и обеспечение охраны и фактической реализации прав и свобод личности. Выделяют общие, государственные и специфические гарантии. Общие гарантии делятся на политические гарантии, материальные, духовные.

Государственные гарантии — система политических средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции и других нормативных правовых актах РК. В гарантированности прав и свобод участвуют все органы государственной власти (Президент, Конституционный Совет, Правительство, Парламент, Прокуратура и т.д.) Специфические юридические гарантии защиты прав и свобод определены в ст. 13, 14 и 16 Конституции РК.

Правоспособность и дееспособность личности, как элементы правового статуса — это признание личности в качестве субъекта права и наличие у нее юридических прав и обязанностей.

Иностранные граждане по законодательству РК по правовому положению приравнены к гражданам республики. Это выражено в п.4 ст. 12 — иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике Казахстан правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не установлено Конституцией, законами и международными договорами. Также в республике действует Указ Президента, имеющий силу закона «О правовом положении иностранных граждан в РК» от19.06.1995 г.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Конституционный строй РК — это закрепленная в Конституции система основополагающих общественных отношений, отражающих экономические, политические, социальные и духовные отношения людей в обществе и государстве.

В ст. 1 Конституции Республика Казахстан провозглашена суверенным, демократическим, светским, правовым и социальным государством. Суверенитет РК предполагает ее независимость, выражающуюся в способности самостоятельно решать внутренние и внешние вопросы без нарушения суверенитета других государств.

В качестве нормативного обеспечения суверенитета выступает Декларация «О государственном суверенитете КазССР» от 25.10.90г., статья 9 которой закрепляет экономическую основу суверенитета: «в исключительной собственности республики, составляя основу суверенитета, находится земля и ее недра, воды, воздушное пространство, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал — все национальное богатство, имеющееся на территории РК».

Развитие государства и права на территории Казахстана

В данной работе будет рассказано о зарождении государственно-правовых систем на территории нашей страны.

Целью данной работы было проследить особенности развитии государства и права Казахстана.

Обретение в 1991 году государственной независимости поставило перед Казахстаном целый ряд сложнейших проблем, основными из которых стали формирование государственных структур и создание правовой базы для политических и экономических реформ. Но нельзя считать, что история государственности у казахов началась лишь в конце XX века. Государство и право как особые институты, регулирующие социальные отношения, на территории нашей страны возникли ещё до нашей эры. На протяжении тысячелетий политические и правовые системы формировались и изменялись, сменяя друг друга.

Эти процессы подчинялись определённым закономерностям. Способ производства, основанный на общинной собственности на землю и посезонно-пастбищном скотоводстве определил формирование политических и правовых отношений.

Предметом истории государства и права Казахстана являются:

– процесс происхождения и развития государственно-правовых систем, место и роль государства и права в жизни общества в различные периоды истории;

– особенности форм и содержания элементов государственно-правовых систем, обусловленные спецификой кочевого способа производства.

Государство и право рассматриваются как самостоятельные, хоть и тесно связанные друг с другом институты. В то же время, они не могут существовать друг без друга, составляя неразрывное целое. Так, государство устанавливает и санкционирует правовые нормы, охраняет их и применяет принуждение при их нарушении.

Почитать  Проверка готового бизнеса перед покупкой

Методы, использующиеся в изучении истории государства и права, можно разделить на следующие группы:

  1. Общефилософские методы, к которым относятся диалектический и метафизический методы;
  2. Общенаучные методы, к которым относятся исторический метод, раскрывающий движение объекта исследования во времени; логический метод, раскрывающий внутреннюю суть явлений; методы восхождения от конкретного к абстрактному, восхождения от абстрактного к конкретному; индуктивный; дедуктивный; методы анализа, синтеза, описания, измерения.
  3. Специальные методы, к которым относятся специально-исторические и специально-правовые методы, в том числе генетический, то есть последовательное раскрытие свойств, функций, изменений изучаемой реальности во времени; сравнительный метод, то есть раскрытие сущности изучаемых явлений в процессе сравнения.

Совокупность различных методов, применяемых при изучении объекта, составляет методику историко-правовой науки.

История государства и права Казахстана имеет свою периодизацию

1 Зарождение государства и права на территории Казахстана

1.1 Возникновение политико-потестарных отношений

Основной социальной организации в эпоху неолита продолжала оставаться родовая община – коллектив кровных родственников с коллективной собственностью на землю и отсутствием социального неравенства. Конечно, община делилась на определенные группы, но это было скорее половозрастное деление на мужчин-воинов, женщин и детей. Все важные дела общины решались на собрании взрослых мужчин. Среди общинников выделялись жрецы – знатоки обычаев и ритуалов, и вожди – руководители воинов во время столкновений с соседними общинами.

Все отношения внутри общины регулировались обычаями и системой табу – запретов.

Изменения в экономическом базисе общества Казахстана начали происходить в эпоху энеолита в 4-3 тысячелетиях до н.э. В это время на севере Казахстана сложилась ботайская археологическая культура, носители которой занимались оседлым коневодством. Переход к скотоводству привел к такому росту производительных сил, что впервые появилась возможность постоянного накопления избыточного продукта.

Усложнение производственного цикла потребовало выделения особой группы населения – организаторов производства.

Войны, как средство обогащения через насильственное присвоение избыточного продукта, становятся обычным делом, поэтому из среды общинников выделяются профессиональные воины. Таким образом, появились группы населения, не занятые в производстве непосредственно. Община распадается на слои – страты. Такие общества принято в науке называть стратифицированным. Первоначально выделяются три слоя: общинники-скотоводы, воины и жрецы.

В большинстве случаев она состоит из кровных родственников, но отношения между ними строятся уже не на родственных, а на экономических основах. При сохранении коллективной собственности на землю появляется частная собственность на скот. Очевидно, в это время появляется различие между правом собственности на основе средства производства и правами распоряжения и пользования ими. Для регулирования экономических отношений между соседскими общинами и совместной обороны от врагов складывается своеобразный союз общин – племя, со своими органами управления, жрецами, военными вождями. Возникает публичная власть, то есть особый слой людей, основными занятиями которых является выполнение управленческих, властных функций.

Именно отношения, возникающие при осуществлении публичной власть, до появления государства, принято называть потестарным.

Упадок протогородов был связан с изменением климата. Начавшееся усыхание степной и лесостепной зоны Казахстана в 15 веке до н.э. привело к кризису крупных поселений, протогорода были заброшены, а население сосредоточилось в небольших неукрепленных поселках. Социальные и потестарные отношения были законсервированы на долгое время, и процесс возникновения государства затормозился.

Цивилизация, основанная на оседлом скотоводческо-земледельческом хозяйстве в условиях засушливых степей Казахстана, оказалась исторически бесперспективной.

Тем не менее, эволюция зарождавшихся государственно-правовых систем, медленно развивалась. Знать, воины-колесничие и жрецы сосредотачивали в своих руках власть и контроль над избыточным продуктом, что приводит к возникновению имущественного неравенства. Уже в эпоху поздней бронзы, в 11-9 вв. до н.э. в Центральном и Южном Казахстане появляются грандиозные мавзолеи, для погребения вождей.

Начинает зарождаться письменность.

Согласно письменным источникам, племена, населявшие Казахстан в эпоху бронзы носили общее самоназвание – арья. Археологи называют культуру эпохи бронзы Казахстана андроновской, по названию села Андроново в Южной Сибири, где впервые были обнаружены остатки этой культуры. В то же время известны названия племен и племенных объединений туров, даха, сайримов и другие.

В 12-10 вв. до н.э. этническая ситуация в Казахстане значительно изменяется. С востока в Центральный Казахстан перемещаются племена-носители карасукской культуры; здесь на базе местного и пришлого населения формируется бегазы-дандыбаевская культура, влияние которой распространяется до низовьев Сырдарьи. В то же время андроновцы-арийцы мигрируют в южном и юго-восточном направлении и проникают в Среднюю Азию, а через нее в Иран и Северную Индию.

Постепенно изменяется хозяйство населения Казахстана, все большую роль начинает играть скотоводство.

2.Государство и право Казахстана в древности

2.1 Империя Хунну

Первой империей, образованной кочевниками, была империя Хунну, образовавшаяся в 3 веке до н.э. с центром на территории современной Монголии. Это объединение носило протогосударственный характер, возглавлялось выборным правителем с титулом «сенгир» – «высочайший» и представляло собой конфедерацию военно-потестарных образований. Однако, пришедшие к власти в результате переворота в 209 году до н.э., сенгир Моде провел ряд реформ, превративших империю Хунну в централизованную державу и начал активную деятельность по созданию империи.

В 93 году н.э. государство Хунну перестало существовать.

Система управления

Во главе хунской державы стоял монарх, носивший сложный титул «рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хунский великий сенгир». Кроме того, сенгиры носили титул «танир-кут», то есть «обладающий небесной (божественной) благодатью». Кроме функций светского правителя, хунский сенгир выполнял функции первосвященника.

Главой формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась по наследству от отца к сыну.

Иерархия чиновников в государстве Хунну была очень громоздкой и сложной. Пять высших классов чиновников занимались исключительно родственниками сенгира. Это «мудрые князья», «лули – князья», «великие полководцы», «главноуправляющие», «великие начальники».

Следующие по рангу чины занимали члены знатных родов.

Территория и население

В состав империи входили, помимо Хунну, почти все кочевые народы центрально-азиатского региона, а также отдельные оседлые регионы. Территория государства была четко определена и охранялась караульными постами. Таким образом, у Хунну уже существовало понятие территории как материальной базы государства, естественного условия его существования.

Империя территориально делилась на два крыла – на западное и восточное, возглавляемые «великими начальниками». Каждое крыло в свою очередь делилось на военно-потестарные объединения, возглавляемые чиновниками и темниками. На завоеванных территориях назначались «воеводы покоренных земель», в обязанность которых входил сбор налогов и управление.

Налоги

О существовании налоговой системы у Хунну известно мало. Известно о сборе ежегодных податей с покоренного и оседлого населения. Так, у хуньцы, населявшие восточные районы империи Хунну, платили подати воловьими и лошадиными кожами и овчинами, скотом и холстами.

За неуплату податей в срок отбирали жену и детей. Одной из форм повинности было переселение жителей оседлых регионов в центр империи и превращение их в податное сословие. Из источников известно о ежегодной уплате дани Китаем, заключающейся в «определенном количестве шелковой ткани, хлопка, вина, риса и разных съестных запасов». Сбором податей занимались чиновники, «воеводы» и «наместники».

Судя по постоянному стремлению Хунну контролировать основные торговые пути, они получали определенные пошлины с торговых караванов.

Суверенитет и международная правосубъектность

С момента основания в 209 году до н.э. и до 47 года до н.э. держава Хунну обладала полным суверенитетом на своей территории и распространяла его на ряд соседних территорий. Согласно государственной идеологии Хунну сенгир является представителем Неба, и именно им он поставлен «царствовать над народами», причем это объединение осуществлялось насильственным путем. Известно о заключении договоров между Хунну и соседними государствами, в том числе с Китаем. Так, по договору 177 года до н.э. китайцы выдавали за сенгира свою принцессу и ежегодно выплачивали дань – контрибуцию.

Такой договор именовался договором мира и родства.

Правовая система

Создание сложной государственной системы привело к возникновению правового регулирования отношений в обществе. Основным источником права у Хунну был обычай. Китайские источники отмечали, что законы Хунну «легки и удобоисполнимы».

Суд протекал не более чем в десять дней, число содержащихся под стражей одновременно не превышало десяти человек. За наиболее серьезные преступления полагалась смертная казнь, за воровство – конфискация имущества, за легкие проступки делались порезы на лице.

