Для получения сертификата на улучшение жилищных условий нужно отстоять очень длинную очередь. Но что делать, если через несколько лет нахождения в очереди, заявителя из нее исключают? Какие существуют причины таких действий и что нужно предпринять – читайте в этой статье.
Какие основания для снятия с очереди?
В каких случаях снимают с очереди? Существует несколько основных, наиболее распространенных вариантов, которые используются чаще всего. Но помимо них существуют и другие причины. Для того, чтобы уточнить причину снятия с очереди в каждом конкретном случае необходимо внимательно изучить извещение об этом. В данном документе всегда указывается причина. Исходя из нее и нужно предпринимать или не предпринимать те или иные действия.
Самостоятельный отказ от участия в программе
Основной является причина, когда снимают заявителя с очереди на том простом основании, что он сам этого потребовал. Заявление на снятие нужно писать лично. Другое дело, что иногда сотрудники государственных органов ошибаются и могут вместо заявителя снять с очереди другого человека. В таком случае можно смело обращаться в суд.
Пример:Иванов И.П. больше не нуждается в квартире и добровольно отказывается от участия в программе. Он пишет соответствующее заявление, чтобы его сняли с очереди. Из-за ошибки оператора, снимают не Иванова И.П., а Иванова И.Н., который также стоит в очереди. Последний, сразу после получения уведомления, может потребовать копию заявления, которое он якобы написал и на том основании, что этот документ заполнял не он и, соответственно, никакого отношения к нему не имеет, может потребовать восстановления в очереди.
Переезд
Еще одна распространенная причина снятия с учета – переезд в другой населенный пункт. Как только заявитель прописывается по новому адресу, он автоматически теряет право на помощь от государства. Как следствие, его сразу же снимают с учета (исключают из очереди).
По отношению к Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю действует исключение.
Улучшение финансового состояния
Если у заявителя по какой-то причине улучшилось финансовое состояние, он больше не может считаться малоимущим. Как следствие, не может претендовать и на улучшение жилищных условий. Его исключают из очереди. Улучшение может иметь разный характер:
- Появились дополнительные источники дохода.
- Переход на новую работу с существенным увеличением зарплаты.
- Получение наследства и так далее.
Получение помощи от государства
Если заявитель уже получил помощь, логично что он автоматически исключается из очереди. Помощь также может быть разной:
- Сертификат.
- Право на социальное жилье.
- Участок под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) и так далее.
Неверные данные
Еще одна распространенная причина – предоставление ложных данных. Иногда при рассмотрении заявки какие-то нюансы ускользают от сотрудника государственной организации. Впоследствии, при регулярной проверке информации или получении новых, уточненных данных, заявителя могут исключить из очереди из-за того, что он изначально предоставил неверные данные.
Несмотря на то, что большая часть указанных причин является вполне обоснованной, нередко допускаются ошибки или указываются причины, которые не соответствуют реальному положению дел. В такой ситуации требуется восстанавливать очередь.
Восстановление в очереди на жилье
Восстановление в очереди на жилье вставших до 2005 года и позже может происходить по двум основным схемам:
- Личное обращение в органы, которые уведомили об исключении из очереди. Самый простой вариант и с него всегда нужно начинать. Если возникла ошибка или основание указано неверно, а также при условии, что заявитель может это доказать (допустим, как указано в примере, в начале этой статьи), то руководство государственной структуры может пойти на встречу и восстановить заявителя в очереди добровольно. Если это невозможно по какой-то причине или если получен отказ в восстановлении в очереди – можно обращаться в суд.
- Обращение в суд. Как сказано выше, это крайняя мера, к которой следует прибегать только в том случае, если заявителя отказались восстанавливать в очереди добровольно. Документы, полученные в процессе попытки восстановиться добровольно покажут, что человек пытался решить проблему в досудебном порядке, но у него не получилось. Нередко это играет решающую роль при принятии решения в суде.
Порядок действий
- Получить извещение о том, что заявителя сняли с очереди. Оно направляется тем же способом, что и уведомление о постановке в очередь, а также любая другая аналогичная информация. Еще при подаче заявления на постановку на учет, человек указывает, каким образом его нужно уведомлять о результатах рассмотрения заявки. Обычно это или обычное письмо по адресу регистрации или же письмо на электронную почту. В извещении указывается причина снятия с очереди. Нужно ее внимательно изучить и разобраться, соответствует ли она действительности или нет. Если нет – переходим к следующему шагу.
- Обратиться в структуру, которая прислала извещение. Обычно контактные данные есть в этом самом документе. Если нет, можно найти исходя из названия структуры. Нужно объяснить ситуацию и потребовать восстановить в очереди. Если откажутся – требовать, чтобы отказ в восстановлении был оформлен документально.
Такой отказ выдают далеко не всегда, даже после требования заявителя. Это не критично, особенно если заявитель может доказать, что он пробовал обращаться в эту инстанцию.
- Составить исковое заявление. Лучше всего для заполнения документа привлекать опытного юриста. В противном случае истец может что-то не учесть, упустить важные данные и так далее.
- Подготовить остальные документы (список см.ниже).
- Направить документы и иск в суд.
- Дождаться даты заседания и, желательно, присутствовать на нем.
- Получить решение суда и дождаться, пока оно вступит в силу.
- С решением отправиться в ту же инстанцию, которая исключила заявителя из очереди.
- Написать заявление на восстановление в очереди и приложить к нему решение суда.
Если суд, по какой-то причине, выдал не устроившее заявителя решение, его можно попробовать оспорить, подав на апелляцию.
Документы
К исковому заявлению нужно прикладывать следующие документы:
- Паспорт заявителя.
- Извещение о снятии с очереди.
- Письменный отказ в восстановлении в очереди (если получилось его взять).
- Документы, подтверждающие тот факт, что причина снятия с очереди неверная.
- Квитанцию об оплате госпошлины.
- Доверенность на представителя и его паспорт (при необходимости).
Исковое заявление
В иске должна фигурировать следующая информация:
- Название суда, куда направляется заявление.
- Данные истца (ФИО, контактные данные и адрес).
- Данные ответчика.
- Стоимость иска. В данном случае – 300 рублей.
- Название документа, которое располагается под шапкой, в центральной части листа.
- Особенности проблемы.
- Доказательства правоты истца.
- Требование о восстановлении в очереди.
- Перечень прилагаемых документов.
- Дата и подпись.
Предложенный образец не является универсальным и может не подходить в определенных ситуациях.
Образец
Расходы
Восстановление в очереди, как и постановка на учет, производится бесплатно, но только при условии, что заявитель смог договориться с отделением социальной защиты (или другой организаций, по требованию которой человека сняли с очереди) о том, что его восстановят добровольно. В противном случае придется обращаться в суд и нести дополнительные расходы:
- Госпошлина: 300 рублей. Заявления такого типа относятся к неимущественным, так как истец не требует, чтобы ему вернули недвижимость или что-то выплатили. Он просто хочет, чтобы решение государственной структуры, по вине которой его сняли с очереди, было признано недействительным.
- Сбор доказательств: индивидуально. Чаще всего платить не придется вообще, но в некоторых случае нужно будет заказывать дополнительные документы, справки и иные бумаги, что может стоить денег. Также нередко требуется нотариальное заверение и это тоже дополнительные расходы.
- Оформление доверенности: от 2 тысяч рублей. Актуально только в том случае, если заявитель хочет, чтобы его интересы в суде представлял опытный юрист-представитель. Учитывая тот факт, что добиться нужного результата без квалифицированной помощи получается далеко не всегда, пользоваться помощью специалистов приходится во многих случаях.
Сроки
Примерные сроки на восстановление в очереди:
- Извещение о снятии с очереди: около 1 недели с момента снятия.
- Обращение в государственную структуру с требованием восстановить в очереди: от 1 недели до 1 месяца.
- Рассмотрение дела в суде: около 2-3 месяцев.
- Вступление в силу судебного решения: 1 месяц.
- Восстановление в очереди после повторного обращения заявителя: около 1-2 недель.
В среднем на все это уходит от 3-4 месяцев и до полугода. Иногда можно попробовать справиться быстрее, но многие элементы никак не зависят от заявителя и потому он не может их контролировать.
Если к моменту восстановления в очереди заявителя его очередь уже прошла, можно попробовать потребовать, чтобы восстановили в очереди сразу на первой позиции (чтобы следующее распределение средств сразу было направлено заявителю). Как доказывает практика, некоторые государственные структуры восстанавливают человека на той же позиции, на которой он находился к моменту снятия с очереди, что несправедливо. В такой ситуации можно пробовать еще раз обращаться в суд.
Судебная практика
Несколько случаев из судебной практики:
Пример №1: В суд обратился Симонов Е.П. с требованием признать решение о снятии с очереди на улучшение жилищных условий недействительным. Исходя из материалов дела, Симонов Е.П. потерял право находится в очереди на том основании, что он приобрел новую недвижимость. Симонов Е.П. утверждает, что он ничего не приобретал и данные закралась ошибка. При проверке информации выяснилось, что именно Симонов Е.П. действительно не приобретал недвижимость. Она была куплена другим участником очереди, однофамильцем и тезкой, Симоновым Е.М. По ошибке сотрудника государственной организации, информация о покупке недвижимости была внесена в базу данных неверно, из-за чего с очереди сняли не того человека. На основании полученной информации, суд принимает решение удовлетворить иск заявителя.
Пример №2: В суд обратилась Федорова Е.В. с требованием признать решение о снятии с очереди недействительным. Как заявляет сама Федорова, ее сняли с очереди якобы из-за резко улучшившегося финансового состояния. Федорова отмечает, что ни она, ни члены ее семьи, не поменяли работу и не получили повышения. Представитель государственной организации отмечает, что все сказанное выше – верно, но заявитель не уточнила тот факт, что в прошлом месяце получила крупное наследство и на данный момент является собственницей обширного жилого частного дома. Изучив предложенную информацию, суд принял решение отказать в удовлетворении иска так как условия проживания семьи Федоровой существенно улучшились.
Восстановиться в очереди может быть сравнительно сложно, особенно если приходится доказывать собственную «невиновность». В этом окажут помощь опытные юристы. На бесплатной консультации они расскажут об основных особенностях такой процедуры. Кроме того, специалисты могут выступать в качестве представителей клиента как при общении с государственными структурами, так и при обращении в суд.
Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:
- опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
- напишите вопрос в форме ниже;
Комментарии к статье 56. жилищного кодекса РФ
1. 1), 2) Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими заявления о снятии с учета.
Причины подачи такого заявления могут быть самыми разными. Прежде всего, они связаны с обстоятельствами, предусмотренными в пп. 3 — 5 ч. 1 этой статьи.
В случаях приобретения жилой площади (превышающей по размерам учетную норму) на основании гражданско-правовых сделок: купли-продажи, дарения, наследования и др. гражданин перестает быть нуждающимся в обеспечении жильем по договору социального найма. Он сам обязан подать заявление о снятии с учета в связи с приобретением жилья и утратой основания, дающего право на получение социального жилья, в тот орган, где он был принят на учет.
3) Выезд на место жительства в другое муниципальное образование (за исключением изменения места жительства в пределах городов Москвы и Санкт-Петербурга) означает переезд гражданина на постоянное место жительства в другую местность (муниципальное образование города, поселка, сельского поселения).
Переезду на постоянное жительство в другую местность свидетельствуют: снятие с учета и регистрация по новому месту жительства, наличие там постоянного места работы, совместное проживание (по месту работы) с членами семьи и т.д.
В случаях временного отсутствия граждан по месту жительства они не могут быть сняты с учета как нуждающиеся в обеспечении жильем.
4) Граждане снимаются с учета в случаях получения ими от органов государственной власти, местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Как предусматривается в Указе Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. ‘О жилищных кредитах’, граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья.
Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. ‘О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья’ Правительству Российской Федерации предписано предусматривать выделение средств на предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья в качестве основной формы использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу <,*>,.
———————————
<,*>, Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 14. Ст. 1430 (Указ реализуется на основе Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. (с изм. и доп. на 8 августа 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 33. Ст. 3269).
В этих и других случаях выделения бюджетных (иных средств) на строительство или приобретение жилья граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся при наличии факта использования выделенных субсидий, других денежных средств (необязательно по целевому назначению).
5) Предоставление гражданину земельного участка органом государственной власти или органом местного самоуправления для целевого использования — строительства жилого дома может служить основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.
При применении положения этого пункта должно быть обращено внимание:
а) соблюдены ли требования земельного, гражданского законодательства (ст. 30 — 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации) по отводу земельного участка?
б) осуществлен ли реальный отвод земельного участка под строительство?
в) намерен ли гражданин заниматься строительством? Располагает ли он при этом финансами, материально-техническими средствами (строительными материалами)?
Только после выявления этих обстоятельств гражданин может быть снят с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жильем.
6) Представленные документы о праве получения жилого помещения за счет фонда социального жилья должны быть проверены отделами и службами учета и распределения жилья органов местного самоуправления, жилищно-бытовыми комиссиями.
В случаях выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших ложным основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, ведущего принятие на учет, заинтересованный гражданин снимается с учета независимо от того, знал он или не знал о допущенных нарушениях и злоупотреблениях.
2. Решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в обеспечении жильем должно быть принято, как отмечалось, тем органом, на основании решения которого гражданин был принят на учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления нарушений.
В решении о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в обеспечении жильем должны быть названы и перечислены обстоятельства, объективно установленные компетентными службами и органами, послужившие основанием для принятия такого решения. Представляется целесообразным и выделение доказательственной базы выявления нарушений, поскольку решение о снятии с учета может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Другой комментарий к Статье 56 ЖК РФ
Статья 56 ЖК РФ. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Комментарий к статье 56 ЖК РФ:
1. Комментируемая статья регламентирует основания и порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и коррелируется с положениями ст. 55 коммент. закона, а также ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ ‘О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации’ (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15).
2. Гражданин, состоящий на жилищном учете, может отказаться от поддержки государственных органов или органов местного самоуправления в получении жилья из состава государственного или муниципального жилищного фонда путем подачи соответствующего заявления в орган, осуществивший его постановку на жилищный учет. Это общее правило.
Орган, осуществивший постановку гражданина на жилищный учет, может снять гражданина с учета в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу положений ст. 49 коммент. закона правом на получение жилого помещения по договору социального найма обладают малоимущие граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении, а также иные категории очередников, определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
То есть снятие очередника с жилищного учета в данном случае будет обоснованным при улучшении финансового состояния гражданина, ранее признанного малоимущим, а также при улучшении его жилищных условий, например, в результате приобретения им иного жилья в собственность, выбытия из занимаемого очередником жилого помещения одного или нескольких членов его семьи и пр.
Кроме того, согласно упомянутой выше ч. 2 ст. 6 Федерального закона ‘О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации’ граждане снимаются с жилищного учета, в том числе в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
3. До введения в действие Жилищного кодекса РФ на территории РСФСР (Российской Федерации) порядок и условия ведения жилищного учета граждан регламентировались Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (СПС ‘Кодекс’), а также принятыми в соответствии с ними региональными правилами.
В частности, в Ленинграде (Санкт-Петербурге) основания для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий были перечислены в разделе II ‘Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий’, утвержденных решением Ленгорисполкома и Президиума Леноблсофпрофа от 7 сентября 1987 г. N 712/6 (СПС ‘Кодекс’).
Резюмируя вышесказанное, устанавливаем, что граждане, состоящие на жилищном учете, подлежат исключению из списков очередников:
— по основаниям, перечисленным п. п. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 коммент. закона,
— если они перестали быть в соответствии с Жилищным кодексом РФ малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях,
— если они перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действовавшими до Жилищного кодекса РФ нормативами.
4. Пунктом 6 ч. 1 коммент. ст. установлены два основания для снятия с жилищного учета, а именно:
а) выявление в представленных гражданином документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет,
б) неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Недостоверность представленных гражданином в уполномоченный орган сведений для принятия на жилищный учет может быть определена как:
5. Подлог осуществляется, как правило, путем изначального составления документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу (интеллектуальный подлог), а также изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации (материальный подлог). Способами материального подлога могут быть пометка другим числом, подчистка, вытравливание надписей и т.п.
Подлог — наказуемое деяние вплоть до несения уголовной ответственности.
6. Выражение ‘неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет’ может включать в себя как рассмотренные выше ошибку и подлог (служебный), так и иные, часто уголовно наказуемые действия, результатом которых явился факт принятия положительного решения о постановке гражданина на жилищный учет, например:
— получение взятки (денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя),
— халатность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, и др.
Решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, согласно ч. 2 коммент. ст., принимается органом, принявшим решение и осуществившим ранее прием гражданина на жилищный учет.
7. Следует обратить внимание на некорректность данной формулировки, поскольку из приведенной нормы следует буквально, что снять очередника с жилищного учета может только тот орган, который его на соответствующий учет и поставил. Однако не секрет, что в отдельных регионах в настоящее время продолжают состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях граждане, принятые на учет более 15 — 20 лет назад. Совершенно очевидно, что органы, в чью компетенцию в то время входил вопрос ведения жилищного учета граждан, давным-давно перестали существовать.
Таким образом, приведенные выше положения ч. 2 коммент. ст. при формальном подходе неисполнимы. Фактически же снятие с жилищного учета граждан в настоящее время осуществляется теми же уполномоченными органами, которые ответственны за постановку на учет нуждающихся в жилом помещении.
8. В части 2 коммент. закона жестко установлен и срок для принятия решения о снятии гражданина с жилищного учета — не позднее 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения, с обязательным обоснованием и ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 коммент. ст.
Установлен и срок для направления либо выдачи заинтересованному лицу принятого в отношении его решения о снятии с учета — не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
9. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Обращаем внимание читателя, что в силу действующих в момент написания настоящего комментария правил, а именно ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об обжаловании принятого уполномоченным органом или должностным лицом в отношении его решения в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2 ст. 256 ГПК РФ).
Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях
ЖК РФ содержит закрытый перечень, по которому граждан снимают с учета как нуждающихся в жилой площади.
ЖК РФ содержит закрытый перечень, по которому граждан снимают с учета как нуждающихся в жилой площади. Помещения жилой площади даются государством по найму. Учет нуждающихся в жилье, постановка на учет возникает в силу закона и на основании паритета между сторонами правового отношения. Постановка нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет обусловлена участием в этом процессе двух сторон. Одним участником выступает гражданин, другим – уполномоченный орган.
Если вам потребуется помощь профессионалов, вы можете воспользоваться услугами наших специалистов по жилищным делам
Причины снятия с учета нуждающихся в жилье
Жилищный кодекс предусматривает ряд причин, которые могут повлиять на снятие гражданина с учета. Такими основаниями считаются:
- гражданин подает заявление о снятии с учета;
- гражданин утратил основания, по которым его поставили на учет как нуждающегося в жилой площади;
- переезд в иное образование муниципального уровня, исключая ситуации, когда это происходит в границах населенных пунктов, имеющих федеральное значение;
- получение финансовой помощи из бюджета от государственных органов на покупку жилой площади: дома, квартиры;
- порядок предоставления органами власти или местной администрации участка земли в целях возведения дома;
- обнаружение в документации, представленной гражданином на учет по жилой площади, недостоверной информации, а также выявление незаконных действий сотрудников уполномоченного органа, принявших на учет граждан, нуждающихся в жилье.
Снятие с учета по инициативе заявителя
Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье регламентирован ЖК РФ. Собрав необходимый пакет документов, гражданин имеет право встать на соответствующий учет. Для лиц, нуждающихся в жилье или увеличении площади жилого помещения, алгоритм действий простой. Физическое лицо самостоятельно решает для себя, встать ему на учет по жилой площади или нет. Это его право, но не обязанность. В случае, если необходимость в жилом помещении социального найма по какой-либо причине отпала, то гражданин в праве написать заявление о снятии его с учета нуждающихся в жилье.
В заявлении должно быть отражено его желание сняться с учета по жилой площади. Строгой формы к заявлению снятия с учета по жилой площади ЖК РФ не предъявляет. Оно составляется в произвольной форме. Гражданин адресует заявление в орган, в котором он учтен в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявление подписывается гражданином для того, чтобы идентифицировать себя. Как и заявление о постановке на учет, просьба о снятии с учета рассматривается также уполномоченным органом.
ЖК РФ (норма 52) говорит о том, что граждане с отсутствием дееспособности в данном случае могут действовать через своего представителя, который от их имени пишет заявление в отношении проживания недееспособного в помещениях. Но ЖК РФ не назначает порядок отзыва заявления со стороны недееспособных по поводу снятия их с учета.
Поставить на учет недееспособных можно через представителя, а снять с учета доверенное лицо не имеет права. Выходом из этой ситуации выступает волевое действие уполномоченного органа, который осуществляет учет нуждающихся в жилой площади.
Но снятие с учета нуждающихся в жилье граждан с отсутствием недееспособности происходит уполномоченным органом только при отсутствии оснований к получению жилых помещений.
Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях означает, что на жилье по социальному найму могут претендовать малоимущие категории, признанные по закону. Встать на учет возможно при наличии нескольких предпосылок: но для того чтобы сделать этого, прежде всего, нужно получить статус малоимущего. Если гражданин утратил положение малоимущего, ему будет отказано в жилье. Основаниями к потере статуса могут служить:
- увеличение цены имущества, которое выступает собственностью семейной пары с детьми, признанных в качестве малоимущих;
- повышение доходов семьи, в расчете на каждого из ее членов и т.д.
Снятие с учета при смене места жительства
Условие, которое нужно для того, чтобы принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, это проживание человека в муниципальном образовании определенного населенного пункта. Выезд граждан за его пределы влечет за собой снятие их с учета нуждающихся в жилье.
Чтобы снять с учета граждан, которые нуждаются в улучшении условий проживания, порядок места жительства человека определяется по формальному признаку. В противном случае, вопрос, связанный с доказыванием места фактического проживания граждан на постоянной основе, потребует немалого количества времени и увеличится количество документов, необходимых для предоставления в уполномоченный орган. Кроме того, возникнут ошибки, обусловленные неправомерным снятием с учета. Исходя из этого, в практике при изменении места проживания гражданина, если он не выполнил обязанность по оповещению государственных органов о новом месте жительства, это не влечет снятия с учета. Главным доказательством для государственных органов является место его регистрации.
Естественное снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях
Это основание связано с летальным исходом стоящего на учете гражданина. Это обстоятельство, которое по ст. 17 ГК РФ, обуславливает окончание правосубъектности индивида. В случае его смерти, члены семьи покойного остаются на учете. Логично, что основание естественного снятия умершего человека, никак не может повлиять на желание остальных членов семьи получить квартиру.
Госорган решает, снимать ли гражданина с учета не позже тридцати дней с момента обнаружения обстоятельств, которые являются основаниями к этому действию. Решения в готовой форме о снятии с учета направляются или отдаются не позже трехдневного срока с момента создания.
Граждане вправе не согласиться с решением уполномоченных органов. Его можно обжаловать в судебном органе.
Субсидии для улучшения жилищных условий
На государственную помощь в жилье ориентирована программа «Жилище», принятая на период 2015-2020 г.г. В частности, в ней указано, что она ориентирована на оказание поддержки гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Государство оказывает помощь по обеспечению граждан жильем. В частности, государство действует с задачей улучшения жилищных условий в помещениях для категории молодых семей.
Данная программа направлена на формирование условий для создания сегмента рынка бюджетного, доступного жилья, увеличения объемов застроек, совершенствования строительной сферы в рамках мероприятий по поддержке строительства жилых помещений в регионах. Все это делается в целях улучшения жилищных условий граждан.
Одним из видов поддержки граждан со стороны государства в целях улучшения жилищных условий выступают субсидии. Существуют определенные правила, которые назначают порядок предоставления этих выплат населению для улучшения жилищных условий. Правила зафиксированы в постановлении высшего органа, принадлежащего к исполнительной ветви власти от 2009 года (№63). Субсидия может быть задействована в купле-продаже жилого помещения, направлена на улучшение жилищных условий гражданских служащих. Субсидия также используется как паевой взнос, но при условии того, что гражданин выступает членом жилищных или жилищно-строительных кооперативов.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Статья 56 ЖК РФ. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2012 N 55-ФЗ , от 29.07.2017 N 217-ФЗ , от 31.07.2020 N 287-ФЗ )
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.
Как восстановиться в очереди на улучшение жилищных условий
Многие граждане нашей страны нуждаются в улучшении жилищных условий. Для малообеспеченных семей это единственный выход из сложной жизненной ситуации. Они тратят уйму времени на сбор документов, общение с чиновниками и постановку на учет в качестве нуждающихся. Но однажды планы могут рухнуть – и виной тому снятие с очереди на жилье. Что делать в такой ситуации, куда обращаться? Юристов спрашивают, можно ли восстановиться на жилищном учете и получить желаемую квартиру?
Почти во всех случаях приходится оспаривать неправомерные решения государственных органов. Последние часто нарушают права граждан из-за искажения ситуации и вольной трактовки законов. Чтобы отстоять свои права нужно знать о причинах снятия с очереди, а также учитывать порядок восстановления законного права на жилье. О том, что делать – читайте нашу статью.
✅ Какие основания для снятия с очереди?
Очередников ставят на жилищный учет на основании поданного ими заявления. Администрация внимательно изучает статус заявителя, его малообеспеченность, пожелания и прочие факторы.
Встав в очередь, гражданин может претендовать на социальное жилье, субсидии или частичное погашение ипотеки. Однако наравне с этим человека могут вычеркнуть из списка очередников – в силу ст. 56 ЖК РФ. Тогда он не сможет претендовать на вышеназванные льготы.
В каких случаях вас могут снять с жилищного учета:
- Переезд в другой населенный пункт или страну. Исключением является смена места жительства в Москве, Питере, а с 2014 года и в Севастополе – городах федерального значения РФ.
- Добровольное снятие с очереди на жилье. Достигается за счет подачи заявления органу, который ставил гражданина на учет. Написав заявление, человек сообщает о своем желании быть исключенным из списка нуждающихся в улучшении жилусловий.
- Прекращение оснований для нуждаемости. Если семья улучшила жилищные условия, ей не положена помощь от государства. Примером может быть приобретение квартиры, наследство, дарственная, обмен и прочие сделки с пользу кандидатов.
- Перечисление заявителю бюджетных средств.Речь идет о жилищном сертификате, субсидиях на погашение ипотечных займов, оплату строительства дома или капремонта в квартире. Получив субсидии, человек исключается из очереди на социальное жилье.
- Предоставление земельного участка под ИЖС.Муниципальные власти могут выдать свободную землю под строительство дома. Впоследствии, участок можно приватизировать. Однако из очереди не могут исключить многодетную семью (критерий – 3-е и более детей).
- Недействительные сведения при постановке на учет.Обнаружение фальсификации данных с целью встать на жилищный учет – это повод вычеркнуть соискателя из числа претендентов на жилье.
Еще одним основанием можно считать увольнение с работы, если гражданин встал в очередь от предприятия/компании. Прекращение работы – повод исключить кандидата из списка очередников.
Также может быть и фактор ухудшения жилищно-бытовых условий – в силу ст. 53 ЖК РФ. Например, когда семья умышленно продает единственную квартиру, а затем встает на учет как нуждающаяся в социальном жилье. Но опять же, нужно смотреть на конкретную ситуацию. Скажем, отказ от наследства – это не повод считать, что человек намеренно ухудшил жилищные условия. При таком раскладе отказ властей уже незаконный.
Пример:
Феофанов женился на Зайцевой, которая до брака имела в собственности 2-комнатную квартиру. Семья Феофанова проживала в 1-комнатной квартире по договору социального найма. Поскольку жилплощадь не соответствовала учетной норме на человека, жильцы встали на учет как нуждающиеся в улучшении жилусловий. Феофанов также вошел в число кандидатов. Однако вскоре из мэрии пришло извещение. Оказалось, что семью сняли с учета по причине улучшения жилищных условий. Чиновники посчитали, что квартира жены Феофанова должна быть учтена в уровне обеспеченности очередников. Однако власти не учли, что Зайцева не живет с семьей Феофанова. Супруги проживали отдельно от семьи, а значит в силу п. 1 ст. 69 ЖК РФ, имущество супруги не может учитываться на родных мужа. Более того, квартира Зайцевой – это ее личное имущество, и супруг на нее не претендует. Феофанов и его семья вправе подать иск и оспорить неправомерное решение жилищного органа. Условия их проживания не улучшились, а значит из очереди на жилье их исключить не могут.
И это лишь один из примеров. К сожалению, отказы чиновников встречаются в каждом регионе, особенно в Москве и области. Часто по надуманным поводам с целью сократить список очередников. Последние должны отстаивать и восстанавливать свои права, и желательно привлекать для этого юристов.
✅ Восстановление в очереди на жилье
Об исключении из очереди на жилье заявителям должны сообщить. Такие действия поручены органу, который регистрировал семью на жилищном учете. Например, в Москве – это Департамент городского имущества (ДГИ).
Важное значение играет дата постановки на учет. Восстановление в очереди на жилье вставших до 2005 года осуществляется не по всем основаниям ст. 56 ЖК РФ. Очередники этой даты претендуют только на социальное жилье – жилплощадь нельзя заменять субсидией. Денежную помощь получают те, кто встал на очередь с 2005 по 2017 год. Остальные отказы можно и нужно обжаловать.
🔻 Пошаговое руководство
Что делать тем, кого сняли с очереди на улучшение жилищных условий?
Этапы по восстановлению прав на жилучет:
- Получить уведомление об исключении из очереди на жилье. Обычно уведомления направляют почтой. Если заявитель подавал заявку через Госуслуги или электронную почту, извещение может прийти на e-mail (см. в настройках Личного кабинета). Для примера, военнослужащие могут отследить изменения по личному номеру в онлайн-сервисе на сайте Минобороны РФ.
Мнение эксперта
Семен Фролов
Юрист. Стаж 7 лет. Специализация: семейное, наследственное, жилищное право.
Если уведомление не пришло, нужно обратиться в орган, ставивший вас на учет, например – в районную Управу или департамент городским имуществом. Потребуйте, чтобы вам прислали официальное извещение – на это отводится 10 дней, после чего на ваш адрес придет письмо.
- Определить причину снятия с очереди.Чиновники всегда указывают основание, а также пункт ст. 56 ЖК РФ. Исходя из этих данных можно выстраивать позицию защиты. Если основание неприменимо, а решение незаконное – обращайтесь с жалобой к начальству ДГИ или напрямую в суд.
- Написать жалобу вышестоящему руководству.Подав жалобу, вы будете иметь козырь для дальнейших разбирательств. Даже если высшее начальство ДГИ не удовлетворит вашу просьбу, отказ в восстановлении можно приобщить к судебному делу.
- Составить и подать иск.Административный иск подается в районный суд по месту нахождения ответчика. Ответчиком будет тот орган, который снял вас с очереди на жилье. Наименование жилищного органа можно взять из уведомления в ваш адрес.
- Участие в судебных заседаниях и экспертизе.Рассмотрев исковое заявление и требования истца, суд приглашает стороны в зал заседаний. На повестку дня выносится текущий спор об исключении очередника из списка нуждающихся. При необходимости суд назначит повторное заседание, например – в случае проведения экспертизы или запроса дополнительных сведений.
- Получить выписку из судебного постановления.Копию можно взять у секретаря судебной канцелярии.
- Восстановиться в очереди на жилье или субсидии.Имея постановление суда, нужно вновь обратиться в департамент и написать заявление о восстановлении в очереди. Порядковый номер и дата заявителя сохранится. Вас не могут отбросить дальше прежнего срока, т.к. снятие с учета было признано неправомерным.
🔻 Образец иска о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий
Исковое заявление (жалоба) оформляется в соответствии со ст. 131–132 ГПК РФ. Истец должен указать все заслуживающие внимания факты.
Иск о восстановлении отражает следующую информацию:
- наименование судебного органа, где рассматривается спор;
- ФИО истца, адрес и контакты;
- наименование ответчика – полное название жилищного органа, который принял решение снять истца с очереди на квартиру;
- цена иска – как правило, 300 рублей;
- название документа – по центру;
- обстоятельства дела: данные об истце, его статусе, семье, имеющейся недвижимости, документах;
- сведения о постановке на жилищный учет: на каких основаниях и когда;
- дата и основание снятия с учета;
- несогласие с решением ответчика: указать, почему не согласны, привести ссылки на статьи, реальные характеристики жилусловий, свою версию произошедшего и т.д.
- просьба – рассмотреть иск по существу, восстановить в списках очередников, предоставить жилое помещение по договору соц найма;
- приложения-документы;
- дата подачи иска;
- подпись истца + расшифровка.
🔻 Список документов
Не считая самого иска, заявитель должен предоставить документацию к рассмотрению судом. Документы нужны для подкрепления своей позиции вескими аргументами.
Список может быть следующим:
- квитанция об оплате госпошлины;
- копия паспорта;
- доверенность – если судебные тяжбы доверены представителю исключенного из списков очередника;
- документы на жилплощадь – о приобретении, о регистрации, о перепланировке и т.д.
- выписка из домовой книги;
- справки из соцзащиты, с места работы, учебы, службы, отбывания наказаний;
- медицинские заключения, в том числе о повторном обследовании (например, если основанием для снятия с учета является отсутствие инвалидности);
- копия жалобы в адрес жилищного департамента;
- копия уведомления о снятии с очереди на жилье;
- прочие документы.
Согласно правилам, документация на восстановление подается в виде копий. Исключение – для квитанций об оплате госпошлин за подачу иска (оригиналы). Однако на заседании нужно иметь при себе подлинники всех копий.
🔻 Сроки
Очереднику дается ровно 3 месяцас целью подачи жалобы на отказ государственного органа. Отсчет начинается с момента получения извещения. Старайтесь проверять место в очереди хотя бы раз в год. Случается, что соискателей исключают из списков, но уведомления до них не доходят.
После того, как истец подаст иск, начинается отсчет времени на его рассмотрение. Суд принимает решение в течение 5 рабочих дней. Далее, вас известят о возбуждении гражданского производства или о непринятии иска. Первые слушания будут назначены не ранее чем через 30 дней. За это время можно собрать доказательства и подготовиться к делу, например – привлечь юриста.
✅ Судебная практика
Споры о восстановлении в очереди на жилье являются распространенными, но довольно сложными. Практика такова, что решение выносят с учетом обстоятельств – далеко не факт, что суд встанет на сторону истца, или, наоборот, согласится с позицией ответчика.
Трактовка зависит от конкретной ситуации:
- Основной критерий – статус малоимущего. Если семья увеличит доходы, получит имущество и улучшит условия своего проживания, суд не удовлетворит исковые требования.
- Если учетная норма на человека менее 10 кв. метров, но граждан все равно сняли с учета, суд отвергнет основания ответчика. Расчеты ведут от нормы предоставления, т.е. не менее 18 кв. метров.
- Отказ от наследства/дарения не входит в число оснований для исключения человека из очереди на жилье. Имущество может быть попросту невыгодным, например – совместно с долгами и кредитами умершего.
- Суд удовлетворит иск о восстановлении, если в качестве оснований для отказа было наличие садового дома. Дачи непригодны для постоянного проживания. Обычно в таких случаях назначают строительно-техническую экспертизу. Она установит, является ли садовый домик жильем или это нежилая постройка. Во втором случае решение ДГИ признается судом необоснованным.
Сложность дел о восстановлении статуса очередников в противоречивости доказательств. Чиновники могут сообщить вам об одном основании, а на деле исключат из очереди по другой причине. Опровергать подобные доводы крайне сложно. Но по факту можно ссылаться на ненадлежащее уведомление с причиной отказа.
Пример:
Пресненский районный суд г. Москвы рассматривал дело о снятии семья с жилучета.
Истцом являлась мать, которая в 1992 году вместе с тремя детьми была поставлена на учет как нуждающиеся в жилье. 7 января 2018 года им пришло извещение о том, что они исключены из списка очередников. По мнению Департамента, семья не испытывает нужды в улучшении жилищных условий. Якобы норма предоставления не нарушена. Семье принадлежат две квартиры – сестры и бабушки, однако указанные лица не стоят на жилучете. С доводами администрации истица на согласилась. Она сообщила, что указанные квартиры находятся в собственности родственников. Ни истица, ни ее дети не зарегистрированы в жилых помещениях, а также не проживают совместно с родственниками.
Суд внимательно изучил обстоятельства и счел решение ДГИ незаконным. Администрация не имела права снимать семью с учета, поскольку условия их проживания не улучшились. На долю каждого члена семьи приходится менее 10 кв. метров, в то время как норма предоставления жилья – 18 кв. метров. Квартиры третьих лиц не влияют на изменение жилусловий очередников. Суд постановил восстановить истицу и ее детей в списках нуждающихся в жилье.
Обжалование решений госорганов – непростой и длительный процесс. Когда снимают с учета, нужно подготовить возражения, учесть процессуальные сроки, форму жалоб и исковых заявлений, а также отстоять свою позицию в суде. Дело о восстановлении статуса не ограничивается знанием основ ЖК РФ. Региональные особенности и нормативы могут отличаться.
Вероятно, в вашем случае придется взаимодействовать с городской Управой, УВД, прокуратурой и Следственным комитетом – а это уже сложнее. Желательно получить консультацию нашего юриста. Совместно с ним вы сможете проанализировать ситуацию и понять, что делать для восстановления в очереди. Оснований предостаточно, и нужно действовать с учетом их специфики. О тонкостях такой защиты вам расскажет юрист, он же ответит на имеющиеся вопросы.
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию: