Автор: В. Куницына Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2016 Какие документы регламентируют возмещение расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности? Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (п. 8 ст. 47 Закона об образовании[1]). В статье рассмотрим, как реализуется данное право на практике.
Правовые основы выплаты компенсации
- трудовой договор или трудовая книжка;
- копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства.
Ежемесячная компенсация должна начисляться и выдаваться образовательной организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца и отражением в отдельной ведомости (п. 3 Правил № 963).
Финансовое обеспечение расходов на компенсацию
Согласно п. 4 Правил № 963 финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячной компенсации на оплату коммунальных услуг педагогам, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся образовательные организации. При этом казенным учреждениям доводятся лимиты бюджетных обязательств, а бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевые субсидии).
Образовательные организации ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, предшествующего началу квартала, должны представлять в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, заявку на финансовое обеспечение указанных расходов, в которой отражаются (п. 5 Правил № 963):
- сведения о численности работников;
- размер ежемесячной компенсации расходов на одного работника;
- объем средств, необходимых на выплату ежемесячной компенсации всем работникам.
По окончании квартала учреждения не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, аналитический отчет о расходах, содержащий сведения о численности работников, сумме полученной организацией ежемесячной компенсации, сумме выплаченной работникам ежемесячной компенсации (п. 6 Правил № 963).
Отражение в учете компенсации коммунальных расходов
Согласно Указаниям № 65н[2] расходы учреждения на выплату педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения следует отражать по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», так как данная выплата связана со статусом педагогического работника, не относится к заработной плате и не включается в фонд оплаты труда.
В соответствии с п. 256 Инструкции № 157н[3] указанные расходы необходимо учитывать на счете 0 302 12 000 «Расчеты по прочим выплатам».
Типовые операции по отражению в учете компенсации коммунальных расходов педагогам в зависимости от типа учреждения будут выглядеть следующим образом:
Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)
Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)
Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)
Поступление денежных средств на лицевой счет бюджетных и автономных учреждений для выплаты компенсации
Начисление задолженности перед педагогами по выплате компенсации
Перечисление компенсации на банковские карты сотрудников
Начисление дохода бюджетными и автономными учреждениями в размере полученной субсидии на выплату компенсации на основании утвержденного отчета о ее использовании
* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
Операции по санкционированию данных расходов у казенных учреждений отражаются следующим образом:
Получены учреждением суммы утвержденных и доведенных бюджетных ассигнований
Получены лимиты бюджетных обязательств по прочим выплатам
Приняты бюджетные обязательства по прочим выплатам (при возникновении кредиторской задолженности в момент начисления компенсации)
Приняты денежные обязательства по прочим выплатам (при выплате компенсации работникам)
Операции по санкционированию данных расходов в бюджетных и автономных учреждениях отражаются следующим образом:
Отражено право на получение дохода в форме целевой субсидии (утвержден объем финансового обеспечения на текущий год)
Отражена сумма доходов, поступивших в учреждение, в виде субсидии на иные цели
Отражены сметные (плановые) назначения по прочим выплатам за счет средств целевой субсидии
Приняты обязательства по выплате компенсации
Приняты денежные обязательства по выплате компенсации
Обратите внимание
Если работник отработал неполный месяц, компенсация должна начисляться пропорционально отработанному времени.
Таким образом, в случае если педагогический работник отработал неполный месяц, ему выплатят только часть компенсации и, как следствие, у учреждения останутся неизрасходованными средства целевой субсидии. Они будут в обязательном порядке показаны в отчете об использовании целевых средств. Возможность их дальнейшего использования или возврат в бюджет необходимо согласовывать с учредителем.
При этом, напомним, остатки средств, перечисленные в бюджет, могут быть возвращены бюджетным (автономным) учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели по решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.
Данные нормы закреплены в п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ и п. 3.17 и 3.18 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Может возникнуть и обратная ситуация, когда предусмотренной соглашением и перечнем (ф. 0501015) субсидии, выделенной на указанные цели, не хватает для выплаты компенсации всем имеющим на это право сотрудникам. Тогда в вышеперечисленные документы и план ФХД вносятся изменения и дополнения.
Казенным же учреждениям в этой ситуации требуется дополнительное выделение лимитов бюджетных обязательств.
Рассмотрим практический пример начисления и выплаты компенсации коммунальных расходов педагогам.