2.2 Государство усуней и кангаров

Образование хунской державы стимулировало появление развитых государственноправовых систем на территории Казахстана, прежде всего, в регионах, находившихся под властью Хунну. Это государство усуней и кангаров. Усуни, обитавшие первоначально в районе реки Данхэ в 3 веке до н.э. были разгромлены хуннами и вошли в состав их империи. Правителю усуней был поручен «надзор за караулами при Западной стене».

С помощью сенгира усуни разгромили юэчжей и заняли Семиречье. Здесь 177 году до н.э. было основано государство, находившееся под протекторатом Хунну. Население составили потомки сакских племен Семиречье, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине 2 века до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну.

В 53 году до н.э. государство усуней распалось на две части.

Система управления

Во главе государства усуней стоял правитель, носивший титул куньбек – «великий правитель», передававший престол по наследству. Кроме того, куньбеки прибавляли к своему имени титул «би» – «князь». С 53 года до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек.

Кроме верховного правителя существовало еще несколько категорий чиновников.

Помощник куньбека носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. В некоторых китайских источниках говорится о трех чиновниках, носивших этот титул – сян-дуглу, цзо-дуглу и ю-дуглу. Ниже находились два «великих полководца и три правителя уделов.

Кроме них, источники упоминают чиновников с титулами дагянь, дуюй, дали, шечжундали, кигюнь.

Правовая система

Государства Казахстана 3 век до н.э. – 3 век н.э. обладали всеми присущими для государства функциями, в том числе нормативно-правовым регулированием отношений в обществе. Немалую роль в этом сыграло распространение письменности. На сегодняшний день известно несколько памятников руноподобного письма, предположительно оставленных усунями. Развитие социально-экономических отношений приводит к дальнейшей эволюции права собственности.

Почитать  Получение выплаты на питание кормящей матери и ребенка

У усуней возникает понятие частной собственности на скот, появляются специальные знаки-тамги для обозначения этой собственности. Среди археологических находок нередки печати с вырезанными на них тамгами.

В государстве кангаров в начале нашей эры формируется своя денежная система, начинает чеканиться собственная монета с тамгой правителя, что говорит о достаточно развитом государственно-правовом регулировании социально-экономических отношений.

3.Государство и право Казахстана в 6-12 веках

3.1 Государство и право древнетюркской империи

В 5 веке одно из позднехуннских объединений, подчиненных Китаю – ашина, перекочевали на территорию Алтая и вошли в состав жужаней. Именно это объединение носило название «тюрк». В 551 году тюрки сделали попытку освободится от власти жужаней, для чего заключили союз с Китаем.

В 552 году правитель тюрков Бумын принял титул Иль-хан, что знаменовало собой юридическое провозглашение образования новой империи – тюркской. Уже в 60-70 годы 6 века тюркам подчинились все кочевые и полукочевые объединения степной Евразии от Черного моря до Тихого океана. Таким образом, тюрки создали первую евразийскую империю.

Структура государственного управления

Главой государства считался каган из рода Ашина. Он правил как всем каганатом, так и восточной его частью. Западная часть находилась под властью правителя с титулом ябгу-каган, подчиненного кагану.

Источником власти кагана считалась божественная небесная сила Тенгри, наделяющая его своей благодатью, харизмой – кут. Отражением этих представлений была титулатура кагана, которого называли «подобный Тенгри, происходящий от Тенгри», в нее входили такие эпитеты, как «кутлуг» – «обладающий благодатью», «бильге» – «мудрый», «ышбара» – «могучий» и т.п.

Все родственники кагана носили титул тегин. Высших чиновников тюрки называли тархан, а низших, делившихся на 24 класса – буюрук, т.е. «приказные». В Западной части империи существовали такие должностные лица, как правители уделов – иркины и чоры.

Территория и административное деление.

Два крыла Западно-тюрского каганата стали основой для двух китайских наместников после поражения 656года. После китайской оккупации тюргеши возродили империю, но административная система изменилась. Каган Ушлик в начале 8 века разделил страну на 20 округов – тутук по 7 тысяч хозяйств в каждом.

