Кто не подлежит постановке на воинский учет

Первоначальная постановка граждан на воинский учет проводится в целях установления их численности, категории годности к военной службе по состоянию здоровья, образовательного уровня и приобретенной специальности, профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям, обучению в военно-учебных заведениях и учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, проведения предварительного распределения их по видам Вооруженных Сил, родам войск, другим войскам, воинским формированиям и органам.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется комиссией по постановке граждан на воинский учет с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, производится повестками военного комиссариата.

Вручение гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, в которых граждане работают (учатся), как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных учреждениях.

Граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях, вызываются, как правило, по группам (классам) в один день. Для этой категории граждан дни явки устанавливаются военным комиссариатом по предварительному согласованию с руководителями образовательных учреждений.

Граждане, вызываемые для первоначальной постановки на воинский учет, обязаны лично прибыть в отдел военного комиссариата (на призывной пункт), имея при себе соответствующие документы.

При первоначальной постановке граждан на воинский учет проводится медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

Мероприятия социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования могут проводиться заблаговременно в период подготовки к первоначальной постановке граждан на воинский учет в военном комиссариате или образовательных учреждениях с привлечением психологов этих учреждений.

Заключение о профессиональной пригодности граждан к подготовке по военно-учетным специальностям и обучению в военно-учебных заведениях и учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования выносится непосредственно при их первоначальной постановке на воинский учет.

В ходе работы комиссии по постановке граждан на воинский учет на основании изучения представленных документов, бесед с гражданином, с учетом рода его занятий, имеющейся специальности (профессии), образования, результатов медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора проводится предварительное предназначение граждан, годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями, по видам Вооруженных Сил, родам войск, другим войскам, воинским формированиям и органам. При этом приоритет должен отдаваться предназначению граждан в войска с повышенными требованиями к состоянию здоровья, физическому развитию, морально-деловым качествам и общеобразовательной подготовке.

Комиссией выявляются граждане:

• имеющие основания для освобождения от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу;
• не подлежащие призыву на военную службу;
• имеющие основания для предоставления им отсрочки от призыва на военную службу;
• нуждающиеся в медицинском обследовании (лечении). Такие граждане могут направляться в медицинские организации на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза либо лечения;
• желающие поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования;
• проходящие подготовку в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования по военно-учетным или родственным специальностям;
• годные по состоянию здоровья и другим данным для обучения по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях общественных объединений, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
• годные по состоянию здоровья и другим данным для прохождения военной службы в режимных воинских частях;
• желающие заменить военную службу альтернативной гражданской службой и причины, побудившие к этой замене.

Выводы, заключения и соответствующие отметки записываются в учетную карту призывника и лист изучения призывника.

На воинский учет решением комиссии по постановке граждан на воинский учет ставятся все граждане, подлежащие постановке на воинский учет и прошедшие комиссию, проживающие (зарегистрированные по месту проживания или месту пребывания) на территории соответствующего муниципального образования, независимо от категории их годности к военной службе по состоянию здоровья, в том числе и направленные решением комиссии на медицинское обследование.

В отношении граждан, признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, комиссия принимает решение о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении их в запас, а в отношении граждан, признанных не годными к военной службе, — о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса об освобождении их от исполнения воинской обязанности. В отношении граждан, направленных на медицинское обследование, решение о годности к военной службе принимается после прохождения ими медицинского обследования и повторного прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учет.

Гражданину, первоначально поставленному на воинский учет, в день прохождения комиссии под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Ему разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, доводятся порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии.

В случае уклонения гражданина от постановки на воинский учет извещается орган внутренних дел о необходимости обеспечения его явки на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан, обучающихся в суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, военно-музыкальных училищах и кадетских корпусах, создаваемых Правительством Российской Федерации, производится военным комиссариатом по месту дислокации училища на общих основаниях. Дни явки граждан, обучающихся в данных училищах, устанавливаются военным комиссаром по согласованию с командованием училища.

Граждане, предъявившие в ходе изучения жалобы на состояние здоровья (а также при наличии соответствующего заявления их родителей), до начала работы призывной комиссии могут быть в установленном порядке направлены на амбулаторное или стационарное медицинское обследование. При необходимости уточнения диагноза на медицинское обследование до начала призыва могут быть направлены граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет не годными, ограниченно годными или временно не годными к военной службе по состоянию здоровья.

Граждане на мероприятия по первоначальной постановке на воинский учет вызываются повестками.

Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

РАЗДЕЛ IОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Воинская обязанность

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой:

гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, — в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;

гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

(Пункт в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)

2. Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами — по призыву;

гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, — в добровольном порядке (по контракту);

гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

(Пункт в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 07.11.2000 № 135-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.04.2004 № 29-ФЗ)

Почитать  Можно ли вернуть выплаты по кредиту

5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 07.11.2000 № 135-ФЗ)

Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы

1. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(Статья в редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности

1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) от военных комиссариатов;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение пяти дней со дня изменения соответствующих сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или при наличии технической возможности с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — Портал государственных и муниципальных услуг (функций), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, в течение трех рабочих дней, в том числе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций);

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Военные комиссариаты направляют вызовы (повестки) в организации в отношении граждан — работников таких организаций в письменной и (или) электронной форме.

2. В случае, если руководитель государственных органа либо организации или муниципального органа уведомлен военным комиссариатом, в том числе в электронной форме, о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы в таких органе либо организации, заключения, указанного в пункте 11 статьи 28 настоящего Федерального закона, данный руководитель обязан уведомить в письменной форме на бумажном носителе либо электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной службы или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения.

3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете и переехавших на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования предыдущего места жительства, либо зарегистрированных по месту пребывания на срок более трех месяцев, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс, содержащий сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета (далее — государственный информационный ресурс);

предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс;

предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс;

осуществлять розыск и при наличии законных оснований задерживать граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, лиц, самовольно оставивших воинскую часть либо место прохождения военной службы, если в отношении указанных граждан осуществляется уголовное преследование, а в случае возбуждения дел об административных правонарушениях о неисполнении гражданами обязанностей по воинскому учету, в том числе по получению повестки, или об уклонении граждан от медицинского освидетельствования либо медицинского обследования при обращении должностных лиц военных комиссариатов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, доставлять граждан, совершивших указанные правонарушения, в служебные помещения органов внутренних дел (полиции) или помещения органов местного самоуправления сельского поселения и применять иные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.

4. Федеральная налоговая служба обязана предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, из Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс.

41. Сведения о государственной регистрации смерти и перемены имени, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти и перемене имени, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляются в военные комиссариаты способами, в порядке, сроки и составе, которые установлены Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», и в государственный информационный ресурс. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 27.01.2023 № 4-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 437-ФЗ)

5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс.

6. Федеральные суды обязаны предоставлять в электронном виде в двухнедельный срок со дня вынесения соответствующего решения (приговора, постановления, определения) в военные комиссариаты сведения о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы, и в государственный информационный ресурс. (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 437-ФЗ)

7. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обязан предоставлять необходимые для ведения воинского учета сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс.

8. Медицинские организации обязаны предоставлять в электронном виде органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимые для ведения воинского учета сведения о состоянии здоровья граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. Указанные сведения органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны предоставлять в электронном виде в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, который обеспечивает сбор таких сведений и их передачу в электронном виде в государственный информационный ресурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 437-ФЗ)

9. Центральная избирательная комиссия Российской Федераци

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

Согласно части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В целях реализации гражданами своего конституционного долга и исполнения воинской обязанности государством осуществляется воинский учёт допризывной молодёжи.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка на воинский учёт граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учёт, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Должностные лица организаций, в которых работают или обучаются граждане, по возрасту подлежащие первоначальной постановке на воинский учёт, обязаны обеспечить им возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учёт. В случае, если подлежащий постановке на воинский учёт не работает и не учится, при получении повестки военного комиссариата он обязан лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт организует медицинское освидетельствование граждан, определяет их годность к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учётным специальностям и принимает решение о постановке гражданина на воинский учёт. Председатель комиссии или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учёту.

Первоначальная постановка на воинский учёт граждан мужского пола, по каким-либо причинам не поставленных на воинский учёт в указанные сроки, а также получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

В документы воинского учёта вносятся сведения о фамилии, имени и отчестве, дате рождения, месте жительства и месте пребывания, семейном положении, образовании, месте работы, годности к военной службе по состоянию здоровья, профессиональной пригодности к подготовке по военно-учётным специальностям, владении иностранными языками, наличии военно-учётных и гражданских специальностей, спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания, возбуждении или прекращении в отношении гражданина уголовного дела, наличии судимости, а также основные антропометрические данные и иные сведения, сбор, хранение, использование и распространение которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Почитать  Как перевести ребенка в другую школу необходимые документы

Поставленным на воинский учёт выдаются удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, по форме, установленной Министерством обороны Российской Федерации. В паспортах граждан военными комиссариатами и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (только при замене в установленном порядке паспортов граждан Российской Федерации) производятся отметки об их отношении к воинской обязанности.

Граждане, подлежащие воинскому учёту, обязаны:

состоять на воинском учёте по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, – в органах местного самоуправления;

являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии;

явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования;

бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а в случае его утраты в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства для решения вопроса о получении удостоверения взамен утраченного.

Гарантированное частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных законом случаях, не является основанием для отказа от первоначальной постановки на воинский учёт, поскольку решение о замене военной службы альтернативной гражданской службой принимается призывной комиссией после достижения гражданином, поставленным на воинский учёт, призывного возраста.

Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту, уклонение от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учёт, умышленные порча или утрата удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, влечёт административную ответственность, предусмотренную статьями 21.5, 21.6, 21.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностные лица, не исполняющие возложенные на них законом обязанности по обеспечению первоначальной постановки на воинский учёт и ведению воинского учёта граждан допризывного возраста, привлекаются к административной ответственности по статьям 21.1 – 21.4 КоАП РФ.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

Дата публикации:

11 сентября 2018, 00:00

Воинский учёт граждан, не достигших призывного возраста

Согласно части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В целях реализации гражданами своего конституционного долга и исполнения воинской обязанности государством осуществляется воинский учёт допризывной молодёжи.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка на воинский учёт граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учёт, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Должностные лица организаций, в которых работают или обучаются граждане, по возрасту подлежащие первоначальной постановке на воинский учёт, обязаны обеспечить им возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учёт. В случае, если подлежащий постановке на воинский учёт не работает и не учится, при получении повестки военного комиссариата он обязан лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт организует медицинское освидетельствование граждан, определяет их годность к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учётным специальностям и принимает решение о постановке гражданина на воинский учёт. Председатель комиссии или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учёту.

Первоначальная постановка на воинский учёт граждан мужского пола, по каким-либо причинам не поставленных на воинский учёт в указанные сроки, а также получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

В документы воинского учёта вносятся сведения о фамилии, имени и отчестве, дате рождения, месте жительства и месте пребывания, семейном положении, образовании, месте работы, годности к военной службе по состоянию здоровья, профессиональной пригодности к подготовке по военно-учётным специальностям, владении иностранными языками, наличии военно-учётных и гражданских специальностей, спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания, возбуждении или прекращении в отношении гражданина уголовного дела, наличии судимости, а также основные антропометрические данные и иные сведения, сбор, хранение, использование и распространение которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Поставленным на воинский учёт выдаются удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, по форме, установленной Министерством обороны Российской Федерации. В паспортах граждан военными комиссариатами и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (только при замене в установленном порядке паспортов граждан Российской Федерации) производятся отметки об их отношении к воинской обязанности.

Граждане, подлежащие воинскому учёту, обязаны:

состоять на воинском учёте по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, – в органах местного самоуправления;

являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии;

явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования;

бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а в случае его утраты в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства для решения вопроса о получении удостоверения взамен утраченного.

Гарантированное частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных законом случаях, не является основанием для отказа от первоначальной постановки на воинский учёт, поскольку решение о замене военной службы альтернативной гражданской службой принимается призывной комиссией после достижения гражданином, поставленным на воинский учёт, призывного возраста.

Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту, уклонение от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учёт, умышленные порча или утрата удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, влечёт административную ответственность, предусмотренную статьями 21.5, 21.6, 21.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностные лица, не исполняющие возложенные на них законом обязанности по обеспечению первоначальной постановки на воинский учёт и ведению воинского учёта граждан допризывного возраста, привлекаются к административной ответственности по статьям 21.1 – 21.4 КоАП РФ.

Воинский учет

Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном.

Организация воинского учета в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОИНСКОГО УЧЕТА

Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

ВОИНСКОМУ УЧЕТУ В ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТАХ, ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПОДЛЕЖАТ:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

Почитать  Перекрытие дороги общего пользования

б) граждане, пребывающие в запасе:

мужского пола, пребывающие в запасе;

уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса или в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

прошедшие альтернативную гражданскую службу;

женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению.

НЕ ПОДЛЕЖАТ ВОИНСКОМУ УЧЕТУ В ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТАХ, ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ГРАЖДАНЕ:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

б) проходящие военную службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ

Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

а) состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных федеральных органах исполнительной власти;

б) являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии;

в) явиться при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в 2-недельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

г) сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования;

д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;

е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВОИНСКОГО УЧЕТА

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ДОКУМЕНТЫ ВОИНСКОГО УЧЕТА И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

Документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

В паспортах граждан Российской Федерации военными комиссариатами и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (только при замене в установленном порядке паспортов граждан Российской Федерации) производятся отметки об их отношении к воинской обязанности в порядке и по образцам, которые установлены Министерством обороны Российской Федерации.

ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СБОРОВ

Порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов.

Первоначальная постановка на воинский учет: кто подлежит, когда и как осуществляется

На фоне приближающегося начала осеннего призыва мы решили подробно рассказать о том, как проводится первоначальная постановка на воинский учет и кому стоит быть готовым к прохождению своей первой призывной комиссии.

Что такое первоначальная постановка на воинский учет

Первоначальная постановка на воинский учет – это процедура внесения гражданина России в списки будущих призывников, а также предварительное определение его годности к военной службе, которая обычно проводится в военкомате. Кроме того, она нужна для установления численности таких граждан и определения их уровня образования, здоровья, а также их профессиональной пригодности. Кроме того, эта процедура подготавливает граждан к будущим призывным мероприятиям на срочную службу.

Кого касается первоначальная постановка на воинский учет

Посетить мероприятия по первоначальной постановке на воинский учет обязаны все граждане мужского пола России (либо граждане женского пола, если они получили военно-учетную специальность) которым скоро исполнится (или уже исполнилось) 17 лет. Осуществляет эту процедуру особая комиссия, состав которой определяется главой местной администрации.

Мероприятия по постановке проходят с 1 января по 31 марта, в тот год, когда гражданину России исполняется 17 лет. Обычно организацию этой процедуры берёт на себя школа или иное учебное заведение для подростков. Мальчиков, которым должно исполниться 17 лет в один год (чаще всего это все мальчики в классе) организовано отводят в военкомат, либо в другое место, на которое возложена задача вести первичный воинский учёт. При этом те граждане, которые не обучаются в учебных заведениях, также получают повестки и обязаны пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учёт. Такие повестки вручаются лично сотрудниками военкоматов.

Отметим, что раньше для прохождения первоначальной постановки на воинский учет гражданину необходимо было лично явиться в военкомат. Однако в 2024 году Госдума одобрила законопроект, который разрешает осуществлять этой процедуру без личной явки.

Если же гражданину всё же придётся посещать военкомат лично, ему необходимо будет взять с собой несколько документов – паспорт, свидетельство о рождении с копиями, справку с места жительства и о семейном положении, справку с места учебы или работы, фотографии (6 штук в размере 3*4), документ об образовании с копией, документы о состоянии здоровья, спортивное квалификационное удостоверение с копией (при выполненном 1-м спортивном разряде по военно-прикладному виду спорта), удостоверение о прохождении подготовки в военно-патриотических объединениях с копией (если было прохождение этой подготовки).

Как проходит первоначальная постановка на воинский учет

Прибыв в военкомат, мальчики проходят медицинское освидетельствование, а также мероприятия по профессиональному психологическому отбору. При этом социально-психологическое тестирование, а также психологическое и психофизиологическое обследование может быть проведено ещё до визита в военкомат на первоначальную постановку на воинский учёт. Обычно эти мероприятия проводятся в учебных учреждениях с помощью сотрудников-психологов, но в некоторых случаях тесты могут также проводиться на территории военкомата.

Помимо этого, на первоначальной постановке на воинский учёт гражданам необходимо будет пройти медкомиссию. Она включает в себя осмотр целым рядом разных врачей, которые по итогам освидетельствования составляют медицинское заключение. Цель медицинской комиссии во время этой процедуры – предварительно определить пригодность каждого гражданина к прохождению срочной военной службы. Если из-за своего состояния здоровья гражданин может быть зачислен в запас, либо вообще освобождён от военной обязанности, медкомиссия выносит на рассмотрение военкомата вопрос о зачисления гражданина в соответствующую категорию призыва. Важно отметить, что итоги медкомиссии во время первоначальной постановки на воинский учёт не являются окончательным решением. Каждый призывник обязан будет снова пройти медкомиссию в 18 лет, где военкомат примет уже окончательное решение о присвоении гражданину категории годности к военной службе.

В результате всех психологических и медицинских обследований, призывная комиссия выносит своё решение по каждому гражданину, который прошёл первоначальную постановку на воинский учёт. Это решение может говорить о том, что гражданин годен к военной службе, годен с незначительными ограничениями, временно не годен к военной службе и нуждается в лечении, ограниченно годен к военной службе (следующей призывной комиссии рекомендуется зачислить этого гражданина в запас), либо вовсе не годен к военной службе (следующей призывной комиссии рекомендуется освободить этого гражданина от исполнения воинской обязанности).

Помимо этого, на гражданина также составляют личное дело и учетную карту. В личное дело вносятся результаты медицинского и психологического обследования, а также информация о личных качествах, интересах, образовании и случаях привлечения к уголовной или административной ответственности. После составления дела военкомат берёт документ к себе на хранение – он потребуется, когда на гражданина начнёт распространяться призыв на срочную службу.

В завершении процедуры комиссия выдаёт каждому будущему призывнику удостоверение гражданина, который подлежит призыву на военную службу. Это удостоверение выдаётся вне зависимости от результатов прохождения медкомиссии, а также под личную подпись. В самом документе разъясняются правила воинского учета, а также возможная ответственность за их нарушение. Кроме того, в документе указывается предварительный срок следующей явки в военкомат, во время которой состоится прохождения призывной комиссии.

На этом процедура прохождения первоначальной постановки на воинский учёт заканчивается. С этого момента прошедший это мероприятие гражданин считается призывником. Следующая встреча с призывной комиссией должна будет состояться, когда гражданину исполнится 18 лет – на ней будет вынесено окончательное решение о присвоении призывнику категории годности.

Оцените статью