Кто должен уступить дорогу при развороте

Ситуация, которую потребовалось разъяснять, произошла на самом деле на одной из улиц Москвы. Примечательно, что такие аварии случаются довольно часто. Итак, обычный регулируемый перекресток. На светофоре стоит машина, которой надо повернуть налево. Загорается зеленый сигнал светофора и одновременно в дополнительной секции стрелка левого поворота. Водитель трогается, выезжает в нужном направлении, и тут ему в бок врезается другая машина. Она стояла напротив и ей нужно было повернуть направо. При этом на ее светофоре как раз загорелась в дополнительной секции стрелка, разрешающая поворот направо. Однако в основной секции продолжал гореть красный свет.

Кто в этой ситуации был не прав? Кто кому должен был уступить дорогу? По элементарной логике тот водитель, который поворачивал налево. Ведь у него была помеха справа.

И действительно, в правилах дорожного движения в пункте 8.9 говорится, что «в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа». Также в пункте 13.12 говорится, что «при повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо». Но пункт 13.12 относится к нерегулируемым перекресткам. А в пункте 8.9 сделана оговорка: «очередность проезда не оговорена Правилами».

Эта самая очередность прописана в пункте 13.5 правил. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Можно поспорить, что в данной ситуации, водитель, который поворачивает налево, не знает, какой сигнал горит на светофоре напротив. Но он и не обязан этого знать. Зато тот водитель, который поворачивает направо под стрелку, горящую одновременно с красным основным сигналом, должен помнить, что именно он обязан уступать дорогу всем.

Кстати, эта путаница — еще один козырь в споре о разрешении правого поворота на красный сигнал светофора. Напомним, что с таким предложением выступали некоторые депутаты. С инициативой разрешить правый поворот под красный свет с использованием не дополнительной секции светофора, а отдельного знака выступал и экспертный центр probok.net. Но эти предложения не были поддержаны. В ГАИ посчитали, что проще и понятнее для автомобилистов в тех местах, где есть такая возможность, устанавливать дополнительные светофорные секции.

Отдельную лепту в путаницу проезда перекрестков внесло изменение правил на круговом движении. Ранее на таких перекрестках преимущество имели те, кто выезжает на круг. Те, кто движется по кругу, должны были уступить им дорогу, потому что у них возникала помеха справа. Теперь это правило сохранилось только для тех перекрестков с круговым движением, перед выездом на которые не стоит знаков «уступи дорогу». Если такой знак есть, то для тех, кто движется по кругу — главная дорога. Уступать им должны те, кто выезжает на круг. Но на практике это выливается в право первого: кто успел, тот и проехал. Никогда не знаешь наверняка, знает ли водитель другого автомобиля правила, а попадать в аварию не хочется.

По данным ГИБДД почти каждая пятая авария (18 процентов) происходит из-за несоблюдения очередности проезда перекрестков. Это третье место в рейтинге аварийных причин. В прошлом году таких ДТП случилось более четырех с половиной тысяч.

Первое место в аварийных случаях занимает несоответствие скорости конкретным условиям (32 процента). По этой причине в прошлом году произошло более 8200 аварий. Имеется в виду, что виновник аварии не превышал установленную на данном участке скорость, но выбрал не правильную скорость и в результате не справился с управлением.

Второе место занимают «другие нарушения» (24 процента). Всего таких аварий в прошлом произошло почти 6300. Под этими нарушениями скрывается все, что угодно: заснул за рулем, техническая неисправность автомобиля или дороги.

Как правильно разворачиваться на перекрёстках?

Разворот на перекрестке — это один из самых часто встречаемых манёвров. С ними сталкиваются во время обучения в автошколе, на экзамене и при дальнейшем самостоятельном вождении. Ни один населённый пункт не обходится без перекрёстка, поэтому важно знать, как правильно выполнить разворот на перекрёстке.

Несмотря на то, что с первого взгляда это кажется простым, в правилах дорожного движения есть множество нюансов, о которых важно помнить, особенно во время обучения и экзамена в ГИБДД.

Нюансы разворота на перекрёстке по правилам дорожного движения

  • В зависимости от типа перекрёстка, действующие на нём правила меняются.
  • При развороте на перекрёстке важно соблюдать приоритетность транспортных средств.
  • Нужно подавать сигнал поворота перед его началом. Если поворотник не работает, показать, чтобы вы будете поворачивать. рукой, согнутой под углом в 90°.
  • При развороте, выполняя манёвр, не останавливайтесь на встречной полосе.
  • Запрещен разворот на пешеходном переходе.
  • Развороты выполняются по 2 видам радиусов: большому и маленькому, в зависимости от ситуации.

Заинтересовались? Оставьте ваши контакты, менеджер свяжется с вами для уточнения всех деталей через удобный для вас мессенджер

Заинтересовались? Оставьте ваши контакты, менеджер свяжется с вами для уточнения всех деталей через удобный для вас мессенджер

Поворот и разворот — одно и то же?

Люди часто путают понятия «поворот» и «разворот». Несмотря на то, что они достаточно сильно похожи, это не одно и то же. Они отличаются направлением движения и запретами на их совершение.

Поворот — это изменение направления движения на 90°. Он может быть выполнен как направо, так и налево.

Разворот — это изменение направления движения на 180°. Он может быть выполнен только налево.

Поворот может быть запрещён там, где разворот разрешён, и наоборот. Поэтому не стоит путать эти понятия, иначе ориентироваться в городе и соблюдать правила дорожного движения будет сложно. Их знаки также различаются, так что, запомнив их, вы не будете путаться.

Можно ли развернуться на перекрёстке под стрелку налево?

Светофоры не всегда имеют только 3 основные секции под красный, жёлтый и зелёный сигналы. В них бывают встроены дополнительные секции со стрелкой.

Стрелки используются для обозначения разрешения или запрещения движения в сторону. Они могут загораться зелёным вразрез с основным сигналом светофора.

Если на перекрёстке секция со стрелкой показывает разрешающий сигнал для поворота налево, то развернуться тоже можно. Разворот будет запрещён, только при наличии соответствующего знака.

Можно ли развернуться под знак «Движение налево»?

Дорожные знаки и разметка — это чёткая инструкция для водителей. Зная их и правильно трактуя, достаточно легко понять, где на перекрёстке можно развернуться, но что делать, когда знака разворота нет?

Отсутствие знаков, также как их наличие, помогает понять о запрещённых и разрешённых на участке дороги манёврах.

Когда вы видите знак «Движение налево», разворот разрешён, если нет запрещающего знака.

С какой полосы можно разворачиваться?

Разворот на перекрёстке всегда выполняется из крайней левой полосы, независимо от вида перекрёстка. Когда на дороге есть трамвайные пути попутного направления, находящиеся на одном уровне с проезжей частью, они становятся для водителя самой левой полосой при развороте.

Вне перекрёстка, когда ширина дороги не позволяет совершить манёвр из самого крайнего положения на полосе, разрешается сдвинуться к правому краю проезжей части.

Можно ли выполнить разворот задним ходом?

Разворот на перекрёстке задним ходом нельзя делать, так как движение задним ходом на перекрёстке запрещено, независимо от выполняемого манёвра. Это ограничение появилось, потому что такие действия влекут за собой повышенную опасность для участников дорожного движения.

Особенности разворота на разных видах перекрёстков

Отличия каждого из видов и особенности езды на них нужно знать и применять на практике, чтобы не нарушать ПДД и не получить штраф.

Регулируемый

Движение регулируется сигналами светофора или регулировщиком.

Такой вид перекрёстка самый простой для водителей, особенно начинающих. Разворачиваясь на нём, нужно дождаться, пока на светофоре загорится зелёный свет, пропустить машины, двигающиеся по встречной полосе и развернуться.

Лучше всего выполнять манёвр по большому радиусу, так траектория будет больше и вам будет легче развернуться. Также этот способ обезопасит вас от пристального внимания сотрудников ГИБДД, так как при маленьком радиусе вы выезжаете на встречную полосу. Несмотря на то, что такой радиус допустим, лучше его избегать без необходимости.

Почитать  Минимальный платеж по алиментам на ребенка

Нерегулируемый

Движение регулируется только знаками, разметкой и ПДД.

Разворот на таком перекрёстке сложнее, чем на регулируемом, так как ничего не препятствует движению потока машин со всех сторон.

Перед началом движения нужно пропустить другие машины, имеющие приоритет на дороге:

  • автомобили встречного направления;
  • при развороте со второстепенной дороги, уступать автомобилям с главной.

​​С разделительной полосой

Разделительная полоса — это участок дороги, который отделяет полосы друг от друга. Она может выглядеть как парковая зона или просто разметка.

Разворачиваться нужно по большому радиусу, чтобы избежать выезда на встречную полосу и не стать помехой для других водителей.

С трамвайными путями

Трамвай — это транспортное средство, практически всегда имеющее приоритет на дороге. Единственный случай, когда у трамвая нет преимущества — движение по второстепенной дороге, поэтому это вид транспорта, как и другие автомобили, находящиеся в приоритетном положении, нужно пропустить.

Т-образный

Т-образный перекрёсток выглядит также, как и называется. Он образован тремя дорогами в форме буквы «Т».

Начинающие водители часто сомневаются и не знают, как выполнить поворот на таком перекрёстке, но его не стоит бояться. При выполнении манёвра отличий от привычного перекрёстка с четырьмя сторонами практически нет. Также нужно руководствоваться светофорами, знаками и приоритетом автомобилей. Единственная сложность — Т-образные перекрёстки нередко бывают узкими, из-за этого лучше выбирать большой радиус разворота, чтобы выполнить его одним манёвром и не нарушить правила.

Узкий

Узкие пересечения дорог вызывают трудности из-за сложности выбора траектории. Для правильного выполнения манёвра нужно хорошо знать, как поворачивает ваш автомобиль и уметь им управлять. Для этого стоит заранее потренироваться на парковке. Если вы не уверены в своих навыках и боитесь сделать что-то не так, лучше избегать разворотов на таких перекрёстках.

С односторонним движением

Такой перекрёсток представляет из себя пересечение дорог с односторонним и двусторонним движениями. Независимо от стороны движения односторонней дороги, при отсутствии запрещающих знаков, можно выполнить разворот.

Если движение односторонней дороги идёт слева направо, относительно вас, то будет необходимо пропустить поток проезжающих машин перед манёвром.

С круговым движением

Перекрёсток с круговым движением — это кольцо. Разворот на нём выполняется полым проездом по кольцу и выездом с него на тот же съезд, с которого вы заехали.

При отсутствии дополнительных знаков, машины движущиеся по перекрёстку, имеют преимущество. Это нужно учитывать при въезде и выезде с него.

На каких перекрестках запрещён разворот?

В ПДД указаны места, в которых не разрешён разворот:

  • на остановках общественного транспорта;
  • в тоннелях;
  • на эстакадах и под ними, на мостах;
  • на Ж/Д переездах;
  • на пешеходных переходах;
  • где видимость в одном из направлений дороги менее 100 метров.

Все они обладают повышенной опасностью для участников дорожного движения и, как правило, там не бывает перекрёстков на которых можно развернуться. Поэтому развернуться можно как на регулируемом, так и на нерегулируемом перекрёстке. Ограничения накладываются только знаками.

Разворот нельзя совершать только на том перекрёстке, где установлен запрещающий знак.

Взаимный разворот на перекрестке

Взаимный разворот — это частое явление в городах с большим потоком автомобилей. На перекрёстках, где есть такая возможность, существуют два варианта выполнения манёвра.

Вариант №1

Разворот правыми бортами машин происходит по малому радиусу. Этот способ лучше подходит, так как его проще выполнить и, когда есть очередь на разворот, это не провоцирует столкновения.

Вариант №2

Разворот левыми бортами по большому радиусу намного сложнее с точки зрения выбора траектории. Он чреват столкновением и недопониманием между водителями. В час пик такой манёвр может спровоцировать пробку.

Поэтому ответ на вопрос: «Как сделать взаимный разворот на перекрёстке?», — по малому радиусу.

Где можно развернуться вне перекрёстка, если на перекрёстках вы чувствуете себя неуверенно?

Разворот вне перекрёстка можно совершить там, где это не запрещено. Например, на месте разрыва разметки. Для этого нужно занять крайнюю левую полосу, дождаться, пока проедут машины со встречного направления и развернуться.

Главное, не путать разрыв, через который можно выполнить разворот с техническим разрывом разделительной полосы на автомагистрали.

Штрафы за неправильные развороты

  • Выбрав неправильную траекторию разворота на перекрёстке и выехав на встречную полосу, можно получить штраф — 5000 рублей или лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев.
  • Штраф за разворот в неположенном месте, например при пересечении двойной сплошной или с полосы, с которой запрещено это делать — от 1000 до 1500 рублей.
  • Штраф за движение задним ходом при развороте на перекрёстке — 500 рублей.
  • За разворот без включения поворотника — 500 рублей.
  • За выполнение разворота на красный свет светофора грозит штраф в 1000 рублей.
  • За разворот через технический разрыв оштрафуют на 2500 рублей.

Как правильно развернуться на перекрёстке на экзамене

Экзамен очень сильно отличается от реальной жизни жесткостью правил, которые нужно соблюдать. Получив права, водители часто не соблюдают абсолютно все правила дорожного движения из-за невнимательности. На экзамене многие ошибки недопустимы, так как они приводят к пересдаче.

Чтобы понять, как развернуться на перекрёстке и не провалить экзамен, нужно запомнить самые важные правила:

  • заранее включать поворотники;
  • не создавать помеху другим водителям;
  • заранее перестраиваться в левую полосу;
  • следить за сигналами светофора;
  • выполнять требования знаков;
  • не нарушать движение по разметке;
  • не выезжать на встречную полосу;
  • пропускать пешеходов.

Соблюдая правила, вы без проблем сможете сдать экзамен и не будете путаться после получения прав. Для этого нужна практика, поэтому стоит уделить перекрёсткам побольше времени на занятиях с инструктором в автошколе.

Как выполнить требование экзаменатора: «Развернитесь на ближайшем перекрёстке»?

Чтобы выполнить требования экзаменатора о развороте на ближайшем перекрёстке, для начала нужно будет найти место для разворота. Если ваш экзамен проходит по уже известному маршруту, то найти перекрёсток будет проще. Если дорога вам незнакома, тогда придётся быстро сориентироваться и выбрать по знакам место для разворота.

После выбора перекрёстка нужно перестроиться в крайнюю левую полосу, не создав помехи другим водителям, дождаться возможности для совершения манёвра, убедиться, что вблизи нет пешеходов и выполнить разворот, исходя из особенностей перекрёстка.

Разворот вне перекрестка. Приоритет

Вопрос. Обязан ли он был мне уступать, я вроде как завершаю свой маневр?

Ответ. Нет, в данной ситуации нет, ваш коллега не обязан вам уступать, но он остановился, и дал вам возможность закончить разворот. Это нормальная практика, водительская солидарность.

Примерно по такой же схеме один водитель может уступить другому водителю в каком-нибудь случае, когда он НЕ обязан этого делать, но у него есть возможность и желание это сделать.

Например, притормозить, и «выпустить» коллегу, который выезжает из двора или с прилегающей территории.

Или «пропустить» вперед себя встречного коллегу, который навстречу вам поворачивает налево: можете притормозить и «моргнуть» дальним светом (махнуть рукой), мол, поворачивай и проезжай.

Часто к таким поступкам располагает рациональный взгляд на ситуацию: когда приостановиться и уступить в данном случае становится выгодно, чем поступить как-то иначе.

Ну и, как бонус, появляется ощущение чувства благородства, или чувства удовлетворения, когда сделал что-то хорошее. Это нормально.

Но, не нужно это действо присовокуплять к обязательству, которое ПДД накладывают по случаю «дать возможность завершить маневр». Это обязательство существует только на регулируемых перекрестках.

Оно прописано в пункте 13.8 ПДД. При включении разрешающего сигнала светофора у водителей есть обязанность предоставить возможность завершить движение через перекресток (а пешеходам — пройти).

Например, вам нужно развернуться на регулируемом перекрестке. По зеленому сигналу светофора вы въезжаете на перекресток, и останавливаетесь, чтобы уступить дорогу встречным ТС, как требует пункт 13.4 ПДД.

Встречных машин много. Они едут и едут. Ваш зеленый сигнал сменяется на желтый, затем, на красный, встречный поток машин останавливается.

Но вы, в соответствии с пунктом 13.7 ПДД, должны выехать с перекрестка в намеченном направлении (фактически, имеете право завершить свой маневр (разворот)).

Почитать  Надбавка за выслугу лет бюджетникам

А транспортные средства, которые начинают движение с других направлений на зеленый сигнал, в этом случае обязаны уступить вам дорогу (пункт 13.8 ПДД).

Кто кому уступает при развороте вне перекрестка

Кто кому уступает при развороте вне перекрестка?

В процессе разворота вне перекрестка оговоренное выше право на завершение маневра (пункты 13.7 и 13.8 ПДД) не действует.

Более того, движение задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен, и не создаст помех другим участникам движения (пункт 8.12 ПДД).

Другими словами, когда вы разворачиваетесь вне перекрестка, вы должны уступить встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления, если пересекаете трамвайные пути (пункт 8.8 ПДД).

При выполнении разворота способом в три приема, вы также не должны создавать помех для движения других ТС, когда отъезжаете задним ходом.

В случае, когда ширины дороги не хватает для выполнения разворота из крайнего левого положения, то пункт 8.8 ПДД допускает развернуться от правого края проезжей части (с правой обочины).

При развороте от правого края проезжей части или с правой обочины, вы должны уступить дорогу и встречным транспортным средствам, и попутным ТС (пункт 8.8 ПДД).

Уступить дорогу означает не создавать помех. Технически, это выглядит так, что при развороте вне перекрестка вы должны уступить дорогу всем участникам. Другими словами, процесс вашего разворота никому не должен помешать.

Чтобы выполнить это правило, целесообразно выбрать такой участок для разворота, на котором дорога будет хорошо просматриваться в обе стороны.

Еще нужно помнить, что разворот запрещается в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров (пункт 8.11 ПДД).

Запрет введен с целью исключить неожиданное появление попутчиков на коротком расстоянии, и предотвратить опасную ситуацию.

Теме разворотов вне перекрестка посвящена статья Выполнение разворота. Часть1.

В тексте, а также в комментариях к той статье, есть ответы на многие вопросы, возникающие в связи с маневром, в том числе на вопрос, кто кому уступает при развороте вне перекрестка.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей ситуацией, мы с вами ее разберем, и проведем «работу над ошибками».

В продолжение темы «кто должен уступить при развороте вне перекрестка», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 30.07.2023

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Выезд на дорогу, когда другой автомобиль разворачивается

Их пути, естественно, пересекаются. Кто из них в этом случае должен уступить дорогу?

Ответ. Поскольку ситуация, представленная в вопросе, не «привязана» к конкретной дорожной обстановке, то нельзя однозначно ответить на вопрос, кто в таком случае должен уступить дорогу.

У этого вопроса может быть несколько вариантов ответа, причем, каждый из них со своими комментариями.

Вариант ответа будет зависеть от конкретных особенностей ситуации, и от обстоятельств, в которых она будет происходить. Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся из них.

Что входит в понятие дорога

В вопросе присутствует термин «дорога». Чтобы процесс дальнейшего обсуждения не вызывал разногласий в толкованиях, есть смысл уточнить, что входит в понятие дорога.

В соответствии с определением, дорога представляет собой полосу земли или поверхность сооружения, обустроенную и приспособленную для движения транспортных средств.

Дорога включает в себя разделительные полосы, проезжую часть, тротуары, обочину, и трамвайные пути, если таковые есть в дорожной инфраструктуре. Все это входит в понятие «дорога».

Поэтому, для некого упрощения, и чтобы не путаться в юридических толкованиях, из термина «дорога» возьмем только ее проезжую часть, поскольку вопрос касается движения и приоритета безрельсовых ТС.

Дорогам свойственно пересекаться (сливаться, разветвляться), образуя перекрестки. Можно утверждать, что с одной дороги происходит выезд (поворот) на другую дорогу.

Также дорогам свойственно иметь прилегающие к ней территории, которые с ней соединяются въездами/выездами.

Таким образом под «выездом на дорогу» следует понимать выезд на дорогу с прилегающей территории, а также «переезд» с одной дороги на другую непосредственно на перекрестке или дорожной развязке.

Разворот представляет собой изменение направления движения на противоположное от начального. Другими словами, сначала ехали «туда», затем, развернулись, и поехали по этой же дороге «обратно».

Теме разворотов на сайте АВТОНАУКА.РУ посвящены две основные статьи: разворот вне перекрестка — статья Выполнение разворота. Часть 1, разворот на перекрестках – статья Выполнение разворота. Часть 2.

Есть еще серия статей Разворот и Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. В этих сериях рассмотрен маневр «разворот» на его соответствие ПДД и некоторым правилам безопасности движения.

Здесь же, отвечая на вопрос, рассмотрим приоритет участников движения в процессе выполнения разворота в типичных для этого ситуациях: вне перекрестка и на перекрестках.

Выезд на дорогу с прилегающей территории

Выезд на дорогу с прилегающей территории — это совокупность маневров, в результате которых транспортное средство перемещается с прилегающей территории на проезжую часть дороги.

Предположим, вы выезжаете с прилегающей территории на дорогу, например, с места стоянки, а в это время, напротив выезда разворачивается автомобиль, едущий по этой дороге.

Допустим, что его водитель выбрал для разворота именно это место, потому что здесь разворот не запрещен, дорога становится немного шире, и ему удобно развернуться. Кто из вас проедет первым?

Ответ на этот вопрос дает пункт 8.3 ПДД: «При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и пешеходам, движущимся по ней …».

Автомобиль, который разворачивается, в этой ситуации пользуется преимуществом в движении, потому что он уже едет по этой дороге, а вы только выезжаете на нее. Поэтому, завершая разворот, он проедет первым.

Дворы также являются прилегающими территориями. См. пункт 1.2 ПДД и статью Движение во дворах и жилых зонах.

Поэтому, осуществляя выезд из двора, следует уступить дорогу всем участникам, которые уже по этой дороге движутся, в том числе и автомобилю, завершающему разворот через выезд со двора.

Выезд со второстепенной дороги на главную дорогу

Следующая ситуация: неравнозначный перекресток. Ваш выезд с второстепенной дороги на главную дорогу.

Предположим, что по главной дороге перекрестка разворачивается автомобиль, а вы с второстепенной дороги выезжаете на главную дорогу, и вам нужно повернуть направо.

Сейчас не станем рассуждать, почему ваш оппонент выбрал для разворота нерегулируемый перекресток. Вполне возможно, что ему так удобно. Кто из вас проедет первым?

На этот вопрос отвечает пункт 13.9 ПДД: «На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения …»

Таким образом, осуществляя выезд с второстепенной дороги на главную, следует уступить всем, кто движется по главной дороге, в т.ч. водителю, завершающему разворот на этом перекрестке с главной дороги.

Выезд на равнозначный перекресток

Далее, точно такая же ситуация с разворотом на перекрестке, как рассмотренная выше, только перед вами равносторонний перекресток или перекресток равнозначных дорог.

Как и в предыдущем случае, допустим, что вам нужно на этом перекрестке повернуть направо.

Вы совершаете выезд на равнозначный перекресток по одной дороге, а по другой дороге, по отношению к вам с правой стороны, на него въезжает для разворота еще один автомобиль.

Кто из вас в этой ситуации должен уступить дорогу?

На равнозначном перекрестке все дороги равны по значению, на таком перекрестке водители должны руководствоваться пунктом 13.11 ПДД:

«На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа …»

Из этого правила следует, что, выехав первым на равнозначный перекресток для разворота, тот водитель обязан остановиться, пропустить ваш автомобиль вперед (уступить вам дорогу как «помехе справа»), после чего, завершить свой разворот.

Почитать  Статья 1174 ГК РФ. Возмещение расходов вызванных смертью наследодателя и расходов на охрану

Посмотрим на эту же ситуацию глазами водителя, выполняющего разворот.

Он выезжает на равнозначный перекресток для разворота (справа и впереди у него помех нет), приступает к развороту, и видит ваш автомобиль, который после его разворота, позиционно находится у него с правой стороны.

В этом месте он должен остановиться, и уступить вам дорогу (как своей «помехе справа»).

Вы, в свою очередь, заезжаете на перекресток для поворота направо, и с вашей правой стороны помех нет. Поэтому у вас преимущество перед разворачивающимся автомобилем.

Встречный разъезд при развороте

Все случаи, перечисленные выше, относятся к ситуациям, когда автомобилисты подъезжают к перекрестку по разным дорогам.

Но они могут встретиться на перекрестке, подъехав к нему по одной дороге, но с прямо противоположных сторон.

В этом случае, в зависимости от типа перекрестка, действуют разные пункты правил: пункт 13.4 ПДД — если перекресток регулируемый, и 13.12 ПДД – если перекресток нерегулируемый.

Смысл у этих правил один: когда участвующие в дорожном движении встречаются на одной дороге, тогда в соответствии с упомянутыми выше пунктами уступить должен тот из них, который поворачивает налево или разворачивается.

Как не столкнуться с тем кто разворачивается

Правила определяют последовательность, какой она должна быть, но в реальности действия участников дорожного движения не всегда соответствуют ПДД на 100%, и это естественно.

Если Правила требуют уступить, но удается проехать до того момента, когда возникает необходимость уступить дорогу, то нарушения как бы нет.

Т.е. выручает некая уверенность, что удастся завершить маневр раньше, чем приблизится оппонент, которому ПДД обязывают уступить.

Тем не менее, есть смысл обратить внимание на одно неписаное правило: преимущество на дороге определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП.

Чтобы гарантировать себе безаварийный проезд, и суметь избежать ДТП, нужно постоянно следить за обстановкой вокруг своего автомобиля, и не стремиться «успеть проехать».

Для наглядного примера и понимания того, о чем изложено выше по тексту, можно ознакомиться со статьей Ситуация разъезда с автомобилем, выполняющим разворот.

Когда событие происходит на регулируемом перекрестке, то там все просто: одним участвующим сигнал светофора разрешает движение, другим — его запрещает.

Единственный спорный момент, это когда разворот на смене сигналов светофора будет происходить как завершение проезда перекрестка.

В соответствии с пунктом 13.7 ПДД вы имеете право выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка, а остальные не должны вам в этом препятствовать (пункт 13.8).

Также придется уступить дорогу водителю, завершающему разворот, когда ваш въезд на перекресток происходит на зеленую «стрелку», включенную одновременно с желтым или красным сигналом светофора (пункт 13.5).

Разъезд на перекрестке без светофора (выезд на перекресток, когда другой автомобиль разворачивается) рассмотрен выше по тексту.

Вот, собственно, почти все сложные ситуации взаимодействия участвующих на дороге, один из которых разворачивается.

С одной стороны, есть юридическое преимущественное право на проезд, т.е. право на первоочередное движение в соответствии с каким-то пунктом Правил.

Но в реальной ситуации это право вроде бы есть, а чтобы воспользоваться этим правом здесь и сейчас, возможности, по разным обстоятельствам, может не быть.

Поэтому, использовать свой приоритет есть смысл только тогда, когда у вас будет уверенность в том, что вам уступают дорогу.

На этом ответ вопрос «кто уступает во время разворота» можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение рассмотренной темы «выезд на дорогу» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 09.02.2023

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Проезд перекрестков. ПДД

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

13.3.Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Регулируемые перекрестки

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16 ), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Нерегулируемые перекрестки

13.9.На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5 , водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11.На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

  • Chery представит на рынке новый премиальный седан Amulet A9
  • «АвтоВАЗ» укомплектовал внедорожник Lada Niva Travel круиз-контролем

Car.ru — автомобильный портал. Покупка продажа авто, мототехники. Последние новости из автомира.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-67544 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Оцените статью