Каждый водитель знает, как действовать при аварии, произошедшей из-за неверных действий одного автолюбителя. Но как быть, если в происшествии виноваты оба участника?
В таких ситуациях имеются свои нюансы, влияющие на получение компенсации от страховщика. Разберем, как производятся выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП, чего следует ожидать каждому водителю и каковы особенности подобных аварий.
В каких случаях речь идет об обоюдной вине
В российском законодательстве термин «обоюдная вина» не закреплен. Он используется сотрудниками дорожной полиции и страховщиками, если все водители, участвовавшие в аварии, не соблюдали ПДД и были привлечены к административной ответственности путем составления протокола.
При этом следует помнить, что несоблюдение правил не всегда приводит к аварии.
- Пример первый. Один автолюбитель проигнорировал запрещающий свет светофора и продолжил движение, в результате чего произошло ДТП. У второго участника нет страховки. Каждый из них нарушил отдельное правило. Но водитель без полиса не будет обвинен в аварии. Речь об «обоюдке» тут не идет.
- Второй пример. Один автовладелец не уступил дорогу другому участнику дорожного движения, который, согласно ПДД, имел преимущество на данном участке. Второй же ехал с превышением скорости, ушел на встречку, проигнорировав двойную сплошную, не справился с управлением и столкнулся с машиной первого. В данной ситуации можно считать, что оба виноваты в ДТП.
Таким образом, «обоюдка» при ДТП по ОСАГО признается, если:
- каждый из водителей допустил нарушение ПДД;
- несоблюдение правил каждым автолюбителем привело к происшествию;
- разбор обстоятельств аварии не позволяет понять, по чьей вине она произошла;
- оба участника при составлении Европротокола признали свою вину.
Получение выплаты
Один из распространенных вопросов о происшествиях, в которых виноваты все участники: кто кому должен платить? Многие думают, что автолюбители обязаны сами решать проблему, раз каждый из них является не только потерпевшим, но и провокатором аварии.
В подобных ситуациях закон предусматривает выплаты по ОСАГО. Для их получения участникам происшествия нужно:
- уведомить о ДТП свою страховую компанию и ближайшее отделение Госавтоинспекции;
- попытаться собрать факты, подтверждающие, что вина другого водителя есть (или она больше), сделать фото/видео/аудиозаписи, опросить свидетелей и взять их контакты;
- проконтролировать оформление протокола – не нужно сразу признавать себя единственным инициатором аварии, наоборот, стоит фиксировать внимание сотрудника на обстоятельствах, подтверждающих виновность другого автовладельца;
- подавать иск в суд, если равное распределение вины не устраивает.
Иск также нужно подавать, если страховщик отказывает в компенсации. Обоюдная вина – не основание для отклонения запроса о выплате.
Как рассчитываются и производятся выплаты
В соответствии с п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО компенсация выплачивается в размере, пропорциональном степени виновности каждого автовладельца. Участники ДТП могут получить как равные, так и разные суммы.
Равные суммы
Подобный вариант компенсации применяется, когда доказано, что оба водителя виноваты в аварии в равной степени. Признаками такой ситуации являются следующие факты:
- несоблюдение правил каждым автолюбителем;
- связь действий, не соответствующих ПДД, с происшествием;
- степень тяжести каждого нарушения примерно одинаковая.
В последнем пункте учитывается количество нарушенных правил, а также суммы взысканий, установленные за каждое из них. Именно такой вариант определения обоюдной вины водителей чаще всего используется судебными органами.
Путем анализа представленных документов устанавливается, какие именно правила не были соблюдены. Если число нарушений и степень наказания за них примерно одинаковые, признается обоюдная виновность автолюбителей в равной степени.
Разные суммы
Подобный вариант применяется намного реже, только когда действительно можно доказать разную степень виновности путем изучения материалов дела.
Пример. Один автолюбитель передвигался на неисправном ТС и остановился на трассе. При этом он не включил аварийку и не поставил знак.
Другой водитель ехал на скорости выше разрешенной и ударил стоящее авто, причинив вред не только машине, но и находящемуся в ней человеку.
В подобной ситуации можно установить, что:
- оба автовладельца виновны в произошедшем – один превысил скорость, а второй нарушил правила аварийной остановки;
- виновность первого водителя менее значительная – если бы второй двигался с положенной скоростью, он бы успел среагировать на сломанную машину даже без знака остановки.
Расчет компенсации
В происшествиях, в которых виноваты оба участника, при расчете компенсации ключевое значение имеет не объем повреждения, а степень вины каждого водителя.
Итак, возмещение ущерба производится одним из двух способов.
- 50 на 50 – если стороны решили не составлять исковое заявление или если суд решил, что их вина одинакова. В данной ситуации каждый водитель получит вдвое меньше суммы установленного ущерба.
Например, пострадали две машины. Эксперт оценил размер повреждений одной из них в 60 тыс. рублей, а другой – в 70 тыс. рублей. В этом случае первый водитель получить 30 тыс. рублей, а второй – 35 тыс. рублей. - По степени вины. При наличии судебного постановления о неравной степени вины участников аварии СК делает выплаты, исходя из установленного Фемидой соотношения.
Допустим, эксперт оценил размер повреждений так же, как в прошлом примере. При другом судебном решении (вина 1-го автовладельца составляет 10%, а второго – 90%) первому выплатят 54 тыс. рублей, а второму только 7 тыс. рублей.
Оформление происшествия
Если все участники аварии признают свою вину и не предъявляют претензий к остальным, можно обойтись Европротоколом. Но важно помнить, что максимальная сумма выплаты при таком оформлении – 100 тыс. рублей. Это значит, что каждый водитель может получить по 50 тыс. от страховщика.
Если размер ущерба значительный, стоит потратить время и дождаться сотрудников ГИБДД.
В последнем случае будут подготовлены документы, которые нужно предоставить страховщику или суду. Это:
- справка о ДТП – оба водителя получают по одному экземпляру;
- протокол;
- постановление о правонарушении – по одному экземпляру на каждого водителя (на их основании будет распределяться вина).
Протокол также используется для определения степени вины каждого автовладельца, так как в нем указано:
- расположение автомобилей после аварии (также в виде схемы);
- показатели замеров;
- повреждения, которые можно определить визуально;
- показания каждого водителя.
Обратите внимание! Даже если участники аварии не имеют претензий друг к другу и признают обоюдную вину, лучше оформлять ДТП с сотрудниками ГИБДД, потому что не всегда можно «на глаз» определить объем ущерба.
Когда и как необходимо доказывать обоюдную вину в суде
Для успеха в судебном заседании следует учитывать несколько рекомендаций:
- Доказывать обоюдную вину нужно, если сторона не согласна с позицией оппонента либо с заключением страховщика.
- Чтобы доказать «обоюдку», можно использовать материалы дорожной полиции, а также свидетельские показания и собранные лично аргументы (фото, видео и т. д.).
- Приводить иные обстоятельства дела, например, погодные условия. Если это был дождливый день, можно сослаться на состояние дорожного покрытия (придется представить справку из гидрометцентра).
- Желательно представить суду отчеты экспертов – о техническом состоянии авто, о размерах ущерба и т. д.
Здесь важно учитывать, что суд принимает решение, исходя из совокупности обстоятельств. Поэтому по ходу проведения процесса стороны решают, какие доказательства стоит приводить, а какие нет.
Если страховая отказывает в компенсации
Как и в любом другом страховом случае, СК может отказаться выплачивать компенсацию по полису. Возможность оспаривания зависит от законности действий компании.
Так, отказ страховщика будет правомерен, если:
- нарушены сроки уведомления о страховом случае;
- представлен неполный список документов;
- зафиксировано самовольное оставление места происшествия до приезда сотрудников ГИБДД;
- имело место пребывание автовладельца в состоянии опьянения;
- зафиксировано отсутствие страхового полиса либо отсутствие лица, сидевшего за рулем, в списке допущенных к управлению авто.
Если страховая отказывает в выплате на законных основаниях, нужно устранить причину и вновь составить обращение. Например, дополнить пакет документов либо привести уважительные причины, почему были нарушены сроки или оставлено место происшествия. В последнем случае необходимо представить доказательства (например, справку из больницы, куда торопился водитель).
Если получить деньги не удается, нужно:
- направить в страховую досудебную претензию;
- обратиться в суд.
Подводим итоги
Когда авария произошла из-за нарушений, допущенных обоими участниками происшествия, речь идет об обоюдной вине. У таких ДТП есть свои особенности:
- вина признается обоюдной, если оба водителя нарушили правила и в отношении каждого из них составлен соответствующий протокол;
- также речь об «обоюдке» идет, если вину каждого участника установить не удается;
- при таких ДТП страховая признает одинаковой степень вины каждого водителя, если они не обращаются в суд;
- при судебном разбирательстве вина может быть равной либо различной, исходя из этого назначается объем выплат;
- при обоюдной вине может быть составлен Европротокол (если участники не расходятся во мнениях и ущерб небольшой) либо оформляется протокол с вызовом сотрудников ГИБДД;
- при несогласии с определением степени вины нужно обращаться в суд и доказывать свою позицию, приведя как можно больше доказательств;
- если страховщик отказывает в выплате, следует направить в компанию досудебную претензию, затем обращаться в суд, если решить вопрос мирным путем не удается.
Таким образом, в ситуации, когда в аварии виноваты оба водителя, выплата также производится страховщиком. Но важно соблюдать порядок действий и требования к оформлению ДТП и обращению в СК.
Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?
Обоюдная вина по ОСАГО — это когда оба участника признаны виновными в случившемся ДТП. Такие аварии не частые, и вероятность попадания в них не высока, однако, присутствует. Как производится выплата, когда по ОСАГО признана обоюдная вина водителей, придётся ли при общей виновности в ДТП каждому ремонтировать машину за свой счёт и какова судебная практика по этому вопросу на 2024 год, давайте выяснять!
Обоюдная вина с точки зрения закона
Итак, случилось ДТП, в котором ПДД нарушили все участники дорожного движения. При этом, их может быть как 2, так и 3 и более. В этом случае нужно чётко понимать разницу между виновностью в правонарушении и виновностью в ДТП.
Действующее на 2024 год законодательство также разделяет их.
То или иное нарушение во время ДТП всех его участников не обязательно означает обоюдную вину. Дело здесь в том, что нарушение одного из участников могло вовсе и не стать причиной ДТП. Например, водитель ехал в нетрезвом состоянии на зелёный сигнал светофора, и с ним совершил столкновение проезжающий на красный другой нарушитель.
Или пример ещё менее очевидный: первый водитель ехал между рядов по сплошной линии разметки, второй перестраивался и совершил столкновение — в этом случае наиболее вероятно виновность в ДТП будет закреплена за вторым водителем, перестраивающимся.
И тут нужно понимать два факта касательно выплаты по ОСАГО при обоюдной вине:
- инспекторы ГИБДД не определяют виновность в ДТП, а только определяют нарушение и виновность водителя в нём, а также выносят постановление с наказанием,
- виновность в ДТП определяет только суд, и судом может быть назначено как равная степень виновности, так и различная, измеряется и назначается она обычно в процентном соотношении.
Рассмотрим ещё один пример: водитель автомобиля A выезжает со двора (прилегающей территории) на дорогу, разрешённая максимальная скорость на которой составляет 60 км/ч. Водитель автомобиля B едет по главной по отношению к этому двору дороге со скоростью 120 км/ч. Водитель авто A не ожидал, что второй участник будет ехать с таким превышением и выехал на дорогу, не уступив дорогу водителю авто B, видя, что тот ещё далеко и не оценив скорость того.
О том, как будет происходить выплата по ОСАГО, мы и поговорим на основе этого примера.
Вас также заинтересует:
Выплаты при ДТП
Итак, согласно Федеральному закону «Об ОСАГО» обоюдная вина при ДТП может быть определена в двух видах:
- выплата будет производиться поровну между всеми участниками, если никто не обращался в суд,
- компенсацию выплатят соответственно степени виновности каждого из участников, установленной судом.
В примере выше мы рассмотрели нарушение обоими участниками ДТП пунктов Правил: первый не уступил дорогу, второй существенно превышал скорость движения. На место ДТП приехали сотрудники ГИБДД для его оформления и вынесли постановления или выписали протоколы, назначив разбор в ГИБДД, обоим водителям.
Если никто не обращался в суд
В этом случае каждому из них не придётся ремонтировать свой автомобиль за свой же счёт. Вовсе нет! Если никто из них не обратиться в суд для установления степени обоюдной вины, то выплата по ОСАГО будет произведена в долях 50%/50%.
То есть каждому будет посчитана ровно половина нанесённого ущерба, установленного осмотром автомобилей страховщиком или экспертизой.
То есть, если водителю автомобиля A нанесён ущерб в размере 100 000 рублей, то выплачено будет только 50 000 или отремонтирована машина в автосервисе по направлению страховой компании по новому закону ОСАГО на сумму, равную половине от 100 тысяч. Водителю B при ущербе, к примеру, на 150 000 рублей, будет выплачено 75 000 или произведён ремонт на эту сумму.
Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:
В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.
Соответственно, если участников с обоюдной виной трое, то выплата по ОСАГО будет в долях по 33,(3)%, если 4, то по 25% и так далее.
Если участники обжаловали постановление в суде
А вот если один или оба участника ДТП обжаловали свои штрафы в суде (жалобу на постановление можно подавать сразу в суд — ч.3 ст. 30.2 КоАП), то суд уже устанавливает степень вины каждого участник в процентном соотношении.
В нашем примере, согласно судебной практике 2024 года, учитывается скорость автомобиля A. От неё и зависит степень вины и, вместе с ней, выплата при обоюдной вине по ОСАГО. Если такая скорость очень высокая, то вполне возможно признание судом вины только водителя машины A, а вот если превышение незначительное, то могут признать виновным только водителя авто B без какой бы то ни было «обоюдки».
Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:
22. Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учётом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
В нашем примере вина могла быть установлена в долях:
- 70% обоюдной вины водителя автомобиля A,
- 30% обоюдной вины водителя автомобиля B.
В этом случае водитель машины A получит 30% от выплаты по стоимости ущерба своего автомобиля, а водитель B — 70% (конечно же, не наоборот).
Что, если два участника ДТП виноваты, а третий — невиновен?
Ещё один интересный пример, усложняющий наш пример: допустим был ещё водитель автомобиля C, который ехал навстречу автомобилю A, и при столкновении первых двух машин одну из них отбросило на этот автомобиль C, как показано на схеме ниже.
И уже в этом случае, водитель жёлтого и красного автомобиля вовсе получает выплату по ОСАГО в долях, обратно пропорционально их степени обоюдной вины. И ещё выплату в размере 100% получит водитель синего авто.
При этом, оба виновных водителя получат увеличение коэффициента бонус-малус (КБМ, скидки за безаварийность), и страховой полис ОСАГО для них обоих будет стоить дороже в следующем периоде страхования.
В какую страховую обращаться при обоюдной вине?
Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.
25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):
Было | Стало |
---|---|
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: . б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним). |
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: . б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним). |
То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).
Если авария произошла до этого числа, то водитель синего авто обращается в любую их страховых: красного или жёлтого на свой выбор. Из нашего примера, как мы выяснили, степень обоюдной вины водителей красного и жёлтого автомобилей установлена в соотношении 70%/30% соответственно. Водитель синего автомобиля обращается в страховую водителя жёлтой машины (степень вины которого составляет 30%).
Тогда страховая жёлтого выплачивает синему весь нанесённый ущерб или ремонтирует на всю сумму ущерба, а затем регрессным требованием взыскивает со страховой компании красного 70% возмещённой суммы.
Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:
Страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом, потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причинённого ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
Страховщик, возместивший вред, совместно причинённый несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
Суд поможет решить, кто виноват в ДТП
Если в ДТП виноваты обе стороны, каждая из них получает от страховой 50% суммы возмещения. Однако наличие у обеих сторон нарушений еще не означает, что вина в ДТП была обоюдной. Именно суд на основе административного материала, показаний свидетелей и прочих доказательств должен установить степень вины каждого лица и с учетом этого взыскать выплату.
Кто виноват?
Произошло ДТП с участием двух машин. Владелица одного из автомобилей Нина Тлюнева* обратилась в САО «ВСК» за взысканием страхового возмещения. Страховая компания признала вину водителей обоюдной, осмотрела машину, определила 750 037 руб. ущерба и выплатила половину этих денег – 375 019 руб.
Не согласившись с размером возмещения, Тлюнева подала несколько претензий, а затем иск.
ДЕЛО № 24-КГ18-17
ИСТЕЦ: Нина Тлюнева*
ОТВЕТЧИК: САО «ВСК»
СУТЬ СПОРА: О взыскании страховой выплаты, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда
РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции
Майкопский городской суд Республики Адыгея изучил административный материал, из которого усматривается обоюдная вина водителей: один не уступил дорогу встречной машине при повороте (п. 8.8 ПДД), второй управлял автомобилем без полиса ОСАГО и с покрытием на переднем стекле, ухудшающим обзор. Документ, определяющий степень вины каждого водителя, отсутствует.
Поэтому суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Верховный суд Республики Адыгея оставил это решение без изменения. Они напомнили: при обоюдной вине участников ДТП выплате подлежит 50% суммы страхового возмещения.
Верховный суд решил, что факт привлечения участников ДТП к административной ответственности не является безусловным основанием для возложения на них гражданско-правовой ответственности за ущерб. Причинно-следственная связь между ДТП и управлением машиной с покрытием на переднем стекле не устанавливались, а отсутствие страхового полиса ОСАГО в принципе нельзя связать с аварией. ВС считает, что нижестоящие суды должны были установить степень вины каждого лица, и с учетом этого взыскать со страховой выплату.
Поскольку это не было сделано, ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 24-КГ18-17). Пока еще оно не рассмотрено.
Что делать?
По мнению управляющего партнера ALT Litigation Althaus Legal × Андрея Бежана, позиция судов общей юрисдикции была неверной. Она основывалась на том, что при установлении факта привлечения к административной ответственности обоих участников ДТП вина считается обоюдной. Это, уверен Бежан, свидетельствует о неустановленности степени вины участников ДТП. «Лицо может быть привлечено к ответственности только в том случае, если нарушение непосредственно или опосредованно привело к причинению ущерба», – отметил старший юрист BGP Litigation BGP Litigation × Олег Хмелевский.
Суд самостоятельно обязан установить такие важные обстоятельства, как наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственную связь ними и вину причинителя вреда, отметил адвокат КА «Меклер и партнеры» Анатолий Клейменов. «Сделать это суд должен на основании всех имеющихся доказательств, к которым относятся не только материалы дела об административном правонарушении, но и результаты судебных экспертиз, а также показания свидетелей», – считает Клейменов. Юрист ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры × Делгира Ходжаева рассказала, что суды часто определяют степень вины участников ДТП (например, в этих делах № 33-19245/2016, № 33-6977/2016).
«Если вина обоих водителей будет установлена, должна быть установлена и степень их вины. Она, по сути, является той пропорцией, в которой стороны обязаны возместить причиненный вред. Степень вины одного водителя может быть оценена, например, в 60%, а другого в 40%. Такие прецеденты по этой категории дел уже были»
Что касается судьбы этого дела, при новом рассмотрении суд апелляционной инстанции должен будет учесть все неучтенные обстоятельства и вынести новое решение. Достоверно установить, каким оно будет, сейчас не представляется возможным, говорит Клейменов. Все будет зависеть от оценки ранее не учтенных обстоятельств и новых доказательств, которые представят стороны.
* – имя и фамилия изменены редакцией.
Обоюдная вина при ДТП: кому положена выплата по ОСАГО?
Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?
Поделиться
Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей. Фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте. А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими.
В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.
Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента. Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников.
А страховая компания тем более не обладает полномочиями для этого.
Что говорит закон?
В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи. В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i».
Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».
Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:
- Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
- Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.
Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.
Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.
Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги.
И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.
Политика надзорных органов
Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО, а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».
В частности, при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.
Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.
И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.
В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.
Позиция Верховного Суда
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:
- Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
- Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.
То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.
Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.
Как поступать автовладельцам?
Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток.
Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.
В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы.
Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.
Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.
Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.
- Что говорит закон?
- Политика надзорных органов
- Позиция Верховного Суда
- Как поступать автовладельцам?