Использование изображений героев войны

Тема защиты Отечества – вечная в изобразительном искусстве и одна из наиболее почитаемых в российской художественной культуре. Освободительная борьба против фашизма вызвала в народе всплеск духовных и физических сил, превратилась в смысл и содержание жизни: во что бы то ни стало выстоять и победить! С этим чувством прошли через войну и деятели искусства – художники, музыканты, скульпторы, писатели. Свое служение Родине они видели в создании произведений, мобилизующих духовные силы общества.

Как оказалось, художественные произведения стали могучим оружием и эффективным агитационным средством в великой битве протии фашизма.

На фронтах Великой Отечественной сражалось множество художников – профессионалов и начинающих авторов. Среди них было не мало добровольцев отправившихся на фронт в первые дни войны, причем, далеко не каждый из них выполнял свою боевую задачу с карандашом и бумагой в руках. Воевали в артиллерии, в танковых войсках, в партизанских и развед. подразделениях, но чаще всего – рядовыми пехоты. Вместе со всеми мерзли в окопах, ходили в атаку, в полной мере разделяли боль отступления и радость побед. За годы войны окрепло и выросло дарование многих художников.

Они поэтому и смогли создать волнующие произведения, потому что сами находились в центре событий. Репортажный рисунок – фронтовые портреты, виды разрушенных городов. Эти работы представляют несомненную историческую ценность как подлинные документы той эпохи.

В них органически сочетаются ощущения автора и объективная правда войны. Шестеро художников за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза. И все эти годы они не оставляли своей любимой профессии – рисовали, писали, лепили. Их творческим трудом была создана впечатляющая изобразительная летопись войны.

В натурных рисунках и этюдах, сделанных в окопах, во время боев, в медсанбатах и госпиталях, в партизанских отрядах, в подразделениях пехоты, штурмовой авиации, разведки, в расположениях танковых войск и осажденных городах ими создана галерея сильных народных характеров. Сохранившиеся картины того периода, фронтовые рисунки и этюды – уникальные исторические свидетельства военного лихолетья.

И сегодня, с уверенностью можно говорить, что задачу — поддерживать в народе боевой дух, веру в победу и вдохновлять людей на подвиги, представители изобразительного искусства выполнили всесторонне.

Василий Васильевич Журавлёв

Василий Васильевич Журавлёв
Живописец, график, искусствовед, художественный критик

Московские зенитчики (1943г.)

Выдающийся художник и педагог В.В. Журавлёв в 1941-1945 гг. отметился циклом работ на военную тематику. Одна из самых примечательных из них – «Московские зенитчики».

Все элементы картины наполнены глубоким смыслом. Счетверённая зенитная пулемётная установка М4 обр. 1931 г. – далеко не самое надёжное средство ПВО в условиях Великой Отечественной войны, но мощи 4-х пулемётов «Максим» вполне достаточно, чтобы воспрепятствовать прицельному бомбометанию по мосту немецких штурмовиков в случае их прорыва к Москве.

Наличие девушки в расчете орудия – очевидный признак того, что мужчин для службы в ПВО уже не хватает, всё больше их уходит на фронт и заменять их на боевых постах в тылу и у станков приходится женщинам. На заднем плане картины изображен Московский Кремль – его стены и башни давно стали скорее объектом духовного и культурного наследия – и теперь сами нуждаются в защите от фашистских варваров.

Петр Петрович Кончаловский

Петр Петрович Кончаловский
Советский художник, авангардист.

Лермонтов на Кавказе (1941-1943)

Поездка на Кавказ, предпринятая Кончаловским в 1927 году, вдохновила его на создание нескольких полотен, посвященных творчеству поэта: «Мцыри. Гроза», «С развалин Мцыри», «Казбек», «Пятигорск. Дом Лермонтова».

В 1941 году, перечитывая Лермонтова в бомбоубежище, Кончаловский задумал написать его портрет. По словам художника, темой картины стала первая ссылка Лермонтова: «После смерти Пушкина еще мало известный Лермонтов, потрясенный и разгневанный… пишет гениальные стихи “На смерть поэта”. Стихи на устах у всей России.

Лермонтов, уже признанный поэт, едет в изгнание на Кавказ… «Образ Лермонтова я искал в портретах, написанных с натуры, в воспоминаниях современников и, наконец, в его поэзии. Лермонтов гордый и счастливый признанием, тоскующий по родине, почти юноша таков он должен быть на моей картине». В мастерской было холодно, и художник перенес полотно домой. Но и здесь писать приходилось в полушубке и перчатках, а во время бомбежек – спускаться в бомбоубежище.

Так рождалась картина «Лермонтов на Кавказе», работа над которой продолжалась в течение нескольких лет. Впоследствии она хранилась в семье художника, а 2007 году через Россвязьохранкультуру потомки П.П. Кончаловского – А.С. Михалков-Кончаловский, Н.С.

Михалков, О.Ю. Семенова и М.М. Баратова передали ее в дар Государственному Литературному музею.

Лентулов Аристарх Васильевич

Лентулов Аристарх Васильевич
Советский художник, авангардист.

Оборона Ленинграда

Выдающийся русский живописец и сценограф А.В. Лентулов изобразил на своей картине «Оборона Ленинграда» матросов Краснознамённого Балтийского флота, ведущих огонь из зенитных орудий. Фактически запертыми с началом войны в узкой акватории Финского залива, а потом и оттеснёнными на Кронштадтский рейд, морякам-балтийцам удалось сыграть огромную роль в обороне города на Неве от гитлеровских полчищ.

Нисский Георгий Григорьевич

Нисский Георгий Григорьевич
Советский живописец

«Бой над Баренцевым морем» (1942г.)

В годы Великой Отечественной войны Г.Г. Нисский оставался в Москве. Сотрудничал в «Окнах ТАСС».

Г.Г. Нисский – один из самых известных советских художников-маринистов. Для лучшего погружения в сюжет будущей картины ему не раз приходилось подниматься в небо на аэроплане, участвовать в походах на катерах, боевых кораблях и даже на подводных лодках.

Его картина «Над Баренцевым морем» полна торжествующей мстительности, с которой советский истребитель уничтожает орудие террора — фашистский бомбардировщик. Спасения фашистским лётчикам ждать негде — под ними холодные воды Баренцева моря.

Труды Г.Г. Нисского в 1941-1945 гг. нашли признание в награждении его медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Юрий Иванович Пименов

Юрий Иванович Пименов
Живописец, график, театральный художник

Фронтовая дорога

Во время Великой Отечественной войны Пименов входил в рабочую группу художников «Окон ТАСС». Картина «Фронтовая дорога» (1944) – одна из многочисленных работ, созданных за год до окончания войны. В ней художник использовал тот творческий метод, который найден был им в середине 1930-х и о чем свидетельствует его картина «Новая Москва» (1937). Художник строит композицию таким образом, что зритель как бы внезапно въезжает на дорогу и перед ним открывается широкая панорама разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города.

Вместе с девушкой-водителем и ее спутником он ощущает сопричастность к происходящему. Юрий Пименов умеет с необыкновенной зоркостью угадать душу времени, уловить его могучий пульс и романтическое начало.

Пластов Аркадий Александрович

Пластов Аркадий Александрович
Русский художник из семьи потомственных иконописцев

Фашист пролетел

«Фашист пролетел» — одна из самых знаковых картин времен Великой Отечественной войны. Зрителю кажется, будто «Мессершмитт» только-только пронесся над его головой и всего-навсего несколько секунд назад раздалась пулеметная очередь. Лишь случайно пули не задели зрителя, а сразили мальчонку уткнувшегося лицом в траву на косогоре.

Картина «Фашист пролетел» была написана А. Пластовым в 1942 г. в период Великой Отечественной войны. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 138 x 185 см.

Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Яковлев Василий Николаевич

Яковлев Василий Николаевич
Советский художник-живописец. Искусствовед, выдающийся реставратор.

Портрет генерал-майора И.В. Панфилова (1942г.)

Один из художников-классиков социалистического реализма В.Н. Яковлев в годы Великой Отечественной войны создал цикл работ, включавший в себя как портретную, так и жанровую живопись. Хотя даже портреты, выходившие из-под его кисти, поражают динамичностью и насыщенностью историческим контекстом. За виртуозное изображение героев войны В.Н.

Яковлев неоднократно был удостоен высших правительственных премий, в т.ч. и Сталинской первой степени.

«Портрет генерал-майора И.В. Панфилова», выполненный уже после смерти военачальника, вселяет надежду в скорый разгром врага не только под Москвой, но и по всему фронту.

Война в картинках: пропаганда, развлечение, искусство

На постсоветском пространстве многие до сих пор воспринимают комиксы исключительно как детскую литературу, а интерес к ним взрослых нередко считается дурным вкусом. Подобные мнения устарели, ведь комиксы уже давно эволюционировали во вполне серьёзный и заслуживающий уважения жанр современного искусства, который затрагивает самые сложные вопросы, в том числе проблемы войны и мира. Как возникли и развивались военные комиксы Европы и США?

В ХХ веке комиксы совершили впечатляющую эволюцию от низкого жанра массовой культуры, рассчитанного на детей и малообразованную публику, до полноценных произведений искусства. Менялись как стиль и тематика рисованных историй, так и отношение к ним общества. По объективным причинам эти процессы не затронули СССР, и аудитория постсоветского пространства оказалась в положении догоняющих.

Кое-что из упущенного удалось наверстать, но жители бывших советских республик во многом ещё остаются в плену стереотипов, воспринимая комиксы как несерьёзное развлекательное чтиво.

Эта статья даёт краткий обзор развития комиксов военно-исторической тематики в Европе и США с начала ХХ века до наших дней. Из-за огромных объёмов темы её невозможно исчерпывающе раскрыть в одном материале — для этого нужны целые исследования. Поэтому мы опишем лишь некоторые ключевые явления, произведения и персоналии.

Попробуем разобраться, каким образом комикс на военную тематику превратился из орудия прямолинейной пропаганды в произведение искусства.

​Военная манга — целый мир огромных размеров, требующий отдельного рассказа. Страница из манга «Зипанг» Кайдзи Кавагути - Война в картинках: пропаганда, развлечение, искусство | Warspot.ru

Горничные, супергерои и фронтовики

В годы Первой мировой войны возможности печатных СМИ использовались в полной степени всеми развитыми государствами. Грандиозный конфликт сразу же потребовал активного использования пропаганды и мобилизации масс. Правительства всех воюющих стран стремились объяснить, что именно они сражаются за правое дело, отчаянно боролись за симпатии со стороны общественного мнения как своих граждан, так и нейтралов.

Почитать  Имеет ли право работодатель забирать личные вещи сотрудников

Это вызвало бешеный спрос на доступные и доходчивые пропагандистские материалы, охватывающие все категории граждан от мала до велика. Одним из средств работы с публикой стал молодой и стремительно развивавшийся жанр комикса.

Фактически военный комикс родился именно в годы «Великой войны». Юмористические и пропагандистские иллюстрации с подписями использовались повсеместно — из них нам лучше всего знакомы российские лубки. К созданию полноценных историй в картинках ближе всего подошли французы. Например, художник Жозеф Пиншон, ещё до войны начавший рисовать иллюстрированные рассказы об обаятельной горничной Бекассин, «мобилизовал» свою героиню.

В 1916-1918 годах он с успехом издавал большой комикс-сериал «Бекассин на войне». Известны и другие французские комиксы военных лет, рассчитанные как на взрослых, так и на детей.

​Один из серии комиксов «Бекассин на войне», в которых патриотка-горничная помогает французским солдатам 87dit.canalblog.com - Война в картинках: пропаганда, развлечение, искусство | Warspot.ru

Развитие индустрии комиксов в современном понимании продолжилось в межвоенный период, и центром её стали США. Не будем углубляться в тему американской супергероики, скажем лишь, что к 1939 году она уже стояла на прочной коммерческой основе и стала настоящим культурным феноменом. Вторая мировая война пришлась на «Золотой век» американских комиксов, когда издатели и авторы были невероятно активны, а их творения пользовались огромной популярностью.

Как и в годы Первой мировой, с началом войны срочно и в больших количествах потребовалась яркая доступная пропаганда для широких слоёв населения — рассказы в картинках идеально соответствовали этой роли. Авторитетный британский исследователь военных комиксов Майк Конрой не без иронии отмечает:

«Вторая мировая война стала золотой жилой для издателей комиксов. Комиксы с супергероями удовлетворяли желания каждого солдата и печатались для ДжиАй миллионами. Почти каждый издатель последовал примеру Капитана Америки, нарядил своего персонажа в красные, белые и синие цвета флага США и заставил его выполнять патриотический долг».

​Об изначальной сути комиксов про Капитана Америку лучше всего говорит обложка первого же номера. Что примечательно, он вышел ещё до вступления США в войну (март 1941 года) comicvine.gamespot.com - Война в картинках: пропаганда, развлечение, искусство | Warspot.ru

Помимо упомянутого Капитана Америки (патриотического персонажа, специально придуманного ещё до вступления США в войну), были «мобилизованы» все супергерои — от известных и ныне, вроде Супермена и Бэтмена, до полностью забытых. Однако популярностью в военные годы пользовалась не только имевшая самое отдалённое отношение к реальности супергеройская фантастика, но и военные комиксы, основанные на реальных событиях. Журналы подобной тематики выходили как по инициативе издательств, так и по государственному заказу — например, серия «Военные комиксы победы» (War Victory Comics) возникла в 1942 году под эгидой Министерства финансов США и рекламировала продажу военных облигаций.

Самым известным из «реалистических» комикс-сериалов военного времени стал выпускавшийся в 1941-1950 годах журнал «Правдивые комиксы» (True Comics), рассказывавший о «настоящих героях» и их подвигах на войне. Справедливости ради, подача материала оставалась прямолинейной пропагандой, даже если сюжеты и были привязаны к действительности. Некоторые из выходивших в журнале комиксов были посвящены союзникам США — так, в осеннем выпуске 1945 года вышла рисованная история под названием «Воздушный ястреб.

Полковник Александр Покрышкин — русский ас из асов».

Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне

Фотомонтаж используется давно и в самых разнообразных целях. Конечно же, его массово использовали и в качестве инструмента пропаганды.

В этом выпуске вы найдете фотографии времен Второй мировой, подвергшиеся фотомонтажу в целях пропаганды.

Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №1 - BigPicture.ru

Спонсор поста:
Быстрая печать фото через интернет. От 8 рублей за фото!

Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №2 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №3 - BigPicture.ru

а) Форма солдата не соответствует ни одной из применяемых в Вермахте и СС.

б) Объекты на правой стороне фото отбрасывают на землю адекватные тени (солнце в зените, поэтому лучше видны тени от наклонных предметов — лопат). На левой стороне ни солдат, ни женщина теней на землю не отбрасывают вовсе. И хотя тень от левой ноги солдата может быть скрыта рельефом, тень от правой ноги на правдивом фото обязана присутствовать.

По затененности лица солдата и тени на его правом плече видно, что солнце светит с правой-задней стороны фото. Отсутствие теней на лице женщины и тени на одежде ребенка говорят о том, что солнце светит на них фронтально-справа относительно фото. Расхождение в солнечном освещении женщины с ребенком и солдата — 90%!

в) Правую стопу от пятки до середины обрамляет слишком черный, чтобы быть тенью, «задник». Передняя часть стопы слишком короткая, словно отрезаны пальцы… Если «задник» — элемент обуви, то без «носка» такая обувь держаться не может, особенно в такую волнующую минуту, как расстрел. «Задник» — явно дефект монтажа, либо из-за монтажа срезан носок обуви.

г) Ствол винтовки смотрит значительно правее головы женщины, в которую якобы целится якобы немецкий солдат. Очевидно, что и солдат, и женщина с ребенком вмонтированы в исходное фото.

Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №4 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №5 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №6 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №7 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №8 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №9 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №10 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №11 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №12 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №13 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №14 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №15 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №16 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №17 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №18 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №19 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №20 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №21 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №22 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №23 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №24 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №25 - BigPicture.ru Фотография: Фотомонтаж как инструмент пропаганды в Великой Отечественной войне №26 - BigPicture.ru

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Роль и значимость плакатов в годы войны

1. Тема исследовательской работы. Роль и значимость советских плакатов времён Великой Отечественной войны в Великой Победе.

2. Введение. Актуальность проблемы.

В нашей школе 2 музея: музей «Русской народной культуры» и музей «Боевой славы 278 ИАД». На музейных уроках мы узнаём о героях войны, тружениках тыла, пионерах – героях, простых женщинах, солдатах, которые не щадя себя боролись за Победу.

Экспозиции музея «Русской народной культуры» – это история нашей родины. Одна из экспозиций посвящена плакатам, выпущенным в годы Великой Отечественной войны.

В 2020 году наша страна будет отмечать самый главный праздник – День Победы. В мае месяце будет ровно 75 лет, как мы живём в мире, не слышим взрывов, не знаем что такое голод и холод, благодаря нашим ныне живущим ветеранам, и павшим героям.

Из рассказов экскурсоводов я узнала, что большую роль в победе сыграл не только боевой дух советских воинов и их беспримерный героизм, мужество, но и трудовой подвиг всего советского народа. Выяснилось, что силу, мощь и боевой дух поднимали нашим солдатам не только командиры и сами бойцы, но и плакаты, которые призывали и вдохновляли советских людей на борьбу против оккупантов, возвращали людям надежду и веру в скорую победу.

Поэтому, считаем тему своего исследования актуальной, так как сегодня немногие школьники знают, что советские плакаты, созданные в годы Великой Отечественной войны, показывают нам не только хронику важнейших событий войны, но и раскрывают настроение и переживания советских людей в этот тяжёлый для страны период.

Поэтому мы решили изучить историю плакатов ВОВ, их особенности создания и исследовать их роль в Великой Победе.

3. Цель. Определить роль и значимость советских плакатов времён Великой Отечественной войны в Великой Победе.

4. Задачи:

Ø Ознакомление с лексическим значением слова плакат;

Ø Изучить историю возникновения советских плакатов;

Ø Проследить хронологию Великой Отечественной войны по плакатам 1941-1945гг;

Ø Охарактеризовать советские плакаты времен Великой Отечественной войны;

Ø Показать роль плакатов, созданных в годы войны, в формировании героизма, стойкости и мужества советского народа.

5.Объект исследования: советское плакатное искусство.

6.Предмет исследования: отражение событий Великой Отечественной войны в советских плакатах 1941-1945гг.

7.Методы исследования: анализ исторической литературы, метод хронологии и систематизации, обобщение и подведение выводов.

8. Дата и место проведения моего исследования.

Город Новосибирск, Ленинский район, МБОУ СОШ № 15, музей «Русской народной культуры»

9. Ход работы:

Ø Выяснение, когда появилась экспозиция с плакатами в нашей школе.

Ø Ознакомление с лексическим значением слова плакат.

Ø Определение истории возникновения советских плакатов;

Ø Отражение событий Великой Отечественной войны в советских плакатах 1941-1945гг.

Ø Прослеживание появления мощности пропагандистской роли плаката в военное время.

Ø Обобщение и подведение исследовательской работы.

10. Описание работы.

Музей «Русской народной культуры» существует с 2009 года, в 2010 году к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне силами руководителя музея и активистами музея была оформлена экспозиция «Никто не забыт, ничто не забыто». В экспозиции можно увидеть плакаты, фотографии с текстовой информацией, происходящей в годы войны с 1941-1945 годы. Фотографии пионеров – героев ВОВ, работы детей о родственниках, которые прошли через ужасы войны; фотографии активистов музея, которые встречались с участниками войны.

Большой толковый словарь по культурологи Кононенко Бориса Ивановича

Плакат (нем. Plakat — калька, объявление, афиша) — броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровождаемое кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Плакат как жанр искусства возник во второй половине XIX века во Франции.

Главное назначение плаката – звать и убеждать.

Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича

Настенный лист — крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом. || прил. плакатный, -ая, -ое. Плакатная живопись. Плакатная манера (перен.: о ярком, простом и броском изображении).

Толковый словарь Ефремовой Татьяны Фёдоровны

1. Художественный рисунок, сопровождаемый кратким текстом, органически связанным с изображением и призывающим к определенным действиям.

2. Лист бумаги, полоса ткани и т.п. с призывом, лозунгом. // Объявление, написанное на чем-либо.

Советские плакаты — наглядные пособия, создаваемые в СССР, были направлены к разъяснению определенного вопроса, как, например, отношения советской власти к текущим событиям в доступной форме. Совместно с радио и газетами являлись средствами агитации и пропаганды, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической или другой деятельности.

Почитать  Использование земельного участка взятого в аренду

Характер советских плакатов менялся по мере исторического развития СССР, при этом содержавшаяся в них пропаганда сочетала общечеловеческие ценности (свобода, социальная справедливость), патриотизм, общеобразовательные элементы, призывы к здоровому образу жизни и так далее. Советские плакаты, как правило, являются произведениями изобразительного искусства и отражают элементы советского культурного наследия.

Какие бывают плакаты:

рекламный, зрелищный плакат

театральные, киноплакаты, цирковые, выставочные

техника безопасности, гигиена здоровья

различные области знаний

посвященный выдающимся деятелям, событиям, юбилеям.

Плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов.

Какие плакаты были выпущены в годы войны:

В годы Великой Отечественной войны плакат берет на себя новую функцию – поднимать боевой дух страны против фашистов. За время войны плакаты прочно вошли в жизнь. Тысячи созданных за эти годы листовок облетали всю страну многомиллионными тиражами.

Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой. У каждого периода войны были свои задачи, все они требовали безотлагательного решения и в этом, несомненно, важную роль сыграл плакат, историю которого мы изучили подробно.

Плакатов за годы войны было выпущено много, над ними работали знаменитые художники. Плакаты, которые расположены в экспозиции говорят о последовательности событий в годы войны. Мы постараемся кратко и последовательно показать в своей исследовательской работе о роли плакатов в определенные периоды войны.

Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделение государственного издательства «Искусство». Печатались плакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья, издавались политорганами РККА и ВМФ, редакциями газет. Так же часто плакаты изготавливались от руки и по трафарету, что ускоряло их выпуск, но делало невозможным распространение в тысячах экземпляров.

Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.

События начала войны отражены в плакате Ираклия Тоидзе «Родина – мать зовёт!», изданный миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Образ Родины-матери связан с образом нашей страны. (см. изобр. №1)

Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А.

Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Боец Красной армии решительно вонзает штык в хищного Гитлера, который, отбросив маску благодушия, прорывает лист с текстом Пакта о ненападении между СССР и Германией. (см. изобр. №2)

Плакат В. Корецкого «Будь героем!», увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым впервые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Эти плакаты, выпущенные в начале войны, внушали советскому народу веру в неизбежность победы и разгром фашистской Германии. (см. изобр. №3)

Печальные события первых месяцев войны и отступление советских войск в июле-августе 1941 года нашли своё отражение в плакате А. Кокоши «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!». (см. изобр. №4)

Осенью 1941 года, когда фашисты рвались к Москве, художниками Н. Жуковым и В. Климашиным был создан плакат «Отстоим Москву!». (см. изобр. №5)

Тыл в этот период войны показан в образе женщины, заменившей мужчину в тылу, в плакатах «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!», «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!». Плакат Л.М. Лисицкого «Всё для фронта, всё для Победы!» стал определяющим для всего советского тыла. (см. изобр. № 6,7,8)

В этот же период создаются плакаты, направленные на жителей, оставшихся на оккупированной врагом территории, которые призывали к участию в партизанском сопротивлении для уничтожения врага в его тылу. А.Пахомов создаёт плакат «Ребята, защищайте Родину» который призывает пионеров помогать взрослым в борьбе с врагом. (см. изобр. №9)

Таким образом, мы видим, что плакаты начального периода войны призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, призывали к партизанской войне, подчеркивали мысль о всенародном характере сопротивления врагу и призывали народ остановить его любой ценой.

События на фронтах 1942 года изменили тематику плакатов: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное — оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан. Теперь героями художников стали женщины и дети, гибель детей и матерей. (см. изобр. №9,10,11)

Плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, взывал к помощи и защите. Д. Шмаринов на плакате «Отомсти» изобразил молодую женщину во весь рост, которая, в руках она сжимает тело убитой маленькой дочери. (см. изобр. №12,13)

Ф. Антонов в работе «Сын мой! Ты видишь долю мою…» изобразил пожилую женщину с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню и просит о помощи сына. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать. (см. изобр. №14)

В это же время художник В.А. Серов создаёт плакат «Отстоим Волгу – матушку!» призывающий биться с врагом за своих детей, матерей, жён. Таким образом, плакаты 1942 года показывали страдания, бедствия советского народа и в то же время призывали к отмщению и беспощадной борьбе против оккупантов. (см. изобр. №15)

После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в войне и стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии. С 1943 года в советский плакат проникают новые настроения, вызванные решительным переломом в ходе войны.

В 1943 году художник И. Тоидзе создаёт плакат «За Родину-мать!» для поднятия боевого духа советских граждан в борьбе с врагом. На переднем плане с оружием в руках в плотной шеренге идут на врага советские воины и партизаны, защищая свою Родину, показанную в виде женщины в красном с ребёнком на руках. (см. изобр. №16) В этот же период выходит плакат Н.Н. Жукова «Немецкий танк здесь не пройдёт». (см. изобр. №17)В этом же году всё увереннее в плакатах зазвучала тема скорой победы.

Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм — главная идея, объединяющая плакаты, победного этапа войны. В этот же период частым стал мотив радостной встречи бойца-красноармейца освобожденными от фашистского плена жителями: В. Иванов «Ты вернул нам жизнь» (см. изобр. №18), «Я ждал тебя воин-освободитель» работы В.И. Ладягина. (см. изобр. №19) Счастье женщин и мальчика на этих плакатах, явились выражением народной любви и гордости за своих героев, благодарности за спасение.

Плакаты 1944 года призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли. Это хорошо видно на плакате Л. Голованова «Дойдем до Берлина!»(см. изобр. №20), в котором виден запоминающийся образ воина, уверенного в скорой победе. В 1944 году СССР полностью восстановил довоенные границы, изгнав захватчиков с территории Белоруссии и Украины. (см. изобр. №21) Кукрыниксы в своих плакатах чётко изображают полный крах Гитлера и его окружения.

Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. И на нас с плакатов В. Иванова «Водрузим над Берлином знамя Победы» (см. изобр. №22), В. Климашина «Слава воину-победителю», Л. Голованова «Красной Армии — Слава!» (см. изобр. №23), смотрят молодые воины-победители. Они красивы и счастливы, но все же на их лица легла тень усталости, так как этими людьми была пройдена война.

Хронология важнейших событий, отраженных в плакатах в годы Великой Отечественной войны.

Начало Великой Отечественной войны

Нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Блокады Ленинграда. Битва за Москву. Битва за Кавказ.

Год коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Сталинградская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Отчетливо, уверенно зазвучала тема победы.

Год решающих побед

Освобождение Ленинграда. Освобождение Киева и Белоруссии. Плакаты призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли.

Советские войска вступили на территорию Германии. Победа над фашисткой Германией. На плакатах мы видим торжество Победы.

Советский военный плакат, как органическая часть общенародной борьбы, отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю, одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет. Сюжеты плакатов были разные, но цель у них была одна — победа над врагом.

На совещании художников 19 декабря 1942 г. председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинин пророчески отметил: «Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо «Окон ТАСС», как не пройдут мимо «Окон РОСТА». И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу».

Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске «Окон ТАСС», приезжавшие с фронтов за плакатами красноармейцы и партизаны рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».

В создании плакатов участвовали многие талантливые художники: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Кукрыниксы — всего 125 художников-профессионалов высокого класса. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе П. Антокольский, Н. Асеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, К. Симонов, И. Эренбург и другие. В 1942 году труд девяти авторов «Окон ТАСС» — С. Маршака, Кукрыниксов, П. Соколова-Скаля, Г. Савицкого, Н. Радлова, П. Шухмина, М. Черемных — был отмечен Государственной премией СССР.

Почитать  Застройщик просит оплатить юридическое сопровождение

За 4 года плакатисты создали более 1250 работ, на сообщения Совинвормбюро реагировали мгновенно: художники делали эскизы, поэты писали стихи.

Рассмотрев в своей работе советское плакатное искусство времён Великой Отечественной войны, мы пришли к выводу, что плакаты как особый жанр живописи широко распространяются в СССР ввиду простоты и понятности для широких масс. Особенно большую роль плакаты сыграли в Великой Отечественной войне: они призывали, убеждали, показывали все ужасы войны и формировали в людях уверенность в скорой победе. Знакомясь с советскими плакатами, созданными в годы Великой Отечественной войны, нами была создана хронологическая таблица с начала вторжения Германии в СССР 22 июня 1941 года до её полной капитуляции 8 мая 1945 года.

Мы выяснили, что военный плакат был оружием, «бойцом в строю», его носили сложенным в военных сумках и приклеивали на «лоб» танка, отправляясь в бой; он был одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.

В своей работе мы проанализировали самые разнообразные плакаты этого периода:

v плакаты укрепляющие боевой дух солдат,

v плакаты агитирующие тружеников тыла не жалеть ничего для фронта,

v плакаты для партизан,

v плакаты для бойцов.

Анализируя плакаты времён Великой Отечественной войны можно увидеть настроение и переживания советских людей: горе и страдание, отчаяние и безнадёжность, страх и ненависть, счастье и любовь. И, по нашему мнению, самая главная заслуга этих плакатов в том, что они никого не оставляли равнодушными, они помогали верить в скорую победу, вселяли в сердца отчаявшихся людей надежду.

А самое главное подтвердились пророческие слова председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинин: «Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо «Окон ТАСС», как не пройдут мимо «Окон РОСТА». И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу».

Список литературы:

1. Алпатов М.В, Н.М. Ростовцев Н.М. «Искусство»; Москва, 1989 г.

2. Бабурина Н.И. «Русский плакат» Л., 1988г.

3. Брискина В. «Опыт работы над агитплакатом» М., «Советский художник», 1959г.

4. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. Изд.

Галарт, 1994г.

5. Иванов В.С. «Как создается плакат?» М., Изд.: Академии Художеств СССР.

6. Кеменов В. С. «Статьи об искусстве». М., 1965г.

7. Кукрыниксы. «Втроем», М., 1975г.

8. Кукрыникнсы «Годы войны»; М., 1985г.

9. Соколов Н., «Наброски по памяти»; Москва, 1987 г.

10. Соколова Н., «Кукрыниксы»; Издательство академии художеств СССР; Москва, 1962 г.

11. Энциклопедия для детей. Т.5. «История России».2010г.

Интернет ресурсы:

Статья на тему: «ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТА ГЕРОЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Тема Великой Отечественной войны никогда не потеряет свою актуальность. На современном этапе мы остро наблюдаем спад патриотизма среди людей, особенно среди молодежи. Патриотизм — это любовь к своей Родине, знание прошлого своей страны, уважение родной культуры, традиций, языка, любовь к своим соотечественникам. Поэтому необходимо передавать молодому поколению историю, память и уважение к ветеранам, пройденным тяжелое время. С детства должно вырабатываться чувство гордости за Родину.

Дети должны знать, какой ценой досталась победа нашим предкам. Но для этого бывает недостаточно наглядных материалов, которые бы помогали детям знать своих героев в лицо. Для их создания необходимо произвести анализ работ художников, которые обращались к теме войны, выявить особенности.

На протяжении многих времен художники писали на своих полотнах выдающихся личностей, героев своего времени или просто отличившихся людей. Поэтому люди помнили своих предков и гордились их поступками. Во время Великой Отечественной войны художники проявляли свои патриотические чувства на полотнах. Они чувствовали, что смогут помочь своими работами моральной поддержкой, поднятием боевого духа.

В основном, это работы художников-фронтовиков, которым довелось служить в различных войсках. Где бы художники не находились, они делали зарисовки, материалом, какой бы не был под рукой. Делались, в основном, такие быстрые зарисовки на поле боя. Основным жанром таких художников был фронтовой рисунок. Художники изображали воинов-героев, военные сюжеты, различные плакаты, бытовые сцены.

В наши дни эти зарисовки являются ценными документами, доносящими до нас ту военную пору.

Для создания образов героев Великой Отечественной войны был проанализирован ряд работ художников. Разобраны работы, выполненные различными материалами ,которые отражают военную тему.

Одним из художников-фронтовиков являлся Жуков Николай Николаевич. Художник сам служил в артиллерии, поэтому с точностью изобразил на своих зарисовках всю военную пору. Жукова назначили художественным руководителем студии им.

М.Б. Грекова — большого коллектива военных художников. Он постоянно бывал в партизанских отрядах, делали иллюстрации к готовящимся к выходу военным рассказам [6]. Его работам свойственна умелая передача чувств, он показывает героизм людей.

На своих работах изображены не только подвиги людей, но так же фронтовые будни. (рис. 1)

https://sibac.info/sites/default/files/files/2015_05_19_StudGuman/1_Perevoshikova.files/image001.jpg

Рисунок 1. Жуков Н.Н. «Герой Советского Союза Виктор У.»

Так же можно выделить Аввакумова Николая Михайловича. Советский график, который создал документальную летопись военного времени. Во время Великой Отечественной войны работал во фронтовых газетах; рисовал плакаты «Больше металла, больше оружия!», «Сокрушим врага!», батальные и военно-бытовые сцены [2]. Фронтовое время провел с карандашом в руках, поэтому художник создал огромное количество набросков, портретов, плакатов, на которых запечатлел события и подвиги людей, которые оставили след в истории. (рис.

2).

https://sibac.info/sites/default/files/files/2015_05_19_StudGuman/1_Perevoshikova.files/image002.jpg

Рисунок 2. Аввакумов Н.М. «Герой Советского Союза товарищ Рычагов»

Коренцов А.И. — заслуженный художник РСФСР. Много творческого внимания уделил теме Великой Отечественной войны [3]. Сам художник является ветераном Великой .Отечественной войны. Коренцов А.И. создатель серии солдат, на которых изображал портреты участников войны.

Так же художник создал огромное количество набросков, посвященных военным действиям, подвигам. Его работы отличаются психологизмом образов и высокой художественностью (рис. 3).

https://sibac.info/sites/default/files/files/2015_05_19_StudGuman/1_Perevoshikova.files/image003.jpg

Рисунок 3. Коренцов А.И. Серия солдаты «Портрет санинструктора»

Анализ аналогов помог выявить главные черты в изображениях героев. Так же подбор аналогов помогает утверждать, что, несмотря на быстроту выполнения своих набросков, работы художников наполнены эмоциональностью, жизненной правдой.

Для работы были рассмотрены аналоги, которые помогли выделить необходимые элементы для создания художественного образа: эмоциональное состояние, движение фигуры, мимика лица, взгляд изображаемого. На портретах изображались либо упорные настойчивые бойцы, идущие до конца, либо герои, тоскующие по дому, потере близких. Взгляд военных наполнен отвагой, порой, не по годам мужеством, но и глубокой утратой.

В изображении человека при всей его индивидуальности, мимики, характера, есть элементы, которые помогают выявить профессию или принадлежность к тому или иному слою общества. В этом помогает анализ аналогов работ художников, который выявляет образ военного. В основном, изображался мужчина средних лет в военной форме, в головном уборе, чаще всего на груди висели награды за заслуги, в руках могла быть какая-то атрибутика. В зависимости от размера изображения выделялись погрудные портреты.

В отношении позы представляемой фигуры выполняли портрет в три четверти поворота налево или направо.

Свои работы художники-фронтовики выполняли, в основном, в графической технике, так как графические материалы всегда могут быть под рукой во время боя. Поэтому немало важен материал, в котором будет выполнен создаваемый портрет. Графический рисунок — основа творчества любого профессионального мастера. Рисунок может быть выполнен на дереве, на бумаге, на металле, на стекле. Свойства поверхностей могут выражаться различными средствами, графическими материалами (уголь, сепия, сангина, карандаш) и фактурой бумаги — все это придает визуальное богатство.

При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного чёрного, коричневого), в редких случаях — два. Контурная линия, штрих и пятно контрастируют с белой (а иногда цветной или фактурной) поверхностью бумаги. Именно бумага, бумажный лист является главной основой для графических работ.

Большое значение для графического творчества имеют цвет и фактура бумаги, техника и приёмы [1]. Основными изобразительными средствами графики являются штрих, пятно, линия, светотень, фактура. Известный исследователь изобразительного искусства отметил, что графика, оперируя линиями, плоскостями, контрастами, является искусством тех средств, согласно которым мы воспринимаем мир [4, с. 9]. Выбор материала в работе помогает раскрыть неограниченные возможности карандашного рисунка, сделанного сангиной, пастелью, соусом и другими материалами [5, с. 4].

Выразительность образу придает использование контрастов. Так и контрастный фон придает образу определенную значимость.

Список литературы:

1.Бесчастнов Н.Б., Портретная графика: Учеб. пособие для вузов. Владос, 2007. — 367 с.

2.Великая Отечественная война в рисунках художников — фронтовиков //Из фондов Музея-панорамы «Бородинская битва» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.1812panorama.ru/virtual/ris4.html (дата обращения 14.05.15).

3.Департамент культуры города Москва//Фонды [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gbmt.ru/ru/funds/korencova.php (дата обращения 15.05.15).

4.Королев В.А., Материалы и техники рисунка. М.: Изобразительное искусство, 1984. — 97 с.

5.Лещинский АА. Основы графики: учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2003.

Оцените статью