Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat — это самый крупный каталог научных работ в российском интернете. За более чем десятилетнюю историю проекта пользователи нашей библиотеки оставили огромное количество Отзывов о нашей работе.
Каталог диссертаций и авторефератов по специальностям ВАК РФ
Медицинские науки — 14.00.00
- Хирургия
- Внутренние болезни
- Кардиология
- Акушерство и гинекология
- Педиатрия
- Стоматология
- Общественное здоровье и здравоохранение
- Патологическая физиология
- Нервные болезни
- Фармакология, клиническая фармакология
- Онкология
- Аллергология и иммулология
- Восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия
- Гигиена
- Лучевая диагностика, лучевая терапия
- Травматология и ортопедия
- Психиатрия
- Анестезиология и реаниматология
- Глазные болезни
Биологические науки — 03.00.00
- Экология
- Физиология
- Биохимия
- Ботаника
- Микробиология
- Биофизика
- Генетика
- Биотехнология
- Молекулярная биология
- Зоология
- Гистология, цитология, клеточная биология
- Паразитология
- Физиология и биохимия растений
- Почвоведение
- Ихтиология
- Гидробиология
- Энтомология
- Вирусология
- Радиобиология
- Биологические ресурсы
- Микология
- Эмбриология, гистология и цитология
- Молекулярная генетика
- Антропология
- Биология развития, эмбриология
- Биоинформатика
Экономические науки — 08.00.00
- Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда
- Экономическая теория
- Финансы, денежное обращение и кредит
- Бухгалтерский учет, статистика
- Мировая экономика
- Математические и инструментальные методы экономики
- Экономика труда
- Статистика
Юридические науки — 12.00.00
- Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
- Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
- Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
- Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность
- Конституционное право; муниципальное право
- Административное право, финансовое право, информационное право
Педагогические науки — 13.00.00
- Общая педагогика, история педагогики и образования
- Теория и методика профессионального образования
- Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
- Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Психологические науки — 19.00.00
- Педагогическая психология
- Общая психология, психология личности, история психологии
- Социальная психология
- Психология развития, акмеология
- Психология труда. Инженерная психология, эргономика.
- Медицинская психология
- Психофизиология
- Коррекционная психология
Исторические науки — 07.00.00
- Отечественная история
- Всеобщая история (соответствующего периода)
- Историография, источниковедение и методы исторического исследования
- Этнография, этнология и антропология
- Археология
- История Коммунистической партии Советского Союза
Социологические науки — 22.00.00
- Социальная структура, социальные институты и процессы
- Социология управления
- Социология культуры, духовной жизни
- Экономическая социология и демография
- Теория, методология и история социологии
- Политическая социология
- Методы социологических исследований
Философские науки — 09.00.00
- Социальная философия
- Онтология и теория познания
- Философия и история религии, философская антропология, философия культуры
- История философии
- Философия науки и техники
- Теория научного социализма и коммунизма
- Эстетика
- Этика
- Философия религии
- Философия политики и права
Политические науки — 23.00.00
- Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
- Политические проблемы международных отношений и глобального развития
- Теория политики, история и методология политической науки
- Политическая культура и идеология
- Межнациональные процессы и институты
Искусствоведение — 17.00.00
- Музыкальное искусство
- Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
- Теория и история искусства
- Театральное искусство
- Техническая эстетика и дизайн
- Кино-, теле- и другие экранные искусства
- Декоративное и прикладное искусство
- Теория и история культуры
Архитектура — 18.00.00
- Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
- Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов
- Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
Ветеринарные науки — 16.00.00
- Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология
- Патология, онкология и морфология животных
- Ветеринарная фармакология с токсикологией
- Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-санитарная экспертиза
- Диагностика болезней и терапия животных
- Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных
Науки о Земле — 25.00.00
- Геоэкология
- Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых
- Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
- Экономическая, социальная и политическая география
- Геотехнология(подземная, открытая и строительная)
- Геология, поиски и разведка горючих ископаемых
- Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ
Геолого-минералогические науки — 04.00.00
- Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых
- Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений
- Петрография, вулканология
- Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений, металлогения
- Палеонтология и стратиграфия
- Общая и региональная геология
Географические науки — 11.00.00
- Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
- Экономическая, социальная и политическая география
- Метеорология, климатология, агрометеорология
- Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия
- Океанология
- Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов
- Геоморфология и эволюционная география
- Биогеография и география почв
Химические науки — 02.00.00
- Физическая химия
- Органическая химия
- Высокомолекулярные соединения
- Неорганическая химия
- Аналитическая химия
- Катализ
- Нефтехимия
- Биоорганическая химия
- Химия элементоорганических соединений
- Электрохимия
- Химия твердого тела
- Коллоидная химия и физико-химическая механика
- Радиохимия
- Химия высоких энергий
Ветеринарные науки — 16.00.00
- Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология
- Патология, онкология и морфология животных
- Ветеринарная фармакология с токсикологией
- Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-санитарная экспертиза
- Диагностика болезней и терапия животных
Культурология — 24.00.00
- Теория и история культуры
- Историческая культурология
- Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Фармацевтические науки — 15.00.00
- Фармацевтическая химия и фармакогнозия
- Технология лекарств и организация фармацевтического дела
Как получить доцента и профессора 74420
Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать. Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание.
Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.
В чем разница между должностью доцента/профессора и ученым званием доцента/профессора
Если с учеными степенями все более или менее понятно (защитил кандидатскую или докторскую диссертацию — получил соответствующую ученую степень, подтвержденную дипломом), то система научных званий гораздо менее понятна на первый, непосвященный взгляд. Чем отличается доцент по должности от доцента по званию, профессор по должности от профессора по званию?
Формально должность и ученое звание не имеют между собой прямой связи. Так, вполне можно занимать должность доцента или профессора, не имея аттестата, подтверждающего наличие такого же ученого звания. И наоборот — наличие нужного аттестата не является гарантией получения соответствующей должности.
Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и ученую степень кандидата наук, а занимающие должность профессора обладают ученым званием профессора и ученой степенью доктора наук. Таким образом, путь преподавателя вуза, по которому идет это большинство, таков: защитил кандидатскую диссертацию → получил должность доцента → получил звание доцента → защитил докторскую диссертацию → получил должность профессора → получил звание профессора.
Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 — членкором Академии наук СССР.
Путаницу в восприятие должностей и званий добавляет еще и тот факт, что человек, занимающий должность, начинает безосновательно называть себя доцентом или профессором. Чтобы получить полное право именоваться доцентом или профессором, необходимо получить соответствующий аттестат, который дается за определенные заслуги в научно-педагогической деятельности.
Критерии присвоения ученых званий мы рассмотрим чуть позже. А пока разберемся, чем отличается должность от звания.
На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения. Как правило, этому предшествует конкурс. Должность, в отличие от звания, дается на определенный период.
Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом:
- Ассистент
- Преподаватель
- Старший преподаватель
- Доцент
- Профессор
Ученое звание присваивается пожизненно, и наличие его подтверждается «корочками», или аттестатом доцента/профессора, выдаваемым Министерством образования и науки РФ.
В 2002 году в России утвержден единый реестр ученых степеней и званий. В нем перечислены следующие ученые звания:
- Доцент по специальности или доцент по кафедре.
- Профессор по специальности или профессор по кафедре.
- Член-корреспондент Академии наук.
- Действительный член Академии наук.
Как получить должность доцента и профессора
Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента — 3 года, для профессора — 5 лет). Следует отметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж не имеет значения.
Должность доцента или профессора присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим степень кандидата или доктора наук соответственно. Однако отсутствие ученой степени не может являться непреодолимым препятствием. На это прямо указывает п. 11 гл.
I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 № 1н: «На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
Доцентов по должности, не имеющих ученой степени и профессоров по должности, не защитивших докторскую, называют «холодными».
Соискатель должности проходит конкурсный отбор либо принимается без конкурса в качестве совместителя. Такой конкурс должен проводиться не реже чем раз в пять лет.
