Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии

В повседневной жизни часто возникают ситуации, когда правообладатель принимает решение произвести демонтаж объекта недвижимости на своем земельном участке. После проведения указанных работ, он обращается в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности. Но, как правило, сталкивается с приостановлением или отказом в государcтвенной регистрации прекращения права собственности и даются соответствующие рекомендации по их устранению.

Следует отметить, что Росреестр, ссылаясь на п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон), проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов.

По результатам проведенной экспертизы, наиболее часто Росреестр приостанавливает государственную регистрацию по следующим основаниям:
— обращение с заявлением ненадлежащего лица;
— не представление документов, необходимых для осуществления регистрационных действий;
— наличие сомнений в подлинности документов или сведений, содержащихся в них, или их недостоверность;
-отсутствие полномочий у лица, указанного в заявлении, распоряжаться объектом недвижимого имущества;
— наличие фактов подписания (удостоверения) документов, представленных на регистрацию, неправомочным лицом.
— наличие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН);
— не соответствие требованиям законодательства Российской Федерации документов по форме и содержанию;
— наличие спора в отношении объекта недвижимости;
— обращение взыскания в отношении недвижимого имущества.

Необходимо также отметить, что указанные основания являются общими (основными), каждое из которых государственный регистратор раскрывает с учётом основных характеристик дела ПУД (правоустанавливающих документов).

Не останавливаясь на поверхностном анализе указанных выше оснований для приостановления государственной регистрации, рассмотрим более подробно такую причину как: «не представление документов, необходимых для осуществления регистрационных действий» по прекращению права собственности на объект недвижимого имущества.

Для начала разберем, из чего состоит базовый пакет документов, необходимый для регистрации прекращения права собственности. В соответствии с Законом документами, необходимыми для регистрации кадастрового учета и (или) регистрации прав, являются:
— заявление о государственной регистрации прекращения права собственности;
— оплаченная государственная пошлина;
— документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением
обращается его представитель);
— документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового
учета и (или) государственной регистрации прав;
— иные документы, предусмотренные Законом и принятыми в соответствии с ним
иными нормативными правовыми актами.

Однако многие не знают, что одновременно с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности необходимо подавать заявление о снятии с кадастрового учета, прекратившего свое существование объекта недвижимости.

Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 14 Закона предусмотрено осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 15 Закона, части 1 статьи 23 Закона и части 5 статьи 14 Закона снятие с кадастрового учета объектов недвижимости возможно только:
— на основании заявления о снятии с кадастрового учета и акта обследования;
— на основании вступившего в законную силу судебного решения;
— в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 41 Закона о недвижимости.

Исходя из изложенного, прекращение права собственности на Объект не представляется возможным при наличии Объекта на государственном кадастровом учете.

Далее разберем, что же является основанием для прекращения права собственности. В соответствии с действующим законодательством, данную норму регулирует ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В частности, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

Кроме того, при проведении правовой экспертизы представленных документов, государственный регистратор использует Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), который содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

При этом необходимо отметить, что порядок ведения ЕГРН, в том числе объем вносимых в реестры ЕГРН сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (п. 7. ст. 7 Закона).

Между тем, в соответствии с п. 16 Порядка ведения ЕГРН, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» (далее – Порядок), при снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета, государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, сделки в данных о прекращении (снятии с учета) указываются, в том числе сведения о документах-основаниях для снятия с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, сделки в объеме сведений, предусмотренных пунктом 51 Порядка.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона, необходимым для снятия с кадастрового учета объекта капитального строительства документом является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).

В силу положений ч. 1 ст. 23, акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машиноместа или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машиноместа в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машиноместо было расположено.

Таким образом, снять с кадастрового учета объект капитального строительства в связи с прекращением его существования в результате гибели или уничтожения, возможно только на основании акта обследования.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 раздела I Приказа Минэкономразвития РФ от 20.11.2015 № 861 «Об утверждении формы и состава акта обследования, а также требований к его подготовке», Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к Акту.

Таким образом, документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости должны быть включены кадастровым инженером в состав приложения к акту обследования.

Управляющий партнер юридической компании EL Group

Еланский Игорь Юрьевич

Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии

Статья 29.2. Ответственность кадастрового инженера. Договор обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера

(введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 452-ФЗ)

1. Кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Убытки, причиненные действиями (бездействием) кадастрового инженера заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам, подлежат возмещению за счет страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера.

3. Объектом страхования по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера, предусмотренному частью 2 настоящей статьи, являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности кадастрового инженера по обязательствам, возникающим вследствие причинения убытков заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам.

4. Страховым случаем по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера является возникновение обязанности этого кадастрового инженера возместить убытки, причиненные заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам, действиями (бездействием) кадастрового инженера в результате осуществления кадастровой деятельности с нарушением требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов в области кадастровых отношений, установленной вступившим в законную силу решением суда или признанной таким кадастровым инженером и страховщиком.

5. Страхователем по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера выступают кадастровый инженер (далее — личное страхование) и (или) на основании решения общего собрания членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров саморегулируемая организация кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер (далее — коллективное страхование).

Требование о заключении договоров страхования ответственности временно не распространяется на кадастровых инженеров, призванных по мобилизации или заключивших контракт о службе в ВС РФ или добровольном содействии (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

6. Договор обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера заключается на срок не менее чем один год с возможностью его продления на новый срок и с условием возмещения убытков, причиненных в период действия такого договора, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации для договоров имущественного страхования. Страховые тарифы по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера определяются страховщиком с учетом обстоятельств, влияющих на степень риска возникновения ответственности кадастрового инженера, в том числе стажа работы кадастрового инженера, количества предыдущих страховых случаев. Размер страховой суммы по такому договору (при личном страховании и (или) коллективном страховании) не может составлять менее двух с половиной миллионов рублей в отношении каждого кадастрового инженера. Размер страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая, не может превышать размер страховой суммы, установленной таким договором страхования.

Почитать  Как прописать несовершеннолетнего ребенка с матерью из одной жилплощади на другую

Иные условия страхования гражданской ответственности кадастрового инженера определяются по соглашению сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными страховщиком или объединением страховщиков правилами страхования.

7. Контроль за соблюдением кадастровыми инженерами требований настоящей статьи осуществляется саморегулируемой организацией кадастровых инженеров.

8. Федеральный государственный надзор за соблюдением саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров требований настоящей статьи осуществляется органом федерального государственного надзора.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Какие документы необходимо приложить к исковому заявлению по оформлению приобретательной давности на земельный участок?

Наталия Булахова
Консультаций: 211

Перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению, зависит от вида судопроизводства (арбитражный суд или суд общей юрисдикции) и указан соответственно в ст. 125–126 АПК РФ и ст. 131–132 ГПК РФ.

В исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (п. 5 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ и п. 5 ч. 2 ст.

125 АПК РФ).

В зависимости от конкретного дела к исковому заявлению прикладываются также те документы, которые сам истец считает нужным приложить в обоснование своей позиции в суде.

При этом следует учесть, что судом обращается внимание на то, что все стороны по делу должны иметь копию искового заявления (заявления в порядке особого производства), а также тех документов, которые приложены к исковому заявлению (заявлению в порядке особого производства) и которых нет у сторон.

Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.

В случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не мог быть известен давностному владельцу, истец (заявитель) вправе обратиться в суд в порядке особого производства с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается представитель Росреестра (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», далее – Постановление от 29.04.2010 № 10/20).

В соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15-ти лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Поэтому в судебный процесс должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие, что истец (заявитель) длительный период времени открыто, непрерывно и добросовестно пользуется спорным участком, как своим собственным, например, возвел на нем жилой дом или хозяйственные постройки, высадил многолетние плодовые и декоративные насаждения, за свой счет провел межевание участка и т.д.

В частности, если для оформления прав на спорный земельный участок было проведено межевание, согласование границ, детальное обследование и измерение на местности фактических границ земельного участка, то к иску прикладывается договор, подтверждающий проведение данных работ кадастровым инженером по спорному участку, и полученные от него документы.

Также могут быть приложены документы, подтверждающие проведение в установленном законом порядке государственной регистрации права собственности на имя истца (заявителя) жилого дома и иных строений, возведенных на этом земельном участке.

Кроме этого, могут пригодиться:

  • копии правоустанавливающих документов, подтверждающие право собственности на спорный участок (например, государственные акты на право собственности на землю, которые выдавались в основном юридическим лицам, свидетельства о праве собственности на землю, которые выдавались Комитетами по земельным ресурсам и землеустройству или сельскими (поселковыми) советами в 90-е годы, свидетельства о праве на наследство и т.д.);
  • переписка по вопросам владения спорным участком с органами власти;
  • доказательства по обеспечению надлежащего содержания участка, договоры на электроснабжение, охрану, вывоз мусора и документы, подтверждающие расходы на содержание участка. При этом следует учесть, что документы, подтверждающие расходы, должны относиться к разным периодам времени.

Если ранее у истца были обращения в Росреестр и получены официальные отказы в регистрации права собственности истца (заявителя) на данный земельный участок, то они также прикладываются к иску.

Следует знать, что в отношении такого объекта недвижимости, как земельный участок, применение приобретательной давности имеет свои особенности, а именно: сложившаяся судебная практика исходит из невозможности приобретения права собственности в силу приобретательной давности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст.

16 и п. 1.1 ст. 19 Земельного кодекса РФ), поэтому в Российской Федерации не существует бесхозяйных земельных участков.

Приобретательная давность может быть применена только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении определенных условий.

Что касается всех иных земельных участков, то они не являются бесхозяйным имуществом, так как являются либо государственной, либо муниципальной собственностью. При этом предоставление участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только в порядке, предусмотренном земельным законодательством (п. 16 Постановления от 29.04.2010 № 10/20).

Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Саморегулируемые организации кадастровых инженеров создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), основанных на членстве в них кадастровых инженеров, в целях обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, разработки и утверждения для членов таких саморегулируемых организаций стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за соблюдением кадастровыми инженерами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений и установленных саморегулируемой организацией кадастровых инженеров стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров.

2. Статус саморегулируемой организации кадастровых инженеров приобретается ассоциацией (союзом) с даты включения сведений о такой ассоциации (союзе) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. За включение сведений о такой ассоциации (союзе) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров взимается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Основанием для включения сведений об ассоциации (союзе) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров является выполнение такой ассоциацией (союзом) следующих обязательных требований:

Физлица, проходящие военную службу или оказывающие добровольное содействие в выполнении задач Вооруженных Сил РФ, не исключаются из СРО в связи с несоблюдением установленных требований и учитываются при подсчете ее членов (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

1) наличие в составе этой организации не менее семисот членов, соответствующих обязательным условиям членства в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, установленным частью 13 статьи 29 настоящего Федерального закона;

2) наличие предусмотренных настоящим Федеральным законом органов управления, специализированных органов, методического органа;

3) наличие стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, разработанных и утвержденных такой ассоциацией (союзом) в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации в области кадастровых отношений.

4. Ассоциация (союз) утрачивает статус саморегулируемой организации кадастровых инженеров с даты исключения сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

5. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров должна соответствовать установленным частью 3 настоящей статьи требованиям.

6. Функциями саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются:

1) разработка и утверждение стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области кадастровых отношений;

2) установление размера членских взносов и порядка их уплаты;

3) представление законных интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

4) прием в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров и исключение из саморегулируемой организации кадастровых инженеров по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

5) контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров;

6) контроль за осуществлением своими членами обязательного страхования гражданской ответственности кадастровых инженеров;

7) ведение реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и предоставление доступа к информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам с соблюдением требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений;

8) организация информационного и методического обеспечения своих членов;

9) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом функций.

7. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров вправе:

1) получать в органе регистрации прав информацию о результатах профессиональной деятельности своих членов. На основании акта Правительства Российской Федерации полномочия по предоставлению указанной информации могут быть переданы публично-правовой компании, созданной в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании «Роскадастр» (далее — публично-правовая компания). Состав такой информации и порядок ее предоставления устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений;

(в ред. Федеральных законов от 30.04.2021 N 120-ФЗ, от 30.12.2021 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) запрашивать у юридического лица, работником которого является кадастровый инженер — член саморегулируемой организации, информацию о результатах его деятельности, в том числе о жалобах на действия (бездействие) этого кадастрового инженера;

3) проводить экспертизу документов, подготовленных кадастровыми инженерами, и подготавливать по ее результатам заключение по запросам любых лиц;

4) осуществлять иные права, если соответствующие ограничения прав не предусмотрены федеральным законом и (или) уставом саморегулируемой организации.

8. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров обязана:

СРО обязано уведомить Росреестр в течение 3 рабочих дней со дня поступления сведений о призыве ее члена на военную службу по мобилизации или заключении им контракта по основаниям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 12.03.2022 N 353.

Почитать  Как делить наследство между братом и сестрой

1) соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций;

2) осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров;

3) применять в отношении своих членов предусмотренные Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» меры дисциплинарной ответственности;

4) сообщать в орган федерального государственного надзора о своем несоответствии требованиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней с даты возникновения такого несоответствия;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) принять физическое лицо или отказать в его принятии в саморегулируемую организацию в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

6) исключать кадастровых инженеров из саморегулируемой организации в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом;

7) вести реестр членов саморегулируемой организации и предоставлять доступ к информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам с соблюдением требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

8) осуществлять контроль за своевременным прохождением кадастровыми инженерами (своими членами) обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации кадастровых инженеров в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, и вести учет кадастровых инженеров (своих членов), прошедших соответствующее обучение;

9) представлять в орган федерального государственного надзора информацию о вступлении в национальное объединение и выходе из него в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты такого вступления или такого выхода;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) представлять в орган федерального государственного надзора информацию об изменении почтового адреса, адреса электронной почты, номеров контактных телефонов, адреса официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не более чем пять рабочих дней с даты соответствующего изменения;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) представлять в орган федерального государственного надзора информацию об изменениях, внесенных в положения об органах управления, о специализированных органах, методическом органе саморегулируемой организации кадастровых инженеров, а также в устав такой саморегулируемой организации, в срок не более чем пять рабочих дней с даты внесения таких изменений;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) представлять в орган федерального государственного надзора информацию о внесении изменений в реестр членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и об основаниях внесения таких изменений в объеме, сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) представлять в орган регистрации прав и (или) орган федерального государственного надзора информацию и документы в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты поступления в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров запроса от органа регистрации прав и (или) органа федерального государственного надзора;

(п. 13 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) рассматривать жалобы на своих членов и дела о применении к кадастровым инженерам мер дисциплинарной ответственности;

15) организовывать стажировку физических лиц и направлять в национальное объединение информацию о физическом лице, принятом для прохождения стажировки, и сведения об итогах стажировки в соответствии с требованиями статьи 29 настоящего Федерального закона;

16) соблюдать предусмотренные статьей 29.2 настоящего Федерального закона требования об обязательном страховании гражданской ответственности членов такой ассоциации (союза);

17) обеспечивать проведение экспертизы документов, которые представлены в орган регистрации прав и по результатам рассмотрения которых органом регистрации прав было принято решение о приостановлении, и подготовку по результатам проведения экспертизы заключения в соответствии с требованиями статьи 26.1 настоящего Федерального закона (по запросу апелляционной комиссии и без взимания платы);

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) соблюдать правила деятельности саморегулируемой организации кадастровых инженеров, в том числе акты, утвержденные национальным объединением в соответствии с настоящим Федеральным законом, независимо от членства такой саморегулируемой организации кадастровых инженеров в национальном объединении;

19) осуществлять иные обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, регулирующими деятельность саморегулируемых организаций.

9. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров и работники саморегулируемой организации кадастровых инженеров не вправе заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ с членами такой саморегулируемой организации или принимать участие в выполнении кадастровых работ, а также учреждать юридические лица или являться членами органов управления юридических лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, их дочерних обществ. Работники саморегулируемой организации кадастровых инженеров не вправе заключать трудовые договоры с юридическими лицами, заключившими трудовые договоры с членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров, ее дочерними обществами.

Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

2. Обязательными условиями принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются:

1) наличие гражданства Российской Федерации;

2) наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений;

3) наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых он под руководством кадастрового инженера принимал участие в подготовке и выполнении кадастровых работ (далее — стажировка);

4) сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности (далее — экзамен);

5) отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда;

6) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

7) наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера, отвечающего установленным статьей 29.2 настоящего Федерального закона требованиям;

8) отсутствие ограничений, предусмотренных частями 19 и 20 настоящей статьи.

3. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров не вправе предъявлять к физическим лицам, претендующим на вступление в такую саморегулируемую организацию, требования, кроме тех, что установлены частью 2 настоящей статьи.

4. Проведение экзамена в целях подтверждения наличия у претендента профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, организуется национальным объединением. Экзамен проводится в форме тестирования с применением автоматизированной информационной системы, проектирование и внедрение которой осуществляются национальным объединением. Экзамен принимается комиссией, формируемой национальным объединением (далее — комиссия). Порядок проведения экзамена, формирования и работы комиссии, в том числе порядок обжалования результатов экзамена, устанавливается национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Вопросы тестовых заданий разрабатываются и утверждаются национальным объединением в соответствии с программой экзамена, утвержденной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, и размещаются на официальном сайте национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее чем три рабочих дня с даты их утверждения.

За прием экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливаются национальным объединением.

5. Информация о результатах экзамена подлежит размещению на официальном сайте национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее чем три рабочих дня со дня проведения экзамена.

6. Решение о приеме физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров принимается такой саморегулируемой организацией в срок не более чем двадцать рабочих дней с даты поступления в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров заявления физического лица и документов (информации), подтверждающих соответствие такого лица обязательным условиям принятия в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров, установленным частью 2 настоящей статьи. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров в течение одного рабочего дня со дня принятия указанного решения вносит сведения о таком физическом лице в реестр членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров, а также направляет в орган федерального государственного надзора сведения о внесении в реестр членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров соответствующих сведений в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Организация прохождения стажировки физическими лицами осуществляется саморегулируемой организацией кадастровых инженеров в соответствии с правилами стажировки, установленными национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Правилами стажировки могут быть установлены особенности прохождения стажировки физическими лицами, ранее замещавшими должности в органе регистрации прав, в части определения перечня должностей, для которых срок стажировки может быть сокращен, но не более чем на один год.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров назначает руководителя стажировки в срок не более чем двадцать рабочих дней с даты поступления в такую саморегулируемую организацию заявления физического лица о прохождении стажировки и документов, установленных правилами стажировки, и в срок не более чем пять рабочих дней с даты назначения руководителя стажировки направляет в национальное объединение информацию о физическом лице, принятом для прохождения стажировки, а также размещает указанную информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Руководитель стажировки назначается саморегулируемой организацией кадастровых инженеров из числа кадастровых инженеров — членов такой саморегулируемой организации, имеющих опыт работы кадастровым инженером не менее двух лет и не имеющих дисциплинарных взысканий за последние два года. Стажировка осуществляется на основании трудового договора, заключенного физическим лицом, принятым для прохождения стажировки, с индивидуальным предпринимателем, указанным в статье 32 настоящего Федерального закона и назначенным руководителем стажировки, или с юридическим лицом, которое указано в статье 33 настоящего Федерального закона и работником которого является кадастровый инженер — руководитель стажировки. Стажировка осуществляется на основании программы стажировки, разработанной руководителем стажировки и утвержденной саморегулируемой организацией кадастровых инженеров, членом которой является руководитель стажировки, в соответствии с правилами стажировки.

Почитать  Одобрение сделки в ао

Отказ саморегулируемой организации кадастровых инженеров в приеме физического лица для прохождения стажировки может быть обжалован в суд в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

9. Контроль за стажировкой, в том числе за освоением программы стажировки, осуществляют руководитель стажировки и саморегулируемая организация кадастровых инженеров, членом которой является руководитель стажировки, в соответствии с правилами стажировки. По результатам прохождения физическим лицом стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров, членом которой является такой руководитель стажировки, на утверждение. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров утверждает заключение об итогах стажировки либо мотивированно отказывает в его утверждении в срок не более чем пятнадцать рабочих дней со дня поступления соответствующего заключения.

При этом физическое лицо считается прошедшим стажировку со дня утверждения указанного заключения. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров, утвердившая заключение об итогах стажировки, в течение одного рабочего дня со дня утверждения указанного заключения выдает копию указанного заключения физическому лицу, прошедшему стажировку, а также направляет сведения об итогах стажировки в национальное объединение.

10. Мотивированный отказ в утверждении заключения об итогах стажировки в письменной форме направляется физическому лицу, не прошедшему стажировку, в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления указанного заключения на утверждение. Данный отказ может быть обжалован в суд в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

11. Физическое лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к прохождению стажировки на общих основаниях.

12. Информация о физическом лице, принятом для прохождения стажировки, об итогах стажировки физического лица подлежит размещению на официальном сайте национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее чем три рабочих дня со дня поступления таких информации и сведений от саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

13. Обязательными условиями членства кадастровых инженеров в саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются:

1) соответствие установленным частью 2 настоящей статьи обязательным условиям принятия физического лица в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров;

2) соблюдение предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области кадастровых отношений требований к осуществлению и организации кадастровой деятельности;

3) внесение установленных саморегулируемой организацией кадастровых инженеров взносов.

14. Контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров обязательных условий членства в ней осуществляется такой саморегулируемой организацией. Порядок подтверждения соответствия кадастрового инженера обязательным условиям членства в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, порядок приема физического лица в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров, перечень документов, устанавливающих соответствие такого физического лица условиям его принятия в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров, и способы представления этих документов, порядок исключения кадастрового инженера из саморегулируемой организации кадастровых инженеров устанавливаются национальным объединением.

Физлица, проходящие военную службу либо оказывающие добровольное содействие в выполнении задач Вооруженных Сил РФ, не исключаются из членов СРО в связи с несоблюдением установленных требований (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

15. Кадастровый инженер исключается из саморегулируемой организации кадастровых инженеров в случае:

1) установления факта представления кадастровым инженером подложных документов при принятии в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров;

2) подачи кадастровым инженером заявления о выходе из саморегулируемой организации кадастровых инженеров;

3) нарушения кадастровым инженером обязательных условий членства в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, установленных частью 13 настоящей статьи;

4) признания вступившим в законную силу решением суда кадастрового инженера недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) принятия в течение календарного года органом регистрации прав решений об отказе в осуществлении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, если в течение срока приостановления осуществления кадастрового учета не устранены причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в решении о приостановлении, принятом по основаниям, указанным в пунктах 19, 25, 28 — 32, 34, 35, 42, 45 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые связаны с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования, картой-планом территории и суммарное количество которых составляет двадцать пять и более процентов от общего количества решений об осуществлении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и об отказе в осуществлении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которые связаны с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования, картой-планом территории, при условии, что общее количество таких решений должно быть не менее двадцати;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) принятия за последние три года деятельности кадастрового инженера органом регистрации прав десяти и более решений о необходимости устранения воспроизведенных в Едином государственном реестре недвижимости ошибок, содержащихся в межевом плане, техническом плане или карте-плане территории и связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства (далее — реестровая ошибка);

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования об осуществлении профессиональной деятельности и внесении взносов временно не распространяется на кадастровых инженеров, призванных по мобилизации или заключивших контракт о службе в ВС РФ или добровольном содействии (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

7) неосуществления кадастровым инженером кадастровой деятельности в течение трех лет, за исключением случаев нахождения кадастрового инженера в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) утратил силу. — Федеральный закон от 30.04.2021 N 120-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) нарушения кадастровым инженером срока уплаты членских взносов, установленного саморегулируемой организацией кадастровых инженеров, более чем на три месяца.

16. Решение об исключении кадастрового инженера из саморегулируемой организации кадастровых инженеров принимается саморегулируемой организацией кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер, в срок не более чем двадцать рабочих дней с даты поступления заявления о выходе из саморегулируемой организации кадастровых инженеров или сведений, материалов, подтверждающих факты, предусмотренные частью 15 настоящей статьи. В данном решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 15 настоящей статьи. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров в течение одного рабочего дня со дня принятия данного решения исключает сведения о таком кадастровом инженере из реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и направляет копию данного решения в орган федерального государственного надзора, физическому лицу, исключенному из саморегулируемой организации кадастровых инженеров в соответствии с данным решением, а также юридическому лицу, с которым кадастровый инженер заключил трудовой договор, в случае, если информация о заключенном трудовом договоре ранее представлялась в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров.

Указанная копия должна быть заверена уполномоченным лицом этой саморегулируемой организации. Кадастровый инженер признается исключенным из саморегулируемой организации кадастровых инженеров и, следовательно, не вправе осуществлять кадастровую деятельность с даты исключения сведений о нем из реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Сведения о кадастровом инженере исключаются из реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров в случае поступления в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров в установленном законодательством Российской Федерации порядке документов, которые подтверждают смерть кадастрового инженера или признание его безвестно отсутствующим, в течение одного рабочего дня с даты поступления указанных документов, о чем в течение двух рабочих дней уведомляется орган федерального государственного надзора.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. В случае, если в отношении кадастрового инженера, подавшего в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров заявление о выходе из нее, рассматривается дело о применении к нему мер дисциплинарного воздействия, решение об исключении из саморегулируемой организации кадастровых инженеров такого кадастрового инженера принимается в срок не более чем один месяц после завершения рассмотрения этого дела.

19. Физическое лицо, исключенное из саморегулируемой организации кадастровых инженеров, не вправе претендовать на членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров:

1) в течение двух лет в случае, если кадастровый инженер был исключен по одному или нескольким основаниям, предусмотренным пунктами 3, 5 — 8 части 15 настоящей статьи;

2) в течение шести месяцев в случае, если кадастровый инженер был исключен по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 15 настоящей статьи;

3) в течение срока дисквалификации либо срока, в течение которого кадастровый инженер лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу решением суда, в случае, если данный срок превышает два года.

20. Физическое лицо, исключенное из саморегулируемой организации кадастровых инженеров по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и (или) 4 части 15 настоящей статьи, не вправе претендовать на членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

21. Физическое лицо, которому отказано в приеме в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров или которое исключено из саморегулируемой организации кадастровых инженеров, вправе обжаловать соответствующее решение в суд в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

Оцените статью