Пример
В бюджетном образовательном учреждении работает 18 сотрудников, имеющих право на компенсацию коммунальных расходов. Ежемесячные расходы образовательного учреждения на данные выплаты составляют 21 600 руб. (1 200 руб. х 18 чел.). 11 апреля 2016 года один из сотрудников уволился. Ему была установлена шестидневная рабочая неделя. Денежные средства переводятся на банковские карточки сотрудников.
Расчет компенсации за апрель будет выглядеть следующим образом.
Сумма компенсации педагогам, отработавшим полный месяц, равна 20 400 руб. (1 200 руб. х 17 чел.).
Сумма компенсации работнику, который отработал девять из 26 рабочих дней в апреле 2016 года, – 369,23 руб. (1 200 руб. / 26 дн. х 8 дн.).
Общая сумма компенсации за апрель составит 20 769,23 руб.
Данные операции в учете бюджетного учреждения будут отражены следующим образом:
Дебет
Кредит
сумма
Поступила целевая субсидия на лицевой счет учреждения для выплаты компенсации
5 201 11 510
5 205 81 660
21 600
Отражена сумма доходов, поступивших в учреждение, в виде субсидии на иные цели
5 508 10 180
5 507 10 180
21 600
Начислена компенсация по оплате коммунальных услуг за апрель 2016 года
5 401 20 212
5 302 12 730
20 769,23
Приняты обязательства по выплате компенсации
5 506 10 212
5 502 11 212
20 769,23
Приняты денежные обязательства по выплате компенсации
5 502 11 212
5 502 12 212
20 769,23
Перечислена компенсация по оплате коммунальных услуг на банковские карты работников
5 302 12 830
5 201 11 610
20 769,23
Начислен доход от полученной субсидии на основании отчета о ее использовании
5 205 81 560
5 401 10 180
20 769,23
Начислена задолженность по возврату целевой субсидии в бюджет*
5 205 81 560
5 303 05 730
830,77
Возвращены неизрасходованные остатки целевой субсидии в бюджет*
(21 600 — 20 769,23) руб.
5 303 05 830
5 201 11 610
830,77
* Если образовавшийся остаток не будет израсходован до конца года, то учреждение должно будет вернуть его в бюджет. Данный возврат следует отражать указанными проводками, которые приведены в соответствии с рекомендациями из Письма Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436.
НДФЛ и страховые взносы
НДФЛ.
Пункт 1 ст. 210 НК РФ гласит о том, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, приведен в ст. 217 НК РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения. Следовательно, выплата педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не подлежит обложению НДФЛ в пределах норм, установленных в соответствии с законодательными актами субъектов РФ. На это также указано в письмах Минфина РФ от 24.12.2014 № 03-04-06/66959, ФНС РФ от 09.06.2015 № БС-4-11/9995@. В целях освобождения денежной компенсации от налогообложения работник образовательного учреждения должен представить соответствующие документы, подтверждающие расходы на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Страховые взносы.
Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников, признаются объектом обложения страховыми взносами и формируют базу для их начисления на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ[4], п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ[5]).
То, что указанная выплата не подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, следует из пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ и пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ, в которых сказано, что страховыми взносами не облагаются закрепленные законодательством компенсации, связанные с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.
Закон об образовании и Правила № 963 предусматривают для педагогических работников, а также руководителей и их заместителей, осуществляющих педагогическую деятельность в сельской местности, возмещение расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Данная компенсация выплачивается по месту работы раз в месяц фиксированной суммой 1 200 руб. В казенных учреждениях она выплачивается за счет лимитов бюджетных обязательств, а в бюджетных и автономных учреждениях – за счет целевых субсидий. Указанные выплаты не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [2] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. [3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. [4] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». [5] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».КС защитил права сельских преподавателей на льготы
Татьяна Мельникова отработала более 25 лет воспитателем в детском саду. Вскоре после выхода на пенсию ее лишили субсидий на оплату жилья со ссылкой на то, что воспитательница не достигла стандартного пенсионного возраста в 55 лет. Конституционный суд разъяснил, что это неправильно.
Конституционный суд разъяснил, что отказывать преподавателям в сельской местности в мерах поддержки по формальным основаниям нельзя. Это следует из Постановления КС от 31.05.2022 № 22-П, которое суд вынес при проверке конституционности ч. 3 ст. 2 областного закона «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области». При этом КС не усмотрел в нем противоречий Основному закону.
История вопроса
Татьяна Мельникова с 1991 по 2019 год работала воспитательницей в детском саду в селе Венгерове. В 2018-м она достигла стажа в 25 лет и, как педагогический работник, досрочно начала получать страховую пенсию.
21 марта, 13:45
24 декабря, 18:47
Кроме того, в период работы Мельникова получала компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг. Сперва она сохраняла это право и после увольнения, но местный орган соцзащиты лишил ее этой льготы с 1 января 2020 года. Это мотивировали тем, что Мельникова не доработала до 55 лет, то есть до общеустановленного на тот момент пенсионного возраста для женщин.
Воспитательница сочла, что ее права нарушили, и обратилась в суд. Венгеровский райсуд частично удовлетворил требования Мельниковой и обязал органы соцзащиты предоставить ей прежнюю поддержку. Но Новосибирский облсуд отменил это решение и отказал истцу со ссылкой на ч. 3 ст. 2 регионального закона о соцподдержке работников образования.
Тогда Мельникова обратилась в Конституционный суд.
Позиция КС
Жилищно-коммунальные льготы сотрудникам дошкольных педагогических учреждений в сельской местности предоставляют еще с 1982 года, напоминает Конституционный суд. В 2010 году, когда законодательный орган Новосибирской области принимал спорный закон, он не только предоставил таким работникам меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, но и предусмотрел их сохранение после выхода воспитателя на пенсию.
В 2018 году в связи с поэтапным повышением в стране пенсионного возраста в оспариваемый закон внесли изменения и уточнили критерии предоставления этих льгот. Они были направлены на то, чтобы сохранить ранее существовавшие условия предоставления такой поддержки, полагает КС.
Внесенные изменения подразумевают, что право на льготы возникает у сельских педагогов в связи с самим фактом появления у них права на страховую пенсию по старости. Основания для возникновения этого права при этом не имеют значения, подчеркнул Конституционный суд.
КС также предписал пересмотреть решения по делу Мельниковой.
- Право.ru
Компенсация коммунальных услуг педагогическим работникам
Начиная с 2017 года законодательные поправки изменили статус операций, связанных с обращением с твердыми бытовыми отходами, в результате чего услуга по сбору и вывозу мусора из разряда жилищных услуг перешла в категорию коммунальных услуг.
С 1 января 2019 года в платежном документе за жилое помещение появилась строка – плата за обращение с твердыми коммунальными отходами (относится к коммунальным услугам). Таким образом, теперь четко определено, что обращение с твердыми отходами относится к сфере ответственности коммунальных служб, выводя такие операции из перечня услуг по содержанию жилья. При этом отдельные (льготные) категории граждан также могут рассчитывать на компенсацию оплаты данной коммунальной услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 113-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения для отдельных категорий педагогических работников в Иркутской области» предусмотрено возмещение педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, следующих видов расходов:
1) плата за жилое помещение, включающая в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и (или) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а для собственника жилого помещения в многоквартирном доме — также взнос на капитальный ремонт;
2) оплата отдельных видов коммунальных услуг:
а) электрическая энергия в части освещения;
б) тепловая энергия, твердое топливо, включая его доставку, при наличии печного отопления.
При этом в соответствии со статьей 5 указанного Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 113-ОЗ возмещение расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, осуществляется по выбору педагогических работников:
1) в размере фактических расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения, определяемом:
а) в части платы за жилое помещение – исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях – исходя из площади этих комнат) жилого помещения по ценам и тарифам, установленным (определенным) в соответствии с законодательством;
б) в части платы за отдельные виды коммунальных услуг – исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по ценам и тарифам, установленным в соответствии с законодательством;
2) в твердой денежной сумме в размере:
а) 1 700 рублей в месяц – педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности в южных районах Иркутской области;
б) 2 500 рублей в месяц – педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности в районах Крайнего Севера Иркутской области и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указанный размер выплат ежегодно индексируется в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и с 01 января 2020 года составляет 1 899 рублей и 2 793 рублей в месяц соответственно.
В случае выбора педагогическим работником первого варианта необходимо представление в территориальный орган социальной защиты населения по месту жительства документов, подтверждающих размер фактических расходов педагогического работника за месяц, предшествующий обращению за назначением компенсации (подпункт «з» пункта 5 Порядка организации возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям педагогических работников мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 21 января 2011 года № 1/1-пп).
Плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включена в перечень коммунальных услуг, наряду с такими коммунальными услугами, как водоснабжение, электрическая и тепловая энергия и другие, и является обязательной для всех собственников, нанимателей, арендаторов, застройщиков и членов жилищных кооперативов, независимо от того, владеют ли они жилыми помещениями в многоквартирных домах или частными домовладениями.
С 2018 года в Иркутской области по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами наделено ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК». 28 апреля 2018 года между ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК» и Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области.
Данное обстоятельство предполагает наличие исключительного права ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК» на обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области. Следовательно, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области является ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК».
Для работников, проживающих в многоквартирных домах, плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включена отдельной строкой в квитанцию за оплату жилого помещения. Как правило от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.
Если работник проживает в частном доме, то ему также необходимо заключить соответствующий договор и понести соответствующие расходы по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По информации министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области компенсация расходов по оплате коммунальных услуг, в том числе, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами – выплачивается.
В случае выбора педагогическим работником второго варианта (компенсация расходов в твердой денежной сумме) не требуется представления документов, подтверждающих размер фактически понесенных расходов, в том числе, по оплате услуг за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Льготы ЖКХ учителям: порядок предоставления и расчет
Льготы ЖКХ учителям представлены в форме скидок и субсидий. Размер послаблений зависит от того, федеральным или региональным законодательством они утверждены.
Разновидности преференций для учителей
Все виды послаблений педагогам отражены в Федеральном законе №273 от 2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данным актам лица, обучающие детей, имеют право на определенный перечень преференций.
Учитель может использовать:
скидки на оплату услуг жилищно-коммунального сектора | До 50% |
возмещение понесенных издержек на электроэнергию | 100% |
компенсация части оплаты за отопление помещения | 100% |
Кроме того, у каждого региона есть право относительно того, чтобы установить собственный перечень льгот для учителей. Постановление Правительства №963 от 2013 года «О предоставлении компенсации расходов…» указывает, что педагогические работники имеют право на ежемесячную выплату. Ее размер составляет 1200 рублей.
Кому положены льготы
Преференциями могут пользоваться жители сельской местности и городов. В данном случае региональная власть должна оказывать поддержку рассматриваемой группе граждан. Тогда основанием использования послабления становится проживание в пределах того или иного населенного пункта. Пользоваться послаблениями может не только гражданин, отнесенный к льготной категории, но и те, кто состоит с ним в родственных отношениях.
Преференция распространяется на:
- детей;
- мужа или жену;
- родителей;
- родственников, которые находятся на полном содержании педагога;
- членов семей, проживающих совместно с учителем.
Послабления по оплате услуг жилищно-коммунального сектора предоставляются гражданину только в отношении одного помещения.
Если в собственности несколько объектов недвижимости, учитель вправе самостоятельно выбрать, на какой будет начисляться оплата в пониженном размере. Воспользоваться преференциям лицо может даже после того, как расторгает трудовые отношения с учреждением образования.
Важно! Условием назначения льготы выступает наличие стажа в рассматриваемой сфере в течение 10 и более лет.
Величина компенсаций учителям
Как уже было указано, сумма равняется 1200 рублей. Нужно принимать во внимание, в какой местности проживает гражданин.
Место жительства в данном случае подразумевается, как сельская местность или город. В зависимости от этого может меняться перечень льгот и сумма.
Послабления для педагогов в городе
В настоящее время не разработаны акты, утверждающие послабления для учителей, работающих в городе. По этой причине у данной категории лиц возникают сложности в процессе получения местных преференций. Во внимание принимается регион проживания гражданина. Если город придерживается политики оказания помощи педагогическим работникам, проблем с использованием послаблений не будет.
Обратите внимание! Для учителей, проживающих в частном доме, льготы полагаются на использование электрической энергии, топлива. Собственники помещений в многоквартирных домах пользуются скидками на все остальные разновидности услуг.
Льготы в сельской местности
Основным направлением в данной сфере выступают льготы по оплате ЖКХ сельским учителям. Конкретная сумма зависит от того, в каком регионе живет учитель. Граждане, осуществляющие трудовую деятельность в селе, наделены правом на получение жилого помещения на безвозмездной основе.
Кроме того, им полагается скидка в размере 60% за оплату услуг жилищно-коммунального сектора.
Преференции предоставлены на:
- использование электрической энергии;
- топливо в жидком и твердом состоянии. Возмещается не только стоимость самого ресурса, но и его доставки;
- централизованное отопление;
- снабжение водой.
Во многих субъектах в настоящее время педагогам предоставляется компенсация за коммунальные услуги в полном объеме. Льготы ЖКХ учителям-пенсионерам продолжают действовать при условии прекращения трудовой деятельности.
Процесс получения послаблений
Для использования преференции гражданину потребуется собрать определенный пакет документации и посетить уполномоченный орган. Обращение происходит в отделение органа социальной защиты.
При составлении заявления нужно указать:
- данные о членах семьи педагога;
- сведения о жилом помещении, в котором живет льготник;
- список документации, прикладываемой к заявлению.
Прежде чем подать заявку, необходимо собрать всю документацию.
Документы для оформления льгот
Гражданин, занимающий должность учителя должен собрать конкретные акты для использования послаблений.
В список входят:
- акт, посредством которого удостоверяется личность гражданина;
- трудовая книжка;
- справка с места работы, отражающая занимаемую должность и стаж;
- СНИЛС;
- документация, указывающая на наличие прав собственности на жилье;
- справка, содержащая сведения о составе семьи;
- документ, отражающий площадь помещения.
Орган социальной защиты рассматривает перечисленные акты и направляет гражданину ответ. На вынесение решения отводится 10 дней.
Отказ и прекращение использования льгот
Предусматриваются определенные основания для отказа в предоставлении льгот.
Они заключаются в том, что:
- собран не полный пакет документации;
- не соблюдены условия для назначения преференции. Учитываются правила, разработанные субъектами;
- имеют место нарушения трудового соглашения.
Льготы ЖКХ сельским учителям прекращают действие, если гражданин использовал средства, предназначенные для покупки топлива в других целях. Аналогичные правила применяются, если учитель использовал приобретенное топливо в коммерческом направлении. Также основанием завершения предоставления послаблений становится прерывание педагогического стажа.
Для сохранения возможности использования послаблений нужно соблюдать определенные условия. Гражданин своевременно вносит оплату и каждые полгода отчитывается по квитанциям, тогда проблем с начислением льгот не возникает. Кроме того, учитель должен сообщать в орган соцзащиты о том, что поменялся статус на педагога-пенсионера или уволенного.
Поддержка для молодых специалистов
Для того чтобы привлечь в сферу образования молодых специалистов, государственные органы разработали программу поддержки для учителей.
У каждого педагога есть право на:
- скидку на оплату услуг жилищно-коммунального сектора. Для этого требуется доказать, что его положение требует улучшения;
- дополнительную преференцию при условии осуществления деятельности в сельской местности;
- получение прибавки к заработной плате. Данная выплата предназначена для тех, кто закончил ВУЗ с красным дипломом и сразу начал работать или приступил к выполнению должностных обязанностей не позднее 3 месяцев с момента окончания университета. Также эта мера распространяется на лиц, обязующихся отработать 3 и более года в образовательном органе.
Суммирование скидок производится по решению властей муниципалитета.
Пример расчета льгот педагогу
Для понимания того, сколько составит скидка для учителя по оплате услуг ЖКХ, нужно рассмотреть конкретный пример.
Гражданин Иванов живет один в квартире, работает в городской школе. В конце месяца ему поступил счет за отопление в размере 810 рублей. Иванову положена скидка 30% на данные виды услуг. От начисленной суммы 30% — 243 рубля.
Потребуется оплатить 567 рублей.
Таким образом, граждане, ведущие педагогическую деятельность, имеют право на получение преференций в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Размер послаблений зависит от региона проживания.
Компенсация коммунальных услуг педагогическим работникам
от 21 декабря 2009 года N 366
О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в Удмуртской Республике, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)
(с изменениями на 21 июня 2024 года)
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в Удмуртской Республике, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
2. Установить, что порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Удмуртской Республики, регулируется в соответствии с Положением о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в Удмуртской Республике, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
3. Министерству образования и науки Удмуртской Республики осуществлять организационно-методическое обеспечение реализации настоящего постановления.
4. Министерству финансов Удмуртской Республики при формировании межбюджетных отношений между бюджетом Удмуртской Республики и бюджетами муниципальных образований учитывать расходы муниципальных образований, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, определенных в соответствии с настоящим постановлением.