Эти округи ни в коем случае нельзя называть племенами, так как их объединяла не происхождение или особенности культуры.

Право

Основным источником права у древних тюрков был обычай, кодифицированный и охраняемый силой государства. Обычное право называлось торе, а судей в источниках обозначают термином тюзель или тюзюлбек. Известно, что самыми серьезными преступлениями считались государственная измена, прелюбодеяние и убийство , которые наказывались смертной казнью. За кражу – штраф, в 9 раз превышающий сумму украденного предмета.

За ряд преступлений против личности предусматривались наказания по принципу имущественной компенсации.

Таким образом, в 6 веке в Центральной Азии возникает кочевая империя, возглавленная тюркским аристократическим родом ашина. Изменения в 8-10 в.в., совершенные правящей династией не привели к серьезным изменениям в этнической и политической системе общества и государственные образования тюрков, тюргешей и карлуков сохраняли определенную преемственность.

Заключение

Рассмотрев этапы истории государства и права Республики Казахстан, можно увидеть, что в процессе становления и развития политических и правовых институтов был вызван, прежде всего, внутренними причинами, эволюцией целого комплекса явления, включавших как производительные силы и производственные отношения, так и этнокультурные, и геоэкологические процессы.

Именно развитие общества кочевников Казахстана привело к зарождению в 1 тысячелетии до н.э. первых протогосударственных образований, превратившихся позже в настоящие кочевые империи – хунну, тюрков и монголов.

Процесс зарождения государства на территории Казахстана был подготовлен многотысячелетним ходом эволюции общества и тесно связан с развитием его экономической базы.

Начальным моментом генезиса государственности можно считать появление производящего хозяйства.

В целом, признаки государства сакских объединений 1 тысячелетия до н.э. были слабо выражены. Соответствующие институты были в зачаточном состоянии, однако эти Протогосударственные образования динамично развивались.

В III веке до н.э. развитие общества кочевников привело к образованию сложных государственно-правовых систем имперского типа. Образование протогосударственных объединений и обусловленный им рост производительных сил привёл к демографическому росту в степи и постепенному увеличению нагрузки на пастбища. В это время наблюдалось наличие централизованной власти с хорошо организованным аппаратом управления и армией; наличие отношений власти и подчинения между центром и периферией государства; наличие особой государственной идеологии; осуществление объединения частей империи путём различных форм принуждения.

В конце III тысячелетия до н.э. – в первой половине 1 тысячелетия н.э. на территории Центральной Азии складываются достаточно сложные и развитые государственно-правовые системы. Империя Хунну, объединившая большинство кочевых и ряд оседлых народов региона прошла закономерную эволюцию. Она распалась под влиянием внутренних причин на ряд мелких государственных образований.

В целом в VI-XII веках государство и право Казахстана вышли на новую, более высокую ступень развития. Появились новые институты власти – «орда», «иль», «улус», появляется налоговая система, удельно-лествичная система наследования власти, значительное развитие получает правовая система, появляются первые писанные законы.

Государство и право Казахстана этой эпохи стали основой для дальнейшего развития государственно-правовых систем на всей территории Евразии.

Лисаков, 2017 жыл

Сборник практических работ по дисциплине «Основы права» / Учебно-методическое пособие К.Б. Боранбаева – Лисаковск : 2017. – 22 стр.

Данное пособие состоит из двух разделов, которые составляет комплексные единые работы для развития и закрепления практических навыков по дисциплине «Основы права».

Сборник способствует формирование практических навыков студентов, уровня специалиста среднего звена, введение навыков применения нормативно-правовых актов. Основная задача: планирование и овладение набором методов работы с учебником, конспектом, схемами, таблицами, нормативно-правовыми актами.

Пособие рекомендовано преподавателям гуманитарных дисциплин, обучающимся.

Учебно-методическое пособие « Сборник практических работ по дисциплине «Основы права» рассмотрено на заседании методического совета Лисаковского технического колледжа и рекомендовано для публикации 16.02.2017 г., протокол №3.

© Боранбаева К.Б. 2017

Пояснительная записка

Раздел 1. Становление государства и права.

Практическая работа №1: Основные понятия о государстве.

Практическая работа №2: Основные понятия о праве и государственно-правовых явлениях .

Раздел 2. Основные отрасли права.

Практическая работа №1: Конституционное право – ведущая отрасль право Республики Казахстан.

Практическая работа №2: Основы Административного права Республики Казахстан .

Практическая работа №3: Основы гражданского и семейного права Республики Казахстан .

Практическая работа №4: Трудовое право и право социального обеспечения Республики Казахстан.

Практическая работа №5: Уголовное право Республики Казахстан.

Критерии оценки.

Инструкции (правила) по технике безопасности

Список литературы

1. Пояснительная записка.

Данный сборник практических работ разработан для обучающихся по предмету « Основы права». Основная роль и значение дисциплины «Основы права» заключается в подготовке конкурентоспособных кадров, в основе которого лежит реализация концепции правового обучения молодежи в Республике Казахстан

Цель данного сборника – формирование у студентов общего представления:

— об основных понятиях и идеях, касающихся государства, права и государственно-правовых явлениях ;

— о конституционном строе Республики Казахстан, о системе государственной власти и их взаимодействии с другими новыми общественно-политическими институтами: основ правового положения человека и гражданина; о сущности власти, политических системах, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в Казахстане и в мире в целом);

— об основных вопросах отраслей права суверенного Казахстана (административного, гражданского, семейного, трудового, право на социальное обеспечение, уголовного).

— сформировать у студентов правильное представление о конституционном строе РК, об основах правового положения человека и гражданина, и основных отраслях права; умение критически смотреть на происходящие процессы в государстве,

— содействовать развитию у студентов способности к самостоятельному мышлению, умения правильно ориентироваться в действующем законодательстве, а также правильно применять нормы гражданского, налогового, трудового, административного, уголовного законодательства к конкретным жизненным фактам;

— способствовать формированию собственной жизненной позиции, гражданственности, ответственности.

Выполнение практических работ призвано способствовать развитию у студентов аналитического мышления, умения самостоятельно работать с нормативными актами, систематизировать полученные знания. Для выработки у обучающихся практических навыков на занятиях предлагаются решить задачи, задания представляющие собой конкретные ситуации из практики государственных органов. Студент должен дать теоретический анализ ситуации и решение данной ситуации согласно нормативно-правовых актов.

При подготовке к занятиям студент не должен ограничиваться списком литературы указанной в методической рекомендации, а осуществлять ее самостоятельный поиск.

Основная задача практических занятий научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в предложенных задачах и заданиях.

Практические занятия дополняют традиционно проводимые лекции. Сначала студенты получают знания об основных понятиях и юридических конструкциях права в целом и об основных отраслях права в частности. Затем с помощью практических занятий они развивают навыки по практической реализации гражданских прав, способам их защиты, приобретают опыт выделения значимых юридических фактов, выбора необходимых для правильного решения дела норм административного, гражданского, семейного, трудового и уголовного права.

Данный сборник состоит из 7 практических работ.

Раздел 1. Становление государства и права предусматривает 2 практические работы по темам:

1. Основные понятия о государстве .

2. Основные понятия о праве и государственно-правовых явлениях .

Раздел 2. Основные отрасли права предусматривает 5 практических работ по темам:

1. Конституционное право – ведущая отрасль право Республики Казахстан.

2. Основы Административного права .

3. Основы гражданского и семейного права Республики Казахстан .

4. Трудовое право и право социального обеспечения Республики Казахстан.

5. Уголовное право Республики Казахстан .

Проведение практических работ способствует более успешному усвоению учебного материала, приобретению умений и навыков по пользованию нормативно-правовыми документами, с помощью которых можно защищать свои права, применять их не ущемляя прав других граждан, понимать значимость нормативно-правовых актов для государства и общества.

Оцените статью