Теперь можно ухаживать за своими инвалидами и пожилыми за оплату!Государство дает на это деньги, финансирует по программе СДУ
Так как старыми в будущем будут все люди, значит это касается всех нас граждан России. Все ли в курсе о том, что у нас в стране действует нац. проект» Демография»? Если нет, то пожалуйста, почитайте! Государственное финансирование уже идет.
Речь о том, что разрабатывается жизненно, важная система помощи старикам и инвалидам, инвалидам детства. Правительство и Минтруд разрабатывает программу СДУ (систему долговременного ухода), согласно которой близкие родственники смогут получать за работу по уходу за людьми с ограниченными возможностями достойные зарплаты и будут трудоустроены. Сейчас пока разрабатываются типовые стандарты, дающие определение насколько зависим инвалид или престарелый человек от помощи других и насколько способен сам себя обслуживать. Разрабатываются способы определения параметров через призму которых будут рассматриваться люди. Уже есть «Регламент проведения типизации», который будет определять 57 характерных описаний состояний человека. В нем расписано под какую степень системы долговременного ухода подходит человек.
- Дорогие читатели! Чтобы узнать о своих правах и какие льготы положены именно Вам, задайте вопрос нашему дежурному специалисту на сайте:https://vselg.ru/soc-vopros. Это бесплатно
Как организована работа служб СДУ?
В СДУ будут и должны быть привлечены на работу штат работников администраторов, к которым будет стекается информация от сиделок, соц. работников, мед. организации, а также друзей, родственников, знакомых о людях, для составления картины типажа человека которому нужно помочь. Процедура определения способности к самообслуживанию будет проходить по месту жительства с участием не менее 2 специалистов «типизаторов», то есть специалистов, определяющих степень возможностей человека к самообслуживанию. Также будет проводиться собеседование с инвалидом либо пожилым человеком и демонстрации действий способностей выполнять одевание переодевание, умывание и т.д., будут обращать внимание на наличие горшка рядом с кроватью. Но это все мелочи. Таки пусть уже определяют! Описание и характеристики должны включить в себя всю информацию о состоянии здоровья человека, оценить его условия проживания, уровень зажиточности семьи, наличие в семье помощников-родственников.
Специалисты типового определения способностей человека будут заполнять формуляры, в которых ими будут присваиваться оценки в баллах, реально будет охвачено 57 возможных состояний людей. После оформления нужных бланков информация будет занесена в электронную базу программы СДУ. Таким образом будет создана информационная база на всех людей нуждающихся в уходе и для оплаты их родственникам каких либо вменяемых денег.
Процедура определения типа или степени, и категории людей для тяжелых инвалидов планируется проводиться раз в год, для других раз — в полтора года. Социальные работницы по уходу, сиделки подают отчетность руководителям о жизни подопечных и их семей. Администраторы ведут контрольные проверки с посещением клиентов.
Главная мысль этого проекта в том, что близкие и родственники людей с ограниченными возможностями, будут работать в СДУ и получать за свой труд деньги, во все надлежащие фонды с этих сумм будут перечисляться налоги и отчисления.
Очень важно, что уже действует стоимость времени часа по уходу – 335 рублей.
Формула оплаты рассчитывается следующим образом: берется 335 рублей умножается на 28 часов в неделю, затем на 4 недели в месяце, что составит в общей сумме 37520 рублей. Кому сколько положено, будут определять отталкиваясь от этой формулы. При этом монетизация услуг не рассматривается, а только трудоустройство близких и родственников в систему СДУ, либо будет предоставляться посторонний человек от патронажной организации СДУ с такой же оплатой труда.
Вот такие работы ведутся в направлении повышения оплаты по уходу за людьми с ограниченными возможностями на данный момент.
Более того, проект уже в действии, а не на уровне разговоров и уже должны бы быть положительные примеры подвижек
Создаются службы и уже работают под эгидой нац. проекта «Демография», бюджетным фондом «Старость в радость»
В нем уже участвуют р. Бурятия, Волгоградская и Воронежская области, Камчатский край, Кемеровская, Кировская и Костромская области, р. Мордовия, г. Москва, Новгородская, Новосибирская и Рязанская области, Ставропольский край, республика Татарстан, Тамбовская, Тульская и Тюменская области, Алтайский край
В 2021 году к пилотному проекту присоединятся еще шесть регионов: в Амурской области, Забайкальском крае, Нижегородской области, Приморском крае, Самарской области, Ульяновской области. И так далее по всей стране должен внедриться этот проект.
У вас остались вопросы?
Или вам требуется юридическая помощь? Задайте вопрос юристу нашего сайта. Помощь юриста бесплатна и анонимна!
>>ЗАДАТЬ ВОПРОС
Чтобы знать свои права, подпишитесь на канал и поставьте лайк на данную публикацию!
Уважаемые читатели, Вы знали об этом наиважнейшем проекте? Кто-нибудь уже ощутил эту реальную помощь? Отзовитесь! Расскажите как все происходит. Поделитесь своим мнением на эту тему👇
Как нанять сиделку для недееспособного гражданина через социальную защиту
Дома находится больной или нетрудоспособный родственник и вы не можете постоянно за ним ухаживать? Это решаемо, поскольку на помощь может прийти сиделка от социальной защиты. Должна ли сиделка целый день помогать по дому, гулять и готовить кушать? Окажет ли она медицинскую помощь при необходимости? Нужно ли оплачивать ее услуги? Рассмотрим детально ответы на все вопросы.
Какие основания для найма сиделки❓
Кому положена сиделка от социальной защиты, прописано в 15 статье ФЗ 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
✅ Социальный работник положен:
☑ инвалиду, независимо от возраста;
☑ если гражданин не может самостоятельно передвигаться, обслуживаться и выполнять необходимые жизненные потребности в результате наступившего заболевания или полученной травмы;
☑ гражданам пенсионного возраста после 80 лет;
☑ участникам ВОВ, бывшим детям-узникам концлагерей, участникам боевых действий, героям СССР или РФ, героям труда.
Какие документы нужны для оформления сиделки❓
Воспользоваться услугами сиделки можно после подачи полного пакета документов и получения одобрения. Пакет документов подается в территориальный орган социальной защиты самостоятельно или через доверенное лицо. В последнем случае потребуется предъявить нотариальную доверенность.
К пакету документов потребуется приложить заявление, которое можно заполнить от руки самостоятельно по образцу, который представлен далее. Если нет возможности заполнить заявление заранее, то форму выдаст уполномоченный сотрудник социальной службы, после принятия полного пакета документов.
Список документов:
- паспорт, кому необходимо предоставить социального работника;
- пенсионное удостоверение;
- справка из поликлиники;
- справка из пенсионного фонда о размере пенсии;
- удостоверение ветерана ВОВ или инвалида;
- выписка из паспортного стола о месте регистрации;
- справка о составе семьи;
- доверенность, если обращается третье лицо.
Обратите внимание! Приняв документы, уполномоченный сотрудник проверяет их и регистрирует заявку. Также уполномоченный сотрудник социальной службы может проверить условия проживания обратившегося. Поэтому нельзя препятствовать социальному работнику, который хочет посмотреть условия проживания и составить соответствующий акт.
После рассмотрения документов, в течение 10 дней, выносится положительное решение или отказ. В последнем случае потребуется уточнить причину и при необходимости обратиться в суд, для отстаивания своих прав.
В случае получения положительного решения заключается договор сроком на 1 год, с возможностью автоматической пролонгации (продление). В договоре прописываются права и обязанности каждой стороны.
Почему могут отказать в предоставлении сиделки от государства❓
Государственные органы имеют право отказать обратившему человеку в предоставление социального работника. Распространенная причина – если с нетрудоспособным человеком на одной территории проживают трудоспособные родственники. По мнению государства, они могут ухаживать за ним. Также получить отказа смогут граждане с некоторыми заболеваниями.
Нетрудоспособные граждане получат отказ, при наличии:
- туберкулеза;
- эпилепсии, которая сопровождается постоянными припадками;
- расстройства психики, с частыми рецидивами;
- гангрене конечностей;
- инфекционного или венерологического заболевания, которое в стадии обострения.
Что должен делать социальный работник❓
На практике возникают многочисленные споры, связанные с обязанностями социального работника. Стоит отметить, что все обязанности и полномочия сотрудника социальной службы прописаны в нормативных документах и договоре. Выполнять бесплатно требования, которые не входят в список, сотрудник службы не обязан. В таком случае можно обговорить возможность их выполнения на платной основе.
Обязанности сиделки:
☑ приобретение продуктов питания и средств гигиены за счет денег нуждающегося;
☑ приготовление пищи и кормление;
☑ оплата коммунальных платежей;
☑ уборка в квартире;
☑ контроль за приемом лекарственных препаратов;
☑ оказание помощи в госпитализации;
☑ помощь в гигиенических процедурах.
Важно! Многие нуждающиеся проживают в частном доме, где нет отопления и воды. В таком случае социальный работник в холодное время года обязан помогать отапливать печь. В любое время соцработник должен приносить воду.
Может ли обязанности социального работника выполнять родственник❓
Да, такая возможность существует и установлена указом президента России «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами».
С 1 июля 2008 года родственник или иное доверенное лицо, которое берет на себя обязанности социального работника, может рассчитывать на получение ежемесячной компенсации в размере 500 – 1200 рублей.
Эта компенсация ежемесячно перечисляется к пенсии нетрудоспособного лица, за которым осуществляется уход. Пенсионер сам решает, как отдавать деньги тому, кто заботится о нем.
Важно! Перепоручить уход за собой могут только инвалиды 1 группы, дети-инвалиды первой группы в возрасте до 18 лет и граждане пенсионного возраста после 80 лет.
В рамках закона не каждый может осуществлять уход за нетрудоспособным лицом. Компенсация полагается при условии, если человек, осуществляющий уход, не работает, не получает пособие по безработице или пенсию. Человек, который будет осуществлять уход должен предъявить паспорт, копию трудовой книжки и иные документы по запросу социального работника.
Получается, недееспособные граждане РФ могут воспользоваться помощью социального работника. Для этого потребуется подготовить полный пакет документов заполнить заявление и обратиться в фонд социальной защиты.
В рамках закона можно доверить уход другому человеку. Для этого также потребуется собрать документы и получить одобрение. В этом случае пенсионеру будет начисляться от 500 до 1200 рублей, которые он может отдавать человеку, который будет выполнять обязанности соцработника.
Что полагается инвалиду 1 группы и лежачему больному от государства
На территории Российской Федерации существуют определенные льготы для особой категории граждан. Чаще всего сюда относятся лица, обладающие физическими ограничениями. Каждый потерпевший должен знать, какие льготы положены инвалиду первой группы, и как их получить, действуя по закону.
Кто и как получает инвалидность первой группы
Государство оказывает поддержку во многих аспектах жизни. Чтобы их получить, необходимо знать, какие льготы положены инвалидам первой группы. В первую очередь – это поддержка в сфере работы, образования, медицинской помощи и социальной адаптации ограниченных граждан. Если ситуация касается лежачего больного, то предусматривают дополнительные услуги.
Оформить ее могут люди при следующих случаях:
- отсутствие возможности обеспечить самообслуживание;
- ситуации, подразумевающие постоянный контроль со стороны посторонних лиц;
- плохое ориентирование в пространстве и во времени;
- нарушение в психологическом поведении;
- Невозможность самостоятельно передвигаться.
Каждый из описанных случаев подвергается проверки. Обычно оформить инвалидность первой группы удается людям, имеющим проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Граждане неспособные передвигаться самостоятельно, чаще всего лежачие. Подобные ситуации приводят к тому, что больной не способен делать элементарные вещи без посторонней помощи.
Присвоить инвалидность может только специальная медицинская экспертиза. Причем статус не назначается на всю жизнь. Его необходимо подтверждать каждые два года. Исключением являются случаи, официально подтверждающие постоянную беспомощность. Но только при наличии соответствующих справок и истории болезни.
Что положено инвалиду первой группы от государства
Разобравшись в правилах оформления, стоит выяснить, что полагается инвалиду 1 группы от государства. Как было сказано выше, помощь оказывается в различных сферах жизни:
1. Финансовая. Лицам, не достигшим пенсионного возраста, предполагается ежемесячное пособие. На 2018 год его сумма составила 2974 рубля. Выплачиваются они из средств Пенсионного фонда. Что касается пенсионеров, то для них эта суммы возрастает и достигает 11903 рубля. Также недееспособные граждане вправе получить компенсационные выплаты – 3137, 6 рублей ежемесячно. Если больной не в состоянии получить деньги самостоятельно за него это могут сделать официальные опекуны.
- Бесплатное получение лекарственных средств;
- Бесплатный проезд в общественном транспорте;
- Обеспечение собакой поводырём;
- Путевка в профилакторий или санаторий;
- медицинское обслуживание;
- скидка на оплату электроэнергии;
- протезы, коляски, специальную обувь;
- скидки на авиабилеты;
- бесплатное протезирование зубов.
Все можно получить, предоставив, соответствующий документ.
3. Образовательная. Инвалиды первой группы могут претендовать на бесплатное обучение в колледжах, техникумах, институтах, университетах. Также им полагается увеличенная стипендия, выдача бесплатной литературы.
4. Жилищная. Подразумевается улучшение жилищных условий. Например, обустройство пандуса или расширение дверных проемов. Освобождение от налога на имущество и 50% скидка на оплату коммунальных услуг.
Каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Поэтому для уточнения информации необходимо обратиться в соответствующие организации.
Что полагается лежачему больному от государства
Важно также знать, что полагается лежачим больным. Ведь это уже совершенно другой случай, требующий особого подхода.
Дополнительное пособие выплачивается лицу, ведущему уход за больным. Его размер составляет 1200 рублей. Кроме этого, социальный работник обязан каждый месяц приносить пострадавшему необходимые медикаменты. В противном случае инвалид вправе подать жалобу. Во всем остальном льготы остаются прежними.
В особо тяжелых случаях государство обязано предоставить сиделку. Однако на практике подобное осуществляется редко. Причиной этому отсутствие действительно квалифицированных работников и нежелание самих родственников отдавать заботу о своем близком человеке кому-то чужому.
Заключение
Основная проблема заключается в том, что люди не обладают необходимыми знаниями. Чаще они не требуют от государства того, что положено им по закону. В конечном итоге вынуждены брать на себя всю ношу.
Чтобы подобного не произошло, стоит всегда обращаться к профессионалам, интересовать и добиваться своего. Конечно, оформление инвалидности подразумевает особые хлопоты, но они того стоят. А родственники должны помочь человеку оформить инвалидность и получить государственные льготы.
Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
Дата подписания: 18.07.2019Опубликован: 22.07.2019
Вступает в силу: 01.07.2020
Принят Государственной Думой 9 июля 2019 года
Одобрен Советом Федерации 10 июля 2019 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1999, N 29, ст. 3693; 2001, N 33, ст. 3426; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4596; 2012, N 29, ст. 3990; 2013, N 27, ст. 3460; 2014, N 49, ст. 6928;2016, N 1, ст. 14; 2017, N 23, ст. 3227; N 24, ст. 3485; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 61; N 11, ст. 1591) следующие изменения:
1) пункты 7 и 8 статьи 4 признать утратившими силу;
а) дополнить новой частью восьмой следующего содержания:
«Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.»;
б) часть восьмую считать частью девятой;
3) часть первую статьи 8 изложить в следующей редакции:
«Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.»;
4) часть четвертую статьи 9 признать утратившей силу;
а) часть девятую изложить в следующей редакции:
«На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.»;
б) дополнить частями десятой — тринадцатой следующего содержания:
«В целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в установленном порядке в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — заявление).
Оператор федерального реестра инвалидов обеспечивает, в том числе посредством информационного взаимодействия с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размещение в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использование и предоставление этих сведений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В федеральном реестре инвалидов размещаются сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом, или одного транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида, при этом оператор обеспечивает возможность их изменения.
Места для парковки, указанные в части девятой настоящей статьи, не должны занимать иные транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения.».
Статья 2
Пункт 16 части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179) признать утратившим силу.
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Пункты 1, 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого инвалиду (его законному или уполномоченному представителю) предоставляется возможность подачи заявления для размещения сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, в федеральном реестре инвалидов, а также допускается применение опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования, который выдается в целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации В. Путин
Кто по закону обязан содержать инвалида
МЧС России
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Министерство
- О Министерстве
- Структура Министерства
- Комиссии, консультативные и совещательные органы
- Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации
- Учреждения системы МЧС России
- История МЧС
- Кадровое обеспечение
- Мероприятия МЧС России
- Открытое Министерство
- Информационные ресурсы
- Ведомственные СМИ
- Профессиональные праздники
- Безопасность граждан
- Гражданская оборона
- Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- Профилактическая работа и контрольно-надзорная деятельность
- Координация деятельности территориальных органов
- Оказание финансовой помощи населению, пострадавшему от ЧС
- Международное сотрудничество
- Социальная защищенность сотрудников МЧС России
- Информационные системы, банки данных, реестры, регистры
- Медико-психологическое обеспечение МЧС России
- Аттестация и аккредитация
- Противодействие коррупции
- Противодействие терроризму
- Ведомственная наука
- Финансы и закупки
- Пресс-центр
- Спорт в МЧС России
- Работа с обращениями граждан
- Регистрация туристских групп
- Государственные услуги
- Итоги деятельности МЧС России
- Добровольчество (волонтерство) в МЧС России
- Государственная поддержка СОНКО в МЧС России
- Федеральные конституционные законы
- Федеральные законы
- Указы Президента РФ
- Постановления Правительства РФ
- Распоряжения Правительства РФ
- Нормативные правовые акты МЧС России
- Нормативные правовые акты Министерств и Ведомств
- Своды правил
- Национальные и межгосударственные стандарты
- Методические материалы
- Сведения о признании судом недействующими нормативных правовых актов МЧС России
- Порядок обжалования нормативных правовых актов
- Проекты актов, разрабатываемых МЧС России
- Государственные и федеральные целевые (ведомственные) программы
- Юридическим лицам
- Перечень обязательных требований
- Комиссии, консультативные и совещательные органы
- Контакты пресс-служб МЧС России
- Контакты ГУ МЧС России по субъектам РФ
- Контакты ГУ МЧС России по субъектам РФ, осуществляющих надзорные функции в области государственного пожарного надзора
- Список «Единых телефонов доверия» по субъектам РФ
- Контакты Центров ГИМС ГУ МЧС России
- Список телефонов приемных структурных подразделений ЦА
- Учреждения системы МЧС России
- Информация для СМИ
Труд инвалидов
В сфере трудовых правоотношений законодательно установлены определенные гарантии инвалидам. На федеральном уровне из права регулируют Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В частности, Законом № 181-ФЗ предусмотрено обязательное создание квот для приёма на работу инвалидов (в зависимости от среднесписочной численности персонала у каждого работодателя). При этом в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых признаны вредными или опасными.
На основании ст. 21 Закона № 181-ФЗ каждый субъект федерации самостоятельно устанавливает такую квоту. В квоту нельзя включать профессии и должности с вредными или опасными условиями труда. Кроме того, при определении работ, запрещенных для инвалидов, необходимо пользоваться Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. №163. Важно! В зависимости от численности работников квота может составлять от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников (численность работников больше 100 человек) или составлять не более 3 процентов среднесписочной численности (численность работников от 35 до 100 человек). От соблюдения установленной квоты освобождаются работодатели — общественные объединения инвалидов или образованные ими организации. На основании ст. 20 Закона № 181-ФЗ работодатель обязан произвести резервирование рабочих мест, пригодных для труда инвалидов. При исполнении указанной нормы необходимо пользоваться Постановлением Минтруда России от 8 сентября 1993 г. N 150 «О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда». Если квотирование обязывает работодателя создавать рабочие места для инвалидов, то резервирование запрещает ему принимать на созданные в счёт квоты рабочие места лиц без инвалидности. На основании ст. 22 Закона № 181-ФЗ работодатель должен организовать рабочие места для инвалидов таким образом, чтобы их труд был максимально безопасным и комфортным. Выделенные в пределах квоты вакансии для инвалидов и специальные рабочие места – это не одно и то же. Их количество может не совпадать. Однако количество специально обустроенных рабочих мест не должно превышать количество мест по квоте. Приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 г. № 685н утверждены основные требования к оснащению специальных рабочих мест с учетом нарушений функций инвалидов. Важно! Работодатель обязан оборудовать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с их минимальным количеством, установленным субъектом Российской Федерации. Локальные акты работодателя, коллективные договоры, трудовые договоры не могут содержать положения, ухудшающие положение инвалидов или содержать дискриминационные условия.
А. Гарантии работникам. Важно! Работодатель обязан соблюсти следующие гарантии для инвалидов: 1) создание необходимых условий для труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ст. 216.1 Трудового кодекса РФ); При установлении специального режима труда запрещается создавать работающему инвалиду условия, ухудшающие положение инвалида по сравнению с другими работниками. Важно! Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательным для исполнения работодателем документом. 2) установление сокращенной продолжительности рабочего дня (смены) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ч. 1 ст. 94 Трудового кодекса РФ); 3) установление сокращенной продолжительности рабочей недели; Важно! Продолжительность рабочей недели для инвалидов 1 и 2 группы не может быть более 35 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 Трудового кодекса РФ). Для инвалидов 3 группы продолжительность рабочей недели определяется согласно индивидуальной программы реабилитации. Как подённо распределить эти 35 часов в неделю зависит от ИПР и медицинского заключения . При этом заработная плата, а также все социальные права и льготы за лицами такой категории сохраняется в полном объеме. 4) предоставление ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска; Важно! Ежегодный оплачиваемый отпуск для инвалидов составляет 30 календарных дней, исходя из 6 дневной рабочей недели (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). 5) оплата труда за сокращенное рабочее время как за нормальную продолжительность рабочего времени; 6) соблюдение порядка привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113, ч. 2 ст. 167 Трудового кодекса РФ). Важно! Работник-инвалид может привлекаться к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздничные дни, направляться в командировки только с его согласия, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья к выполнению работы и при наличии письменного подтверждения об ознакомлении работника со своим правом отказаться от выполнения такой работы. 7) предоставления отпуска без сохранения заработной платы. Важно! Продолжительность такого отпуска составляет до 60 календарных дней в году. Инвалидам-чернобыльцам ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется в удобное для них время, равно как и дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней. Важно! Если после переосвидетельствования группа инвалидности меняется, условия труда такого работника подлежат корректировке.
Б. Гарантии работодателям. Работодатель должен оборудовать специальные рабочие места для инвалидов на свои средства. При переводе инвалида по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую должность, за ним сохраняется средний заработок по прежней работе в течение одного месяца со дня перевода. А если перевод был связан с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, прежний заработок сохраняется до установления инвалидности либо до выздоровления работника. Эти выплаты относятся к расходам на оплату труда, т.е. включаются в себестоимость продукции.
Работники-инвалиды: что должен знать работодатель
Расскажем об особенностях трудоустройства граждан-инвалидов и предоставления им дополнительных гарантий и льгот.
Стать экспертом кадрового учета — легко!
Мы создали курс профессиональной переподготовки «Кадровик с нуля до профи: все навыки от ТК до 1С: ЗУП» , в котором научим с нуля всем тонкостям кадрового учета: от приема и увольнения сотрудников по новым правилам 2024 года до ведения воинского учета и работе в 1С: ЗУП.
Квоты
- при численности работников в организации свыше 100 человек работодатель должен зарезервировать вакантные места для инвалидов в количестве от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;
- при численности работников от 35 человек (включительно) до 100 человек (включительно) для работодателя устанавливается норма не выше 3% от среднесписочной численности работников.
Причем при расчете квотированных мест для инвалидов запрещено включать работников, которые заняты на вредных или опасных условиях труда. Полное освобождение от квот получают лишь организации, созданные общественными объединениями инвалидов, уставный/складочный капитал которых состоит из вклада этих объединений.
Каждый месяц работодателю необходимо отчитываться перед органами занятости о соблюдении квоты: какова численность трудоустроенных инвалидов, сколько имеется свободных мест для трудоустройства инвалидов. Форма и сроки подачи сведений о выполнении квоты в каждом субъекте могут устанавливаться самостоятельно, поэтому работодателям рекомендуется для начала обратиться в службу занятости населения для уточнения данной информации.
Если работодатель нарушит соблюдение норм по квотам для занятости инвалидов, то ему грозит применение санкционных мер со стороны государства, а именно:
- в случае, если не созданы или не выделены рабочие места в пределах квоты, а также если работодатель неправомерно отказал в приеме на работу инвалида, то за такое нарушение полагается штраф для должностных лиц от 5000 руб. до 10 000 руб. согласно ст. 5.42 КоАП РФ;
- если же работодатель по каким-то причинам не сообщает в службу занятости информацию о наличии свободных мест для инвалидов, то за несообщение таких сведений для должностных лиц положен штраф от 300 руб. до 500 руб., а для организаций штраф составляет от 3000 руб. до 5000 руб., согласно ст. 19.7 КоАП РФ.
Порядок приема
При трудоустройстве инвалида работодатель в общеустановленном порядке должен запросить у него такие документы как: паспорт (документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку, СНИЛС, дипломы об окончании учебных заведений, документ воинского учета (для мужчин и военнообязанных лиц) и пр. (перечень указан в ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Однако для подтверждения инвалидности требуются еще два важных дополнительных документа:
- справка, выданная комиссией МСЭ (медико-социальной экспертизы), в которой указывается группа инвалидности и степень ограничения трудовой деятельности;
- ИПР (индивидуальная программа реабилитации или абилитации) — именно в соответствии с этой программой работодатель должен предоставить необходимые условия труда человеку с ограниченными возможностями. Работодатель благодаря данной программе может убедиться, что человеку, претендующему на вакантное место, условия работы не противопоказаны ему по состоянию здоровья. Если имеются какие-либо противопоказания (недопустимый уровень шума, загазованность и пр.), то работодатель на законных основаниях может отказать инвалиду в трудоустройстве. При этом в направлении службы занятости необходимо отметить причину отказа.
Но важно учитывать, что если устройство на работу инвалида происходит не в рамках квоты и для занимаемой вакансии не предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника, то инвалиду не обязательно предоставлять вышеперечисленные два документа, он это может сделать по желанию, и в связи с этим может быть принят на работу на общих основаниях, без предоставления льгот.
Льготы и налоговый вычет
В ст. 23 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 указаны некоторые гарантии труда инвалидов. К ним относятся:
- сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю для инвалидов I и II группы, при этом сохраняется полная оплата труда;
- работодатель может привлекать инвалидов к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также в ночное время, но только с согласия самого сотрудника и если это не запрещено ему по медицинским показаниям;
- всем инвалидам работодатели обязаны предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней;
- кроме того, в ст. 128 ТК РФ прямо указано о праве работника-инвалида в предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году. По письменному заявлению сотрудника работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск;
- особая категория инвалидов-чернобыльцев имеет право на дополнительный ежегодный отпуск в 14 календарных дней, который должен оплачиваться органами соцзащиты населения.
Важно понимать, что льготы работнику-инвалиду будут полагаться с момента предоставления им соответствующих документов: справки с указанием инвалидности и ИПР. Если работник не приносит документы, то работодатель не в праве их самостоятельно истребовать и, соответственно, нет основания для предоставления льгот. Такого мнения придерживаются суды: апелляционные определения Московского городского суда от 16.01.2015 по делу № 33—636/15, Ставропольского краевого суда от 09.12.2015 по делу № 33—8284/15.
Также отдельно хотелось бы добавить и про налоговый вычет. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ, инвалидам-чернобыльцам, инвалидам ВОВ, инвалидам радиационной аварии на производственном объединении «Маяк» и инвалидам из числа военнослужащих положен налоговый вычет в размере 3000 руб. в месяц. А в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ инвалидам с детства и инвалидам Iи IIгруппы полагается ежемесячный налоговый вычет в размере 500 руб.
Сокращение, отстранение от обязанностей, перевод и увольнение
В ст. 73 ТК РФ указаны ситуации перевода, увольнения и отстранения от обязанностей сотрудников-инвалидов. Так, если по медицинским показаниям работник-инвалид больше не способен выполнять свои трудовые обязанности, то работодатель обязан с письменного согласия самого работника перевести его на другую работу с подходящими условиями труда. Выполнение данного условия со стороны работодателя направлено исключительно в интересах работника и в целях сохранения его здоровья.
Однако в ситуации, когда сотруднику необходим временный перевод на срок до четырех месяцев, а у работодателя нет соответствующей работы, то работодатель на указанный в медзаключении срок обязан отстранить сотрудника от работы с сохранением за ним должности. При этом зарплата в период отстранения не начисляется сотруднику.
А в случае если работнику нужен перевод по состоянию здоровья на срок свыше четырех месяцев или и вовсе на постоянной основе, то при его отказе о переводе либо же отсутствия у работодателя соответствующего вакантного места, то трудовой договор расторгается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
В случае же сокращения численности работников предприятия для инвалидов отсутствуют какие-либо привилегии, под сокращение они попадут в общем порядке.
- трудоустройство инвалидов
- права инвалидов
- защита прав инвалидов