ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ И (ИЛИ) РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ
В ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ
МОРАТОРИЯ НА ПОДГОТОВКУ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Настоящий Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ «Главгосэкспертиза России» подготовлен в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в связи с введением моратория на подготовку отрицательных заключений по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее — Временный порядок).
2. Выполнение процедур, связанных с проведением государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее — государственная экспертиза), в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости, осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ «Главгосэкспертиза России», утвержденным приказом ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 24.01.2017 N 7 (далее — Приказ N 7), с учетом положений настоящего Временного порядка.
3. Управление сопровождения проектов (далее — УСП) по запросу ведущего эксперта (ГЭП) предоставляет сведения об ответственных лицах, выступающих от имени заявителя (застройщика или технического заказчика) и от генеральной проектной организации, а также контактные данные (адрес электронной почты) таких лиц (далее — ответственные представители) для обеспечения оперативного взаимодействия в части отработки замечаний к проектной документации и (или) результатам инженерных изысканий.
4. Сроки подготовки локальных и сводных замечаний определяются с учетом особенностей, предусмотренных Приложением к настоящему Временному порядку. Направление сводных замечаний на согласование ВКН (при назначении) не осуществляется.
В настоящем Временном порядке используются сокращения, принятые в Приказе N 7.
5. При формировании локальных замечаний эксперты-соисполнители проводят оценку критичности подготовленных замечаний с учетом сроков, необходимых для их отработки. Соответствующую информацию (об отработке замечаний в пределах срока проведения экспертизы и о примерных сроках их отработки) следует направлять ведущему эксперту (ГЭП) одновременно с локальными замечаниями.
6. Не позднее двух рабочих дней с момента направления сводных замечаний заявителю, в случае если ведущим экспертом назначен работник центрального аппарата, заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России», курирующий Управление, в состав которого входит ведущий отдел (далее — курирующий заместитель), или, в случае если ведущим экспертом назначен работник филиала, начальник филиала (заместитель начальника филиала), либо главный эксперт проекта (далее — ГЭП) совместно с начальником указанного Управления (или начальник Управления самостоятельно по указанию курирующего заместителя или начальника филиала (заместителя начальника филиала) обеспечивает проведение установочного совещания с участием ответственных представителей очно или в формате видео-конференц-связи. На совещании ответственные представители заявителя (и проектной организации):
— информируются о выявленных критичных замечаниях (замечаниях, отработка которых требует существенных временных и/или дополнительных финансовых затрат), а также о предложениях по срокам и подходам к отработке выявленных критичных замечаний, в том числе в части сроков промежуточного контроля за отработкой критичных замечаний и фиксацией указанных предложений в дорожной карте по отработке выявленных критичных замечаний.
Форма дорожной карты установлена приложением N 2 к настоящему Временному порядку. При подготовке проекта дорожной карты ведущий эксперт (ГЭП) получает дополнительную информацию, относящуюся к критичным замечаниям у заказчика, застройщика, проектной организации, в открытых источниках (в т.ч. о наличии у заказчика исходно-разрешительной документации, о подготовке обоснований для сметных расчетов и т.д.). Проект дорожной карты, подготовленный ведущим экспертом (ГЭП), направляется ответственным представителям заявителя и проектной организации не позднее дня проведения установочного совещания.
Учреждением устанавливается срок на согласование ответственными представителями дорожной карты, который не может превышать одного рабочего дня с момента проведения установочного совещания.
7. Дорожная карта с учетом информации о результатах проведенных совещаний, предусмотренных п. 6 настоящего Временного порядка, а также о порядке и сроках отработки сделанных замечаний, отраженных в дорожной карте, в форме утвержденной дорожной карты подлежит внесению ведущим экспертом ГЭП в CRM-систему — ФАУ ГГЭ 24. Дорожная карта со стороны Учреждения подписывается ведущим экспертом (ГЭП) и направляется ответственным представителям.
8. При необходимости эксперты-соисполнители, подготовившие локальные замечания, в рабочем порядке осуществляют взаимодействие с заявителем в части разъяснения подходов к устранению выявленных недостатков. Ведущий эксперт (ГЭП) осуществляет контроль за указанным взаимодействием.
9. Контроль за выполнением пунктов дорожной карты и за отработкой замечаний, определенных дорожной картой, осуществляется ведущим экспертом (ГЭП). Также контроль и мониторинг выполнения дорожных карт осуществляется Управлением сопровождения проектов.
При необходимости ответственные представители направляют предложения о внесении изменений в дорожную карту. Такие предложения рассматриваются ведущим экспертом (ГЭП), измененная редакция дорожной карты повторно подписывается ведущим экспертом (ГЭП).
Скорректированная дорожная карта направляется ведущим экспертом (ГЭП) для ознакомления заявителю.
В случае невыполнения сроков отработки замечаний, установленных дорожной картой, ведущий эксперт (ГЭП) обеспечивает информирование лиц, указанных в пункте 6 настоящего Временного порядка, о необходимости дополнительного взаимодействия с ответственными представителями в целях доведения до них информации о рисках досрочного расторжения договора на проведение государственной экспертизы. Контрольная дата для выполнения требований настоящего пункта устанавливается не более половины срока проведения государственной экспертизы, рассчитанного как предельный установленный законом срок с учетом продления.
Основанием для расторжения договора со стороны Учреждения является невозможность отработки замечаний, предусмотренных дорожной картой, до завершения регламентного срока проведения экспертизы с учетом продлений сроков оказания услуги, предусмотренных законодательством.
10. В случае принятия лицами, указанными в пункте 6 настоящего Временного порядка, решения о досрочном расторжении договора, такой договор должен быть расторгнут в установленном порядке в соответствии с требованиями локальных нормативных актов ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Управление сопровождения проектов в течение двух рабочих дней после принятия указанного решения уведомляет о сложившейся ситуации заявителя, государственного заказчика и саморегулируемую организацию (СРО), в которой состоит лицо, подготовившее проектную документацию (проводившее инженерные изыскания), а также направляет заявителю предложение о расторжении договора.
11. Ведущий эксперт (ГЭП) и начальники отделов-соисполнителей обеспечивают непрерывность процесса проведения оценки соответствия и при отсутствии на рабочем месте назначенного ранее эксперта-соисполнителя (по причине увольнения, временной нетрудоспособности либо нахождения в отпуске или командировке) обеспечивают незамедлительное назначение (замену) нового эксперта по соответствующей тематике.
12. В период действия Временного порядка не выдаются следующие сводные замечания, а также не производится досрочное расторжение договора на проведение государственной экспертизы по следующим основаниям:
12.1. Отсутствие расчетов на прогрессирующее обрушение для зданий и сооружений нормального уровня ответственности (за исключением зданий и сооружений класса КС-2 с массовым нахождением людей).
12.2. Отсутствие материалов научно-технического сопровождения (за исключением случаев, когда необходимость проведения научно-технического сопровождения непосредственно предусмотрена условиями задания на проектирование или задания на выполнение инженерных изысканий объекта, и при отсутствии в проектной документации иных обоснований принятых проектных решений, предусмотренных в части 6 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
12.3. Отсутствие справки уполномоченного органа государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия об отсутствии на территории планируемого строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, объектов археологического наследия (при наличии в материалах инженерно-экологических изысканий сведений об отсутствии на участке планируемого строительства соответствующих объектов, полученных на основании материалов археологических исследований).
12.4. Отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
12.5. Отсутствие заключения Федерального агентства по недропользованию об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки (по объектам, на которых не ведутся горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых).
12.6. Отсутствие согласования на строительство в границах особо охраняемой природной территории.
12.7. Отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
12.8. Отсутствие разрешения на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
13. Для оперативного информирования ответственных представителей о критичных замечаниях допустимо направление ведущим экспертом (ГЭП) таких замечаний ответственным представителям в рабочем порядке по электронной почте до наступления срока формирования сводных замечаний.
Передача права оплаты государственной экспертизы от заказчика госпредприятию
1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
13 декабря 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Был заключен контракт на разработку проектно-сметной документации на строительство тепловых сетей. В установленный срок подрядчик должен был выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной документации и получить положительное заключение экспертизы. Работы подрядчиком не были выполнены в срок, поэтому заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
Теперь подрядчик предъявляет требование о возмещении заказчиком понесенных убытков, в том числе об оплате фактически исполненного обязательства. Должен ли заказчик оплатить работы по данному контракту (без получения положительной экспертизы работа подрядчика не имеет ценности)?
Был заключен контракт на разработку проектно-сметной документации на строительство тепловых сетей. В установленный срок подрядчик должен был выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной документации и получить положительное заключение экспертизы.
Работы подрядчиком не были выполнены в срок, поэтому заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта. Теперь подрядчик предъявляет требование о возмещении заказчиком понесенных убытков, в том числе об оплате фактически исполненного обязательства.
Должен ли заказчик оплатить работы по данному контракту (без получения положительной экспертизы работа подрядчика не имеет ценности)?
30 марта 2021
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу расторжение контракта не освобождает заказчика от оплаты фактически выполненных работ надлежащего качества. Иное означало бы возникновение неосновательного обогащения на стороне заказчика. Однако если в данном случае указанные в вопросе работы не представляют потребительскую ценность, принимать и оплачивать их заказчик не обязан.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Согласно п. 1 ст.
708 ГК РФ в случае, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 3 ст. 708 ГК РФ предусмотрено, что указанные в п. 2 ст. 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
В свою очередь, п. 2 ст. 405 ГК РФ указывает, что в случае, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков. Также п. 2 ст.
715 ГК РФ определено, что в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в частности, на положениях ГК РФ. К обязательствам, возникшим из договора, в силу п. 3 ст. 420 ГК РФ подлежат применению общие положения об обязательствах (ст. 307-419 ГК РФ).
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Надлежащее исполнение прекращает обязательство (п.
1 ст. 408 ГК РФ). Кроме того, предусмотренные договором обязательства прекращаются с момента расторжения договора (п. 2 ст.
453 ГК РФ). Абзацем вторым п. 4 ст. 453 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда до расторжения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
В п. 10 постановления от 06.06.2014 N 35 «О последствиях расторжения договора» Пленум ВАС РФ сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой в случае, если к моменту расторжения договора, исполняемого по частям, поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги не были оплачены, взыскание задолженности осуществляется согласно условиям расторгнутого договора и положениям закона, регулирующим соответствующие обязательства. При этом сторона сохраняет право на взыскание долга на условиях, установленных договором или законом, регулирующим соответствующие договорные обязательства, а также права, возникшие из обеспечительных сделок, равно как и право требовать возмещения убытков и взыскания неустойки по день фактического исполнения обязательства (пп. 3 и 4 ст.
425 ГК РФ). Соответственно, расторжение контракта по общему правилу не освобождает заказчика от оплаты фактически выполненных работ надлежащего качества. Иное означало бы возникновение неосновательного обогащения на стороне заказчика.
В то же время согласно ст. 729 ГК РФ в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком, заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат. Однако эта норма указывает на наличие у заказчика права, а не обязанности принять результат незавершенной работы.
Вопрос о том, обязан ли заказчик принять и оплатить частично выполненные работы, в спорных случаях может быть решен в зависимости от того, имеют ли эти работы для заказчика потребительскую ценность (смотрите, например, постановление Двадцатого ААС от 23.08.2017 N 20АП-4200/17, постановление Двенадцатого ААС от 27.07.2016 N 12АП-5464/16).
В рассматриваемой ситуации получение положительного заключения государственной экспертизы на разработанную проектную документацию и результаты инженерных изысканий является составной частью результата работ по контракту и является обязательным в силу положений ГрК РФ, в связи с чем обязанность заказчика по оплате таких работ наступает после получения положительного заключения государственной экспертизы на спорные изыскательские и проектные работы (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 N 06АП-5726/20 по делу N А73-5036/2020, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.12.2018 N Ф09-7653/18 по делу N А60-7227/2018 и другие)*(1). Иными словами, если в данном случае указанные в вопросе работы не представляют потребительскую ценность, принимать и оплачивать их заказчик не обязан.
Что касается возможности взыскания убытков (ст. 15 ГК РФ), отметим, что нормы ГК РФ не содержат перечня конкретных расходов и неполученных доходов, относящихся к убыткам, устанавливая лишь то, что убытки делятся на две категории: на реальный ущерб, то есть расходы, которые лицо, чье право нарушено, уже произвело или должно будет произвести в будущем для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества, и на упущенную выгоду, то есть неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Однако необходимо помнить, что подрядчик обязан привести доказательства наличия таких убытков, их размера и наличия причинно-следственной связи между возникновением убытков и расторжением заказчиком контракта (п.
5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 25), п. 19 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 51 от 24.01.2000 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.01.2018 N Ф03-5450/17, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 N 19АП-8616/17).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что удовлетворение требований подрядчика в каждом отдельно взятом случае зависит от конкретных обстоятельств дела, проведенной подрядчиком подготовки к сбору доказательств, правильному расчету убытков, четкому установлению причинно-следственной связи между возникшими убытками и расторжением договора заказчиком. Кроме того, необходимо принимать во внимание также и то, что согласно ст. 71 АПК РФ доказательства, представляемые сторонами судебного спора, оцениваются судом по своему внутреннему убеждению, в их совокупности, и ни одно из таких доказательств не имеет для суда заранее установленной силы, поэтому окончательное решение по данному вопросу может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Ответ прошел контроль качества
15 марта 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) Отметим, что окончательное решение при возникновении спора будет принимать суд с учетом фактических обстоятельств. Так, например, суд при оценке наличия или отсутствия у заказчика обязанности по оплате в аналогичной ситуации исходил из условий договора, в соответствии с которыми обязанность направления проектной документации на экспертизу лежала на заказчике, суд указал, что в таком случае подрядчик выполнил работы и имеет право на оплату (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.02.2020 N Ф06-57251/19 по делу N А55-16916/2019).
Передача права оплаты государственной экспертизы от заказчика госпредприятию
II. Представление документов
для проведения государственной экспертизы
13. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются:
а) заявление о проведении государственной экспертизы, в котором указываются:
идентификационные сведения об исполнителях работ — лицах, осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания (фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, основной государственный регистрационный номер, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) индивидуального предпринимателя; полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения и адрес, адрес электронной почты (при наличии) юридического лица);
идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на государственную экспертизу (наименование объекта предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта, сноса, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого расположен или планируется расположение объекта капитального строительства (при наличии), номер и дата выдачи градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта номер и дата документа, которым утверждена документация по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); в отношении сложного объекта (объекта, в состав которого входят два и более объекта капитального строительства) указанные сведения включаются в отношении каждого объекта капитального строительства;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1590)
(см. текст в предыдущей редакции)
идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика, технического заказчика, лица, обеспечившего выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, — физического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, основной государственный регистрационный номер, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика, технического заказчика, лица, обеспечившего выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, — индивидуального предпринимателя; полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения и адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика — юридического лица, органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, а в случае если застройщик, технический заказчик, лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и заявитель не одно и то же лицо, — указанные сведения также в отношении заявителя);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1590)
(см. текст в предыдущей редакции)
сведения об использовании (о причинах неиспользования) типовой проектной документации при подготовке проектной документации, представленной для проведения государственной экспертизы, в случае если законодательством Российской Федерации установлено требование о подготовке проектной документации с обязательным использованием проектной документации повторного использования;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.03.2022 N 278)
(см. текст в предыдущей редакции)
сведения об источнике финансирования (в случае если финансирование работ предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, указывается соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации; в случае если финансирование работ предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов (далее — государственные компании и корпорации), указывается соответствующее юридическое лицо) и размере финансирования (в процентном отношении к полной стоимости проекта);
сведения о сметной или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства, содержащиеся в решении об утверждении федеральной целевой программы, региональной (муниципальной) программы, либо о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, либо о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, либо о предоставлении субсидий государственным компаниям и корпорациям, публично-правовым компаниям, в том числе в виде имущественного взноса, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных компаний и корпораций, публично-правовых компаний, или в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным компаниям и корпорациям, публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, либо о предоставлении субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, либо о предоставлении бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, или в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, либо в отношении объекта капитального строительства при детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) в составе федеральных целевых программ, региональных (муниципальных) программ, принятых в установленном бюджетным законодательством порядке;
сведения об отнесении объекта капитального строительства к объектам транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 09.04.2021 N 567)
(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)
(см. текст в предыдущей редакции)
Передача права оплаты государственной экспертизы от заказчика госпредприятию
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 февраля 2020 г. N 6470-ИФ/09
В связи с многочисленными запросами, поступающими в Минстрой России по вопросу проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает.
В силу пункта 4 части 13 статьи 48 Кодекса проектная документация должна включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 Кодекса, капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса).
Частью 1 статьи 48 Кодекса предусмотрено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства». При этом в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
В силу пункта 27(4) Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение) проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает:
а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;
в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.
Абзацем 5 пункта 27(3) Положения установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования.
Таким образом, обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена.
Застройщик подготавливает смету на проведение капитального ремонта объекта капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (дефектной ведомости).
Первый заместитель Министра