Ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним

В Российской Федерации на законодательном уровне запрещено продавать алкоголь несовершеннолетним. Продажа возможна только после того, как гражданину исполняется 18 лет, при этом в торговой точке могут потребовать документ, который подтверждает этот факт. Однако зачастую желание получить материальную выгоду сильнее буквы закона.

Штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним — самое малое наказание, ведь также предусмотрена и уголовная ответственность.

Детский алкоголизм в России

В России детский алкоголизм начал стремительно развиваться сразу после распада СССР. Согласно статистике, уже к 2008 году в РФ диагноз «алкоголизм» был поставлен 12 тысячам детей (несовершеннолетних). Практически всегда первые 50 граммов алкоголя ребенку наливают дома, за праздничным столом.

Родители не задумываются над тем, к каким последствиям это может привести.

Не менее губительно и то, что алкогольные напитки продают детям в самых разных торговых точках — от сетевых супермаркетов до маленьких ларьков. Несмотря на запрет, продавцы предпочитают продать товар и получить прибыль.

Средний возраст детского алкоголизма в России ужасает — 10 лет. Несформированный организм и нестойкая психика приводят к тому, что ребёнок очень быстро привыкает к спиртному. Помимо вреда для здоровья, это приводит к деморализации и потере личности.

Для справки: формирование алкоголизма у взрослого может занять от пяти до десяти лет, а в случае с детьми — от года до трёх.

Торгуете пивом или крепкими спиртными напитками? Используйте «УТМ-Плюс» . Тут есть всё необходимое для учёта алкоголя на смарт-терминале. Вы будете контролировать продажи, списания и остатки по всем точкам, отправлять данные в ЕГАИС сразу со всех касс с одной электронной подписью.

Запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним в России и мире

Впервые на территории России (тогда ещё в составе СССР) возрастные ограничения на продажу алкоголя были введены в 1958 году. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, согласно которому продажа любых алкогольных напитков запрещалась несовершеннолетним, то есть гражданам, которые не достигли возраста 18 лет. В тексте было сказано, что запрещена «продажа водки и других спиртных напитков».

В период перестройки, когда в стране велась активная антиалкогольная кампания, возрастной ценз изменили — с 1985 по 1990 годы алкоголь было запрещено продавать лицам, не достигшим 21 года. Уже в 1991 году всё вернулось на свои места, а спиртное стали продавать после достижения 18-летия.

Чуть позже появился Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 22.11.1995, в котором прописан запрет реализации (продажи) алкоголя лицам, не достигшим возраста 18 лет. Там же можно увидеть и предусмотренный за нарушение закона штраф — от 30 000 до 500 000 ₽ (согласно статье 14.16 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ). Повторное нарушение рассматривается уже как уголовное преступление, потому наказание за него строгое — штраф в размере полугодового дохода осужденного и исправительные работы сроком на год (согласно ст. 151.1 УК РФ )

В большинстве европейских стран – в Германии, Великобритании и Франции, к примеру — запрещено продавать любой алкоголь покупателям, которые не достигли 18-летия. Между тем есть и исключения — несовершеннолетним с 16 лет продают пиво, вино и шампанское, то есть напитки, которые получены классическим методом брожения.

В странах Азии возраст запрета на приобретение алкоголя разный — от 18 до 25 лет. В некоторых странах этот вопрос отдан на откуп региональным правительствам (к примеру, в Индии это решают на уровне штатов). В Латинской Америке в большинстве стран существует запрет на покупку любого алкоголя до 18 лет, и только на Кубе этот возрастной ценз ниже: там разрешено продавать крепкие и слабоалкогольные напитки подросткам с 16 лет.

Строгий подход к вопросу продажи спиртного несовершеннолетним в США и Канаде — только с 21 года. Есть редкие исключения: некоторые провинции Канады позволяют продавать алкоголь людям с 18 лет.

Ограничения и запреты — социальная важность

В Федеральном законе №171, а точнее в статье 16 , чётко написано о запрете на продажу алкоголя детям и подросткам до 18 лет. Важно, что употребление алкоголя в юном возрасте приводит не только к ухудшению здоровья, но и к деградации личности ребёнка (подростка). Очень скоро налицо асоциальное поведение, что зачастую приводит на путь преступлений.

Государство контролирует ситуацию — оно заинтересовано в здоровом и активном молодом поколении своих граждан. К опасным напиткам, влияющим на детей очень негативно, относят не только алкоголь с содержанием этилового спирта от 0,5% и выше, но и так называемые слабоалкогольные напитки — пиво, коктейли, сидр. К списку опасных причисляют и некоторые слабоалкогольные напитки — энергетики.

Их также запрещено продавать детям до 18 лет.

Разрешёнными напитками считаются все виды безалкогольного пива, а также квас, кумыс, тан и другие (доля спирта в них не должна превышать 0,5%).

Разные виды ответственности и объекты наказания за продажу алкоголя детям

В зависимости от ситуации, ответственность и штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним в магазине или другой торговой точке могут получить:

  • физлицо — продавец, другой сотрудник, который непосредственно осуществил продажу водки, вина, пива или другого напитка несовершеннолетнему;
  • директор магазина (другой админперсонал);
  • юрлицо — организация (магазин), в котором работал нарушитель.

Существует два вида ответственности за нарушение Федерального закона — административная и уголовная. Административный штраф назначают по ст. 14.16 КоАП РФ, а уголовное наказание — по ст.

151.1 УК. Объём проданного алкоголя значения не имеет, важно, что был факт нарушения. Ответственность наступает за продажу одной бутылки и выше. Какой штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним будет платить нарушитель, зависит от конкретных обстоятельств:

  • для физлиц предусмотрен штраф от тридцати до пятидесяти тысяч рублей;
  • для админперсонала штраф стартует со 100 000 ₽ и максимально может быть 120 000 ₽;
  • для юрлиц предусмотрено наказание в виде штрафа от 300 000 ₽ до 500 000 ₽.

Уголовная ответственность может наступить только для физического лица. Для этого нарушитель должен попасться на продаже алкоголя несовершеннолетнему повторно, причём не позже чем через шесть месяцев со дня первого нарушения. В таком случае его привлекают по ст. 151.1 УК РФ, а штраф продавцу за продажу алкоголя несовершеннолетним может составить от 50 000 ₽ до 80 000 ₽. Также применяют и другие наказания:

  1. Удерживают зарплату (другие виды дохода) на срок от трёх до шести месяцев.
  2. Назначают исправительные работы (срок может быть до года).

Сервис Эвотора «КУДиР» автоматически ведет вашу отчётность, без ошибок и пропусков. Все операции попадут в отчёт, вы никогда не попадёте на штраф за заполнение КУДиР.

Какие госорганы имеют право выписывать штраф

Определять, сколько штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним в том или ином случае, могут сразу четыре государственных органа — это полиция, прокуратура, Роспотребнадзор (территориальные органы) и Отделы Росалкогольурегулирования. Вне зависимости от того, представители какого из них занимаются делом, статьи не меняются. Нарушители могут быть выявлены как в ходе проверки, так и за счёт проведения других мероприятий.

Зачастую таких продавцов помогают выявить ответственные и неравнодушные граждане.

Важно: привлекать детей и подростков в РФ для проведения специальных контрольных закупок алкоголя с целью уличить нарушителей недопустимо, это запрещено на законодательном уровне.

Нарушение закона (продажу спиртного несовершеннолетним через ЕГАИС) необходимо зафиксировать — все данные вносятся в протокол. Дальше всё будет зависеть от того, какой из органов осуществляет проверку. Так, полиция имеет право выписать штраф прямо на месте, а нарушителю остаётся только оплатить его.

Если же он по каким-либо причинам не соглашается, дело будет передано для рассмотрения в суд.

