В России все чаще стали останавливать машины на дорогах для разных проверок. Отечественные автолюбители относятся к таким фактам с негодованием. И возникает вопрос: какие ведомства помимо ГИБДД имеют на это полномочия? Они ограничиваются довольно скромным перечнем, но водители должны его знать.
Причина для возмущения
В последнее время многие автомобилисты, особенно из столичного региона, жалуются на участившиеся проверки на дорогах. К тому же сотрудников правоохранительных структур стало на этих участках значительно больше.
По некоторым данным, дополнительные силы привлечены на южные магистрали, а полицейские выборочно останавливают машины и проверяют их по своим базам.
Автомобильное сообщество спорит о законности подобных остановок и интересуется, кто помимо работников ГИБДД имеет право тормозить машины на дорогах.
Представители полиции
Речь идет о сотрудниках ППС. Это одно из подразделений, как ГАИ или ОМОН, и работает на основе ФЗ «О полиции». Они имеют право останавливать машину для проверки наличия документов: страхового полиса, удостоверения и т.д.
Но для этого у них должны быть основания. И закон позволяет им тормозить машины в таких случаях:
- Профилактика или пресечение преступных действий.
- Борьба с административными нарушениями.
- Задержание лиц, подозреваемых в таких деяниях.
- Отработка заявлений о преступлениях.
Таможня
Эта организация также вправе останавливать транспорт. Здесь подразумевается официальная структура – ФТС. И ее воздействие распространяется только на грузовой транспорт. При этом работники данной службы могут сами останавливать машины только в зонах таможенного контроля вдоль государственных границ. Если снаряженная масса автомобиля больше 3,5 тонны, то пределы полномочий расширяются еще на 24 региона и Санкт-Петербург.
Во всех других ситуациях работники ФТС для остановки транспорта должны действовать совместно с представителями ГИБДД. Некоторые источники утверждают, что в ближайшем будущем такие правила модернизируются и полномочия ФТС расширятся на всю Россию. И сотрудники службы смогут работать с транспортом без привлечения ГИБДД.
Ространснадзор
В функции этой организации входит контроль над нормами грузовых перевозок. И когда есть подозрения в их нарушении, сотрудники ведомства вправе останавливать транспорт (большегрузный), причем без взаимодействия с работниками ГИБДД.
Перечень других полномочий этой структуры таков:
- Остановка автомобиля, водитель которого перевозит груз на территории РФ. Проверка допускается исключительно на стационарных постах.
- Проверка документов на перевозимые грузы.
- Остановка машин, осуществляющих международные транспортировки. Происходит на стационарных и временных постах.
Дорожные и экстренные службы
Их сотрудники не имеют права на проверку документации. И попросить водителей остановиться они могут лишь для освобождения проезжего пространства, например для проезда спецтехники или ремонтных работ.
Работники МЧС, медицинские бригады и прочие экстренные структуры требуют остановиться, чтобы проехать для устранения аварии или оказания помощи раненым. При необходимости представители этих служб вправе заблокировать ту или иную часть дороги для проезда транспорта.
ВАИ и Росгвардия
Первая – это военная автомобильная инспекция. Она обеспечивает безопасность передвижения армейского транспорта и следит за соблюдением ПДД теми, кто управляет этими машинами. При этом остановка и проверка гражданских водителей в компетенцию сотрудников этой структуры не входят.
Те же полномочия есть у сотрудников Росгвардии. Им позволено контролировать только свой служебный транспорт.
Имеют ли право сотрудники ГИБДД останавливать для проверки документов сейчас?
Причины для остановки автомобиля и последующей проверки документов сотрудниками ГИБДД в 2024 году довольно чётко прописаны в Административном регламенте Приказа №664. Однако, эти основания и сейчас вызывают споры не только среди водителей и инспекторов ДПС, но и доходят даже до Верховного суда. Всё дело в некоторой противоречивости официальной трактовки законодательства. И в статье мы рассмотрим, как это работает на практике на сегодняшний день, а также как должно быть по закону, что грозит водителю за отказ предоставить документы, какие из них ГИБДД имеют право проверять и все тонкости данного вопроса.
Остановка машины и проверка документов – в чём же сложность сегодня?
5 лет назад вступил в законную силу Приказ №664, который установил новые порядок и правила поведения сотрудников ГИБДД на дороге в виде Административного регламента. Он пришёл на смену устаревшему Приказу №185. Далее в него вносился ряд изменений и поправок. Но в целом он установил новый единый порядок двух важных для нас в этой статье вещей:
- остановки транспортного средства, в том числе оснований для того, чтобы она стала законной,
- и проверки документов со своими причинами для законности процедуры.
И, если в старом Административного регламенте были отдельные основания для остановки и отдельные – для проверки документов, то в новом последняя процедура является причиной для проведения первой.
Проще говоря, главная сложность в нашем вопросе состоит в том, что правомерным основанием для остановки транспортного средства инспектором ДПС вне стационарного поста является проверка документов. Вот только для последней тоже нужны свои основания.
Ниже мы рассмотрим подробно эти процедуры. А пока давайте сразу расставим точки и выясним, что вам будет грозить за это в 2024 году.
Меня остановили для проверки документов – как это работает на практике сейчас?
Всё достаточно просто. В подавляющем большинстве случаев сотрудник ГИБДД не будет церемониться с вашими требованиями назвать причину остановки и далее проверки документов, а повезёт «к себе в гости» с дальнейшей перспективой провести в местах для административно арестованных до 15 суток.
А вы уже дальше будете обжаловать его действия. И с большой долей вероятности безуспешно. Но далеко не во всех случаях.
Но на самом деле, работает это на примере диалога так:
– Инспектор такой-то, предъявите ваши документы!
– Назовите причину остановки моей машины.
– Проверка документов.
– А основания для этой проверки?
– Операция «Вези меня олень».
– Ознакомьте меня с документацией по данной операции!
– Документация находится на стационарном посту по такому-то адресу. Передайте для проверки ваши документы, а затем можете отправиться на данный пост и убедиться в законности операции.
И всё! Действительно, у сотрудника полиции в 2024 году есть две универсальных основания:
- проводимые спецмероприятия,
- ориентировки на ваш автомобиль или на вас как водителя.
По сути они дают полную свободу действий по правомерности требований инспектора. Однако, согласно пункту 7 статьи 5 закона О полиции, полицейский всё же обязан ознакомить водителя с документами на такие ориентировки или мероприятия. Вот только инспекторы в подавляющем большинстве считают, что ознакомить не равно предоставить их по первому требованию водителя на месте остановки. Они думают, что это означает «не препятствовать» ознакомлению. Вот только это разные вещи, как мы понимаем. Но кому от этого легче, если суды примут позицию именно сотрудника ГИБДД?!
Вас также заинтересует:
Но всё же поговорим исчерпывающе о законности всего этого.
Какие законные основания для остановки автомобиля в 2024 году?
Всего таких правомерных причин для остановки аж целых 14. Они перечислены в пункте 84 Административного регламента. Таким образом, инспектор ДПС может остановить вас на машине:
- если выявил собственными глазами или приборами признаки любых нарушений в области дорожного движения,
- при наличии ориентировок на водителя, пассажиров (как бы он их усмотрел, стоя на дороге. ) или автомобиль о причастности их к правонарушению или преступлению,
- при наличии ориентировок, что машина числится в розыске или используется после угона или хищения,
- если сидящие в машине люди являются свидетелями чего-то, и их сотруднику ГИБДД нужно опросить,
- если инспектор хочет привлечь вас в качестве понятого,
- если полицейскому нужно воспользоваться в законных целях вашим транспортным средством,
- для ограничения движения автомобилей в дорожном движении (в этом случае он выполняет роль регулировщика),
- для перекрытия движения для спецколонн других автомобилей (кортежей, к примеру),
- в целях обеспечения проезда скорой помощи, пожарных или полиции к месту ликвидации ЧС,
- если водитель или пассажиры нужны для оказания помощи другим участникам,
- в рамках спецмероприятий по снижению ДТП,
- если на дороге произошло что-то, что создаёт угрозу безопасности дорожного движения,
- проверка документов на автомобиль или груз, а также документов водителя,
- проверка паспорта у водителя или пассажиров, но только в случае их возможной причастности к преступлению, нахождению в розыске, а также для возбуждения дело об административном нарушении либо для задержания гражданина.
Обратите внимание, что это регламентированные Приказом основания для остановки. Само такое право сотрудника (вместе с правом проверки документов) реализовано подпунктом 20 пункта 1 статьи 13 закона О полиции.
Итак, жирным в этом перечне оснований для остановки автомобиля выделена именно проверка документов. Получаем, что сотрудник ГАИ имеет право остановить любую машину, просто, если ему захочется взглянуть на правомерность использования этого авто конкретным водителем? Вовсе нет! Так как для проверки документов нужны уже свои основания.
А какие причины для проверки документов?
Теперь перемещаемся к пункту 106 регламента, введённого Приказом №664. Здесь, к счастью, оснований гораздо меньше.
Законные причины для проверки документов инспекторов следующие:
- сотрудник увидел признаки нарушения ПДД или иных законов и нормативно-правовых актов (причём, он может только предполагать такое нарушение, но не безосновательно),
- аналогичное вышеописанному наличие ориентировок на водителя, пассажиров или на сам автомобиль,
- спецмероприятия по снижению ДТП и/или их последствий,
- а также при наличии оснований для остановки из пунктов 84.1-84.3 и пункта 84.11 регламента (в списке выше причин остановки это пункты 1-3 и 11).
Так правомерна ли остановка для проверки документов сейчас по новому Приказу?
Итак, что мы имеем в итоге? Два важных вывода из всего этого:
- во-первых, сотрудник ГИБДД может останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов,
- во-вторых, для проверки документов нужны свои основания.
Таким образом, получаем, что фактически законность остановки машины исходит из правомерности проверки документов сотрудником. Если инспектор не выявил признаки нарушений (ещё во время движения вашего авто до остановки), отсутствуют ориентировки и спецмероприятия, касающиеся вашего автомобиля (или отсутствуют документы от начальства ГИБДД о них), то и проверка документов незаконна. Если отсутствовало право на их проверку, то и остановка машины была неправомерна.
Важное решение Верховного суда РФ
Одним из наиболее ярких и весомых попыток осознания некорректности взаимоотношений пунктов 84.13 и 106 Административного регламента был иск одного из водителей в суд о признании противоречащими данных пунктов друг другу. Так, вероятно, водитель предполагал (прямо об этом в решение Верховного суда не указано), что право остановки автомобиля не может коррелировать с правом проверки документов. Если быть точнее, то на момент остановки машины инспектор ещё может не иметь оснований для проверки документов (например, есть ориентировки на пассажиров, но пока полицейский не остановит машину, он не разглядит в салоне авто – особенно, тонированного – похожих людей на тех, что указаны в этой ориентировке).
Речь идёт об оспаривании законности пункта 84.13 регламента. И дело дошло до Верховного суда России. Который, впрочем, не усмотрел никаких противоречий ни с пунктом 106 этого же нормативного акта, ни с Конституцией, указав буквально нижеследующее.
Довод административного истца о противоречии оспариваемого подпункта пункту 106 Административного регламента не имеет правового значения ввиду того, что оба положения являются различными частями одного и того же нормативного правового акта и имеют равную юридическую силу.
Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.
Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:
- если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
- если дорога загрязнена со стороны водителя,
- и другие причины.
То есть различие по условиям трасса/город может быть только в обязанности инспектора подойти к водителю – с какой стороны можно это сделать.
Что грозит водителю за отказ предоставить документы?
Арест до 15 суток как самое строгое наказание.
Так регулирует часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за неисполнение законного требования сотрудника полиции. Но есть здесь и другие меры наказаний. Всего их три:
- штраф от 2 000 до 4 000 рублей,
- административный арест до 15 суток,
- обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
На практике это происходит так, что вас за отказ предъявить документы могут прямо с дороги увести в отдел, назвав это доставлением. Это незаконно, если у вас с собой есть паспорт (хотя, фактически водительское удостоверение считается достаточным для составления протокола). И далее везут в суд для вынесения постановления об аресте (сами полицейские не вправе рассматривать дела по 19.3 КоАП, равно как и все дела, где водителю грозит арест).
А если не остановиться по требованию ДПС?
В этом случае на практике 2024 года тоже могут применить статью 19.3. Однако, это незаконно в данном случае.
Дело в том, что за это в действующем Кодексе предусмотрена специальная норма ответственности – часть 2 статьи 12.
А что будет сотруднику ГИБДД за неправомерную остановку?
Чаще всего ничего – мы снова о практике. Так как суды чаще встают в этом вопросе на сторону полиции, полагая, вероятно, что водитель из принципа отказался предоставить документы и поехать дальше.
Если говорить о формальностях, то последствий для инспектора может быть три.
- Штраф в размере 20 000 рублей за незаконное ограничение права передвижения гражданина по статье 12.35 КоАП РФ.
- Уголовные наказания за превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ.
- А также дисциплинарные меры от начальства, включая устное замечание, выговор и вплоть до увольнения сотрудника ГИБДД со службы.
Какие документы нужно предъявлять? Полный перечень
Так как в данном случае речь идёт об обязанностях водителя, то здесь всё просто – в силу вступает пункт 2.1.1 ПДД. В стандартных случаях вы должны предъявить 3 документа:
- водительские права,
- свидетельство о регистрации,
- полис ОСАГО.
Обратите внимание, что вы также обязаны возить с собой эти три бумаги (или файла). Однако, при отсутствии их у вас это не образует объективную сторону нарушения по статье 19.4 КоАП, предусматривающую арест, так как вы не отказываетесь выполнить требование сотрудника ГАИ. Будет уже применена более специальная норма со штрафом и штрафстоянкой в случае отсутствия СТС по статье 12.3 Кодекса.
Как правильно их передавать для проверки?
И ещё раз взглянем на пункт 2.1.1 Правил дорожного движения. Здесь прямо говорится, что вы обязаны именно передать для проверки инспектору ДПС документы. То есть дать в руки, а не предъявить, не показать.
Обратите также внимание, что пункт 53 регламента предписывает принимать документы от водителей без разного рода «железных аргументов».
В каких случаях ГИБДД могут требовать паспорт?
Выше мы перечисляли такие случаи в основаниях для остановки. Согласно пункта 84.14 Административного регламента, сотрудник имеет право потребовать для проверки паспорт в следующих ситуациях:
- если есть основания полагать, что вы совершили преступление,
- есть основания полагать, что вы находитесь в розыске,
- требуется возбуждение дела о нарушении (составление протокола),
- требуется вас задержать.
Обратите внимание, что данные условия делают законным требование паспорта не только у водителя, но и у пассажиров автомобиля.
Верховный суд одобрил проверки на дорогах. Подтверждено право инспекторов останавливать водителей вне постов ГИБДД
Верховный суд (ВС) признал законным право сотрудников ГИБДД останавливать транспорт на дороге вне постов для проверки документов даже в том случае, если водитель не нарушал правил. Это закреплено регламентом МВД, вступившим в силу в октябре 2017 года. Юрист из Перми, обратившийся с иском, считает, что норма ограничивает права граждан, провоцируя злоупотребления и коррупцию среди инспекторов. В ходе слушаний выяснилось, что в большей части субъектов РФ не осталось вообще ни одного стационарного поста ГИБДД, и полицейским в противном случае просто негде будет тормозить машины.
С иском в Верховный суд обратился юрист из Перми Константин Рудаков, оспаривая п. 84.13 регламента по надзору за дорожным движением (утвержден приказом МВД №664). В нем сказано, что инспектор имеет право остановить автомобиль для «проверки документов» водителя даже в том случае, если нарушения ПДД выявлено не было. По мнению господина Рудакова, эта норма ограничивает права и свободы граждан: она противоречит ст. 56 Конституции, в которой сказано, что отдельные ограничения прав могут быть введены «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан» и только федеральным законом. Кроме того, юрист считает, что остановка машины инспектором, по сути, приравнивается к задержанию граждан, что регулируется ст. 27.3 КоАП.
