Парламентарии готовят к внесению в Госдуму в осеннюю сессию обновленный законопроект, который должен разрешить онлайн-торговлю алкоголем на маркетплейсах. Об этом рассказал «Ведомостям» источник, близкий к администрации президента (АП), и подтвердил собеседник в отраслевой ассоциации.
Перед внесением такого важного законопроекта, меняющего и правила рынка, и правила жизни (сейчас онлайн-торговля алкоголем запрещена), необходимо оценить, что скажут об этом люди, говорит близкий к АП источник «Ведомостей». Он считает, что в целом граждане воспримут инициативу позитивно, хотя еще предстоит проработать некоторые моменты, на которые уже указали ведомства, в том числе Минфин.
В июне глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас («Единая Россия») уже направлял разработанный им после консультаций с отраслью аналогичный законопроект в правительство, писал РБК. Но после заключения Минфина он отозвал его, сообщали «Ведомости», и обсуждение инициативы застопорилось. С Клишасом сейчас связаться не удалось.
Но, как следует из заключения Минфина, с которым ознакомились «Ведомости», параллельно Клишас направил законопроект в государственно-правовое управление (ГПУ) президента, которое запросило позицию отраслевых министерств и ведомств, в частности Минпромторга, ФАС, Росалкогольрегулирования (РАР, теперь «Росалкогольтабак регулирование») и др.
Ведомства и их поправки
Минфин концептуально поддерживает инициативу при условии «обеспечения достаточного контроля за осуществлением такой деятельности, минимизации риска продажи такой продукции, а также соблюдения запретов и ограничений, установленных для розничной продажи алкогольной продукции», указано в заключении министерства в ответ на письмо ГПУ. Законопроект Клишаса, таким образом, «может быть поддержан при условии существенной доработки», отмечается в ответе министерства. Свои заключения на инициативу также представили Минпромторг, Роскомнадзор и РАР. Все они «концептуально поддерживают» законопроект, но со своими замечаниями в части маркировки алкогольной продукции, блокировки сайтов-нарушителей и др.
Направление заключения «Ведомостям» подтвердил и представитель РАР. Он подчеркнул, что в заключении говорится о необходимости его существенной доработки. «В частности, это касается закрепления на федеральном уровне механизма ведения реестра владельцев сайтов [продающих спиртное], а также определения механизма контроля за оборотом в системе ЕГАИС», – добавил он.
«Вопросы дистанционной продажи алкоголя находятся в ведении РАР», – заявил «Ведомостям» представитель Роскомнадзора. Он подчеркнул, что служба готова приступить «к исполнению закона в рамках своих полномочий после принятия соответствующих изменений» в порядке дистанционной торговли спиртным. «Ведомости» направили запросы в Минпромторг, а также в Минздрав и МВД, которые ранее выступали против легализации онлайн-торговли спиртным.
Маркетплейсы выводят за скобки
При этом Минфин приводит ряд предложений, которые хотел бы включить в законопроект. Одно из них заключается в необходимости предусмотреть ответственность за несоблюдение запретов и ограничений в области розничной продажи алкоголя. Ее, по мнению ведомства, должен нести именно продавец, реализующий алкогольную продукцию дистанционным способом, «вне зависимости от того, кто будет осуществлять доставку».
Это означает, что при размещении витрин магазинов на платформе какого-либо маркетплейса ответственность за любые нарушения, например продажу несовершеннолетнему или же доставку в ночное время, будут нести именно продавец и магазин, а не площадка-маркетплейс, объясняет собеседник «Ведомостей» в одном из крупных игроков рынка онлайн-торговли.
Представитель Минфина подтвердил «Ведомостям», что в его заключении предлагается вывести маркетплейсы из-под ответственности за нарушения при онлайн-продаже алкоголя. По мнению министерства, именно продавец как лицо, имеющее лицензию на продажу алкоголя, должен нести ответственность за такие нарушения. «В такой модели доставка (передача) алкоголя должна осуществляться либо самим продавцом (работником лица, имеющего лицензию на данный вид деятельности), либо привлеченной логистической компанией от имени и по поручению продавца», – разъяснил собеседник.
