Право на внеочередное получение жилья

Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилое помещение должно быть предоставлено после возникновения права на получение жилья вне очереди, а не в порядке очереди (по списку внеочередников). Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 января 2013 г. N 18-КГ12-92 (Извлечение) — Верховный Суд Российской Федерации

Личный кабинет
Главная страница
Общая информация
Подача обращений
Электронная справочная

Пресс-центр

3. Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилое помещение должно быть предоставлено после возникновения права на получение жилья вне очереди, а не в порядке очереди (по списку внеочередников) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 января 2013 г. N 18-КГ12-92 (Извлечение) В. обратилась в суд с иском в интересах недееспособного А. к администрации г. Сочи о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на то, что она является опекуном недееспособного инвалида II группы А., страдающего тяжелой формой хронического психического заболевания, требующего постоянного диспансерного наблюдения, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378. А. распоряжением главы Адлерского района г. Сочи от 13 октября 2011 г. признан малоимущим. Постановлением главы г. Сочи от 24 ноября 2010 г. А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в список "Лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний" под номером 13. А. зарегистрирован и проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности В. В указанной квартире общей площадью 26,7 кв. м, в том числе жилой 13,5 кв. м, зарегистрированы и проживают четыре человека, обеспеченность каждого из них общей площадью составляет 6,67 кв. м, жилой площадью - 3,38 кв. м, что менее учетной нормы. Иного жилого помещения в собственности либо по договору социального найма А. не имеет.

Считая нарушенными жилищные права ее подопечного А., В. просила суд обязать администрацию г. Сочи предоставить А. вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 февраля 2012 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 апреля 2012 г., в удовлетворении иска В. отказано. В кассационной жалобе В. просила об отмене вынесенных по делу судебных постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 22 января 2013 г. жалобу удовлетворила, указав следующее. В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. При рассмотрении данного дела существенные нарушения норм материального и процессуального права допущены судами первой и апелляционной инстанций. Отказывая в иске, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что требования о возложении обязанности на органы местного самоуправления незамедлительно предоставить по договору социального найма А. жилое помещение не основаны на законе, в том числе противоречат ст.

1 ГК РФ, поскольку при их удовлетворении будут нарушены права и охраняемые законом интересы третьих лиц, которые находятся в списке внеочередников на предоставление жилого помещения и поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ранее А. Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Названные требования закона не были учтены судом при рассмотрении возникшего спора, что привело к неправильному разрешению дела и нарушению прав А. Кроме того, существенное нарушение норм процессуального права было допущено судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания (ст.

155 ГПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке. Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Частью 1 ст. 113 ГПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Таким образом, независимо от того, какой из способов извещения участников судопроизводства избирается судом, любое используемое средство связи или доставки должно обеспечивать достоверную фиксацию переданного сообщения и факт его получения адресатом. В кассационной жалобе В. указывала, что не была извещена о времени и месте рассмотрения дела судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда, в связи с чем лишена возможности пользоваться предоставленными ей законом процессуальными правами. В материалах дела отсутствовала какая-либо информация о направлении участвующим в деле лицам извещения о назначении слушания гражданского дела по иску В. в интересах недееспособного А. о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма в апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда.

Как усматривается из протокола судебного заседания суда апелляционной инстанции от 24 апреля 2012 г., никто из участвующих в деле лиц в судебное заседание не явился, каких-либо сведений, свидетельствующих о способе извещения их о времени и месте судебного разбирательства, в протоколе также не содержалось. Таким образом, как указывалось в кассационной жалобе, при отсутствии сведений о надлежащем извещении В. о времени и месте рассмотрения дела суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в ее отсутствие в нарушение ч. 2 ст. 167 ГПК РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 февраля 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 апреля 2012 г. отменила. Приняла по делу новое решение, которым обязала администрацию г. Сочи предоставить А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления. _____________

Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд
Российской Федерации,
2022 год
Социальные сети
Информация с сайта
Верховного Суда Российской Федерации.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилое помещение должно быть предоставлено после возникновения права на получение жилья вне очереди, а не в порядке очереди (по списку внеочередников). Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 января 2013 г. N 18-КГ12-92 (Извлечение) — Верховный Суд Российской Федерации

Кто имеет право на внеочередное получение жилого помещения

Подборка наиболее важных документов по запросу Кто имеет право на внеочередное получение жилого помещения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Наем социальный:
  • Договор найма специализированного жилого помещения для детей сирот
  • Договор социального найма
  • Жилье ветеранам
  • Жилье сиротам
  • Изменение договора социального найма
  • Ещё.
  • Жилье:
  • Акт приема передачи квартиры по договору дарения
  • Акт приема передачи квартиры после ремонта
  • Амортизация жилого фонда
  • Амортизация квартир в бухгалтерском учете
  • Апартаменты это
  • Ещё.

Судебная практика: Кто имеет право на внеочередное получение жилого помещения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 «Обеспечение инвалидов жильем» Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Е.М., судебные инстанции, руководствуясь положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации, статей 14, 49, 51, 55, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 987 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении гражданского дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, обоснованно исходили из того, что Е.М. относится к категории лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь. При этом судебные инстанции указали, что действующее жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.»

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 49 «Предоставление жилого помещения по договору социального найма» ЖК РФ «Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьями 14, 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что К., являющаяся нуждаемой в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, страдающая тяжелой формой хронического заболевания (F20), включена в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья по г. Владикавказ, однако до настоящего момента жильем не обеспечена, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований К.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Кто имеет право на внеочередное получение жилого помещения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Очередь на жилье. Есть ли надежда?
(Новикова Е.)
(«Жилищное право», 2018, N 2) Таким образом, в Российской Федерации возможно обеспечение бесплатным жилым помещением по договору социального найма определенных категорий граждан: малоимущих, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и иных граждан. При этом постановка на учет в качестве нуждающегося на самом деле еще не гарантирует фактического получения необходимого жилья. Свое право придется неоднократно доказывать подтверждающими документами и ждать, возможно, не один десяток лет. Даже граждане, имеющие право внеочередного получения жилого помещения, вынуждены через суд отстаивать это право. Но и после получения судебного решения в пользу гражданина, имеющего право на жилье, может пройти еще большое количество времени, потому что администрация отпишется отговоркой о недостаточном финансировании и нехватке имеющегося жилья в специализированном жилом фонде.

К сожалению, право на бесплатное жилье от государства в РФ — это практически только формальность, а получение необходимой некоторым категориям граждан помощи от государства так и остается несбывшейся мечтой.

Нормативные акты: Кто имеет право на внеочередное получение жилого помещения

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021) 12. Несовершеннолетним детям, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, соответствующее жилье предоставляется с учетом необходимости проживания в нем по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним.

«Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) 3. При разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Прокурор разъясняет — Прокуратура Сахалинской области

    Жилье может быть предоставлено гражданам вне очереди по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 91.15 ЖК РФ). Вне очереди жилые помещения вправе получить, в частности, следующие категории граждан.

    1. Граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции В целях получения нового жилья, для признания жилого помещения непригодным для проживания должны быть определенные основания. Так, жилое помещение признают непригодным для проживания, если будут выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие : 1. ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или эксплуатационных характеристик отдельных его частей, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; 2. изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. 2. Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание В данном случае наличие тяжелой формы хронического заболевания, включенного в определенный перечень, должно быть подтверждено медицинским заключением. При этом решение о внеочередном предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему заболеванием, принимается с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, а если это необходимо, то и других членов его семьи.

    Перечень тяжелых форм хронических заболеваний утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н. 3. Педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях Согласно п.6 ч.5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» данная категория граждан имеет право на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, а также право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Для вышеперечисленных категорий граждан обязательным условием является факт постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

    4. Дети-инвалиды сироты или дети-инвалиды, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в организациях социального обслуживания. В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» данная категория граждан подлежит обеспечению жилыми помещениями вне очереди по достижении инвалидом возраста 18 лет, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

    Прямая ссылка на материал

    • Вконтакте
    • LiveJournal

    Прокуратура
    Сахалинской области

    Прокуратура Сахалинской области

    Дата публикации:

    25 июня 2021, 19:00

    «Кто имеет право получить жилье вне очереди»

    Жилье может быть предоставлено гражданам вне очереди по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст.

    91.15 ЖК РФ). Вне очереди жилые помещения вправе получить, в частности, следующие категории граждан. 1. Граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции В целях получения нового жилья, для признания жилого помещения непригодным для проживания должны быть определенные основания.

    Так, жилое помещение признают непригодным для проживания, если будут выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие : 1. ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или эксплуатационных характеристик отдельных его частей, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; 2. изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. 2. Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание В данном случае наличие тяжелой формы хронического заболевания, включенного в определенный перечень, должно быть подтверждено медицинским заключением. При этом решение о внеочередном предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему заболеванием, принимается с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, а если это необходимо, то и других членов его семьи. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н. 3. Педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях Согласно п.6 ч.5 ст.

    47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» данная категория граждан имеет право на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, а также право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Для вышеперечисленных категорий граждан обязательным условием является факт постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. 4. Дети-инвалиды сироты или дети-инвалиды, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в организациях социального обслуживания.

