Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Привет! Я Лёша из «Стартап-кафе №1» и сегодня я расскажу, как вам сменить вид разрешенного использования земельного участка, если вы затеяли бизнес, для которого арендуете или покупаете землю в Москве или области.

610 показов
1.5K открытий

Если покупаете под бизнес землю, которая раньше использовалась для проживания, или наоборот, скорее всего вам придется сменить вид разрешенного использования. В статье разберемся в этих видах и том, как их менять. Как и почему могут отказать, и как этого избежать.

Вид разрешенного использования (ВРИ) устанавливает, какой деятельностью можно законно заниматься на земельном участке. Если вы покупаете или арендуете под строительство гостиницы землю, на которой раньше была пасека, придется изменить ВРИ участка.

Разные ВРИ нужны, чтобы в природоохранных зонах не строили заводы, в городских кварталах не обустраивали конюшни и свинофермы, а парки и заповедники не вырубали ради торговых центров и офисных зданий.

Какие существуют ВРИ земельного участка

В реальности многие виды деятельности тесно связаны, и на одном участке коммерческой земли соседствуют здания разных типов и классов. В проекте нового жилого комплекса застройщик на одном участке земли может расположить жилые дома, автомобильную парковку и торговый центр.

В России ВРИ для участка может устанавливаться в трех категориях:

  • Основной — это ВРИ, указывающий на сферу основной деятельности, ради ведения которой участок покупается или арендуется (в нашем ЖК это жилые дома).
  • Вспомогательный — это ВРИ, уточняющий второстепенные цели использования земельного участка (в нашем ЖК это парковка).
  • Условно разрешенный — это ВРИ, расширяющий возможности использования земли не по основному назначению (в нашем ЖК это торговый центр).

Устанавливая разные ВРИ в трех категориях, бизнес комбинирует на одном участке земли смежные виды деятельности. Изменения ВРИ участка регулируются градостроительным регламентом и правилами землепользования и застройки, а в некоторых случаях — федеральным законом.

Если бы нашего застройщика заставили выбрать только один ВРИ, тогда жителям было бы негде парковаться и некуда ходить за покупками, а парковка и ТЦ пустовали бы в 30 минутах пешком от ближайшего дома.

Как самому изменить ВРИ земельного участка

Владелец или арендатор земельного участка, если это не запрещено договором аренды, может самостоятельно выбрать любой ВРИ из предусмотренных градостроительным регламентом для этой территории.

С чего начать изменение ВРИ для участка

Если для участка не установлен вид разрешенного использования или вам не подходит установленный, тогда его нужно изменить.

Узнайте текущий ВРИ участка

Сначала узнайте текущий ВРИ участка с помощью поиска по «Публичной кадастровой карте» или в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) на сайте Росреестра или Роскадастра.

Выберите новый ВРИ участка

Выберите новый ВРИ участка из полного перечня вариантов в классификаторе. По российскому законодательству вы можете выбрать любой ВРИ из предусмотренных градостроительным регламентом для этого участка.

Изучите ограничения

Перед подачей заявления изучите ситуации, в которых изменить ВРИ не получится:

  • Участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, сдается в аренду на торгах;
  • Участок сдается в аренду под конкретный ВРИ;
  • Участок не отвечает требованиям градостроительного регламента или правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) для запрашиваемого ВРИ;
  • Участок находится в зоне, в которой не действуют или не установлены градостроительные регламенты, а федеральный закон не описывает порядок изменения ВРИ для данного участка;
  • Участок без торгов сдается в аренду для производства по программе импортозамещения.

Когда убедитесь, что участок не попадает ни под одно из перечисленных выше условий, можно подавать заявление.

Как подать заявление на смену ВРИ участка
Лично в МФЦ

Скачайте и заполните шаблон заявления. Подать заявление на смену ВРИ можно в любом отделении МФЦ Москвы и области, но вам придется повозиться со сбором пакета документов.

Для регистрации заявления нужно предоставить:

  • Удостоверение личности;
  • Правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • Кадастровый паспорт участка;
  • Кадастровый паспорт объекта недвижимости;
  • Правоустанавливающие документы на объект недвижимости.

Удаленно на Госуслугах

Если не хотите идти в МФЦ, подайте электронное заявление на изменение основного или вспомогательного ВРИ на Госуслугах, так тоже можно. Плюс в том, что все необходимые справки и выписки можно получить в электронном виде прямо в процессе подачи заявления.

Если вы хотите установить для участка условно разрешенный вид использования, нужно подать заявление в комиссию по подготовке проекта ПЗЗ. Разрешение на смену ВРИ выдадут после прохождения общественных обсуждений и публичных слушаний.

Сколько ждать и как не получить отказ в смене ВРИ участка

Изменения ВРИ вступят в силу в течение 30 дней с момента регистрации заявления. Если на Госуслугах подать заявление в выходной или праздник, оно зарегистрируется в ближайший рабочий день.

Когда все будет готово, вам придет уведомление и письмо с решением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Когда и почему могут отказать в смене ВРИ

Самые частые причины отказа в изменении ВРИ для участка:

  • Если хотя бы один из запрашиваемых документов не предоставлен, просрочен или не соответствует требованиям;
  • Если изменение ВРИ приведет к несоответствию с назначением находящихся на участке зданий и сооружений;
  • Если на территорию, на которой находится участок, не распространяется градостроительный регламент.

Если вам откажут в изменении ВРИ, то сообщат причину отказа. Вы сможете устранить ее и сразу же подать заявление снова. Если вы не согласны с отказом и считаете его неправомерным, можете подать жалобу.

Надеюсь, материал был полезен. Спасибо за лайки и комменты.

Регистрируйтесь на сайте «Стартап-кафе №1» — там много сервисов для стартаперов, трекеров и инвесторов. Многие из них бесплатны.

И подписывайтесь на телеграм-канал: пишем о том, как запустить стартап и найти инвестора.

Письмо Росреестра от 11.06.2020 N 13-5223-АБ/20 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»

Вопрос: Просим представить позицию по вопросам, связанным с установлением (изменением) видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности <. >области, которые предназначены для строительства и (или) реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <. >области, легкорельсового транспорта, транспортно-пересадочных узлов регионального значения, либо уже занятых указанными объектами и сообщает

Ответ: В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее — Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона разъяснение (толкование) федерального закона, должно осуществляться, равно как и принятие, подписание и обнародование актов законодательного органа, то есть с обязательным соблюдением требований статей 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов.

Вместе с тем по изложенным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее — Требования), вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН), о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Почитать  Как забрать пенсионные накопления в России при смене гражданства

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:

градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;

разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее — Приложение);

акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);

вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);

проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.

Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Однако согласно пункту 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

На основании статей 36 и 37 Градостроительного кодекса использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрен общий порядок установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.

Регулирование на системной и комплексной основе вопросов, связанных с установлением, изменением видов разрешенного использования земельных участков предусматривается проектом федерального закона N 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года).

Вместе с тем федеральным законодательством предусмотрен ряд отдельных случаев определения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются:

в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» вид разрешенного использования земельных участков устанавливается в соответствии с документацией по планировке территории опережающего социально-экономического развития;

в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 43-ФЗ) для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 43-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются и изменяются проектом планировки территории, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы. Документация по планировке территории, а также решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленные на основании такой документации, являются основанием для внесения в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования земельных участков;

в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса текстовая часть проекта межевания территории включает в себя вид (виды) разрешенного использования лесных участков (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ, образуемых и (или) изменяемых лесных участков);

в соответствии с подпунктом 10 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Согласно подпункта 1 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка допускается в числе прочего и в случае образования земельного участка на основании проекта межевания территории.

Таким образом, в настоящее время по общим правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации определение вида разрешенного использования образуемого земельного участка, на который не распространяется действие градостроительного регламента, может осуществляться при принятии решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка.

Одновременно отмечаем, что содержание вида разрешенного использования «автомобильный транспорт» (код 7.2) в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, предусматривает в том числе размещение зданий (код 7.2.2) и стоянок автомобильного транспорта (7.2.3), которые не являются линейными объектами.

Таким образом, указание вида разрешенного использования «автомобильный транспорт» не является однозначным указанием на размещение на соответствующем земельном участке именно линейного объекта.

По информации Управления Росреестра по Московской области в трех случаях (земельные участки с кадастровыми номерами <. >, <. >, <. >) к заявлениям об изменении вида разрешенного использования земельных участков были приложены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема), утвержденные распоряжениями Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 11 сентября 2017 г. NN <. >, <. >, от 15 сентября 2017 г. N <. >. Однако представление такого документа необходимо только в случае государственного кадастрового учета в связи с образованием земельных участков, но не в связи с изменением вида разрешенного использования существующего земельного участка. Кроме того, образование земельных участков для строительства или реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, в том числе при изъятии для государственных или муниципальных нужд, осуществляется исключительно на основании проекта межевания территории (статьи 11.3 и 56.3 Земельного кодекса).

Дополнительно отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Почитать  Начисление районного коэффициента в вологодской области

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?

При выборе земельного участка важно уделить внимание виду разрешенного использования (ВРИ), поскольку он определяет, какую деятельность можно вести на данной территории и какие объекты можно размещать. Эксперты Росреестра разъясняют, как изменить или установить ВРИ земельных участков.

Какие бывают ВРИ участка и как они устанавливаются?

Перечень видов разрешенного использования приводится в Классификаторе, утвержденном Росреестром. Среди них:

· общественное использование объектов капитального строительства;

· обеспечение обороны и безопасности;

· деятельность по особой охране и изучению природы;

· земельные участки (территории) общего пользования;

· земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства);

· земельные участки, входящие в состав общего имущества собственников индивидуальных жилых домов в малоэтажном жилом комплексе.

На основании Классификатора муниципалитеты определяют ВРИ для каждой территориальной зоны:

· основные (характеризуют основную деятельность для ведения которой используется земельный участок);

· условно разрешенные (применяются при необходимости расширить способы использования земли);

· вспомогательные (допустимы в качестве дополнительных к основным и условно разрешенным видам использования земельных участков и применяются для уточнения их целевого назначения).

Как узнать текущий ВРИ земельного участка?

Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно несколькими способами:

· Заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале «Госуслуг», а также на сайте Федеральной кадастровой палаты Росреестра.

· Воспользоваться онлайн-сервисами «Публичная кадастровая карта» и «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Для этого потребуется ввести в поисковую строку адрес участка или его кадастровый номер.

Зачем менять/устанавливать ВРИ земельного участка?

Вид разрешенного использования земельного участка необходимо изменить/установить в следующих случаях:

· если вы планируете вести на участке деятельность, не предусмотренную текущим ВРИ;

· если ВРИ земельного участка не установлен.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Если документ принят уполномоченным органом в вашем населенном пункте, то необходимо подать в орган регистрации прав заявление об изменении ВРИ земельного участка, указав в заявлении ВРИ из тех видов, которые установлены ПЗЗ. При этом существует перечень земель, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, а также земли, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (статья 36 ГрК РФ).

Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.

В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

Какие документы потребуются для изменения в ЕГРН основного и вспомогательного ВРИ земельного участка?

Для получения услуги необходимо предоставить следующие документы:

· заявление о государственном кадастровом учете без одновременной регистрации прав, в котором указывается выбранный вид разрешенного использования;

· документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя;

· документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя заявителя (в случае, если от вашего имени действует представитель).

Куда подать документы для изменения ВРИ земельного участка?

Заявление в орган регистрации прав можно предоставить при личном визите в МФЦ.

Как установить условно разрешенный ВРИ земельного участка?

Чтобы установить условно разрешенный вид использования, требуется получить разрешение. Для этого правообладателю необходимо направить заявление в комиссию, которая создается для изменения ВРИ. Затем будут проведены общественные обсуждения или публичные слушания, по результатам которых будет принято решение – выдать разрешение либо отказать.

В каких случаях нельзя изменить ВРИ участка?

Изменить вид разрешенного использования участка невозможно:

· если договор аренды участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах;

· арендатору самостоятельно, если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования;

· если градостроительным регламентом и ПЗЗ для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие вести деятельность согласно данному ВРИ;

· если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду без проведения торгов для производства продукции по импортозамещению.

Пресс-служба Кадастровой палаты по Краснодарскому краю

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?

Территория населенных пунктов территориально поделена на зоны. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации они называются – территориальные зоны.

Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают правила: для чего можно использовать землю, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте, отступы от границ земельного участка и прочие параметры.

Цели использования земельного участка и тех объектов недвижимости, которые на нем расположены. в законодательстве называются виды разрешенного использования.

Вид разрешенного использования – это установленное в публичном порядке допустимое функциональное использование земельного участка, существующих и возводимых на нем капитальных объектов, т.е. тот вид деятельности, для ведения которой могут использоваться земельный участок и размещенные на нем объекты недвижимости.

Виды разрешенного использования делятся на основные, вспомогательные и условно разрешенные. При этом вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному или условно разрешенному. Установить его вместо основного нельзя.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки для конкретного муниципального образования, а также классификатором, утвержденным приказом Минэкономики России от 01.09.2014 № 540.

Правила землепользования и застройки – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования, который принимаются в каждом населенном пункте.

Чтобы узнать, как изменить вид разрешенного использования участка в данном муниципальном образовании, необходимо уточнить – утверждены ли правила землепользования и застройки уполномоченным органом. Обычно такие правила утверждены.

Так, согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка может самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка без согласия органа местного самоуправления, если участок находится в частной собственности и расположен на территории, для которой утверждены правила землепользования и застройки. Изменения вида разрешенного использования земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Поскольку изменение разрешенного использования земельного участка осуществляется с использованием процедуры государственного кадастрового учета, следовательно, собственнику земельного участка необходимо обратиться с заявлением, в орган регистрации прав для установления выбранного вида разрешенного использования земельного участка. Заявитель также может представить по своему желанию, например, копию выписки из правил землепользования и застройки, акт соответствующего органа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Данная государственная услуга предоставляется заявителям бесплатно.

Заявление можно подать в любой удобный офис приема документов Многофункционального центра «Мои документы» (далее –МФЦ). Со списком офисов приема документов МФЦ можно ознакомиться на сайте Росреестра по адресу: https :// lk . rosreestr . ru /#/ offices

Почитать  Может ли муж подать на алименты на жену

В случае принятия решений (актов) об изменении разрешенного использования земельного участка, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять соответствующие документы в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Однако есть случаи, когда нельзя изменить вид разрешенного использования:

— когда договор аренды земельного участка заключили на торгах;

— когда земельный участок дан в аренду для конкретного вида разрешенного использования;

— когда градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, которые не позволяют осуществлять деятельность согласно этому виду разрешенного использования.

Также следует обратить внимание, что в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка может измениться его кадастровая стоимость, что повлияет на размер земельного налога.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай

Письмо Росреестра от 26.06.2020 N 13-5600-АБ/20 «О внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка»

Вопрос: Просим представить позицию по вопросам, связанным с внесением в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о виде или видах разрешенного использования земельных участков, сообщает.

Ответ: В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее — Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем по изложенным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 36, частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) правообладатель земельного участка вправе выбрать любой вид разрешенного использования земельного участка из числа основных или вспомогательных видов, установленных градостроительным регламентом, что не предполагает необходимости издания каких-либо актов со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления (пункт 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года). В то же время в соответствии со статьей 39 ГрК РФ заинтересованное лицо вправе получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка в порядке, предусмотренном данной статьей, что, в свою очередь, предусматривает необходимость принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения.

Таким образом, законодательством о градостроительной деятельности различаются процедуры выбора вида разрешенного использования правообладателем земельного участка и предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка заинтересованному лицу.

В этой связи Росреестром не поддерживается позиция о необходимости при принятии решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка одновременного принятия решения об установлении (определении, изменении) вида разрешенного использования земельного участка, поскольку такой подход не следует из законодательства Российской Федерации. Кроме того, ГрК РФ не предусматривается, что при получении заинтересованным лицом разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка такой вид разрешенного использования должен стать основным или дополнительным и заменить собой иные виды разрешенного использования, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Также следует учитывать, что возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка на основании отдельного решения главы местной администрации была предусмотрена в переходный период применения законодательства о градостроительной деятельности (статья 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

На основании вышеизложенного, по мнению Росреестра, при поступлении от уполномоченного органа решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка ранее установленный в отношении такого земельного участка основной вид разрешенного использования должен сохраняться и продолжать оставаться актуальным наряду с возможностью использования земельного участка в соответствии с условно разрешенным видом разрешенного использования.

Пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок ведения ЕГРН), установлено, что в сведениях ЕГРН о земельном участке указываются в том числе вид или виды разрешенного использования земельного участка путем указания:

установленного вида разрешенного использования — на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;

вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).

Согласно части 4 статьи 8, статьи 13, пункта 2 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, сведения о виде разрешенного использования земельных участков, могут быть внесены в ЕГРН на основании соответствующего решения (акта), принятого уполномоченным органом государственной власти (органом местного самоуправления), направленного в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями статьи 32 Закона N 218-ФЗ и Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 — 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 (далее — Правила).

Согласно пункту 8 Правил в случае установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в:

решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и условно разрешенного вида использования);

решении об определении (изменении) вида разрешенного использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования).

В этой связи представляется, что с учетом пункта 12 Порядка ведения ЕГРН записи об основном виде разрешенного использования земельного участка не должен присваиваться статус «погашенная» в случае поступления от уполномоченного органа решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и при этом сведения о виде разрешенного использования должны быть дополнены новыми сведениями, содержащимися в решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Оцените статью