Должностные обязанность доцента и профессора схожи. Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные исследования, разрабатывают учебники и учебные пособия, готовят аспирантов и соискателей на кафедре. Кроме того, профессор руководит повышением квалификации работников кафедры.
Как получить ученое звание доцента
Если для получения должности доцента наличие ученой степени некритично, то получить такое же ученое звание, не защитив кандидатскую диссертацию по специальности, невозможно. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 было утверждено действующее Положение о присвоении ученых званий, которое регламентирует порядок присвоения ученых званий. Итак, что требуется для получения ученого звания доцента, согласно этому положению?
- Ученая степень кандидата наук.
- Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и институтах повышения квалификации в объеме не менее ¼ ставки.
- Непрерывный стаж педагогической деятельности в данном вузе на должности доцента не менее двух лет.
- Наличие изданных за последние три года научных трудов (монографии или учебника либо двух научных или учебно-методических работ , а также трех научных трудов по специальности).
- Наличие не менее 20 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
- Для творческих и спортивных специальностей существуют дополнительные требования: наличие почетного звания (например, народного или заслуженного артиста/мастера спорта); звания лауреата, чемпиона конкурса, фестиваля, чемпионата не ниже общероссийского уровня; не менее двух учеников, получивших почетное звание или ставших лауреатами/чемпионами общероссийских конкурсов.
Если все требования соблюдены, соискатель подает заявление, и Совет кафедры или факультета либо научное подразделение НИИ готовит пакет документов, подтверждающих соблюдение требований, и передает их в Ученый совет. В него также входит рекомендация Совета кафедры или научного подразделения.
Ученый совет принимает решение о присвоении ученого звания, а Министерство образования и науки утверждает это решение либо отказывает. Срок рассмотрения аттестационного дела в Минобрнауки ограничен 6 месяцами.
Как получить ученое звание профессора
Ученое звание профессора присваивается похожим образом, только требования к нему более серьезные:
- Наличие ученой степени доктора наук.
- Стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет, в том числе минимум 5 лет по научной специальности.
- Непрерывный стаж работы на должности профессора в данном вузе минимум 2 года не менее чем на ¼ ставки.
- Наличие ученого звания доцента не менее трех лет.
- Наличие не менее 50 учебных и научных трудов (включая патенты на изобретения ), опубликованных в рецензируемых изданиях.
- Наличие изданных за последние пять лет научных трудов (не менее трех научных или учебно-методических работ, а также пяти научных трудов по специальности), опубликованных в рецензируемых изданиях.
- Наличие одного учебника (если соискатель указан как автор) либо трех учебников (в соавторстве), изданных за последние 10 лет по специальности.
- Подготовка к защите диссертации и успешная защита в качестве научного руководителя или консультанта не менее трех лиц, при этом как минимум у одного тема диссертации должна соответствовать научной специальности соискателя.
- Также дополнительные требования в части наличия титула чемпиона или призера, почетного звания и подготовки чемпионов и призеров предъявляются к соискателям ученого звания профессора в области спорта и искусства.
С момента вступления нового Положения о присвоении научных званий, то есть с 1 января 2014 года, получить ученое звание стало сложнее: увеличен требуемый непрерывный стаж работы, количество научных публикаций, стать профессором минуя звание доцента теперь невозможно. Цель этих нововведений — повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава высшей школы и тем самым качество обучения в вузах.
Также рекомендуем прочитать
Катерина Денисова 17 февраля 2020 г. вуз
Отчет о работе преподавателя: варианты содержания
Преподаватель вуза в течение года проделывает значительный объем работы. Она не ограничивается чтением лекций и проведением семинаров, продолжительность которых можно оценить в часах. Все остальное учитывается и анализируется в иной форме.
Для сведения результатов учебного года воедино и заполняют отчеты о работе.
Катерина Денисова 21 октября 2019 г. вуз студенты
Основные виды учебных заведений в России
Раньше на вопрос «Куда поступаешь?» было два ответа (если не углубляться в конкретные наименования). После восьми лет обучения шли в ПТУ, после десяти – в институт. Сейчас на каждом уровне образования есть несколько вариантов учебных заведений.
