280 ФЗ. Лесная амнистия

Продолжаю мониторить судебную практику «по лесной амнистии». Сейчас, спустя два года после принятия закона №280-ФЗ, она, наконец, начала формироваться и в регионах, а не только в Москве и Московской области.

В этой статье я разберу ситуацию, когда по данным ЕГРН участок не относится к лесу, но попадает в границы лесничества по планшетам «лесников».

Пример :

В кадастровом паспорте или в выписке из ЕГРН на земельный участок написано «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения», но строить на участке не разрешают, поскольку «лесники» заявляют, что «это лес».

Нормы права, подлежащие применению:

Во-первых, описанную проблему регулирует п.3 ст. 14 Федерального закона №172 в редакции Федерального закона №280-ФЗ (известного, как «закон о лесной амнистии»)

В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года».

В переводе с юридического языка на русский эта норма теоретически должна означать следующее:

«Данным ЕГРН о нелесной категории земель можно верить, т.к. они имеют преимущество перед данными лесного реестра и планшетами «лесников». Если в соответствии с планшетами «лесников» участок попадает в границы лесничества, но образован до 2016г. и по ЕГРН не относится к землям лесного фонда, значит, участок действительно не является лесным. Т.е. его можно использовать в соответствии с категорией, указанной в ЕГРН, а запрет строительства на нем не является законным».

Во-вторых, в этой ситуации может быть применена ст. 4.6. Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», которая говорит о том, что данные государственного лесного реестра подлежат приведению в соответствие с ЕГРН, а не наоборот.
Статья эта довольно невнятная, и написана она, прежде всего, для органов власти, которые должны как-то реализовывать «лесную амнистию», а не для частных лиц. И все-таки ссылка на нее может оказаться полезной.

К сожалению, на практике эти нормы работают плохо: суды очень их не любят, применяют крайне неохотно. «Положительные» решения есть, но «отрицательных» больше. Если не изучать каждый конкретный случай, а посмотреть «с высоты птичьего полета», можно увидеть следующее:

Список дел, выигранных частными правообладателями земли: А60-38913/2017, А60-63449/2017, А60-35746/2017 (т.е. по арбитражным судам Уральского федерального округа всего 3 дела).

Список дел, проигранных частными правообладателями земли: А60-37835/2017, А60-42574/2017, А60-36937/2018, А60-10525/2018, А60-38902/2017, А60-42570/2017, А07-10672/2016 (т.е. по арбитражным судам Уральского федерального округа всего 7 дел).

Чем мотивируются «отказные» решения судов?

Прежде всего, суды ссылаются на Определения Конституционного суда 21 сентября 2017 года N 1793-О и N 1794-О. В этих актах написано, что рассматриваемая норма должна применяться не ко всем правообладателям таких участков, а только к добросовестным преобретателям земельных участков «по конституционно-правовому смыслу ст. 302 ГК РФ», т.е. к тем, кто:

  • приобрел участок платно;
  • не знал и не мог знать о том, что он является лесным.

Кроме того, в контексте ссылки Конституционного суда на ст. 302 ГК РФ должно иметь значение, выбыл ли участок «из владения собственника (т.е. Российской Федерации) по его воле» или нет. Однако этот момент КС не рассматривает.
Таким образом, для применения указанной нормы вводятся дополнительные не всегда понятные ограничения, не указанные в законе.

Важная особенность споров об отнесении участка к лесу:

Необходимо учитывать, что если участок попадает в границы лесничества, то он, скорее всего, накладывается и на некий участок, относящийся к собственности РФ и имеющий категорию «земли лесного фонда». Такое наложение не очевидно, поскольку участок, принадлежащий РФ, обычно не имеет установленных границ, его нет на публичной кадастровой карте, и, не имея доступа к картографическим материалам лесоустройства, очень трудно догадаться о существовании наложения.
Однако наложение есть. Как в анекдоте про суслика. И по причине этого наложения вы не сможете получить разрешение на строительство, а то и вовсе можете лишиться своего участка.