Подытожим

Для того чтобы максимально эффективно противостоять нарушениям, администрация торговой точки должна предпринять конкретные действия. Во-первых, необходимо чётко прописать должностные инструкции и действия, которые последуют за нарушением. Во-вторых — на видном месте должна находиться табличка (объявление) с текстом о том, что алкоголь несовершеннолетним в этой точке не продают.

Также важно, чтобы все участники процесса (физлица, админответственные лица, юрлицо) были ознакомлены с законодательной базой, понимали свою персональную и общую ответственность. Чтобы избежать штрафа за продажу алкогольных напитков детям и подросткам, нужно быть бдительным, вовремя попросить представить документы в любом спорном случае.

Почитать  Оформление сервитута на земельном участке

Эвотор 5i создана для приёма безналичных платежей
А подробнее?

Магазин избежал штрафа за продажу алкоголя несовершеннолетнему благодаря весенним поправкам в КоАП РФ

Магазин сумел отменить постановление о наказании по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ (розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции), в том числе потому, что работница магазина уже была оштрафована за это нарушение, а сам магазин принял все меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Продажа ребенку 17,5 лет по банке пива и сидра состоялась в июле 2020 года, тогда же была оштрафована и кассир магазина, которая не проверила паспорт покупателя. И только почти год спустя был составлен протокол в отношении юридического лица и вынесено постановление (300 тыс. руб. штрафа). Правда, с протоколом было не все гладко – их было два, под одинаковым номером, но с разной датой. На составление первого протокола был вызван защитник, при составлении второго протокола защитник не присутствовал, в период «между протоколами» административный орган успел запросить дополнительные документы.

Спорное постановление «ценой» в 300 тыс. руб. вынесено именно по второму протоколу.

Отменяя постановление, суд отметил следующее:

  • после составления первого протокола орган вынес определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, составил второй протокол – без участия защитника / законного представителя, и на основании второго протокола вынес постановление;
  • при этом о составлении второго протокола магазин не был уведомлен, поскольку телеграмма о составлении протокола не была вручена, а иными средствами связи (электронная почта, телефон) административный орган не воспользовался;
  • таким образом, при составлении второго протокола законный либо уполномоченный представитель магазина не присутствовал, объяснения по факту вменяемого правонарушения не имел возможности предоставить;
  • суд отклонил довод административного органа, что в данном случае таким образом была исправлена опечатка в первом протоколе, потому что ни в деле, ни во втором протоколе, ни у магазина нет сведений о том, что первый протокол отменен и является недействительным. Тем более что между спорными протоколами административный орган продолжал проводить административное расследование, направлял запросы, в том числе в пенсионный орган;
  • кроме того, оспариваемое постановление административного органа основывалось, главным образом, на одном доказательстве – вступившем в силу постановлении в отношении кассира. Однако это постановление не оспаривалось в суде, то есть преюдициального значения оно не имеет, следовательно, административный орган должен был полностью доказать наличие события и состава административного правонарушения в отношении магазина. А между тем в деле есть только чек (из которого даже нельзя установить, что продажу осуществил именно наказанный кассир) и объяснение кассира, и нет доказательств, подтверждающих факт продажи алкогольной продукции именно несовершеннолетнему – поскольку нет никаких документов, подтверждающих, что в день правонарушения в магазине проводилась контрольная закупка, осмотр помещений в присутствии понятых либо с видеофиксацией, либо иных мероприятий, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ, при этом ни покупатель, ни сотрудники полиции в суд не явились. Более того, в деле даже нет копии паспорта покупателя, а его показания административному органу противоречат некоторым иным фактам, при том что об уголовной ответственности за дачу ложных показаний покупатель не предупреждался;
  • при этом на момент вынесения решения суда первой инстанции вступил в силу Федеральный закон от 26 марта 2024 г. № 70-ФЗ, которым в ст. 2.1 КоАП внесены изменения, в частности, статья дополнена частью 4, согласно которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;
  • в ходе рассмотрения дела магазин указывал, что им были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, в частности, 1. в трудовом договоре с кассиром прописана обязанность работника соблюдать требования должностной инструкции, а согласно инструкции продавца-кассира, работник несет ответственность за нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, и в частности, продаже алкогольной продукции несовершеннолетнему; 2. в помещении магазина имеются вывески с информацией о запрете продажи алкогольной продукции несовершеннолетним; 3. программное обеспечение, применяемое на кассовых местах, содержит в своем составе функционал предупреждения кассиров о необходимости проверки возраста покупателя при продаже товаров, имеющих возрастные ограничения; 4. допрошенная в судебном заседании кассир, будучи предупрежденной об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, подтвердила, что ежедневно в начале смены администратор магазина проводит инструктаж с продавцами на предмет соблюдения законодательства об обороте алкогольной продукции, о чем делается специальная отметка в тетради под роспись;
  • таким образом, поскольку за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, работник магазина был привлечен к административной ответственности, а самим магазином представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что им были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, применительно к ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ указанное является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности по Федеральному закону от 26 марта 2024 г. № 70-ФЗ, который не содержит исключений применительно к каким-либо составам административных правонарушений (Постановление Девятнадцатого ААС от 4 июля 2024 г. № 19АП-2564/22).

Ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Верховного Суда РФ от 10 мая 2018 г. N 25-АД18-5 Суд оставил без изменения судебные акты о привлечении лица к административной ответственности за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, поскольку факт совершения лицом вменяемого ему правонарушения подтверждается доказательствами

Обзор документа

Постановление Верховного Суда РФ от 10 мая 2018 г. N 25-АД18-5 Суд оставил без изменения судебные акты о привлечении лица к административной ответственности за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, поскольку факт совершения лицом вменяемого ему правонарушения подтверждается доказательствами

10 августа 2018

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,

рассмотрев жалобу Ливинсон Анны Олеговны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 12 мая 2017 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2017 г. и постановление заместителя председателя Астраханского областного суда от 5 декабря 2017 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Ливинсон Анны Олеговны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 2 марта 2017 г. индивидуальный предприниматель Ливинсон А.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 15-16).

Не согласившись с данным постановлением, Ливинсон А.О. подала на него жалобу в Кировский районный суд г. Астрахани в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 22-23, 34).

Решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 24 апреля 2017 г. указанное постановление отменено, дело возвращено мировому судье на новое рассмотрение (л.д. 35-36).

По результатам нового рассмотрения дела постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 12 мая 2017 г. (л.д. 46-48), оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2017 г. (л.д. 63-64) и постановлением заместителя председателя Астраханского областного суда от 5 декабря 2017 г., индивидуальный предприниматель Ливинсон А.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Почитать  Правой статус заключения межведомственной комиссии о непригодности помещения к проживанию и не

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Ливинсон А.О. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 12 мая 2017 г., решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2017 г. и постановление заместителя председателя Астраханского областного суда от 5 декабря 2017 г., вынесенные в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ).

В силу абзаца восьмого пункта 2 статьи 16 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 253-ФЗ, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.

Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ).

Из материалов дела усматривается, что 5 февраля 2017 г. в 12 часов 32 минуты в помещении магазина «Beer club», расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. С. Перовской, д. 73, в нарушение требований абзаца восьмого пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ индивидуальный предприниматель Ливинсон А.О. осуществила розничную продажу алкогольной продукции — двух бутылок пива «Немецкое пиво», объемом 0,5 л, с содержанием алкоголя 4,5%, несовершеннолетнему X. года рождения. Указанное действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Приведенные обстоятельства подтверждены: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2); рапортом должностного лица ОДН УМВД России по г. Астрахань Хасанова Д.Ю. (л.д. 3); объяснениями Ливинсон А.О., изложенными в протоколе об административном правонарушении и в бланке объяснения, а также данными в ходе судебного разбирательства, в которых она, выражая несогласие с составлением в отношении ее соответствующего протокола, тем не менее, факт реализации алкогольной продукции несовершеннолетнему X. не оспаривала, указывая, что 5 февраля 2017 г. в 12 часов 32 минуты, находясь в принадлежащем ей магазине по вышеуказанному адресу, продала две бутылки пива молодому человеку, который визуально показался ей совершеннолетним и очень взросло выглядел (л.д. 2, 4, 40, 46); письменными объяснениями несовершеннолетнего X. и очевидца события правонарушения М. подтвердивших приобретение З. алкогольной продукции в названном магазине у индивидуального предпринимателя Ливинсон А.О. (л.д.

