Разъяснение подготовлено старшим прокурором отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Поповым Юрием Анатольевичем
Какой установлен порядок рассмотрения обращений?
В соответствии с действующим законодательством гражданам гарантировано право на личное обращение, а также направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Реализация данного права обеспечена Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». По общему правилу письменные обращения подлежат рассмотрению в соответствии с компетенцией в течение 30 дней со дня их регистрации. И только в исключительных случаях этот срок может быть продлен еще до 30 дней, о чем уведомляется заявитель.
Такой порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением тех, для которых федеральными конституционными законами и иными федеральными законами предусмотрены иные правила. К их числу, например, относится рассмотрение обращений по вопросам обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц органов предварительного расследования, органов прокуроры и суда.
В чем может выражаться ненадлежащее рассмотрение обращений?
В практике допускаются различные нарушения. Например — сроков дачи ответа по обращению либо процедуры рассмотрения обращения, непредставление ответа заявителю или предоставление ответа не по существу поставленных в обращении вопросов, неполнота рассмотрения доводов заявителя, а также необоснованный отказ в предоставлении информации либо возможности ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения. Разумеется, не всегда материалы проверки и не вся информация подлежит разглашению, для этого Законом предусмотрены специальные ограничения.
Если в документах либо материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то они не подлежат предоставлению заявителям.
Какая ответственность предусмотрена за ненадлежащее рассмотрение обращений?
Согласно статье 15 названного Закона, лица, виновные в его нарушении, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Это может быть как административная, так и дисциплинарная
ответственности. Не исключены факты привлечения виновного лица к ним одновременно. Руководитель вправе наложить на виновное лицо дисциплинарное взыскание, а прокурор за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, передав материалы на рассмотрение в суд.
Какое наказание может быть назначено судом?
Виновному лицу грозит административный штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, которые должностному лицу придется выплачивать за счет собственных средств.
Имеются ли примеры привлечения к ответственности виновных?
Они не единичны. К примеру, в прошлом году заместитель Генерального прокурора Российской Федерации в отношении одного из руководителей Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу возбудил дело об административном правонарушении по статье 5.59 КоАП РФ по факту ненадлежащего рассмотрения обращений жителя г. Хабаровска о незаконном сбросе сточных вод одного из домов на проезжую часть, в результате чего в зимнее время образовывалась наледь. Судом должностному лицу назначен административный штраф в размере 5 тысяч рублей.
По результатам рассмотрения представления прокурора приняты меры к устранению допущенных нарушений закона.
В Республике Саха (Якутия) судом на основании постановления прокурора к административной ответственности привлечен глава одной из поселковых администраций, которым в установленный 30-дневный срок не даны мотивированные письменные ответы на 9 обращений граждан по различным вопросам. Ему назначен штраф — 8 тысяч рублей. Представление районного прокурора в администрации рассмотрено, права граждан восстановлены, должностные лица, ответственные за рассмотрение их обращений, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Как обжаловать отписку, бездействие (отсутствие ответа на обращения) и что делать, если нарушен срок рассмотрения?
Статьей 33 гражданам Российской Федерации гарантировано право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
16:49 / 15.12.2021
Изменен: 15.12.2021
К сожалению, на практике не все организации и госорганы соблюдают указанное право граждан.
Вот один из примеров: «Вы – боты, а не настоящие пользователи, поэтому отвечать на ваши обращения не будем» — примерно так выразились представители одной образовательной организации в ответ на обращения родителей и студентов.
Несмотря на то, что не все позволяют себе столь демонстративное поведение и агрессивные выпады, мы с вами регулярно сталкиваемся с нарушениями сроков рассмотрения обращений или отписками, допущенными организациями и госорганами в ответ на наши обращения.
Нарушение сроков рассмотрения обращений, которое может выражаться как в полном отсутствии ответа, так и в безосновательном увеличении срока рассмотрения, равно как и бездействие или, выражаясь бытовым языком -отписка — это все нарушения законодательства, за которые виновные должностные лица могут быть подвергнуты дисциплинарной или административной ответственности.
Как защитить свои права в случае указанных нарушений?
1. Если нарушено право на рассмотрение обращения в установленный срок
Статья 12 Федерального Закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает обязанность государственных органов или должностных лиц по рассмотрению поступивших обращений граждан в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
30 дней- это общий срок рассмотрения для всех обращений, но есть и исключения.
Сокращенные сроки рассмотрения отдельных обращений могут быть предусмотрены и в специальных нормах федеральных законов, и в подзаконных актах, и в локальных актах организаций, и в административных регламентах.
Напротив, увеличение срока обращения возможно только в прямо предусмотренном законом случае: «В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение» (ч.2 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ).
Нарушением срока рассмотрения обращения, как уже было указано выше, признается не только его необоснованное продление, но и полное отсутствие ответа.
Таким образом, если срок рассмотрения Вашего обращения истек, а ответ не поступил или поступил, но существенно позднее срока, рекомендуем обжаловать это нарушение в прокуратуру. СКАЧАТЬ => «Заявление о недопустимости нарушения сроков рассмотрения обращения»
2. Обжалование бездействия или отписки
Если ответ все-таки поступил в срок, но его содержание не отвечает целям Вашего обращения, то есть из содержания ответа Вы поняли, что по Вашей жалобе никаких действий не предпринималось, либо ответ состоит из «воды», общих или неопределенных фраз без отказа в удовлетворении Ваших требований, то на лицо бездействие.
Бездействие, или типичную отписку, отличают такие признаки, как формальный подход, отсутствии ответов по существу на постановленные в Вашем обращении вопросы, наличие общих фраз без выводов и тп.
ВАЖНО! Отпиской нельзя считать прямой отказ в удовлетворении Ваших требований, содержащихся в обращении. То есть если Вы не согласны именно с обоснованностью отказа в удовлетворении Ваших требований, при этом данный отказ выражен ясно и четко, то следует обжаловать не бездействие, а конкретное действие – отказ.
Тогда как формальный подход к рассмотрению обращения, отсутствие ответов на постановленные вопросы, отсутствие конкретных выводов, позволяющих оценить эффективность Вашего обращения – это все безусловные основания для подачи заявления об обжаловании бездействия в ответ на обращение, бланк которого можно СКАЧАТЬ => образе заявления если отписка.
В заключение хотелось бы отметить, что нарушения сроков и порядка рассмотрения обращений граждан, следует обязательно обжаловать, иначе время и силы, которые потребовались на составление и отправку обращений, будут потрачены впустую.
Подписывайтесь на наши ресурсы:
Дорогие друзья!
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов:
Прокурор разъясняет — Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу
Отношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним в статье 33 Конституции Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этим Законом устанавливается общий порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами публичной власти и должностными лицами.
Исключением являются обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами Федеральным законом «Об исполнительном производстве», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др. Если какие-то отношения не урегулированы специальными нормами, то следует применять общие нормы, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Во исполнение указанных законов различными ведомствами принимаются подзаконные нормативные акты, конкретизирующие и детализирующие положения федерального законодательства.
Субъекты Российской Федерации принимают свои законы, относящиеся к данной сфере, которые могут только дополнять гарантии, предоставленные федеральными законами, но не вправе снижать установленный федеральным законодателем уровень защищенности конституционного права на обращение.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» подчиненным прокурорам поручено обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции.
В Инструкции установлены общие принципы и способы организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, обращений, вытекающих из международных отношений и обязательств, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, военнослужащих и иных обращений, а также приема граждан регулируются Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры — приказами и иными организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора.
Особенности порядка и сроков рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору Российской Федераций, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством электронной почты [email protected], регулируются Регламентом рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством электронной почты [email protected].
В соответствии с приказом каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в том органе прокуратуры, к компетенции которого относится решение вопроса.
С учетом требований федерального законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурор обязан рассмотреть и проверить заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Кроме того, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, то прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом; в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные ст. 22 и другими статьями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, согласно этим полномочиям прокурор вправе: требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, и др.
При удовлетворении обращения гражданина в ответе должно быть указано, какие меры прокурорского реагирования приняты по его просьбам, а впоследствии должно быть сообщено о результатах их рассмотрения. Если решение вопросов, по которым обратился гражданин, не входит в компетенцию прокурора, обратившемуся должен быть разъяснен порядок защиты его прав и свобод. Во всех случаях, в особенности в случае неудовлетворения просьб заявителя, ему должен быть разъяснен порядок обжалования принятого по его обращению решения, в том числе возможность обращения в суд, если это предусмотрено законом.
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации
по Сибирскому федеральному округу
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу
Дата публикации:
21 декабря 2020, 11:44
Регулирование правоотношений по рассмотрению обращений граждан
Отношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним в статье 33 Конституции Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этим Законом устанавливается общий порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами публичной власти и должностными лицами.
Исключением являются обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами Федеральным законом «Об исполнительном производстве», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др. Если какие-то отношения не урегулированы специальными нормами, то следует применять общие нормы, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Во исполнение указанных законов различными ведомствами принимаются подзаконные нормативные акты, конкретизирующие и детализирующие положения федерального законодательства.
Субъекты Российской Федерации принимают свои законы, относящиеся к данной сфере, которые могут только дополнять гарантии, предоставленные федеральными законами, но не вправе снижать установленный федеральным законодателем уровень защищенности конституционного права на обращение.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» подчиненным прокурорам поручено обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции.
В Инструкции установлены общие принципы и способы организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, обращений, вытекающих из международных отношений и обязательств, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, военнослужащих и иных обращений, а также приема граждан регулируются Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры — приказами и иными организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора.
Особенности порядка и сроков рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору Российской Федераций, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством электронной почты [email protected], регулируются Регламентом рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством электронной почты [email protected].
В соответствии с приказом каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в том органе прокуратуры, к компетенции которого относится решение вопроса.
С учетом требований федерального законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурор обязан рассмотреть и проверить заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Кроме того, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, то прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом; в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные ст. 22 и другими статьями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, согласно этим полномочиям прокурор вправе: требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, и др.
При удовлетворении обращения гражданина в ответе должно быть указано, какие меры прокурорского реагирования приняты по его просьбам, а впоследствии должно быть сообщено о результатах их рассмотрения. Если решение вопросов, по которым обратился гражданин, не входит в компетенцию прокурора, обратившемуся должен быть разъяснен порядок защиты его прав и свобод. Во всех случаях, в особенности в случае неудовлетворения просьб заявителя, ему должен быть разъяснен порядок обжалования принятого по его обращению решения, в том числе возможность обращения в суд, если это предусмотрено законом.
© 2003-2022 Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу
Все права защищены
Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края
Статья 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) была введена Федеральным законом от 30.04.2010 № 69-ФЗ. С тех пор она неоднократно дополнялась и корректировалась, в последний раз Федеральным законом от 31.07.2020 № 243-ФЗ.
Согласно ч.1 и 2 ст. 6.1 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок. Уголовное судопроизводство осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом.
Продление сроков уголовного судопроизводства допустимо в случаях и в порядке, которые предусмотрены действующим законом, но уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.
Для практического применения понятия разумного срока уголовного судопроизводства необходимо определиться с моментами начала уголовного судопроизводства и его окончания. Частью 3 статьи 6.1 УПК РФ установлено, что при определении разумного срока уголовного судопроизводства для лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, включается период со дня начала осуществления уголовного преследования, а для потерпевшего или иного заинтересованного лица, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, период исчисляется со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора.
Отдельно законодателем установлены критерии исчисления разумных сроков досудебного судопроизводства. Так, согласно положениям ч.3.1 и ч.3.3 ст.6.1 УПК РФ разумный срок досудебного судопроизводства исчисляется со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 3 части первой статьи 24 УПК РФ, а также дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 208 УПК РФ или направления уголовного дела в суд.
От стадии судопроизводства: досудебного или судебного, зависит порядок обжалования нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства.
Так, общее право обжалования действий (бездействия) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда закреплено в ч.1 ст.123 УПК РФ, согласно которой действия (бездействие) и решения могут быть обжалованы участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Частью 2 статьи 123 УПК РФ отдельно установлено, что при нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственного органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные статьей 124 УПК РФ.
Порядок рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства на досудебной стадии предусмотрен ст. 124 УПК РФ. Согласно ч. 1 ст.
124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
Таким образом, на досудебной стадии жалобу на действия (бездействие) органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, нарушающие разумный срок уголовного судопроизводства, полномочны рассматривать:
— руководитель следственного органа.
Указанная жалоба подается в прокуратуру или руководителю следственного органа. В случае подачи жалобы неуполномоченному прокурору или руководителю следственного органа, они обязаны направить жалобу надлежащим лицам, то есть, непосредственно надзирающему прокурору, или руководителю следственного органа, осуществляющему процессуальный контроль за подчиненными следователями, которые в свою очередь должны рассмотреть жалобу по существу.
Согласно ч.2 ст.124 УПК РФ по результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в её удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования (ч.3 ст.124 УПК РФ).
В данном постановлении излагаются краткое содержание доводов заявителя, их анализ и мотивы принятого решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым доводы принимаются либо отвергаются.
Копия постановления о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении с разъяснением порядка обжалования вышестоящему прокурору или в суд незамедлительно направляется заявителю (п. 8 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, утвержденный приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24.08.2021 № 487(далее – приказ от 24.08.2021 №487).
Кроме того, в пункте 9 Приказа Генпрокуратуры России от 24.08.2021 № 487 закреплено, что в случае удовлетворения жалобы на нарушение органом дознания разумного срока уголовного судопроизводства необходимо давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий для ускорения производства по уголовному делу, а также обеспечить строгий контроль за их исполнением до истечения срока дознания.
Признавая обоснованными доводы заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия на досудебной стадии разумного срока уголовного судопроизводства, направлять руководителю следственного органа требование об устранении выявленных нарушений.
Также требования к порядку рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства изложены в отдельных пунктах Приказа Генпрокуратуры России от 17.09.2021 № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».
Согласно п. 1.17 Приказа Генпрокуратуры России от 17.09.2021 № 544 заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при рассмотрении в порядке ст. 124 УПК РФ жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа следует тщательно проверять изложенные доводы. При необходимости изучать материалы проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел в части, касающейся доводов жалоб.
В случае необоснованного непредоставления прокурору таких материалов, запрошенных в соответствии с требованиями ч.4 ст.21 и ч.1 ст.124 УПК РФ, принимать необходимые меры прокурорского реагирования, добиваясь устранения нарушений, препятствующих реализации надзорных полномочий и объективному рассмотрению жалоб.
При выявлении фактов нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства на досудебной стадии уголовного процесса и удовлетворении жалобы, поданной согласно ч. 2 ст. 123 УПК РФ, в постановлении прокурора указывать процессуальные действия, необходимые для ускорения уголовного преследования, и срок их осуществления.
Аналогичные требования содержатся в ведомственных приказах следственных органов России.
Так, например в приказе Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 3 «Об организации процессуального контроля при возбуждении ходатайств о продлении срока предварительного следствия, избрания и продления срока меры пресечения в виде заключения под стражу» заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям следственных подразделений и подразделений процессуального контроля центрального аппарата СК России, главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений, руководителям следственных органов СК России по районам, городам и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных органов, их заместителям, а также следователям предписано уделять повышенное внимание рассмотрению в порядке статьи 124 УПК РФ жалоб участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, интересы которых затрагиваются, на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, необоснованность избранной меры пресечения либо продления сроков предварительного следствия и содержания обвиняемого под стражей, оценивая при изучении материалов уголовного дела, в том числе такие обстоятельства, как: правовая и фактическая сложность уголовного дела; поведение участников уголовного судопроизводства, общественная опасность совершенного преступления, достаточность и эффективность действий следственных работников, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования, общий срок предварительного следствия по делу, а также обоснованность продления сроков следствия и содержания обвиняемого под стражей. Брать под личный контроль расследование уголовных дел, по которым подана жалоба в порядке статьи 124 УПК РФ на нарушение разумных сроков предварительного следствия. (п.1.26 приказа Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 3)
Пункт 1.27. приказа Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 3 требует неукоснительно выполнять требования части 2.1 статьи 124 УПК РФ, согласно которой в случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью 2 статьи 123 УПК РФ, в постановлении должны быть указаны конкретные процессуальные действия, направленные на скорейшее окончание предварительного следствия (не допуская при этом разглашения тайны предварительного следствия), сроки их осуществления, по истечении которых проверять выполнение этих указаний. В случае нарушений решать вопрос о привлечении виновных к ответственности.
Процессуальным законодательством предусмотрен судебный порядок обжалования действий (бездействия) и решений органов расследования, а также прокурора. Так, согласно ч.1 ст.125 УПК РФ постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд.
Статьей 125 УПК РФ, а также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» прямо не предусмотрена возможность судебного обжалования действий (бездействия) правоохранительных органов, нарушающих право на разумный срок уголовного судопроизводства. Тем не менее складывающаяся судебная практика исходит из того, что нарушение разумного срока досудебной стадии уголовного судопроизводства рассматривается как действия, способные затруднить доступ граждан к правосудию.
В результате такого подхода жалобы на нарушение разумного срока уголовного судопроизводства, поданные в порядке ст.125 УПК РФ, рассматриваются судом по существу.
В соответствии с ч. 1 ст. 125 УПК РФ жалоба подается в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с ч. 2 — 6 ст.
152 УПК РФ, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.
Случаи рассмотрения судами жалоб в порядке ст.125 УПК РФ на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства не единичны. Например, судом Индустриального района 04.02.2021 рассмотрена жалоба адвоката С.С.А., действующего в интересах Т.Н.С., поданная в порядке ст. 125 УПК РФ. Согласно доводам жалобы, с начала июля 2020 г. до момента подачи жалобы в суд, по уголовному делу не проводились никакие следственные действия, в том числе с участием потерпевшей. Т.Н.С. в ОП № 3 не вызывалась, о движении уголовного дела до момента подачи жалобы не уведомлялась, с материалами уголовного дела не ознакомлена, иные процессуальные действия не проводились.
Считает, что процессуальные сроки расследования затянуты, волокита по данному уголовному делу очевидна, расследование уголовного дела продолжается более полутора лет. Несвоевременное проведение необходимых следственных действий повлекло нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства, прав потерпевшей, затрудняет доступ к правосудию. С учетом этого заявитель просил признать бездействие (действие) должностных лиц СО ОП № 3 УМВД России по г. Хабаровску, выразившееся в неисполнении своих процессуальных полномочий – незаконным, а также признать незаконными нарушения, допущенные должностными лицами СО ОП № 3 по г. Хабаровску, при расследовании уголовного дела, выражающиеся в нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства, установленных ст.
6.1 УПК РФ.
Судом жалоба была рассмотрена по существу. В результате проверки доводов жалобы судом сделан вывод, что одной из причин продления следствия послужило поведение потерпевшей Т.Н.С., а именно неоднократные неявки потерпевшей для проведения следственного эксперимента, без проведения которого, по мнению следствия, невозможно назначить и провести судебную ситуационную медицинскую экспертизу.
Таким образом, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд пришел к выводу, что доводы Т.Н.С., и ее представителя С.С.А. о нарушении разумного срока уголовного судопроизводства, расследовании уголовного дела в течении полутора лет, бездействии сотрудников отдела дознания и следственного отдела полиции № 3 УМВД России по г. Хабаровску при производстве дознания и предварительного следствия по уголовному делу в отношение М.И.В., не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем жалоба не подлежит удовлетворению.
Аналогичные жалобы рассматривались и другими судами города Хабаровска. Например, жалоба Джалалова М.Д. о нарушении статьи 6.1 УПК
РФ в связи с бездействием следователя и начальника следственного отдела ОП №4 УМВД России по г.Хабаровску при расследовании уголовного дела, рассмотренная Центральным районным судом г.Хабаровска 13.01.2021.
Практика рассмотрения жалоб в порядке ст.125 УПК РФ на бездействие должностных лиц правоохранительных органов при рассмотрении заявлений о преступлении или расследовании уголовных дел имеется и в других регионах России. Так, 19.06.2020 Ленинским районным судом г.Орска рассмотрена жалоба заявителя С.А.В. и его представителя – адвоката Д.А.В. на бездействие МУ МВД России «Орское» в связи с длительным проведением проверки по его заявлению о привлечении к уголовной ответственности Б.А.Ю. и Б.Ю.Ю. (судебное решение размещено на сайте www.56.мвд.рф).
Порядок обжалования нарушений разумного срока уголовного судопроизводства после окончания расследования и поступления уголовного дела в суд регламентирован ч. 5 и 6 ст. 6.1 УПК РФ.
Согласно ч.5 ст.6.1 УПК РФ, в случае если после поступления уголовного дела в суд дело длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.
Частью 6 статьи 6.1 УПК РФ определено, что заявление об ускорении рассмотрения уголовного дела рассматривается председателем суда в срок не позднее 5 суток со дня поступления этого заявления в суд. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное постановление, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть приняты иные процессуальные действия для ускорения рассмотрения дела.
Разъясняет прокуратура Хабаровского края, 24.12.2021