В этой ситуации имеет место не только спор об отнесении или неотнесении вашего участка к лесному фонду, но и спор о праве собственности между вами и Российской Федерацией.

Какие факты имеют юридическое значение при рассмотрении споров об отнесении к лесам участков, попадающих в границы лесничества, но имеющих по ЕГРН нелесную категорию:

Несмотря на то, что «положительных» решений мало, они все-таки есть. Поэтому стоит разобраться, какие обстоятельства изучают суды, когда рассматривают такие дела.

1. В каком качестве изначально формировался исходный участок: как лесной или как нелесной (есть ли в документах о первоначальном землеотводе данные о предоставлении лесного участка). От этого зависит возможность применения закона №280-ФЗ.

2. Добросовестность приобретателя: мог ли он догадаться, что покупает лесной участок. Вывод о добросовестности или недобросовестности приобретателя делается на основании следующих обстоятельств:
если в землеотводных документах есть указание на лес, считается, что приобретатель понимал, что покупает лесной участок, и не вправе рассчитывать на защиту закона «о лесной амнистии»;
если участок визуально похож на лесной (лесная растительность, со всех сторон лес), то приобретатель тоже не будет считаться добросовестным.

3. Если речь идет о землях населенных пунктов, будет учитываться, законно ли установлена граница населенного пункта (очень часто она установлена незаконно, к сожалению);

4. Важно, выдавались ли когда-либо органами лесного хозяйства письма или согласования, свидетельствующие о том, что участок не является лесным. Если выдавались, то понятно, что доказать свою добросовестность легче. Кроме того, такой документ может свидетельствовать о том, что участок выбыл из владения собственника (собственником всех лесов является Росситйская Федерация) по его воле, что очень важно при применении ст. 302 ГК РФ.

5. Чье право было зарегистрировано раньше: право частного собственника или право Российской Федерации (если имеется наложение на участок, принадлежащий РФ), и владеет ли частный правообладатель участком фактически (установлен ли забор).

6. Имеются ли на участке объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано. Это обстоятельство не является решающим само по себе, т.к. право собственности на объект недвижимости тоже может быть оспорено. Но необходимость его оспаривать может в ряде случаев создать дополнительные препятствия к «законному отъему» участка.

Дополнительно от себя могу добавить следующее. Несмотря на то, что решений уже не так уж мало, говорить о сформированной практике не приходится. Видно, что четкие правовые конструкции, которые позволяли бы судам более-менее предсказуемо применять законодательство «о лесной амнистии» по-прежнему, отсутствуют. Мотивировки судов сумбурны и, кажется, не всегда понятны самим судьям.

Как со мной связаться, если вам нужна помощь по конкретному делу:

  1. Звоните по телефону 8-908-080-00-35 , и мы кратко обсудим ваш вопрос.
  2. Обсуждение в пределах 10 минут не считается консультацией и проводится бесплатно,если не требует предварительного просмотра ваших документов.
  3. Устная консультация стоит 2000 руб./час. Устные консультации могут проводиться по телефону или лично (по вашему выбору). Если консультация проводится по телефону, то документы можно направить на электронную почту [email protected]., а оплату произвести на карту или расчетный счет.
  4. Письменная консультация по электронной почте со ссылкой на нормативные акты и подбором судебной практики по спорным вопросам стоит от 10 000 руб.
  5. Если вам нужна разработка позиции по делу с формулировкой требований и подбором оснований, это выполняется в порядке отдельной услуги. Разработка позиции может включать в себя подготовку иска, отзыва, заявления об уточнении требований, ходатайства, пояснения и т.п. Стоимость разработки позиции составляет от 12 000 до 30 000 руб. Работа по такому заказу обычно длится не менее недели. Иногда можно сделать немного быстрее.
  • Устная консультация по телефону – это аналог устной консультации в офисе, т.е. мы делаем лишь примерные прикидки по вашему делу без проработки деталей и формулировок. Документы перед консультацией я изучаю в режиме просмотра, т.е. не более 30 минут.
  • Формулировка исковых требований, проверка правильности уже подготовленного иска (отзыва) и т.п. всегда выполняется только в рамках работы по разработке позиции по делу. На консультациях я этого не делаю, т.к. консультация не обеспечивает достаточной глубины погружения в проблему.
  • Еще один момент. Мне ОЧЕНЬ часто звонят с такими вопросами: «У нас ситуация примерно такая, как у вас в статье, но чуть-чуть другая. Подходит ли нам то, что вы написали?». В действительности «чуть-чуть другая» с точки зрения юридической техники почти всегда означает «совсем другая». Если вы хотите понять, работает ли описанный мной механизм для вашего дела, в чем состоит реальное сходство и отличие, добро пожаловать на полноценную консультацию.

Лесная амнистия

На вопросы отвечает начальник отдела повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Тамбовской области Оксана Александровна Зюзина. Что такое лесная амнистия?
Ответ: Фактически лесная амнистия это законный способ увеличить часть своего участка за счет земель лесного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, это стало возможно после принятия так называемого Закона о лесной амнистии (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», далее – Закон о лесной амнистии). Данный закон направлен на защиту прав граждан, чьи участки пересекаются с землями лесного фонда.

Границам какого участка отдается приоритет лесному участку или участку иной категории?
Ответ: Приоритет отдается участку, который не является лесным, при условии, что уточнение границ происходит в отношении земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка.

Почитать  Оплата коммунальных услуг при долевой собственности, определение порядка оплаты коммунальных

Что в данном случае происходит с границами таких граничащих участков?
Ответ: В данном случае границы земельного участка иной категории устанавливаются в соответствии с предоставленными документами, а границы лесного участка корректируются органом регистрации прав с учетом границ земельного участка иной категории, то есть границы леса «урезаются».

Уточнение границ земельного участка возможно только в отношении участков, уже стоящих на государственном кадастровом учете. Возможно ли применение лесной амнистии, когда земельный участок только образуется?
Ответ: Да, в соответствии с Законом о лесной амнистии, если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, который не является лесным участком и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок. В данном случае границы лесного участка будут изменены с учетом границ вновь образованного участка.

Если земельный участок, пересекающий лесной участок, входит в особо охраняемую природную территорию?
Ответ: Положения Закона о лесной амнистии не применяются к участкам, расположенным в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения. Однако, есть некоторое послабление – лесная амнистия может быть применена и в данном случае, если при пересечении лесного участка и участка иной категории, попадающего в особо охраняемую природную территорию, территорию объектов культурного наследия религиозного назначения, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

В какой срок должно поступить такое уведомление в орган регистрации прав от представителей земель лесного фонда?
Ответ: Такое уведомление ожидается органом государственной регистрации в течение 3 месяцев со дня направления в их адрес органом регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки.

Есть ли еще какие-то случаи, когда лесная амнистия не может быть применена?
Ответ: Есть еще два момента – это когда пересекающий лес участок относится к землям промышленности и на таком участке отсутствует объект недвижимого имущества, на который зарегистрированы права, и, когда пересекающий лес участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и в отношении данного участка в Едином государственном реестре недвижимости есть сведения о неиспользовании такого земельного участка по целевому назначению, использовании с нарушениями законодательства Российской Федерации.

А в данных случаях вышеуказанных послаблений как при вхождении участка в особо охраняемые территории нет?
Ответ: Есть, здесь также при отсутствии уведомления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок может быть применена лесная амнистия.

Как правило, лесные участки очень большие и при применении лесной амнистии их границы просто уменьшаются. Что происходит с лесным участком, если его площадь не велика и практически совпадает с площадью земельного участка иной категории, в отношении которого согласно законодательству, должна быть применена лесная амнистия?
Ответ: Если будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков, или сведения о его площади совпадают со сведениями о площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов, то такой лесной участок будет снят с государственного кадастрового учета и права на него будут прекращены.

Для этого необходимо заявление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области лесных отношений?
Ответ: Нет, такие действия будут предприняты органом регистрации прав без каких-либо дополнительных заявлений на основании заявления и документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав земельного участка иной категории, наложившегося на лесной участок.

Должен ли правообладатель земельного участка, в отношении которого применена лесная амнистия, сообщать в уполномоченный в области лесных отношений орган о том, что границы леса скорректированы?
Ответ: Нет, орган регистрации прав самостоятельно направляет соответствующее уведомление о том, в каком размере и какой лесной участок претерпел изменения.

Закон о лесной амнистии действует уже почти шест лет. Как долго еще владельцы земельных участков могут им пользоваться?
Ответ: 19 декабря 2022 года Президент России подписал закон о продлении лесной амнистии. Срок ее действия продлен до 1 января 2026 года.

Насколько часто применяется лесная амнистия на территории Тамбовской области?
Ответ: За шестилетний период на территории Тамбовской области лесная амнистия была применена 143 раза.

«Лесная амнистия»-незамеченная сенсация

29 июля 2017 г. опубликован федеральный закон 280-ФЗ /1/, получивший название — «лесная амнистия». Освещение закона в СМИ весьма слабое. С законом не знакомо не только население, но и лесхозы, органы регистрации, муниципалитеты, суды. И это весьма странно, т.к. в кои-то веки депутаты снова что-то не запретили, а напротив — признали прошлые ошибки и облегчили жизнь собственникам недвижимости, граничащей с лесами. Для честного государственного пиара («какие мы молодцы и как мы заботимся о наших гражданах») появился абсолютно обоснованный повод. Почему этим не пользуются, не понятно?

Итак, в чем суть нового закона? Остановимся в основном на том, что касается бытовой недвижимости (земельных участков для садоводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, а также соответствующих строений).

Проблема возникла из-за того, что более 10 лет учет лесов производился в упрощенном порядке, не «по пальцу» и не «по линейке», конечно, но с меньшей точностью, на основе лесоустроительной документации, без согласования границы со смежными землепользователями. В общем, как лесхозы нарисуют, так и будет «правильно». В 12 субъектах РФ площадь лесов превышает (по учету, конечно) площадь всего субъекта до 3-х раз(?!).

Выделенные в лесных массивах участки под садоводства и дачи не всегда выводились из лесфонда. То же самое зачастую происходило с поселками лесозаготовителей и бывшими воинскими частями: эти территории, формально находясь в лесфонде, не могут развиваться как поселения. Владельцы участков не могут зарегистрировать права собственности на них. Более того, участки и строения изымались по решению судов, в том числе в случаях наличия регистрации прав на них в Росреесте, без всяких компенсаций со стороны государства.

Массовый характер носят земельные споры с лесхозами в садоводческих и дачных товариществах, в том числе при виртуальных наложениях границ. Выиграть суд у лесхоза с целью легализации «прирезки» к площади такого участка было практически невозможно. Согласование границы участка с лесхозом — изматывающее. Одному нашему клиенту Кадастровая палата предложила за свой счет уточнить границы лесного участка, граничащего с садовым участком, «в связи с изменением территории прилегающих лесничеств».

В итоге имеем огромное количество пересечений реестровых границ лесных участков как между собой, так и с участками иных категорий.Только на территории Московской области количество пересечений с лесом составляет около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, равняется 184 378 гектаров /2/. Всего по стране Росреестр называет 377 тысяч выявленных пересечений /4/. С учетом того, что в кадастре недвижимости учтено только 25% лесов, а межевание выполнено только на половине участков всех категорий, общее число существующих пересечений (виртуальных или реальных) оценивается в 1,5-2 миллиона /3/,/4/.

По новому закону, в случае наличия противоречий между Государственным лесным реестром (ГЛР) и данными о земельном участке, имеющимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), приоритет устанавливается за ЕГРН и данными об участке по правоустанавливающим документам. Что это означает на практике для «простого» дачника-садовода, которому привалило счастье иметь свою калитку в лес?

Во-первых, если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами — к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016г. Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта.Также земельный участок, если права на него возникли до 8 августа 2008г. (в том числе в случае последующего перехода прав на данный участок после 8 августа 2008г.), относящийся к категории земель лесного фонда, но предоставленный не для целей ведения лесного хозяйства, а для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, либо образованный из таких земельных участков, относится к категории земель населенных пунктов (если он находится в границах населенного пункта) или к категории земель сельскохозяйственного назначения (если он расположен за границами населенных пунктов).При этом принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.

Во-вторых, до 1 января 2024 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года, 2) смежным земельным участком является лесной участок (п.9 ст.10 /1/).

Почитать  Как платить алименты если уволился с работы

Очень важно, какого же размера прирезка допускается при утонении границ участка с лесфондом. В соответствии с п.10 ст. 10 /1/ в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь участка увеличивается не более чем на 10 % площади, указанной в правоустанавливающих или правоподтверждающих документах. Это отличается от общей нормы уточнения площади, предусмотренной п. 32 ч. 1. ст. 26 федерального закона № 218-ФЗ о регистрации недвижимости, по которому уточнять (увеличивать) площадь можно до минимальной нормы предоставления участков соответствующей категории и разрешенного использования. Любопытно, что инструктивное письмо Минэкономразвития /5/ допустимые размеры «прирезки» устанавливает по 218-ФЗ. Если отвергнуть предположение, что перед нами пример коррупционной «вилки», и на самом деле противоречий в двух законах нет, дословное применение двух законов в этой части позволяет уточнять площадь участка «до минимальной нормы предоставления», а возражать уполномоченный орган по лесным отношениям может, если превышение площади от документов составит более 10%. Заметим, что в любом случае увеличивать площадь участка более, чем на 10% чревато для собственника в пределах срока исковой давности (3 года), который может исчисляться с момента размещения уточненных сведений о земельном участке на Публичной кадастровой карте.

В-третьих, если в отношении земельного участка принимались акты о его отнесении к определенной категории земель или акты о переводе земельного участка в иную категорию, то эти решения будут иметь приоритет над иными сведениями о категории земель такого земельного участка, содержащимися в ЕГРН, ГЛР, правоустанавливающих документах.

В четвертых, у собственников объектов недвижимости (не участков), зарегистрированных на землях лесного фонда до 1 января 2016 г., появилась возможность получить в собственность и прилегающий к строению земельный участок. Допустимые размеры земельного участка можно установить по /5/.

Наконец, в-пятых, судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, могут быть обжалованы. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу до дня вступления в силу /1/ судебным актом, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ. Это положение означает возможность подачи нового иска о признании права собственности на недвижимость, которой граждане были лишены только на основании противоречий между сведениями ЕГРН и ГЛР. Таким образом, Федеральным законом /1/ устанавливается, что само по себе нахождение недвижимости в границах лесничества не является достаточным свидетельством незаконности возникновения права на нее: законность возникновения прав должна быть проверена исходя из соблюдения требований закона при возникновении прав на недвижимость. Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу /1/.

На бумаге все здорово. Но закон пока не работает. За первые 3 месяца действия он был применен, по разным данным, от 50 до 150 раз, соответственно для полного решения проблемы при таких темпах нужно около трех тысяч лет. Чтобы не нарваться на некомпетентность чиновников собственникам целесообразно подождать накопления положительной правоприменительной практики.

1.Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»

2.Пояснительная записка к законопроекту 90991-1.

3.Где наши корни. Как «лесная амнистия» будет применяться на практике. «Российская газета-Неделя», № 7349(183), 16.08.2017.

4. Лесная амнистия. «Новая газета-Кубань»,03.08.2017.

5. Письмо Минэкономразвития РФ от 15 сентября 2017г. №26268-ВА/Д23и “О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017г. №280-ФЗ”.

Применение «лесной амнистии», если земельный участок был поставлен на кадастровый учет после 01.01.2016.

Продолжаю рассказывать о реальной практике по «лесной амнистии».

Обстоятельства дела:

Имеется земельный участок, который предоставлялся для любой другой цели, кроме ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничества, дачного хозяйства (лесная амнистия для названных целей регулируется другой нормой, по которой временнАя отсечка – это не 01.01.2016г, а 08.08.2008, ее мы сейчас не разбираем).

Спорный земельный участок накладывается на лесной фонд.

Участок был образован в результате раздела другого земельного участка. При этом право частной собственности на исходный земельный участок возникло до 01.01.2016, а раздел произошел позже – после 01.01.2016. Т.е. кадастровый учет спорного участка состоялся после 01.01.2016. Одновременно с кадастровым учетом было зарегистрировано право собственности. Таким образом, строго формально право собственности на спорный участок возникло после 01.01.2016, поскольку до этой даты самого участка не существовало.

Вопрос: применяется ли в этом случае «лесная амнистия»?

Нормы, которые регулируют ситуацию.

В п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель и земельных участков ….» в редакции Федерального закона №280-ФЗ (т.н. «закона о лесной амнистии») сказано буквально следующее:

«Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года».

Таким образом, закон прямо указывает, что положения «лесной амнистии» применяются в тех случаях, когда спорный земельный участок до 01.01.2016 года уже существовал, т.е. состоял на кадастровом учете с тем же кадастровым номером, что и сейчас. И при этом право на него в то время было зарегистрировано или за нынешним правообладателем, или за одним из предыдущих.

Положения этой нормы так же можно легко применить к ситуациям, когда право собственности (ваше или предыдущего правообладателя) на дату 01.01.2016 не было зарегистрировано, но существовало в силу закона. Допустим, предыдущему собственнику участок был предоставлен в 90х годах по «розовому свидетельству» или по госакту, но зарегистрировано было только в 2018 году (например), а вы этот участок купили в 2020 (допустим). Такой вывод можно сделать из того, что в комментируемой статье указано «права возникли до 01.01.2016», а не «были зарегистрированы до 01.01.2016».

В то же время, неизбежно возникает вопрос, поставленный в статье. Как быть в ситуациях, когда до 2016 года участок фактически был частью другого участка, т.е. самостоятельно не существовал? В то же время права частного лица на соответствующую часть земной поверхности (хоть и в составе другого участка) уже имелись?

Строго буквальное толкование закона не позволяет применять данную норму в этом случае, поскольку в ней написано «права на земельный участок», т.е. имеется в виду не просто часть земной поверхности, а именно конкретный спорный участок, образование которого завершено кадастровым учетом. Указания на исходный земельный участок нет.

Лесные власти при решении вопросов о применении «лесной амнистии» склонны руководствоваться этой позицией и отказывают в исключении соответствующих участков из ГЛР в подобных ситуациях. Во всяком случае мне доводилось видеть такие решении уполномоченных органов.

В то же время, суды подходят к вопросу менее формально и применяют «лесную амнистию» в этой ситуации. По крайней мере, я такой подход судов наблюдала в трех хорошо известных мне судебных делах (прошу прощения, но в очередной раз не ссылаюсь на номера дел, поскольку клиенты не давали мне на это разрешения). Обратной судебной практики видеть не приходилось. Примечательно, что теоретического обоснования такой позиции в судебных актах нет, как и по большинству спорных вопросов лесной амнистии.

Я, как юрист, согласна с подходом судов, поскольку не может быть разного регулирования в двух ситуациях, идентичных с правовой точки зрения, и отличающихся только обстоятельствами учета. Ведь в обоих случаях право собственности на спорную часть земной поверхности возникло до 01.01.2016, раздел участка и новый кадастровый учет – лишь воля собственника, которая не должна влиять на объем его правовых возможностей в отношениях с другими лицами по поводу своего имущества. На мой взгляд, иное противоречило бы положениям п.1 ст. 19 Конституции РФ о том, что все равны перед законом, а значит, любое различие в правах, должно быть объективно обусловлено и не может устанавливаться законом произвольно. Такое толкование Конституции (относительно другого вопроса) содержится, например, в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 N 462-О. По нашей теме подобных разъяснений Конституционного суда, к сожалению, нет.

В то же время российские суды (кроме Верховного) положения Конституции обычно напрямую не применяют, так уж сложилось, хоть и считается, что наша Конституция «имеет прямое действие». Видимо, по этой причине суды, рассматривая конкретные дела, избегают включать в свои решения необходимые теоретические выкладки. Они ссылаются на соответствующую статью, не считая нужным объяснить свой подход.

Вывод:

Так или иначе, судебная практика лучше административной, а значит, отказы мотивированные данной нормой, при описанных обстоятельствах можно обжаловать в суд достаточно успешно.

Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону

тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35

ВАРИАНТЫ ПОМОЩИ (В ТОМ ЧИСЛЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА):

  • Обсуждение в пределах 10 минут — бесплатно (без просмотра документов, не является консультацией);
  • Устная консультация (лично или по телефону) — 2000 руб./час. (для телефонной консультации документы предварительно высылаются на электронную почту, оплата производится безналичным путем);
  • Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. — от 10 000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием «красивого оформления» и более низкой ценой)
  • Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу — от 12 000 руб. до 30 000 руб;
  • Разработка сложного договора с земельной спецификой — от 10 000 руб.;
Почитать  Продажа 1 2 доли дома и участка

Об авторе подробнее здесь

«Лесная амнистия»-незамеченная сенсация

29 июля 2017 г. опубликован федеральный закон 280-ФЗ /1/, получивший название — «лесная амнистия». Освещение закона в СМИ весьма слабое. С законом не знакомо не только население, но и лесхозы, органы регистрации, муниципалитеты, суды. И это весьма странно, т.к. в кои-то веки депутаты снова что-то не запретили, а напротив — признали прошлые ошибки и облегчили жизнь собственникам недвижимости, граничащей с лесами. Для честного государственного пиара («какие мы молодцы и как мы заботимся о наших гражданах») появился абсолютно обоснованный повод. Почему этим не пользуются, не понятно?

Итак, в чем суть нового закона? Остановимся в основном на том, что касается бытовой недвижимости (земельных участков для садоводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, а также соответствующих строений).

Проблема возникла из-за того, что более 10 лет учет лесов производился в упрощенном порядке, не «по пальцу» и не «по линейке», конечно, но с меньшей точностью, на основе лесоустроительной документации, без согласования границы со смежными землепользователями. В общем, как лесхозы нарисуют, так и будет «правильно». В 12 субъектах РФ площадь лесов превышает (по учету, конечно) площадь всего субъекта до 3-х раз(?!).

Выделенные в лесных массивах участки под садоводства и дачи не всегда выводились из лесфонда. То же самое зачастую происходило с поселками лесозаготовителей и бывшими воинскими частями: эти территории, формально находясь в лесфонде, не могут развиваться как поселения. Владельцы участков не могут зарегистрировать права собственности на них. Более того, участки и строения изымались по решению судов, в том числе в случаях наличия регистрации прав на них в Росреесте, без всяких компенсаций со стороны государства.

Массовый характер носят земельные споры с лесхозами в садоводческих и дачных товариществах, в том числе при виртуальных наложениях границ. Выиграть суд у лесхоза с целью легализации «прирезки» к площади такого участка было практически невозможно. Согласование границы участка с лесхозом — изматывающее. Одному нашему клиенту Кадастровая палата предложила за свой счет уточнить границы лесного участка, граничащего с садовым участком, «в связи с изменением территории прилегающих лесничеств».

В итоге имеем огромное количество пересечений реестровых границ лесных участков как между собой, так и с участками иных категорий.Только на территории Московской области количество пересечений с лесом составляет около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, равняется 184 378 гектаров /2/. Всего по стране Росреестр называет 377 тысяч выявленных пересечений /4/. С учетом того, что в кадастре недвижимости учтено только 25% лесов, а межевание выполнено только на половине участков всех категорий, общее число существующих пересечений (виртуальных или реальных) оценивается в 1,5-2 миллиона /3/,/4/.

По новому закону, в случае наличия противоречий между Государственным лесным реестром (ГЛР) и данными о земельном участке, имеющимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), приоритет устанавливается за ЕГРН и данными об участке по правоустанавливающим документам. Что это означает на практике для «простого» дачника-садовода, которому привалило счастье иметь свою калитку в лес?

Во-первых, если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами — к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016г. Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта.Также земельный участок, если права на него возникли до 8 августа 2008г. (в том числе в случае последующего перехода прав на данный участок после 8 августа 2008г.), относящийся к категории земель лесного фонда, но предоставленный не для целей ведения лесного хозяйства, а для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, либо образованный из таких земельных участков, относится к категории земель населенных пунктов (если он находится в границах населенного пункта) или к категории земель сельскохозяйственного назначения (если он расположен за границами населенных пунктов).При этом принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.

Во-вторых, до 1 января 2024 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года, 2) смежным земельным участком является лесной участок (п.9 ст.10 /1/).

Очень важно, какого же размера прирезка допускается при утонении границ участка с лесфондом. В соответствии с п.10 ст. 10 /1/ в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь участка увеличивается не более чем на 10 % площади, указанной в правоустанавливающих или правоподтверждающих документах. Это отличается от общей нормы уточнения площади, предусмотренной п. 32 ч. 1. ст. 26 федерального закона № 218-ФЗ о регистрации недвижимости, по которому уточнять (увеличивать) площадь можно до минимальной нормы предоставления участков соответствующей категории и разрешенного использования. Любопытно, что инструктивное письмо Минэкономразвития /5/ допустимые размеры «прирезки» устанавливает по 218-ФЗ. Если отвергнуть предположение, что перед нами пример коррупционной «вилки», и на самом деле противоречий в двух законах нет, дословное применение двух законов в этой части позволяет уточнять площадь участка «до минимальной нормы предоставления», а возражать уполномоченный орган по лесным отношениям может, если превышение площади от документов составит более 10%. Заметим, что в любом случае увеличивать площадь участка более, чем на 10% чревато для собственника в пределах срока исковой давности (3 года), который может исчисляться с момента размещения уточненных сведений о земельном участке на Публичной кадастровой карте.

В-третьих, если в отношении земельного участка принимались акты о его отнесении к определенной категории земель или акты о переводе земельного участка в иную категорию, то эти решения будут иметь приоритет над иными сведениями о категории земель такого земельного участка, содержащимися в ЕГРН, ГЛР, правоустанавливающих документах.

В четвертых, у собственников объектов недвижимости (не участков), зарегистрированных на землях лесного фонда до 1 января 2016 г., появилась возможность получить в собственность и прилегающий к строению земельный участок. Допустимые размеры земельного участка можно установить по /5/.

Наконец, в-пятых, судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, могут быть обжалованы. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу до дня вступления в силу /1/ судебным актом, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ. Это положение означает возможность подачи нового иска о признании права собственности на недвижимость, которой граждане были лишены только на основании противоречий между сведениями ЕГРН и ГЛР. Таким образом, Федеральным законом /1/ устанавливается, что само по себе нахождение недвижимости в границах лесничества не является достаточным свидетельством незаконности возникновения права на нее: законность возникновения прав должна быть проверена исходя из соблюдения требований закона при возникновении прав на недвижимость. Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу /1/.

На бумаге все здорово. Но закон пока не работает. За первые 3 месяца действия он был применен, по разным данным, от 50 до 150 раз, соответственно для полного решения проблемы при таких темпах нужно около трех тысяч лет. Чтобы не нарваться на некомпетентность чиновников собственникам целесообразно подождать накопления положительной правоприменительной практики.

1.Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»

2.Пояснительная записка к законопроекту 90991-1.

3.Где наши корни. Как «лесная амнистия» будет применяться на практике. «Российская газета-Неделя», № 7349(183), 16.08.2017.

4. Лесная амнистия. «Новая газета-Кубань»,03.08.2017.

5. Письмо Минэкономразвития РФ от 15 сентября 2017г. №26268-ВА/Д23и “О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017г. №280-ФЗ”.

Оцените статью