Что делать после дтп пострадавшему

От дорожно-транспортных происшествий, увы, никто не застрахован. Но авария не повод для того, чтобы впасть в ступор. Как вести себя после происшествия?

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Вроде все это прописано и в ПДД, и в бесчисленных рекомендациях, и в памятке, которая прилагается к страховке ОСАГО, но каждый раз возникают вопросы. Разложу по полочкам все действия водителя после того, как раздалось ужасное «бамс», автомобиль крутанулся и остановился у обочины.
Первым делом надо включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, как записано в пункте 2.5 ПДД. Напоминаю, что этот знак следует ставить на расстоянии не менее 15 метров в населенном пункте или 30 метров – в остальных случаях. Пренебрегать этим не стоит. В моей практике были случаи, когда в стоящий поврежденный автомобиль въезжали еще раз – как раз из-за того, что водитель не удосужился выставить знак. Не оказалось с собой? (Наличие такого знака теперь на ТО не проверяют.) Обозначьте место аварии чем-нибудь ярким. Например, поставьте канистру. Затем, если есть пострадавшие, надо вызывать скорую помощь. Единый телефон вызова экстренных служб в России – 112, но можно набирать по старой памяти 03 (с мобильного телефона МТС надо набрать 103, в сети «Билайн» – 003, «Мегафон» – 030). И только потом звоните в полицию.
Напоминаю, что мелкие аварии можно оформить самостоятельно при следующих условиях: в ДТП участвовали два автомобиля; отсутствуют пострадавшие; нет споров о виновнике; у водителей есть полисы ОСАГО; сумма ущерба не превышает 25 000 рублей. В этом случае водители заполняют извещения о ДТП, которые прилагаются к полисам ОСАГО. Они подробно описывают, как произошло столкновение, и фиксируют все повреждения автомобилей. Хорошо бы всё детально отснять хотя бы камерой мобильного телефона. После этого участники разъезжаются по своим страховым компаниям.
Если же водители спорят, кто виноват, лучше дождаться приезда инспектора ДПС. А если авария произошла на пустынной дороге, где полицию можно ждать до бесконечности? Есть вариант: самостоятельно составить схему происшествия, зафиксировать расположение транспортных средств и отправиться к ближайшему посту ГИБДД.
Но лучше дождаться служивого и оформить аварию с его помощью. Запомните: важно зафиксировать любые детали, которые впоследствии помогут установить картину столкновения. Еще до приезда сотрудника ДПС сфотографируйте место аварии, все повреждения машин. Если есть следы торможения, следы на дороге от столкновения (отвалившиеся запасные части, разбитое стекло) – фиксируйте всё на камеру телефона. Можно снять и видео, благо современные смартфоны позволяют это делать, причем с хорошим качеством записи. Сразу же запишите телефоны свидетелей, если таковые нашлись. Осмотритесь вокруг – возможно, на этом участке дороги установлены видеокамеры. Это могут быть как камеры слежения за дорожным движением, так и аппаратура коммерческих структур (например, система безопасности у входа в магазин). Наличие камер обязательно упомяните в своих пояснениях! Словом, постарайтесь по максимуму обложиться самыми разными доказательствами. Это необходимо, если вдруг вас обвинят в нарушении ПДД.

ОФОРМЛЕНИЕ АВАРИИ

Наконец-то приехал инспектор ГАИ! Заждались. Сотрудник ГИБДД обязан составить схему происшествия, взять объяснения у водителей, установить наличие свидетелей и получить от них пояснения либо записать их данные для последующего опроса. В схеме ДТП инспектор в обязательном порядке должен указать все детали столкновения, а потом дать подписать ее всем участникам ДТП. Так написано в пунктах 210 и 215 приказа МВД от 02.03.2009 г. № 185. Перед тем как поставить автограф, внимательно ознакомьтесь с содержанием. Увидели несоответствия – обязательно изложите свой вариант прямо на том же листке. Если инспектор не позволяет вносить замечания, напишите об этом в своем объяснении. Там же укажите, что располагаете доказательствами своей невиновности (фотографии, видеозаписи, свидетельские показания, данные видеорегистратора). И вообще, считаете себя невиновным в аварии – сразу заявите об этом инспектору.
Как правило, инспектор на месте выносит решение о нарушении ПДД кем-либо из водителей. В этом случае он сразу оформляет постановление по делу об административном правонарушении. Если же водители не согласны с его выводами о нарушителях ПДД, инспектор составляет протокол в отношении предполагаемого виновника и передает материалы в группу разбора. Чтобы перенести разбирательство с улицы в кабинет, в протоколе укажите, что вы не согласны с вменяемым вам нарушением и не считаете себя виновным в ДТП. Это необходимое условие, чтобы потом отстаивать свою позицию в подразделении ГИБДД, где вам предстоит «разбор полетов».