Попробуем разобраться, чем они отличаются друг от друга.
Ильдар Ахметов 1 мая 2019 г. лучшее научные статьи оформление статьи студенты
Процесс публикации научной статьи
В этой статье мы подробно расскажем, как происходит публикация научной статьи в журнале «Молодой ученый». Ничего не скрывая, покажем весь процесс — начиная с отправки статьи в редакцию и заканчивая получением бандероли с глянцевым печатным экземпляром журнала.
Зачем писать докторскую диссертацию 4196
В век интернета подобрать научные публикации на нужную тему ни для кого не составит труда. Однако при работе во всемирной сети, которую недоброжелатели давно уже окрестили «помойкой», сложность состоит не в том, чтобы найти, а в том, чтобы проверить. В частности – компетентность публикатора. Как понять, еще не заглядывая в саму публикацию, имеем мы дело с наукой или с какой-нибудь околонаучной околесицей? Для этого мы чаще всего ищем указания научной степени автора: кандидат наук – хорошо, доктор – еще лучше.
Конечно, никакая степень автоматически не дает «прописку» в науке, более того, иногда и профессиональные ученые, в силу некоторых обстоятельств, могут оказаться «шарлатанами». Однако чаще всего степень – это знак качества, и чем она выше, тем лучше. Поэтому публикации докторов наук ценятся выше, чем остальные. А докторские диссертации часто входят в список фундаментальных научных текстов.
О том, зачем писать докторскую диссертацию, мы расскажем в этой статье.
Чаще всего тех людей, которые решили писать докторскую, вообще не надо мотивировать. Их желание как бы само собой вырастает из всей предыдущей деятельности: обучение в вузе, аспирантуре, защита кандидатской, работа в вузе. И затем – обучение в докторантуре и написание докторской диссертации (с последующей защитой).
Такая «цепочка действий» изначально может сложиться в голове молодого ученого – и дальше нужно только следовать ей.
Ну, а молодым (и не очень) кандидатам наук, еще пребывающим в раздумьях, мы хотим рассказать о причинах, которые могут побудить их взяться за написание докторской.
Когда материал «подталкивает»
Выбор темы для диссертации – крайне ответственный, если не определяющий момент в научном «восхождении». Правда, в случае докторской диссертации он во многом предопределен уже написанной кандидатской: «узкая» тема кандидатской расширяется и одновременно углубляется до докторской. И здесь следует обратить внимание на один важный момент: бывает, что за время работы над кандидатской ученый накапливает столько материала, сколько в кандидатскую войти никак не может. А вот в докторскую – очень даже.
Это и есть тот самый случай, когда материал сам просится в новую диссертацию. Дело ученого – отказать ему в этом или же согласиться.
Есть также подобный, но несколько отличающийся случай, когда дело не в материале, а в методах работы с ним. Молодой ученый, принимая участие в конференциях, обсуждая детали своего научного труда с коллегами, может открыть новые способы, методы работы с, казалось бы, уже исследованными данными. А ведь собственная методика – одно из условий докторской диссертации.
И если такую методику уже «не надо выдумывать», то почему бы не применить ее в докторской?
Желание оставить след в науке
Однако бывает и так: материал никуда не «подталкивает», а собственная методика оставляет желать лучшего. Но оставить след в науке все-таки хочется. Да, согласимся, само это желание – лишь показатель честолюбия, и к науке как таковой оно отношения не имеет. Но, в сущности, какая разница, чем человек мотивирован? Люди не рождаются великими учеными, поэтами, полководцами.
Они становятся ими – благодаря трудолюбию и… мотивации, которая это трудолюбие породила. А уж обусловлена она может быть чем угодно, вплоть до желания понравиться женщине. Так что не будем упрекать человека в честолюбии как чем-то постыдном – оно тоже может принести пользу. «Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи (а может быть – и научные теории?), не ведая стыда».
Впрочем, шутки шутками, но желание оставить след в науке может быть продиктовано любовью к этой самой науке. Человек определяет себя как ученого, чувствует себя в своей науке, как рыба в воде. Что ж, такому человеку, как говорится, сам бог велел писать докторскую – у него обязательно все получится.
Карьерный рост
Наука – это не просто сфера деятельности ученого, это еще и социальный институт, включающий в себя, в частности, различные исследовательские и образовательные учреждения. И внутри этих учреждений возможен рост: от какого-нибудь старшего преподавателя до профессора (а то и академика). Не говоря уже о том, что можно занимать должности заведующего кафедрой, декана, проректора и ректора.
Только вот у кандидатов наук шансов на получение всех этих званий и должностей значительно меньше, чем у докторов. Нет, бывают, конечно, кандидаты – профессора и заведующие кафедрой. И даже проректоры. Но это скорее исключение, чем правило.
Чаще все-таки на этих должностях и в этих званиях оказываются доктора наук.
Ну, и понятно, что чем выше место человека в иерархии его учреждения, тем больше возможностей и финансовых потоков он может сосредоточить в своих руках. Это одновременно обещает и привилегии, и все возрастающую ответственность.
Правда, есть два момента, которые могут омрачить жизнь соискателя высоких должностей. Во-первых, за эти должности нередко идет скрытая или явная борьба – и не всякому она по душе. Во-вторых, занятие административных должностей налагает обязанности, исполнение которых с наукой связано лишь косвенно или вообще никак.
Поэтому человека, влюбленного именно в научную деятельность, такие «высоты» скорее отпугивают, чем привлекают.
Но тут нужно задать вопрос самому себе: какая чаша весов перевесит, условно говоря, идеалистическая или реалистическая?
Увеличение зарплаты
Этот пункт логически связан с предыдущим: чем выше у человека должность и звание, тем большее количество денежных единиц он получает за свою работу. Правда, следует учитывать, что зарплаты в конкретных вузах и НИИ от города к городу могут сильно различаться (да и внутри одного города тоже). Так что если вас в первую очередь интересует уровень зарплаты, нужно заранее прозондировать этот вопрос, наладить контакты с нужными людьми и организациями и так далее.
Короче говоря, подойти к выбору места будущей работы во всеоружии.
Возможность получать гранты и быть руководителем грантов
Гранты пришли к нам с Запада, неплохо прижились, хотя, конечно, они определяют деятельность отечественных работников образования далеко не так, как, например, в США. Там профессора существуют за счет грантов. У некоторых из них не только зарплата, но и время контракта привязано к грантам.
Другие, очень мало занимаясь преподаванием, живут научной деятельностью, которая, опять же, финансируется из грантов.
Наши вузы в этом смысле работают по старинке и гранты рассматривают в качестве дополнительного дохода. Правда, не очень понятно, радуется ли такому доходу профессорско-преподавательский состав или печалится. Ведь, в отличие от своих американских коллег, которые преподают всего 2 пары в неделю, наши профессора, как правило, не могут позволить себе такой роскоши.
Соответственно, получается двойная нагрузка: нужно в полном объеме совместить преподавание и научную деятельность.
И тем не менее гранты популярны. Чтобы получить грант, нужно еще победить в конкурсе. Гранты не только обещают прибавку к зарплате, они мотивируют на научную деятельность, тем самым увеличивая и публикационную активность, а также приносят дополнительные «плюсики» не только конкретному человеку, но и тому учреждению, в котором он работает.
И – да! – какие интересные возможности возникают в данном случае у докторов наук. Многие гранты даются группе исследователей (не обязательно облеченных научными степенями), руководителем которой должен быть доктор наук. Таким образом, можно стать руководителем какого-нибудь небольшого студенческого или аспирантского гранта и только следить за его реализацией, по мере необходимости помогая подопечным.
И в случае, если ваши студенты/аспиранты справятся, в выигрыше останутся все.
Возможность выступать в роли эксперта
С развитием интернета наша жизнь все больше перенасыщается информацией. Ее непрестанные потоки нервируют людей, пугают их, вносят в их жизнь ненужные противоречия. Чтобы как-то разобраться в происходящем, человек вынужден искать для себя опору в этой информационной стихии.
А кто может выступить в роли такой опоры? Выбор не так велик: общественные, религиозные деятели, ученые.
На самом деле потребность во мнении ученых существует у огромного количества людей, не только потребляющих, но и создающих информацию. И сегодня есть ученые, которых можно увидеть в огромном количестве программ – от телеканала «Культура» до ютуб-канала Пучкова-Гоблина. Благодаря такому разнообразию (разнообразна ведь и аудитория этих каналов) человек становится узнаваемым, его книги начинают больше покупать, его начинают приглашать на другие передачи.
А в нашем информационном и очень публичном мире это – залог успеха.
Да, и обратите, пожалуйста, внимание на то, что почти все эксперты – доктора наук.
Но эксперты существуют, безусловно, не только для «развлечения публики» на телевизионных каналах. Экспертов приглашают работать в том числе в государственные учреждения – у вас появляется шанс внести пусть небольшой, но необходимый вклад в развитие здорового общества и среды. Да и выступления по злободневным вопросам на различных информационных площадках могут направить течение общественных дискуссий в нужную сторону и привлечь внимание властей предержащих.
Поэтому выступать в роли эксперта – это не только привилегия, но и ответственность.
Также в качестве экспертов доктора наук выступают в научно-образовательном процессе. В частности, диссертационные советы состоят из докторов наук. Оппонентами на защитах диссертаций тоже выступают в основном доктора наук.
Конечно, нельзя сказать, что это очень творческая и увлекательная работа, но и она имеет свой денежный и рейтинговый эквивалент.
Престиж
Конечно, многие могут сказать, что по сравнению с советским временем престиж профессии ученого сильно упал. Ну, про то, что «раньше было лучше», мы все знаем. И, однако, можно поспорить с этим заявлением.
Образ ученого, особенно в глубинке, по-прежнему на высоте.
Скажем, есть такая форма работы, как выездные лекции. На подобные мероприятия, особенно если их проводит доктор наук, собирается всегда большое количество людей. А уж если на какую-нибудь конференцию местного масштаба (например, районную краеведческую) доктор наук приезжает с докладом, это вызывает заметный ажиотаж.
И хотя это только частные иллюстрации, нужно отметить, что и сегодня, по крайней мере, в провинции, докторская научная степень очень престижна.
Возможность брать своих магистрантов и аспирантов
Во-первых, за тех и других идут часы, а значит – прибавка к зарплате. Во-вторых, общение с аспирантами – это передача знаний и опыта от учителя к ученику и вместе с тем – обогащение собственного опыта. В любом случае, некоторым просто нравится такая форма взаимодействия с учениками.
Это может быть гораздо интереснее, чем если перед вами сидит целый курс.
Конечно, научными руководителями аспирантов могут быть и кандидаты наук. Но это случается нечасто, чаще их ведут все-таки доктора.
А когда ваш подопечный защитит диссертацию и сам пополнит ряды ученых, это не только будет очень приятно, но и поднимет ваш рейтинг как научного руководителя.
Преимущество при оптимизации
Да, есть и такое, довольно грустное преимущество. При сокращении расходов на образование естественно сокращается и число рабочих мест. Ну и – если не считать неизбежный в любой профессии блат – первыми под «метлу» идут неостепененные преподаватели, затем – кандидаты наук и уж в последнюю очередь – доктора.
Преимущество при публикации в научных журналах
Это преимущество совершенно естественно. Любой журнал оценивается по тому, какого «ранга» ученые в нем публикуются. Поэтому, конечно, авторы – доктора наук для журнала предпочтительнее всех остальных. А публикационная активность, как известно, — альфа и омега современной методики оценки деятельности ученого.
Поэтому публикационное преимущество хотя и дискуссионно (многие журналы говорят о своей демократичности и принципиальной открытости для всех), но играет далеко не последнюю роль.
