Имеет ли право специалист по охране труда предъявлять предписания

Зачастую исполнение норм законодательства в сфере осуществления безопасной работы связано с исполнением различных видов императивной документации, которая издается как работниками штатных подразделений, так и государственными служащими. Одним из таких видов актов является предписание по охране труда, которое подлежит исполнению в обозначенный срок.

В каких случаях специалистом по охране труда оформляются предписания

Реализация полномочий специалиста по охране труда на предприятии в сфере обеспечения безопасной деятельности и применения новых методик работы непосредственно связана с выявлением различного рода нарушений. Эти недочеты могут быть связаны с ненадлежащим исполнением сотрудниками своих непосредственных обязанностей в сфере контроля проведения работ, с неполадками в системе обеспечения безопасности. Также к частым видам нарушений относятся отсутствие документов о прохождении специального обучения, нарушение режима работы организации, неподчинение компетентным органам компании при требовании исполнения внутренних локальных актов.

Типовой документ обязательного характера, изданный внутренним подразделением предприятия

При выявлении такого рода нарушений в рамках своей компетенции штатный сотрудник организации обязан немедленно выдавать властное требование на устранение таких нарушений в определенный срок. Форма такого требования установлена федеральным трудовым законодательством как бланк предписание от уполномоченного сотрудника. Среди многих рабочих учреждений возникает закономерный вопрос — имеет ли обязательную силу предписание специалиста по охране труда применительно к исполнению их собственных трудовых обязанностей.

Государство в лице федеральных законодательных актов, а также руководство изданием приказа и соответствующей должностной инструкции наделят такого специалиста правом не только на издание такого документа, но и контроль, а также инициирование наказания в случае его неисполнения.

Поэтому, какую бы должность служащий не занимал в компании, будь то простой инженер, разнорабочий или руководитель штатного подразделения, обозначенное предписание играет для него обязательную роль. К обязанности же служащего по охране труда относится не только выявление нарушений и недочетов в ходе своей работы, но и заполнение этого специального акта в соответствии с нормами делопроизводства, а также он обязан выдавать такие предписания всем субъектам трудовых отношений в рамках своей компетенции.

Почитать  Изменение судом наименования ответчика

Важно! Помимо служащего, такие акты по прямому указанию законодательства издают государственные органы. Их исполнение также носит обязательный характер.

Типовой бланк с полями для указания нарушения

Что должно содержать предписание

Такой нормативный акт должен содержать определенную информацию, которая касается не только работодателя и его представителей, но и самих инспекторов.

Форма и образец предписания о нарушении норм охраны труда

В порядке реализации властных полномочий государственными службами существует типовая форма предписания, которая принимается различными государственными службами самостоятельно. В таком документе указываются:

  • Время проведения проверочных акций;
  • Инициалы и должность сотрудника, а также герб организации, проводящей проверку;
  • Указание инициалов и должностей граждан, в отношении которых акт выносится;
  • Указание времени за которое нарушения должны быть исправлены;
  • Указание наказания, которому подвергнутся граждане при игнорировании сроков;
  • Порядковый номер документа;
  • Указание конкретных выявленных недочетов и недостатков с указанием штатных подразделений и территории предприятия.

Как формировать раздел «Должностные обязанности»

Раздел должностные обязанности при составлении такого акта указаны полномочия лица, как его составившего, так и в отношении которых он был создан. Такой раздел также указывает на полномочия в сфере устранения выявленных нарушений.

Отчетная документация об исполнении требований государственных структур в части предписания

Образец написания предписания инженера по охране труда

Типовая форма для внутреннего использования может иметь определенный образец, однако должна иметь полный набор информации:

  • Должность лица ее выдавшего;
  • Указание на лиц, в отношении которых был составлен данный акт;
  • указание выявленных нарушений;
  • Временной период, за который таковые нарушения должны быть устранены;
  • Отметки об уведомлении лиц, в отношении которых оно выносится.

Заключение государственного органа при выявлении нарушений в сфере законодательства

Образец ответа на предписание для Роспотребнадзора

Трудовое законодательство не устанавливает особой формы или единого образца для направления в государственные структуры в качестве ответа на исполнение документа. Поэтому работодатель может самостоятельно определить такую форму с указанием определенной информации:

  • Наименование организации, откуда направлено письмо с обязательным проставлением «живой» подписи руководителя, а также порядковый номер письма;
  • Наименование государственной структуры или должностного лица к кому исходит обращение;
  • Описание обстоятельств получения предписания и пути разрешения недочетов;
  • Подтверждение исправления ситуации и устранения выявленных нарушений;
  • Просьба к отмене наложенных санкций со стороны государственных структур.

Обязанность работодателя по исполнению предписания

Законом об административной ответственности установлена прямая обязанность руководителей всех рангов законопослушно исполнять выданное государственным органом предписание. В противном случае наказание усилится, а материалы могут быть переданы в судебные органы. В крайнем случае, орган может вынести новый документ, который принудительно приостановить деятельность учреждения, до устранения выявленных недочетов.

Обратите внимание! Кроме того, работодатель обязан исполнить требования документа в соответствии с отведенным сроки и известить государственную организацию об исполнении поручения и снятии наложенных ограничений на деятельность организации или отдельного штатного подразделения.

Пример регистрации в журнале учета

Во исполнение требований делопроизводства и стандартов ГОСТ по документообороту такой акт в обязательном порядке должен быть зарегистрирован внутренними органами подразделения компании, также как и государственными структурами при его издании. Для этого в компании должен быть предусмотрен специальный журнал учета, в который заносится следующая информация:

  • Дата входящей корреспонденции или иная дата получения такого документа;
  • Его внутренний номер, а также присвоение внутреннего номера компании;
  • Краткое содержание такого акта, с пояснением выявленных недостатков;
  • Срок рассмотрения и ответа для предприятия или вынесения решения государственной организацией;
  • Ответственный исполнитель такого акта, которые непосредственно отвечает за контроль над устранением выявленных недочетов.

Обзор законодательства

Главными документами в области исполнения и назначения таких нормативных актов являются Трудовой кодекс и кодекс об административных правонарушениях. Также во многих актах отраслевого законодательства, которые издаются министерствами и ведомствами для отдельных отраслей экономики установлены типовые формы вынесения такого акта для его исполнения соответствующими структурами компании.

Заполненный бланк с указанием конкретных нарушений, предъявляемый по итогам проверочных акций

Кроме того, в соответствии с трудовым кодексом организации внутри своей деятельности вполне может самостоятельно разработать вид и формы такого акта, однако в обязательном порядке в такой документ вносится вся необходимая информация.

В итоге устранение нарушения в рамках осуществления трудовой деятельности практически невозможно без выдачи предписания и контроля за ходом его исполнения. Этот акт является действенным инструментов в части минимизации нарушений, наказания виновных лиц и соответственно снижения риска возникновения нештатной или чрезвычайной ситуации на производстве.

Имеет ли право специалист по охране труда предъявлять предписания

ТК РФ Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 357 ТК РФ

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Комментарии к ст. 357 ТК РФ

1. Установленные в комментируемой статье основные права государственных инспекторов труда (так же, как и основные полномочия федеральной инспекции труда) базируются на положениях Конвенции N 81 МОТ и по существу являются ее производными.

В частности, в соответствии со ст. 12 указанной Конвенции инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право:

1) беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;

2) входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции;

3) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законы и иные нормативные правовые акты о труде соблюдаются, и в частности:

наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы работодателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к их компетенции;

требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законами и иными нормативными правовыми актами о труде, в целях проверки их соответствия установленным требованиям и снятия с них копии или выписки отдельных мест;

изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью.

2. Комментируемая статья фактически устанавливает общий свод прав должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, вне зависимости от специфики их надзорно-контрольной деятельности и занимаемых должностей. В то же время следует учитывать, что в федеральной инспекции труда существует внутреннее разделение направлений надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде по институтам трудового права, в соответствии с которым она фактически осуществляется государственными инспекторами труда по правовым вопросам и по охране труда. При этом государственные инспекторы труда по правовым вопросам осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права.

Государственные инспекторы труда по охране труда ведут надзор и контроль за соблюдением трудовых прав и свобод граждан в сфере охраны труда и в связи с этим имеют необходимые познания в технических вопросах.

Различие в их функциях предполагает фактическую реализацию ими различного комплекса прав. В частности, государственные инспекторы труда по правовым вопросам и государственные инспекторы труда по охране труда на практике осуществляют равные права, связанные с организацией проверок соблюдения законодательства о труде, реагированием на выявленные нарушения, привлечением нарушителей законодательства к установленной законом ответственности.

Специфические для государственных инспекторов труда по охране труда права конкретизированы в положениях о территориальных органах Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекциях труда в субъектах РФ), утвержденных приказами Роструда в марте 2005 г.

3. Предоставленное государственным инспекторам труда право привлекать к административной ответственности в установленном законодательством РФ порядке лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, осуществляется ими в соответствии с требованиями КоАП (подробнее см. комментарии к ст. ст. 359, 362 и 363 ТК).

4. Предписания, предъявляемые государственными инспекторами труда работодателям (их полномочным представителям), об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности обязательны для исполнения. О порядке обжалования предписаний государственных инспекторов труда см. комментарий к ст. 361 ТК.

Об ответственности за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда см. комментарий к ст. 363 ТК.

5. При осуществлении предоставленного комментируемой статьей права направлять в правоохранительные органы материалы для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, к уголовной ответственности, а также направлять иски в суд государственные инспекторы труда руководствуются требованиями УК, ГПК и другими федеральными законами.

6. Порядок осуществления государственными инспекторами труда предоставленного комментируемой статьей права расследовать несчастные случаи на производстве установлен в ст. ст. 227 — 231 ТК и Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

7. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи государственные инспекторы труда не вправе выдавать работодателю подлежащее обязательному исполнению предписание по вопросам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда.

В то же время принятие вопроса к рассмотрению комиссией по трудовым спорам или возбуждение по нему коллективного трудового спора не препятствует проведению инспекторской проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан. Однако в данном случае проверка проводится лишь при обращении в федеральную инспекцию труда профоргана, самого работника или иного лица. Выданное в результате такой проверки предписание об устранении нарушений законодательства о труде, иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, также подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано работодателем или его представителем в суд в течение 10 дней с момента получения предписания.

8. Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами, чтобы получить необходимую информацию. При этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от представления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны.

В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекторы труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

Ответственный по охране труда

В соответствии с требованием статьи 217 Трудового кодекса РФ в организации любой сферы деятельности в обязательном порядке должен быть работник, ответственный за охрану труда.

Обязательно ли назначать ответственного за охрану труда?

В организациях с численностью работников до 50 человек, как правило, ответственным за охрану труда назначается работодатель, либо другой уполномоченный руководителем организации работник.

Ответственный за охрану труда в организации выполняет назначенный приказом работник. Для выполнения своих обязанностей данному работнику не нужно иметь специальное образование по охране труда (высшее образование или профессиональную переподготовку). Но ответственный в обязательном порядке должен пройти обучение по охране труда в Учебном центре по 40-часовой программе.

По итогам пройденного обучения ответственному выдается удостоверение сроком на 3 года. Через 3 года работнику нужно будет пройти повторное обучение по охране труда.

Следует различать ответственного за охрану труда в целом по организации и ответственного за охрану труда на рабочих местах и безопасное производство работ.

Очень часто руководители организаций путают эти понятия.

Специалист по охране труда контролирует и поддерживает состояние условий охраны труда на требуемом законодательством уровне в целом по организации.

Ответственный за охрану труда на рабочих местах и безопасное производство работ – это, как правило, непосредственный руководитель работ на предприятии или в его подразделениях. Данный работник несет ответственность за состояние и условия охраны труда конкретно на рабочих местах и при выполнении определенных работ (работы на высоте, погрузочно-разгрузочные работы, пожароопасные работы и т.д.).

Если численность работников в организации превышает 50 человек, работодатель обязан принять в штат организации специалиста по охране труда.

В данном случае отсутствие в штате организации специалиста по охране труда будет приравнено государственной инспекцией по труду к нарушению п. 1 статьи 5.27.1. КоАП РФ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО! Статья 5.27.1. КоАП РФ
Пункт 1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Необязательно устраивать специалиста по охране труда на полную ставку, если численность организации небольшая — 50-70 человек.

В этом случае достаточно будет нанять специалиста например на 0,5 ставки . Но при этом следует учитывать специфику деятельности организации и наличие работ повышенной опасности. Работодатель сам определяет структуру службы охраны труда, кол-во специалистов и их «загруженность» (Письмо Минтруда от 26.10.19г. № 15-2/В-2363 «О создании службы охраны труда»). Также следует помнить, что законодательство допускает использование услуг специалистов от организаций, предоставляющих услуги в области охраны труда.

Отношения сторон в этом случае регулируются гражданско-правовым договором.

Специалист по охране труда – это работник, который осуществляет контроль за соблюдением норм и правил охраны труда в организации и обеспечивает полноценное функционирование системы управления охраной труда.

Требования к квалификации специалиста по охране труда

В ст. 217 Трудового кодекса РФ указано, что специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку (т.е. соответствующее образование) или опыт работы в этой области.

С 01.09.2021 до 01.09.2027 г. действует новый профстандарт специалиста по охране труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».

В данном профессиональном стандарте четко указаны требования к образованию специалиста по охране труда. Специалистом по охране труда может быть работник, имеющий высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность», либо имеющий любое другое высшее образование и прошедший профессиональную переподготовку в области охраны труда, или имеющий среднее образование и прошедший профессиональную переподготовку в области охраны труда.

Регламентирующие документы

После принятия в штат организации специалиста по охране труда должен быть издан приказ о назначении ответственного лица за организацию работ по охране труда.

Приказ о назначении ответственного за охрану труда

Следующим важным документом в работе специалиста по охране труда является должностная инструкция. Должностную инструкцию для данной профессии следует разрабатывать с учетом требований Профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».

Данные документы являются основополагающими, и в случае проверки или несчастного случая инспектор может запросить эти документы для определения ответственности специалиста и вмененных ему функций и обязанностей.

Должностные обязанности ответственного по охране труда

К должностным обязанностям специалиста по охране труда относят:

  • контроль соблюдения требований охраны труда в организации;
  • проведение вводного инструктажа по охране труда, в ходе которого специалист рассказывает трудоустраивающимся лицам (либо посетителям организации) об организации и состоянии условий охраны труда в ней;
  • оказание методической помощи руководителю организации и руководителям подразделений по вопросам связанным с охраной труда;
  • информирование работников о состоянии условий охраны труда на рабочих местах;
  • выявление потребности работников в обучении по охране труда;
  • организацию обучения по охране труда;
  • организацию проведения медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований;
  • организацию проведения специальной оценки условий труда в организации;
  • организация и проведение оценки профессионального риска работников;
  • организация и проведение производственного контроля;
  • проведение анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • составление и предоставление отчетов по охране труда по установленной форме.

Специалист по охране труда контролирует:

  • соблюдение требований нормативно-правовых актов по охране труда;
  • состояние безопасных условий труда на рабочих местах;
  • наличие у работников необходимых средств индивидуальной защиты и смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  • своевременное проведение медицинских осмотров;
  • выдачу лечебно-профилактического питания;
  • своевременное проведение инструктажей по охране труда.

Специалист по охране труда осуществляет регулярный контроль соблюдения вышеуказанных требований в ходе плановых и внеплановых проверок. По результатам проведенной проверки специалист составляет предписание.

В предписании специалиста по охране труда указываются все выявленные в ходе проверки нарушения, сроки устранения нарушений и ответственные лица.

Предписание специалиста по охране труда

Также специалист по охране труда может принимать участие в работе следующих комиссий:

  • комиссия по специальной оценке условий труда;
  • комиссия (комитет) по охране труда;
  • комиссия по проверке знаний требований охраны труда;
  • комиссия по расследованию несчастных случаев на производстве.

Подробнее про другие комиссии читайте в нашей статье .

Совместно с руководителями подразделений специалист по охране труда участвует в разработке планов и программ по улучшению условий труда и минимизации профессиональных рисков.

Таким образом, деятельность специалиста по охране труда направлена на:

  • предупреждение несчастных случаев и травматизма в организации;
  • контроль за соблюдением правовых требований охраны труда;
  • своевременное выявление опасных условий труда;
  • профилактику развития профессиональных заболеваний у работников;
  • информирование работников организации по вопросам охраны труда с учетом специфики отрасли;
  • разработку, ведение и актуализацию документации по охране труда.

В своей работе специалист по охране труда руководствуется технологической документацией, государственными нормативными правовыми актами по охране труда, национальными и межгосударственными стандартами в сфере охраны труда, отраслевыми и межотраслевыми стандартами.

Инспектор по охране труда и технике безопасности

Инспектор по охране труда — специалист, который официально уполномочен осуществлять контроль за соблюдением всех без исключения норм трудового законодательства и на кого возлагается ответственность за организацию инспекции в разные организации и предприятии. Он осуществляет контроль за правильностью оформления на работу наемного штата сотрудников, начислением заработной платы в установленные сроки и соблюдением правил по охране труда и технике безопасности в частности.

Требования к профессии

Инспектор по охране труда и технике безопасности в обязательном порядке должен быть ответственным и исполнительным, в том числе готовым к различным стрессовым ситуациям (стрессоустойчивость обязательное неотъемлемое качество).

Помимо этого, обязательно наличие соответствующего профильного образования. Огромным плюсом считается наличие высшего юридического образования.

Инспектор по охране труда — высококвалифицированный специалист

Инспектор в обязательном порядке должен знать:

  • нормы Трудового кодекса РФ;
  • основы ведения документооборота;
  • все без исключения базовые законодательные и правовые нормы;
  • инструкции по охране труда;
  • разработанную на федеральном уровне систему стандартов обеспечения техники безопасности;
  • особенности эксплуатации того или иного оборудования;
  • правила и методы проведения инструктажей на территории предприятий.

Права государственных инспекторов труда

Государственный инспектор труда имеет право в соответствии со своей должностной инструкцией:

  • осуществлять проверку любого предприятия;
  • выявлять имеющиеся нарушения в области охраны труда;
  • заниматься составлением соответствующих протоколов осмотра;
  • определять степень выявленных нарушений и уровень ответственности должностных лиц: выписывать штрафы, привлекать к административной ответственности.

Права закреплены нормами ТК РФ

Помимо этого, уполномоченный инспектор по охране труда (согласно установленному профстандарту):

  • берет на себя ответственность за расследование имеющих месту быть несчастных случаев на территории предприятия;
  • приостановить работу предприятия в случае выявления грубых нарушений действующих норм российского законодательства, что влечет за собой угрозу жизни для наемного персонала.

К сведению! Какими правами не обладают государственные инспекторы труда подробно указано в ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Обязанности государственных инспекторов труда

Действия главного инспектора трудовой инспекции закреплены нормами трудового законодательства.

Законодательство Российской Федерации установило для них следующие обязанности:

  • инспектирование предприятий согласно установленному порядку. Инспектировать требуется согласно инструкции с составлением соответствующего заключения;
  • при выявлении нарушений отстранить от работы виновных должностных лиц до момента завершения расследования возникшей ситуации;
  • назначать штраф при необходимости;
  • составлять протокол;
  • заниматься расследованием травматизма либо смертельных случаев на производстве.

Должностная инструкция инспектора включает в себя исчерпывающие сведения прав и обязанностей специалиста.

Должностная инструкция инспектора по охране труда

Назначенные государственные инспекторы в области охраны труда в соответствии с должностной инструкцией должны:

Каждый специалист должен следовать инструкции

  • неуклонно соблюдать нормы действующего федерального законодательства, в том числе отстаивать при необходимости права и законные интересы работодателей и наемного персонала в частности;
  • хранить тайну (не имеет значения какую именно: государственную, служебную, коммерческую и пр.), которая стала известна во время выполнения своих должностных обязанностей, в том числе после увольнения с занимаемой должности, поскольку она считается полностью конфиденциальной. В случае игнорирования правил есть шанс понести уголовную ответственность со всеми вытекающими последствиями.

Обратите внимание! Дополнительно требуется воздержаться от уведомления непосредственного работодателя о данных заявителя, если проверка была инициирована по сформированному обращению или жалобе наемных сотрудников предприятия.

Проведение проверки государственным инспектором по охране труда

С целью организации и осуществления соответствующего надзора на государственном уровне квалифицированные специалисты осуществляют следующие виды проверок:

  • внеплановую;
  • плановую.

Основной задачей проведения проверок считаются выявление фактов полного соответствия заявленным требованиям российского законодательства, выполнение всех имеющихся предписаний, а также устранение нарушителей с дальнейшим привлечением к ответственности.

Внеплановая проверка может быть инициирована на основании:

  • завершение срока действия ранее предоставленного предписания специалистами регионального представительства трудовой инспекции о необходимости устранить выявленные нарушения для обеспечения максимальной безопасности на территории предприятия;
  • получение жалоб или прочих сообщений об имеющихся нарушениях у конкретного работодателя.

Важно! Подобного рода проверки могут официально на законных основаниях проводиться в максимально сжатые сроки, причем с уведомлением иных уполномоченных государственных органов (к примеру, прокуратуры) в четко оговоренном порядке, без предварительного согласования с непосредственным работодателем.

Нарушения влекут к штрафам

Нормы федерального законодательства категорически запрещают сообщать работодателю о проведении внеплановой выездной проверки с целью подтверждения фактов нарушений заявленных требований по обеспечению охраны труда, в том числе игнорирования прав наемного персонала на заработную плату, режим работы и отдыха и пр.

Может ли госинспектор труда приостановить работу организации

В соответствии со своей должностной инструкцией каждый сотрудник трудовой инспекции имеет право принять соответствующее решение.

Обратите внимание! Как правило, это становится следствием выявленного грубого нарушения, которое несет за собой высокие риски для здоровья и жизни в частности наемного штата сотрудников.

Заключение государственного инспектора труда

Вне зависимости от того, внеплановая либо плановая проверка была проведена на территории предприятия, в обязательном порядке специалист составляет соответствующее заключение.

В документе должны быть обозначены исчерпывающие сведения о полученных результатах, а также предписания, которые работодатель обязан выполнить для исправления выявленных нарушений.

Обжалование решений государственных инспекторов труда

Если уполномоченный специалист составил неверный протокол о нарушениях, каждый работодатель оставляет за собой полное законное право обжаловать решение в четком соответствии с нормами трудового законодательства. Для этого можно обратиться:

  • к главному инспектору;
  • в суд с соответствующим исковым заявлением.

Обратите внимание! Каждый вправе выбирать наиболее оптимальный для себя вариант. Но первый метод обжалования не актуален в случае, если первичное решение было принято сразу главным специалистом.

В таком случае остается только подавать соответствующий иск в судебную инстанцию по месту регистрации предприятия.

Инспектор по охране труда — специалист, который в первую очередь должен защищать интересы трудоустроенных граждан. Занять должность вправе каждый, кто отвечает заявленным требованиям. Обязательно наличие высшего образования.

Оцените статью