«Нелегальная онлайн-торговля алкоголем процветает, несмотря на все усилия регуляторов и правоохранителей. Каждому, кто прочитает этот пост, предлагаю провести простой эксперимент: в поисковике забить «купить алкоголь онлайн с доставкой» или что-то подобное, и вы увидите, какое количество предложений вы получите.» Из высказывания в собственном Telegram-канале
Андрей Клишас
сенатор, глава комитета верхней палаты парламента по конституционному законодательству и госстроительству
Логистическая компания за допущенные нарушения будет нести ответственность перед продавцом в рамках договорных обязательств между ними, добавил он. «Учитывая предполагаемые повышенные требования к продавцам и к их ответственности, считаем, что такая модель позволит более эффективно обеспечивать соблюдение запретов и ограничений в области продажи алкогольной продукции», – подчеркнул представитель Минфина.
Маркетплейс выступает как информационный посредник, который не несет ответственность за нарушение прав при продаже товаров и услуг, объясняет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. По мнению юриста, если доставка алкоголя, продажа которого была осуществлена онлайн, осуществляется силами продавца – с его склада и его сотрудником, – то маркетплейс не должен нести ответственность за нарушения запрета ночных продаж или отсутствие контроля возраста покупателя.
«Если же маркетплейсы будут осуществлять доставку алкоголя, хранящегося на их складах, то очевидно, что ответственность за его продажу несовершеннолетним или в ночные часы должен нести сам маркетплейс», – отметил Учитель.
ФАС требует строгости
Но ФАС придерживается иного мнения, следует из отзыва службы, направленного в Минфин, с которым также ознакомились «Ведомости». Инициативу необходимо дополнить «положениями об ответственности всех лиц, участвующих в процессе продажи и доставки потребителям алкогольной продукции дистанционным способом», указано в заключении ведомства. Отсутствие ответственности тех лиц, которые осуществляют непосредственную передачу товара покупателю, «может привести к недостижению целей [законопроекта], поскольку алкогольная продукция может реализовываться несовершеннолетним», указано в заключении регулятора.
Помимо этого Минфин предложил наделить возможностью онлайн-продажи алкоголя только интернет-площадки, включенные в специальный реестр таких платформ и обладающие складами и лицензиями на закупку, хранение, поставку и розничную продажу алкогольной продукции, указано в заключении ведомства. Кроме этого Минфин выступает за уточнение порядка подтверждения допустимого возраста покупателя, но не приводит конкретных механизмов.
Маркетплейсы поддерживают точку зрения Минфина, сообщил «Ведомостям» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, в нее входят Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» и др.) Артем Соколов. Также готова участвовать в онлайн-продажах алкоголя и «Почта России». Почтовый оператор уже подготовил свою инфраструктуру к продажам в рамках эксперимента, обсуждение которого было инициировано президентом РФ Владимиром Путиным еще в 2021 г. Эксперимент предполагал продажу только российских вин через сайт «Почты» с ноября 2024 г. и в течение трех лет, но соответствующий законопроект так и не был принят.
Тем не менее «Почта России» ожидает начала эксперимента, сообщил «Ведомостям» представитель оператора. «Мы показывали все элементы созданной цифровой и физической инфраструктуры депутатской межфракционной комиссии, которая была удовлетворена результатами поездки на наш склад во Внуково», – отметил он. Собеседник подчеркнул, что «Почта» находится в диалоге «с отраслью, экспертами рынка, виноделами». «На наш взгляд, проект окажет положительное влияние на популярность российских вин, развитие дистанционной торговли в целом», – резюмировал представитель «Почты».
По словам зампреда комитета Госдумы по экономической политике Артема Кирьянова, идея Клишаса нацелена на формирование комплексного института «контролируемой государством дистанционной торговли алкогольной продукцией, который создаст конкуренцию теневому бизнесу, сможет перевести его в легальное поле, а также обеспечит дополнительные поступления в бюджет». По оценке парламентария, ее реализация позволит государству получать через пять лет дополнительные налоговые поступления в размере 51,7 млрд руб. в год.
Объем рынка нелегальных интернет-продаж спиртного в России, по майским данным Минфина, оценивается в 30 млрд руб. в год, а доля фальсификата на нем – в 53%. АКИТ тогда же оценивала серый рынок в 50 млрд руб.
Из-за того что Клишас отправил инициативу в Белый дом, но затем отозвал ее, правительство не дало консолидированного заключения на законопроект. Оно, как правило, учитывает замечания большинства заинтересованных ведомств. Соответственно, как отметил представитель аппарата Белого дома, позиция аппарата Белого дома «не была сформирована». По его словам, в правительство не поступали также заключения РАР и Роскомнадзора.
Cенатор Клишас отозвал свой проект о легализации онлайн-продажи алкоголя
Клишас направил в правительство проект о легализации онлайн-продажи алкоголя в середине июня, однако через несколько дней отозвал его для доработки. По словам источника «Ведомостей», с требованием внесения поправок выступил Минфин
Сенатор Андрей Клишас (Фото: Сергей Бобылев / ТАСС)
Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас отозвал направленный в правительство законопроект о регулировании дистанционной продажи алкогольных напитков в России, рассказали «Ведомостям» два источника, знакомых с обсуждением инициативы, и подтвердил представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко, на имя которого сенатор направлял документ. Клишас направил в правительство проект легализации онлайн-продажи алкоголя в середине июня. В законопроекте предлагалось создать отдельный реестр сайтов компаний, которые могут осуществлять дистанционную розничную продажу алкогольной продукции. Предполагалось, что порядок создания и ведения реестра определит Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (РАР). При этом вся информация из этого реестра будет опубликована на сайте службы. За включение в него компании должны заплатить государственную пошлину. Чтобы купить алкоголь на сайте, пользователь должен будет заключить договор, подтвердив перед этим свой возраст с помощью учетной записи в государственной Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Вторичная проверка возраста происходит во время передачи алкоголя покупателю в формате QR-кода на экране его телефона или числового кода. Возраст можно будет также подтвердить с помощью документа, который позволяет это сделать (паспорт, водительские права и др.). Если покупатель не сможет подтвердить свой возраст, то договор купли-продажи расторгается. В таком случае деньги возвращаются ему не позднее чем через десять дней.
Кроме критерия возраста в законопроекте прописано, что доставка алкогольной продукции осуществляется в жилые или нежилые помещения либо в места поблизости от них. Однако доставка в нежилые помещения производится только при условии, если в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или документах технического учета сказано, что там может располагаться офис. При этом региональные власти вправе сами устанавливать ограничения по времени, условиям и местам продажи алкогольной продукции через интернет.
- увеличение размера штрафа за розничную продажу алкоголя несовершеннолетним до 200 тыс. руб. против текущего максимального порога 80 тыс. руб.;
- наказание за неоднократную и незаконную розничную торговлю алкоголем в интернете в виде штрафа в размере от 250 тыс. до 500 тыс. руб. либо в размере дохода виновного за период от одного года до трех лет, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет;
- в Административном кодексе может появиться новый пункт о том, что незаконная розничная продажа алкоголя в интернете без признаков уголовного наказания облагается штрафом: для граждан — от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. с конфискацией предметов нарушения, для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн руб. с конфискацией предметов правонарушения.
По словам источника «Ведомостей» в профильной ассоциации, сенатор отозвал законопроект после того, как свои замечания представил Минфин. Министерство в целом поддержало законопроект, но подготовило ряд замечаний, отметил собеседник газеты, не уточнив сути замечаний.
Ранее именно Минфин заявлял о необходимости регулирования онлайн-оборота алкоголя. По оценке ведомства, нелегальный оборот алкоголя в интернете в 2022 года достиг 30 млрд руб., а доля фальсификата на нем превысила 50%, сообщал ТАСС в мае этого года. По оценке АКИТ, нелегальный алкогольный рынок в интернете за 2022 год еще больше — 50 млрд руб.
Как в России продают алкоголь онлайн с доставкой при формальном запрете
В России так и не появился закон о торговле алкоголем онлайн, хотя проект предлагал Минфин, а бизнес просил о скорейшей поддержке инициативы перед режимом самоизоляции. Но многие крупные компании уже организовали продажу с доставкой, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух крупных продавцов алкоголя. Также два сотрудника «Ведомостей» оформили и получили алкоголь с доставкой у онлайн-гипермаркета «Утконос» и у дистрибутора Simple.
Доставка есть
Некоторые легальные продавцы алкоголя оказались в «серой зоне», констатирует председатель совета Торгово-промышленной палаты России по развитию электронной коммерции Алексей Федоров: они торгуют легальной продукцией, отражают продажи в ЕГАИС, но используют запрещенный канал продаж.
Законодательный запрет
«2. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются: <. >14) дистанционным способом»,
‒ ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Сотрудник крупного ритейлера описывает схему работы «Утконоса»: зарегистрированный пользователь, которому ритейлер сам открыл возможность заказа с доставкой, добавляет товар в корзину, указывает адрес и время, оформляет заказ. Розничная продажа фиксируется в ЕГАИС в момент передачи товара курьеру на складе, клиент оплачивает товар на месте получения, после чего получает чек со временем фактической оплаты, а местом расчетов указан адреса склада. По его словам, такая схема покупки доступна только проверенным, лояльным клиентам, которые до этого сделали несколько заказов.
Так, один из сотрудников «Ведомостей» регулярно заказывает алкоголь из «Утконоса» ‒ его привозит курьер вместе с другими продуктами. Местом расчета указан адрес компании в Солнечногорском районе Подмосковья. Заказ оплачивается онлайн, алкоголь перечислен в общем чеке.
Другой сотрудник «Ведомостей» заказывает на сайте SimpleWine ‒ это онлайн-витрина дистрибутора Simple: доставка до квартиры, минимальная для доставки стоимость заказа ‒ 10 000 руб., заказ оплачивается курьеру на месте. Такую же схему доставки предлагает и оператор по телефону, оплата ‒ картой, убедился другой сотрудник «Ведомостей». Юридически SimpleWine непосредственно в момент передачи заказа оформляет с клиентом договор поручения ‒ будто бы конечный потребитель поручает другому человеку, в данном случае курьеру, приобрести для него алкоголь, знает сотрудник крупного ритейлера.
Президент Simple: «Сегодня главный игрок на алкогольном рынке – дистрибутор»
Максим Каширин признается, что однажды чуть не потерял свой бизнес, и объясняет, почему от торговли алкоголем пришел к виноделию
В целом на рынке способов доставить алкоголь много, отмечает Федоров: продукцию могут отправить с водителем, на такси или менеджер предварительно выкупит ее у своей компании и сам привезет клиенту.
Купить спиртное с доставкой можно также и у алкогольного дистрибутора АСТ, а также при помощи сайтов L-Wine, Winestyle и др., уверяют два собеседника «Ведомостей» в крупных компаниях по продаже алкоголя. На сайтах всех компаний указано, что онлайн-продажи недоступны, а забрать заказ можно только в магазине. Но при обращении потенциального клиента операторы по телефону уточняют, что доставка на дом возможна, убедился корреспондент «Ведомостей», позвонив по номерам, указанным на сайтах онлайн-витрин АСТ, L-Wine и Winestyle .
Но доставки нет
При официальном обращении журналистов продавцы алкоголя не подтверждают, что продают алкоголь онлайн.
Так, неизвестно о практике онлайн-продаж и доставки алкоголя в Simple ее президенту Максиму Каширину. Частные и корпоративные клиенты могут лишь оформить заявку на сайте и забрать алкоголь в винотеках SimpleWine, это разрешено законодательством, утверждает он. Менеджеры компании с началом режима самоизоляции призывали заказывать онлайн, но целью было лишь найти новых клиентов, которые потом бы оставили заявку и забрали товар в пункте выдачи, объясняет Каширин. По его словам, частные, корпоративные продажи и винотеки приносят компании 25‒30% выручки.
Интернет-агрегаторы хотят подключиться к торговле алкоголем
Подготовлены новые поправки в закон
Не подтверждает онлайн-продажи и представитель «Утконоса»: по его данным, заказать алкоголь можно на сайте с услугой самовывоза из розничной точки продаж.
АСТ не занимается онлайн-продажами, уверяет и совладелец компании Леонид Рафаилов. Недавно компания оформила интернет-витрину, на которой теперь можно забронировать продукцию, но для оплаты клиент должен приехать в магазин, а уже после этого компания может предоставить услугу доставки, говорит он.
Компания работает в строгом соответствии с законом, в том числе и о запрете дистанционной торговли, заявляет представитель ГК «Лудинг»: проект L-wine является витриной для ознакомления с продукцией. Winestyle, по словам ее представителя, тоже доставляет продукцию в соответствии с законом: розничным клиентам привозят только безалкогольные напитки, а юридическим лицам ‒ алкоголь при наличии у них лицензии.
Серая зона
Росалкогольрегулирование постоянно отслеживает в интернете предложения о приобретении алкоголя онлайн, заверил представитель службы. В марте служба приняла 494 решения о блокировке сайтов, в апреле ‒ 462, в мае ‒ 450 и направила их в Роскомнадзор. На вопрос о практике продаж алкоголя «Утконосом», SimpleWine, Winestyle и др. ее представитель ответил, что «не может говорить об отдельных случаях выявления нарушений».
Высокий спрос сталкивается с законодательным ограничением, но цивилизованного механизма продажи легальной продукции нет, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
Крупнейшие розничные компании не доставляют онлайн-заказы алкоголя из-за отсутствия законодательной базы. Так, не торгуют алкоголем онлайн X5 Retail Group, «Ашан», «О’кей», «Красное & белое», заверили их представители. Можно лишь забронировать алкоголь, оплатить и забрать в магазине, говорят представители X5, «О’кей», «Красного & белого».
Х5, по словам ее представителя, не использует «схемы, позволяющие продавать алкоголь с доставкой»: «Де-факто они нарушают существующий запрет на интернет-торговлю спиртным, и нарушение этого запрета было бы нарушением законодательства, а также создавало бы риски штрафов и отзыва лицензии».
Статья 14.17.1. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ > Раздел II > Глава 14 > Статья 14.17.1. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами
1. Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
- Статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
- Статья 14.17.2. Незаконное перемещение физическими лицами алкогольной продукции
При этом решением Арбитражного суда Пермского края от 11.05.2018 по делу N А50-8011/2018, вынесенным по заявлению отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Александровскому району, индивидуальный предприниматель Осинникова Вера Александровна привлечена к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприниматель, считая оспариваемое постановление от 05.06.2017 N 27/79 незаконным, приводит доводы о том, что правонарушение не могло быть квалифицировано административным органом, как нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. На момент проверки, 18.05.2017, в соответствии с действовавшей редакцией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, наказуемым являлось нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ. Соответственно, указанные особые требования и правила урегулированы в статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ) и, по мнению предпринимателя, не нарушались деяниями, выявленными административным органом.
по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Усть-Илимский» о привлечении индивидуального предпринимателя Овсепян Вануша Гайковича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
решением Арбитражного суда Иркутской области от 30.10.2018 предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Наряду с этим частью 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
по заявлению прокурора города Пскова к индивидуальному предпринимателю Ермишовой Ларисе Викторовне (далее — предприниматель) о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
решением Арбитражного суда Псковской области от 15.02.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2019, предприниматель привлечена к административной ответственности с назначением наказания в виде 50 000 рублей административного штрафа.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Корыпаевой Марии Яковлевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 в Аннинском судебном районе Воронежской области от 20.12.2018 N 4-458/18, решение судьи Аннинского районного суда Воронежской области от 07.02.2019 N 12-3/2019 и постановление председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2019 N 16-146/2019, состоявшиеся в отношении Корыпаевой Марии Яковлевны (далее — Корыпаева М.Я.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Положения части 1 указанной статьи не применяются в отношении административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3, главой 12, частями 10.1, 10.2 и 11 статьи 13.15, частью 4 статьи 14.4.2, статьями 14.16, 14.17.1, 19.15.2, 20.6.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2).
Выводы, содержащиеся в решении Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2020 по делу N А76-22794/2020, которым отказано в удовлетворении заявления УМВД России по г. Челябинску о привлечении индивидуального предпринимателя Дегтяревой О.Н. к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса, так как решение по каждому делу об административном правонарушении выносится с учетом конкретных его обстоятельств на основании собранных доказательств.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24 сентября 2020 года И.А. Нагорная была привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей. Данное решение суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы И.А. Нагорной было отменено постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2020 года, в котором апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности самого факта реализации алкогольной продукции. В удовлетворении заявления органа полиции о привлечении индивидуального предпринимателя И.А. Нагорной к административной ответственности было отказано.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Клявлиной Ольги Федоровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района города Челябинска от 22.04.2021 N 3-121/2021, решение судьи Ленинского районного суда города Челябинска от 08.06.2021 N 12-357/2021 и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.09.2021 N 16-5033/2021, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Клявлиной Ольги Федоровны (далее — Клявлина О.Ф.),
Положения части 1 данной статьи не применяются в отношении административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3, главой 12, частями 10.1, 10.2 и 11 статьи 13.15, частью 4 статьи 14.4.2, статьями 14.16, 14.17.1, 19.15.2, 20.6.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Властям предложили проект легализации онлайн-торговли алкоголем
В правительство направили законопроект о правилах продажи в интернете и доставки алкоголя. Эксперты говорят, что это может сократить долю фальсификата. Ранее эксперимент по доставке алкоголя пыталась провести «Почта России»
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости
Онлайн-продажей и доставкой алкоголя смогут заниматься компании, имеющие лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции и (или) лицензию на ее розничную продажу при условии включения сайта продавца в специальный реестр. Это следует из предложенных сенатором Андреем Клишасом поправок в законы «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…» и «О защите информации…», которые он направил на рассмотрение зампреду правительства Дмитрию Григоренко. Тексты письма и законопроекта есть у РБК, их подлинность подтвердили два собеседника, знакомых с обсуждением. Клишас уточнил, что в правительство для получения заключения был направлен законопроект, предложенный ему Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ; в нее входят Ozon, «СберМаркет», Wildberries и др.) и Торгово-промышленной палатой (ТПП). Представитель АКИТ сказал, что в итоговом законопроекте отражена часть предложений, которые ассоциация ранее уже направляла в адрес парламента: механизм контроля за местом, временем, возрастом и реестр владельцев сайтов. РБК направил запрос представителю Григоренко и в ТПП.
Как будет работать схема
В законопроекте предлагается создать отдельный реестр сайтов компаний, которые могут осуществлять дистанционную розничную продажу алкогольной продукции. Предполагается, что порядок создания и ведения реестра определит Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (РАР). При этом вся информация из этого реестра будет опубликована на сайте службы. За включение в него компании должны заплатить государственную пошлину. Чтобы купить алкоголь на сайте, пользователь должен будет заключить договор, подтвердив перед этим свой возраст с помощью учетной записи в государственной Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Вторичная проверка возраста происходит во время передачи алкоголя покупателю в формате QR-кода на экране его телефона или числового кода. Возраст можно будет также подтвердить с помощью документа, который позволяет это сделать (паспорт, водительские права и др.). Если покупатель не сможет подтвердить свой возраст, то договор купли-продажи расторгается. В таком случае деньги возвращаются ему не позднее чем через десять дней. Кроме критерия возраста в законопроекте прописано, что доставка алкогольной продукции осуществляется в жилые или нежилые помещения либо в места поблизости от них. Однако доставка в нежилые помещения производится только при условии, если в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или документах технического учета сказано, что там может располагаться офис. При этом региональные власти вправе сами устанавливать ограничения по времени, условиям и местам продажи алкогольной продукции через интернет.
Предлагаемая дата вступления закона в силу — 1 января 2024 года.
- увеличение размера штрафа за розничную продажу алкоголя несовершеннолетним до 200 тыс. руб. против текущего максимального порога 80 тыс. руб.;
- наказание за неоднократную и незаконную розничную торговлю алкоголем в интернете в виде штрафа в размере от 250 тыс. до 500 тыс. руб., либо в размере дохода виновного за период от одного года до трех лет, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет;
- в Административном кодексе может появиться новый пункт, что незаконная розничная продажа алкоголя в интернете без признаков уголовного наказания облагается штрафом: для граждан — от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. с конфискацией предметов нарушения, для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн руб. с конфискацией предметов правонарушения.
Зачем это нужно
Сейчас в России продажа алкоголя дистанционным способом запрещена. В 2021 году президент Владимир Путин поручил правительству и «Почте России» провести эксперимент с прямыми поставками российского вина от изготовителей до потребителей, в том числе путем заказа исключительно через онлайн-ресурсы почтового оператора. Предполагалось, что покупка алкоголя таким образом будет доступна совершеннолетним через специализированную витрину, причем только российского производства и с доставкой не раньше чем через 24 часа. В прошлом сентябре уже бывший глава «Почты России» Максим Акимов сообщал РБК, что дискуссия по эксперименту все еще ведется, но компания рассчитывает начать «пилот» по продаже алкоголя в апреле 2024 года.
К апрелю эксперимент так и не заработал, но получил одобрение от правительства, а сроки запуска сдвинулись на 1 ноября. Однако, как писал «Коммерсантъ», с замечаниями к законопроекту об эксперименте выступили представители Минэкономики, Минздрава, Роспотребнадзора, Минцифры, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), а также МВД. По мнению последнего, документ не учитывает запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним, так как приобретение продукции через интернет носит непубличный характер. В МВД также опасаются, что продукцию таким образом начнут доставлять на территорию, где его продажа запрещена, например в школы; законопроект не учитывает региональную специфику по месту и времени продажи алкоголя. Одним из последствий онлайн-продажи, как утверждают в министерстве, могут стать «посягательства и противоправные действия» в отношении сотрудников «Почты России», доставляющих алкоголь.
При этом в пояснительной записке к законопроекту сказано, что оборот нелегального рынка интернет-торговли уже достиг 11 млрд руб. и продолжает расти. Поисковые системы фиксируют от 300 тыс. до 600 тыс. запросов по теме «алкоголь с доставкой на дом». По оценке АКИТ, нелегальный алкогольный рынок в интернете за 2022 год еще больше — 50 млрд руб. Авторы пояснительной записки указывают, что «запрет на реализацию алкогольной продукции действует в основном в отношении добросовестных участников рынка». По их мнению, легализация дистанционной продажи алкоголя позволит минимизировать объем нелегальных продаж в интернете, установить эффективный механизм контроля за доставкой алкогольной продукции и предоставить дополнительные возможности продвижения российской винодельческой продукции.
Президент АКИТ Артем Соколов считает, что создание института контролируемой дистанционной торговли алкоголем — единственное возможное решение в сложившейся ситуации. «Та доля фальсификата — 53% или продукция на 16 млрд руб. в год, которая сейчас обращается на нелегальном онлайн-рынке алкоголя, — это угроза для государства и общества», — предупреждает он. Что касается положений законопроекта, Соколов добавил, что на первом этапе внедрения «не будет лишним» разработать «отсекающие критерии» для участников, как это было введено при легализации дистанционных продаж лекарственных препаратов. «Кроме того, в законопроекте необходимо предусмотреть возможность онлайн-продаж без каких-либо критериев для производителей. Механизм контроля за возрастом, местом и временем нашел свое адекватное отражение в документе», — высказал свое мнение глава АКИТ.