Как рассказал председатель Центрального комитета общероссийского профсоюза военнослужащих капитан 1 ранга в отставке Олег Шведков, сейчас возникают вопросы к социальному блоку военного бюджета. «Прежде к ежегодной индексации денежного довольствия (ДД) защитников отечества и военных пенсионеров, – говорит эксперт.
– Это правильно, что ДД военным и отставникам в 2024 году планируется увеличить на 10,5% при запланированном уровне инфляции в 5%. Но почему это делается не с 1 января, с 1 октября 2024 года?
Мы не знаем, какая будет реальная инфляция за 10 месяцев будущего года.
Есть опасения, что она отстанет от реальной.
Это вызывает недоумение у наших 2,78 млн военных пенсионеров. Опять экономим на людях в погонах? Думается, что это не самая эффективная экономия в нынешних условиях».
По словам Шведкова, удивляет то, что на три года неизменной остается сумма, выделяемая на медицинское обеспечение, а на увековечивание памяти погибших при защите отечества денег потратят в 1,5 раза больше, чем прежде. Многие статьи расходов отнесены к закрытой части, что не дает возможности составить разобраться в социальной части бюджета.
«Непонятна индексация различных социальных выплат – поднаем жилья, детские пособия и т.д.
Второй год подряд мы видим, что комитет по обороне поддержал бюджет без единого замечания, дополнений, возражений и предложений, не говоря уже о критике», – считает эксперт.
В экспертных документах о военном бюджете – 2024 думского комитета по обороне нет анализа данных о финансировании жилищных программ. А проблема с жильем сегодня для военнослужащих остается одной из самых болезненных.
Генерал Неткачев обратил внимание на то, что в проектах финансовых документов, которые рассматривает Госдума, «не просматриваются данные» о запланированных на 2024 год расходах, связанных с обеспечением кадровых военных постоянным жильем.
«У меня тут вопрос: эти расходы правительство вообще запланировало? Или оно ждет возвращения в Россию так называемых бездомных полков, как это уже было ранее?
Сдвиг в вопросе обеспечения жильем военнослужащих, приравненных к ним, и граждан, уволенных с военной службы. Жилищные субсидии и натуральная форма предоставления
Вопрос обеспечения жильем военнослужащих, приравненных к ним, и граждан, уволенных с военной службы продолжает остро стоять на повестке дня.
Все дело в том, что и военнослужащие, и сотрудники других силовых ведомств, и граждане уволенные с военной службы продолжают довольно продолжительное время ожидать жилищную субсидию или, так называемую, натуральную форму предоставления жилых помещений.
И это время растягивается на долгий и неопределенный срок.
По некоторым данным, таких семей, ожидающих жилья — более 40 000…
Вот некоторые МНЕНИЯ:
-С 2016 признаны необеспеченными, стоим в очереди на квартиру, на пенсии уже 3 года. Также не имеем служебного жилья. Когда будут выполнены социальные обязательства по отношению к нуждающимся — неясно! По съёмным квартирам скитаемся уже 23 года.
Бомжуем!
Будем надеяться, что нас услышат!
-Надо не бросать в беде тех кто отдал лучшие годы охраняя нашу Родину!Обратите внимание выделение дополнительных средств на жилищную субсидию для военнослужащих и военных пенсионеров! Образовалась очередь длинною в жизнь! Те кто охранял и охраняет рубежи нашей Родины не имеют собственного жилья, прописки!
Разве это достойно?!
ВЫСЛУГА МУЖА 25 ЛЕТ, В ОЧЕРЕДИ С АПРЕЛЯ 2018Г….СКОЛЬКО ЕЩЕ ЖДАТЬ. УСЛЫШЬТЕ НАС !
-Моя семья ожидает субсидию с августа 2017 года, уже 5 лет. Из ответов Департамента жилищного обеспечения ожидание ещё может растянуться на 5 и даже более лет. Нет конкретных ответов по выплате!
Выслуга 23 года в МО.
-Мы, 42000 семей ждем по несколько лет, после увольнения из ВС , жилищную субсидию… Про нас видимо забыли. Я, военная пенсионерка, с 2019 года в очереди на получение ЖС.
-Мой муж 34 года отслужил верой и правдой !! И до сих пор служит Родине ! Но до сих пор наша семья не имеет собственного жилья ! Стоим в очереди 4 года и 9 мес . Какое же это унижение. Дочь взрослая / ни замуж выйти … ничего . Это ж как надо относиться государству к своим офицерам ? Стыд и позор !
-Поддерживаю каждое слово. 25 календарных лет, ждём обещанную субсидию 6 лет. Сколько можно?
-Военные и их семьи всю службу себе не принадлежат, разные гарнизоны, военные городки, съемное жилье, дети в разные школы ходят….так неужели они не имеют право получить то, что им гарантированно законом СВОЕВРЕМЕННО жилье, а не стоять в очереди по 5 и более лет?
В основном Минобороны присылает вот такие ответы:
-Отслужила в войсках до предельного возраста ( если честно,не дали дальше служить) добросовестно.Стою на очереди на субсидию с апреля 2017 года,3 года уже на пенсии,живу в убогой служебке, которую несколько лет бьюсь чтобы признали аварийной! Видимо ждут когда нас завалит!
Вот думаю парни там за Родину погибают, а тут пенсионером по завалами собственного подъезда не хочется остаться!
-Здравствуйте, тоже пенсионер, подполковник запаса. Также бомжую. Ни в больницу сходить, ни на работу устроиться. Обидно, что то, чем гордился, стало теперь неким унизительным. Ты где живёшь, спрашивают мои одноклассники.
А мне и сказать нечего. Ужас. Просто нет слов.
-С октября 2017 года стою в очереди. С 2019 на пенсии. Сказали ждать 3 года, до сих пор жду.
Пришел ответ — ожидаемый срок решения моего вопроса 2025 год, и это не факт. Отдал родине все долги, а она про меня забыла.
И таких комментариев очень много.
-Должен был признаться в постоянном жилье (встать в очередь на жс) ещё в 17-м. Но все было некогда, служба была важнее. Да и считал, что с выплатой жс проблем особых нет, и на пенсию пока не собирался.
Признался через год, в 18-м… Теперь «кусаю локти» с пониманием того, что на нас государству слегка наплевать. Дети растут, мы не молодеем… 29 лет выслуги и ни одного года в своём жилье.
Может хоть через обращение к Верховному Главнокомандующему проблему сдвинуть с места получится…
Открытое письмо Президенту Российской Федерации Путину В.В. по вопросу обеспечения жилыми помещениями военнослужащих
17 августа 2024
От инициативной группы
Общественного движения
«Жилье военным»
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Инициативная группа Общественного движения «Жилье военным» от имени военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, обращается к Вам, как к гаранту прав и свобод человека и гражданина, по вопросу обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Указанным Федеральным законом установлено право на постоянное жилье, однако из года в год усиливается недовольство военнослужащих крайне длительными сроками ожидания реализации данного права, что вызывает социальную напряженность данной категории граждан. Основными причинами проблемы является чрезвычайно недостаточное финансирование соответствующих статей расходов федерального бюджета, отсутствие законодательно утвержденных сроков обеспечения, вследствие чего формирование федерального бюджета производится в недостаточных объемах.
Согласно официальным ответам, полученным от Минобороны России, численность нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями составляет порядка 42000 семей, в том числе около 35000 семей нуждается в выплате жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Исходя из того, что в 2024 году Минобороны России планируется обеспечить всего 2950 семей, можно предположить, что при сохранении текущих объемов финансирования сроки ожидания в очереди составят более 10 лет. Аналогичная проблема с обеспечением постоянным жильем актуальна и для других силовых ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
Начиная с 2016 года только по одной форме обеспечения, жилищной субсидии, ежегодный прирост количества нуждающихся, равно как и размер статьи расходов Минобороны России практически неизменны (в среднем 36 млрд. рублей ежегодно). При этом утвержденная средняя стоимость квадратного метра за указанный период возросла в 2,3 раза с 36008 рублей в I кв. 2016 года до 83420 рублей в III кв. 2024 года.
Таким образом в 2016 году можно было приобрести порядка 1 млн. квадратных метров жилья, а в текущем году — всего 453 тыс. квадратных метров.
Инициативной группой Общественного движения «Жилье военным» получены ответы должностных лиц государственных органов, из которых следуют явные противоречия:
- Минобороны России сообщает, что «в целях сокращения очереди военнослужащих, избравших формой обеспечения жилищную субсидию, ежегодно направляет в Правительство Российской Федерации и Минфин России сведения о дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях на предоставление военнослужащим жилищной субсидии», «до настоящего времени предложения Минобороны России по увеличению объемов финансирования расходов на предоставление военнослужащим жилищной субсидии Минфином поддержаны не были»;
- Минфин России отвечает, что «Минобороны России самостоятельно осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, … вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, Минобороны России вправе осуществить внутреннее перераспределение расходов в случае возникновения потребности в выплате жилищных субсидий»;
- Комитет Государственной Думы по обороне в заключениях на законопроекты о федеральном бюджете неоднократно указывал на необходимость дополнительного выделения средств на реализацию социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, но наряду с этим «заинтересованные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, при рассмотрении федерального бюджета выражают свое согласие с предложенными Министерством финансов Российской Федерации объемами ассигнований на указанные цели»;
- Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности сообщает, что «для Минобороны России, а также для силовых структур предусмотрены бюджетные ассигнования на выплату субсидий в объеме меньшем, чем заявленная потребность»;
- Счетная палата сообщает, что «Порядком, а также иными документами не установлен максимальный (предельный) срок, в который должна быть выплачена жилищная субсидия, в связи с чем расчетный срок обеспечения жилищной субсидией не нормирован и фактически зависит от объемов, ежегодно выделяемых Минобороны России на указанные цели бюджетных ассигнований».
Инициативная группа полагает, что проблему обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, можно решить за счет:
- принятия мер к увеличению финансирования соответствующих статей расходов федерального бюджета;
- законодательного закрепления срока реализации права на постоянное жилье в рамках периода бюджетного планирования.
На основании вышеизложенного просим:
- поручить Правительству Российской Федерации при разработке федерального бюджета на 2024 год и на плановые периоды 2024 и 2025 годов предусмотреть увеличение финансирования соответствующих статей расходов;
- поручить Правительству Российской Федерации внести изменения в действующее законодательство в части установления срока реализации права на постоянное жилье;
- совместно с Правительством Российской Федерации обеспечить согласованное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, реализующих конституционные права по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
Открытое письмо Президенту Российской Федерации Путину В.В. по вопросу обеспечения жилыми помещениями военнослужащих
В 2024 году повышение ДД на 5,5%, следовательно и размер индексации военной пенсии военным пенсионерам с 1 октября 2024 года -5,5%…
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О приостановлении действия
части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
по тексту —
Вместе с тем проект федерального закона «О федеральном бюджете
на 2024 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации,
на прогнозный уровень инфляции — 5,5 процента с 1 октября 2024 г., что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную
и приравненную к ней службу, на 5,5 процента.
С чего вы взяли, что повышение военных пенсий с 1 октября 2024 года будет на 10,5%? В бюджете индексация военных пенсий военным пенсионерам — 5,5%
Хочется сообщить нашим читателям, что в вопросе повышения и индексации военных пенсий с 1 октября 2024 года существуют, на данный момент, некоторые разногласия и непонятные моменты…
В чем заключаются эти непонятные моменты?
Во — первых, Картаполов говорит вот так:
«Важно, что законопроектом предусмотрена ежегодная индексация с 1 октября денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц в 2024 году – на 10,5 %», — отметил Председатель Комитета по обороне Андрей Картаполов.
Кроме того парламентарий обратил внимание на то, что предусмотренное в законопроекте увеличение с 1 октября 2024 года на 10,5 % денежного довольствия военнослужащих, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу также с 1 октября на 10,5 %.
«В заключение хочу отметить, что сегодня с представителями Минобороны и Минфина состоялось обстоятельное обсуждение всех основных направлений «военного бюджета», депутатам были даны исчерпывающие ответы на все задаваемые вопросы.
Подчеркну, что выделяемые объемы бюджетных ассигнований позволят обеспечить реализацию основных стратегических целей для развития Вооруженных Сил Российской Федерации и отвечают в полном объеме всем запросам Минобороны, включая потребности СВО», — подчеркнул Андрей Картаполов.
А во — вторых, есть вот такая Пояснительная записка, где черным по белому прописано увеличение лишь на 5,5%:
Вместе с тем проект федерального закона «О федеральном бюджете
на 2024 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации,
на прогнозный уровень инфляции — 5,5 процента с 1 октября 2024 г., что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 5,5 процента.
Получается некоторое противоречие, которое пока разрешить не удается из — за недостатка информации и отсутствия пояснений со стороны чиновников и депутатов…
С одной стороны говорится о повышении на 10,5%…
«на прогнозный уровень инфляции — 5,5 процента с 1 октября 2024 г., что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 5,5 процента.»
Кто прав и кому верить?
Может быть кто — то из наших читателей пояснит?
С одной стороны все логично:
- Действующим военнослужащим повысят денежное довольствие с 1 октября 2024 года на 5,5% — «на прогнозный уровень инфляции».
- Еще как в полиции введут доплату к денежному довольствию с 1 октября 2024 года — 5%.
- Всего как раз получается — 10,5%. Тут все сходится.
- Но военным пенсионерам — то повышение составит не 10,5%, а только лишь 5,5%….
«Кроме того парламентарий обратил внимание на то, что предусмотренное в законопроекте увеличение с 1 октября 2024 года на 10,5 % денежного довольствия военнослужащих, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу также с 1 октября на 10,5 %.»
НЕ ПОНЯТНО!
МОЖЕТ БЫТЬ КТО — ТО ИЗ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ ПРОЯСНИТ В КОММЕНТАРИЯХ СИТУАЦИЮ?
Закон о предоставлении жилья военным пенсионерам
Таким образом, обеспечение жильем военных пенсионеров в 2014 году всё больше будет ориентировано на получение ЕДВ, как формы обеспечения жилплощадью. Вместе с тем, военная ипотека в 2014 году продолжит развиваться.
Нормы предоставления жилых помещений, согласно вышеуказанным первым двум вариантам, установлены в этом же законе п.1-3 ст.15.1 ФЗ и составляют: 18 кв.м. на каждого человека, и рассчитывается на всех членов семьи. Этот норматив может быть скорректирован в сторону увеличения для одинокого человека на 10 кв.м.
Более того, в силу технических особенностей предоставляемой квартиры, площадь может быть увеличена до 9 кв.м. на офицера, проживающего без семьи, и рассчитывается на общую площадь предоставляемой недвижимости.
Кроме того, на дополнительные квадратные метры в размере от 15 до 25 кв.м. имеют право:
- офицеры в звании полковника и выше,
- уволенные по достижении максимально возможного возраста службы, ОШМ или болезни,
- командиры воинских частей,
- военнослужащие, имеющие почётные награды,
- преподаватели военных учреждений,
- офицеры, имеющие научные звания или степени.
Причём льготы предоставляются только по одному из вышеуказанных оснований.
К сожалению, специальная программа – жилье для военных пенсионеров создана не была, но это дает надежду на то, что Правительство планирует избавиться от уже существующей очереди бывших военных и в дальнейшем предоставлять недвижимость во время прохождения службы военнослужащими, не откладывая этот вопрос до их пенсии.
Жилищная субсидия в виде ЕДВ
Нормы жилой площади, по которым рассчитывается субсидия, выдаваемая на приобретение недвижимости, предусмотрены в специальном Постановлении Правительства РФ от 01.02.2014 года №76. Новая государственная программа интересы военных пенсионеров, в части выдачи жилищной субсидии, также затрагивает.
Реализуя своё право на жилье – военный пенсионер с января 2014 года может получить единовременную денежную выплату, которая выдаётся только один раз, и может быть использована только по назначению, то есть для приобретения недвижимости, или участия в долевом строительстве.
Согласно этому постановлению нормы рассчитываются с учётом всех членов семьи военнослужащего. Кроме того принимается во внимание общий стаж службы военнослужащего, что позволяет при большом стаже получить значительную сумму, достаточную на покупку приличного жилого помещения.
В случае наличия у офицера или членов его семьи квартиры, принадлежащей им на праве собственности или по договору соц.найма, при расчёте ЕДВ норматив жилой площади будет рассчитываться за вычетом имеющихся в собственности квадратных метров.
Норматив стоимости жилой площади устанавливается Правительством и на сегодняшний день составляет 34350 рублей. Этот показатель рассчитывается исходя из данных о средней стоимости недвижимости, по стране в целом и в последствие будет изменяться дважды в год. К сожалению, указанная стоимость довольно далека от стоимости жилой недвижимости в столице и Московском регионе.
Этот вариант обеспечения недвижимостью удобен ещё и тем, что позволяет самостоятельно выбрать регион проживания и приобрести квартиру с большей площадью, чем это предусмотрено нормативами, используемыми при расчёте общей площади квартир по договору соц.найма.
Более того, при покупке квартиры по ЕДВ есть возможность использовать и средства материнского капитала и другие личные накопления, прибавив их к выдаваемой государством субсидии. Это позволит приобрести более просторную и дорогую недвижимость, а для жителей столичного региона покрыть недостающие для приобретения желаемой квартиры суммы, купив достаточно просторное жилое помещение.
Правительство возлагает большие надежды на это нововведение, и планирует к окончанию 2014 года ликвидировать очередь военных пенсионеров на жилье. Будем надеяться, что она хотя бы значительно сократиться, и не будет расти в будущем.
Возможность приватизации
Получив недвижимость по договору соц.найма, офицер в последствии сталкивается с такой проблемой, как Порядок приватизации жилья военнослужащими — пенсионерами.
Проблема может быть вызвана тем, что:
- Во-первых, договор оформлялся на квартиру, находящуюся в закрытом военном городке. В таком случае, до тех пор, пока городок сохраняет статус «закрытого», приватизация в нем не возможна.
- Во-вторых, передача жилищного фонда в собственность местного муниципалитета нередко тянется годами, и до ее фактического завершения добиться от властей чего-либо можно только через суд.
- В-третьих, если договор заключался на ведомственную квартиру, то со стороны руководства воинской части также возможны различные препятствия, например в виде отказа на приватизацию. Такие вопросы опять-таки решаются в основном через суд.
Кроме всех вышеперечисленных вариантов офицеры, уволенные по достижению максимально возможного возраста службы, и состоящие в рядах участников НИС, имеют право на получение всей суммы накоплений положенной им на момент выхода на пенсию.
Участие в военной ипотеке даёт возможность на приобретение квартиры в любом регионе нашей страны вне зависимости от стажа и занимаемой ранее должности. Кроме того, в этом случае не принимается во внимание наличие в собственности других жилых площадей.
Правительство планирует к 2024 году перевести всех военнослужащих на эту форму обеспечения недвижимостью, что позволит молодым офицерам приобретать квартиры задолго до их выхода на пенсию. Возможно, такой подход позволит не только ликвидировать имеющуюся очередь военных пенсионеров на квартиры, но и избежать её образования в будущем.
Льготы военнослужащим на жилье
Обеспечению квадратными метрами подлежат следующие категории военнослужащих:
- Лица и члены семей военных, уволенные из рядов ВС РФ из-за возраста, здоровья или в связи со штатной реорганизацией, общий срок выслуги военнослужащего для получения квартиры которых равен 10 годам и более.
- Семьи погибших на службе солдат, а также умерших после увольнения по состоянию здоровья, выслуге (более 10 лет) или сокращенных бойцов, приобретших право на получение недвижимости до смерти.
- Обеспечение жильем членов семьи погибших военнослужащих.
- Граждане, уволенные из ОВД РФ, противопожарной части Министерства РФ и уголовно-исполнительных учреждений по аналогичным причинам.
- вышедшие на пенсию военные, обладающие правом на получение жилья в соответствии с законом об обеспечение военнослужащих жильем в СССР.
Квартплата и коммунальные услуги
Большое число граждан имеют право на уступки в оплате коммунальных услуг, к числу которых относятся водоснабжение, канализация, газ, электричество, отопление или покупка топлива. Правом на освобождение от оплаты коммунальных услуг обладают Герои СССР, РФ, полные кавалеры ордена Славы и проживающие с ними члены семей.
Жилищные льготы включают субсидии, то есть бюджетные выплаты гражданам с целью оплаты ими предоставляемых услуг, и компенсации — правительственные ассигнования, направленные на компенсацию лицам ранее понесенных ими расходов. Компенсации рассчитаны на уволенных со службы военных, пенсионеров ВС РФ и другие категории граждан.
- Скидка до 30% за пользование коммунальными услугами. Для домов без центрального отопления считается нормативный расход топлива для обогрева помещения.
- Включение в очередь для предоставления жилой недвижимости нуждающимся гражданам.
- Льготные кредиты для постройки и покупки недвижимости.
- Приобретение садового участка.
- Льготная ипотека.
Субсидии для пенсионеров
Военнослужащие — контрактники и уволенные в связи с выслугой лет, ухудшением самочувствия или сокращением штатов служивые (имеющие стаж от 20 лет), имеют право на получение жилищных субсидий.
Льготы ветеранам военной службы по оплате жилья:
- оплата 50% общей или жилой площади квартир;
- 50%-ый расчет за пользование коммунальными услугами;
- покупка топлива с 50% скидкой в рамках установленных норм.
- получить недвижимость в желаемом месте жительства;
- стать собственниками земельных участков для будущего строительства и членами жилищных кооперативов;
- сохранить очередь на квартиры военным пенсионерам и ждать получения жилплощади даже после увольнения из рядов ВС;
- получать льготы на строительство или приобретение квадратных метров при смене места жительства;
- оставаться в числе сотрудников ВС РФ до момента исполнения своих жилищных прав.
Обеспечение жильём военных пенсионеров наиболее острая тема для Государства, т.к. долги по жилью тянутся ещё со времён Советского Союза.
Военная ипотека
Льготы для военнослужащих на строительство жилья включают предоставление специального ипотечного кредита для приобретения квартир или домов на этапе строительства. Покупка недвижимости осуществляется за счет заключения договора долевого участия.
Основным преимуществом данной программы является низкая стоимость недвижимости по сравнению с готовыми квартирами, однако не исключены риски недостроя и некачественного выполнения работ застройщиком.
Стать дольщиками имеют право участники накопительно-ипотечной системы (НИС), среди которых:
- офицеры, поступившие на службу после 2005 года;
- выпускники ВУЗов, заключившие служебные контракты до появления программы;
- офицеры запаса, решившие присоединиться к рядам ВС РФ после вступления в силу закона о военной ипотеке;
- мичманы и прапорщики, служащие не менее трех лет, начиная с января 2005 года, или вступившие в должность до указанной даты;
- рядовые и сержанты, начавшие служить повторно до возникновения НИС.
Для участника накопительно-ипотечной системы открывается именной накопительный счет, на который ежемесячно перечисляются бюджетные ассигнования, а также средства от инвестирования имеющихся финансов. По истечении периода моратория, деньги можно использовать для оплаты первого взноса по военной ипотеке.
Ипотека военным пенсионерам может быть предоставлена в любом банке, по выбору последних, так как к моменту выхода на пенсию участник НИС получает все накопленные на именном счете средства. Таким образом, военнослужащий — пенсионер может выбрать недвижимость, вложить в первый взнос накопления НИС, а оставшуюся сумме оформить в ипотеку.
Каждый военнослужащий может самостоятельно выбрать кредитную организацию для сотрудничества, а также приобретаемую недвижимость.
Важно помнить, что объекты должны быть аккредитованы Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, а финансовое учреждение иметь разрешение на реализацию ипотечной программы для военнослужащих.
Для тех военнослужащих, кто дополнительно к НИС использовал собственные средства, предусмотрена льгота — возмещение НДФЛ при военной ипотеке.
Монетизация льгот
С 2014 года началась так называемая монетизация льгот военнослужащих на жилье.
С марта начнется выплата единовременных денежных пособий (ЕДВ) вместо предоставления готовых квартир. Размер ЕДВ зависит от норматива площади приобретаемой квартиры, расчетной стоимости одного квадратного метра недвижимости, а также дополнительных коэффициентов. Площадь квартиры должна соответствовать рамкам — не более 18 кв. м на одного члена семьи (за исключением отдельных категорий граждан, имеющих право на дополнительное пространство).
Стоимость недвижимости определяется в соответствии с государственными приказами.
Повышающий размер ЕДВ коэффициент зависит от выслуги лет военнослужащего.
Введение новой формы реализации имущественных прав военных призвано решить существующую жилищную проблему и сократить имеющуюся очередь. Минобороны прекращает строительство жилищного фонда, теперь будут возводиться лишь служебные квартиры.
Неоспоримым преимуществом монетизации льгот является возможность выбора помещения для приобретения. Однако защитники Отечества обеспокоены размером будущей субсидии, которого может быть не достаточно для приобретения жилья надлежащего качества. Выходом может стать добавление личных финансов или покупка строящихся домов.
Значительный перечень льгот военным на жилье отражает уважительное отношение правительства страны к своим защитникам. Однако принятые постановления и указы не всегда выполняются, что ведет к задержкам в обеспечении прав военных.
Правительство нацелено на положительный результат в решении данного вопроса в течение ближайших лет.
Получение жилья военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и военными пенсионерами и членами их семей
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ военнослужащим, нуждающимся в жилище, наравне с иными категориями граждан, определенными законодательством РФ, оно предоставляется бесплатно.
Право на получение жилья для постоянного проживания возникает у разных категорий военнослужащих в разное время.
Так, те из них, кто заключил первый контракт, получил первое офицерское звание до 1 января 1998 года, приобретают такое право после пяти лет прохождения военной службы, те, кто начал свою службу после 1998 года, но не является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих — при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет. В случае увольнения с военной службы при выслуге (не льготной) от 10 лет до 20 лет, право на получение жилья от военного ведомства сохраняется в случае увольнения по одному из «льготных» оснований (ОШМ, предельный возраст, состояние здоровья, несоблюдение условий контракта со стороны МО РФ), также такое право сохраняется в случае увольнения по любому основанию при выслуге 20 лет и более.
При этом следует знать, что само по себе то обстоятельство, что гражданин является военнослужащим, не дает ему право на получения жилья от государства. Помимо прочего, военнослужащий должен быть признан нуждающимся в обеспечении жильем (относиться к категории нуждающихся в обеспечении жильем).
Так, пленум Верховного Суда РФ в п. 25 Постановления от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснил, что «при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. «.
Так, в частности, статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений (жилищном обеспечении), к ним относятся:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом следует обратить внимание, что согласно п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства — по избранному постоянному месту жительства.
Мы разработали специально для военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей жилищные онлайн калькуляторы, калькулятор жилищной субсидии позволит самостоятельно рассчитать размер жилищной субсидии, предоставляемой военнослужащим в 1-м полугодии 2021 г., калькулятор социальной выплаты (СВ) позволит рассчитать размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения при помощи государственного жилищного сертификата (ГЖС) на 1-е полугодие 2021 г., калькулятор единовременной денежной выплаты (ЕДВ) поможет рассчитать единовременную денежную выплату на 1-й квартал 2021 г. на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемую бывшим военнослужащим и членам их семей, вставшим до 1 января 2005 года на жилищный учет через военные комиссариаты в органах власти местного самоуправления (ОВМСУ) по избранному месту жительства, в соответствии с постановлением Правительства РФ 1998 г. № 1054, а также бывшим военнослужащим Украины и приравненным к ним лицам, ставшими гражданами Российской Федерации, после принятия Республики Крым в Российскую Федерацию, в соответствии с Указом Президента РФ от 22 марта 2018 г. № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», а также онлайн калькулятор единовременной социальной выплаты (ЕСВ) на 1 кв. 2021 г. для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов УИС, ФПС и Таможенных органов РФ, а также ФСКН, денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, выплачиваемой в 2021 году военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Рассмотрим наиболее актуальные вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, военных пенсионеров и членов их семей.
Военнослужащие, бывшие военнослужащие (уволенные после 2005 года) могут реализовать свое право на получение жилья одним из следующих способов: получение жилья в натуре (по договору социального найма или сразу в собственность), посредством получения жилищной субсидии (Схему предоставления жилищной субсидии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, установленная приказом Министра обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы» можно посмотреть тут), социальной выплаты для приобретения жилого помещения при помощи государственного жилищного сертификата (ГЖС), единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой бывшим военнослужащим и членам их семей, вставшим на жилищный учет в органах власти местного самоуправления по избранному месту жительства в соответствии с постановлением Правительства РФ 1998 г. № 1054, а также, участвуя в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) (военной ипотеке, читать здесь=>>>).
Читайте подробнее: