Как убрать брошенный во дворе автомобиль

Брошенные, неисправные или разукомплектованные транспортные средства не только портят внешний вид, но и мешают проезду коммунальной техники, уборке, становятся пристанищами для бездомных, пожароопасными объектами, местами потенциальной террористической опасности.

Оставленный у обочины неисправный автомобиль закрывает обзор водителям и пешеходам, создает угрозу безопасности дорожного движения. Автохлам во дворе опасен для детей. Они часто забираются внутрь автомобиля, где скапливается мусор, и залезают на крышу.

Неисправные или полуразобранные автомобили занимают дефицитные парковочные места. Недобросовестные предприниматели могут использовать их и в мошеннических целях — бросать во дворах, чтобы жильцы МКД оставляли свои автомобили на платных подземных парковках. Последний случай такого мошенничества произошел в Подмосковье.

Чтобы люди чаще пользовались услугами платного подземного паркинга, один из его владельцев занял автохламом 27 из 80 доступных наземных парковочных мест возле жилого комплекса.

По каким признакам выявлять автохлам

На заметку: Часто у брошенного и разукомплектованного транспортного средства не хватает элементов кузова (колес, дверей, стекол) и нет номерного знака

Автохлам — это транспортные средства, которые имеют явные повреждения, затрудняющие либо исключающие возможность их ремонта или восстановления.

В федеральном законодательстве признаки брошенного и разукомплектованного транспортного средства (БРТС) не закреплены. Субъекты РФ устанавливают их в региональном законодательстве, а органы МСУ дублируют в муниципальных положениях о порядке выявления, перемещения, хранения и утилизации брошенных, разукомплектованных транспортных средств.

ПРИМЕР 1.В Челябинске под брошенным транспортным средством подразумевается оставленное на территории города ТС, от которого собственник отказался. Разукомплектованное транспортное средство — то, которое имеет видимые внешние технические признаки разукомплектованности: отсутствие колес, дверей, лобового, заднего, бокового стекла, капота, багажника (решение Челябинской городской думы от 25.04.2017 № 30/10).

В Уфе брошенное транспортное средство — то, которое собственник оставил в не предназначенном для хранения ТС месте в состоянии, не исключающем свободный доступ, и которое имеет видимые признаки неисправности. Автомобиль в состоянии, при котором невозможна его эксплуатация по конструктивным, техническим критериям и критериям безопасности, считается разукомплектованным (постановление администрации городского округа Уфа от 02.08.2019 № 1188).

В Калуге брошенное транспортное средство — автомобиль, создающий помехи в организации благоустройства территории города, разукомплектованный, от которого собственник отказался. Транспортное средство, не имеющее собственника, тоже признают брошенным. Разукомплектованным считается ТС, у которого отсутствует хотя бы один из конструктивных элементов: дверь, колесо, стекло, капот, крышка багажника, крыло, шасси или привод (постановление Городской управы города Калуги от 09.12.2013 № 395-п).

Как избавляются от автохлама в городах

Процедура выявления, перемещения, хранения и утилизации БРТС должна предусматривать шесть этапов.

1. Утверждение муниципального положения о порядке выявления, перемещения, хранения и утилизации брошенных, разукомплектованных транспортных средств на территории муниципального образования.

2. Выявление и осмотр БРТС муниципальными комиссиями по заявлениям жителей в ходе рейдов.

3. Уведомление владельца БРТС.

4. Эвакуация БРТС на стоянку для временного хранения.

5. Признание БРТС бесхозяйным.

6. Утилизация БРТС.

Муниципалитеты по-разному подходят к выявлению, перемещению, хранению и утилизации БРТС. Анализ такого опыта и своих ресурсов позволит вам выбрать один из этих подходов или найти собственное решение проблемы.

Калуга

Для утилизации автохлама в Калуге жильцы дома, дворовая территория которого загромождена БРТС, должны проявить инициативу. После их обращения в территориальный отдел управления по работе с населением администрации города комиссия из специалистов территориального отдела:

На заметку: Если владелец автомобиля установлен, территориальный отдел направляет ему уведомление по месту жительства заказным письмом
  • осматривает транспортное средство;
  • составляет акт по результатам осмотра;
  • не менее чем через 30 дней размещает на лобовом стекле уведомление для владельца с предложением убрать автомобиль в надлежащее место в течение 7 дней.

По истечении 37 дней с момента выявления брошенного либо разукомплектованного транспортного средства материалы поступают в комиссию при Городской управе города Калуги. Она решает вопрос об осмотре и эвакуации БРТС.

Комиссия назначает день осмотра ТС, размещает информацию об осмотре в СМИ и на официальном сайте городской управы. Если владелец БРТС установлен, ему направляют извещение о предстоящем осмотре. Извещение также размещают на транспортном средстве.

Списки машин, подлежащих эвакуации, публикуются в газете «Калужская неделя».

Эвакуацию на специализированную стоянку оплачивают из городского бюджета. Временное хранение осуществляет МУП «Калугаспецавтодор». Если владелец хочет вернуть ТС, он должен возместить все расходы на транспортировку и хранение автомобиля.

Утилизация брошенных машин, владельцев которых определить невозможно, осуществляется на основании решения суда о признании транспортного средства бесхозяйным.

Москва

В Москве машину относят к БРТС, если она:

На заметку: В среднем за неделю в Москве выявляют от 150 до 200 автомобилей с признаками БРТС
  • длительное время стоит во дворе или на проезжей части;
  • не имеет собственника или тот от нее отказался;
  • не подлежит восстановлению после ДТП;
  • разукомплектована (у нее нет колес, стекол, дверей или других элементов кузова).

В 45 процентах случаев москвичи сообщают о брошенных машинах в управы районов. Еще 27 процентов авто убирают по жалобам граждан на портале «Наш город».

По заявлению горожанина формируется комиссия из представителей управы, ОАТИ, ГИБДД или УВД. Она выезжает на место, осматривает машину и решает, брошено ТС или просто ждет ремонта. По брошенному ТС комиссия составляет акт.

Владельцу сообщают о необходимости привести машину в порядок или убрать ее в течение 14 дней.

Если владельца найти не удалось или он не принял никаких мер, то машину принудительно эвакуируют на спецстоянку. Такое решение принимают по автомобилям, которые:

  • имеют признаки брошенных и разукомплектованных;
  • представляют угрозу безопасности граждан;
  • нарушают архитектурный облик территории, препятствуют ее благоустройству и озеленению;
  • создают помехи дорожному движению и движению специального транспорта, затрудняют уборку внутридворового проезда и дворовых территорий.

Спецстоянки есть в каждом округе Москвы. Там автомобиль хранится еще три месяца, пока управа района ведет поиски его хозяина. По истечении этого времени управа подает заявление в суд о признании БРТС бесхозяйным.

С этого момента утилизировать машину можно по решению суда.

Работой по перемещению, хранению и организации утилизации БРТС занимается ГБУ «Автомобильные дороги». У учреждения есть эвакуаторы, круглосуточно охраняемые стоянки и технические базы для утилизации автомобилей. Чтобы забрать машину со стоянки, водитель должен предъявить свой паспорт и техпаспорт автомобиля, а также оплатить его пребывание на спецстоянке.

Казань

На заметку:В выявлении бесхозяйных машин могут принять участие жители города. Гражданин вправе подать заявку через портал «Народный контроль», а городские власти обязаны ее рассмотреть

Выявлением бесхозяйного и разукомплектованного транспорта занимаются участковые полицейские. С 2003 года это отнесено к их полномочиям постановлением главы администрации Казани. Если на машине есть номерной знак, то участковый должен найти ее владельца.

Если установить хозяина по номеру не удалось, полицейский передает сведения о машине в администрацию района.

При выявлении БРТС сотрудник администрации или участковый полицейский приклеивает на машину требование о перемещении транспортного средства. На исполнение требования владельцу дают три рабочих дня. Затем собственника информируют через СМИ и в течение пяти дней ждут от него реакции.

Если хозяин вновь не принял мер, администрация района направляет письменную заявку в организацию, которая вывозит транспортные средства на специализированную автостоянку. Там машина будет стоять целый год в ожидании хозяина. Если по истечении этого срока владелец так и не находится, исполком города Казани обращается в суд с заявлением о признании автомобиля бесхозяйным и просит разрешения на его утилизацию.

Все расходы на организацию данного процесса оплачиваются из бюджета города.

Что будет, если автохлам утилизировать без уведомления собственника

Если утилизировать БРТС без уведомления и получения согласия его собственника, виновное лицо могут привлечь к уголовной ответственности.

Документ: Постановление Верховного суда Республики Татарстан от 10.01.2014 № 22–3/2014

ПРИМЕР 2.После безуспешных попыток найти владельца брошенного транспортного средства гражданин сообщил об автомобиле участковому полицейскому и в службу по сбору металлолома. Служба забрала машину, получив от гражданина 2500 руб. Через некоторое время участковый сообщил гражданину, что машина не снята с учета в ГАИ и имеет собственника.

Собственник обратился в суд. На гражданина, который сдал машину в металлолом, завели уголовное дело. В суде подсудимый указал, что автомашина представляла общественную опасность в результате ненадлежащего хранения и не являлась ценностью для потерпевшего.

Суд первой инстанции признал гражданина виновным в том, что он похитил машину и причинил ее собственнику материальный ущерб в размере 45 тыс. руб., и назначил ему наказание. Полномочий принимать решение о вывозе ТС у гражданина не было, так как собственник согласия на это не давал.

Вправе ли орган МСУ привлечь к ответственности тех, кто не использует свой автомобиль по назначению

Наряду с БРТС проблему представляют машины, которые без видимых признаков бесхозяйности долго не используются владельцами по прямому назначению, а только занимают парковочные места. В этом случае местные власти помочь горожанам не в силах, даже если те будут обращаться за помощью в муниципалитет. Автовладелец вправе держать машину у своего дома сколько угодно, если он не нарушает правил парковки.

Другой случай: собственник не использует автомобиль и размещает его в не предназначенном для этого месте. Например, на газоне. Органы МСУ выявляют такие ТС в ходе рейдов, проводимых с целью контроля за соблюдением требований муниципальных правил благоустройства.

Владельца автомобиля можно привлечь к ответственности за нарушение этих правил. В муниципальных правилах благоустройства обычно есть нормы, которые запрещают:

  • выполнять работы по ремонту транспортных средств и механизмов во дворах МКД, парках, на площадях и в местах общего пользования;
  • захламлять территорию;
  • устраивать несанкционированные свалки;
  • ставить на стоянку на придомовых территориях грузовые автомобили, тракторы и самоходные машины;
  • оставлять в местах общего пользования неисправные и разобранные транспортные средства, запчасти от них.
Почитать  Наказание сотрудников за опоздание из за гололеда

Будьте готовы к тому, что нарушитель может оспорить решение органа МСУ о привлечении к ответственности. Обычно владельцы ТС утверждают, что используют автомобиль или его части. Суды эти доводы, как правило, отклоняют.

Документ: Решение Тигильского районного суда Камчатского края от 12.09.2018 № 12-1-20/2018

ПРИМЕР3.Административная комиссия сельского поселения привлекла гражданина к ответственности за захламление территории и выписала ему штраф 1500 руб. Не согласившись с решением комиссии, гражданин обратился в суд. Он утверждал, что разукомплектованная машина и бочки рядом с ней — это не мусор.

Все это использует он сам и члены его семьи.

Суд с истцом не согласился. В пункте 2.1 правил благоустройства сельского поселения установлено, что физические лица должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для надлежащего содержания объектов благоустройства. Закон Камчатского края от 19.12.2008 № 209предусматривает административную ответственность за нарушение правил благоустройства, утвержденных в пределах полномочий органов местного самоуправления.

Суд не нашел оснований для отмены оспариваемого постановления.

Из-за неопределенности содержания термина «благоустройство» и сложностей с установлением ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства суды принимают противоречивые решения. В одних случаях они рассматривают факт нахождения ТС вне специально отведенного места как нарушение правил благоустройства.

Документ: Решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2018 № А53-12737/18

ПРИМЕР 4.В ходе рейдового осмотра специалисты комитета по охране окружающей среды администрации города выявили нарушение правил благоустройства. Автомобиль на тротуаре без кузовных деталей и элементов ходовой части мешал проводить работы по уборке и содержанию территории. Комитет издал постановление о привлечении собственника к ответственности. Гражданин попытался оспорить постановление.

Он ссылался на малозначительность правонарушения. Суд в иске отказал. Правонарушение посягает на установленный администрацией порядок общественных отношений в сфере благоустройства и содержания городских территорий.

Каждый участник правоотношений обязан соблюдать этот порядок.

В других случаях суды считают, что это нарушение правил дорожного движения, а не муниципальных правил благоустройства (раздел 12 ПДД, утв. постановлением Правительства от 23.10.1993 № 1090). На этом основании суд может отменить постановление органа МСУ о привлечении к административной ответственности.

Документ: Решение Волжского городского суда от 09.08.2017 № 12–490/2017

Пример 5.Гражданин поставил автомобиль на стоянку на пешеходной дорожке в зеленой зоне внутри микрорайона. Его привлекли к ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства. Гражданин обжаловал постановление муниципальной административной комиссии в суде.

Суд указал, что отношения, связанные с размещением ТС, урегулированы федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 1 ст. 6 и п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, п. 1.1 ПДД, ст.

1.3, 1.3.1 и 12.19 КоАП). Ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральным законодательством, может быть установлена только федеральным законом. В таких случаях нельзя привлечь лицо к ответственности за виновные действия по актам органов власти другого уровня.

ИРИНА КАБАНОВА, ведущий научный сотрудник Центра местного самоуправления Института управления и регионального развития РАНХиГС при Президенте РФ, к. ю. н.

Операция «Двор без автохлама»: Как я пыталась очистить придомовую территорию от брошенных машин и что из этого вышло

- Да чтоб я свою «ласточку» на металлолом пустил?! - возмущаются водители. И бросают свои машины гнить во дворах.

Пока он был один, это немного раздражало. Но еще не бесило.

Серебристая иномарка Chery «поселилась» под моим окном года два назад и с тех пор не сдвинулась ни на сантиметр. А как она сдвинется, на спущенных-то колесах? Помимо сдутой «резины», машина отличалась от здоровых собратьев дырой в бампере, стыдливо прикрытой засунутым туда куском старого бело-голубого целлофана.

Наверное, так бы я и бродила годами вокруг да около несчастного «китайца», но минувшим летом рядом с ним материализовался товарищ по несчастью. Компанию брошенке составил изъеденный ржавчиной красный «Форд» с зазывно приоткрытым передним окном. Шины, впрочем, пока целы: надо же ему было как-то сюда доехать.

Это было уже слишком! Два странных авто заставили меня, принципиального пешехода, присмотреться к другим парковкам в округе. И я ужаснулась — практически возле каждого дома в нашем районе торчат одна-две брошенные машины.

Стоят годами, вросшие спущенными шинами в асфальт, и, судя по всему, мало кого беспокоят.

Все авто стоят не под запретительными знаками — значит, как объяснили мне автоэксперты, гаишники тут бессильны. При этом все с номерами — получается, у каждой машины есть хозяин. Но как его найти?

ИНОГДА ОНИ ОТКЛИКАЮТСЯ

Этим же вопросом задаются скупщики старых авто. Оказывается, есть люди, которые хотят купить этот мусор на колесах! Визитку одного из них нахожу на капоте покрывшегося метровым слоем грязи Mitsubishi Lancer.

— Вы про ту «японку», что на бордюре уже 5 лет стоит? Она мне интересна, хочу выкупить и восстановить. Заплачу 100-200 тысяч рублей в зависимости от того, что под капотом. Пытаюсь найти хозяина.

Уже пробивал его по специальным базам, но по этому адресу живет другой человек, а телефон городской не отвечает.

Те два авто под моим домом его не заинтересовали — это на металлолом. По словам скупщика, таких машин по Москве тысячи. В каком-то районе больше, в каком-то меньше, но они повсюду.

И практически у всех есть хозяева.

И иногда они даже откликаются. Из тех, что он пытался выкупить, соглашались продать только 5-10 процентов владельцев. Да и те созревают лет через пять, когда авто раза в три упало в цене.

Машина, по его словам, приходит в негодность, если простоит без движения два-три года: страдает двигатель, вся техническая часть, нужно менять масла, шины, ее очень трудно снова запустить.

Бросают машины, по словам скупщика, по самым разным причинам. Кто-то уезжает в длительную командировку, кто-то болеет, кто-то умирает и родственники машиной не занимаются. У кого-то серьезная поломка и нет возможности восстановить, а продавать не хочется.

Причем бросают все — от «Жигулей» до «Лексусов».

ТОННА МЕТАЛЛОЛОМА ЗА 15 ТЫСЯЧ

А что скажут те, кто принимает черный лом? Звоню в ближайший.

— Привозите! — обрадовались на том конце провода. — Если машина на вас оформлена, с радостью примем, переработаем. Цена вопроса — 24 рубля 90 копеек за кг. И 40% вычет за сор (обшивка, стекла).

То есть если машинка весит тонну, то вы получите денежку за 600 кг — итого почти 15 тысяч.

— А если это бесхозная машина во дворе, хозяин неизвестен?

— Это не к нам вопрос. Это дело государственное. Такие нам привозит только префектура — там есть определенный механизм.

Ага, вот куда нужно обращаться! Пишу электронное письмо в управу района. Ссылаюсь на постановление мэрии «О порядке выявления, перемещения, временного хранения и утилизации брошенных, в том числе разукомплектованных, транспортных средств», а также документа «О мерах по обеспечению безопасности, общественного порядка и противодействию возможным террористическим актам». Прилагаю фото, адрес и прошу принять меры.

Тоже самое дублирую на портал Правительства Москвы «Наш город». Также обращаюсь к участковому, который предлагает написать по этому поводу заявление.

«А ДАВАЙТЕ СНЕСЕМ ВАШУ КВАРТИРУ!»

Без особых надежд на реакцию чиновников пишу сообщение в группе района в соцсетях: спрашиваю у соседей, что они знают про эти машины и их хозяев, есть ли такие же у них во дворах и можно ли с этим что-то поделать. В ответ многие солидарно возмущаются, пишут адреса парковки подобного автохлама. Кто-то ссылался на опыт Германии, где таких «стояльцев» убирают очень быстро.

Кто-то предлагает «пробить» по госномеру в специальных телеграм-ботах телефон и адрес хозяина, а кто-то начинает истерить в стиле «руки прочь, это частная собственность!», «Давайте снесем вашу квартиру!», «Купите себе гараж!». Некоторые предложили действовать, скажем так, за пределами правового поля: «Номера скрутите у них и заявите, что стоит непонятное авто, а вдруг там бомба. Быстро уберут».

Владельца хотя бы одной из трех машин в группе из 4 тысяч участников найти не удалось. Но все-таки толк от поста был. Ситуация с машиной в соседнем дворе прояснилась, выяснилась уважительная причина: хозяин несколько месяцев в запое. Совпадение ли, но через неделю лежащий на асфальте бампер от этой машины кто-то аккуратно прикрутил на место.

И на этом все.

А заодно один из соседей, оказавшийся по другую сторону проблемы, пожаловался, что недавно власти эвакуировали две его машины с номерами. Он их нашел на спецстоянке, одну уже продал на металлолом. Значит, все-таки машинами с номерами власти занимаются.

Но, как выяснилось, не в моем случае.

Те самые иномарки, от которых я пытаюсь избавиться

Те самые иномарки, от которых я пытаюсь избавиться Фото: Юлия ХОЖАТЕЛЕВА

«ЭВАКУАЦИЯ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОЙ»

Спустя несколько дней я дождалась первого ответа насчет одной из машин от портала «Наш город». Мне сообщили: «Владелец автомобиля выявлен и имеет все документы на транспортное средство, от ТС в установленном порядке не отказывался. Принудительной эвакуации и утилизации не подлежит, уборке прилегающей территории не препятствует.

Свободный доступ в салон ТС отсутствует». Еще через три дня пришли ответы по оставшимся машинам, совпадающие слово в слово.

Спустя шесть дней после обращения мне ответили и из Управы района. В переводе с чиновничьего языка там сказано следующее. Те авто, на которые я пожаловалась, не считаются брошенными или разукомплектованными (а только такие власти имеют права эвакуировать), так как двери, колеса, стекла, капоты, крышки багажников, крылья, шасси или приводы у них на месте.

Почитать  Как правильно расторгнуть договор

Резюме: «Принудительная эвакуация вышеуказанных ТС не представляется возможной. Благодарим Вас за неравнодушное отношение к жизни района». Полиция продолжает хранить молчание.

P.S.:хозяина той самой Chery мне удалось найти в этих самых телеграм-ботах. Владельцем оказался далеко не запойный алкоголик, а молодая соседка-учитель. И стоять ее колымаге в нашем дворе можно вечно.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Надежда — только на суд

Можно ли избавиться от брошенных машин законно? С этим вопросом звоню вице-президенту Национального автомобильного союза Антону Шапарину.

— Тут навряд ли можно что-то сделать, — вздыхает Шапарин. — Если есть номера, значит, есть и человек, имеющий право собственности на автомобиль. И он может разместить его на парковке на любое время, если не нарушает правил. Даже если это ржавая рухлядь, сдвигать ее с места может только собственник.

А позволить кому-то другому убрать машину с этого места может только суд. Единственное, что можно сделать — это обратиться в Ростехнадзор, если из машины что-то вытекает.

Если авто настолько достало, что вы готовы судиться, пишите заявление в суд того района, где она стоит. И тогда владельца будут искать судебные приставы. Когда они к нему явятся и вызовут в суд, большинство нормальных людей предпочтет убрать авто подобру-поздорову.

Если же номеров на машине нет или ее владельца найти не удастся, ее могут признать бесхозной. На этот счет есть статья 225 Гражданского кодекса «Бесхозные вещи». Такую машину по суду могут обратить в муниципальную собственность.

И тогда местная администрация заберет ее на штрафстоянку, а потом может пустить на металлолом или продать на торгах.

В судебной практике описан такой случай. На территории Даниловского района Москвы стояли брошенные «Жигули» седьмой модели. Управа обратилась в суд с иском о признании автомобиля бесхозным. Хозяйку нашли и оповестили об этом, но она никак не отреагировала.

Тогда машину признали собственностью московских властей и забрали на штрафстоянку. Дальнейшая судьба автомобиля неизвестна.

ЛЕД ТРОНЕТСЯ?

За брошенные машины предлагают штрафовать

В правительстве сейчас обсуждают поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые могут заработать в следующем году. Одно из возможных новшеств — появление штрафа за автохлам во дворах. Его владельцев предлагают штрафовать на сумму от 1 до 3 тысяч рублей. Автохламом будут признаны машины, у которых отсутствуют одна или несколько кузовных деталей (капот, дверь, замок двери кузова или кабины, пробки топливного бака), нет одного или нескольких стекол, фар, колес, шин.

К автохламу будут относиться и сгоревшие автомобили.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Стартует долгожданная гаражная амнистия: что нужно сделать

Разбираем с экспертами Росреестра, какие шаги и в каком порядке предпринять, чтобы наконец узаконить автомобильный бокс (подробности)

Не нужен такой автохлам никому

Корреспондент «КП» выяснял, почему на столичных штрафстоянках так много брошенных машин и что с ними делать (подробности)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Куда жаловаться на брошенный автомобиль во дворе?

За последние 20 лет количество автомобилей в России увеличилось в 2,5 раза. Это в свою очередь, привело к тому, что стали появляться бесхозные или брошенные машины.

В этой статье под брошеннымибудем подразумевать машины, которые в течение длительного времени стоят на одном и том же месте и не эксплуатируются. Такие автомобили могут не ездить годами и буквально «врастают» в асфальт или землю.

Бесхозные транспортные средства могут доставлять неудобства жителям соседних домов, поэтому сегодня речь пойдет о том, как убрать из двора брошенный автомобиль.

Чаще всего в качестве брошенных выступают:

  • Старые автомобили (старше 20 лет).
  • Автомобили, серьезно поврежденные в ДТП.

Тем не менее, можно встретить и новые автомобили, которыми по каким-то причинам перестали пользоваться.

Как правило, жители двора жалуются на то, что брошенная машина на постоянной основе занимает парковочное место. Гораздо реже речь идет о том, что автомобиль представляет опасность для жителей или просто портит вид.

Давайте разберемся, что можно сделать с бесхозной машиной:

  • Как забрать себе брошенную машину?
  • Порядок эвакуации брошенной машины.
  • Куда сообщить о брошенном автомобиле в Москве?
  • Что делать, если машину признали брошенной?

Как забрать себе брошенную машину?

У особо предприимчивых жителей возникает желание забрать автомобиль себе, причем сделать это бесплатно. Однако действующее законодательство такой возможности не предоставляет.

Таким образом, остается только вариант с обращением в органы исполнительной властидля эвакуации автомобиля.

При этом самая большая трудность заключается в том, что не существует единого нормативного документа, регламентирующего порядок работы с брошенными автомобилями на территории страны. Каждый субъект федерации должен установить собственные правила и работать в соответствии с ними. То есть, в первую очередь нужно найти документ для Вашего региона.

Например, если автомобиль находится на территории Тульской области, то нужной найти соответствующее постановление Правительства Тульской области.

Поиск регионального нормативного документа может вызвать серьезные трудности. Поэтому если Вам не удалось самостоятельно его найти, то для начала имеет смысл написать обращение в местную администрацию, чтобы выяснить, существует ли в регионе искомый документ. Текст обращения может выглядеть так:

Прощу сообщить, существует ли в Новосибирской области нормативный документ, регламентирующий порядок работы с брошенными транспортными средствами. Если такой документ существует, прошу сообщить его название, номер и дату публикации.

Если документ удалось найти, то следует действовать в соответствии с ним. Чуть ниже в качестве примера будет рассмотрен порядок работы с брошенными машинами в Москве.

Порядок эвакуации брошенной машины

В общих чертах эвакуация брошенного автомобиля происходит так:

  1. Человек пишет заявление в местную администрацию по поводу брошенного автомобиля. В заявлении следует указать место расположения машины, ее номер, марку, модель, цвет и т.п. Не лишним будет указать и период, в течение которого транспортное средство не эксплуатируется. К заявлению можно приложить фотографию машины, чтобы упростить ее поиск сотрудниками.
  2. Администрация создает специальную комиссию, которая выезжает к автомобилю и решает, действительно ли он брошен.
  3. Администрация уведомляет владельца автомобиля о том, что необходимо убрать транспортное средство.
  4. Если владелец не принимает мер, то автомобиль эвакуируется и место освобождается.

Обратите внимание, к Вам в данном случае имеет отношение только пункт 1. То есть все, что нужно сделать, — это написать обращение и подать его в местную администрацию (префектуру, управу и т.п.). Текст обращения может быть таким:

Около дома номер 1 по ул. Ленина в городе Ленинске обнаружен брошенный автомобиль (ВАЗ 2101, гос. номер «А123АА77», цвет белый), который не эксплуатируется как минимум в течение 1 года. Прошу провести обследование указанного автомобиля и произвести его перемещение на специализированную стоянку.

О результатах проверки прошу сообщить мне по телефону: +7 *** *** ** **

После подачи заявления остается только ожидать результатов проверки.

Куда сообщить о брошенном автомобиле в Москве?

В городе Москве вопрос эвакуации брошенных автомобилей регулируется Постановлением Правительства Москвы № 569-ПП от 23 сентября 2014 года «О порядке выявления, перемещения, временного хранения и утилизации брошенных, в том числе разукомплектованных, транспортных средств в городе Москве»:

При желании Вы можете изучить полный текст документа самостоятельно. Ниже будут рассмотрены лишь самые интересные моменты.

1.2.Настоящий Порядок устанавливает правила организации выявления, перемещения, временного хранения и утилизации брошенных, в том числе разукомплектованных, транспортных средств в городе Москве (далее — БРТС).

Обратите внимание, в тексте документа используется аббревиатура БРТС, которая означает брошенный автомобиль.

  • обращениях органов государственной власти;
  • обращениях органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве;
  • обращениях физических или юридических лиц.

В пункте 1.4 говорится о том, что обращение нужно подавать в управу соответствующего района города Москвы.

Например, если брошенный автомобиль находится у дома 4 к 3 по ул. Коктебельская, то обращение следует подавать в управу района Северное Бутово.

Рассмотрим таблицу со сроками, в течение которых должна отреагировать управа:

Срок Действия управы или собственника
3 дня Осуществляется обследование автомобиля.
Собственник автомобиля информируется о том, что автомобиль признан брошенным (объявление размещается на автомобиле, на сайте управы района и префектуры административного округа, направляется заказным письмом).
14 дней Собственник может привести автомобиль в состояние, которое не позволит считать его брошенным, либо переместить его на хранение в другое место.
После истечения срока комиссия осуществляет повторное обследование автомобиля и составляет акт о принудительном перемещении на специализированную стоянку.
3 дня Брошенный автомобиль эвакуируетсяна специализированную стоянку.
3 дня Собственнику заказным письмом направляется уведомление об эвакуации автомобиля.
3 месяца Автомобиль хранится на штрафстоянке. Если собственник не забрал его, то автомобиль переходит в собственность города Москвы, после чего утилизируется.
Почитать  Льготы для вдов ветеранов боевых действий

Таким образом, автомобиль в Москве эвакуируется не позже, чем через 20 дней после подачи обращения в управу.

Что делать, если машину признали брошенной?

Рассмотрим, как не потерять автомобиль, который районная управа признала брошенным. В данном случае принципиальное значение имеет, когда Вы узнали о том, что автомобилем занялась управа:

1. Если Вы нашли уведомление на кузове автомобиля или получили заказное письмо, то избежать эвакуации автомобиля довольно просто. Причем есть несколько вариантов:

а) Сделать так, чтобы автомобиль не напоминал брошенный. Например, накачать колеса, помыть кузов, убрать грязь рядом с машиной и под ней. Если автомобиль поврежден, то восстановить повреждения.

После этого машину можно оставить на том же самом месте.

б) Переместить автомобиль на хранение в другое место. Текст нормативного документа говорит о том, что нужно переместить машину в «место хранения». Однако, если автомобиль просто переедет в другой двор, то никто его специально искать не будет.

Любое из перечисленных действий нужно выполнить в течение 14 днейс даты размещения уведомления на автомобиле.

2. Если Вы получили заказное письмо о том, что автомобиль признан БРТС и находится на штрафстоянке, то следует как можно скорее забрать его с этой стоянки. При себе необходимо иметь:

  • ПТС или свидетельство о регистрации.
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

В заключение хочу отметить, что если Вам мешает брошенный автомобиль, то следует написать обращение в местную администрацию. К сожалению, единого законодательства по данному вопросу не существует, однако в большинстве крупных городов местные власти все же занимаются эвакуацией бесхозных транспортных средств.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 18 июля 2018
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.

Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Автохлам мешает москвичам: Куда обращаться, чтобы из двора убрали ржавые автомобили

В отдаленных районах брошенные машины могут стоять и по полгода

Проблема брошенных машин во дворах практически решена в Москве. Уже шесть лет в городе работает порядок выявления и утилизации «врастающих в асфальт» авто. Рассказываем, как действовать, если в вашем дворе есть подобные машины.

Ретро во дворе «сталинской» высотки

Ржавый «Москвич» занимает парковочное место во дворе «сталинской» высотки на Котельнической набережной уже не первый месяц. Владельца машины пытались найти, но безуспешно. Тогда местные жители обратились в Управу Таганского района. Представители власти подтвердили, что «Москвич» находится в не надлежащем техническом состоянии и посоветовали владельцу «переместить автомобиль в места хранения».

Правда, совет передали автовладельцу не лично, а на бумаге, которую приклеили на скотч к машине.

Представители районной управы приклеивают на скотч к машине предупреждение

Представители районной управы приклеивают на скотч к машине предупреждение Фото: Алиса ТИТКО

— В случае не перемещения транспортного средства или не привидения его в состояние, не позволяющее идентифицировать как брошенное в течении 14 календарных дней, транспортное средство подлежит принудительной эвакуации на специализированную стоянку, — значится в сообщении от Управы Таганского района.

Местные жители говорят, что во дворе ни один «Москвич», есть еще раритетная голубая «Волга».

— Но эти машины используются. Туристы, которые приходят погулять к нам во двор всегда умиляются, вспоминают фильм «Москва слезам не верят», видят тут еще ретро-машины и считают, что мы все так и живем, как в 80-е годы, женщины ходят в ситцевых платьях (смеется). Но это не так, — говорит Владимир Николаевич, местный житель.

— А этот бежевый «Москвич» давно стоит?

— Да. Но чья это машина лично мы не знаем.

Если собственник не найдется, можно пожаловаться в районную управу или окружную префектуру, а также на сайте «Наш город»

Если собственник не найдется, можно пожаловаться в районную управу или окружную префектуру, а также на сайте «Наш город» Фото: Алиса ТИТКО

Хозяин пропал — машина «врастает» в асфальт

В центре ржавый автохлам заметнее, а вот в отдаленных районах брошенные машины могут стоять и по полгода. В Бескудниково долгое время стояла разбитая синяя маршрутка и легковушка с заклеенными фарами (видимо, попала в ДТП). Сейчас их нет, но есть другие — на Бескудниковском бульваре синяя «девятка» буквально «врастает» в асфальт на парковке во дворе между домами №6 и №8.

Колеса спущены, металл ржавеет.

Вдоль дороги стоит брошенная белая иномарка Nissan. Видно, что владелец давно не садился за руль – задние колеса спущены, кузов покрывается ржавчиной.

— Люди же их бросают по разным причинам. Например, владелец умер, а наследникам это старье не нужно, или уехал в другую страну (регион) и не планирует авто забирать. А его остаточная стоимость настолько незначительна, что нет экономического смысла заниматься утилизацией машины, — рассказал Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки».

Автомобильные эксперты вспоминают, что раньше по дворам ездили скупщики хлама, но сейчас они пропали — видимо тоже невыгодно заниматься стало. Сумму, на которую могли рассчитывать собственники, в лучшем случае, это сотня долларов, да и то далеко не во всех случаях. Перекупщики говорили, что низкое ценообразование обусловлено «незаконностью» сделки.

Есть несколько ситуаций, в которых автомобиль признается брошенным

Есть несколько ситуаций, в которых автомобиль признается брошенным Фото: Алиса ТИТКО

Как оказалось, автохлам скупают теперь через мобильные приложения, куда можно прислать фото и небольшое описание, а в ответ будет озвучена предварительная сумма в рублях.

— Только в Москве и Московской области превышает 8 миллионов транспортных средств, из них старых – около 35%. Вряд ли напрямую можно связать высокую аварийность на российских дорогах с большим процентом старых авто, но, несомненно, здесь присутствует определенная взаимосвязь, — рассказывают в компании «Автолидер 7».

— Вы покупаете старые машины, у которых пробиты колеса, ржавый кузов?

— Мы готовы провести выкуп любых машин. Она могла быть оставлена человеку в залог или достаться в наследство, пострадать в результате ДТП, быть проданной по доверенности. Нет необходимости оставлять транспортное средство гнить, когда оно представляет определенную ценность.

— Что вы делаете с этими машинами?

— На разборку и металлолом.

Хлама стало меньше

За эти шесть лет хлама во дворах стало гораздо меньше, только единичные автомобили встречаются. А все потому, что с 2014 года действует постановление правительства Москвы, по которому брошенные машины вывозят на стоянки для временного хранения, а потом, если хозяин не объявился, то утилизируют.

— В 2015 году брошенные авто бросались в глаза, они были везде. А в 2020 году ну прямо единичные случаи и то на грани, так навскидку не скажешь, брошен автомобиль или на нем просто долго не ездили. Так что реально ситуация изменилась к лучшему, — рассказывает Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки».

Следят в городе и за машинами без номеров. Их перемещают на спецстоянки по правилам безопасности. Такие авто могут находиться в угоне или использоваться в преступных целях.

— Всего с начала года эвакуировали 1122 машины без номеров. В топе следующие авто: BMW (174 перемещения), Mersedes-Benz (150), Kia (102), Toyota (85), Hyundai (75), Skoda (56), Volkswagen (50). Чаще всего эти авто эвакуировали с Кутузовского и Рязанского проспектов, проспекта Мира и улицы Орджоникидзе, — рассказали в Департаменте транспорта Москвы.

За шесть лет хлама в московских дворах стало гораздо меньше

За шесть лет хлама в московских дворах стало гораздо меньше Фото: Алиса ТИТКО

рф/r/77) или отправить письменное сообщение по почте (г. Москва, ул. Садовая—Самотечная, д. 1).

КОНКРЕТНО

Какой автомобиль признается брошенным?

— если машина долгое время стоит во дворе или на проезжей части,

— если не имеет собственника или тот отказался,

— не подлежит восстановлению после аварии

— является разукомплектованным: нет колес, стекол, дверей или элементов кузова.

Как убрать автохлам?

— если владелец согласен утилизировать автомобиль, то ему нужно снять машину с учета и отправить ее на свалку,

— если собственник не найдется, то можно пожаловаться в районную управу или окружную префектуру, а также на сайте «Наш город». В заявлении нужно указать номер и место стоянки автомобиля и прикрепить фотографии,

— по заявлению приезжает комиссия из представителей управы, ОАТИ, ГИБДД или УВД, которые осматривают авто и решает, брошена она или просто ждет ремонта,

— владельца попросят привести машину в порядок или убрать ее в течение 14 дней,

— если никаких мер не будет предпринято, то машину эвакуируют на спецстоянку. Там она будет храниться еще три месяца, после чего в судебном порядке машина будет признана бесхозной. После – утилизация.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Оцените статью