Амнистия за отказ от медосвидетельствования

Каждый участник дорожного движения знает о том, что ГИБДД постоянно борется с водителями, которые садятся за руль в состоянии опьянения. Такие водители зачастую становятся виновниками серьезных дорожно-транспортных происшествий.

На практике практически любой водитель может пройти освидетельствование на состояние опьянения и в этом нет ничего страшного. Однако в этой статье речь пойдет о том, что грозит водителю за отказ от проверки на алкоголь:

  • Освидетельствование и медосвидетельствование.
  • Отказ от освидетельствования ГИБДД.
  • Отказ от медицинского освидетельствования:
    • при первом нарушении;
    • если водитель ранее лишен прав или не имеет прав;
    • при повторном нарушении.

    Освидетельствование и медосвидетельствование

    В первую очередь следует сказать о том, что водители зачастую путают понятия освидетельствование и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Первая процедура проводится сотрудниками ГИБДД, а вторая — медицинскими работниками.

    Каждая из процедур подробно рассмотрена в отдельной статье:

    Если говорить коротко, то к медицинским работникам водитель отправляется уже после проверки сотрудниками ГИБДД.

    Отказ от освидетельствования ГИБДД

    Отказ от освидетельствования на состояние опьянения, проводимого сотрудниками полиции, не является нарушением.

    Например, водитель может отказаться от проверки, если ему кажется, что сотрудники пытаются его целенаправленно подставить.

    В пункте 234 регламента ГИБДД говорится о том, что отказ от освидетельствования ГИБДД возможен:

    • отказ водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

    При этом отказ от проверки является лишь основанием для направления на медицинское освидетельствования. Он не влечет ни штрафов, ни лишения прав.

    Отказ от медицинского освидетельствования

    Что касается медицинского освидетельствования, то оно является заключительным этапом проверки, и отказ в данном случае приведет к серьезному наказанию для водителя.

    При первом нарушении

    1. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

    влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

    В данном случае на водителя будут наложены одновременно 2 наказания:

    • Штраф 30 000 рублей.
    • Лишение прав на срок от 18 до 24 месяцев.

    Если водитель ранее лишен прав или не имеет прав

    Часть 2 статьи 12.26 КоАП:

    2. Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

    влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

    Если у водителя отсутствует действующее водительское удостоверение либо он лишен прав, то его ждет одно из следующих наказаний:

    • административный арест на 10 — 15 суток.
    • штраф 30 000 рублей (только для водителей, к которым не может применяться арест).

    При повторном нарушении

    Гораздо более серьезное наказание грозит водителю за повторное нарушение:

    То есть если ранее водитель отказался от проверки на состояние опьянения или управлял автомобилем в состоянии опьянения, то за повторное нарушение его ждет уголовное наказание по статье 264 1 УК РФ:

    2. Для целей настоящей статьи и статьи 264 1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Статья 264 1 . Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию

    Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, —

    наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Уголовное наказание за отказ от освидетельствования выбирается из следующего списка:

    • штраф от 200 000 до 300 000 рублей с лишением прав до 3-х лет.
    • штраф в размере дохода осужденного за период от 1 до 2-х лет с лишением прав до 3-х лет.
    • обязательные работы до 480 часов с лишением прав до 3-х лет.
    • принудительные работы до 2-х лет с лишением прав до 3-х лет.
    • лишение свободы до 2-х лет с лишением прав до 3-х лет.

    Так что за повторный отказ от медосвидетельствования водитель в том числе может попасть и за решетку.

    В заключение хочу еще раз обратить внимание на тот факт, что водители должны четко понимать разницу между освидетельствованием ГИБДД и медицинским освидетельствованием, т.к. отказ от этих процедур имеет очень разные последствия.

    Кроме того, если Вы уверены в том, что состояние опьянение не будет обнаружено, то и отказываться от освидетельствований не стоит. В большинстве случаев сама проверка не имеет никакого негативного эффекта для водителя.

    СПЧ предлагает включить в амнистию к 70-летию Победы снятие взысканий с нарушителей правил дорожного движения

    Сегодня Совет направил в Государственную Думу свои предложения к проекту постановления об амнистии в честь 70-летия Победы, внесенного Президентом. В числе поправок находится включение элементов административной амнистии — снятие взысканий за нарушения ПДД, по всем статьям кроме отказа от медосвидетельствования и вождения в состоянии алкогольного опъянения.

    16 апреля 2015

    Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека сегодня направил в Государственную Думу предложения по внесению изменений в проект Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», внесенный главой государства.

    В числе предложений находится включение элементов административной амнистии — снятие всех взысканий с тех, кто нарушал правила дорожного движения (Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения Кодекса об административных правонарушениях) , кроме статьей 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» и 12.26 «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения».

    Предложения Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по внесению изменений в проект Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»

    Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека полагает целесообразным предложить вниманию депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следующие изменения и дополнения:

    1) Дополнить проект пунктом следующего содержания, расположив его перед пунктом 1:

    «1. Освободить от наказания впервые осужденных к лишению свободы на срок до трех лет включительно, если совершенные ими деяния не повлекли смерть человека».

    2) Заменить в абзаце 1 пункта 1 проекта слова «небольшой и средней тяжести» словами «независимо от назначенного срока наказания».

    3) Дополнить абзац 5 пункта 1 проекта после слов «вследствие этой катастрофы» словами «и других радиационных аварий, ядерных испытаний и иных радиационных катастроф и инцидентов».

    4) Изложить абзац 9 пункта 1 проекта в следующей редакции:

    «инвалидов I и II группы,больных онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы, а также больных активной формой туберкулеза, отнесенных в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета – за исключением уклоняющихся от лечения».

    5) Дополнить пункт 1 проекта абзацем следующего содержания:

    «страдающих иным препятствующим отбыванию наказания в виде лишения свободы тяжким заболеванием, указанным в Перечне заболеваний, утверждённом Постановлением Правительства

    Заменить пункты 2 и 3 проекта пунктом следующего содержания:

    «Освободить от наказания не подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления и осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно:

    — лиц, совершивших умышленные преступления в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы;

    — совершивших преступления по неосторожности;

    — если все потерпевшие по уголовному делу, как это усматривается из протокола судебного заседания, просили суд не лишать указанных лиц свободы;

    — если указанные осужденные после совершения преступления и до вступления приговора в законную силу находились на свободе и не совершили каких-либо правонарушений».

    7) Дополнить пункт 5 проекта абзацем вторым следующего содержания:

    «Сократить на один год срок наказания всем осужденным к лишению свободы, кроме лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 13 настоящего постановления».

    8) Внести изменения в пункт 6 проекта:

    в подпункте 1 слова «в пункте 1» заменить словами «в пунктах 1, 2», слова «небольшой и средней тяжести» исключить;

    дополнить подпункт 2 после слов «пяти лет лишения свободы» словами «если это деяние не повлекло смерть человека».

    9) Дополнить пункт 8 проекта после слов «освобождает указанных лиц от наказания» словами «если это деяние не повлекло смерть человека».

    10) Изложить пункт 10 проектав следующей редакции:

    «Сократить не отбытую часть наказания лицам:

    осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок

    — свыше пяти лет — на одну треть;

    — свыше десяти лет — на одну четверть;

    осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности – наполовину».

    11) Внести изменения в пункты 11 и 12 проекта: заменить слова «пунктов 1-4» словами «пунктов 1-5(абз.1)».

    12) Дополнить проект пунктами следующего содержания, расположив их после пункта 11:

    «12. Сократить лицам, имеющим судимость и в течение не менее чем шести месяцев с момента освобождения из мест лишения свободы не подвергавшимся административным взысканиям и не нарушавшим возложенные на них судом обязанности, срок погашения судимости в два раза.

    13. Снять судимость с освобождённых от наказания и проживающих на территории Российской Федерации лиц, которым наличие судимости препятствует вступлению в гражданство Российской Федерации.

    14. Снять административный надзор в отношении лиц, освобождённых из мест лишения свободы, если они в течение года с момента его установления не допустили нарушений правил надзора, а также не привлекались к административной или уголовной ответственности».

    13) Внести в пункт 13 следующие изменения:

    — дополнить абзац 1 после слов «действие» словами «пунктов 1-12»; после слова «совершивших» — словом «оконченные»;

    — дополнить подпункт 1: после слов «совершивших» — словом «оконченные»; после слов «статьи 223» — словами « статьей 223.1»[1]; после слов «статьями 226» — словами « и 226.1»; после слов «статьи 234» — словами «частями второй и третьей статьи 238.1»[2] ; после слов «статьи 240» — словами «статьей 240.1»; словами «частью второй статьи 302» [3];

    — заменить слова «и 111» словами «частями 3-4 статьи 111»; слова «статьей 126» — словами «частями второй и третьей статьи 126»; слова «статьями 131, 132, 133, 134 и 135» — словами «частями второй-пятой статьи 131, частями второй-пятой статьи 132, частью второй 133, частями второй-шестой статьи 134, частями второй-пятой статьи 135»; слова «частями второй и третьей статьи 161» — словами «частью третьей статьи 161»; слова «статьей 162» — словами «частями третьей и четвертой статьи 162»; слова «статьей 186» — словами «частями второй и третьей статьи 186»; слова «частями первой, второй и четвертой статьи 212» — словами «частью первой статьи 212»; слова «частью второй статьи 221» — словами «частями второй и третьей статьи 221.1»; слова «частями второй и третьей статьи 228» — словами «частью третьей статьи 228, частями второй — пятой статьи 228-1»; слова «статьями 290, 291» — словами «частями третьей и шестой статьи 290, частями третьей-пятой статьи 291, статьями»; слова «статьей 313» — словами «частью третьей статьи 313»;

    — исключить слова «частью четвертой статьи 1591, частью четвертой статьи 1592, частью четвертой статьи 1593, частью третьей статьи 1594, частью четвертой статьи 1595, частью четвертой статьи 1596»; слова «частью второй статьи 201»[4]; слова «318».

    14) Изложить подпункт 6 пункта 13 проекта в следующей редакции:

    «на осужденных, которые в связи с нарушениями, допущенными в местах лишения свободы, были признаны до принятия настоящего постановления злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания».

    15) Дополнить проект пунктом следующего содержания, расположив его после пункта 13:

    «Сократить осужденным к лишению свободы срок наказания на 1 год независимо от ограничений, указанных в пункте 13 настоящего Постановления, если они:

    — явились с повинной;

    — были признаны в период отбывания наказания инвалидами первой группы;

    — их предки по прямой восходящей линии являлись участниками Великой Отечественной Войны;

    — их родители или дети погибли при выполнении воинского или общественного долга;

    — в течение пяти лет до даты принятия настоящего Постановления они не имели взысканий при отбывании наказания;

    — за время отбывания наказания у них родился ребенок;

    — после опубликования настоящего Постановления все потерпевшие по уголовному делу ходатайствовали о снижении назначенного им наказания».

    16) Дополнить проект пунктом следующего содержания, расположив его перед пунктом 14:

    «Прекратить производство по делам о совершенных до вступления в силу настоящего Постановления административных правонарушениях, а равно исполнение постановлений о назначении административного наказания в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Положения настоящего пункта не распространяются на лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8 и 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

    Настоящие предложения утверждены Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 13 апреля 2015 г.

    Председатель Совета М.Федотов

    [1] Изготовление взрывчатых веществ, аналог статьи 223, которая не исключается из амнистии. [2] Обращение фальсифицированных лекарств, повлекшее смерть [3] Принуждение к даче показаний с применением пыток. [4] До 2009 г. вся статья относилась к деяниям средней тяжести и ужесточение ответственности не может распространяться на них.

    Амнистия на административные наказания ГИБДД

    Внимание! Данная статья опубликована в разделе «Законы в разработке». Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

    Добрый день, уважаемый читатель.

    В данной статье речь пойдет об интересном законопроекте, который предлагает амнистировать водителей, нарушивших требования правил дорожного движения.

    То есть, законодатели предлагают отменить вынесенные ранее административные штрафы ГИБДД и другие административные наказания.

    Рассмотрим особенности данного законопроекта и попытаемся понять, к чему этот документ может привести на практике.

    Информация о проекте документа

    2022.04.26 Законопроект № 113756-8 «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших административные правонарушения в области дорожного движения» внесен в Государственную думу 26 апреля 2022 года. На настоящий момент не известно, когда этот документ будет принят и будет ли принят вообще.

    Амнистия на административные штрафы ГИБДД

    1. Прекратить исполнение постановлений о назначении административных наказаний в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    2. Не начинать производство, а также прекратить начатое производство по делам об административных правонарушениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    3. Отменить срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, для лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнутых административному наказанию.

    Во-первых, во всех перечисленных выше пунктах речь идет о нарушениях из главы 12 КоАП, то есть амнистия распространяется на все административные наказания за нарушение ПДД. Однако на некоторых водителей амнистия действовать не будет, об этом речь пойдет ниже.

    Примечание. Амнистия не распространяется на уголовные наказания, которые также может получить водитель.

    Во-вторых, амнистия затрагивает все нарушения, допущенные до момента официальной публикации рассматриваемого постановления. То есть, законодатели разом отменяют наказания за все нарушения, допущенные ранее.

    Примечание. Некоторые СМИ сообщили о том, что будут отменены и будущие штрафы, полученные в течение следующих 6 месяцев. А это приведет к хаосу на дорогах, т.к. водители, уверенные в том, что штрафов не будет, перестанут соблюдать правила. Однако в документе не идет речь про отмену будущих штрафов.

    В-третьих, пункт 1 отменяет абсолютно все постановления о наложении административных наказаний. То есть, речь идет не только о штрафах. Также должны быть отменены:

    • лишения прав,
    • административные аресты,
    • предупреждения,
    • обязательные работы.

    Примечание. В СМИ в основном пишут про отмену штрафов, однако амнистия распространяется и на другие виды наказаний.

    В-четвертых, пункт 2 говорит о том, что также будет отменено рассмотрение дел по нарушениям, которые допущены до начала действия документа, но по которым решения еще не вынесены.

    Например, если за 1 день до начала амнистии водитель превысил скорость и это нарушение было зафиксировано автоматической камерой, то штраф впоследствии вынесен не будет.

    В-пятых, пункт 3 отменяет срок, в течение которого водитель считается подвергнутым административному наказанию. Напомню, что данный срок принимается в расчет в случае, когда на водителя накладывается штраф за повторное нарушение.

    То есть, если говорить простым языком, то амнистия обнуляет счетчик нарушений водителя. Следующее наказание, полученное после введения амнистии, будет считаться первым (не зависимо от того, сколько аналогичных нарушений водитель допустил ранее).

    На какие нарушения амнистия не распространяется?

    4. Не распространять действие настоящего Постановления на лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8 и 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В данном пункте речь идет о статьях 12.8 и 12.26 КоАП. Эти статьи предусматривают наказание за опьянение водителя, за передачу управления пьяному водителю и за отказ от прохождение освидетельствования на состояние опьянения.

    Примечание. Некоторые СМИ написали о том, что амнистия не будет распространяться на нарушения, связанные с алкогольным опьянением водителя. Однако это не совсем верно.

    Амнистия не будет распространяться не на нарушения, а на водителей, допустивших такие нарушения. То есть, если водитель ранее был пойман в состоянии опьянения, то амнистия его не затронет. Причем останутся незатронутыми абсолютно все его нарушения.

    Например, на водителя наложено наказание за управление автомобилем в состоянии опьянения (лишение прав на 1,5 года и штраф 30 000 рублей). Кроме того, водитель за последние годы набрал множество штрафов от автоматических камер за превышение скорости и проезд на красный свет (на 750 000 рублей). В этом примере водитель не попадет под амнистию, т.к. он имеет наказание за управление в состоянии опьянения. То есть, все штрафы такого водителя (в том числе за красный свет и превышение скорости) остаются в силе.

    Когда амнистия начнет действовать?

    5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

    В пункте 5 речь идет о том, что если постановление будет принято, то оно начнет действовать прямо со дня официальной публикации. То есть, сразу же будут отменены старые наказания, а все новые будут попадать в новую «копилку» водителя.

    В этом же пункте речь идет о том, что постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев. Судя по всему, именно этот пункт был неправильно воспринят некоторыми СМИ. Этот пункт не говорит о том, что в течение полугода водители смогут безнаказанно нарушать правила. Он говорит лишь о том, что наказания будут отменяться постепенно, в течение 6 месяцев.

    Примечание. Вместе с рассматриваемым сегодня документом об амнистии законодатели также рассматривают и документ о применении амнистии, в котором прямо говорится о том, что решение об амнистировании каждого водителя принимается индивидуально. То есть, именно на рассмотрение дел всех водителей отводятся 6 месяцев.

    К чему приведет введение амнистии?

    Если амнистия будет введена, то она отменит наложенные ранее наказания в виде штрафов и лишений прав.

    То есть, все штрафы ГИБДД будут исключены из баз данных, а история штрафов водителя будет очищена.

    Лишения прав также будут отменены. Причем в документе речь идет о прекращении исполнения постановлений, а не о завершении сроков лишения. То есть фактически постановления будут просто отменены, а вернуть права в ГИБДД можно будет без сдачи теоретического экзамена.

    В пояснительной записке к проекту документа законодатели говорят о том, что введение амнистии должно финансово поддержать водителей, имеющих штрафы. Возможно, амнистия действительно будет иметь именно такой эффект и поможет кому-то из водителей.

    Что касается водителей, которые соблюдают требования правил дорожного движения, то документ скорее вызовет их недовольство. Ведь фактически законодатели поощряют тех, кто ездит с нарушениями и извлекает из этого дополнительную прибыль.

    В заключение нужно сказать о том, что в настоящее время законопроект только внесен в Государственную Думу. Так что пока что перспективы документа выглядят довольно туманными и не стоит ждать того, что он будет принят в ближайшее время. Тем не менее, если это произойдет, данная статья будет дополнена.

    Удачи на дорогах!

    Обновлено: 26 апреля 2022
    Максим Калашников

    эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

    Нарушители ПДД празднуют победу. СПЧ предложил амнистировать к 9 мая водителей, не уплативших штрафы

    Совет при президенте по правам человека (СПЧ) предложил в рамках амнистии к 70-летию Победы освободить от наказания всех водителей, нарушивших ПДД и не уплативших штрафы. Сотни тысяч водителей могут быть освобождены от санкций, говорят в СПЧ, но наказанные за пьяное вождение и отказ от освидетельствования под амнистию не попадут. В ГИБДД и мэрии Москвы идею не поддержали. В Госдуме не исключают, что водители-нарушители могут быть освобождены от ответственности в рамках следующей амнистии.

    Проект дополнений в текст амнистии вчера был размещен на сайте СПЧ. Как сообщал “Ъ”, 9 апреля Владимир Путин внес в Госдуму проект постановления, согласно которому планируется амнистировать 260 тыс. осужденных за различные уголовные преступления. В СПЧ предлагают распространить действие документа и на граждан, в отношении которых ведется производство по административным делам гл. 12 КоАП (то есть совершивших нарушения ПДД, но еще не уплативших штрафы).

    Как рассказал “Ъ” член СПЧ Андрей Бабушкин, возможность применения амнистии по административным делам в КоАП существует давно. «Возник вопрос, почему она до сих пор не применялась на практике,— пояснил он.— В СПЧ поступает масса жалоб на неправомерное применение 12-й главы кодекса. Многие из дел коррупционные и показушные». Водители, наказанные за вождение в пьяном виде или за отказ от освидетельствования (то есть лишенные прав), под амнистию не попадут. По оценкам господина Бабушкина, в случае утверждения проекта амнистированы могут быть «по меньшей мере сотни тысяч человек».

    В Госавтоинспекции идею не поддержали. Согласно КоАП, производство по делу начинается в тот момент, когда инспектор составляет протокол, а заканчивается — когда нарушитель понес наказание. Это означает, что не уплативший штраф или имеющий задолженности водитель будет амнистирован, а добросовестный плательщик — нет, отмечают в ведомстве. В ГИБДД и ФССП приводили примеры, как в 2014 году отдельные нарушители накопили неуплаченные штрафы на сумму до 3,5 млн руб. Кроме того, под амнистию попадут многие из тех, кто совершил грубые нарушения ПДД, такие как выезд на встречную полосу, превышение скоростного лимита более чем на 60 км/ч, нанесение вреда здоровью (в результате ДТП), и лишен за это прав. Им права вернут раньше времени. «С государством надо расплатиться за содеянное,— считает сенатор от Карелии, бывший глава ГАИ России Владимир Федоров.— Я бы еще понял, если в рамках амнистии лишенным прав сократили бы срок лишения».

    Любопытно, что предложенные СПЧ дополнения останавливают не только производство по административным делам против водителей-нарушителей, но и все обеспечительные меры в их отношении, в частности эвакуацию. На практике это означает, что если неправильно припаркованную машину эвакуировали на штрафстоянку, то после вступления в силу амнистии вернуть машину должны бесплатно. Отметим, что эвакуация машин и штрафы с автоматических камер являются популярным инструментом борьбы с пробками и нарушениями ПДД, которые применяют власти Москвы и других регионов. «Включение в сферу амнистии нарушений ПДД в понимании некоторых автомобилистов может подорвать принцип неотвратимости наказания»,— считают в департаменте транспорта столицы.

    В Госдуме мнение разделились. Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов идею СПЧ поддержал. «Но я бы сначала проанализировал все статьи 12-й главы, возможно, нужно ввести и другие исключения, кроме “пьянки”,— говорит он.— Кроме того, в КоАП есть лишь упоминание возможности амнистирования, но четкого механизма, как в УК, не прописано». «Концепция амнистии распространяется на уголовные статьи, мы не можем выходить за эти рамки,— категорично заявил “Ъ” глава комитета Госдумы по уголовному законодательству Павел Крашенинников.— Мы готовы рассматривать это предложение, но в рамках текущей амнистии принимать его не будет. Тем не менее мы договорились с членами СПЧ о встрече на эту тему: работа ведется в правильном направлении».

    16 апреля 2015

    Совет при президенте по правам человека (СПЧ) предложил в рамках амнистии к 70-летию Победы освободить от наказания всех водителей, нарушивших ПДД и не уплативших штрафы. Сотни тысяч водителей могут быть освобождены от санкций, говорят в СПЧ, но наказанные за пьяное вождение и отказ от освидетельствования под амнистию не попадут. В ГИБДД и мэрии Москвы идею не поддержали. В Госдуме не исключают, что водители-нарушители могут быть освобождены от ответственности в рамках следующей амнистии.

    Проект дополнений в текст амнистии вчера был размещен на сайте СПЧ. Как сообщал “Ъ”, 9 апреля Владимир Путин внес в Госдуму проект постановления, согласно которому планируется амнистировать 260 тыс. осужденных за различные уголовные преступления. В СПЧ предлагают распространить действие документа и на граждан, в отношении которых ведется производство по административным делам гл. 12 КоАП (то есть совершивших нарушения ПДД, но еще не уплативших штрафы).

    Как рассказал “Ъ” член СПЧ Андрей Бабушкин, возможность применения амнистии по административным делам в КоАП существует давно. «Возник вопрос, почему она до сих пор не применялась на практике,— пояснил он.— В СПЧ поступает масса жалоб на неправомерное применение 12-й главы кодекса. Многие из дел коррупционные и показушные». Водители, наказанные за вождение в пьяном виде или за отказ от освидетельствования (то есть лишенные прав), под амнистию не попадут. По оценкам господина Бабушкина, в случае утверждения проекта амнистированы могут быть «по меньшей мере сотни тысяч человек».

    В Госавтоинспекции идею не поддержали. Согласно КоАП, производство по делу начинается в тот момент, когда инспектор составляет протокол, а заканчивается — когда нарушитель понес наказание. Это означает, что не уплативший штраф или имеющий задолженности водитель будет амнистирован, а добросовестный плательщик — нет, отмечают в ведомстве. В ГИБДД и ФССП приводили примеры, как в 2014 году отдельные нарушители накопили неуплаченные штрафы на сумму до 3,5 млн руб. Кроме того, под амнистию попадут многие из тех, кто совершил грубые нарушения ПДД, такие как выезд на встречную полосу, превышение скоростного лимита более чем на 60 км/ч, нанесение вреда здоровью (в результате ДТП), и лишен за это прав. Им права вернут раньше времени. «С государством надо расплатиться за содеянное,— считает сенатор от Карелии, бывший глава ГАИ России Владимир Федоров.— Я бы еще понял, если в рамках амнистии лишенным прав сократили бы срок лишения».

    Любопытно, что предложенные СПЧ дополнения останавливают не только производство по административным делам против водителей-нарушителей, но и все обеспечительные меры в их отношении, в частности эвакуацию. На практике это означает, что если неправильно припаркованную машину эвакуировали на штрафстоянку, то после вступления в силу амнистии вернуть машину должны бесплатно. Отметим, что эвакуация машин и штрафы с автоматических камер являются популярным инструментом борьбы с пробками и нарушениями ПДД, которые применяют власти Москвы и других регионов. «Включение в сферу амнистии нарушений ПДД в понимании некоторых автомобилистов может подорвать принцип неотвратимости наказания»,— считают в департаменте транспорта столицы.

    В Госдуме мнение разделились. Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов идею СПЧ поддержал. «Но я бы сначала проанализировал все статьи 12-й главы, возможно, нужно ввести и другие исключения, кроме “пьянки”,— говорит он.— Кроме того, в КоАП есть лишь упоминание возможности амнистирования, но четкого механизма, как в УК, не прописано». «Концепция амнистии распространяется на уголовные статьи, мы не можем выходить за эти рамки,— категорично заявил “Ъ” глава комитета Госдумы по уголовному законодательству Павел Крашенинников.— Мы готовы рассматривать это предложение, но в рамках текущей амнистии принимать его не будет. Тем не менее мы договорились с членами СПЧ о встрече на эту тему: работа ведется в правильном направлении».

    Медосвидетельствование на состояние алкогольного опьянения в 2024 году

    Медицинское освидетельствование на состояние опьянения — это процедура проверки водителя на наличие в организме запрещенных веществ (алкоголя, наркотических веществ, лекарственных препаратов), которая проводится медицинскими работниками, а не сотрудниками ГИБДД.

    Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения действует с 26 марта 2016 года.

    В этой статье Вы узнаете:

    • Основания для направления на освидетельствование.
    • Что грозит за отказ от медосвидетельствования?
    • Где проводится медицинское освидетельствование?
    • Порядок проверки водителя на состояние опьянения.
    • Какие анализы и исследования проводятся при освидетельствовании?
      • проверка алкотестером;
      • анализ мочи;
      • анализ крови.

      Основания для медосвидетельствования

      Водитель может попасть на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в следующих случаях (пункт 234 административного регламента ГИБДД):

      • Отказ от проверки на состояние опьянения.
      • Несогласие с результатами проверки на состояние опьянения, проведенной сотрудниками ГИБДД.
      • Если у сотрудников ГИБДД есть достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, даже если алкотестер не выявил наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе.
      • Если результат необходим для подтверждения или опровержения факта нарушения или преступления.

      В приведенном перечне фигурирует проверка водителя на состояние опьянения сотрудниками ГИБДД. Данная процедура рассматривалась в отдельной статье:

      Штраф за отказ от медосвидетельствования в 2024 году?

      В первую очередь разберемся с тем, что грозит водителю за отказ от медосвидетельствования (статья 12.26 КоАП, часть 1):

      1. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

      влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

      Отказавшись от медицинского освидетельствования водитель автоматически получает 2 наказания:

      • штраф 30 000 рублей;
      • лишение прав на срок от 18 до 24 месяцев.

      Внимание! Если водитель ранее был лишен прав по статьям, связанным с алкогольным опьянением, в том числе за отказ от медицинского освидетельствования, то его ждет более суровое уголовное наказание (вплоть до лишения свободы на 3 года с лишение прав на 6 лет). Более подробно данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.

      Если от освидетельствования отказывается водитель, который ранее лишен прав, то наказание будет несколько иным:

      2. Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

      влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

      В общем отказ от медицинского освидетельствования — самая большая ошибка, которую может допустить водитель.

      Хочу отдельно обратить внимание на тот факт, что многие водители путают освидетельствование на состояние опьянения (проводится ГИБДД) и медицинское освидетельствование на состояние опьянения (проводится врачом). От первой процедуры отказаться можно без последствий, от второй — нет.

      Этим зачастую пользуются хитрые сотрудники ГИБДД:

      Например, водителю предлагают дунуть в алкотестер. Если водитель отказывается, ему задают следующий вопрос: «Вы действительно отказываетесь от медицинского освидетельствования на состояние опьянения?». Водитель, который невнимательно слушает сотрудника и подтверждает отказ, остается без прав и с крупным штрафом.

      Еще раз подчеркиваю, что не следует путать медицинское освидетельствование и обычное.

      Где проводится медицинское освидетельствование?

      3. Медицинское освидетельствование проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), в том числе с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, соответствующих требованиям, установленным приложением N 1 к настоящему Порядку.

      Медицинское освидетельствование может проводится:

      • В медицинских организациях (наркологических диспансерах).
      • В передвижных пунктах медицинского освидетельствования (ППМО) — специально оборудованных автомобилях.

      Передвижные пункты, как правило, используются при проведении спецопераций по выявлению водителей в состоянии опьянения. В данном случае проверки носят массовый характер и использование медицинского автомобиля оправдывает себя.

      В иных случаях водителя отправляют на проверку в наркологический диспансер.

      Порядок проверки водителя на состояние опьянения

      Медицинское освидетельствование состоит из следующих этапов:

      1. В акт медицинского освидетельствования (процессуальный документ) вносятся персональные данные водителя.

      2. Исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя (алкотестером).

      3. Если результат отрицательный (меньше 0,16 миллиграмма на литр воздуха), то повторная проверка не проводится.

      4. Если результат положительный, то через 15-20 минут проводится повторная проверка алкотестером.

      5. Если результат повторной проверки положительный, то считается, что состояние опьянения установлено.

      6. Параллельно с проверкой алкотестером, водитель сдает анализы (моча или кровь) для проведения химико-токсикологических исследований.

      7. Если в результате исследований обнаружены следы наркотических или психотропных веществ, то считается, что состояние опьянения установлено.

      8. Если первая или вторая проверка алкотестером показали отрицательный результат и в анализах водителя не обнаружены запрещенные вещества, то считается, что состояние опьянения не установлено.

      9. Результаты всех проверок вносятся в акт освидетельствования, туда же записывается и итоговый результат.

      Внимание! Обратите внимание, если отказаться от любого из перечисленных этапов, то это будет считаться отказом от медицинского освидетельствования на состояние опьянения с соответствующими последствтиями (описаны выше).

      Исследования и анализы при освидетельствовании водителя

      Проверка алкотестером

      Исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя проводится с помощью алкотестера. Данный прибор должен обеспечивать запись результатов на бумажном носителе, а также должен быть поверен в установленном порядке.

      Если результат проверки составляет 0,16 или менее миллиграмм на литр выдыхаемого воздуха, то водитель считается трезвым. Если обнаружено более 0,16 миллиграмм на литр, то водитель считается пьяным.

      Анализ мочи

      Анализ мочи на наличие наркотических веществ сдается в любом случае. Анализ сдается в туалетной комнате, которая должна быть предусмотрена в том числе и в передвижном пункте. При этом требуется не менее 30 мл биологического объекта.

      После сдачи анализа медики в течение первых пяти минут проверяют, что он не был сфальсифицирован (подделан):

      1. Замеряют температуру мочи, чтобы исключить, что водитель незаметно принес чужую мочу с собой.
      2. Замеряют pH, относительную плотность и содержание креатинина, чтобы исключить, что водитель разбавил мочу другой жидкостью.

      Фальсификация анализа мочи приравнивается к отказу от медицинского освидетельствования. Ни в коем случае этого не делайте.

      Проверка анализа мочи происходит в 2 этапа.

      Первый этап проводится на месте сбора анализа в течение 2-х часов. Если в результате не выявлены запрещенные вещества, водитель считается трезвым.

      Второй этап проводится лишь в том случае, если на первом этапе в анализе найдены наркотические или психотропные вещества. Второй этап проводится в лаборатории в течение 13 дней с момента сдачи анализа (10 дней на доставку, 3 дня на исследование).

      Если на втором этапе наличие запрещенных веществ не подтверждается, то водитель считается трезвым.

      Если же наркотические вещества найдены, водитель считается пьяным и его ждет лишение прав.

      Анализ крови

      Анализ крови проводится в том случае, если водитель в течение 30 минут не смог собрать необходимое количество мочи.

      Кровь берется из вены в объеме 15 мл (в две пробирки: 10 и 5 мл). При этом перед проколом кожа обрабатывается ватой, смоченной бесспиртовым раствором. Это очень важно, т.к. спиртовой раствор может повлиять на результаты анализа.

      Анализ крови состоит из одного этапа, проводимого в лаборатории (в течение 13 дней с момента сдачи). По его результатам определяется, является водитель трезвым или пьяным.

      Примечание. В интересах водителя при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения сдать именно мочу, т.к. ее первый анализ занимает всего 2 часа. После получения результатов водитель будет точно знать, что наркотические вещества не обнаружены. Если же сдавать кровь, то придется нервничать до 13 дней.

      Какие документы оформляются после медосвидетельствования?

      По результатам перечисленных выше процедур оформляется акт медицинского освидетельствования в трех экземплярах:

      • Для водителя;
      • Для ГИБДД;
      • Для медицинского учреждения.

      Содержимое всех экземпляров акта должно совпадать.

      Если Вы хотите самостоятельно изучить документ, регламентирующий порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения, то перейдите на следующую страницу:

      В завершение хочу отметить, что большинство проблем водителей возникают именно из-за незнания соответствующего законодательства. Один раз изучите правильный порядок проведения медосвидетельствования, и Вы избежите возможных проблем в будущем.

      Удачи на дорогах!

      Обновлено: 16 июня 2022
      Максим Калашников

      эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Оцените статью