    В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» данная категория граждан подлежит обеспечению жилыми помещениями вне очереди по достижении инвалидом возраста 18 лет, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

    Право на внеочередное получение жилья

    Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

    2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

    1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

    2) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;

    3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

    3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

    4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

    5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

    6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

    7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

    8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

    9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

    Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

    Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Габлевский С.Е. страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем на основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке. Делая вывод о необходимости предоставления жилого помещения Габлевскому С.Е. и его матери Щеголевой Т.Е., суд сослался на малолетний возраст Габлевского С.Е. и его нуждаемость в постоянном уходе.

    Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

    статьи 57, в соответствии с которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев (часть 1); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2); по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5);

    При рассмотрении спора суды руководствовались статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 84, 135 — 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьями 15, 19, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), и учитывали, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

    Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

    Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

    Принимая оспариваемые заявителями судебные акты, суды руководствовались положениями статей 65, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Самарской области от 11.06.2006 N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» и исходили из того, что расходы истца, связанные с возложенной на него судом обязанностью по предоставлению жилого помещения подлежат взысканию за счет субъекта Российской Федерации -. субъекта Самарской области в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета.

    При рассмотрении спора суды руководствовались статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 135 — 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями федеральных законов от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон о социальной защите инвалидов), от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и исходили из того, что убытки администрации подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 17, 28.2 Закона о социальной защите инвалидов.

    Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Общества о признании недействительными договора социального найма и, как следствие, заключенного на его основании договора приватизации жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что спорная квартира предоставлена Павловой Н.Н. с нарушением требований части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившимся в заключении договора социального найма с гражданином, не состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях. При этом суд указал, что Общество является заинтересованным лицом, которое вправе требовать признания указанных сделок недействительными. Заинтересованность Общества выражается в том, что в случае удовлетворения исковых требований права Общества будут восстановлены посредством исполнения дополнительного соглашения к договору передачи жилищного фонда и возвращения спорной квартиры в собственность Общества.

    Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд Российской Федерации правильно исходил из того, что определение размера единовременной социальной выплаты с учетом общей площади жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи, которое установлено в оспоренных Правилах, осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах своей компетенции и соответствует части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой закреплен правовой принцип, направленный на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.

    Пункт 47 Положения содержит варианты формулировок заключений, выдаваемых межведомственной комиссией. Оспариваемые нормы данного пункта Положения не предусматривают возможности произвольного принятия решения межведомственной комиссией и соответствуют нормам жилищного законодательства. Так, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    В апелляционной жалобе С., полагая решение суда необоснованным и незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение. Как указано в жалобе, требования абзаца третьего пункта 32 Правил, предъявляемые к молодым семьям, вступившим в Подпрограмму на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть имеющим на праве собственности жилье и сохранившим его после приобретения жилого помещения с использованием социальной выплаты, противоречат пункту 7 Правил (в части), абзацу второму пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 1, пункту 2 части 1 и части 2 статьи 51, части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и, следовательно, положениям части 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем являются недействующими с момента принятия в отношении названных семей.

    Часть 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 5 ст. 14 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

    1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации администрация города Благовещенска оспаривает конституционность пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне, и части 3 статьи 57 того же Кодекса, согласно которой гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления; решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Заявитель оспаривает также часть третью статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

    1. Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 25 декабря 2008 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 марта 2009 года, были частично удовлетворены требования граждан М.В. Артюкиной, М.В. Кошолкиной, С.В. Федотова, Л.С.

    Федотовой, В.И. Фисунова, В.И. Честных и А.В. Шарковой к администрации городского округа Железнодорожный о восстановлении их жилищных прав.

    Суд, в частности, признал непригодным для проживания многоквартирный жилой дом, в котором проживают истцы, и, руководствуясь в том числе статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязал ответчика предоставить истцам и членам их семей взамен занимаемых ими в указанном доме комнат в коммунальных квартирах равнозначные по общей площади благоустроенные жилые помещения. В удовлетворении требований указанных граждан о признании за ними права на внеочередное предоставление других благоустроенных жилых помещений в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации было отказано, поскольку они на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма не состоят.

    Важно также учитывать, что на основании пункта 4 части 1 статьи 51, пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ малоимущие лица, страдающие включенными в Перечень заболеваниями, проживая в квартирах, занятых несколькими семьями, признаются нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке и своевременное предоставление им жилых помещений обеспечивает возможность проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в коммунальных квартирах, из которых выбыли лица, страдающие указанными заболеваниями.

    дополнить предложением следующего содержания: «Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.»;

    Законность оспариваемых нормативных положений суд обосновал, в частности, ссылкой на положение части 7 статьи 57 «Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Жилищного кодекса Российской Федерации об учете площади жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого ему по договору социального найма, как направленное на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.

    Проверка же законности и обоснованности судебных решений с учетом положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе установление и исследование фактических обстоятельств, послуживших основанием к отказу в удовлетворении требований заявительницы, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Оцените статью