8, 10); копией паспорта X. (л.д. 9), а также иными доказательствами, оцененными на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Деяние индивидуального предпринимателя Ливинсон А.О. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия индивидуального предпринимателя Ливинсон А.О. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области оборота алкогольной продукции.

Довод жалобы о том, что отсутствовал повод к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, является необоснованным, противоречит материалам дела и установленным в рамках производства по делу обстоятельствам.

Согласно части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В силу пункта 3 части 1 указанной статьи одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 названного Кодекса).

Как следует из материалов дела и установлено в рамках судебного разбирательства, поводом к возбуждению настоящего дела послужило сообщение несовершеннолетнего К. о реализации ему алкогольной продукции.

В ходе производства по делу несовершеннолетним X. и очевидцем события административного правонарушения М. указывалось, что они состоят в Федеральном проекте «Трезвая Россия», 5 февраля 2017 г. примерно в 12 часов 32 минуты в магазине «Beer club», расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. С. Перовской, д. 73, несовершеннолетнему X. была реализована алкогольная продукция, о чем они сообщили в полицию.

Не доверять сведениям, которые в рамках производства по делу сообщали указанные лица, оснований не имеется, так как они последовательны, непротиворечивы, согласуются с содержанием иных собранных по настоящему делу доказательств, в том числе с объяснениями Ливинсон А.О., которая в судебном заседании поясняла, что сотрудники полиции прибыли через полчаса после названного факта реализации алкогольной продукции (л.д. 40).

Настоящее дело об административном правонарушении было возбуждено при наличии повода, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Довод жалобы об отсутствии необходимости требовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, так как сомнений в достижении им совершеннолетнего возраста не было, а в этом случае закон не обязывает продавца требовать такой документ, является несостоятельным.

Закрепленное в абзаце восьмом пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ право лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), потребовать у покупателя удостоверяющий личность документ в случае возникновения у этого лица сомнения в достижении покупателем совершеннолетия, не предполагает произвольного распоряжения названным правом и разрешения вопроса о проверке документа, позволяющего установить возраст покупателя, а равно не освобождает продавца от обязанности выполнять установленный данной нормой запрет на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.

Лицо, допустившее нарушение этого запрета, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом для привлечения к такой ответственности не имеют правового значения причины, по которым продавцом не было реализовано право требовать у покупателя документ, позволяющий установить его возраст, в том числе и если эти причины связаны с отсутствием у продавца сомнений в достижении покупателем совершеннолетнего возраста. Риск наступления последствий, связанных с привлечением к установленной законом ответственности за нарушение запрета на продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, продавец такой продукции несет и в случае, если он не реализовал названное право при отсутствии сомнений в достижении покупателем совершеннолетнего возраста.

Как обоснованно отмечено нижестоящими судебными инстанциями, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия по реализации алкогольной продукции несовершеннолетнему независимо от субъективного восприятия продавцом возраста покупателя.

Для привлечения к административной ответственности, установленной данной нормой, правовое значение имеет факт продажи несовершеннолетнему алкогольной продукции, который в рассматриваемом случае установлен и объективно подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств.

Почитать  Отказ одного из родителей от налогового вычета на ребенка

Имеющиеся по настоящему делу доказательства обоснованно признаны судебными инстанциями достаточными для подтверждения события административного правонарушения и разрешения дела по существу.

Таким образом, утверждение о том, что у Ливинсон А.О. отсутствовали сомнения в достижении покупателем совершеннолетнего возраста, не является основанием для освобождения ее от административной ответственности за совершение указанных действий.

Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении Ливинсон А.О. как гражданина, а привлечена она к административной ответственности как индивидуальный предприниматель, своего подтверждения в рамках рассмотрения настоящей жалобы не нашел.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением указанных в данной норме случаев.

Согласно части 2 этой статьи в протоколе об административном правонарушении в числе иных сведений указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения.

Вопреки утверждению заявителя, протокол об административном правонарушении составлен в отношении Ливинсон А.О. как индивидуального предпринимателя, о чем указано как при изложении сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, так и при описании события административного правонарушения. Из буквального содержания приведенных в протоколе обстоятельств события административного правонарушения следует, что в указанные выше время и месте индивидуальный предприниматель Ливинсон А.О. реализовала две бутылки пива несовершеннолетнему (л.д. 2).

Равным образом сведения о том, что данное административное правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем, содержатся в рапорте старшего инспектора ОДН УМВД России по г. Астрахань Хасанова Д.Ю. (л.д. 3). В материалах дела имеется копия свидетельства о государственной регистрации физического лица Ливинсон А.О. в качестве индивидуального предпринимателя (серия . л.д.

5), приобщенная к протоколу об административном правонарушении на стадии возбуждения дела.

При таком положении ставить под сомнение то обстоятельство, что настоящее дело об административном правонарушении возбуждено в отношении Ливинсон А.О. как индивидуального предпринимателя, оснований не имеется.

Доводы жалобы аналогичны по существу доводам, которые были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в состоявшихся по делу судебных актах. Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения индивидуального предпринимателя Ливинсон А.О. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено индивидуальному предпринимателю Ливинсон А.О. в пределах санкции части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 12 мая 2017 г., решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2017 г. и постановление заместителя председателя Астраханского областного суда от 5 декабря 2017 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Ливинсон А.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ливинсон А.О. — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б. Никифоров

Обзор документа

Верховный Суд РФ признал правомерным административный штраф, назначенный предпринимателю за продажу алкоголя несовершеннолетнему.

Для привлечения к ответственности не имеют правового значения причины, по которым продавец не потребовал у покупателя паспорт. Продавец несет риск наступления соответствующих последствий и в случае, если он не реализовал данное право при отсутствии сомнений в совершеннолетии покупателя.

Таким образом, доводы предпринимателя о том, что у него не было сомнений в возрасте покупателя, который выглядел очень взросло, не являются основанием для освобождения от ответственности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Тема: Продажа алкогольной продукции и табачных изделий лицам, не достигшим совершеннолетия

Самым распространенным нарушением, которое допускают розничные продавцы, является продажа табачной и алкогольнойпродукциинесовершеннолетним. Продажа табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет, регулируется Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»[1].

Согласно ст.20 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ, запрещаются продажа табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции путем покупки для них либо передачи им табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, предложения либо требования употребить табачную продукцию, табачные изделия или никотинсодержащую продукцию любым способом.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию или никотинсодержащую продукцию, кальяны и устройства для потребления никотинсодержащей продукции (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.3 ст.14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[2], продажа несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Запрет на продажу спиртосодержащей продукции несовершеннолетним закреплён в п. 11 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который запрещает розничную продажу спиртосодержащей продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя.

Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, является административно наказуемым деянием, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Если физическое лицо, подвергнутое административному наказанию по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, повторно будет уличено в розничной продаже алкогольной продукции несовершеннолетнему (до истечения года со дня окончания исполнения постановления о привлечении к административной ответственности), его привлекут к уголовной ответственности по ст. 151.1 УК РФ.В этом случае виновное лицо наказывается штрафом в размере от 50 000 до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

[1] Далее –«Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ»
Оцените статью