Дополнительная «узнаваемость» в интернете
Этот пункт частично перекликается с тем, в котором говорилось о роли эксперта. Только в данном случае мы имеем в виду ситуацию, когда ученый сам решил завести блог, канал или паблик. Такие примеры уже есть, и их становится все больше и больше.
Вообще-то сейчас каналы заводят все, кому не лень, от домохозяек до политиков. Но совершенно бессмысленно возмущаться этим обстоятельством, ведь, по сути, вся современная жизнь построена на самопрезентации. И если уж нельзя этих процессов избежать, то нужно их возглавить.
Конечно, популярность блога зависит не только от его содержания, каким бы научным оно ни было, но и от различных имиджевых факторов. Тем не менее докторская степень блогера – это, безусловно, конкурентное преимущество: в своей области на фоне остальных «не совсем ученых» он будет выглядеть настоящим профессионалом.
Заключение
Мы назвали некоторые причины, которые могут подвигнуть вас к написанию докторской диссертации. Их может быть больше. Но какая бы из них ни заставила вас погрузиться в мир подготовки диссертации, знайте, что докторская – это «знак качества».
И она не только дает преимущества, но и требует соответствующего к себе отношения.
Также рекомендуем прочитать
Катерина Денисова 27 мая 2024 г. магистратура ВАК вуз аспирантура студенты
Как написать академическое эссе
В академической среде все чаще встречается такая форма проверки знаний, как эссе. У нее немало преимуществ, но подобные задания нередко ставят в тупик как студентов, так и преподавателей. Из-за относительной новизны эссе для российского образования не все точно понимают, как его писать и как оценивать результат.
Предлагаем разобраться в этом вопросе вместе.
Катерина Денисова 7 марта 2024 г. вуз студенты
Что такое лицензирование и аккредитация вуза
Абитуриенты, выбирая вуз, всегда спрашивают, есть ли у него лицензия и аккредитация. Однако большинство их имеет лишь отдаленное представление о том, что это такое и зачем нужно. Скажем сразу: вопросом престижа дело не ограничивается.
Элина Медведева 26 октября 2020 г. вуз студенты продуктивность
Высшее образование vs. Онлайн-курсы: что актуально в XXI веке
Благодаря интернету мы все чаще встречаем истории людей, бросивших надоевший университет и с успехом погрузившихся в карьеру, а также онлайн-курсы, которые обещают интересную работу и огромные заработки уже после нескольких месяцев обучения. Значит ли это, что классическое высшее образование изживает себя, и теперь для работы достаточно окончания парочки онлайн-курсов? Мы решили разобраться в этом вопросе, и сегодня рассуждаем о ценности классического и онлайн-образования.
Учёная степень и звание: как не ошибиться в должности преподавателя
Чтобы правильно оформить титульный лист учебной работы, нужно указать название вуза, предмет, ФИО и группу студента, а также не ошибиться в данных преподавателя. Обычно трудности возникают, когда нужно написать его учёную степень и звание, поэтому сегодня мы раскроем секреты иерархии в научном мире.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Больше лайфхаков, которые помогут учиться в колледже и вузе мы собрали в информационном телеграм-канале. А для тех, кто любит экономить, сделали специальную группу с акциями и скидками.
Учёная степень и звание: определения, разница
Узнаем, что означают эти понятия и чем одно отличается от другого.
Учёная степень
Учёная степень — квалификация, которая отражает уровень научно-исследовательской деятельности человека.
Решение о присуждении степени принимает диссертационный совет, соответственно, получить степень, можно только подготовив и защитив кандидатскую или докторскую диссертацию.
Учёное звание
Учёное звание — категория, которая отражает профессиональные достижения сотрудника в научно-педагогической работе.
Учёные звания присваивает Минобрнауки: соискатель направляет туда документы, которые подтверждают, что он соответствует квалификационным требованиям.
Научные звания и степени по возрастанию
Теперь расскажем об иерархии учёных степеней и званий.
Учёные степени в порядке возрастания в России
В РФ присуждают две учёные степени:
- Кандидат наук.
- Доктор наук.
Степени дополняются названием сферы деятельности, к которой относится научная работа соискателей: например, кандидат физико-математических наук, доктор исторических наук и пр. В полное название также входит номер и название специальности в рамках отрасли: например, доктор технических наук по специальности 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах».
Учёные звания в порядке возрастания
Учёных званий в России тоже существует 2:
Наличие степени кандидата наук не делает её обладателя автоматически доцентом (также, как и докторской — профессором).
Чтобы получить учёное звание, нужно иметь не только степень, но и определённый стаж преподавательской деятельности, статьи в научных изданиях и пр.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Вопросы об учёной степени и звании
Ответим на самые популярные вопросы об этих категориях.
Научная степень или учёная степень?
Согласно нормативным документам, правильным считается вариант «учёная степень». Формулировку «научная степень» иногда употребляют в разговорной речи.
Бакалавр — это учёная степень или нет?
Бакалавр является не учёной степенью, а уровнем высшего образования.
Интересно, что в других странах, где действует Болонская система, бакалавр считается учёной степенью.
Магистр — это учёная степень?
Магистр также считается образовательным уровнем, а не учёной степенью.
Но после магистратуры можно поступить в аспирантуру или оформить соискательство, подготовить кандидатскую и получить степень кандидата наук.
Доцент — это должность или учёная степень?
Доцент — учёное звание, а не степень. Этим же словом называется одна из должностей преподавательского состава в вузах.
Для присвоения звания доцента нужно иметь от 5 лет стажа научно-педагогической работы, кандидатскую степень и минимум 20 профильных публикаций.
При этом, чтобы занимать должность доцента, необязательно получать такое учёное звание: достаточно иметь степень кандидата наук.
Профессор — это должность или учёная степень?
Также, как и в случае с доцентом, профессор — учёное звание или должность преподавателя. Такую должность могут занимать педагоги со степенью кандидата или доктора наук.
Звание профессора обычно присваивают докторам наук, но если у кандидата есть необходимый научно-педагогический стаж (от 10 лет) и определённое количество публикаций (зависит от специальности), он также может его получить.
Учёная степень | Учёное звание |
Кандидат наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации) | Доцент (степень кандидата наук, от 5 лет стажа, 20 публикаций) |
Доктор наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации) | Профессор (степень кандидата или доктора наук, от 10 лет стажа, кол-во статей зависит от специальности) |
Академик — это учёная степень или звание?
Понятие «академик», по сути, ближе к званию, чем к степени, но формально считается скорее титулом. Академиком может стать выдающийся учёный, доктор наук, чей вклад в конкретную отрасль является значительным для её дальнейшего развития.
В России 4 государственных академии:
- Российская академия наук (РАН);
- Российская академия образования (РАО);
- Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН);
- Российская академия художеств (РАХ).
В каждой из них академики избираются пожизненно.
Сокращения учёных степеней и званий по ГОСТу 2024
На титульном листе любой учебной работы студент должен указывать ФИО, степень и должность преподавателя, который проверяет работу, или того, под чьим руководством она выполнена. В таких случаях используются сокращения. Они регламентированы ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись.
Сокращение слов на русском языке». Согласно этому документу:
- «Доцент» сокращается как «доц.».
- «Профессор» — «проф.».
- «Кандидат» — «канд.».
- «Доктор» — «д-р».
Кроме того, сокращается специальность, по которой присвоена степень. Например: канд. биол. наук (кандидат биологических наук), д-р мед. наук (доктор медицинских наук). С полным перечнем сокращений научных степеней и званий можно ознакомиться по ссылке.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Хочу посмотреть примеры
Теперь вы знаете, какие бывают учёные звания и степени и чем они отличаются и сможете оформить титульный лист учебной работы, не ошибившись в степени и должности преподавателя.
А если не уверены, что сможете подготовить реферат, курсовую или диплом, обращайтесь в сервис помощи студентам. Его эксперты не оставят вас наедине с учебными проблемами.