Константин Рудаков указывает на то, что возможность остановить машину без повода приводит к злоупотреблениям, провоцирует рост коррупции: «Инспектор может остановить машину только ради остановки или с целью поиска чего-то, к чему можно прицепиться». Незапланированная остановка вынуждает водителя наверстывать упущенное время, превышая скорость, что провоцирует аварийность, считает господин Рудаков.
Новый регламент по надзору за движением, напомним, введен в действие 20 октября 2017 года, о чем неоднократно сообщал “Ъ”. Водители столкнулись с рядом нововведений, в частности, отменой справки о ДТП, появлением дорожных камер в зонах проведения дорожного ремонта и т. д. Что касается оспариваемой нормы, старый регламент допускал остановку машины для проверки документов только на посту ДПС либо на дороге при проведении спецмероприятий.
Представитель МВД Сергей Кайперт заявил об «ошибочном толковании» документа. По его словам, право инспекторов останавливать авто для проверки документов заложено в ст. 13 закона «О полиции» и регламент принимался для реализации этих полномочий. Сам факт остановки машины не нарушает и не ограничивает права водителей, отметил господин Кайперт, и не имеет ничего общего с процедурой административного задержания.
Два других представителя МВД, Сергей Чушкин и Сергей Стригин, отметили, что в России функционирует всего 78 постов ДПС, большая часть из них расположена в ЦФО. В 54 субъектах федерации не осталось вообще ни одного поста, в 2011–2017 годах их было закрыло более 280.
«В последние годы ведется оптимизация численности сотрудников ГИБДД,— пояснил господин Стригин.— Поэтому право останавливать машины только на постах не позволит эффективно вести контроль. Тем более, между постами очень много дорог, люди выезжают отовсюду, многие из них могут быть без документов».
Судья Юрий Иваненко поинтересовался, каким образом инспектор выбирает в потоке авто для проверки. «На интуитивном уровне, произвольно, на усмотрение сотрудника»,— пояснил господин Стригин. Сергей Чушкин добавил, что внимание инспектора может привлечь, к примеру, «хаотическое и дерганое движение» автомобиля, который при этом ПДД не нарушает. Господин Иваненко указал на аргументацию истца о том, что норма регламента может провоцировать коррупцию и злоупотребления. Представитель Минюста Юлия Фоменко отметила, что антикоррупционную экспертизу регламент прошел, нарушений не найдено.
Господин Иваненко отказал в удовлетворении иска, оставив регламент в силе. Связаться с господином Рудаковым “Ъ” в понедельник не удалось. Адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько считает, что перспектив у истца не было изначально. «Правила обязывают водителя иметь при себе и передавать сотрудникам полиции документы, никаких ограничений по месту предъявления закон не содержит,— пояснил он “Ъ”.— Ни в ПДД, ни тем более в законе “О полиции” нет указаний на территорию и место реализации полицейскими полномочий».
Кто имеет право останавливать транспортное средство?
2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
(п. 2.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. N 686 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры».
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N 824, от 04.12.2018 N 1478)
Имеет ли право участковый остановить водителя для проверки документов?
Водителя на дороге останавливает инспектор. Дело привычное. Но что если машину для проверки документов тормозит… участковый? Имеет ли он право? С одной стороны, он также является сотрудником МВД. Но является ли он аналогом инспектора ДПС по своему функционалу? Давайте выясним.
И начать нужно, как говорится, с начала. То есть обратиться к действующему законодательству. И выяснить, какими же правами и обязанностями обладают такие сотрудники полиции. И главное — могут ли они отвечать за безопасность дорожного движения.
Согласно действующему законодательству
А согласно действующему законодательству соблюдение Правил дорожного движения на российских дорогах контролирует Госавтоинспекция (она же — ГИБДД), которая, в свою очередь, является структурным подразделением МВД.
Таким надзорным правом Госавтоинспекция наделена Законом о полиции (Федеральным законом № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года), а также Административным регламентом МВД, утвержденным ведомственным Приказом № 664 от 23 августа 2017 года.
И нюанс в том, что указанные нормативно-правовые акты регулируют именно функциюнадзора за безопасностью дорожного движения. Другими словами, безопасность на российских дорогах обеспечивается не только работниками ГИБДД.
Но касается ли это участковых? Тут самое время обратиться к Приказу МВД № 205 от 29 марта 2019 года. Согласно пункту 10.5 этого документа, обязанности участкового, помимо прочего, заключаются в государственном надзоре за безопасностью дорожного движения.
То есть контролировать соблюдение ПДД участковый может. Но как именно? Уточним его полномочия.
Вправе ли участковый останавливать транспортные средства?
Да, он может требовать от водителя остановиться. И водитель обязан это сделать. Четкой формулировки именно в такой постановке («участковый потребовал — водитель остановился») действующее законодательство не содержит, однако подобный вывод является обоснованным и логичным. Объясним, почему.
В соответствии с пунктом 2.4 Правил дорожного движения, правом останавливать машины наделены регулировщики. Кто эти люди? Согласно пункту 1.2 ПДД, регулировщиками являются, помимо прочего, работники полиции.
Согласно Приложению № 1 к Приказу МВД № 205 от 29 марта 2019 года, участковые уполномоченные также являются полицейскими. А их полномочия по контролю безопасности дорожного движения прописаны пунктом 29 Административного регламента.
Итак, регулировщик и участковый — это полицейские. А полицейские, согласно пункту 20 статьи 13 Закона о полиции, вправе останавливать автомобили в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, водители должны подчиняться требованию об остановке, исходящему не только от инспектора ДПС и регулировщика, но также участкового уполномоченного.
Впрочем, любое требование об остановке должно быть четко обосновано. Ни инспектору, ни участковому не позволено тормозить автомобили просто так — лишь потому, что захотелось это сделать.
Перечень законных оснований для остановки содержится в пункте 84 Административного регламента МВД. Как правило, водителей тормозят для проверки документов. Другими распространенными причинами являются совершенные административные нарушения (к примеру, выезд на встречку) и наличие ориентировки на транспортное средство.
Кстати, по поводу ориентировки. Согласно части 7 статьи 5 Закона о полиции вы имеете полное право ознакомиться с ней. И всё же вам могут и не показать ориентировку, сославшись на устный ее характер или отсутствие при себе.
И это будет совершенно законно, поскольку Административный регламент такой обязанности для инспектора не устанавливает, хотя, повторимся, не ограничивает вас в этом праве. Другими словами, после вашей просьбы ознакомить с документом инспектор спокойно может послать вас… нет, не туда, куда вы могли подумать, а на стационарный пост или в подразделение ГИБДД.
Может ли участковый остановить авто для проверки документов?
Согласно подпунктам 84.13 и 84.14 Административного регламента, участковый (если он действующий сотрудник полиции) имеет на это полное право.
Кроме того, пункт 2.1.1 Правил дорожного движения предписывает водителю по требованию полицейского предъявить права, СТС и ОСАГО. Полномочия для такой процедуры заложены пунктом 31 Административного регламента МВД.
Впрочем, для проверки нужны основания. Они указаны в пункте 106 Административного регламента МВД.
Так, участковый вправе проверять документы:
- в случае нарушения ПДД;
- наличия ориентировки либо других сведений об участии транспортного средства в дорожно-транспортном происшествии или совершении водителем административного правонарушения либо уголовного преступления;
- использовании машины при совершении противоправных действий;
- наличия автомобиля в базе розыска;
- для профилактики ДТП либо административных правонарушений.
Приведенный перечень нуждается еще в одном дополнении. Ранее мы указывали, что, согласно подпункту 84.13 Административного регламента МВД, участковый может остановить вас, чтобы проверить документы. То есть целью остановки машины может быть проверка документов.
И тут появляется некий замкнутый цикл, когда причина постоянно меняется со следствием. Так, в случае с остановкой транспортного средства причиной была проверка документов. Здесь же причиной (основанием) проверки документов становится факт остановки транспортного средства.
Подобный юридический казус, тем не менее, вполне логично выглядит в глазах судей, поэтому воспользоваться им для обжалования причины остановки вы не сможете.
Проверка водителя на опьянение
В соответствии с пунктом 2.3 ПДД, водителю надлежит пройти медосвидетельствование на опьянение по требованию должностного лица.
Согласно Закону о полиции, участковый является должностным лицом. Как отмечали ранее, пунктом 10.5 Приказа МВД № 205 такое должностное лицо вправе контролировать безопасность дорожного движения.
Из этого следует вывод, что водитель обязан выполнить законное требование участкового о прохождении проверки на опьянение.
С другой стороны, такое требование обретает законность лишь при наличии признака (или признаков) опьянения, например, запаха алкоголя или несвязной речи — согласно пункту 227 Административного регламента МВД. Тогда водитель получает предложение дунуть в алкотестер или прямо на месте сдать мочу для определения наркотиков.
Отметим, что подобные инициативы участкового являются именно предложением — требовать сдать анализы он не может. Поэтому ничего не мешать вам отказаться это делать.
Но тогда участковый вправе направить вас для освидетельствования в медучреждение — согласно пункту 234 Административного регламента МВД. При этом вы будете отстранены от управления транспортным средством (обязательное требование для этой процедуры — двое понятых либо видеофиксация), затем участковый составит протокол о направлении вас на медосвидетельствование, после чего вызовет ДПС или отвезет в медучреждение на служебной машине.
В реальности не каждый участковый ходит по району с сертифицированным алкотестером. И если такой правоохранитель, подозревая опьянение и не имея «трубочки», сразу направляет вас на освидетельствование в медучреждение, то грубо нарушает порядок, установленный правительственным Постановлением № 475 от 26 июня 2008 года. Такие действия стража порядка незаконны, поэтому оспорить их в суде не составит труда.
Оформление аварии
Тут всё зависит от того, является ли авария дорожно-транспортным происшествием.
В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, дорожно-транспортное происшествие является событием, возникшим при движении хотя бы одного автомобиля.
Таким образом, повреждение припаркованной во дворе машины открывшейся дверцей другого авто — это не ДТП. Тут налицо порча имущества. И вот такие дела оформляются как раз участковым — он опросит участников, осмотрит место события, составит протокол, изымет при необходимости записи камер наблюдения.
В случае же реального ДТП участковый не вправе оформлять аварию самостоятельно. Его полномочия ограничиваются звонком в ГИБДД, установлением участников происшествия, вызовом (при необходимости) бригады скорой помощи или пожарных.
Вынесение штрафов
Будучи сотрудником полиции, участковый вправе рассматривать административные дела и выписывать штрафы нарушителям. Но и здесь свои ограничения.
Административный кодекс, точнее, подпункт 9 части 2 статьи 23.3 этого нормативного акта, ограничивает штрафное право участкового (именно участкового, а не сотрудников полиции вообще) за конкретные нарушения ПДД.
Так, можно оформить протокол:
- в случае управления машиной, которая не зарегистрирована в ГИБДД — согласно статье 12.1 Административного кодекса. Правда, лишение прав — это прерогатива суда, и здесь участковый (если не ограничивается денежным взысканием) передает материалы на рассмотрение мировому судье;
- выявления нечитаемых госномеров, за что водитель подвергается штрафу 500 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.2 КоАП. Если же но́мера нет вообще либо он видоизменен, то виновника ждет 5-тысячный штраф либо перевод в статус пешехода на 1–3 месяца согласно части 2 статьи 12.2 Административного кодекса;
- езды без документов или передачи руля «бездокументному» водителю — здесь штрафы варьируются от 500 рублей до 3000 рублей согласно частям 1, 2, 3 статьи 12.3 Административного кодекса (санкции накладываются на собственника транспортного средства);
- несоблюдения правил учебной езды — предупреждению либо наказанию 500 рублей подвергается водитель-инструктор в соответствии со статьей 12.22 Административного кодекса;
- нарушения требований перевозки пассажиров — виновнику, согласно статье 12.23 КоАП, грозит «вилка»: от 500-рублевого штрафа до 6-месячного лишения прав;
- несоблюдения правил движения по дворовой территории — в этом случае московским и питерским водителям грозит штраф 3000 рублей (согласно части 2 статьи 12.28 КоАП), автомобилисты других регионов раскошеливаются на 1500 рублей (в соответствии с частью 1 статьи 12.28 Административного кодекса);
- 29 Административного кодекса;
- нарушения ПДД пешеходами, пассажирами либо велосипедистами, при котором созданы помехи машинам, — виновники раскошеливаются на 1000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.30 Административного кодекса.
Отметим, что по указанным статьям участковый имеет право не просто оформлять протоколы, но рассматривать дела прямо на месте происшествия и, опять же, на месте выписывать штрафы, то есть выносить постановления о нарушении. Либо ограничиваться предупреждением — тоже в письменной форме.
В любом другом случае полномочия участкового ограничиваются возбуждением административного дела с оформлением соответствующего протокола, то есть рассматривать дела по другим нарушениям ПДД и самостоятельно штрафовать нарушителей он уже не вправе.
Может ли участковый осматривать, досматривать и обыскивать машины?
Перечисленные действия являются не «звеньями одной цепи», а самостоятельными процедурами. Поэтому каждую из них нужно рассматривать отдельно.
Так, осмотромназывается процесс визуального обследования машины, в ходе которого, согласно пункту 197 Административного регламента, сверяются с регистрационным документами маркировочные обозначения (включая VIN -код) и проверяется груз на соответствие накладным. Осматривать автомобиль может любой работник МВД, в том числе участковый.
Что касается досмотра, то он является более тщательным обследованием. Тут уже можно передвинуть вещи, которые находятся в салоне авто; заглянуть в «бардачок»; опустить сиденье. Такие манипуляции, согласно части 1 статьи 27.9 Административного кодекса, совершаются для поиска предметов, которые использованы или могут быть использованы при совершении правонарушений.
Может ли участковый досматривать автомобиль? Да, но только в случае рассмотрения дел, перечисленных выше (разрешенных подпунктом 9 части 2 статьи 23.3 Административного кодекса). Любые иные ситуации сужают полномочия участкового до вызова инспекторов ГИБДД либо следственной группы.
Особняком среди осмотра и досмотра стоит обыск. Почему особняком? Потому что представляет собой процедуру, возможную лишь при возбуждении уголовного дела. Обыск является легитимным исключительно при наличии ордера, право получения которого имеется только у следственных органов. Это значит, что ни инспектор, ни участковый не имеют права обыскивать автомобиль.
Вправе ли участковый задержать и доставить в отдел?
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 27.3 Административного кодекса, участковый, являясь должностным лицом МВД, обладает полномочиями на задержание (то есть временное ограничение свободы граждан), дабы обеспечить своевременное и объективное рассмотрение дела.
И в данном случае не имеет значения, вправе ли сам участковый рассматривать то или иное дело. Даже если он ограничен составлением протокола, а не оформлением постановления, то все равно может задерживать и доставлять нарушителей в отдел или зал суда.
Порядок обжалования действий участкового
Он точно такой же, как и при обжаловании действий инспектора ГИБДД.
Вся процедура обжалования начинается с того, что вы фиксируете противоправные действия, нарушающие ваши права. То есть включаете камеру и снимаете всё, что происходит, не прерывая запись.
Одновременно с этом дозваниваетесь до полиции (короткий номер — 102 или 112) и сообщаете о противоправных действиях участкового.
По окончании общения с участковым обращаетесь с жалобой в письменной форме:
- на имя начальника отдела МВД по месту службы участкового;
- руководителя Управления собственной безопасности (УСБ МВД);
- в городскую или региональную прокуратуру;
- районный суд.
Вы можете лично прийти и подать жалобу. В этом случае ваша копия заявления должна быть «украшена» входящим номером, подписью и печатью прокуратуры либо канцелярии МВД (в зависимости от того, куда подаете бумагу). Если же вы решили воспользоваться «Почтой России», то направляете ценное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении.