Намеренное ухудшение жилищных условий

К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся намеренные действия и гражданско-правовые сделки, в результате совершения которых у военнослужащих и (или) членов их семей возникли основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные:

с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения военнослужащими членов семей, указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);

с обменом жилыми помещениями;

с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади;

с выделением доли собственниками жилых помещений;

с отчуждением жилых помещений или их частей.

п. 12 Правил признания военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768

К действиям, повлекшим намеренное ухудшение своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка) гражданами, указанными в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в целях настоящих Правил относятся следующие действия и гражданско-правовые сделки, совершенные указанными гражданами и (или) членами их семей:

а) обмен жилыми помещениями на жилое помещение меньшей общей площади;

б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;

в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги) гражданина — участника основного мероприятия, несовершеннолетних детей и временных жильцов);

г) отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

П. 7.1. Правил Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  • расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;
  • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений»

5. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом «и» настоящего пункта), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.

Не рассматриваются в качестве действий по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей 7 ;

б) вселение в установленном порядке в жилое помещение супруга (супруги), родителей военнослужащего (гражданина), если по предыдущему месту жительства они могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

г) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

д) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

е) отказ наследника от наследства;

ж) сдача жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или на праве собственности по прежнему месту жительства, соответствующему государственному или муниципальному органу или уполномоченному ими лицу в связи с убытием к месту военной службы военнослужащего;

з) выезд членов семьи военнослужащего в другое место жительства к месту военной службы военнослужащего и совершение ими в связи с этим действий по прекращению права пользования жилыми помещениями;

и) утрата права пользования жилым помещением в связи с прекращением семейных отношений с собственником жилого помещения.

Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 590 «Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями»

6. Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых

Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 (п. 27)

НАМЕРЕННОЕ УХУДШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

НАМЕРЕННОЕ УХУДШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ НАЕМ / ДЕЙСТВИЯ / ПРИЗНАВАЕМЫЕ ПОВЛЕКШИМИ УХУДШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ / INTENTIONAL DETERIORATION OF LIVING CONDITIONS / SOCIAL HIRING / ACTIONS RECOGNIZED AS ENTAILING DETERIORATION OF LIVING CONDITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудина Светлана Анатольевна, Пономарева Екатерина Владимировна

В данной статье рассматриваются проблемы намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, рассматривается правовая конструкция статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, анализируется практика по данному вопросу. Также раскрывается содержание понятия « действия , совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кудина Светлана Анатольевна, Пономарева Екатерина Владимировна

Некоторые проблемы применения статьи 53 Жилищного кодекса Российской федерации

Единовременная социальная выплата для приобретения жилого помещения государственным служащим: анализ практики применения законодательства

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ

Некоторые проблемы возникновения и прекращения прав на жилище, предоставленное нанимателю и членам его семьи из государственного жилищного фонда

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВЕТЕРАНОВ ВОВ И ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intentional deterioration of living conditions

This article discusses the problems of deliberate deterioration by citizens of their living conditions, examines the legal construction of Article 53 of the Housing Code of the Russian Federation, analyzes the practice on this issue. The content of the concept “actions committed with the intention of acquiring the right to be registered as needing residential premises” is also disclosed.

Текст научной работы на тему «НАМЕРЕННОЕ УХУДШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ»

НАМЕРЕННОЕ УХУДШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

КУДИНА Светлана Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Уфимский ЮИ МВД России». E-mail: [email protected];

ПОНОМАРЕВА Екатерина Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Уфимский ЮИ МВД России». E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, рассматривается правовая конструкция статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, анализируется практика по данному вопросу. Также раскрывается содержание понятия «действия, совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Abstract: This article discusses the problems of deliberate deterioration by citizens of their living conditions, examines the legal construction of Article 53 of the Housing Code of the Russian Federation, analyzes the practice on this issue. The content of the concept «actions committed with the intention of acquiring the right to be registered as needing residential premises» is also disclosed.

Ключевые слова: намеренное ухудшение жилищных условий, социальный наем, действия, признаваемые повлекшими ухудшение жилищных условий.

Keywords: intentional deterioration of living conditions, social hiring, actions recognized as entailing deterioration of living conditions.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами [1]. Жилищный кодекс РФ (далее — ЖК РФ) гарантирует им такие права, обеспечив, таким образом, заключение договоров социального найма.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Жилые помещения предоставляются данным категориям граждан в порядке очередности исходя из даты постановки на учет. При рассмотрении вопросов о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий правоприменителю необходимо руководствоваться ст. 53 ЖК РФ, в которой законодатель установил последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. В данном случае речь идет о гражданах, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых

помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий [2].

Почитать  Средние телесные повреждения

Как видим из содержания данной нормы, она направлена на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья. То есть, если лицо, совершившее намеренные действия, указанные в комментируемой статье, обратится с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма до истечения пяти лет со дня совершения указанных действий, то ему будет отказано в принятии на учет.

В связи с этим возникает ряд вопросов, ответы на которые в действующем законодательстве отсутствуют. Так, само понятие «намеренное ухудшение жилищных условий» не раскрывается ни кодексом, ни другими законами и подзаконными актами. Помимо этого, точно не возможно понять, кто и как уполномочен оценивать подобные умышленные действия гражданина, как ухудшающие его жилищные условия. То есть, нигде не конкретизированы об-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 3(171)

стоятельства, при которых действия человека могут считаться умышленными по поводу порчи своего имущества, повлиявшего на ухудшение жилищных условий.

Для начала нужно пояснить, что не каждое действие по отношению к своему имуществу можно отнести к действиям, совершенным с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так, бывает много случаев, когда действия, которые провоцируют ухудшение жилищных условий, производятся гражданами неумышленно и тем самым не относятся к намеренному ухудшению жилищных условий.

Показательным будет следующий пример из судебной практики. Истец совместно с несовершеннолетними детьми вселилась в квартиру, где проживает и зарегистрирован ее супруг и отец детей. Это послужило основанием для принятия решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, на лицо ошибки в применении норм материального права, так как ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия по ухудшению жилищных условий с целью признания их уполномоченными органами нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующим обеспечением жилым помещением. Между тем из материалов дела не следует, в чем выразился умысел и недобросовестность административных истцов при вселении истца с несовершеннолетними детьми в квартиру, где проживает и зарегистрирован ее супруг и отец детей [3].

Кроме этого, автоматическое уменьшение количества квадратных метров на каждого проживающего в помещении происходит в результате заключения брака (муж прописал в своем жилом помещении законную супругу); рождение/усыновление детей или собственник привел несовершеннолетнего ребенка на свою жилплощадь, который до этого жил со вторым родителем.

То есть, не могут быть расценены как неправомерные действия, направленные на ухудшение жилищных условий, заселение лиц, не достигших совершеннолетия по адресу проживания одного из своих родителей; заселение одного из супругов/родителей, прочих граждан, относящихся к числу дальних или близких родственников, с соблюдением норм, определенных законом;

В этих случаях никаких нарушений не происходит, потому что происходит непреднамеренное ухудшение жилищных условий. Также, если по форс-мажорным обстоятельствам (природные катаклизмы, землетрясения, наводнения) жилое помещение пришло в негодность (полностью или частично), человек имеет право встать в очередь на получение нового жилья или на учет по улучшению жилищных условий.

Так как толкование ст. 53 ЖК РФ не позволяет ответить и на вопрос, кто должен доказывать наличие (отсутствие) умысла на совершение намеренных действий, в результате которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Вероятно, о применении данных правил должны быть даны разъяснения Верховным Судом РФ. В настоящее время при реализации положений ст. 53 ЖК РФ целесообразно учитывать региональную нормо-творческую практику.

Анализ судебной практики позволяет выделить следующие действия, которые относятся к намеренному ухудшению жилищных условий. Так, все сделки, связанные с куплей-продажей, обменом и дарением объектов недвижимости, направленные на уменьшение площади жилого помещения; в; фиктивный бракоразводный процесс, который нужен для получения дополнительной жилой территории; перевод помещения из статуса «жилое» в статус «нежилое» также расценивается как умышленное ухудшение жилищных условий; заселение в квартиру дальних родственников (повлечет за собой уменьшение квадратных метров на одного гражданина). К вышеперечисленным действиям можно добавить еще множество других нарушений.

Одним из основных признаков является наличие умысла в действиях: гражданин при их выполнении должен полностью осознавать факт того, что его действия приведут к ухудшению жилищных условий и при этом согласен на появление подобных последствий.

Помимо этого, как результат осуществления таких действий, появляется вероятность того, что гражданина отнесут к категории граждан, которым необходимо улучшение жилищных условий с соответствующей постановкой на учет;

Гражданин должен изначально иметь цель постановки его на учет, как лица, которому необходимо улучшение условий проживания. Без наличия подобного обязательного момента, не получится от-

нести его действия к злоупотреблению своим субъективным правом;

И немаловажным признаком является то, что к моменту выполнения указанных действий, гражданин не должен находиться на учете, как лицо, которому необходимо улучшение условий проживания.

Выходит, что преднамеренными в ухудшении условий проживания можно оценивать любое действие умышленного характера, по причине которого у гражданина появляется право быть отнесенным к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и выделении жилплощади государством (органами местного самоуправления).

Как пример преднамеренного создания худших условий проживания, можно обозначить проведение обмена одной жилплощади на другую, которая меньше или находится в худшем виде, а также разделение жилого объекта или его реализация. Конечно, не любая реализация или же обмен может ухудшить условия проживания.

Однако, когда семья, состоящая из 4 человек, меняет трехкомнатную благоустроенную квартиру площадью в 76 квадратов на однокомнатную квартиру в 38 квадратов, для того чтобы в дальнейшем иметь возможность быть включенным в список нуждающихся, то именно это и является прямым злоупотреблением собственным субъективным правом.

Даже учитывая тот факт, что преднамеренное ухудшение условий проживания в жилом помещении оценивается как незаконное и недопустимое, крайне строгой ответственности за данный вид нарушений жилищного законодательства не предусматривается. Наказание за подобное нарушение -лица, виновные в совершении подобных действий, которые повлекли реальное ухудшение условий, на протяжении 5 лет не будут иметь возможности находится на очереди как лица, которым требуется улучшение жилищных условий. Этот период будет исчисляться с даты осуществления неправомерных действий.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.

3. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 21.12.2018 № 78-КГ18-63

Некоторые проблемы применения статьи 53 Жилищного кодекса Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье автором рассматривается правовая конструкция статьи 53 Жилищного кодекса РФ. Обозначаются недостатки данной нормы и предлагаются возможные способы их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Махиня Е.А.

Актуальные проблемы управления многоквартирным домом
Предоставление социального жилья в условиях постиндустриального общества

«Кёнигсбергский синдром» в правоприменительной практике Калининградской области: проблемы и пути их решения

Жилищный кодекс Российской Федерации предложения по совершенствованию
Жилищный кодекс Российской Федерации предложения по совершенствованию
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of Applying Article 53 of the Housing Code of the Russian Federation

The legal construction of Article 53 of the Housing Code of the Russian Federation is under consideration. The author outlines the drawbacks of the given norm and suggests possible means to overcome them.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы применения статьи 53 Жилищного кодекса Российской федерации»

наследниками по закону, и доля каждого из них составит 2 000 000.

В литературе подробно разрабатывался вопрос о допустимости отказа от обязательной доли в наследстве. Ученые-цивилисты, судебная практика придерживаются позиции о недопустимости направленного отказа от обязательной доли. В то же время в случае безусловного отказа от обязательной доли будет правильнее

говорить не о том, что обязательная доля переходит к наследникам по завещанию, а о том, что наследование по завещанию освобождается от ограничений. Нельзя согласиться с мнением В. К. Дронникова, считающего, что отказ от обязательной доли недопустим. Право на обязательную долю является именно правом, а не обязанностью, следовательно, отказ от этого права вполне возможен [6].

1. Акимова, О. Н. Реализация прав на обязательную долю при оформлении наследства / О. Н. Акимова // Нотар. вестн. — 2007. — № 7. — С. 35-38.

2. Зайцева, Т. И. Наследственное право. Комментарий законодательства и практика его применения / Т. И. Зайцева, П. В. Крашенинников. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Статут, 2009. — 557 с.

3. Казанцева, А. Е. Право на обязательную долю в наследстве / А. Е. Казанцева // Нотар. вестн. — 2013.- № 4. — С. 20-26.

4. Крайнова, Т. К. Обязательная доля в наследстве и проблемы, связанные с ее выделением / Т. К. Крайнова // Закон. -2006. — № 11. — С. 34-37.

5. Лебедева, А. В. Доля в наследстве [Электронный ресурс] / А. В. Лебедева // Юрид. центр адвоката Олега Сухова. -Режим доступа: http://portal-law.ru/articles/nasl/0213698555/ (дата обращения: 18.11.2014).

6. Лиманский, Г. С. Право на обязательную долю: актуальные вопросы теории и судебной практики / Г С. Лиманский // Рос. судья. — 2006. — № 3. — С. 18-21.

7. Методические рекомендации по оформлению наследственных прав : утв. решением правления Федер. нотар. палаты, протокол от 27-28 февр. 2007 г. № 02/07 // Нотар. вестн. — 2007. — № 8. — С. 15.

8. Наследственное право : коммент. Гражд. кодекса Рос. Федерации : учеб.-практ. пособие / М. В. Телюкина ; Ин-т гос-ва и права РАН. — М. : Дело, 2002. — 215 с.

9. О судебной практике по делам о наследовании : постановление Пленума Верхов. Суда Рос. Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 // Рос. газ. — 2012. — 6 июня.

УДК 347.453.8 НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 53 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Some Problems of Applying Article 53 of the Housing Code of the Russian Federation

Е. А. Махиня — преподаватель кафедры гражданского права Омской юридической академии E. A. Makhinya — Lecturer at the Civil Law Department of the Omsk Law Academy

Аннотация. В статье автором рассматривается правовая конструкция статьи 53 Жилищного кодекса РФ. Обозначаются недостатки данной нормы и предлагаются возможные способы их устранения.

Вестник Омской юридической академии. 2015. № 2 (27)

The legal construction of Article 53 of the Housing Code of the Russian Federation is under consideration. The author outlines the drawbacks of the given norm and suggests possible means to overcome them.

Почитать  Переход права собственности по договору купли-продажи

Ключевые слова: жилое помещение, социальный найм, намеренное ухудшение жилищных условий.

Housing premises, social rent, deliberate deterioration of living conditions.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным в установленном ЖК РФ порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Жилые помещения предоставляются данным категориям граждан в порядке очередности исходя из даты постановки на учет. При рассмотрении вопросов о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий правоприменителю необходимо руководствоваться ст. 53 ЖК РФ, регламентирующей правовые последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Данная статья гласит: «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

Анализ данной нормы показывает, что ее применение возможно только в случае доказанности умысла лица на совершение действий, в результате которых оно может быть признано нуждающимся в жилых помещениях [1, с. 81-93; 8, с. 28-32]. Однако проблема в том, что ЖК РФ не содержит критериев, по которым действия граждан стоит квалифицировать именно как умышленное намеренное ухудшение жилищных условий. Более того, закон не дает ответа на вопрос, кто должен квалифицировать данные действия лица, а также обязано ли лицо, обращающееся за постановкой на учет, доказывать отсутствие умысла при совершении намеренных действий. Ведь в силу ст. 10 Гражданского кодекса РФ разумность и добросовестность действий участников гражданских правоотношений предполагаются, то есть их опровержение и, соответственно, установление в действиях граждан

признаков намеренного ухудшения жилищных условий возможны только в судебном порядке по заявлению соответствующего органа местного самоуправления.

На практике отсутствие достаточного регулирования порядка оценки намеренности действий приводит к тому, что органы местного самоуправления отказывают в постановке на учет всем, кто в течение пяти лет до обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма совершил какие-либо действия (продажа жилья, регистрация по месту жительства заявителя нового жильца, переезд на новое место жительства и т. п.), вследствие которых уменьшилась обеспеченность жилой площадью, не оценивая причин и обстоятельств совершения указанных действий. То есть любые действия гражданина, повлекшие ухудшение жилищных условий, по мнению органов местного самоуправления, априори считаются недобросовестными, намеренными и направлены на приобретение права состоять на учете. Это влечет обоснованные жалобы граждан и последующие судебные разбирательства.

Так, прокурор Русско-Полянского района Омской области оспорил в суде решение администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области 2011 г. об отказе в признании вдовы участника Великой Отечественной войны В. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, вынесенное по мотивам продажи последней жилого помещения в 2007 г. Администрация необоснованно посчитала указанные действия совершенными с намерением встать на учет, поскольку В. длительное время проживала в помещении, занимаемом на момент обращения с заявлением о постановке на учет, помещение же, проданное в 2007 г., приобретала для дочери, переезжавшей из Республики Казахстан, которая в этом помещении и проживала, за счет ее средств, сама она туда не заселялась, реализация квартиры произведена

до издания Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Районный и Омский областной суды с позицией прокурора согласились, решение администрации было признано незаконным.

Неправомерность формального подхода к применению ст. 53 ЖК РФ подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О: «Ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем» [6].

Одним из возможных вариантов разрешения этой проблемы видится закрепление в ст. 53 ЖК РФ перечня действий, являющихся намеренным ухудшением жилищных условий. Однако отсутствие такой регламентации на федеральном уровне не помешало многим субъектам РФ самостоятельно в своих нормативно-правовых актах урегулировать этот вопрос, перечислив перечень действий, являющихся намеренным ухудшением жилищных условий. Такая нормотворческая практика существует во многих регионах и не противоречит ЖК РФ [2, 3]. Так, Верховный Суд РФ в своем определении от 11 июля 2007 г. № 5-Г07-56у указал, что «само по себе перечисление в Законе субъекта Российской Федерации действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также последствий таких действий, не свидетельствует о противоречии оспариваемой нормы статье 53 Жилищного кодекса. Данной федеральной нормой непосредствен-

но перечень намеренных действий, с которыми связывает законодатель ухудшение жилищных условий, не установлен, а следовательно, нет правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта Российской Федерации этого перечня, как утверждается заявителями» [5]. Кроме того, перечни действий по ухудшению жилищных условий, а также действия, которые в качестве таковых рассматриваться не должны, закреплены в настоящее время во многих подзаконных нормативно-правовых актах ведомственного характера [4, 7].

Как правило, к действиям по ухудшению жилищных условий относят: обмен жилыми помещениями, вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов), раздел, обмен жилого помещения, определение долей, выделение доли либо изменение долей, если это привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, и т. д. Вместе с тем следует понимать, что установление исчерпывающего перечня таких действий в принципе невозможно, так как и иные юридические факты могут быть квалифицированы как намеренное ухудшение жилищных условий, однако наличие в законодательстве хотя бы примерного списка таких действий, думается, существенно облегчило деятельность органов местного самоуправления.

Безусловно, защита от неправомерных действий граждан по искусственному созданию условий для получения жилья, предназначенного для социально незащищенных категорий граждан, необходима. В то же время для исключения злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления необходима регламентация в ст. 53 ЖК РФ детального порядка рассмотрения органами, осуществляющими постановку на соответствующий учет, указанных вопросов.

1. Мун, О. Намеренное ухудшение жилищных условий / О. Мун // Жилищ. право. — 2014. — № 8. — С. 81-93.

2. О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях [Электронный ресурс] : закон Краснод. края от 29 дек. 2008 г. № 1655-КЗ // Справочно-правовая система «Гарант». -Режим доступа: локальный.

3. О порядке ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также о порядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения и установлении периода, предшествующего предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в случаях, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : закон Псков. обл. от 10 июля 2006 г. № 566-ОЗ // Справочно-правовая система «Гарант». — Режим доступа: локальный.

4. О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 27 янв. 2009 г. № 63 // Справочно-правовая система «Гарант». — Режим доступа: локальный.

Вестник Омской юридической академии. 2015. № 2 (27)

5. Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.03.2007, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими отдельных положений Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 № 29 и Закона г Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 25.01.2006 № 7 [Электронный ресурс] : определение Верхов. Суда Рос. Федерации от 11 июля 2007 г. № 5-Г07-56 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: локальный.

6. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : определение Конституц. Суда Рос. Федерации от 19 апр. 2007 г. № 258-О-О // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: локальный.

7. Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями [Электронный ресурс] : приказ Федер. службы безопасности Рос. Федерации от 24 окт. 2011 г. № 590 // Справочно-правовая система «Гарант». — Режим доступа: локальный.

8. Шаповалова, Е. В. Намеренное ухудшение жилищных условий по Жилищному кодексу Российской Федерации / Е. В. Шаповалова // Сем. и жилищ. право. — 2011. — № 5. — С. 28-32.

УДК 347 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ Current Problems of Managing a Block of Flats

О. В. Мороз — преподаватель кафедры гражданского права Омской юридической академии O. V. Moroz — Lecturer at the Civil Law Department of the Omsk Law Academy

Аннотация. Статья посвящена проблемам, которые возникают у собственников при выборе способа управления многоквартирным домом, осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом. Автором проанализирована судебная практика по данным вопросам, а также предлагаются пути решения проблем, связанных с управлением многоквартирным домом.

The article dwells on the problems the house owners face when choosing a way to manage the block of flats and performing certain actions connected with it. The author reviews judicial practice on the mentioned problems as well as suggests the solutions to the problems related to the block of flats ’ management.

Ключевые слова: управление многоквартирным домом, собственники жилых помещений, товарищество собственников жилья, общее собрание ТСЖ, способы управления многоквартирным домом, управляющая компания.

Management of a block offlats, owners of housing premises, householders society, general meeting of householders society, methods of managing a block offlats, property management company.

Что такое «умышленное ухудшение жилищных условий»?

Многие молодые семьи спрашивают, что же такое «умышленное ухудшение жилищных условий»? И возмущаются, узнав, что таковыми действиями могут признать, например, прописку мужа к жене (и наоборот), если при этом уменьшились квадратные метры, причитающиеся на каждого члена молодой семьи. Возмущаются вполне законно.

О чем умалчивают чиновники?

Вот текст ст.53 Жилищного Кодекса РФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий» — граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Почитать  Как переписать долю в квартире

А кто знает, что еще 19.04.2007 г. вышло Определение Конституционного суда РФ от 19.04.2007г. №258-О-О?

В нем сказано
«… По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. »

Таким образом, добросовестность действий граждан презюмируется, то есть в любом случае должна предполагаться их законность.
У нас же наоборот — «… мы считаем ваши действия незаконными, идите и доказывайте в суде, что вы правы».

с 22.03.2012 г. в Пермском крае к действиям, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляемым ими с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;

2) обмен жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в результате которого произошло ухудшение жилищных условий;

3) невыполнение условий договоров социального найма о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации;

4) вселение в жилое помещение иных лиц, не являющихся членами семьи нанимателя, собственника жилого помещения, в результате чего размер общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека, становится менее учетной нормы;

5) выдел доли в натуре участниками долевой собственности на жилое помещение;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или доли участника долевой собственности на жилое помещение;

7) расторжение договора социального найма (найма) по инициативе нанимателей, добровольный отказ от права пользования жилым помещением по договору социального найма;

8) намеренная порча, уничтожение жилого помещения, в результате чего оно может быть признано непригодным для проживания граждан;

9) перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;

10) приобретение жилого помещения, признанного на момент совершения сделки в установленном порядке непригодным для постоянного проживания граждан, за исключением заключения договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан и наследования имущества»

Перечень действий является исчерпывающим.

P.S.Уже из личной практики по обжалованию исключений молодых семей из очереди в связи с тем, что в их действиях усматривали умышленное ухудшение жилищных условий до постановки на учет в 2007-2008 г. Все иски удовлетворены! И семьи уже получили выплаты!

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Одним из условий переселения граждан является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания.

Одним из условий переселения граждан в новое жилье является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания. Ежегодно на территории каждого субъекта РФ создается специальный список многоквартирных домов, которые подлежат расселению и дальнейшему сносу. Как показывает практика, в большинстве случаев новая жилплощадь обладает лучшими эксплуатационными характеристиками, чем те, которыми было наделено признанное аварийным жилье. Поэтому многие граждане намеренно ухудшают условия своего проживания, но при этом не задумываются о том, к каким последствиям могут привести подобные противоправные действия.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Последствия, которые ожидают граждан при намеренном ухудшении жилищных условий, прописаны в ст. 53 ЖК РФ. Перед тем как перейти к более детальному и подробному рассмотрению злободневной темы, необходимо определиться с тем, что собой подразумевает намеренное ухудшение жилищных условий.

Наиболее полное представление дефиниции ухудшение жилищных условий прописано в определении Конституционного суда РФ под номером 258-О-О. Намеренное ухудшение жилищных условий будет признано осуществленным в том случае, если будет доказано компетентными органами, что субъект правоотношений на протяжении некоторого времени осуществлял действия, повлекшие за собой искусственное ухудшение жилищных условий, которые могут вызвать собой необходимость вмешательства госорганов федерального или же муниципального уровня с целью выделения гражданам благоустроенного жилого помещения из местного жилищного фонда.

Однако в данном случае существуют некоторые законодательные коллизии, которые обусловлены тем, что правовая сущность намеренного ухудшения условий проживания четко не регламентируется ни нормами ЖК РФ, ни опытом судебной практики. Оставил без должного внимания данную практическую проблему и Пленум Верховного суда. Иными словами, какие действия граждан можно считать умышленными, каждый представитель судебных органов может трактовать по-своему, что и вызывает споры в научном сообществе юристов.

Если основываться на теоретических умозаключениях, данных В.М. Корякиным в процессе комментирования ст. 53 ЖК РФ, то можно вывести следующие характеристики намеренного ухудшения жилищных условий с целью постановки граждан на учет как нуждающихся:

  • намеренное ухудшение жилищных условий это целенаправленные действия граждан, которые способствуют постановке на учет физлиц, как нуждающихся в улучшении условий проживания;
  • ухудшение жилищных условий подразумевает то, что первоначально подобный гражданин не состоит на учете в специализированных органах жилищного фонда;
  • намеренное ухудшение жилищных условий осуществляется гражданами преднамеренно для достижения конкретной цели;
  • ухудшение жилищных условий влечет за собой участие госорганов, которые могут принять решение о постановке физлица на учет в качестве нуждающегося.

Согласно другой точке зрения, можно также выделить иные, дополняющие признаки преднамеренности деяний граждан. Например, когда совершение действия должно осуществляться специальными субъектами – такими лицами, которые предпринимали попытки целенаправленного ухудшения условий. Однако в этом случае необходимо рассматривать ситуации, которые сопровождались регламентированным законом уменьшением нормы учета общей жилой площади. В данном случае доказать преднамеренность намного сложнее.

Намеренное ухудшение жилищных условий следует рассматривать в том случае, если при осуществлении действия происходит уменьшение учетной нормы на одного субъекта правоотношений за счет одностороннего изменения договора соцнайма, усыновления и др.

Однако здесь следует учитывать этот факт, если до подобных действий норма на одно лицо была более закрепленной законом учетной нормы.

Резюмируя выше сказанное, можно прийти к выводу о том, что преднамеренное ухудшение условий для проживания это активное поведение граждан, которые путем своих действий способствуют достижению цели постановки на учет в качестве нуждающихся.

Последствия намеренного ухудшения жилищных условий

В случае если компетентный на то орган выявит преднамеренность действия субъекта правоотношений, направленного на ухудшение условий проживания, тогда согласно ст. 53 и 54 ЖК РФ могут наступить определенные правовые последствия для этого лица. Во-первых, для таких граждан выдвигается отказ в постановке на учет как субъектов нуждающейся категории.

Во-вторых, повторно встать на учет в РФ такая когорта граждан может лишь по истечению пятилетнего срока после свершения противоправных действий.
Однако в данном случае следует помнить о том, что факт обнаружения осуществления намеренного действия с целью ухудшения условий не считается детерминантой того, чтобы лица, которые были приняты на учет на территории РФ, были с него сняты. Это обуславливается тем, что в данных ситуациях вступает в действие ст. 56 ЖК РФ. Согласно правовой норме, основанием для снятия с учета является:

  • предоставление неверных и заведомо ложных сведений, которые способствовали тому, что лицо было взято на учет;
  • противоправные действия, совершенные должностными лицами на территории муниципалитета, которые обусловили постановку на учет.

Приобретение права постановки на учет

Право постановки граждан на учет по договору соцнайма регламентировано ст. 49 ЖК РФ. Если субъект правоотношений был принят на учет в жилищной инспекции сразу с учетом нескольких оснований (предусмотренных ЖК РФ и/или Указом Президента РФ, законом субъекта РФ), то лицо может на свой выбор предпочесть один из подобных критериев. Предусматривается постановка на учет и с соблюдением всех оснований.

Однако следует отметить, что такое право имеют только те субъекты, кто признан органами соцзащиты малоимущим. Кого можно отнести к данной категории граждан?

Для определения статуса «малоимущие» органы местной власти берут во внимание средний заработок на человека за предыдущие три месяца в определенной семье, которая совершает правомочные действия для постановки на учет. Для этого комиссия берет во внимание все официальные доходы, которые были получены от трудоспособных граждан, а также пенсионное и стипендиальное обеспечение и проводит расчеты:

  • сумма финансового дохода суммируется, после чего делится на три. Путем нехитрых действий удается установить среднемесячный доход семьи;
  • далее полученный показатель подлежит делению на количество членов семьи, которая добивается признания статуса малоимущей;
  • окончательную сумму сравнивают с прожиточным минимумом, установленным на конкретной территории РФ.

Соответственно, если этот показатель менее заявленной госорганами планки, то такая семья является малоимущей, что гарантирует ей доступность всех благ, в том числе и постановку на учет.

Чтобы возникло право постановки на учет, лица должны совершить определенные действия, а именно: представить в компетентный орган весь необходимый перечень документов, в частности, заявление в письменной форме и документы, которые подтверждают статус нуждающихся.

Предусмотрены современным законодательством и иные категории граждан, чье право на постановку на учет является привилегированным. К примеру, субъекты, получившие инвалидность, а также семьи с детьми-инвалидами, которые признаны нуждающимися согласно ФЗ N 181-ФЗ, ставятся на учет и наделяются жилплощадью с учитыванием основных льгот, предусмотренных законами.

Кроме того, инвалиды, страдающие определенными заболеваниями (перечень установлен Постановлением Правительства России) имеют право получить дополнительную площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма и норма предоставления. Данное правило является важным критерием для постановки на учет как для получения жилья из федеральной собственности, так и муниципальной.

Приобретение права постановки на учет не подразумевает собой обязанность лица вставать на учет по месту жительства. Главное, чтобы были соблюдены установленные законодательством правила и порядок постановки на жилищный учет. В том случае если какой-либо из критериев будет нарушен или не соблюден, государственный орган наделяется правом отказать нуждающемуся субъекту в постановке на учет, основываясь на ст. 54 ЖК РФ.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Оцените статью