Дали условный срок? Это означает, что реального лишения свободы можно больше не бояться, но лишь в случае беспрекословного соблюдения всех правил исполнения наказания и, разумеется, при избегании участия в действиях противозаконного характера. В основном порядок такой меры пресечения заключается в добросовестном посещении Уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) для проставления отметки. А также лицо, получившее условный срок, наделяется рядом ограничений правового характера.
Условный срок: что это такое
Наказание условного характера предполагает меру пресечения, не лишающую человека свободы в полном объеме и практически ее не ограничивающую. Проще говоря, осужденный не направляется в места заключения. Проживает по прежнему адресу и в целом может свободно перемещаться, общаться и вести стандартный образ жизни.
Условный срок может быть назначен, если наказание:
- носит вид работ исправительного характера;
- составляет не более 8 лет.
Такая мера признается одной из наиболее лояльных и обычно используется в случаях, когда степень преступления не была признана тяжкой либо мелкое правонарушение было совершено в первый раз. Не исключается смягчение наказания и тогда, когда виновный признал вину, возместил ущерб и раскаялся. В целом здесь идет речь о предоставлении человеку своего рода шанса исправиться без применения к нему жестких санкций.
Однако, так или иначе, условный срок – это тоже судимость. И поведение в период наказания должно отличаться благоразумием и безупречностью, иначе мера пресечения может быть пересмотрена. Вдобавок на человека дополнительно возлагаются определенные обязанности, а также ограничивается ряд его возможностей и прав.
Условия исполнения наказания
Нередко после вынесения приговора человек, осужденный условно, отправляется домой, не получив никаких пояснений относительно того, что делать дальше. Правда согласно регламенту, виновному должны рассказать, какие действия ему требуется выполнять, однако, случается и так, что этого не происходит.
Здесь важно понять, что осужденному в обязательном порядке потребуется регулярно отмечаться в соответствующей структуре. Причем исполнять условие необходимо до завершения исправительного периода. Если проигнорировать это правило, то вполне возможно, что суд изменит способ наказания, ужесточив его.
Что касается того, куда вставать на учет, то процедура происходит в Уголовно-исполнительной инспекции. Кратко — УИИ. Причем по правилам личная явка человека не обязательна. После завершения слушаний, приговор суда, так или иначе, направляется в обозначенное учреждение, где условно осужденного ставят на учет в автоматическом режиме.
Процедура регистрации осуществляется в течение максимум 13 дней с момента вынесения судебного решения. 10 дней дается на обжалование приговора и вступление его в законную силу. После чего в течение дополнительных 3-х суток документ подлежит исполнению. Проще говоря, сведения вносятся в журнал УИИ.
А вот далее, на адрес осужденного направляется соответствующее уведомление. В бумаге обозначается время и дата первичной явки для идентификации личности. При себе следует иметь паспорт и те бумаги, что также будут обозначены в извещении.
Обычно человека приглашают на беседу не позднее 10 дней с момента постановки на учет. Если подобного не происходит, следует самостоятельно обратиться в УИИ с соответствующим вопросом.
Непосредственно в момент первого визита осужденному пояснят дальнейший порядок действий. В частности, расскажут где отмечаться при условном сроке и установят периодичность явки, если таковая не была обозначена в судебном заседании.
Обычно отметка проставляется при посещении все той же Уголовно-исполнительной инспекции по месту проживания осужденного. Лично являться в учреждение требуется от 1 до 4 раз в месяц.
Ограничения
Условный срок обладает одним огромным преимуществом – осужденный не покидает родного дома в принудительном порядке. Он может продолжать общаться с близкими в обычном режиме, перемещаться, работать.
Если же говорить о том, какие минусы несет такая мера наказания, то стоит подробно остановится на ограничениях. Таковые устанавливаются в судебном заседании. Итоговый список условий зависит от свершенного деяния.
Обычно осужденному запрещают:
- переезжать;
- менять места трудовой деятельности либо учебы без оповещения соответствующих органов;
- посещать общественные места, обозначенные в приговоре (например, увеселительные или питейные заведения);
- отсутствовать дома в ночное время суток – с 22.00 до 6.00;
- покидать пределы Российской Федерации, а нередко и родного населенного пункта.
При этом условно осужденного могут обязать:
- трудоустроиться или начать учебу, если ранее гражданин не получил образование либо не работал;
- пройти курс терапии от наркотической, токсической зависимости, избавиться от пристрастия к алкогольным напиткам.
Вдобавок, в период условного срока инспектор, ответственный за конкретного человека, имеет право проводить проверки по исполнению последним условий приговора. Причем предварительного оповещения осужденного в этом случае не проводится. Проверки осуществляются по месту прохождения обучения, работы либо проживания.
Если же осужденный пропустит дату явки либо будет делать это периодически без уважительных причин, это будет расцениваться как нарушение порядка исполнения наказания. А подобное чревато изменением меры пресечения в целом.
Условное наказание признается довольно мягкой санкционной мерой, устанавливаемой судом в случае совершения мелких преступлений и при удостоверенном факте раскаяния виновника. Порядок исполнения предусматривает периодическую явку в УИИ для проставления отметки. При успешном завершении испытательного срока все ограничения снимаются. Однако даже в этом случае санкции считаются судимостью и влекут за собой определенные последствия для виновного в правонарушении.
- В закладки
- Распечатать
- Задать вопрос
- Подписаться
- Наш канал в Яндекс.Дзен
Особенности условно досрочного освобождения: все, что вам нужно знать
Условно досрочное освобождение — это процесс освобождения заключенного из тюрьмы до истечения полного срока его наказания. Оно может быть предоставлено только по решению суда, на основании определенных условий и соблюдения определенных процедур. По сути, это является возможностью для заключенных получить свободу раньше, но с определенными обязательствами и контролем со стороны специального комитета или службы надзора.
Процесс условно досрочного освобождения требует серьезного анализа каждого конкретного случая. Суд должен принять во внимание такие факторы, как характер преступления, поведение заключенного в течение заключения, его реабилитационные усилия и готовность вернуться в общество с соблюдением законов. Решение о досрочном освобождении может быть отозвано в случае нарушения условий поведения или совершения нового преступления.
Важно отметить, что условно досрочное освобождение не является правом заключенного, а скорее привилегией, которую можно получить при соблюдении определенных условий. Это не означает, что все заключенные имеют право на досрочное освобождение. Каждый случай рассматривается индивидуально, и решение о досрочном освобождении принимается судом на основе представленных данных и объективных критериев.
Одной из важных особенностей условно досрочного освобождения является возможность заключенного продолжать отбывать часть наказания на свободе, но под определенным контролем. Это может включать обязательное посещение программ реабилитации, прохождение терапии, участие в профилактических мероприятиях и докладывание о своей деятельности социальной службе. В случае нарушения условий досрочного освобождения, заключенного могут вернуть в тюрьму для продолжения отбывания оставшейся части наказания.
Процесс условно досрочного освобождения в России
Условно досрочное освобождение (УДО) является одной из форм исполнения наказания и предусматривает предоставление уголовнонаказуемому лицу возможности прекратить отбывание наказания в местах лишения свободы ранее установленного срока при соблюдении определенных условий.
УДО может быть применено в отношении осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, а также лицам, приговоренным к наказанию в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.
Процедура условно досрочного освобождения в России осуществляется судом, который рассматривает обращение осужденного и принимает решение о предоставлении УДО.
Для получения УДО осужденный должен отбыть в полном объеме две трети своего наказания, а также выплатить все имеющиеся штрафы и возместить причиненный вред. Однако в некоторых случаях, например, при погашении осужденным части судимости или совершении важного общественно полезного деяния, срок отбывания может быть сокращен.
Решение о предоставлении УДО выносится судьей односторонним определением при условии, что осужденный соблюдал режим отбывания наказания и проявлял положительные изменения в своем поведении.
Условно досрочное освобождение может быть отменено, если осужденный нарушает предоставленные ему условия или совершает новое преступление.
Процесс УДО в России регулируется законодательством и является ответственным шагом в отношении осужденных. Он направлен на реабилитацию осужденных и предоставление им возможности восстановиться в обществе после отбывания наказания.
Условия получения условно досрочного освобождения
Условно досрочное освобождение является особенной формой прекращения уголовного наказания и предусматривает освобождение осужденного из мест лишения свободы до истечения срока наказания при наступлении определенных условий.
Основными условиями для получения условно досрочного освобождения являются:
- Отбывание осужденным не менее половины назначенного срока наказания;
- Наличие положительной характеристики сотрудников исправительного учреждения, в котором отбывалось наказание;
- Отсутствие дисциплинарного взыскания в виде наложения дисциплинарного взыскания в дисциплинарной взыскании каторуре или специальном месте лишения свободы;
- Участие осужденного в трудовой или учебной деятельности, а также в общественно полезных работах;
- Отсутствие осужденным уголовных дел, преступлений или правонарушений, являющихся основанием для отказа в условно досрочном освобождении;
- Наличие благополучных связей с близкими родственниками;
- Показатели поведения и отношения осужденного к исполнению мер уголовного воздействия.
Советуем ознакомиться: Домашний арест: особенности, правила и последствия
Все эти условия являются обязательными и должны быть выполнены для того, чтобы осужденный мог рассчитывать на условно досрочное освобождение.
При принятии решения о предоставлении условно досрочного освобождения рассматриваются также и другие факторы, такие как:
- Стипендии или прочие социальные выплаты, которые осужденный получал в месте лишения свободы и возможности возвращения осужденного в общество;
- Совершение значениятельных противоправных действий;
- Соблюдение меры пресечения или надзора;
- Наличие контрактов, обязательств или комментаривания;
- Положительные заслуги в раскаянии и способности к правильным послушаниям
Таким образом, условно досрочное освобождение является возможностью для осужденных, которые в полном объеме отбывают свое наказание и исполняют установленные требования для получения данного вида раннего освобождения.
Документы, необходимые для условно досрочного освобождения
- Заявление об условно досрочном освобождении – основной документ, который подается осужденным в учреждение, где он содержится. В заявлении нужно указать основные данные об осужденном, срок и вид наказания, а также предоставить обоснование причин их просит условно досрочного освобождения.
- Удостоверение личности – паспорт, который подтверждает личность осужденного.
- Справка о состоянии здоровья – документ, выданный медицинским учреждением, подтверждающий, что осужденный не страдает инфекционными или другими заболеваниями, которые могут представлять угрозу для общества.
- Характеристика от места работы или учебного заведения – документ, который подтверждает, что осужденный не является опасным для общества, что у него есть постоянное место работы или учебы, а также хорошие отношения с коллегами или одноклассниками.
- Характеристика от близких родственников – письменные заявления родственников осужденного, которые подтверждают его хорошую репутацию и отсутствие противопоказаний к условно досрочному освобождению.
- Справка о реабилитации – документ, который подтверждает, что осужденный принимал участие в реабилитационных программах или прошел курсы, помогающие ему адаптироваться к обществу.
- Документы об имуществе – сведения о наличии имущества у осужденного (собственность, автомобиль и т.д.), которые подтверждают его финансовую стабильность и готовность вести законопослушный образ жизни.
Важно отметить, что это лишь основные документы, которые, как правило, требуются для процедуры условного досрочного освобождения. В каждом конкретном случае могут быть дополнительные требования или специфические документы, которые потребуется предоставить. Поэтому перед подачей заявления на освобождение рекомендуется проконсультироваться с юристом или специалистом в данной области.
Роль прокурора в условно досрочном освобождении
Прокурор является одним из ключевых участников процесса условно досрочного освобождения и играет важную роль в принятии решений по данному вопросу. Его функцией является обеспечение законности и правопорядка, поэтому прокурор имеет возможность влиять на принятие решения о возможности освобождения заключенного досрочно под определенными условиями.
Во время процесса условно досрочного освобождения прокурор имеет право представлять интересы общества и выносить свое заключение. Он должен взвесить все обстоятельства дела, учитывая мнение обвиняемого, пострадавших и других участников процесса. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением процессуальных правил и обеспечивает исполнение закона.
Прокурор может выступать как стороной по делу, выдвигая свои доводы в пользу сохранения заключенного в исправительном учреждении, либо против его условного освобождения. Для этого прокурор анализирует психологический, социальный и правовой статус заключенного, делает вывод о наличии у него реальных перспектив реабилитации и возвращения в общество без нарушения правопорядка.
Прокурор обязан обеспечить соответствие условий освобождения социальной значимости преступления, тяжести причиненного ущерба и других обстоятельств. Если прокурор вынес отрицательное заключение, суд может отклонить заявление о условно досрочном освобождении.
Таким образом, прокурор играет важную роль в условно досрочном освобождении, обеспечивая соблюдение закона и защищая интересы общества. Его мнение и заключение являются одним из факторов, влияющих на решение суда по данному вопросу.
Основания для отказа в условно досрочном освобождении
Условно досрочное освобождение является мерой пожалования для осужденных и предполагает преждевременное освобождение из места лишения свободы при наличии определенных условий. Однако, существуют определенные основания, при которых отказывается в условно досрочном освобождении.
Основания для отказа в условно досрочном освобождении могут быть разделены на две основные группы:
- Общие основания: данные основания могут применяться к любому осужденному и являются основными условиями для принятия решения о досрочном освобождении в целом. Эти основания включают:
- Нарушение осужденным вида и режима наказания;
- Отказ от исполнения правил внутреннего распорядка места лишения свободы;
- Участие в массовых беспорядках или попытка побега;
- Совершение нового преступления во время отбывания срока наказания.
- Неисправимость характера осужденного;
- Отказ от прохождения работы по исправлению;
- Наличие психического заболевания, по которому осужденный нуждается в продолжении медицинского лечения;
- Повторное привлечение осужденного к уголовной ответственности до или после вынесения приговора.
При принятии решения о досрочном освобождении, суд будет учитывать вышеуказанные основания, а также иные факторы, связанные с конкретной ситуацией и характером преступления, совершенного осужденным. Конечное решение о досрочном освобождении принимается судьей, исходя из всех представленных аргументов и доказательств.
Сроки условно досрочного освобождения
Сроки условно досрочного освобождения являются одним из важных аспектов уголовного права. Они определяют минимальный период, после которого осужденный может подать на условно досрочное освобождение. Сроки могут быть разными в зависимости от характера и тяжести преступления, совершенного осужденным.
Общие сроки, установленные для различных категорий преступлений, приведены в ст. 72 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации:
- для осужденных, совершивших преступление несовершеннолетними — от половины до двух третей назначенного наказания;
- для осужденных, совершивших преступление в ходе массовых беспорядков или террористических актов — от двух третей до трех четвертей назначенного наказания;
- для осужденных, совершивших особо тяжкие или особо опасные преступления, подконтрольные организованным группам — от трех четвертей до полного назначенного наказания;
- для осужденных, совершивших преступление, связанное с применением насилия и угрозой применения насилия — полный срок назначенного наказания.
Следует отметить, что сроки условного досрочного освобождения могут меняться в зависимости от ряда факторов. Например, если осужденный повторно совершает преступление, то ему может быть отказано в условно досрочном освобождении или оно может быть отложено. Также, если осужденный показывает положительную динамику исправления и проявляет активность в учебе или трудовой деятельности, его сроки могут быть уменьшены.
Итак, сроки условно досрочного освобождения включают в себя минимальный период наказания, после которого осужденный имеет право подать на освобождение. Эти сроки зависят от характера и тяжести совершенного преступления и могут быть изменены в зависимости от ряда факторов, учитывающих поведение и активность осужденного.
Федеральные законы, регулирующие условно досрочное освобождение
Условно-досрочное освобождение является мерой, предусмотренной законодательством Российской Федерации и применяемой в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Эта процедура основана на законах, которые определяют условия и порядок освобождения осужденных раньше истечения полного срока их наказания.
Основными федеральными законами, которые регулируют условно-досрочное освобождение в России, являются:
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. В этом кодексе содержатся положения, определяющие критерии и условия для предоставления условно-досрочного освобождения. Здесь также оговариваются основания для лишения осужденного такого права и условия, которые должен выполнять осужденный после освобождения.
- Уголовный кодекс Российской Федерации. В данном Кодексе определены сроки наказания за совершение преступления и условия, согласно которым осужденный может быть освобожден досрочно.
- Федеральный закон «О поправках к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Уголовному кодексу Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка рассмотрения и решения вопросов условно-досрочного освобождения». Этот закон вносит изменения в предыдущие уголовные кодексы, уточняя процедуру и условия для предоставления осужденным права на условно-досрочное освобождение. Он также устанавливает порядок рассмотрения и решения вопросов по освобождению.
- Федеральный закон «Об исполнении наказаний в виде лишения свободы». Этот закон определяет порядок и условия содержания осужденных в учреждениях по исполнению наказаний, а также устанавливает правила взаимодействия силовых органов и правоохранительных органов при осуществлении контроля за освобожденными.
Вышеперечисленные законы являются основой для определения прав и обязанностей, применяемых в процессе условно-досрочного освобождения. Знание этих законов позволяет осужденным и их представителям ориентироваться в правовых рамках и защищать свои интересы в процессе рассмотрения вопросов об условном освобождении.
Права и обязанности лиц, получивших условно досрочное освобождение
Лица, получившие условно досрочное освобождение, имеют определенные права и обязанности, которые необходимо соблюдать в соответствии с законодательством.
Права лиц, получивших условно досрочное освобождение:
- Право на свободу: лицо, получившее условно досрочное освобождение, освобождается из места лишения свободы и имеет право на свободу передвижения.
- Право на восстановление прав и свобод: лицо имеет право на восстановление своих нарушенных прав и свобод.
- Право на работы и получение доходов: лицо имеет право на трудовую деятельность и свободно распоряжаться своими заработками.
- Право на социальную защиту: лицо имеет право на социальную поддержку и защиту со стороны государства, включая медицинское обслуживание и социальное обеспечение.
Обязанности лиц, получивших условно досрочное освобождение:
- Соблюдение законов: лицо обязано строго соблюдать действующее законодательство, не нарушать общественный порядок и не совершать правонарушений.
- Подчинение условиям условно-досрочного освобождения: лицо обязано соблюдать все условия, предусмотренные при получении условно-досрочного освобождения, такие как не покидать место жительства без разрешения, являться к месту установленной регистрации, проходить контрольные мероприятия и т.д.
- Уплата штрафов и иных сумм: лицо обязано вовремя и полностью уплачивать штрафы и иные суммы, назначенные судом.
- Сотрудничество с органами надзора: лицо обязано сотрудничать с органами надзора, предоставлять им необходимую информацию и являться к ним по первому требованию.
Невыполнение обязанностей, предусмотренных условиями выхода на условно-досрочное освобождение, может привести к аннулированию данного освобождения и возвращению лица в место лишения свободы.
Важно помнить, что права лиц, получивших условно досрочное освобождение, не могут нарушать права других граждан и общественный порядок. Лица, освобожденные условно, должны быть ответственными и осознавать свои обязанности перед обществом.
Рекомендуем прочитать:
- Как различить настоящие звонки из МВД о подделке документов от мошеннических?
- Почему так много запрещенных песен с суками в тексте?
- Возвращение денег после мошенничества: что делать и как восстановить финансовые потери
- Мошенничество по телефону с банковскими картами: способы защиты и предотвращение
Статья 173 УИК РФ. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения
1. Отбывание лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы на определенный срок, а также отбывание ограничения на военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части прекращаются в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.
2. Осужденные к принудительным работам, аресту и лишению свободы на определенный срок освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа — в последний день этого месяца.
3. При освобождении осужденному выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, средства, хранящиеся на его лицевом счете, личные документы и ценные бумаги, а также документы об освобождении осужденного от наказания и документы о его трудовой деятельности.
4. Паспорт освобождаемого от принудительных работ, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.
5. Досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих постановления суда, определения суда, акта о помиловании либо утвержденного в установленном порядке решения о применении к осужденному акта об амнистии, а в случае поступления указанных документов после окончания рабочего дня — утром следующего дня (если актами о помиловании или об амнистии не предусмотрено иное). Если поступившее постановление суда не вступило в законную силу и не было обжаловано, освобождение от отбывания наказания производится утром дня, следующего за днем истечения срока обжалования указанного постановления в кассационном порядке.
6. Уголовно-исполнительная инспекция в день окончания срока исправительных работ, а при освобождении от этого наказания по другим основаниям — не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов обязана предложить администрации организации, в которой осужденный отбывал исправительные работы, прекратить удержания из его заработной платы. Освобожденному выдается документ об отбытии наказания или освобождении от него.
7. Осужденному, освобожденному от отбывания наказания вследствие отмены приговора в связи с прекращением уголовного дела, начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, разъясняются его права на восстановление имущественных, трудовых, жилищных и иных утраченных на время отбывания наказания прав. В документе об освобождении указанному осужденному приносятся официальные извинения от имени государства.
Комментарии к ст. 173 УИК РФ
1 — 2. В комментируемой статье содержатся процедурные правила освобождения от отбывания наказания, а также его прекращения вследствие истечения срока наказания. Их реализация является важной гарантией соблюдения прав человека при исполнении уголовных наказаний. Кроме того, их соблюдение оказывает непосредственное влияние на закрепление результатов исправительного воздействия на осужденных и их социальную адаптацию.
Уголовно-исполнительным законодательством установлено, что осужденный освобождается в последний день срока наказания. Данное правило относится к срочным наказаниям, перечисленным в ч. 1 комментируемой статьи, оно в полной мере соотносится с требованиями международных документов: в Европейских пенитенциарных правилах (2006 г.) установлено, что все осужденные должны быть немедленно освобождены сразу после истечения срока их тюремного заключения, число и время освобождения должны быть зафиксированы.
Из указанных правил есть исключения, они позволяют освободить осужденного ранее, но не позднее истечения срока наказания. Во-первых, если срок наказания осужденного к ограничению свободы, аресту и лишению свободы оканчивается в выходной или праздничный день, то осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. С учетом практики современной России по установлению длительных праздников, например рождественских, а также совмещения выходных и праздничных дней такое освобождение может состояться на 3 — 8 дней ранее истечения срока наказания.
Во-вторых, если при исчислении срока наказания в месяцах последний день отбывания наказания приходится на последнее число месяца (например, на 30, 31 или на 29 февраля), то осужденный освобождается в последний день месяца, который имеется в реальности в данном году.
Осужденные освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Это правило установлено для того, чтобы осужденный мог в светлое время суток добраться до дома или выехать к нему необходимым транспортом.
3 — 6. При освобождении осужденному выдаются: принадлежащие ему вещи и ценности, в том числе хранившиеся на складе исправительного учреждения; деньги с лицевого счета и единовременное денежное пособие; личные документы (паспорт, водительское удостоверение и т.п.); ценные бумаги (ваучеры, сертификаты и т.п.); документы о его трудовой деятельности, как правило, трудовая книжка, пенсионное удостоверение; билеты для проезда к постоянному месту жительства, продукты питания или деньги, одежда по сезону (при ее отсутствии у освобождаемого и отсутствии средств на ее приобретение); справка об отбытии срока наказания.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (в ред. от 20.12.2006) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину.
СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444; 1999. N 41. Ст. 4918; 2001. N 3. Ст. 242; 2002. N 4. Ст. 330; 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2813; 2004. N 5. Ст. 374; 2006. N 52 (ч. 3). Ст. 5597.
Однако нередко паспорта осужденных были утрачены ими до осуждения либо утеряны во время проведения следственных действий. В этих случаях лицам, содержащимся в учреждениях и органах, исполняющих наказания, которые до осуждения не имели паспортов (или приобщить их к личным делам осужденных не представлялось возможным), паспорта оформляются и выдаются подразделениями Федеральной миграционной службы, на территории обслуживания которых находятся исправительные учреждения, на основании представленных администрациями этих учреждений запросов с приложением заполненных заявлений о выдаче (замене) паспорта и двух личных фотографий.
Оформленный паспорт приобщается к личному делу осужденного и вручается гражданину при освобождении. В верхней части оборотной стороны справки об освобождении производится запись о серии и номере паспорта, когда и каким подразделением он был выдан.
При досрочном освобождении последний день отбывания наказания неизвестен, поэтому администрация не может заранее приготовить все необходимые документы и средства. Между тем комментируемая статья устанавливает жесткие сроки такого освобождения: оно производится в день поступления соответствующих документов, а если документы получены после окончания рабочего дня — утром следующего дня.
7. Отмена приговора с прекращением уголовного дела влечет освобождение осужденного от отбывания наказания. При этом у осужденного возникает право на реабилитацию, включающее в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. При этом вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Право на реабилитацию с разъяснением освобождаемому его прав и принесением официальных извинений от лица государства имеют осужденные в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренными п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ. Это, например, такие основания, как непричастность осужденного к совершению преступления, отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления.
В то же время реабилитация не наступает, когда постановленный обвинительный приговор отменяется с прекращением уголовного дела ввиду издания акта об амнистии, истечения сроков давности, недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, или принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния.
Основания, порядок, виды возмещения имущественного и морального вреда при реабилитации осужденного урегулированы в нормах гл. 18 УПК РФ.
Сколько времени дается на то, чтобы отметиться по месту жительства после освобождения из МЛС?
Сколько времени дается на то, чтобы отметиться по месту жительства после освобождения из МЛС?
Сколько времени дается на то что бы отметиться по месту живельства после освобождения из мест лишения свободы?
Анастасия, г. Курск 17 июня 2017 г. 12:13
Консультация юриста онлайн
Ответ на сайте в течении 15 минут
Задать вопрос
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (с изменениями и дополнениями) Статья 11. Обязанности поднадзорного лица
1. Поднадзорное лицо обязано:
1) прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы; 2) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания; 3) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории; 4) уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона; 5) уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона; 6) уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы; 7) допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения. 2. Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 3. В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.17 июня 2017 г. 12:15 Спросить юриста
Была ли эта статья для вас полезной?
Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Такая мера, как административный надзор за осужденными после освобождения, направлена на мониторинг их поведения непосредственно после отбытия наказания, фиксированного приговором. Однако наблюдение устанавливается не за всеми нарушителями закона. Решение в этом случае возлагается на органы суда, тогда как прошение о применении надзора подается администрацией колонии. Порядок назначения контролирующих мер, их осуществление, продление, прекращение, а также прочие моменты, регламентированы законом № 64-ФЗ.
Закон № 64-ФЗ о надзоре: суть процедуры и способы ее реализации
Надзор административного характера представляет собой процесс наблюдения за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, но еще не погасившими возникшую судимость. Цель процедуры – контроль поведения преступных элементов, отбывших назначенное приговором наказание, а также отслеживание их действий, проверка соблюдения ими положений закона.
Важно! Главной задачей надзора выступает предупреждение свершения ранее осужденными гражданами очередных преступлений. Также контроль производится для оказания на нарушителей профилактического воздействия с целью защиты государства и общества.
Регламент реализации процесса установлен законом № 64-ФЗ. Дополнительно, но в более кратком варианте, его положения дублируются в ст. 173.1 УИК РФ.
В реальности контролирующие меры имеют вид системы ограничений прав и свобод, временно запускаемой в отношении освободившегося осужденного. Здесь речь идет о различного рода запретах, а также обязанностях, налагаемых на каждого конкретного нарушителя в индивидуальном порядке.
Так, на практике и на основании ст. 4 ФЗ № 64 используются следующие варианты исполнения надзорных мер:
- запрет на посещение и пребывание в определенных заведениях и местах;
- обязательная явка для регистрационной отметки – от 1 до 4 раз в месяц;
- запрет на посещение мероприятий массового характера, участие в них;
- полное ограничение возможности выхода за пределы жилища в конкретное время суток (обычно это ночные часы – с 22.00 до 6.00);
- запрещение выезда за пределы населенного пункта, страны.
Регулярный мониторинг соблюдения осужденным ограничений производится органами внутренних дел. Подразделение для обязательной явки назначается в соответствии с местом постоянного или временного проживания поднадзорного лица либо с учетом места его фактического пребывания. Под последним понимают территорию города, района, сельского поселения, избираемую освобожденным из колонии человеком, не имеющим реального места жительства.
Надведомственный и административный контроль: в чем различие
Надведомственный или внешний надзор – это контролирующая деятельность вышестоящего органа, исполняемая им в отношении подведомственных организаций. Здесь идет речь о довольно глобальной системе наблюдения за различными государственными структурами. Тогда как административный надзор предполагает проверку поведения конкретных гражданских лиц.
При этом надведомственные инстанции вправе влиять на решения нижестоящих структур, корректировать их деятельность. Административный надзор исполняет только наблюдательную функцию, делая упор на мониторинг соблюдения предписаний, назначенных ранее осужденным лицам.
В отношении кого устанавливаются ограничения
Перечень лиц, попадающих под административный контроль после освобождения, фиксирован в ст. 3 закона № 64-ФЗ.
Ограничительные меры налагаются, если человек судим за:
- деяние тяжкого либо особо тяжкого характера;
- преступление, свершенное повторно (рецидив);
- намеренное незаконное деяние в отношении несовершеннолетнего лица;
- несколько преступлений (от 2 и больше), связанных с незаконной покупкой, изготовлением, хранением наркотических препаратов без цели их сбыта, с оборотом вновь появившихся психоактивных веществ, а также с выращиванием растений, в составе которых содержатся запрещенные элементы.
В указанных ситуациях надзорный процесс запускается, если в момент отбытия наказания осужденный злостно нарушал режим. Еще одно основание – свершение гражданином в течение 1 года после освобождения больше 2 административных нарушений, посягающих на порядок управления, общественную безопасность, физическое состояние населения в целом.
В обязательном порядке и без дополнительных поводов контроль назначается в следующих случаях:
- если человек отбывал срок за деяние против половой свободы и неприкосновенности лица младше 18 лет;
- при опасном, крайне опасном рецидиве.
Также основания не требуются для наблюдения за освободившимся человеком, ранее осужденным за тяжкие, крайне тяжкие деяния, свершенные по мотивам расовой, религиозной, национальной ненависти, – истязание, убийство, тяжкие увечья. В эту же группу входит терроризм, хищение ядерных материалов, захват заложника, угон воздушного судна и иные преступления, угрожающие мировой безопасности и населению планеты.
Регламент и этапы надзора
Контроль и сопутствующие ограничения налагаются на освобожденного человека судебными органами. Запрос на применение надзорных мер подается в инстанцию администрацией исправительного учреждения, где содержался осужденный, за 2 месяца до завершения наказания.
Вынесенное судом постановление направляется в подразделение ОВД по месту регистрации или пребывания освобождающегося гражданина. Предварительно последний обозначает конкретный адрес, по которому он будет проживать. По факту прибытия на место, ранее осужденному следует встать на учет в контролирующую структуру.
Дальнейший процесс можно разделить на 3 стадии:
- Предварительная. На этом этапе проводится сбор и анализ информации о конкретном осужденном. Разрабатываются оптимальные ограничительные меры. На протяжении всего периода мониторинга их перечень может дополняться по решению суда. Например, по факту периодического нарушения режима издается приказ о применении вспомогательных запретов, более ужесточенных.
- Текущая. В процессе стадии осуществляется проверка исполнения ограничений и обязанностей, возложенных на человека судом.
- Завершающая. Предполагает вынесение решения о продлении контролирующих мероприятий либо об их снятии.
Пролонгация надзорных мер производится на основании ст. 7 закона № 64-ФЗ. Период запретов может быть увеличен, если поднадзорный свершил в этот момент преступление и был приговорен к наказанию, не предусматривающему тюремный срок. Второе основание – допущение нескольких административных нарушений в течение года. Решение об увеличении временного интервала принимает суд на основании запроса из ОВД. Максимальный период продления – 6 месяцев.
Прекращение ограничительных мер происходит по факту окончания интервала их действия, установленного судебной инстанцией. Дополнительно запреты аннулируются в результате снятия судимости, по причине смерти поднадзорного или при направлении его в исправительное учреждение по причине осуждения за очередное преступление.
Важно! Контроль с лица, ранее судимого за действия против половой неприкосновенности малолетнего ребенка (до 14 лет), и признанного страдающим от такого расстройства поведения и психики, как педофилия, снимается иначе. Основания – аннулирование либо прекращение судимости в совокупности с окончанием применения в отношении него принудительных медицинских мер.
Что касается того, как снять ограничения досрочно, то процедура проводится через суд. Запрос направляется от имени освободившегося человека либо заявление подают органы внутренних дел. В отношении граждан, отбывавших наказание за покушение на половую неприкосновенность детей, подобная возможность не применяется.
На каких условиях допускается отменить надзорный процесс в досрочном порядке?
Отмена контроля ранее срока, фиксированного судебным органом, возможна только при максимальном соблюдении поднадзорным лицом ограничений и при исполнении им соответствующих обязанностей. Дополнительно в суд потребуется предоставить характеристики с места труда и жительства. Важно, чтобы они были положительными. При этом запустить процесс можно лишь по прошествии половины ограничительного срока. В случае удовлетворения прошения, гражданин будет снят с учета в ОВД. При отказе в досрочном аннулировании ограничений, повторное заявление в суд подается не ранее, чем через полгода.
Сроки
Период действия контролирующих мер составляет от 1 до 3 лет. При этом сроки могут быть приостановлены по причине объявления поднадзорного в розыск, признания его пропавшим, при назначении ему деятельности принудительного характера, при заключении под стражу.
По факту устранения обстоятельств, вызвавших заморозку срока, его течение возобновляется.
Разбор прав и обязанностей поднадзорного: глава 3 закона № 64-ФЗ
Отдельным пунктом в законе № 64-ФЗ стоят права и обязанности поднадзорных граждан. Этот момент освещен в ст. 10 и ст. 11.
Человек, освободившийся из колонии, вправе:
- обращаться в органы суда с прошением об отмене административных мер либо их смягчении;
- обжаловать постановления о назначении, пролонгации запретов, а также оспаривать действия проверяющих сотрудников;
- направлять запросы в ОВД для получения разрешений на выезд, для одобрения пребывания вне дома по причине особых обстоятельств – смерть или тяжелое состояние родственника, получение медпомощи, прохождение обучения, сдача экзаменов, решение различных вопросов при трудоустройстве (собеседование, заключение договора, визит в органы трудоустройства населения).
В обязанности поднадзорного входит явка в ОВД для постановки на учет в течение 3 дней после прибытия к месту проживания, а также уведомление структуры о необходимости выезда, переезда в другое жилище, о смене работы. Также гражданин обязан впускать проверяющих сотрудников в свою квартиру в то время суток, в период которого он покидать ее не вправе.
Дополнительно поднадзорному следует являться в ОВД, давать объяснения в письменном либо устном виде, если уполномоченное лицо вызывает его с этими целями.
Заключение
Мониторинг поведения освободившихся заключенных проводится, если свершенные ими преступления трактуются как опасные деяния тяжкой и особо тяжкой степени. Ограничительные меры устанавливаются судом на срок от 1 до 3 лет с возможностью продления на полгода. В процессе наблюдения сотрудники ОВД проводят проверку исполнения запретов и обязанностей, возложенных на освободившегося гражданина. Окончание контроля происходит по факту завершения установленного периода, на основании прекращения судимости либо в досрочном порядке. Последний вариант предполагает подачу запроса в суд самим заинтересованным лицом либо надзорным органом. Реализовать право на преждевременное аннулирование назначенных мер можно лишь по истечении половины срока их действия.