Могут ли выписать два штрафа за одно нарушение

Сколько штрафов имеет право выписать сотрудник ГИБДД, по состоянию на 2024 год напрямую зависит от количества нарушений. Есть в юридической практике такое понятие, как состав правонарушения. Коротко, состав — это те или иные нарушения, которые образуют возможность наказания. То есть, чтобы привлечь водителя к штрафу, он должен что-то нарушить, также должна быть доказана его вина, он должен быть совершеннолетним, вменяемым и действовать не в состоянии крайней необходимости. Тогда образуется состав правонарушения. Но мы поговорим только об одной стороне состава — наличии правонарушения. Так как количество штрафов напрямую зависит от них.

Но нельзя просто утверждать, что два нарушения образуют два штрафа, а одно нарушение не может образовывать только один таковой. Давайте подробнее рассмотрим случаи с примерами, когда инспектор ДПС может выписать два или несколько штрафов или не может.

Вас также заинтересует:

Имеет ли право инспектор выписать 2 или несколько штрафов за одну остановку?

Допустим, Вас остановил инспектор и обнаружил, что Вы не пристёгнуты ремнём безопасности и также у Вас тонированы окна. В этом случае налицо два нарушения, хотя второе подлежит доказыванию с помощью замера прибором светопропускаемости.

И ничего — ни один пункт или статья ни одного правового акта — не запрещают инспектору выписать сколько угодно штрафов в виде постановлений за соответствующие нарушения. Более того, в КоАП прямо предусмотрено наказание за каждое такое нарушение.

Часть 1 статьи 4.4 КоАП:
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Сотрудник ГИБДД может выписать 2 или несколько штрафов за разные нарушения.

Могут ли ГИБДД выписать 2 штрафа или несколько штрафов за одно нарушение в один день?

Этот вопрос уходит своими корнями в недалёкое, но всё же прошлое. Несколько лет назад в автозаконах была такая мера обеспечения устранения нарушений, как снятие номеров на сутки, чтобы добиться от нарушителя устранения противоправных действий. Например, такое применялось за тонировку. Многие водители со стажем более 5-6 лет помнят эту меру обеспечения.

Сегодня такой меры нет. И, если Вам выписали штраф один раз, то это ещё не значит, что сутки Вы можете кататься тонированными спокойно. Плохая новость заключается в том, что, так как снятия номеров и времени на устранение нарушения на 2024 год нет в принципе, то это значит, что и штрафов в один день может быть выписано 2, 3. хоть 100. Запущенный случай выглядит так: инспектор ДПС останавливает Вашу тонированную машину, штрафует и, как только Вы снова начинаете движение, может оштрафовать Вас второй раз, а затем третий и так далее. Имеет ли он право выписывать 2 и более штрафа?

Выше мы не просто так упоминали о наличии состава для привлечения водителя к ответственности. Дело в том, что нужно понимать, в чём именно заключается нарушение и в каком случае образуется новый состав нарушения.

Так, состав обязательно должен включать сам факт нарушения (объективная сторона), нарушенный пункт ПДД или другого правового акта (объект), человека-нарушителя (субъект) и вину водителя в данном нарушении (субъективная сторона). Без наличия хотя бы одной стороны состава наказание незаконно.

Так и с тонировкой из нашего примера. Нарушение заключается не в тонированных окнах передней полусферы как таковых, а в управлении автомобилем с такими тонированными окнами. Если сотрудник ГИБДД выписал Вам один штраф и пытается выписать второй сразу же, как только Вы тронулись с места, то он действует незаконно. Дело здесь в том, что во второй раз отсутствует субъективная сторона нарушения — вины водителя уже нет, потому что он не мог устранить объект в виде плёнки на месте сразу же, ему нужно как минимум доехать до ближайшего сервиса, где ему эту плёнку удалят.

Аналогично второй штраф сразу же будет незаконен и в случае ксенона, незаконных изменений в конструкцию транспортного средства и других — в основном, длящихся нарушений и таких, которые связаны с установкой оборудования.

А вот в случае, например, с непристёгнутым ремнём безопасности штраф во второй раз будет законен, так как каждое новое начало движения без пристёгнутого ремня образует новый состав нарушения. Вы ведь могли пристегнуться в начале движения независимо от предыдущего штрафа! Также обстоят дела и с таким нарушениями, как превышение скорости, запрещённая остановка и стоянка, обгон и другие разовые нарушения.

Может ли инспектор ДПС выписать 2 и более штрафов за одно нарушение?

Другой случай, когда одно и то же нарушение образует состав для привлечения сразу по двум и более статьям КоАП. Например, к таким нарушениям относятся:

  • перевозка непристёгнутого в автокресле ребёнка младше 7 лет — здесь перевозка непристёгнутого пассажира (ст. 12.6 КоАП) и нарушение перевозки детей (ч.3 ст. 12.23 КоАП);
  • проезд под «кирпич» на одностороннюю дорогу и движение против потока — нарушение дорожных знаков (ч.1 ст. 12.16 КоАП) и движение против потока по односторонней дороге (ч.3 ст. 12.16 КоАП);
  • остановка (не вынужденная) на автобусной полосе — нарушение разметки и знаков (ч.4 ст. 12.16 КоАП) и нарушение правил остановки транспортных средств (ч.1 ст. 12.19 КоАП).

Это не конечный список таких нарушений, за которые по сути можно выписать сразу два штрафа и даже больше. Кодекс об административных нарушениях предусматривает достаточно большой список таких наказаний, которые предусмотрена за одно нарушение.

Но, как Вы, возможно, заметили, речь здесь идёт о частных и общих случаях штрафов (например, перевозка непристёгнутого пассажира и конкретно ребёнка). И за такие нарушения выписывать два штрафа уже незаконно.

Часть 5 статьи 4.1 КоАП:
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Хотя, здесь налицо недоработка по тексту этой части. Можно подумать, что дважды никто не может нести ответственность, а трижды и более раз ничем не запрещено штрафовать. Но мы этот вопрос опустим — судьи и должностные лица в любом случае не примут аргументы на таких основаниях обвинителей.

Нужно ли оплачивать основной штраф, если назначили двойной по 20.25 КоАП?

В одной из прошлых статей мы исчерпывающе рассмотрели вопрос об ответственности за несвоевременную оплату штрафа ГИБДД. Но оставили нераскрытым один важный момент: при назначении наказания в виде нового штрафа в двойном размере нужно ли оплачивать основной – тот самый первый штраф? Или же он автоматически сгорает?

Есть ли обязанность платить первый штраф, если привлекли по 20.25 КоАП?

Да. И понимание этого приходит после осознания, что вообще произошло, когда вас привлекли за неуплату основной финансовой санкции.

В законодательстве 2024 года следует различать 2 важных тонкости:

  • обязанность,
  • ответственность за неисполнение обязанности.

Первая накладывается, к примеру, Правилами дорожного движения или федеральными законами. А вторая – Кодексом об административных правонарушениях. Например, у вас есть обязанность остановиться перед стоп-линией на запрещающий сигнал светофора.

Но КоАП может накладывать и обязанности. И вот как раз одной из таковых является оплата уже назначенного штрафа в срок 10+60 дней (10 дней – срок вступления в силу постановления, 60 дней – непосредственно срок оплаты). То есть после назначения вам первого штрафа, к примеру, за нарушение ПДД у вас появляется обязанность – уплатить его в установленный законом срок. И за просрочку полагается новый штраф.

Почитать  Продажа доли в квартире через МФЦ

Вас также заинтересует:

Для примера давайте рассмотрим простую цепочку применения статьи 20.25 КоАП:

  1. вы не уступили дорогу пешеходу на переходе,
  2. инспектор ГИБДД выписал за это штраф в размере 2500 рублей,
  3. вы его не заплатили вовремя, поэтому в отношении вас составлен новый материал – за несвоевременную уплату санкции, дело передано в суд,
  4. и суд назначил либо новый штраф 5000 рублей, либо административный арест до 15 суток (норма статьи 20.25 КоАП предусматривает возможность выбора жёсткости наказания).

И самая главная тонкость заключается в том, что наложение двойного штрафа не освобождает вас от обязанности оплатить основной первый. Она всё также остаётся. А новое наказание вы понесли за совсем другое нарушение – за пропуск срока оплаты основной санкции.

Такое положение дел подтверждает статья 4.1 КоАП:

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

То есть в примере выше с наказанием за пешехода общая сумма задолженности перед ГИБДД у вас уже составляет 7500 рублей в виде 2 разных, независимых друг от друга санкций.

Могут ли назначить двойной штраф ещё раз?

Вы, возможно, не поверите, но да, могут. Вот только за первый штраф это сделать по закону нельзя, потому что ответственность за неуплату основного штрафа вы уже понесли. А дважды за одно и то же нарушение (просрочка оплаты) нести наказание не положено по норме части 5 той же статьи 4.1 КоАП:

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

А вот за новый – двойной штраф, вы можете также понести ответственность, если не заплатите его в срок. То есть из примера выше новый назначенный вам штраф в размере 5000 рублей может превратиться уже в 10000 рублей, если вы не закроете его в течение 60 дней с даты вступления в силу постановления суда.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Если не платить основной первый штраф?

Как мы уже указали выше, ещё раз привлечь вас к 20.25 именно за самый первый штраф ГИБДД не смогут.

Но принудительным исполнением наказания займутся приставы. Которые могут:

  • списать эту сумму у вас с карты,
  • наложить арест на имущество соразмерно сумме основного штрафа,
  • наложить запрет на регистрационные действия.

Единственная хорошая новость здесь заключается в том, что если на карте вы деньги не храните, автомобилем в собственности не владеете, то через 2 года закончится срок принудительного исполнения, и только тогда обязанность оплаты основного штрафа пропадёт.

  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно

Светлана Малютина

В правоотношениях между сотрудниками ГИБДД и водителями выигрывает тот, кто знает закон и умеет применить его нормы и правила в своей ситуации. Считаю, что правовая грамотность водителей зависит только от них самих. И защитить свои права, опираясь на нормы законодательства, вполне реально. Но разобраться в замысловатых объяснениях статей и инструкций простому человеку трудно. Поэтому основная цель деятельности — помочь рядовому водителю разобраться в хитросплетении правовых норм.

Сохранить и рассказать друзьям

Комментариев: 7

Re: Нужно ли оплачивать основной штраф, если назначили.

Добавлен: Александр — 27 Июня, 2019 — 04:18

Здравствуйте, у меня такая проблема, отказался от освидетельствования и через неделю поподаюсь в алкогольном опьянение, пришла смс явиться в суд. Я пришёл в указане число, мне назначен был штраф в размере 30т.р и лишением на год и шесть месяцев. Прошол месяц я проверил свои за должености и там +ещё 30т.р всего 60.000 под скажите что в этой ситуации делать?

Re: Нужно ли оплачивать основной штраф, если назначили.

Добавлен: AutoTonkosti — 27 Июня, 2019 — 20:54

Здравствуйте, Александр. Так статья 20.25 КоАП здесь ни при чём! Вам назначено 2 наказания за 2 нарушения, оба предусматривают в том числе штраф в размере 30 тысяч рублей. Проверьте, штрафы должны быть: одна по части 2 статьи 12.26, другая – по части 1 статьи 12.8 КоАП.

Re: Нужно ли оплачивать основной штраф, если назначили.

Добавлен: Денис — 24 Декабря, 2019 — 14:39

Добрый день! В конце октября при продаже авто узнал,
что на него наложен арест судебными приставами.
После долгих разбирательств выяснилось, что был штраф за неуплату парковки 5000р.
В итоге оплатил сам штраф 5000р и 5000р приставам за просрочку оплаты более 60 дней.
Сегодня мировым судьей вынесено постановление по
этому же штрафу, и необходимо оплатить 10000р. Я правильно понимаю, меня наказали два раза за одно нарушение?
Какие мои действия?

Re: Нужно ли оплачивать основной штраф, если назначили.

Добавлен: AutoTonkosti — 24 Декабря, 2019 — 17:13

Здравствуйте, Денис. Вероятно, 5000 рублей дополнительно от судебных приставов – это исполнительный сбор. Только не совсем понятно, почему такая большая сумма. Но 10000 – это, скорее всего, штраф по статье 20.25 КоАП, то есть это одно наказание.

Re: Нужно ли оплачивать основной штраф, если назначили.

Добавлен: Юрий — 13 Августа, 2020 — 07:03

Тут вероятнее всего этт один и тот же штраф был оплачен и у пристовов и в гибдд, нужно было к пристову прийти просто с оплаченым квитком и показать его, что вот я оплатил и так далее а не платить дважды одно и тоже или на оборот оплатить его только у пристова и он должен в гибдд пропасть, так как приствы сумму этого штрафа изьяли получается он и в гибдд автоматически изщезает, так как это тот же штраф, так а вот по второму штрафу да нужно платить, так как это уже новый штраф наложеный на первый штраф. Вообщем решение если все так и есть, я думаю такое, нужно все таки взять квиток об оплате первого штрафа на 5000р и прийти к пристовам и сказать, что вот я оплатил и тд и тп, и разьеснить, что вам оплатил поже еще раз задолженость по одному и томуже штрафу, я так думаю должны вероятнее всего вернуть деньги, так как видно же произошла двойная оплата.

Re: Нужно ли оплачивать основной штраф, если назначили.

Добавлен: Анастасия — 21 Декабря, 2020 — 13:39

Добрый день
Получила штраф за парковку 5000. По всей видимости не оплатила во время. На него пришел штраф от судебных приставов-5000. Оплатила и штраф , и постановление от судебных приставов. Так поняла , нужно было платить только судебным приставом.
Вернут ли деньги?
Поверх этого штрафа был выставлен двойной штраф по статье 20.25 в размере двойной оплаты (10 тыс).
Как правильно выглядит процесс ?
Действительно ли нужно платить и штраф , и двойную оплату за неуплату?

Re: Нужно ли оплачивать основной штраф, если назначили.

Добавлен: Антон — 28 Декабря, 2020 — 09:10

Почитать  Срок рассмотрения принятия искового заявления

Доброе утро! Анастасия подскажите, как решилась ситуация?
У меня похожая ситуация.
26.08 выписали штраф за парковку 5000, который я оплатил на 71 день, а теперь через 1,5 месяца пришло письмо от судьи, что я должен ещё 10000.

Когда сотрудник Госавтоинспекции имеет право выписать несколько штрафов?

Что если в автомобиле водитель непристёгнут ремнем безопасности и у машины сильно затонированы лобовое и боковые стекла. Имеет ли право инспектор одновременно выписать штраф за несколько правонарушений? В данном материале будут разобраны ситуации с несколькими штрафами, а также приведены конкретные примеры с комментариями.

Что говорится в законе?

В первом пункте ст.4.4 КоАП РФ говорится, что при совершении лицом двух или более административных правонарушений он наказывается за каждый проступок. Получается, что инспектор ГИБДД вправе назначить несколько денежных взысканий, но при этом существуют определённые нюансы, о которых поговорим ниже.

Конкретные примеры

Когда можно выписать сразу два штрафа и больше? Давайте разберём отдельные ситуации.

  1. Водитель поворачивает на одностороннюю автодорогу со знаком «Движение запрещено» и продолжает свой путь против потока транспортных средств. Это действие шофёра одновременно нарушает ч.1 ( Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги) и ч.3 ( Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением) ст.12.16 КоАП РФ. Водитель не соблюдает требования, предписанные знаком, и движется во встречном направлении.
  2. Шофёр перевозит ребёнка, которому меньше 7 лет, не используя специальное детское сиденье и ремень. В данном случае нарушаются требования ст.12.6 и ч.3 ст.12.23 КоАП РФ.
  3. «Двойным» нарушением также считается остановка на полосе, выделенной для пассажирского транспорта. Это правонарушение противоречит требованиям ч.4 ст.12.16 и ч.1. ст.12.19 КоАП РФ.

Когда запрещается штрафовать за 2 нарушения?

Теперь рассмотрим ситуации, когда наказания за два нарушения можно избежать. Для начала ознакомьтесь с ч.5 ст.4.1 и ч.2 ст.4.4. КоАП. Согласно законам никто не должен нести двойную ответственность за одно правонарушение.

Например, водителем был нарушен допустимый скоростной режим на определённом участке дороги. Это правонарушение было зафиксировано 2 камерами автоматической фотофиксации, расположенными в различных местах. В этом случае водитель не должен получать 2 штрафа за 1 нарушение.

Также автолюбитель штрафуется только за 1 действие (бездействие), которое привело к нескольким нарушениям сразу.

К примеру, водитель поехал на запрещающий сигнал светофора и не пропустил при этом пешеходов. В этом случае шофёр наказывается только за последнее правонарушение, как более строгое. Напоминаем, что размер денежного взыскания в этом случае составляет от 1,5 до 2,5 тыс. рублей.

Таким образом, инспектор наказывает водителя за несколько правонарушений, если они относятся к различным статьям КоАП РФ.

Ещё один важный момент. Правила не должны быть нарушены в результате одного действия.

К примеру, был превышен установленный скоростной режим, а после остановки автотранспортного средства инспектор заметил, что водитель не пристёгнут. Тут выписываются 2 отдельных штрафа, которые не связаны друг с другом.

О повторных денежных взысканиях за 1 нарушение в течение суток

Могут ли инспекторы выписать сразу несколько протоколов за одно нарушение при нескольких остановках автотранспортного средства? В данном вопросе очень многие путаются. Это связано с тем, что ранее инспекторы забирали автомобильные номера на 1 день, чтобы нарушитель устранил неисправности. Например, такой способ наказания применялся к авто с тонированным лобовым стеклом.

Сейчас эта мера отменена. По логике получается, что если нет установленного времени на устранение нарушения, то водителя ждут два или несколько штрафов за 1 проступок. Инспектор останавливает автомобиль с неправильной тонировкой, штрафует и после начала движения вновь наказывает водителя. Имеет ли сотрудник ГИБДД так поступать?

Для этого необходимо понимать, в каких ситуациях возникает состав нарушения. Он должен включать субъективную и объективную сторону, объект и субъект. Иначе основания для назначения денежного взыскания отсутствуют.

Разберём на примере с тонированием. Если водитель получил штраф за нарушение правил тонировки, то при старте с места инспектор не имеет права выписывать второй штраф. Причина – отсутствие субъективной стороны. Водитель не может удалить плёнку на месте. Необходимо доехать до ближайшего техцентра, где тонировка будет снята.

Водитель, продолжая движение с нарушением, руководствуется пунктом 2.3.1 ПДД. В нём сказано, что водитель имеет право следовать к месту стоянки или ремонта, так как неисправность (тонировка лобового стекла) автотранспортного средства, не относится к случаям, запрещающим дальнейшее передвижение.

Аналогичная ситуация с ксеноном. Эту проблему не решить на месте. Если сотрудник ГИБДД выписал один штраф, то не должен выписывать повторный при начале движения.

Чтобы лучше понять разницу, обратимся к такому простому нарушению, как езда без пристёгнутого ремня безопасности. Шофёра останавливает инспектор, штрафует и после отпускает. Однако по невнимательности водитель снова забыл пристегнуться.

Если сотрудник ГИБДД выписал один штраф, второй раз будет законен, так как автомобилист мог принять необходимые меры (использовать ремень безопасности) независимо от 1 наказания.

О штрафе от нескольких инспекторов за отсутствие ОСАГО

Необходимо запомнить, что штраф за 1 правонарушение можно получить от нескольких инспекторов в течение суток.

Наиболее распространённая ситуация с отсутствием ОСАГО. Согласно п.2. ст.19 ФЗ водителю запрещено продолжать движение без соответствующего документа по автострахованию.

Таким образом, отъехав от инспектора и получив штраф, можно нарваться на повторное наказание через несколько километров. В этом случае гаишники будут правы. Любые попытки по обжалованию таких штрафов результатов не принесут.

Что в итоге?

У инспекторов ГИБДД есть большие полномочия в области выдачи нескольких штрафов. Закон ограничивает их действия только при нарушениях, которые стали результатом 1 действия или бездействия. Поэтому необходимо быть внимательным на дороге и соблюдать ПДД.

Водители стали получать по два штрафа за одно и то же нарушение

Развитие технологий автоматизированной фиксации нарушения правил привело к тому, что водителей стали два раза наказывать за одно и то же нарушение. В Госавтоинспекции признают, что это ошибка программного обеспечения комплекса фотовидеофиксации. Но чтобы отменить штраф, пострадавший должен обратиться в подразделение, оформившее постановление.

Михаил Фролов / «Комсомольская правда»

Курьезный случай произошел в Ленинградской области. Водителя, превысившего скорость, наказали дважды за одно и то же нарушение. Он двигался по магистрали М-11, на участке, где скорость ограничена 110 км/ч, с превышением. И он этого не отрицает. Но вот беда: за это нарушение он получил два штрафа. Первый — за превышение моментальной скорости, а второй — за превышение средней скорости. При этом измерение моментальной скорости производилось прибором, входящим в состав комплекса, определившего среднюю скорость.

Такая ситуация стала возможной после того, как комплексы фотовидеофиксации «Автоураган», которые вычисляют скорость автомобиля не по радару, а по скорости изменения размера картинки номера в кадре, стали использовать в двойном назначении.

Они фиксируют как моментальную скорость, то есть проезд под камерой с определенной скоростью, так и высчитывают среднюю скоростью на определенном участке между двух камер.

Первой эту технологию использовало Подмосковье. Но там эксперимент прошел удачно. И повторных штрафов за одно и то же нарушение не выносилось. А вот в Ленинградской области возникли проблемы.

Почитать  Ходатайство о восстановлении пропущенного срока

Как пояснили в Госавтоинспекции, программное обеспечение комплекса должно было отсечь лишнее нарушение. Обе камеры комплекса могут зафиксировать превышение моментальной скорости — в момент проезда под каждой из них. Тогда автовладелец получит два штрафа. Но с разных камер, расположенных на разных участках дороги. Но если камера зафиксировала еще и превышение средней скорости, то есть автомобиль проехал участок дороги за более короткое время, чем рассчитано компьютером, то комплекс должен был отсечь лишние нарушения.

Допустим под одной камерой он проехал с превышением. Под другой — без. В среднем на участке он шел с более высокой скоростью. Какой штраф ему вменять?

Увы, но таких инструкций вообще не существует. Но это не повод наказывать водителя дважды за одно и то же нарушение.

Как считает эксперт по фотовидеофиксации Григорий Шухман, поскольку зоны контроля камер пересекаются, это одно и то же нарушение. Если одно и то же нарушение фиксируется двумя способами, тогда нужно выбирать. Технически это решаемо.

Должны сравниваться результаты трех комплексов. Такие случаи должны исключаться программными фильтрами путем выявления фиксации одного и того же автомобиля как за среднюю, так и за моментальную скорость. А если это разные составы нарушения правил, например, в момент моментальной фиксации машина превысила скорость более чем на 40 км/ч, а средняя скорость до 40 км/ч, то штраф должен налагаться за более грубое нарушение. Но ни в коем случае недопустимо двойное наказание за одно нарушение.

Именно поэтому эксперты рабочей группы «Защита прав автомобилистов» Общероссийского народного фронта предлагают прописать в новом КоАП четкие требования к комплексам фотовидеофиксации. Правда, в МВД считают, что такие требования должны быть закреплены не в КоАП, а постановлением правительства. Но они должны быть.

Примечательно, что в проекте процессуального КоАП предусматривается возможность при выявлении подобных ошибок самим подразделениям, которые вынесли ошибочный штраф, отменять его без обращения пострадавшего. Это упрощенный порядок обжалования. Если бы эти положения действовали сейчас, то автовладельцу в данной ситуации даже не пришлось бы ничего обжаловать. Все сделали бы за него. Тем более что история получила широкую огласку. Ну а пока этих положений не принято, то автовладельцу придется действовать по старинке: направить претензию в подразделение, вынесшее это постановление.

Компетентно

Лев Воропаев, адвокат:

— Конституция РФ и Кодекс об административных правонарушениях прямо запрещают привлекать граждан за одно и то же правонарушение дважды. Поэтому в данной конкретной ситуации, очевидно, произошло недопустимое: вынесение двух постановлений за превышение скорости в одном месте и в одно время. Поэтому гражданину необходимо обратиться с отдельной жалобой на каждое постановление на имя вышестоящего должностного лица ГИБДД (обычно это начальник ГИБДД подразделения) или в районный (городской) суд по месту фиксации правонарушения.

В свою очередь Верховный суд РФ указывал, что средства автоматической фотовидеофиксации на одном участке дороги должны устанавливаться с таким интервалом между ними, чтобы предоставить водителю разумный промежуток времени для приведения скорости в установленные ПДД РФ рамки. Если эти требования должностными лицами не соблюдены, гражданину стоит подать заявление в МВД и на устранение допущенных нарушений при монтаже средств автоматической фиксации правонарушений.

Кстати

Двойное наказание становится распространенной формой наказания водителей. Во время подготовки материала, автовладельца в Хабаровском крае оштрафовали трижды за одно и тоже нарушение. Первый штраф он получил за проезд под камерой, которая фиксировала моментальную скорость на участке с ограничением 40 км/ч. Второй — за проезд под камерой на участке с ограничением 60 км/ч. А третий штраф он получил за превышение средней скорости между этими двумя камерами. Парадокс, но средняя скорость там измеряется на участке, где действуют разные скоростные ограничения. Поэтому понять, какое из этих наказаний повторное — довольно сложно. В одном случае его оштрафовали за превышение скорости более чем на 40 км/ч, в двух других за превышение более чем на 20 км/ч. Это разные новеллы КоАП. Но нарушение, по сути, было одним. Так что отменять надо все три постановления.

Могут ли инспекторы ГИБДД штрафовать сразу за несколько нарушений?

У каждого автомобилиста были ситуации, когда сотрудники ГИБДД относились снисходительно и даже прощали негрубые нарушения. К примеру, кто-то был остановлен за превышение скоростного режима. Однако при проверке был обнаружен еще непристегнутый ремень безопасности и негорящая фара. Часто штраф выписывается только за одно, более серьезное нарушение. Почему инспекторы порой благосклонны к водителям и могут ли они составить сразу несколько протоколов за раз, рассказывает член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина.

Вопрос-ответ

Суммирование штрафов становится нормой кодекса

Инспекторы ГИБДД не всегда наказывают водителей за допущенные ими нарушения. Они имеют право обходиться устными предупреждениями. Этого требуют внутренние распоряжения ГИБДД, потому как зачастую простой разговор действует на водителей лучше нескольких протоколов. Кроме того, составление бумаг — дело небыстрое, а у экипажей ГИБДД и без того много забот. Поэтому сотрудники полиции на месте досмотра самостоятельно принимают решения о возможном заполнении протоколов и штрафов.

Однако сейчас готовится к утверждению новый кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). В статье ст. 21.29 кодекса предлагается ввести так называемую «накопительную систему штрафов», при которой суммируется число таких нарушений, как превышение скоростного режима, неправильного проезда на запрещающий сигнал светофора и так далее. Если количество грубых нарушений превысит определенный лимит, то водителя ждет очень серьезное наказание.

При обсуждении кодекса были внесены замечания, и сейчас планируется установить временной промежуток, в течение которого происходит «суммирование» наказаний. Предполагается установить общий срок давности привлечения к административной ответственности в один год. При этом штраф за первое негрубое правонарушение без отягчающих обстоятельств планируется заменить предупреждением.

Тем самым вскоре инспектора ГИБДД будут обязаны вести счет правонарушениям водителей.

Суммировать можно разные штрафы

Сейчас у представителей власти есть полное право штрафовать за все нарушения, совершенные водителями. Как гласит статья 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух или более административных правонарушений наказание назначается за каждое из них. То есть суммировать штрафы сотрудник ГИБДД может, но лишь в том случае, когда эти самые правонарушения относятся к разным статьям или разным частям одной статьи КоАП РФ и не являются следствием одного действия.

Вопрос-ответ

Например, если водитель превысит скорость и не будет пристегнут ремнем безопасности, то штраф можно начислять за каждое нарушение отдельно. А если водитель одновременно проехал на красный свет светофора и пересек черту стоп линии, то штраф должен быть один.

По общему принципу КоАП РФ привлечение к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, не допускается.

Если же водителя оштрафовали дважды за одно и то же деяние, то в таком случае второе постановление необходимо обжаловать в суде.

Оцените статью