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2008 года N 194 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 июня 2006 года N 74 «О порядке возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Удмуртской Республики»;
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
Приложение
к постановлению
Правительства
Удмуртской Республики
от 21 декабря 2009 г. N 366
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ОТОПЛЕНИЯ И ОСВЕЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ПРОЖИВАЮЩИМ И РАБОТАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ (ПОСЕЛКАХ ГОРОДСКОГО ТИПА)
I. Общие положения
1. Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее — мера социальной поддержки) предоставляется руководителям государственных образовательных организаций Удмуртской Республики, заместителям руководителей государственных образовательных организаций Удмуртской Республики, руководителям муниципальных образовательных организаций, заместителям руководителей муниципальных образовательных организаций, руководителям структурных подразделений указанных образовательных организаций и их заместителям, педагогическим работникам государственных образовательных организаций Удмуртской Республики и муниципальных образовательных организаций, имеющим право на указанную меру социальной поддержки в соответствии с частью 2 статьи 21, частью 8 статьи 47, частью 7.1 статьи 51, частью 5 статьи 52 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — педагогические работники).
3. Настоящее Положение распространяется также на пенсионеров, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), если их общий стаж работы в государственных (муниципальных) образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и они перед выходом на пенсию пользовались правом на льготу (возмещение затрат) на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (отопление и освещение).
3.1. Настоящее Положение распространяется также на педагогических работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
3.2. Настоящее Положение распространяется также на граждан, достигших с 1 января 2019 года возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), если их общий стаж работы в государственных (муниципальных) образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и они по достижении указанного возраста получали меру социальной поддержки.
4. Мера социальной поддержки пенсионерам (далее также — педагогическим работникам) предоставляется по их последнему месту работы. В случае ликвидации образовательной организации, являвшегося последним местом работы пенсионера, а также в случае переезда пенсионера в другую сельскую местность, рабочий поселок (поселок городского типа) меры социальной поддержки предоставляются пенсионеру в ближайшем к месту его жительства образовательной организации или в иной по выбору пенсионера образовательной организации.
II. Меры социальной поддержки, выбор предоставления мер социальной поддержки
5. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Положением, предоставляются в виде денежных выплат, направляемых на компенсацию расходов (далее — выплаты):
1) на оплату содержания и ремонта занимаемого жилого помещения;
2) на оплату пользования жилым помещением (плата за наем жилого помещения);
3) на оплату отопления занимаемого жилого помещения, включая при отсутствии централизованного отопления денежные выплаты на оплату отопления твердыми видами топлива, электрической энергией и природным газом;
4) на оплату освещения занимаемого жилого помещения.
6. Педагогическим работникам, проживающим в государственном и муниципальном жилищном фонде, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктами 1 — 4 пункта 5 настоящего Положения.
Педагогическим работникам, проживающим в жилом помещении, находящемся в собственности педагогического работника и (или) членов его семьи, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 5 настоящего Положения.
7. При отсутствии централизованного отопления меры социальной поддержки предоставляются из расчета следующих объемов на отопительный период:
1) дрова (в складочном измерении) — по 0,305 куб. м на 1 кв. м занимаемого жилого помещения;
2) каменный уголь — по 68 кг на 1 кв. м занимаемого жилого помещения;
3) торфобрикет — по 112 кг на 1 кв. м занимаемого жилого помещения;
4) природный газ — по 104,4 куб. м на 1 кв. м занимаемого жилого помещения;
5) электрическая энергия — по 135,7 кВт.ч на 1 кв. м занимаемого жилого помещения.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим пунктом, предоставляются с учетом установленных в соответствии с действующим законодательством цен и тарифов на соответствующие виды топлива.
8. Меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом 4 пункта 5 настоящего Положения, предоставляются из расчета 17 кВт.час на 1 кв. м занимаемого педагогическим работником жилого помещения в год.
9. Педагогическому работнику, имеющему право на предоставление мер социальной поддержки по оплате содержания и ремонта занимаемого жилого помещения, оплате пользования жилым помещением (плата за наем жилого помещения), оплате отопления и освещения занимаемого жилого помещения по нескольким основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации или законодательством Удмуртской Республики, предоставление мер социальной поддержки осуществляется по одному из оснований по выбору педагогического работника.
В случае если совместно проживающие педагогические работники имеют право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Положением, то меры социальной поддержки предоставляются одному из работников по их выбору, а в случае отсутствия согласия между работниками — тому педагогическому работнику, кому предъявлены к оплате документы, предусмотренные пунктом 13 настоящего Положения.
III. Порядок предоставления мер социальной поддержки
10. Для получения мер социальной поддержки педагогический работник представляет в образовательную организацию следующие документы: