Лазейки в целевом договоре

С 1 мая 2024 года вступают в силу изменения в законе «Об образовании» — на целевое обучение будут принимать по новым правилам.

В статье расскажем об основных изменениях в законе. У вас еще есть время, чтобы подготовиться к поступлению с гарантированным трудоустройством.

Что изменится в правилах целевого приема и обучения

Целевое обучение студентов — не новый способ получить образование. Его основные положения прописаны в ст. 56 и 71.1 закона «Об образовании в РФ».

С 1 мая 2024 года начнут действовать изменения, они касаются расшифровки термина «целевое обучение», правил целевого приема и обучения.

Целевое обучение — это способ получить профессиональное образование с последующим трудоустройством.

Иными словами, будущий студент заключает договор с работодателем. По этому договору работодатель обязуется принять работника в штат после обучения. А работник обязуется отработать на предприятии оговоренный срок.

Выгода от целевого обучения очевидна для обеих сторон: работодатель получает квалифицированные кадры, а студент — место на бюджете и гарантированное трудоустройство.

Основные изменения коснутся:

  • порядка заключения договора;
  • содержания договора;
  • способа поиска заказчика на целевое обучение;
  • перечня заказчиков целевого обучения.

Что изменится в правилах целевого приема и обучения

Основные положения в законе До 1.05.2024 После 1.05.2024
Срок заключения договора До зачисления абитуриента После зачисления абитуриента и до начала учебного года
Стороны договора Основные стороны — гражданин и заказчик. Третьей стороной может выступать образовательная организация и работодатель. Основные стороны — гражданин, заказчик и образовательная организация, которая следит за успеваемостью студента и прохождением практики. В качестве третьей стороны можно включать работодателя.
Количество заключаемых договоров Несколько Один договор — абитуриент подает заявление в один вуз на одну образовательную программу.
Срок отработки после обучения Минимальный срок — три года Минимальный срок — три года. Максимальный срок — пять лет.
Способ поиска заказчика на целевое обучение Абитуриент самостоятельно ищет информацию о потенциальном заказчике на разных ресурсах, договаривается с ним о целевом обучении. Заказчик размещает предложение о целевом обучении на единой государственной платформе «Работа России» . Информация доступна всем желающим.

Перечень заказчиков целевого обучения расширен. Ранее в него входили органы власти разных уровней, госучреждения и компании, предприятия с госучастием, предприятия оборонно-промышленного комплекса и сельхозпроизводители.

С 1 мая 2024 года к уже имеющимся категориям добавят:

  • резидентов территорий опережающего развития, особых экономических зон, зон территориального развития, Арктической зоны, свободного порта Владивосток;
  • участников проекта «Сколково», международного медицинского кластера, инновационных научно-технологических центров, военного инновационного технополиса «Эра».

Заказчиками не могут быть организации и граждане, прямо или косвенно связанные с недружественными странами, а также иноагенты. Перечень недружественных стран утвержден Правительством РФ. Реестр иностранных агентов публикует Минюст.

Абитуриенты, которые поступают в 2024 году, ориентируются на прежние положения закона. У остальных есть год, чтобы изучить новые правила — они начинают действовать с 2024-2025 учебного года.

Как искать предложения о целевом обучении

В России Минтрудом разработана и действует Единая цифровая платформа «Работа России». Это большая база вакансий и резюме соискателей. С 1 мая 2024 года заказчики целевого обучения должны будут публиковать свои предложения на платформе.

Информация будет находиться в свободном доступе. Абитуриент сможет выбрать предложение в любом регионе страны. В ближайшее время Минобрнауки дополнительно разработает подзаконные акты, которые подробнее разъяснят механизм размещения предложений.

Какую информацию абитуриент найдет в предложении заказчика:

  • кем и где он будет работать после обучения;
  • где будет проходить целевое обучение;
  • какие меры поддержки он получит во время учебы;
  • какие требования предъявляет заказчик к студенту, с которым заключает договор, и какие санкции предусмотрены за их несоблюдение;
  • как связаться с заказчиком.

Абитуриент выбирает предложение и подает заявку — электронно (через «Госуслуги») или в бумажном варианте (напрямую заказчику или образовательной организации).

Абитуриент может одновременно подать заявления на целевое обучение и на участие в общем конкурсе.

В первом случае заявку можно подать только в один вуз и на одну образовательную программу.

Во втором — в пять вузов на пять направлений подготовки в каждом (если правила не изменят к 2024-2025 учебному году). Вузы могут установить меньшее количество направлений.

Что в новых правилах хорошо, а что — не очень

Преимущества целевого обучения для абитуриента сохраняются и в новой трактовке закона.

  1. Поступление в образовательную организацию по отдельному конкурсу для целевиков, а не по основному конкурсу. Можно пройти с меньшим количеством баллов по ЕГЭ.
  2. Практику можно проходить по будущему месту работы и совершенствовать навыки под руководством наставника.
  3. Студент может воспользоваться мерами поддержки, например, получить стипендию, место в общежитие, бесплатный проезд к месту учебы.
  4. Гарантированное трудоустройство после получения образования.

Изменения в законе добавили дополнительные плюсы.

  • Легче найти и выбрать заказчика — все предложения публикуются на одном ресурсе. Абитуриент может посмотреть условия и выбрать будущее место работы в любом регионе РФ.
  • Список потенциальных заказчиков становится шире — в него добавили значимые для страны организации и направления развития.
  • Автоматизированный документооборот — сведения об абитуриенте с платформы «Работа в России» автоматически передаются на суперсервис «Поступи в вуз онлайн» — портал для подачи заявлений о приеме в вуз.

Недостатки. Но есть и минус — абитуриент может заключить только один договор на целевое обучение. Это ограничивает выбор. Цена ошибки становится выше.

Почитать  Кто имеет право на обязательную долю в наследстве

Абитуриент должен четко определиться с профессией и местом будущей работы на несколько лет вперед. Отказаться работать у заказчика после окончания вуза можно, но затратно — придется компенсировать все расходы.

Если не получается найти заказчика и заключить договор на целевое обучение, можно оформить кредит наличными в Ак Барс Банке и оплатить обучение в вузе.

Для зарплатных клиентов при страховании жизни и здоровья действует кредитная ставка от 10,1% годовых. На кредитном онлайн-калькуляторе рассчитайте сумму ежемесячного платежа.

Целевикам прикроют лазейки

К заключению договоров на обучение хотят привлечь министерства

Саратовским абитуриентам, которые претендуют на обучение по целевому направлению, разрешат выбирать район области, в котором можно будет проходить отработку образования. С таким предложением выступил губернатор Роман Бусаргин. Также к заключению целевых договоров хотят подключить профильные министерства и устранить пробелы, позволяющие отказываться от отработки и избегать штрафов за это. Депутаты призывают тщательнее контролировать и отслеживать исполнение целевых договоров.

Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран

Саратовским студентам предложат выбор, где работать после окончания вуза по целевому направлению

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Саратовским студентам предложат выбор, где работать после окончания вуза по целевому направлению

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин представил свои предложения по решению проблем в сфере целевого обучения студентов. Комментарий по этой теме появился в соцсетях главы региона 18 января. Главной проблемой господин Бусаргин считает «закрытость и неоднозначный механизм» — абитуриенты и их родители не до конца понимают принцип целевого обучения, отметил он.

Губернатор предложил создать единую базу целевого обучения, доступ к которой будет иметь любой. «В ней будет указан полный список доступных целевых направлений по разным профилям по всем территориям. Формировать такой перечень нужно, исходя из потребностей районов в кадрах»,— считает ­чиновник.

Еще одно предложение главы областной администрации касается возможности выбора организации, в которой будущий выпускник сможет работать, в том числе в другом районе. «Для примера: студент проживает на территории Аткарского района, однако в будущем планирует переехать в Турковский район. По новой системе он сможет взять направление именно в учреждение Турковского района вне зависимости от места проживания на данный момент. Там он и будет обязан отработать установленный период»,— заметил Роман Бусаргин.

Третье предложение губернатора касается изменения сторон, которые участвуют в заключении договора на целевое обучение. По мнению господина Бусаргина, их должны заключать «не сами учреждения, а профильные министерства (здравоохранения, образования, культуры и т.д.)». Он также сказал, что существуют пробелы в типовом договоре на целевое обучение, которые позволяют отказываться от отработки и избежать штрафов за это. «Такие лазейки должны быть закрыты»,— резюмировал ­губернатор.

Несколько дней назад глава региона пригласил присоединиться к работе комиссии по изучению ситуации со студентами-целевиками Саратовскую государственную юридическую академию. Роман Бусаргин попросил ректора вуза Екатерину Ильгову «включиться» в работу комиссии и помочь в формировании единого нормативно-правового документа для целевого ­направления.

Постановление о созыве комиссии по расследованию фактов неисполнения студентами-целевиками своих обязательств Роман Бусаргин подписал неделю назад. Ее возглавил вице-губернатор — руководитель аппарата губернатора области Игорь Пивоваров. Члены комиссии должны разобрать каждый случай отказа работать по целевому на­правлению.

Факты были выявлены во время прокурорской проверки, которая идет с прошлого года. В надзорном ведомстве уточнили, что из 147 саратовских студентовцелевиков, окончивших, в частности, СГМУ имени Разумовского, работать в районы поехали 37%. По другим высшим образовательным заведениям цифры меньше, поскольку и студентовцелевиков в них меньше: в СГУ по целевому направлению в прошлом году выпустились 15 человек, в ПИУ им. Столыпина — ­четверо.

Начальник отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере облпрокуратуры Антон Родвиков пояснял «Ъ», что обучившиеся по целевому направлению студенты должны отработать три года в месте, откуда они были направлены, но проверка показала, что они выпускаются, расторгают договоры о целевом обучении, оплачивают штрафы (порядка 150 тыс. руб.) и идут работать, куда хотят, уезжают в крупные города, в том числе в Москву.

В течение прошлого года в регионе на разных уровнях обсуждалась ситуация с обучением по целевым направлениям.

Как сообщила на семинаре на заводе им. Серго Орджоникидзе в конце прошлого года замминистра образования региона Людмила Григорьева, по целевым направлениям в области обучается 3641 человек, еще 657 было выпущено в 2022 году. Однако, несмотря на расширение целевого приема на некоторые специальности, популярностью они не пользуются. В частности, такая проблема имеется в сфере педагогики. На совете ректоров в октябре зампред — министр образования региона Михаил Орлов заявил, что прием на педагогические специальности по целевому направлению вырос, однако он в два раза меньше квоты: в 2022 году прием на педагогические специальности по целевым договорам составил 86 человек при имеющейся квоте на 173 места. Всего в прошлом году региону была выделена квота в 1,6 тыс. целевых бюджетных мест.

Квоту приема на целевое обучение ежегодно устанавливает правительство РФ. В среднем она составляет 10% от общего числа бюджетных мест на определенные направления подготовки. В типовом документе, опубликованном на сайте СГТУ, указано, что заказчиком целевого обучения могут быть органы власти и местного самоуправления, учреждения, госкорпорации и гос­компании, предприятия ОПК, хозяйственные и акционерные общества, в которых присутствует доля ­государства.

Почитать  Можно ли отсудить наследство, если есть завещание

В СГУ имени Чернышевского, СГЮА, СГМУ имени Разумовского и СГТУ имени Гагарина на запросы «Ъ» по поводу подготовки специалистов по целевым направлениям в течение рабочего дня не ответили.

Источник в минобразования региона отметил, что, если ведомство обяжут участвовать в заключении договоров на целевое обучение, оно «будет это делать», но представить, в какой форме это может происходить, трудно, «поскольку никаких документов еще нет».

Депутат Саратовской облдумы Сергей Гладков («Единая Россия») считает, что в первую очередь нужно «отслеживать и контролировать» исполнение целевых договоров. «Сейчас и на уровне государства, и на уровне регионов создаются условия и для развития системы первичного звена здравоохранения, и по поддержке молодых специалистов, в том числе на селе. Создать привлекательное рабочее место на селе — это наша задача, и мы ее в рамках своих полномочий исполняем. Но нужно отслеживать и контролировать исполнение целевых договоров. Главное, чтобы не было злоупотреблений»,— отметил господин Гладков.

  • Коммерсантъ (Саратов) №10 от 20.01.2023

«Целевой набор превратился в лазейку для нечистых на руку чиновников»

Система целевого обучения в вузах работает плохо. Такое мнение высказал премьер Дмитрий Медведев. Он указал на то, что часто будущие работодатели так и не дожидаются молодых специалистов. Получается, что бюджетные деньги на их обучение потрачены впустую. Глава правительства не считает верным возвращение к советской практике распределения выпускников, но полагает, что точечные меры в этом направлении все же нужны.

Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ / купить фото

«В отдельных отраслях, в отдельных регионах с особыми условиями дополнительные меры по закреплению кадров предпринять необходимо. Систему нужно настроить таким образом, чтобы университеты готовили действительно востребованных профессионалов, а регионы и работодатели могли найти нормальных специалистов. Сейчас в половине договоров о целевом приеме для молодого специалиста не предусмотрены меры социальной поддержки, а в большинстве случаев в таких соглашениях вообще не указан срок, в течение которого выпускник обязан отработать на предприятии. Получается, что трудоустройство вообще не предполагается или можно отработать фиктивно — хоть один день. В результате бюджетные деньги потрачены, а государственные структуры не дождались молодого специалиста», — заявил Медведев.

Можно ли удерживать молодых специалистов в регионах, не используя принудительное распределение? Глава Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин убежден, что делать это необходимо, поскольку нынешняя система целевого набора в университеты сильно коррумпирована.

«Правильное решение. Давно необходимо вернуть целевой набор в те правовые рамки, в которых он задумывался. Все договоры заключаются по целевому набору, без этого деньги просто не направляются, они потом в мусорную корзину идут, никто не следит за их исполнением. Сейчас это превратилось в лазейку для нечистых на руку представителей чиновничества. Крупные бизнесмены могут позволить себе заплатить кругленькую сумму за то, чтобы по целевому набору их отпрыск прошел фактически по льготному конкурсу в высшее учебное заведение, причем достаточно престижное. А потом заканчивают вуз и идут уже работать, причем туда, куда им заблагорассудится», — пояснил «Коммерсантъ FM» Панин.

Уже очень давно эксперты предлагают ввести систему, аналогичную советскому распределению, в педагогических и медицинских вузах. Но такой сценарий неприемлем — стимулом для учителей и врачей должны стать дополнительные гарантии со стороны будущего работодателя. Так считает первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

«Если мы введем системы распределения в двух отдельно взятых отраслях народного хозяйства, то качество подготовки в них неизбежно снизится, потому что студенты будут идти туда, где на них за высшее образование не будут навешивать дополнительных обязательств. Поэтому я считаю, что единственная реальная версия — это тот самый целевой набор с четкой позицией: дополнительные гарантии для студента и молодого специалиста в обмен на дополнительные обязательства. Хотим, чтобы у нас педагоги и медики ехали туда, куда нужно государству, — платите более высокую стипендию, давайте либо служебное жилье, либо платите за найм жилья, и тогда можно вполне использовать систему целевого набора», — уверен Смолин.

Министр образования Ольга Васильева уже предложила несколько мер для повышения эффективности целевого обучения. В частности, речь идет о заключении трехстороннего договора между работодателем, абитуриентом и вузом до начала приемной кампании. Васильева также планирует обязать студентов-целевиков отрабатывать по три года на муниципальных предприятиях.

Ой! Ещё одна лазейка закрылась! Приняты новые правила целевого обучения

Купить ответы на ЕГЭ нельзя уже давно, пронести телефоны на экзамен всё сложнее, шансы нечестно выиграть олимпиаду или подкупить приёмную комиссию тоже минимальные. А теперь вот закрылась ещё одна лазейка для поступления в вуз – ужесточили условия приёма на целевое обучение в колледжи и вузы.

Что изменилось?

Во-первых, с этого года квоты на обучение будет устанавливать Правительство России, органы госвласти субъектов и органы местного самоуправления. Список программ для целевого обучения будет определять Правительство – именно оно решит, специалисты каких профессий нужны для экономики в конкретных регионах. Более того, перечень этих специальностей на 2019 год уже утверждён. Вот он.

Во-вторых, повысится ответственность целевика и заказчика за несоблюдение условий договора. То есть если компания не исполнит свои обязательства по трудоустройству студента, она должна будет выплатить штраф колледжу или вузу. А если сам учащийся нарушит условия договора и, например, не отработает в компании минимум три года, то уже он сам должен будет выплатить штраф.

Почитать  Замена стороны в исполнительном производстве порядок сроки

Что всё это значит?

А то, что поступить в вуз через мамину работу и с низкими результатами за экзамены не получится. В прошлом году нам рассказывали, как легко получить целевое место со 167 баллами. Но даже если в этом году вам повезёт так, как нашим героям, пропасть после окончания вуза не получится – придётся честно отрабатывать.

На самом деле, для порядочных абитуриентов всё это – хорошие новости. Целевое обучение – отличный шанс для тех, кто уже определился с будущей специальностью и выбрал себе организацию, в которой хочет работать. И новые меры должны только помочь им получить своё заслуженное место.

Купить ответы на ЕГЭ нельзя уже давно, пронести телефоны на экзамен всё сложнее, шансы нечестно выиграть олимпиаду или подкупить приёмную комиссию тож.

Глава Минобрнауки рассказал о проблемах целевого обучения в России

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.

Тему целевого обучения обсудили 27 февраля на заседании Президиума Совета законодателей в Госдуме.

Напомним, на целевое обучение абитуриентов направляют в вузы будущие работодатели. Оплачивать учёбу им не нужно — они учатся за счёт бюджета, но потом выпускники должны не менее трёх лет отработать в определённых организациях. Точные условия определяются договором.

По данным РИА «Новости», глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что механизм целевого приёма эффективен с точки зрения подготовки и закрепления кадров в конкретных отраслях экономики и социальной сферы. Но у него есть несколько серьёзных проблем.

Что не так с целевым обучением

Первая сложность связана с заполняемостью квот целевого приёма. Например, в прошлом году на медицинские специальности поступили почти 17 тысяч целевиков, однако квоту выполнили только на 77,75%. А по педагогическим направлениям подготовки она была выполнена всего на 43% (число набранных целевиков Фальков не уточнил). При этом число мест для целевого обучения в вузах продолжает расти.

Вторая проблема — качество приёма. В пример министр также привёл будущих медиков и педагогов. На медицинских специальностях средний балл у целевиков составляет 69,71, тогда как в рамках общего приёма он выше 76,1. На педагогических направлениях это 64,97 и 69,31 балла соответственно.

ТАСС приводит слова Валерия Фалькова о ещё одной трудности, связанной с целевым обучением. На том же заседании он сообщил, что средняя зарплата таких выпускников на 22,4% ниже, чем у тех, кто учился на обычных условиях. Глава ведомства отметил, что в 2022-м из вузов выпустились 34,2 тысячи целевиков. К концу года по договору трудоустроились только 70%.

«Надо делать привлекательным место будущего трудоустройства. Иначе, если низкая зарплата, если отдалённая местность, не решён вопрос с соцпакетом, целевики всячески пытаются уклониться от того, чтобы в последующем это рабочее место занять», — подчеркнул он.

Министр добавил, что сейчас нередки случаи, когда абитуриенты готовы брать кредиты на образование, но не поступать на целевое.

Как меняется подход к целевому набору

Ещё одна проблема целевого обучения — непрозрачность набора. Лишь немногие организации публикуют информацию о том, что им нужны целевики, и то, как такие абитуриенты и будущие работодатели находят друг друга, законом не регулируется.

На решение этой проблемы направлен, в частности, законопроект, который в прошлом году предложила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. Идея парламентария — создать публичную платформу, где организации, которым нужны молодые специалисты, будут размещать запросы на целевое обучение, и те абитуриенты, которые хотят воспользоваться этой возможностью, смогут побороться за такие места в открытом конкурсе. Благодаря этому на бесплатное обучение по целевому набору попадали бы наиболее способные студенты.

Законопроект, уже принятый Госдумой в первом чтении, предполагает размещение объявлений о целевом обучении на «Госуслугах». В документе также уточняется, кто может быть заказчиком целевого обучения и как организуют приём на него. Позднее спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил определить пилотные регионы для апробации системы открытого конкурса на целевое обучение в вузах уже в этом году.

Кстати, на том же мероприятии, где озвучили проблемы целевого обучения, Валерий Фальков сообщил, что Минобрнауки и Минцифры работают над тем, чтобы в суперсервисе «Поступление в вуз онлайн» (работает на базе «Госуслуг») тоже можно было публиковать информацию о целевом обучении и искать кандидатов для него.

Ранее мы подробно рассказывали, как устроено целевое обучение и за что его критикуют.

Читайте также:

  • Заказчики смогут расторгать договоры о целевом обучении из-за плохих оценок студентов
  • Мест для обучения целевиков в вузах в 2024 году будет ещё больше
  • Правительство утвердило единую методику отбора на целевое обучение для госслужащих
  • «Работодателя нет на рынке образования, если он не платит»
  • Почему компаниям важно сотрудничать с вузами
Оцените статью