В поисках комфорта и свободных квадратных метров собственники жилья делают перепланировку или переустройство квартиры, часто не задумываясь о законности своих действий. Разберем эти понятия и выясним, как правильно осуществить и согласовать перепланировку и переустройство, а какие изменения запрещены.
В чем разница: перепланировка и переустройство помещения
Перепланировка квартиры — это изменение конфигурации помещения в ходе ремонтных и (или) строительных работ, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Другими словами, это любые действия с внешними или внутренними границами помещения, при которых меняется его план или внешний вид. План и техническое описание помещения содержатся в техническом паспорте, хранящемся в бюро технической инвентаризации (БТИ). Технический паспорт можно получить, обратившись в многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг (МФЦ) (если МФЦ субъекта Российской Федерации предоставляет данную услугу), в том числе онлайн, или напрямую в БТИ. Перепланировкой считаются:
• перенос или снос перегородок (стен) помещения;
• перенос или создание новых дверных проемов;
• перестройка несколько квартир в одну;
• перестройка одного жилого помещения в несколько;
• расширение или сужение жилой площади за счет вспомогательных помещений, в том числе перепланировка однокомнатной квартиры в студию;
• устройство или ликвидация дополнительных санузлов, кухонь;
• устройство или переоборудование существующих тамбуров. Переустройство квартиры — это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического оборудования или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Переустройством считаются:
• установка бытовых электроплит взамен газовых;
• перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов;
• устройство и переоборудование существующих туалетов и ванных комнат;
• замена или прокладка новых трубопроводов, электрических сетей, устройств для установки джакузи, душевых кабин и других сантехнических и бытовых приборов. Оба вида работ требуют согласования органов местного самоуправления. В зависимости от региона этим органом может быть жилинспекция, отдел капитального строительства при администрации и т.д.
Общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежат всем собственникам квартир в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме. Ремонтные работы, не предполагающие изменений технических и функциональных изменений квартиры, не считаются перепланировкой и не требуют согласований, например:
• проведение косметического ремонта стен, пола, потолков;
• остекление лоджий;
• замена окон, дверей без изменения размеров проемов;
• монтаж кондиционеров.
Что запрещено при перепланировке и переустройстве?
Перед внесением изменений стоит изучить законодательство, нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации: часть работ включена в список неразрешенных манипуляций с квартирой. Как правило, запрещено:
• деинсталляция или уменьшение вентиляционного короба;
• перекрытие доступа к сантехнике, стоякам, счетчикам, вентиляционным коробам;
• расширение площади санузла за счет жилых комнат;
• размещение кухни или санузла над жилыми помещениями соседей;
• размещение кухни или комнаты под санузлом соседей;
• расположение прохода в санузел из комнаты или кухни (исключение допускается, если в квартире находится второй санузел, не входящий в жилую зону);
• создание проема без двери между кухней с газовой плитой и комнатой;
• размещение кухни или комнаты без естественного света;
• установка теплых полов с подключением от общедомовых систем;
• снос несущих конструкций или создание отверстий и проемов без дополнительного усиления конструкции.
Какие санкции ждут владельца недвижимости за несогласованные изменения.
Неузаконенная перепланировка или переустройство квартиры может остаться и незамеченной, однако стоит понимать, что продать такую квартиру в будущем будет сложнее: узаконить изменения все же придется или нужно будет найти покупателя, который согласится принять на себя ответственность за нарушения. Приобретение квартиры с самовольно проведенными изменениями может усложняться отказом банка в предоставлении ипотечного кредита из-за несоответствия фактического плана помещения с данными в его техническом паспорте или данными Единого государственного реестра недвижимости. Банк может пренебречь перепланировкой или переустройством, если изменения незначительны, однако полагаться на такой исход событий не стоит. Кроме того, Росреестр может отказать в государственной регистрации права собственности нового покупателя на такую квартиру.
При обнаружении неузаконенной перепланировки или переустройства владельца недвижимости ожидает несколько вариантов развития событий. Если узаконить изменения невозможно, собственник помещения обязан привести его в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. Если этого не произойдет, то суд по иску органа, осуществляющего согласование, может принять решение о продаже квартиры с публичных торгов.
Судом может быть принято решение о сохранении помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если изменения не нарушают права и законные интересы граждан, не создают угрозу жизни и здоровью.
Как согласовать уже проведенную перепланировку или переустройство
Как рассматривалось выше, узаконить самовольные изменения в квартире возможно. Для этого следует:
• получить технический паспорт помещения в БТИ;
• нанести проведенные изменения красным цветом;
• получить заключение от проектной организации, утверждающее, что внесенные изменения не нарушают права и интересы граждан, не нарушают целостность конструкции здания;
• предоставить комплект документов в МФЦ или онлайн на портале госуслуг.
Как изменить планировку законно?
Самый простой способ законно провести перепланировку квартиры — обратиться в специализированную компанию. Такие организации имеют практический опыт проведения перепланировок и переустройств, владеют информацией о возможности проведения тех или иных изменений, знакомы со всеми нюансами этапов согласования в компетентных органах (Роспотребнадзоре, СЭС, архитектурно-планировочном управлении и пожарном надзоре). Перед заказом проекта следует проверить, что выбранная компания является членом саморегулируемой организации (СРО) и имеет допуск СРО — документ, подтверждающий право компании на ведение строительной деятельности на законных основаниях. Если владелец жилья решит сделать перепланировку или переустройство самостоятельно, ему потребуется пройти все процедуры согласования самому.
Вот основные шаги: Изучить список разрешенных и неразрешенных изменений в жилом помещении. Составить проект перепланировки или переустройства. Собрать документацию для согласования изменений. Требуются следующие документы:
• заявление установленного образца;
• документ, удостоверяющий личность;
• правоустанавливающие документы на помещение (свидетельство о собственности или выписка из ЕГРН);
• технический паспорт (документ можно запросить в БТИ);
• письменное согласие всех собственников помещения на предстоящие изменения. Возможно расширение перечня документов по запросу согласующего органа. Перечень документов также может различаться в разных регионах Российской Федерации.
Подать документы на согласование изменений в МФЦ Предоставляются оригиналы документов или их копии, заверенные нотариально. Возможна также подача заявления онлайн на портале госуслуг. В этом случае прикрепляются скан-копии документов. Срок рассмотрения заявления составляет до 45 дней. Отказ в согласовании изменений можно обжаловать в суде в течение 3 месяцев со дня уведомления об отказе.
В случае одобрения изменений можно приступать к их проведению. Не стоит затягивать с работами, так как срок действия разрешения — 1 год. За этот период нужно успеть провести ремонтные работы и подать заявление на оформление акта об их завершении.
Продлить действие разрешение можно единожды не более, чем на 6 месяцев. После окончания всех ремонтных или строительных работ необходимо обратиться в орган, осуществляющий согласование, для оформления акта приемочной комиссии о завершении переустройства или перепланировки. Последним шагом узаконивания перепланировки или переустройства является направление акта приемочной комиссии органом, осуществляющим согласование, в Росреестр. Росреестр в течение 15 рабочих дней с даты получения акта приемочной комиссии вносит в ЕГРН уточненные сведения об объекте недвижимости. Этапы согласования и проведения перепланировки занимают большое количество времени, однако не стоит ими пренебрегать.
Это позволит избежать административной ответственности (штрафов), приведения квартиры в изначальный вид и других нежелательных последствий.
Нюансы согласования перепланировки квартиры кто ее утверждает и каковы особенности процедуры
ЖК РФ Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 26 ЖК РФ
1. Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
(в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 N 175-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Как согласовать перепланировку квартиры и где это можно сделать
Большая часть жилого фонда, который был возведен еще по советским типовым проектам, не соответствует современным требованиям комфорта и дизайна жилых помещений. Небольшие площади, недостаточность освещения, неоптимальное расположение инженерных коммуникаций побуждают собственников жилья производить изменения в своем жилище.
И если косметический ремонт, включающий в себя внешнюю отделку стен, пола и потолков, жилец может осуществлять самостоятельное, без уведомления надзорных органов, то перепланировка в многоквартирном доме требует согласования в обязательном порядке. О том, каким образом оформить изменения и где согласовать планировку квартиры, речь пойдет далее в статье.
Процедура согласования
Нюансы, связанные с капитальными изменениями жилого помещения, отрегулированы законодательно. Так, этим вопросам посвящена 4 глава Жилищного кодекса Российской Федерации.
Законодатель выделил две формы капитальных изменений жилых помещений.
- Переустройство. Под ним следует понимать полную замену и перенос существующих инженерных сетей. В данном случае речь идет о системах электроснабжения, газоснабжения, водопровода и водоотведения. Кроме этого, под переустройством предполагается и изменение места расположения электрического, санитарно-гигиенического и прочих видов оборудования.
- Перепланировка. Под, собственно, перепланировкой понимают изменение конфигурации жилого помещения. Как правило, это предполагает перенос или снос стен, создание дополнительных комнат, расширение их площади и так далее. Изменения, которые осуществляются в рамках переустройства или перепланировки, в обязательном порядке отражаются в техническом паспорте жилого помещения.
Перепланировка жилья проходит в несколько важных этапов:
- Создание проекта будущих изменений. Если изменения конфигурации жилья небольшие или не предполагают значительного вмешательства в конструкционную схему помещения, то проект можно создать самостоятельно. В отдельных случаях, о которых будет сказано ниже, необходимо обращаться в специализированную организацию.
- Подача документов в орган, осуществляющий согласование. Подать соответствующие бумаги необходимо в орган местной исполнительной власти. УК, ТСН и иные организации, которые осуществляют управление многоквартирными домами, не имеют полномочий согласовывать конструктивные изменения в жилых помещениях.
- Осуществление перепланировки. После получения согласования со стороны ответственного органа исполнительной власти можно приступать непосредственно к выполнению работ.
- Оформление акта. После того, как работы полностью завершены, собственнику или нанимателю объекта недвижимости в многоквартирном доме необходимо совместно с надзорным органом оформить акт о завершении процедуры перепланировки.
Справка! Каждый из этапов данной процедуры имеет свои нюансы и тонкости, особенно это касается создания проекта или эскиза будущих изменений, поэтому этому следует отнестись предельно внимательно.
Когда нужно начинать оформление
Многие владельцы квартир при их покупке стараются как можно быстрее переделать жилье «под себя», не считая процедуру согласования обязательной, откладывая ее на потом. Особенно это касается жильцов, которые приобретают недвижимость в новостройках.
Однако данный подход не является верным. Перепланировку следует начинать с создания эскиза или проекта и подачи соответствующих документов в орган, осуществляющий согласование. Только после получения разрешающих документов следует производить ремонтные работы.
В процессе осуществления работ по перепланировке не разрешается вносить изменения в ранее согласованный проект. В противном случае комиссия надзорного органа попросту не подпишет соответствующий акт, а сама модификация жилого помещения будет признана незаконной.
Самостоятельно или при помощи специалистов
Действующее законодательство устанавливает, что в составе пакета документов, которые направляются в орган осуществляющий согласование, в обязательном порядке должен иметься проект будущих изменений. В этой связи у многих собственников квартир в многоквартирных жилых домах возникает вопрос относительно порядка оформления данного проекта и возможности осуществить его самостоятельно.
Здесь следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев работы по перепланировке так или иначе влияют на конструкционные особенности всего МКД в целом, поэтому необходим проект, включающий в себя заключение состоянии несущих конструкций и возможности проведения работ как таковых. Такую консультацию и оценку могут дать только специалисты, имеющие специальные знания и допуски. В этой связи обращение в соответствующую по профилю организацию попросту необходимо.
В отдельных случаях перепланировка не оказывает значительного воздействия на конструкцию здания в целом. Соответственно, на согласование подается эскиз, который можно выполнить самостоятельно.
Важно! Единого перечня работ, которые требуют обязательного составления проектной документации с привлечением специалистов, не существует. В отдельных регионах и даже муниципальных образованиях существуют свои критерии для этого.
К примеру, в столичном регионе соответствующий перечень содержится в Постановлении Правительства Москвы № 508-ПП.
Что можно переделать, а что нельзя
Не каждая идея, возникшая по поводу перепланировки жилья, может быть исполнена на практике. Даже несмотря на то, что жилье принадлежит на праве собственности, последствия отдельных видов работ могут негативно сказаться на общем техническом состоянии дома и безопасности отдельных жильцов.
Так, ниже представлен список того, что нельзя осуществлять в форме перепланировки:
- перенос туалета и ванной в жилые комнаты;
- перенос батарей центрального отопления на лоджию или балкон;
- объединение кухни с жилой комнатой (только если на кухне имеется газовое оборудование);
- увеличение площади балкона за счет других помещений;
- снос несущих стен.
Данные виды работ не могут совершаться в МКД, поэтому проекты таких перепланировок не согласовываются.
Соответственно, иные виды работ могут быть осуществлены при наличии согласования со стороны надзорного органа.
Инструкция по согласованию
Оформление перепланировки должно осуществляться в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Разберем подробнее.
Создание проекта
Чаще всего проект заказывается в специализированной организации. Данная услуга является платной, а цена ее зависит от объема соответствующих работ.
Так, проектное бюро по их завершению обязано выдать на руки заказчику следующие документы:
- проект;
- техническое заключение;
- копию допуска СРО.
Кроме этого, в отдельных случаях можно заказать акты скрытых работ и договор авторского надзора.
Подача заявления на согласование
После получения проекта необходимо для согласования перепланировки подаются документы в местный орган исполнительной власти, осуществляющий согласование. Их можно предоставить как непосредственно специалистам, так и в местный многофункциональный центр.
Перечень документов включает следующее:
- заявление по установленной форме;
- правоустанавливающие документы на жилье;
- проектная документация;
- техпаспорт.
Также в отдельных случаях могут потребоваться дополнительные бумаги. Так, если собственников квартиры несколько, то потребуется согласие всех их, оформленное в нотариальной форме. В случае, если жилье муниципальное, то необходимо согласие соответствующего органа, а если в ипотеке, то нужно согласование с банком.
Важно! Срок рассмотрения заявления составляет 45 дней.
Рассмотрение заявления комиссии и получение нового техпаспорта
После выполнения согласованных работ необходимо уведомить соответствующий орган об этом. После уведомления будет сформирована комиссия, которая проведет приемку работ и составит соответствующий акт. На основании акта выдается новый техпаспорт.
Могут ли отказать
Основания для отказа в согласовании установлены законодательно. К ним относятся:
- предоставление документов в орган, не уполномоченный осуществлять согласование;
- предоставление неполного пакета документов;
- несоответствие проекта законодательным требованиям (к примеру, в нем предусмотрен демонтаж несущих стен).
Обжаловать данное решение собственник может в судебном порядке.
Что делать, если уже изменили изначальный проект и не узаконили его
Если перепланировка выполнена без согласования с надзорным органом, то ее следует узаконить.
Для этого необходимо вызвать инженера из БТИ, который проводит регистрацию и выдает новый техпаспорт с отметкой о незаконной перепланировке. После этого нужно обратиться в орган осуществляющий согласование и дождаться письменного отказа в узаконивании от него. На основании отказа гражданин имеет право обратиться в суд.
За незаконную перепланировку предполагается привлечение к административной ответственности с назначением денежного штрафа. Если перепланировка уже осуществлена, однако по закону ее делать было невозможно, то суд обяжет вернуть помещение в исходное состояние за счет собственника.
Полезное видео
О ценах на согласование перепланировки квартиры информация в видео:
Собственники жилых помещений могут осуществлять перепланировку своего жилья. Однако это требует согласования с уполномоченным на то надзорным органом. Если перепланировка осуществлена без согласования, то ее узаконивание возможно только в судебном порядке.
Может быть полезно:
- Когда возможна приватизация чердака и как это сделать
- Самое важное о том, как узаконить перепланировку в квартире
- Согласование перепланировки нежилого помещения
- Что такое садовый домик, его назначение и является ли жилым помещением
- Разбираем понятие «право на жилище»
- Узаконивание перепланировки нежилого помещения
Нюансы согласования перепланировки квартиры кто ее утверждает и каковы особенности процедуры
1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
13 декабря 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 июля 2019 г. N 24456-ОГ/04 О порядке проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 июля 2019 г. N 24456-ОГ/04 О порядке проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
24 июля 2019
Вопрос: Согласно п. 6.2 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, к заявлению о реконструкции квартиры необходимо приложить решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в МКД и согласие всех собственников помещений и машино-мест в МКД, в случае, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в МКД.
А согласно п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в МКД собственник данного помещения представляет в орган, осуществляющий согласование переустройства/перепланировки, протокол общего собрания собственников помещений в МКД о согласии всех собственников помещений в МКД на такие переустройство/перепланировку, если она невозможна без присоединения к данному помещению части общего имущества в МКД.
В связи с этим прошу разъяснить: требуется ли согласие всех собственников помещений в МКД на такие переустройство, перепланировку и реконструкцию, при которых собственник квартиры с потолками более 6 м (так называемой «двухуровневой») устраивает в своей квартире второй этаж, тем самым увеличивая площадь своей квартиры? Никакого присоединения общедомового имущества при этом не произойдет, однако после завершения такой реконструкции изменится соотношение между общим количеством частной жилой площади в МКД и «общедомовой» площади («общедомовой, соответственно, станет меньше).
При этом существует мнение, что в данном случае необходимо получение согласия на переустройство всех остальных собственников в МКД (апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 05 октября 2016 г. по делу N 33-7718/2016).
Ответ: Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Как следует из пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Таким образом, устройство второго этажа в жилом помещении с целью увеличения площади комнаты является перепланировкой.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 ЖК РФ;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства |
С.В. Никонова |
Обзор документа
Минстрой пояснил, что устройство второго этажа в жилом помещении с целью увеличения площади комнаты является перепланировкой, которую нужно согласовать с уполномоченным органом. Перечислены документы, необходимые для такого согласования.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: