Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
Дата подписания:02.06.2016Опубликован:06.06.2016
Вступает в силу:13.06.2016
Принят Государственной Думой 17 мая 2016 года
Одобрен Советом Федерации 25 мая 2016 года
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; 2010, N 23, ст.
2790; 2011, N 50, ст. 7345; 2015, N 51, ст. 7250) следующие изменения:
1) абзац первый статьи 5.39 изложить в следующей редакции:
«Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации -«;
2) статью 13.14 дополнить примечанием следующего содержания:
«Примечание. Адвокаты, совершившие административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.».
Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 35, ст.
3607; N 52, ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст.
6727; 2015, N 29, ст. 4394) следующие изменения:
1) подпункт 1 пункта 3 статьи 6 изложить в следующей редакции:
«1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6 1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии;»;
2) дополнить статьей 6 1 следующего содержания:
«Статья 6 1 . Адвокатский запрос
1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее — адвокатский запрос).
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.
3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.
4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:
1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;
2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;
3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.
5. Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.»;
3) в пункте 1 статьи 7:
а) подпункт 3 изложить в следующей редакции:
«3) постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации;»;
б) в подпункте 5 слова «за счет получаемого вознаграждения» исключить;
а) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
«1. Квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия присяги лицом, успешно сдавшим квалификационный экзамен, уведомляет о присвоении претенденту статуса адвоката и принятии им присяги территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.
2. Форма удостоверения и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом юстиции. В удостоверении указываются фамилия, имя, отчество адвоката, его регистрационный номер в региональном реестре. В удостоверении должна быть фотография адвоката, заверенная в порядке, установленном федеральным органом юстиции.»;
б) абзац первый пункта 3 дополнить предложением следующего содержания: «Удостоверение подтверждает право беспрепятственного доступа адвоката в здания районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, в здания, в которых правосудие осуществляется мировыми судьями, в здания прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в связи с осуществлением профессиональной деятельности.»;
а) пункт 2 дополнить подпунктом 2 1 следующего содержания:
«2 1 ) незаконном использовании и (или) разглашении информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическом несоблюдении установленных законодательством Российской Федерации требований к адвокатскому запросу;»;
б) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7. Представление о возбуждении дисциплинарного производства, внесенное в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации территориальным органом юстиции, рассматривается квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном кодексом профессиональной этики адвоката.»;
6) пункт 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:
«1. Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, вправе учредить адвокатский кабинет.»;
7) пункт 1 статьи 22 дополнить предложением следующего содержания: «В числе учредителей коллегии адвокатов должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет.»;
а) абзац первый пункта 7 изложить в следующей редакции:
«7. Адвокат осуществляет профессиональные расходы на:»;
б) пункт 10 после слов «в гражданском» дополнить словами «или административном»;
9) в пункте 2 статьи 30:
а) в подпункте 1 слова «членов совета, а» заменить словами «совета в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 31 настоящего Федерального закона, а»;
б) подпункт 11 изложить в следующей редакции:
«11) установление мер поощрения адвокатов;»;
подпункт 6 после слов «в гражданском» дополнить словами «или административном»;
подпункт 8 изложить в следующей редакции:
«8) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов по направлениям, определяемым советом Федеральной палаты адвокатов, организует профессиональное обучение по этим программам в соответствии с порядком и единой методикой, утвержденными советом Федеральной палаты адвокатов;»;
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. В случае неисполнения советом адвокатской палаты требований настоящего Федерального закона либо решений Всероссийского съезда адвокатов или совета Федеральной палаты адвокатов, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе в случае принятия решения, противоречащего указанным требованиям или решениям, неуплаты более шести месяцев обязательных отчислений на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, совет Федеральной палаты адвокатов по представлению не менее половины членов адвокатской палаты, представлению территориального органа юстиции или по собственной инициативе направляет совету адвокатской палаты предписание об отмене решения, нарушающего требования настоящего Федерального закона или противоречащего решениям органов Федеральной палаты адвокатов, либо об исполнении требований настоящего Федерального закона или решений органов Федеральной палаты адвокатов.»;
в) дополнить пунктами 4 1 — 4 3 следующего содержания:
«4 1 . Совет Федеральной палаты адвокатов отменяет решение, нарушающее требования настоящего Федерального закона или противоречащее решениям органов Федеральной палаты адвокатов, в случае неисполнения в течение двух месяцев советом адвокатской палаты предписания, содержащего требование об отмене этого решения, и вправе по представлению не менее половины членов адвокатской палаты, представлению территориального органа юстиции или по собственной инициативе созвать внеочередное собрание (конференцию) адвокатов для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты, а также приостановить полномочия президента адвокатской палаты и назначить исполняющего его обязанности до принятия внеочередным собранием (конференцией) адвокатов соответствующих решений.
4 2 . В случае неисполнения в течение двух месяцев советом адвокатской палаты предписания об исполнении требований настоящего Федерального закона или решений органов Федеральной палаты адвокатов совет Федеральной палаты адвокатов вправе по представлению не менее половины членов адвокатской палаты, представлению территориального органа юстиции или по собственной инициативе созвать внеочередное собрание (конференцию) адвокатов для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты, а также приостановить полномочия президента адвокатской палаты и назначить исполняющего его обязанности до принятия внеочередным собранием (конференцией) адвокатов соответствующих решений.
4 3 . В решении совета Федеральной палаты адвокатов должны быть указаны основания для созыва внеочередного собрания (конференции) адвокатов и приостановления полномочий президента адвокатской палаты, время и место проведения собрания (конференции) адвокатов, норма представительства и порядок избрания делегатов на конференцию.»;
11) абзац первый пункта 2 статьи 35 дополнить словами «, а также реализации иных задач, возложенных на адвокатуру в соответствии с законодательством Российской Федерации», дополнить предложением следующего содержания: «Для достижения указанных целей Федеральная палата адвокатов вправе обращаться в суд в порядке, предусмотренном статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества.»;
12) в пункте 2 статьи 36:
а) дополнить подпунктом 2 1 следующего содержания:
«2 1 ) утверждает обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности;»;
б) в подпункте 3 слова «принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета,» исключить;
подпункт 4 после слов «в гражданском» дополнить словами «или административном»;
подпункт 5 изложить в следующей редакции:
«5) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает и утверждает порядок и единую методику профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов;»;
подпункт 9 изложить в следующей редакции:
«9) утверждает рекомендации по вопросам дисциплинарной практики, существующей в адвокатских палатах;»;
подпункт 14 после слов «регламент совета Федеральной палаты адвокатов» дополнить словами «, регламент комиссии Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам (далее — комиссия по этике и стандартам)»;
подпункт 15 после слов «других членов совета Федеральной палаты адвокатов,» дополнить словами «адвокатов — членов комиссии по этике и стандартам,»;
подпункт 16 изложить в следующей редакции:
«16) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом Федеральной палаты адвокатов, а также направленные на достижение целей деятельности Федеральной палаты адвокатов, предусмотренных пунктом 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.»;
б) дополнить пунктом 7 1 следующего содержания:
«7 1 . В исключительных случаях в целях обеспечения единообразного применения норм настоящего Федерального закона, кодекса профессиональной этики адвоката и единства дисциплинарной практики, а также соблюдения решений Федеральной палаты адвокатов и ее органов президент Федеральной палаты адвокатов по собственной инициативе или по представлению вице-президента возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката при получении сведений о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм настоящего Федерального закона, кодекса профессиональной этики адвоката, неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей и направляет дисциплинарное дело в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат, для рассмотрения квалификационной комиссией и советом в порядке, предусмотренном кодексом профессиональной этики адвоката.»;
14) дополнить статьей 37 1 следующего содержания:
«Статья 37 1 . Комиссия по этике и стандартам
1. Комиссия по этике и стандартам является коллегиальным органом Федеральной палаты адвокатов, разрабатывающим стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности, дающим обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения кодекса профессиональной этики адвоката, а также осуществляющим в соответствии с кодексом профессиональной этики адвоката и регламентом комиссии по этике и стандартам иные полномочия.
2. Порядок деятельности комиссии по этике и стандартам определяется настоящим Федеральным законом, кодексом профессиональной этики адвоката и регламентом комиссии по этике и стандартам.
3. Комиссия по этике и стандартам формируется на четыре года в количестве шестнадцати членов по следующим нормам представительства:
1) от адвокатов — президент Федеральной палаты адвокатов, а также девять адвокатов, избираемых Всероссийским съездом адвокатов;
2) от федерального органа юстиции — два представителя;
3) от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — два представителя;
4) от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — два представителя.
4. Председателем комиссии по этике и стандартам является президент Федеральной палаты адвокатов по должности.
5. Комиссия по этике и стандартам:
1) разрабатывает для утверждения Всероссийским съездом адвокатов обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности;
2) по запросу президента Федеральной палаты адвокатов, совета Федеральной палаты адвокатов, совета адвокатской палаты дает обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов и утверждаемые советом Федеральной палаты адвокатов разъяснения по вопросам применения кодекса профессиональной этики адвоката и положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов;
3) обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, и в связи с этим разрабатывает для утверждения советом Федеральной палаты адвокатов необходимые рекомендации;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные регламентом комиссии по этике и стандартам.».
Удостоверения адвокатов, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, являются действительными при предъявлении адвокатами на всей территории Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
Статус адвоката повысили
Федеральным законом № 160-ФЗ от 2 июня 2016 г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены поправки, касающиеся лично адвокатов, а в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г. (далее – Закон об адвокатуре) – относительно повышения статуса адвоката.
В диспозиции ст. 5.39 КоАП РФ уточнили, в чем заключается игнорирование адвокатского запроса, за которое предусмотрено наказание, а в примечании к ст. 13.14 КоАП РФ – адвокат при привлечении к административной ответственности приравнен к должностному лицу.
Изменения, внесенные в Закон об адвокатуре, более обширны и касаются порядка выдачи адвокатского удостоверения, порядка прохода в здания госорганов; появилась новая статья (ст. 6.1), посвященная адвокатскому запросу; Всероссийский съезд адвокатов теперь вправе утверждать обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности.
Нововведения вступят в силу 17 июня 2016 г.
Но избежать труднообъяснимых нововведений депутатам Госдумы, как всегда, не удалось.
Так, ч. 3 ст. 15 Закона об адвокатуре дополнена новой нормой, согласно которой «удостоверение подтверждает право беспрепятственного доступа адвоката в здания районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, в здания, в которых правосудие осуществляется мировыми судьями, в здания прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в связи с осуществлением профессиональной деятельности».
Даже не юрист при беглом взгляде озадачится: а разве в нашей стране действуют только перечисленные суды и прокуратуры? И справедливо озадачится!
Ключевой фразой здесь является «право беспрепятственного доступа», т.е. показал удостоверение и прошел. Так вот, показать адвокатское удостоверение и беспрепятственно пройти адвокат вправе не только в упомянутые суды.
Систему судов общей юрисдикции согласно Федеральному конституционному закону № 1-ФКЗ от 7 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» образуют верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее – районные суды); военные суды…; специализированные суды…, а также мировые судьи в субъектах Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов РФ); специализированные арбитражные суды.
Выходит, по новому закону в здания вышеперечисленных судов адвокат беспрепятственно пройти может только в упомянутые в ч. 3 ст. 15 Закона об адвокатуре «арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации», а в остальные суды, предусмотренные федеральными конституционными законами, например, областные, беспрепятственно пройти станет проблемой?
Дальше – больше. По диспозиции этой же ч. 3 ст. 15 Закона об адвокатуре в новой редакции адвокат беспрепятственно может пройти «в здания прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур…»
А разве у нас есть только «прокуратуры города и районов»?
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры… а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
То есть, по новым правилам, попасть в прокуратуры субъектов адвокат беспрепятственно не сможет?
Не упоминаются здания Министерства внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний (СИЗЩ, тюрьмы и т.д.). Надо полагать, потому пройти в них, лишь показав адвокатское удостоверение, нельзя, требуется, как и прежде, специальное разрешение следователя, судьи…
А не проще ли (и дешевле) было указать: «Удостоверение подтверждает право беспрепятственного доступа адвоката в здания государственных органов власти, органов местного самоуправления и прокуратуры в связи с осуществлением профессиональной деятельности. Право беспрепятственного доступа адвоката может быть ограничено только федеральным законом»?
«Крепость» как препятствие на пути к доверителям
Допуск адвокатов к доверителям для оказания юридической помощи, а точнее воспрепятствование ему со стороны правоохранительных органов – тема, регулярно обсуждаемая в адвокатских кругах.
Адвокат в ситуации, когда ему необходимо попасть на территорию ОВД или место производства следственных действий (обыск, осмотр и т.д.), изначально находится в неравном положении по сравнению с сотрудниками полиции или Следственного комитета РФ, поскольку в настоящее время порядок устроен так, что адвоката «допускают» или «пропускают» на вышеуказанные территории. При этом удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката, однако оно не предоставляет адвокату право прохода. Удостоверение подтверждает право беспрепятственного доступа адвоката только в здания районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, в здания, в которых правосудие осуществляется мировыми судьями, в здания прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в связи с осуществлением профессиональной деятельности (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 29 июля 2017 г.)).
Недавно и мне довелось столкнуться с ярким примером незаконного недопуска к своему подзащитному.
Читайте также
ФПА сообщили о недопуске адвокатов к доверителям под предлогом спецмероприятий
Комиссия ФПА РФ по защите прав адвокатов и АП г. Москвы проверят информацию об отказе полиции пропустить защитников к административным задержанным под предлогом плана «Крепость», предусмотренного для чрезвычайных ситуаций
05 февраля 2018 Новости
Утром 28 января 2018 г. мой доверитель был задержан по месту работы и доставлен в ОМВД России по району Даниловский г. Москвы. Через некоторое время после его задержания я приехала к вышеуказанному ОМВД, находящемуся по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 15, стр. 2. Около контрольно-пропускного пункта я встретила двух адвокатов, Владимира Борисовича Воронина и Андрея Евгеньевича Скрипниченко, которые не могли попасть на территорию ОВД для осуществления защиты своих доверителей в связи с проводимыми сотрудниками полиции мероприятиями под названием «Крепость».
Недалеко от КПП стоял служебный автомобиль и рядом два сотрудника полиции, ограничивавшие наш проход на территорию ОВД. На мое требование пропустить к подзащитному при предъявлении адвокатского удостоверения и ордера я получила отказ.
В связи с данными обстоятельствами я позвонила в ГУ МВД России по г. Сообщив о недопуске к задержанному доверителю на основании якобы проводимых в Даниловском ОМВД мероприятий под названием «Крепость», я обратилась с просьбой провести проверку по данному факту и оставила свои контактные данные и обратный адрес.
Совместно с адвокатами Вероникой Валерьевной Поляковой, Владимиром Борисовичем Ворониным и Андреем Евгеньевичем Скрипниченко я повторно попыталась попасть на территорию ОВД, осуществляя при этом видеозапись происходившего со своего телефона. Сотрудник полиции, находившийся на контрольно-пропускном пункте (жетон «МВД РОССИИ ПОЛИЦИЯ 014059 МКВ»), отказался нас пропускать к задержанным доверителям. На наши требования представить приказ о проводимых мероприятиях, а также назвать Ф.И.О. должностного лица, которое его вынесло, он сообщил, что постарается узнать.
Через 10–15 минут также под видеозапись сотрудник сказал, что он не смог уточнить реквизиты приказа и Ф.И.О. должностного лица.
Спустя некоторое время к ОВД прибыл муниципальный депутат по Даниловскому району г. Москвы Анна Владимировна Десятова, которую после представления удостоверения также отказались пускать со ссылкой на введенный план «Крепость». Вместе с тем около 15:20 подъехал автомобиль доставки продуктов питания Domino’s Pizza. Водитель беспрепятственно, не представляя никаких документов сотруднику (!), прошел через КПП с сумкой с едой и через непродолжительное время покинул территорию ОВД, что доказывает имеющееся фотоподтверждение.
В связи с этим я повторно позвонила в УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве, сообщив, что меня по-прежнему не пускают к доверителю, при этом на территорию ОВД проходят все, кроме четырех адвокатов, в том числе и курьеры с пиццей.
Стоит отметить, что Приказом МВД России от 25 мая 2009 г. № 400 установлены сигналы для сбора личного состава, в том числе:
«Предупреждение и пресечение преступлений против общественной безопасности
5. “КРЕПОСТЬ” – сбор личного состава, привлекаемого к пресечению захвата собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск.
Для передачи сигналов создается система оповещения, которая включает: схему оповещения, маршруты движения транспорта для сбора личного состава; карточки оповещения для посыльных; памятки оповещаемому личному составу с указанием его действий после получения сигнала. Оповещение производит дежурная часть МВД (ГУВД, УВД).
Силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск, привлекаемые к действиям при ЧО, после оповещения и сбора могут приводиться в готовность № 2 и № 1.
Приводить в готовность № 2 и № 1 имеют право:
- Министр внутренних дел Российской Федерации, министр внутренних дел республики, начальники ГУВД, УВД (с последующим немедленным докладом Министру внутренних дел Российской Федерации) – МВД (ГУВД, УВД);
- Министр внутренних дел республики (начальник ГУВД, УВД), начальник горрайоргана (с последующим немедленным докладом МВД, ГУВД, УВД) – горрайорганы;
- Министр внутренних дел Российской Федерации, министр внутренних дел республики, начальник ГУВД, УВД (в условиях, не терпящих отлагательств, с последующим немедленным докладом Министру внутренних дел Российской Федерации) – высшие учебные заведения;
- Министр внутренних дел Российской Федерации, министр внутренних дел республики, начальник ГУВД, УВД (с последующим немедленным докладом Министру внутренних дел Российской Федерации) – резервы (сводные отряды) МВД (ГУВД, УВД);
- Министр внутренних дел республики, начальник ГУВД, УВД – резервы (сводные отряды) горрайорганов».
Ни одного из вышеперечисленных действий на территории ОМВД России по району Даниловский г. Москвы при мне не осуществлялось, что говорит только об одном – о совершении сотрудниками правоохранительных органов преступлений, предусмотренных ст. 285, 286 УК РФ.
С 11:30 до 15:30 я находилась около Даниловского ОМВД с вышеуказанными адвокатами. На территорию ОВД нас так и не пустили, однако в этот период времени туда проходили иные лица: сотрудники полиции и очевидно не являющиеся сотрудниками правоохранительных органов.
Более того, когда я вернулась около 18:00 к ОМВД для написания заявления о совершении сотрудниками ОВД преступлений, предусмотренных ст. 285, 286 УК РФ, меня и адвоката Андрея Евгеньевича Скрипниченко снова не пустили на территорию ОВД, хотя при нас свободно проходили иные граждане. В 18:50, позвонив по телефону в дежурную часть Даниловского ОМВД, мы попросили указать причины недопуска нас к подзащитным.
Дежурный сообщил, что мероприятия под названием «Крепость» продолжаются, что нам можно прийти завтра, что в услугах адвоката задержанные не нуждаются, а знать реквизиты приказа, на основании которого проводится «Крепость», нам не полагается.
Читайте также
«Адвокатов не пускаем – у нас тут “Крепость”»
Циничное злоупотребление со стороны МВД привело к нарушениям права граждан на защиту
16 мая 2018 Мнения
Необходимо отметить, что в течение этого дня с нашими подзащитными проводились действия в рамках дел об административных правонарушениях: у них брали объяснения, в отношении некоторых из них составлялся протокол о доставлении, протокол об административном правонарушении и т.д.
Мой подзащитный был отпущен около 19:00 без оформления протокола, т.е. человек был лишен свободы, еды и питья, юридической помощи без законных на то оснований более 8 часов, и никто в настоящее время не понес за подобные действия наказания.
Из-за незаконных действий сотрудников полиции люди не имели возможности реализовывать свое конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи, хотя для ее оказания адвокатами были соблюдены все правила, предусмотренные законом.
Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях предоставляет каждому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, право пользоваться юридической помощью защитника (ст. 25.1 КоАП РФ). В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным адвокатским образованием (ст. 25.5 КоАП РФ).
Согласно подп. 5 п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокат вправе беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности.
Конституционное право каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ) предполагает обеспечение возможности пользоваться помощью именно избранного адвоката.
Вероятно, вышеуказанные нормы закона действуют в нашей стране не для всех, и кому-то на них немножечко все равно.
Поскольку единственным оружием адвоката в борьбе с незаконными действиями должностных лиц являются блокнот и ручка, то по данным обстоятельствам нами были написаны жалобы в московскую прокуратуру, Следственный комитет, Федеральную палату адвокатов и Комиссию по защите прав адвокатов АП г. Москвы. В настоящее время по доводам, изложенным в жалобах, проводятся проверки.
Мы надеемся на проведение полноценных проверок и получение реальных результатов, так как недавно мне стало известно от коллег, что они также столкнулись с проведением в Даниловском ОМВД мероприятий под названием «Крепость».
Полагаю, что способами решения возникающих проблем являются законодательное закрепление возможности беспрепятственно проходить на территорию любых объектов (территория и здания ОВД, таможенная зона в аэропорту, учреждения ФСИН и т.д.) при предъявлении адвокатом удостоверения и ордера, а также приравнивание удостоверения адвоката к документу, удостоверяющему личность. Следует дополнить данными положениями Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», УПК РФ, КоАП РФ и иные отраслевые законы.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ
1. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
2. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
3. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:
работниками юридических служб юридических лиц (далее — организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;
участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;
нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.
4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона.
Статья 2. Адвокат
1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.
Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также — адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также — Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.
(Пункт в редакции Федерального закона от 20.12.2004 № 163-ФЗ)
2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.
5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.
Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.
6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)
Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.
Статья 3. Адвокатура и государство
1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
3. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.
4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.
Статья 4. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре
1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 20.12.2004 № 163-ФЗ)
2. Принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 20.12.2004 № 163-ФЗ)
Статья 5. Использование терминов, применяемых в настоящем Федеральном законе
Использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, организациями.
(Статья в редакции Федерального закона от 20.12.2004 № 163-ФЗ)
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АДВОКАТА
Статья 6. Полномочия адвоката
1. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.
Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также — соглашение) для вступления адвоката в дело.
3. Адвокат вправе:
1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии; (В редакции Федерального закона от 02.06.2016 № 160-ФЗ)
2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;
5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;
6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;
7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
4. Адвокат не вправе:
1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;
2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:
имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;
участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;
состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;
оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;
3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;
4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;
5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;
6) отказаться от принятой на себя защиты.
5. Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.
Статья 61. Адвокатский запрос
1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее — адвокатский запрос).
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.
3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.
4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:
1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;
2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;
3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.
5. Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.
(Дополнение статьей — Федеральный закон от 02.06.2016 № 160-ФЗ)
Статья 7. Обязанности адвоката
1. Адвокат обязан:
1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;
2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; (В редакции федеральных законов от 20.12.2004 № 163-ФЗ; от 24.07.2007 № 214-ФЗ)
3) постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 02.06.2016 № 160-ФЗ)
4) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции; (В редакции Федерального закона от 20.12.2004 № 163-ФЗ)
5) ежемесячно отчислять средства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — собрание (конференция) адвокатов), а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием; (В редакции федеральных законов от 20.12.2004 № 163-ФЗ; от 02.06.2016 № 160-ФЗ)
6) осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности.
2. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом.
Статья 8. Адвокатская тайна
1. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
2. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.
Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА 3. СТАТУС АДВОКАТА
Статья 9. Приобретение статуса адвоката
1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 20.12.2004 № 163-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:
1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
3. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее — квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также — претендент), квалификационного экзамена. (В редакции Федерального закона от 20.12.2004 № 163-ФЗ)
4. В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:
1) в качестве судьи;
2) на требующих высшего юридического обр