Как восстановить снятый с кадастрового учета земельный участок

В силу части 14 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о недвижимости), если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в ЕГРН о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком. Частью 15 статьи 41 Закона о недвижимости предусмотрено, что если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением указанных в данной части случаев. В свою очередь частью 7 статьи 72 Закона о недвижимости установлено, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер (за исключением сведений о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых до 01.01.2017 была осуществлена государственная регистрация безвозмездного пользования), исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. При этом положения части 15 статьи 41 и части 7 статьи 72 Закона о недвижимости носят императивный характер и не допускают возможности принятия Управлением решения о том, что определённые земельные участки в силу каких-либо обстоятельств не подлежат снятию с государственного кадастрового учета либо сведения о данных земельных участках не должны быть исключены из ЕГРН. Дополнительно полагаем возможным отметить, что после снятия земельного участка с государственного кадастрового учёта он прекращает своё существование в качестве объекта гражданско-правовых отношений. Соответственно, для вовлечения в гражданско-правовой оборот земельных участков в границах, ранее поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков они должны быть образованы вновь в соответствии с положениями статьи 11.3 ЗК РФ. Кроме того, для осуществления государственного кадастрового учёта вновь образованных земельных участков в Управление должны быть представлены межевые планы, подготовленные в форме электронных документов в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921, и Приказом Росреестра от 10.07.2015 № П/367 «Об организации работ по представлению в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа».

Количество показов: 746

Сгорел или снесли: как снять недвижимость с кадастрового учета

Сегодня в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержится информация о тысячах различных объектов. При этом некоторые из них из-за своей ветхости не подлежат восстановлению или вовсе перестали существовать — например, были снесены или сгорели. Такие объекты необходимо снимать с государственного кадастрового учета, а также прекращать на них право собственности, если оно было ранее зарегистрировано. Вместе с экспертами рассказываем, какие объекты недвижимости необходимо снимать с учета и как это сделать.

Зачем снимать объект с учета

Существует несколько причин для того, чтобы снять квартиру или дом с кадастрового учета. К примеру, в случае сноса или демонтажа имущества собственником, уничтожения объекта недвижимости в результате пожара, землетрясения или иного стихийного бедствия право собственности на недвижимость подлежит исключению из ЕГРН, поскольку право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи, рассказал юрист Amulex.ru Андрей Еремин. Кроме того, по его словам, сведения в ЕГРН нередко могут дублироваться в отношении одного и того же объекта недвижимости, при этом имеющего разные технические характеристики (отличается назначение объектов недвижимого имущества). «Например, после проведенной реконструкции и изменения назначения объекта недвижимости с нежилого помещения на квартиру один и тот же объект может отображаться в ЕГРН под разными кадастровыми номерами как два самостоятельных объекта: квартира и нежилое помещение. Реестр недвижимости содержит информацию об объектах недвижимости, несоответствие сведений (например, наличие в реестре записи о несуществующем объекте недвижимости) означает ошибку в фиксации. В такой ситуации недостоверные сведения подлежат корректировке», — пояснил юрист. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и обязан платить налоги. Поскольку зарегистрированное право признается существующим, то лицо, указанное в ЕГРН в качестве собственника, будет обязано уплачивать налог, в том числе и за несуществующий объект, подчеркнул Андрей Еремин. По его словам, в такой ситуации владельцы недвижимости заинтересованы в исключении из ЕГРН записей об объектах недвижимости, прекративших существование.

Читайте также: Дачная амнистия в 2022 году: как упрощенно зарегистрировать дом

Необходимые документы

  • заявление о снятии с учета объекта недвижимости. Как правило, его составляет сотрудник МФЦ при приеме документов. Если на такой объект зарегистрировано право собственности, то заявление подается одновременно и на снятие с кадастрового учета, и на регистрацию прекращения права собственности, а если у объекта несколько собственников, то заявление подается всеми правообладателями. Также с заявлением может обратиться представитель правообладателя на основании нотариально удостоверенной доверенности;
  • правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета. Он необходим, если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН;
  • акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Документ составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости. Он подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком;
  • судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.

Фото: fizkes\shutterstock

Без каких документов можно обойтись

В сентябре 2021 года вступил в силу приказ Росреестра, устранивший административные барьеры в процессе снятия с кадастрового учета объектов капитального строительства, которые прекратили свое существование. Приказ содержит перечень документов, которые предоставляются в орган регистрации прав исключительно при их наличии. Если таких документов нет, то акт обследования готовится без них и указывается причина их отсутствия. Это упрощает для собственников процедуру снятия объектов с кадастрового учета и будет способствовать актуализации сведений ЕГРН.

Почитать  На какую ставку допускается внешнее совместительство

Среди документов, отсутствие которых не станет препятствием для снятия объекта с учета:

  • решение собственника о сносе объекта недвижимости;
  • уведомление о завершении сноса объекта для органов местного самоуправления;
  • решение органа исполнительной власти субъекта или муниципального образования о признании объекта аварийным и подлежащим сносу;
  • решение об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов для государственных или муниципальных нужд;
  • решение о комплексном развитии территории, на которой был расположен объект, и другие.

Процедура снятия с учета

Подготовленный пакет документов, по совету Росреестра, лучше представить следующими способами:

  • в бумажном виде при личном визите в МФЦ;
  • в электронном виде (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи) через личный кабинет на официальном сайте Росреестра;
  • дистанционно, заказав выездное обслуживание с помощью онлайн-сервиса Федеральной кадастровой палаты Росреестра («Выездное обслуживание»).

В результате проведения учетных действий заявителю или его представителю будет выдана выписка из ЕГРН об объекте недвижимости. В графе «Статус записи об объекте недвижимости» будет указано, что объект снят с кадастрового учета, и отмечена дата его снятия. За снятие с кадастрового учета объекта недвижимости и регистрацию прекращения права на объект, прекративший свое существование, государственная пошлина не взимается, пояснили в Росреестре.

Порядок снятия с кадастрового учета земельных участков, сведения о правах на которые отсутствуют в ЕГРН

В соответствии с ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). На таких земельных участках не должно быть объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее – Управление) проводится работа по выявлению подобных земельных участков. С этой целью Управление направляет в орган государственной власти, орган местного самоуправления запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении таких земельных участков и оснований для разграничения права собственности на такие земельные участке или перечни таких земельных участков.

При поступлении в Управление уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо не поступления в Управление указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса, земельные участки снимаются с государственного кадастрового учета без соответствующего заявления в порядке, определенном п.п. 3 п. 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.

Управление обращает внимание граждан и юридических лиц на то, что в соответствии с ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о земельных участках, поставленных на государственный кадастровый учет с 01.03.2008 до 01.01.2017, носят временный характер. Временный характер таких сведений сохраняется до момента государственной регистрации права на такой земельный участок либо до момента государственной регистрации аренды, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения о таких земельных участках исключаются из ЕГРН. Также обращаем внимание граждан и юридических лиц на то, что образование новых земельных участков из участка, сведения о котором носят временный характер, не допускается. Сведения о земельном участке временного характера могут быть исключены из ЕГРН по заявлению его собственника или собственников участков, в результате преобразования которых был образован «временный» земельный участок. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Таким образом, отсутствие сведений в ЕГРН о правах на земельные участки негативно сказывается на защите имущественных интересов их правообладателей. Например, если в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке, то орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, может сформировать земельный участок и предоставить его иным лицам в порядке, установленном Земельным Кодексом РФ. Или лицо, полагая, что является правообладателем земельного участка, решит совершить какую – либо сделку, а сведения об объекте будут уже исключены из ЕГРН.

Учитывая изложенное, Управление рекомендует лицам, которые не зарегистрировали свои права на земельные участки в ЕГРН, обратиться за государственной регистрацией своих прав.

Информация предоставлена Управлением Росреестра по Ульяновской области

Как вносятся сведения в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке и как он снимается с кадастрового учета

С 29 июня 2021 г. вступили в силу изменения в Закон о госрегистрации недвижимости и отдельные законодательные акты в связи с установлением процедуры выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Ранее учтенный земельный участок — это участок, который учтен до 1 марта 2008 г., или тот, права на который зарегистрированы (и не прекращены) и которому присвоен условный номер.

Чтобы внести сведения о таком участке в ЕГРН, вы можете подать соответствующее заявление или запросить сведения о нем. При этом отметим, что сведения могут быть внесены в ЕГРН в связи с поступлением запроса как от вас, так и от любого другого лица (в том числе межведомственного запроса).

Снять ранее учтенный земельный участок с кадастрового учета по своей инициативе вы не сможете. Это делает орган регистрации прав и только в случае, если сведений о правах на него нет в ЕГРН.

1. Что такое ранее учтенный земельный участок

Ранее учтенными участки считаются в случаях, если (ч. 4 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости):

1) их учет проведен до 1 марта 2008 г.;

2) учет не был проведен, однако права на них зарегистрированы (и не прекращены) и им присвоены условные номера органом регистрации прав.

2. Как вносятся сведения о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН

Внести сведения в ЕГРН о таком участке вам может потребоваться, в частности, для того, чтобы получить выписку из реестра и подтвердить существование земельного участка с определенными характеристиками (например, покупателю земельного участка).

Чтобы сведения о земельном участке внесли в ЕГРН, вы можете подать (ч. 5 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости):

1) заявление о внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке. В этом случае рекомендуем вам сначала проверить, действительно ли сведения в ЕГРН отсутствуют, так как орган регистрации прав мог внести их и без вашего участия. Это можно сделать при помощи публичной кадастровой карты или сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн» на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request).

Почитать  Может ли собственник продать квартиру без согласия прописанных

Если сведения в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке отсутствуют, подавайте заявление.

— Для этого воспользуйтесь формой заявления о государственном кадастровом учете и (или) госрегистрации прав на недвижимость. Оно заполняется по общим правилам. Напротив графы «внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости» реквизита 3.4 заявления проставьте знак «V».

В целях государственной регистрации прав на ранее учтенные земельные участки, жилые дома, квартиры, помещения и иные объекты недвижимости гражданам можно обратиться:

— в орган регистрации прав;

— воспользоваться электронным сервисом на официальном сайте Росреестра, либо через «Личный кабинет правообладателя» на едином портале государственных и муниципальных услуг;

— отдел градостроительства и земельных отношений (по земельным участкам) и отдел имущественных отношений Администрации Ханкайского муниципального округа Приморского края.

Обращения оформляются в письменном виде направляются в адрес Администрации лично, почтой или на адрес электронной почты [email protected] и [email protected].

К заявлению вы можете приложить документ (его копию, заверенную в установленном порядке), который подтверждает ваше право на земельный участок. Это может быть, например, свидетельство на право собственности на землю (п. 2 ч. 5 ст. 69 названного Закона). Перечень таких документов не ограничен, это может быть любой документ, устанавливающий или подтверждающий ваше право на земельный участок. Главное, чтобы он был выдан уполномоченным органом (организацией) и отвечал требованиям законодательства, действовавшим в месте и на момент его издания (Письмо Минэкономразвития России от 18.04.2017 N ОГ-Д23-4496).

Более того, сведения о земельном участке должны быть внесены в ЕГРН даже в том случае, если в документе о праве на земельный участок нет сведений о местоположении его границ (контура). Представлять в этом случае межевой план не требуется (Письмо Минэкономразвития России от 18.04.2017 N ОГ-Д23-4496).

Сведения о ранее учтенном земельном участке вносятся в ЕГРН бесплатно, так как госпошлина уплачивается только за госрегистрацию прав (ст. 17 указанного Закона).

Вам могут отказать во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в случаях, указанных в ч. 8 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости. Например, если такие сведения уже содержатся в ЕГРН или представленный вами документ не соответствует тем требованиям законодательства, которые действовали в момент его издания;

2) запрос о предоставлении сведений из ЕГРН о земельном участке. В данном случае вы можете запросить выписку об объекте недвижимости либо выписку об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Учитывайте, что такой запрос может подать любое лицо и, если сведения в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке отсутствуют, они будут внесены в ЕГРН. Отметим, что они вносятся и при поступлении межведомственного запроса (ч. 5 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости).

Срок внесения сведений в ЕГРН не должен превышать пяти рабочих дней с момента поступления заявления или запроса. В тот же срок после их внесения вам должны выдать (направить) выписку из ЕГРН, если вы указали это в заявлении (ч. 5, 7 ст. 69 названного Закона).

3. Как ранее учтенный земельный участок снимается с кадастрового учета

Прежде всего отметим, что, если учтенный до 1 марта 2008 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет в ЕГРН, он не может быть снят с такого учета по вашей инициативе. Орган регистрации прав делает это самостоятельно. Такой участок снимается с кадастрового учета только в том случае, если в ЕГРН нет сведений о его правообладателе (ч. 3 ст. 70 Закона о госрегистрации недвижимости, Письмо Росреестра от 27.06.2019 N 01-06270-ГЕ/19).

Участок снимается с кадастрового учета, если:

1) вам как правообладателю исходного земельного участка было направлено уведомление о необходимости зарегистрировать право, однако в течение шести месяцев со дня его направления вы этого не сделали. В этом случае записи об участке в ЕГРН будет присвоен статус «архивная», то есть участок снимут с кадастрового учета (п. 12, пп. 1 п. 181 названного Порядка);

2) не выявлены правообладатели исходного земельного участка либо объектов недвижимости (помещений в них), расположенных на ранее учтенном земельном участке либо его части. В этом случае орган регистрации прав должен направить в соответствующий орган госвласти (орган местного самоуправления) запрос о наличии правоустанавливающих документов на ранее учтенный земельный участок и оснований для разграничения права собственности на землю. В случае поступления ответа об их отсутствии либо непоступления ответа в течение трех месяцев со дня направления запроса земельный участок будет снят с кадастрового учета (пп. 3 п. 181 указанного Порядка).

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.10.2016 N 4-КГ16-35

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску СНТ «Екатерининская пустынь» к Железнову В.В. об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении земельных участков

по кассационной жалобе представителя Железнова В.В. — Игнатова О.Л. на решение Видновского городского суда Московской области от 23 июня 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 октября 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С., выслушав объяснения представителя Железнова В.В. — Щербины Д.В. по доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

СНТ «Екатерининская пустынь» (далее — СНТ) обратилось в суд с иском к Железнову В.В. о признании недействительными сведений государственного кадастра недвижимости об описании местоположения границ — координат характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами <. >и <. >, принадлежащих Железнову В.В. на праве собственности, снятии их с кадастрового учета, указав, что при проведении СНТ кадастровых работ по постановке на кадастровый учет коммуникаций наружного водоснабжения и канализации выяснилось, что они проходят по указанным выше смежным земельным участкам ответчика, которые налагаются на земельный участок истца.

Решением Видновского городского суда Московской области от 23 июня 2015 г. иск удовлетворен, из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами <. >и <. >.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 октября 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявителя содержится просьба об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Асташова С.В. от 13 сентября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Почитать  За какой период можно взыскать неустойку по алиментам

Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.

Судом установлено, что по решению Булатниковского сельского совета от 27 апреля 1992 г. N 621 огородному товариществу «Екатерининская пустынь» передан земельный участок площадью <. >, расположенный по адресу: <. >область, <. >район. Границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством, информации о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости на данный земельный участок не имеется. Железнову В.В. принадлежат смежные земельные участки с кадастровыми номерами <. >и <. >, образованные при разделе земельного участка с кадастровым номером <. >. Границы указанных земельных участков установлены, и участки поставлены на государственный кадастровый учет.

Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь проведенной судебной землеустроительной экспертизой, исходили из того, что при определении местоположения земельного участка с кадастровым номером <. >была допущена кадастровая ошибка. Земельные участки ответчика были сформированы с нарушением действующего законодательства, их кадастровые границы накладываются на фактические границы земель общего пользования и коммуникации СНТ.

С этими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости описание местоположения границ земельного участка является сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.

Систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости (пункт 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о государственном кадастре недвижимости) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

По смыслу приведенных выше норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Исходя из заявленных истцом требований и их обоснования по данному делу юридически значимым и подлежащим выяснению с учетом содержания спорных отношений сторон и подлежащих применению норм материального права являлось в том числе выяснение точных границ на местности земельного участка, принадлежащего истцу.

Из материалов дела следует, что граница земельного участка площадью <. >расположенного по адресу: <. >область, <. >район, выделявшегося огородному товариществу «Екатерининская пустынь», не установлена, сведения о соответствующих координатах характерных точек границы этого земельного участка не внесены в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, сведения о границах соответствующего земельного участка в определенных координатах отсутствуют. На кадастровый учет земельный участок, о принадлежности которого заявляет истец, не поставлен.

При таких обстоятельствах вывод судов о наложении кадастровых границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца являлся неправомерным.

Кроме того, судом не было учтено следующее.

Условия аннулирования и исключения сведений из государственного кадастра недвижимости, снятия объекта недвижимого имущества с кадастрового учета предусмотрены Законом о государственном кадастре недвижимости.

Так, земельный участок согласно пункту 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение).

Кроме того, если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости, поскольку сведения о земельном участке носят временный характер.

Снятие земельного участка с кадастрового учета означает прекращение существования данного объекта недвижимости (подпункт 24 пункта 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости).

В нарушение статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости суд принял решение об исключении сведений о местоположении границ земельных участков ответчика, не установив наличие законных оснований для этого.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.

Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, выводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» установлено, что поскольку в силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда должен быть указан закон, которым руководствовался суд, необходимо указать в мотивировочной части материальный закон, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми руководствовался суд.

Этим требованиям вынесенные судебные постановления не отвечают.

Мотивировочные части решения и апелляционного определения не содержат ссылок на нормативно-правовые акты, подлежавшие применению при рассмотрении данного дела.

Кроме того, суд не установил, являлось ли СНТ надлежащим истцом по делу, поскольку в нарушение части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не исследовал вопрос о том, имел ли место переход к СНТ прав в отношении земельного участка, выделенного огородному товариществу «Екатерининская пустынь».

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения являются существенными и могут быть исправлены только посредством отмены решения Видновского городского суда Московской области от 23 июня 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от суда от 12 октября 2015 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Видновского городского суда Московской области от 23 июня 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 октября 2015 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Оцените статью