ГРУППА РАЗБОРА

Рассмотрение дела в ГИБДД четко расписано в российском Кодексе об административных правонарушениях. В назначенное время (с учетом живой очереди) вас пригласят в кабинет, где инспектор «обязан изучить составленный на месте аварии материал и принять решение, кто из водителей нарушил ПДД». Помните, что КоАП РФ дает вам право знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, давать объяснения, пользоваться помощью защитника (ст. 25.1). Дело может быть рассмотрено только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол на месте ДТП. В протоколе, как правило, указывается время и место рассмотрения дела. Поэтому, если вы не явитесь в подразделение ГИБДД в назначенное время, решение могут принять и без вас.
При рассмотрении дела ваша задача – представить максимум доказательств, подтверждающих невиновность. Как правило, это свидетельские показания, фото- и видеоматериалы. Многие водители совершают ошибку, когда в устной форме просят сотрудника ГИБДД приобщить доказательства к делу. А потом выясняется, что инспектор ничего не сделал, и решение выносится по имеющимся в деле материалам. Чтобы этого избежать, необходимо заранее подготовить заявление в письменном виде. Считаете, что экспертиза даст ответ на вопрос, мог ли водитель, к примеру, экстренно остановиться? Просите о ее проведении в письменном ходатайстве. Сотрудник ГИБДД обязан рассмотреть такое заявление и сразу дать ответ – в письменном же виде. Такое положение закреплено в статье 24.4 КоАП РФ. Чем больше доказательств своей невиновности вы представите, тем лучше для вас.
Если, несмотря на представленные доказательства, вас обвинили в нарушении ПДД, а вы с этим не согласны, – подавайте жалобу в вышестоящую инстанцию ГИБДД или в суд в течение 10 дней. Особенности обжалования рассмотрим в следующем номере.

СОВЕТЫ ЮРИСТА

Если после аварии вы не способны адекватно оценить ситуацию, не давайте никаких показаний. Лучше это сделать в спокойной обстановке, когда сможете детально вспомнить все моменты ДТП. Статья 51 Конституции РФ дает вам право не свидетельствовать против себя.
Не подписывайте пустые листы объяснения и незаполненную схему ДТП, даже если инспектор ДПС говорит, что очень спешит, и обещает все сделать «как надо» – но потом.
Все замеры и составление схемы ДТП должны выполняться в присутствии водителей.

Пошаговая инструкция – участникам ДТП

Что в первую очередь должны сделать участники дорожно-транспортного происшествия?

Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил дорожного движения. Не перемещайте предметы, имеющие отношение к происшествию.

Наденьте куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала в случае, если ДТП имело место вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости.

Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим. В экстренных случаях примите меры для скорейшего доставления их в медучреждения.

Почитать  Направление в командировку отца малолетнего ребенка воспитывающего его без матери

Правила дорожного движения предписывают освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При этом предварительно необходимо зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и к объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

Далее независимо от того, возник ли спор относительно виновника происшествия и перечня повреждений, обязательно установите свидетелей ДТП и возьмите их контактные данные. Сфотографируйте место ДТП, расположение транспортных средств, повреждения, тормозной путь, зафиксируйте иные обстоятельства, имеющие отношение к событию происшествия.

Нужно ли вызывать ГИБДД, если у участников ДТП нет разногласий?

ГИБДД вызывать не требуется, если:

  • причиненный ущерб оценивается в сумму меньше 100 тыс. руб.;
  • нет разногласий относительно виновника и перечня ущерба;
  • ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств;
  • участники ДТП готовы подписать извещение о дорожно-транспортном происшествии.

В иных случаях сотрудников ГИБДД нужно вызывать обязательно, например если есть сомнения относительно перечня повреждений или стоимости восстановительного ремонта.

Вы также можете вызвать аварийного комиссара. Для этого позвоните в вашу страховую компанию, сообщите о ДТП, месте происшествия и попросите направить комиссара для оформления необходимых документов.

Можно заполнить документы самостоятельно?

Участники происшествия могут самостоятельно совместно заполнить извещение о ДТП, если ущерб составляет менее 100 тыс. руб., нет пострадавших и отсутствует спор о виновнике и ущербе. Указанная информация должна быть полной и максимально корректной. При этом заполненное участниками ДТП без вызова ГИБДД извещение о ДТП, так называемый европротокол, должно содержать следующие сведения:

  • о дате и месте ДТП;
  • о свидетелях, если они есть;
  • об ущербе (подробно опишите все повреждения);
  • о месте первоначального удара обоих ТС;
  • о страховых полисах;
  • об обстоятельствах происшествия: кто в какую сторону двигался, что послужило причиной ДТП;
  • об отсутствии разногласий между участниками ДТП относительно обстоятельств причинения вреда.

У пострадавшей стороны остается оригинал извещения о ДТП, у виновника – копия, которую также должны подписать оба участника дорожно-транспортного происшествия.

Что нужно сделать, чтобы воспользоваться повышенной выплатой по «европротоколу»?

В Москве, Санкт-Петербурге, на территории Московской и Ленинградской областей установлен повышенный лимит страховых выплат по «европротоколу» – 400 тыс. руб. Но на водителей, намеренных воспользоваться повышенной выплатой, возложено дополнительное обязательство: данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, одним из следующих способов:

  • с помощью технических средств контроля, которые оперативно и автоматически получают сигналы глобальной навигационной спутниковой системы РФ, позволяющей установить факт ДТП, а также координаты места нахождения транспортных средств в момент ДТП;
  • с использованием программного обеспечения, позволяющего вести фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, в числе таких – «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Невыполнение этого требования дает право страховщику осуществить страховую выплату в пределах 100 тыс. руб., а не 400 тыс.

Надо иметь в виду, что предоставление страховщику на электронном носителе данных фото- и видеофиксации, в том числе с геометкой, не признается выполнением требования о фиксации ДТП в автоматизированной системе, в результате чего страховщик выплатит не более 100 тыс. руб. (п. 5 ст. 11.1 Закона об ОСАГО).

Могут ли возникнуть сложности с передачей данных о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования?

Автоматизированная информационная система обязательного страхования уже создана, и сведения о ней размещены на сайте http://aisosago.ru. Однако порядок фиксации данных о ДТП согласно указанным сложным требованиям предоставления информации, по нашему мнению, до конца не проработан. Имеют место множество пробелов и противоречий, чем пользуются страховщики, выплачивая пострадавшим компенсации в меньшем размере.

Поэтому, если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области и примерная стоимость восстановительного ремонта превышает 100 тыс. руб., следует все же вызвать сотрудников ГИБДД, объяснив, что зафиксировать ДТП согласно последним нововведениям у вас нет возможности.

Что делать, если у участников ДТП есть разногласия по поводу виновника происшествия или ущерба?

В этом случае согласно ст. 11.1 Закона об ОСАГО вы также можете оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. При этом обстоятельства дорожно-транспортного происшествия должны быть зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с использованием средств ГЛОНАСС и сопутствующих программ в порядке, указанном выше.

Вместе с тем сегодня оформление ДТП при условии наличия разногласий фактически происходит с участием сотрудников ГИБДД независимо от суммы причиненного ущерба. В этом случае каждый из участников происшествия заполняет свой бланк извещения о ДТП самостоятельно, а прибывшие сотрудники ГИБДД оформляют необходимые административные документы, устанавливая виновного и перечень повреждений.

Кто должен сообщить страховой о ДТП?

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона об ОСАГО в случае оформления извещения о ДТП без участия сотрудников ГИБДД и виновник, и пострадавший должны незамедлительно уведомить о дорожно-транспортном происшествии свою страховую по телефону. Извещение необходимо направить в срок не более 5 рабочих дней с момента ДТП – принести в офис страховой компании или, если такой возможность нет, направить заказным письмом с уведомлением.

Инфографика: Юлия Богатырева

Что делать с машиной после ДТП. Инструкция

Любая авария создает стрессовую ситуацию, в которой теряются даже опытные автомобилисты. Не все знают, что именно делать и куда звонить, как оформлять документы для страховой компании и куда везти разбитый автомобиль. Хотя ошибки при оформлении могут дорого обойтись.

Действия сразу после аварии

В первую очередь нужно понять, есть ли пострадавшие и кому из них в первую очередь требуется медицинская помощь. Даже при незначительных внешне травмах рекомендуется вместе с ГИБДД вызывать скорую помощь, поскольку именно врачи могут наиболее адекватно оценить состоянии побывавших в ДТП. Потом нужно выставить аварийные знаки и, по возможности, организовать безопасный объезд места аварии. Передвигать автомобили нельзя, как и трогать разбросанные обломки. Кроме того, нужно найти свидетелей и запросить их контактные данные.

Обязательно нужно сфотографировать разбитые машины с разных ракурсов и все повреждения по-отдельности. На фотографиях должны быть видны уличные ориентиры и, желательно, адресные таблички.

Если же пострадавших нет, а повреждения автомобилей можно оценить, как незначительные, лучше обойтись европротоколом, заполнив стандартные бланки. Сотрудников полиции в этом случае вызывать не надо, но оба участника ДТП должны уведомить о событии свои страховые компании. Также имеет смысл написать взаимные расписки об отсутствии претензий — в дальнейшем они могут подтвердить факт того, что участники не оставили место аварии без ее оформления.

Фото: Jochen Tack / imagebroker.com / Global Look Press
В какую страховую звонить

С 2014 г. в России действует схема прямого возмещения убытков, когда за компенсацией нужно обращаться в «свою» компанию, где автомобилист купил полис ОСАГО. Именно ее эксперты проведут оценку машины и предложат варианты ремонта, либо денежную выплату, если ремонт невозможен. В компанию нужно будет предоставить извещение о ДТП, документы на машину и полис ОСАГО, а также заявление на выплату страхового возмещения. Если нет возможности приехать лично, документы нужно отправить по почте. В итоге выплату производит своя страховая компания, которая потом взыскивает ущерб с компании виновника.

Почитать  Алименты на беременную жену

Куда везти разбитый автомобиль

Страховая компания должна получить все документы и произвести осмотр автомобиля в течение пяти дней, но самостоятельно отвозить машину на стоянку страховщика не обязательно. Эксперт страховой компании может сам приехать на место ДТП, либо по адресу, который пострадавший укажет в заявлении при подаче документов в страховую компанию. Оплачивать услуги эвакуатора придется из своего кармана, но потом эти деньги можно будет получить с виновника ДТП или у своего страховщика, если это предусмотрено договором.

Если же после ДТП водитель или его близкие не могут забрать разбитый автомобиль, ГИБДД отправит его на одну из своих спецстоянок, откуда машину впоследствии можно будет увезти при предъявлении комплекта документов.

Когда нужна независимая экспертиза

Если пострадавший не согласен с выплатами или объемами ремонта, он вправе заказать независимую экспертизу. Эксперт оценит наличие видимых и скрытых повреждений, стоимости ремонта и запасных частей. Кроме того, эксперт пригодится, если страховщик некачественно отремонтирует машину. Опираясь на данные экспертизы, можно предъявить страховой компании требование о доработке или обратиться в суд. Также экспертиза пригодится в случае судебной тяжбы с виновником ДТП, если у него не было полиса, либо ущерб оказался больше установленного законом об ОСАГО лимита выплат.

Когда начинать ремонт

До тех пор, пока не проведена оценка повреждений, начинать ремонт нельзя. Не стоит ехать в сервис и после получения калькуляции, если она кажется автовладельцу заниженной. При несогласии с оценкой страховщика могут понадобиться дополнительные экспертизы, которые на отремонтированном автомобиле провести невозможно. Не исключено, что дело в итоге может дойти до суда.

Фото: гибдд.рф

Даже если выплаченная сумма выглядит правдоподобной, все чеки и документы из сервиса и магазинов запчастей нужно сохранить на случай, если реальные затраты превысят смету, предложенную страховой компанией.

Чинить или продавать

Страховая компания может отремонтировать автомобиль, либо выплатить его стоимость на момент аварии с учетом износа, если ремонт не имеет смысла. Годные остатки машины в таком случае придется отдать страховщику. В случае ремонта за свой счет все зависит от калькуляции работ. Не исключено, что выгоднее будет продать разбитый автомобиль на запчасти, чем чинить и выставлять на рынок.

Эксплуатационные характеристики машины после восстановительного ремонта напрямую зависят от качества сделанных работ. Хороший сервисный центр возьмется за починку только если сможет гарантировать качество работ и беспроблемную эксплуатацию в дальнейшем. Кроме того, сервисная станция дает гарантию на свои работы.

При ремонте за свой счет есть соблазн сделать работы максимально дешево для последующей продажи, но некачественно отремонтированный автомобиль не будет цениться на вторичном рынке, а если новый владелец впоследствии обнаружит недостатки, это может стать поводом для судебного иска.

Как утилизировать автомобиль

Если машина не подлежит восстановлению и не имеет ценности на рынке запчастей, ее придется утилизировать. Для этого нужно будет обратиться в ГИБДД с заявлением на утилизацию, причем предоставлять автомобиль на осмотр не нужно. А вот документы и номерные знаки привезти в отделение ГИБДД придется. После внесения изменений продать машину будет уже невозможно. Снятый с учета автомобиль придется везти к месту утилизации на эвакуаторе даже если он все еще способен передвигаться своим ходом.

Что делать, если попал в ДТП. Памятка

Дорожные происшествия различаются по степени тяжести и наличию пострадавших. В зависимости от этих факторов разнятся и правила, которые обязаны выполнять участники ДТП, чтобы обезопасить себя при объяснениях со страховой компанией, полицией и в суде. Мы подробно разобрали все возможные варианты и сделали памятку о том, как себя вести после аварии, когда стоит вызывать патруль ГИБДД и что делать, если врезался в дерево.

Не паниковать

Некоторые водители после аварии пугаются и начинают вести себя неадекватно — не могут ответить на вопросы, впадают в ступор. Такое поведение можно понять: водители испытали стресс. Однако после ДТП важно не паниковать и не совершать поступки, которые могут отрицательно сказаться на результатах рассмотрения аварии или повлечь за собой негативные последствия. Нельзя скрывать что-либо — двигать машину, убирать осколки или меняться местами с пассажирами. Даже если вы очень торопитесь, а на машинах нет внешних повреждений, уезжать с места аварии нельзя. Согласно ст. 12.27 КоАП, это грозит лишением прав от одного года до полутора лет или административным арестом. Разъехаться можно в одном случае — если участники аварии составили расписку об отсутствии претензий друг к другу.

Лучше также отказаться, если виновник аварии предлагает «договориться на месте» и разъехаться, потому что у вашего автомобиля могут оказаться более серьезные повреждения, не видимые на первый взгляд. Кроме того, так могут действовать мошенники: заплатив вам небольшую сумму, они могут позже обратиться в ГИБДД с жалобой, что вы покинули место аварии, а это чревато лишением прав. Если вы все-таки решили «договориться» — сфотографируйте документы второго водителя и составьте расписку об отсутствии претензий.

Обозначить себя на дороге

Важное правило для всех участников ДТП — обозначить аварию на участке дороги. Иначе авария с двумя участниками может пополниться теми, кто не успеет затормозить, проезжая следом. Для этого необходимо включить специальный аварийный световой сигнал и достать из багажника знак аварийной остановки. Его необходимо выставить в 15 м от аварии в городе и в 30 м, если ДТП произошло за городом.

Фото: Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори

Если знака нет, то для обозначения аварии часто используют подручные средства: бутылки, канистры и даже огнетушитель. В темное время суток можно использовать фонари и светоотражающие предметы. Также в условиях плохой видимости или в темное время суток водитель и все его пассажиры обязаны надевать светоотражающие жилеты при выходе из машины.

Осмотреть автомобиль и зафиксировать повреждения

После того как участники обозначили себя на дороге, можно приступить к осмотру повреждений автомобиля и выяснению, кто виноват в аварии. Если у водителей нет разногласий и в аварии никто не пострадал, то оформить ДТП можно без вызова инспекторов ДПС.

Если разногласия и споры имеют место, то необходимо вызвать ГИБДД, а также самостоятельно зафиксировать повреждения и расположение автомобилей на проезжей части на камеру мобильного телефона. Если рядом оказались свидетели, сразу лучше взять их контакты — это пригодится при составлении европротокола или протокола ГИБДД. В городе также много дорожных камер, на которые могла попасть авария. Записи можно получить по запросу полиции. По возможности после фиксации положения автомобилей водителям предписано освободить проезжую часть.

Европротокол без ГИБДД

Бланки европротокола выдают водителям страховые компании при покупке полиса ОСАГО. При оформлении по европротоколу участники ДТП сами заполняют все бумаги для страховых компаний в двух экземплярах — каждый забирает свой. Этот вариант наиболее быстрый и простой, но возможен он только при выполнении особых условий: в аварии не пострадали люди, автомобилей-участников не больше двух, у обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО, ущерб каждого из автомобилей не превышает 400 000 рублей (для Москвы, Питера и их областей, другие регионы — 100 000 рублей) и участники аварии пришли к согласию по виновности.

Почитать  Назначение пенсии бывшему гражданину украины

Оформить европротокол можно и без согласия сторон, но тогда максимальный размер возмещения снизится в четыре раза. Однако подписать бумагу должны оба водителя. До этой же отметки сумма возмещения снижается, если страховая компания не получит от участников фотографий с места ДТП. Зарегистрированные на портале госуслуг водители из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, а также из Республики Татарстан могут оформить европротокол в электронном виде через приложение «Помощник ОСАГО».

Фото: Global Look Press

При заполнении европротокола лучше сфотографировать автомобили так, чтобы была видна привязка к местности: название улицы, номер дома и другие ориентиры. Стоит также зафиксировать тормозной путь и все иные обстоятельства, относящиеся к ДТП (разбросанные вещи и части автомобилей). Страховщика необходимо известить об аварии в течение пяти рабочих дней, но в течение 15 дней машину ремонтировать нельзя.

Вызвать ДПС на место аварии

Если каждый участник аварии считает, что виноват другой либо вина водителей обоюдная, или если машины в аварии серьезно повреждены либо у кого-то из водителей и пассажиров есть травмы, необходимо вызвать наряд ДПС. Даже если у пострадавших небольшие ссадины и шишки, лучше вызвать скорую, чтобы медики исключили внутренние повреждения. Придется также вызвать ГИБДД, если у кого-то из участников аварии есть полис каско — зачастую страховые компании выплачивают по нему компенсацию только при наличии справки о ДТП, подписанной сотрудниками ГИБДД.

Иногда после звонка в ГИБДД участников аварии могут попросить зафиксировать все самостоятельно и приехать в ближайшее отделение или пост, такой разговор с инспектором лучше записать. Если автомобили повреждены сильно, то патруль ДПС приедет на место. Каждому водителю стоит подробно рассказать свою версию событий, внимательно прочитать протокол и проверить, что все свободные строки зачеркнуты и ничего нового после подписи вписано не будет. Если после ДТП пострадали только автомобили, составляется три документа: протокол об административном правонарушении, схема аварии и справка о ДТП.

Что делать, если устроил ДТП с деревом

Если в аварию попадает только один автомобиль, например при столкновении с отбойником или столбом, подобные ситуации официально признают как ДТП только в том случае, если они произошли во время движения по проезжей части. Все, что случилось на парковке или во дворе, расследуется участковыми полицейскими.

Фото: Global Look Press

После столкновения с деревом алгоритм действий такой же — оцените состояние всех пассажиров и решите, нужно ли вызвать скорую. Выставьте знак аварийной остановки, найдите свидетелей и запишите их контакты. Затем позвоните в ГИБДД и в страховую компанию. Обязательно составьте план места аварии и сделайте фотографии. Кроме протокола, необходимо получить у сотрудника ГИБДД постановление об отказе в возбуждении дела об административной ответственности. Если автомобилю нужна экспертиза или водитель сильно пострадал, то машину поместят на спецстоянку ГИБДД, откуда ее можно будет забрать с полным комплектом документов о собственности.

Как действовать, если есть погибшие или пострадавшие

Если кто-то из пассажиров или водителей пострадал, сразу необходимо вызвать скорую помощь. После следует вызвать инспекторов ГИБДД. Водитель может попробовать оказать помощь людям на месте. Например, подложить валик из одежды сбитому пешеходу. Допускается оставление места ДТП, чтобы доставить потерпевшего в больницу, но об этом обязательно нужно сразу сообщить в ГИБДД. В больнице нужно будет назвать свои личные данные и информацию об автомобиле, зафиксировать время прибытия, а после этого сразу же ехать на ближайший пост ДПС.

Водители аварии с пострадавшими также должны быть готовы пройти медосвидетельствование. Во время этого процесса должны присутствовать двое понятых, либо весь процесс от и до должен фиксироваться на видеокамеру.

Куда обращаться после ДТП

Даже небольшое ДТП предполагает стресс для всех его участников и создает определенные сложности. Важно не совершить ошибок, которые исправить будет непросто, поэтому стоит заранее знать, что делать при возможной аварии.

Первые действия после ДТП

В первую очередь требуется включить «аварийку» и обозначить факт дорожно-транспортного происшествия знаками аварийной остановки. Важно убедиться, что пострадавших нет, а при необходимости — вызвать «скорую». Если авария произошла вдали от крупных населенных пунктов и кому-либо требуется помощь, пострадавшего стоит отправить на попутном транспорте.

Нельзя перемещать аварийные автомобили, трогать разбросанные части кузова, осколки фар. Конечно, нельзя и покидать место ДТП. Рекомендуется попросить контакты у свидетелей, сделать фото места происшествия. Теперь можно переходить к оформлению аварии.

Можно ли оформить ДТП самостоятельно

В России уже несколько лет действует Европротокол, предполагающий заполнение бумаг для страховых компаний участниками аварии. Вариант простой, не требует приезда сотрудников ДПС. Правда, так поступить разрешается, лишь если в аварии нет пострадавших (т.е. нет погибших, у участников нет опасных ранений), ущерб нанесен максимум двум автомобилям, у водителей обоих авто оформлены полисы ОСАГО. Важно: нанесенный ущерб не должен превышать 400 тысяч рублей.

Водители должны заполнить бланк установленного образца в двух экземплярах. Его выдают страховые компании при покупке ОСАГО. В Москве и Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской областях оформить протокол разрешено в электронном виде, если водители имеют аккаунт на «Госуслугах». Документ нужно предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба.

Увы, система использования Европротоколов работает не идеально, чем успешно пользуются мошенники. В документах аферисты указывают несуществующие данные с целью нажиться. Во избежание такой ситуации надежные страховые компании тщательно проверяют детали любого ДТП, чтобы убедиться: авария действительно произошла с определенными последствиями.

Когда нужно вызывать сотрудников ДПС

Если согласия участники аварии достичь не смогли, машины в аварии были серьезно повреждены, у участников ДТП зафиксированы травмы — требуется вызов наряда ДПС. Это обязательно придется сделать, если у пострадавших оформлено КАСКО — при отсутствии справки от сотрудников ДПС компенсацию не выплатят. То же самое лучше сделать, если авария произошла без второго участника: водитель врезался в дерево, столб и т.д.

Куда обратиться за возмещением ущерба

В течение 5 суток после происшествия нужно обратиться в страховую компанию, предоставив документы на авто, водительское удостоверение, протокол и заявление на выплату возмещения. Если были пострадавшие, требуется приложить подтверждение расходов на медикаменты, справку о госпитализации, выписку из истории болезни, медицинское заключение.

Потребуется предъявить и само поврежденное в аварии транспортное средство, чтобы эксперты его осмотрели. Пока оценка повреждений не будет произведена, приступать к ремонту машины не стоит, иначе осуществить повторную экспертизу уже не получится. Фотографии могут стать недостаточно весомым основанием для выплаты компенсации, из-за чего рассматривать претензию в страховой компании просто не будут. Придется обращаться в суд, и вердикт может быть непредсказуем.

Когда средства на ремонт авто или расчетную остаточную стоимость выплатят, больше ни в какие инстанции обращаться не потребуется. Владельцу лишь останется решить, что дальше делать с машиной — чинить, продавать или утилизировать.

Оцените статью