О стаже государственной гражданской службы

Департаментом пенсионного обеспечения Минтруда России рассмотрено обращение относительно продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, поступившее из Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

В 2016 году было принято решение об оптимизации пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих и, в частности, о повышении возраста, дающего права на страховую пенсию по старости, и повышении стажевых критериев для права на специальный вид пенсионного обеспечения — пенсию за выслугу лет.

Как известно, право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и иные виды государственной службы (за исключением гражданской), возникает при выслуге 20 лет.

Право на пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих до 2017 года возникало при наличии стажа государственной службы 15 лет, а право на пенсионное обеспечение гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих — при наличии стажа от 10 — до 15 лет, что порождало необоснованное различие в пенсионном обеспечение лиц, проходивших различные виды государственной службы и муниципальной службы.

Вместе с тем законодательство о системе государственной службы Российской Федерации, о государственной гражданской службе и муниципальной службе устанавливает, что взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов, а также гражданской и муниципальной службы обеспечивается, в т.ч. соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения.

Такая ситуация требовала урегулирования, в связи с чем было принято решение о повышении стажа государственной (муниципальной) службы для возникновения права на пенсию за выслугу лет до 20 лет.

Рассматривались различные способы повышения стажа — одномоментно, поэтапно — в год по году или в год по полгода (например, в 1999 году, стаж государственной службы для права на дополнительное пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих и государственных служащих отдельных субъектов, муниципальных служащих отдельных органов местного самоуправления был повышен одномоментно для женщин на 5 лет, для мужчин на 2,5 года).

И хотя параметры указанного стажа не корректировались с 1999 года целесообразным принято его повышение по полгода в год, что закреплено в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и приложении 2 к нему.

В частности, продолжительность стажа государственной гражданской (муниципальной) службы для права на пенсию за выслугу лет определяется для соответствующего года приложением 2 к названному Федеральному закону.

Так, для возникновения права на пенсию за выслугу лет в 2020 году необходимая продолжительность стажа составляет 17 лет, в 2021 году — 17,5 лет, в 2024 — 18 лет, в 2024 — 18,5 лет и т.д. согласно приложению. При этом право на назначение пенсии за выслугу лет у лица возникает не по достижении пенсионного возраста, как полагаете Вы, а по совокупности всех установленных условий, в т.ч. увольнении с государственной гражданской (муниципальной) службы.

Исключение составляют лица, за которыми сохранено право на назначение указанной пенсии по нормам законодательства (муниципальных актов), действовавшего до 1 января 2017 г.

К таким лицам (из числа муниципальных служащих) относятся лица, указанные в части 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», а именно:

за лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет и уволенными с муниципальной службы до 1 января 2017 года;

за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы и имевшими на этот день стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;

за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, имевшими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности).

Заместитель директора Департамента пенсионного обеспечения — начальник отдела Г.И.Сысойкина

(письмо № 21-4/10/ФС-866 от 01.06.2020 г.)

Расчет стажа государственной гражданской службы

Понятие гражданской службы появилось в отечественном законодательстве в 2004 году с принятием соответствующего закона № 79-ФЗ. Сделано это было в целях того, чтобы разграничить этот вид службы от работы в силовых ведомствах и вооруженных силах РФ.

Отныне правильно именовать эту службу государственной гражданской (далее также ГГС). И стаж работы на таких должностях позволяет гражданам претендовать на определенные привилегии. О правилах расчета этого стажа и льготах, на которые могут претендовать лица, имея за плечами определенную продолжительность несения службы, поговорим ниже.

Стаж государственной гражданской службы – что это

Законодатель не дает четкого определения данного термина, предполагая его очевидность. Так, под ним следует понимать тот период времени, в течение которого гражданин осуществлял работу в качестве государственного служащего (далее также ГС).

А вот сама государственная служба определяется ч. 1 ст. 3 упомянутого закона 79-ФЗ: это вид госслужбы, призванной обеспечить исполнение государственных полномочий различными органами федерального и регионального уровня.

Какие привилегии дает

Стаж ГГС влияет на возникновение права получения некоторых гарантий и льгот, предусмотренных законодательством в отношении данной категории работников.

В числе таких привилегий:

  • право на государственное пенсионное обеспечение (ежемесячные денежные выплаты за выслугу лет до наступления общего пенсионного возраста при наличии стажа ГГС в 20 лет с 2026 года или доплата к общей страховой пенсии);
  • получение надбавки в составе ежемесячного денежного содержания ГС за стаж работы;
  • предоставление дополнительного ежегодного отпуска, продолжительность которого напрямую зависит от периода ГГС.

Внимание! Также федеральным законом, подзаконным актом или нормативным документом субъекта РФ могут быть установлены другие гарантии, предоставление которых привязано к определенной продолжительности несения государевой службы. Например, на федеральном уровне таковой в настоящее время выступает поощрение за безупречную и эффективную службу.

Требования к стажу

В общем виде можно обозначить следующие виды деятельности, которые входят в стаж государственной гражданской службы (они приведены в ч. 1 ст. 54 закона 79-ФЗ):

  • замещение государственных должностей, к коим относятся выборные лица, к числу которых можно отнести, например президента или губернатора;
  • несение воинской службы по контракту;
  • работа на должностях федеральной государственной службы иных видов;
  • непосредственно несение гражданской службы в соответствии с контрактом;
  • замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы (их отличие также заключается в наличии трудового контракта или его отсутствии, как это бывает в том случае, если гражданин был избран на должность по результатам выборов).

Указанные перечень не является исчерпывающим, и федеральное законодательство может закреплять иные периоды деятельности, которые составляют ГГС. В частности в дополнение к указанным имеются отдельные утвержденные перечни для расчета длительности ГГС в целях назначения пенсионных выплат или льгот в процессе осуществления служебной (трудовой) деятельности.

В целях расчета права на назначение пенсии за выслугу лет был принят Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141. Он содержит 20 различных категорий, некоторые из которых подразделяются на подпункты.

В частности, в их числе, помимо перечисленных:

  • периоды работы в прокуратуре или следственном комитете;
  • военная служба, работа в органах МВД, противопожарной службе, наркоконтроле, службе исполнения наказаний;
  • работа в таможне, налоговой полиции;
  • служба в межгосударственных органах (в частности, СНГ, Союзного государства России и Беларуси и т.п.);
  • профсоюзная работа и др.

Для предоставления права на дополнительный отпуск и различные доплаты в ходе несения ГГС применяется другой Указ Президента – от 19.11.2007 № 1532. Он насчитывает 21 пункт, большинство из которых совпадает с указанным выше перечнем.

Важно! В указанном случае ГС может обратиться с заявлением к своему руководителю или в специальную комиссию по стажу, созданной при соответствующем органе, для зачета в период ГГС работы на иных должностях. В том случае, если качества, которые были приобретены по этому месту работы, потребовались ГС на службе, с точки зрения комиссии или работодателя, то она будет учтена.

Для назначения пенсии такие периоды работы также могут быть учтены, но засчитываются они соответствующим органом в случае подачи вместе с заявлением о назначении пенсии по выслуге заявления о таком зачете.

Исчисление стажа государственной службы

Итак, исходя из норм закона, периоды, прямо указанные в законе 79-ФЗ, а также указанные в соответствующих Указах президента, автоматически идут в расчет к государственной гражданской службе.

Хотя на практике требуется решение специально созданной комиссии по стажу. Также в некоторых случаях до 5 лет работы на должностях, не имеющих отношения к ГГС, могут быть засчитаны, но на усмотрение работодателя или специальной комиссии.

Почитать  Наказание за нарушение режима самоизоляции в москве

Рассмотрим такую ситуацию. Гражданин занимает должность государственной гражданской службы налогового инспектора на протяжении 5 лет. До этого он 2 года работал служащим в избирательной комиссии субъекта РФ, 3 года – специалистом по имуществу в администрации муниципального образования и 5 лет – главным бухгалтером государственного унитарного предприятия.

Время работы налоговым инспектором является ГГС в силу прямого указания соответствующего ФЗ, работа в ИК и местной администрации засчитываются в нее как с точки зрения закона, так и на основании обоих указанных указов.

Кроме того, поскольку работа в налоговой инспекции требует финансовой грамотности и бухгалтерские знания, гражданин вправе обратиться с заявлением о зачете стана работы бухгалтером в ГГС. Поскольку максимальный период ограничивается 5 годами, то все 5 лет могут быть засчитаны. В случае положительного решения стаж ГГС, таким образом, составит 15 лет.

Список документов, необходимых для подтверждения стажа

Законодательство не приводит исчерпывающего перечня документов, которые могут подтверждать ГГС, но содержит некоторые примеры.

В частности, таковыми документами могут служить:

  • трудовая книжка (по сути, основной документ);
  • трудовые и служебные контракты (договоры);
  • военный билет;
  • справки из военного комиссариата;
  • справочные документы из архивных организаций или от бывших работодателей и т.д.

Справка! В том случае, если в стаж ГГС включались иные периоды (до 5 лет), то необходимо сохранить решение соответствующей комиссии или руководителя органа, уполномоченного на принятие решения.

Резюмируя, отметим, что продолжительность ГГС напрямую влияет на возникновение у служащих права на получение целого ряда гарантий и льгот. Для получения льготного пенсионного обеспечения, дополнительных трудовых гарантий, связанных с размером денежного содержания и продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска, необходимо иметь определенный стаж.

В зависимости от вида доп. гарантий подтверждение его продолжительности может осуществляться различными документами, включая трудовую книжку, трудовые контракты, решения соответствующих комиссий и органов и зачете периода работы в стаж ГГС и др.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме статьи:

Может быть полезно:

  1. Расчитываем трудовой стаж: входит ли декретный отпуск?
  2. Сколько нужно северного стажа для выхода на льготную пенсию мужчине
  3. Что такое специальный стаж для начисления пенсии
  4. Как узнать свой трудовой стаж через Госуслуги в личном кабинете
  5. Сколько будет составлять минимальный трудовой стаж в 2024 году
  6. Понятие стажевого коэффициента, как влияет на размер пенсии

Решение Верховного суда: Решение N АКПИ14-867 от 04.09.2014 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Попова К Ю о признании частично недействующим пункта 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532,

Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532 утвержден Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее — Порядок). Указ опубликован 23 ноября 2007 г в «Российской газете», 26 ноября 2007 г. в Собрании законодательства Российской Федерации.

Пунктом 4 Порядка установлено, что в стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Попов К.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4 Порядка в части его применения к периодам работы, названным в этом пункте, отработанным гражданами Российской Федерации до вступления в силу этого Указа, то есть до 23 ноября 2007 г., ссылаясь на то, что применение данного положения к периодам работы до указанной даты не соответствует частям 1 и 2 статьи 19, части 3 статьи 37, статье 55, статье 90, статье 120 Конституции Российской Федерации, требованиям части 3 статьи 4, части 4 статьи 14, частей 1, 2 и 4 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), статей 2, 3, 5, 6, 12, 21, 132 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), статьи 2 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., статье 2 Международного пакта об экономических социальных, культурных правах от 16 декабря 1966 г., положений Конвенции Международной организации труда от 25 июня 1958 г. № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий», статьи 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 4 ноября 1950 г ограничивает его права на получение оплаты труда и условия прохождения гражданской службы обстоятельствами, не связанными с его деловыми качествами работника. По мнению заявителя, оспариваемая норма ставит его в неравное положение с лицами, поступившими на гражданскую службу до вступления в силу названного Указа Президента Российской Федерации, в стаж государственной службы которым иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности государственной службы, включены без ограничения пятилетним сроком на основании Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет».

В судебное заседание Попов К.Ю. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Президента Российской Федерации Брычева Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменных возражениях просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования не признала, полагая их необоснованными, поскольку Указ от 19 ноября 2007 г. № 1532 утвержден Президентом Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него непосредственно Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ оспариваемое положение не противоречит данному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обсудив доводы заявителя, возражения представителя Президента Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 54 этого закона в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения: 1) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы; 2) государственных должностей; 3) должностей муниципальной службы; 4) выборных должностей в органах местного самоуправления; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами. Таким образом, данная норма определяет стаж государственной гражданской службы (выслугу лет) как периоды замещения государственных и муниципальных должностей, а также должностей государственной и муниципальной службы. При этом все указанные должности замещаются в государственных и муниципальных органах.

Почитать  Нужно ли платить налог на дарение

Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей в силу части 2 названной статьи устанавливается указом Президента Российской Федерации.

Во исполнение предоставленного полномочия Президентом Российской Федерации и был издан Указ от 19 ноября 2007 г. № 1532, которым в целях установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации были утверждены перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации, и порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации. При этом данный перечень содержит периоды службы и иные периоды замещения должностей, подлежащие включению в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации в безусловном порядке.

Оспариваемым пунктом Порядка предусмотрена возможность засчитывать в стаж государственной гражданской службы периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации. Данная возможность реализуется на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Решением этих лиц в стаж государственной гражданской службы могут быть зачтены периоды работы в названных должностях, в совокупности не превышающие пяти лет.

Таким образом, упомянутые в оспариваемом пункте должностные лица имеют право зачесть в стаж гражданскому служащему периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, не указанные в перечне периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей засчитываемых в этот стаж в безусловном порядке.

Ранее пунктами 1-3 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 982 «О периодах работы (службы включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет», действовавшему до издания Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532, были определены периоды работы (службы), засчитываемые в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, в безусловном порядке.

Пунктом 4 указанного приложения было предусмотрено, что иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной службы, могут включаться в стаж государственной службы федеральных государственных служащих на основании решения руководителя федерального органа государственной власти, руководителя аппарата федерального органа государственной власти или иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в порядке исключения.

Данная норма не предусматривала ограничение этого зачета определенным временным периодом, однако содержала указание на исключительный порядок включения таких периодов работы в стаж государственной службы.

Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 982 также не предусматривали права государственных служащих на безусловное включение в стаж государственной службы иных периодов работы (службы).

Необоснованным является также утверждение Попова К.Ю. о том, что установление менее благоприятных условий исчисления стажа государственным гражданским служащим, назначенным на должность после вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532, по сравнению с теми условиями исчисления стажа для определения размера надбавки за выслугу лет на государственной гражданской службе которые были определены до назначения их на должность и, по сути предоставляются государственным гражданским служащим, назначенным на должность до введения в действие нового правового регулирования, по своему значению означает нарушение принципа равенства в действующей системе правового регулирования.

Оспариваемое заявителем положение, предусматривающее возможность включения в указанный стаж, помимо периодов государственной службы также иных периодов работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности государственной службы, по существу устанавливает для гражданских служащих льготный порядок исчисления стажа, дающего право на предоставление гарантий, вытекающих из их особого правового статуса, и поэтому не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих.

Изменение же условий зачета в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы), которые были установлены Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 982, утратившим силу до поступления заявителя на государственную гражданскую службу осуществлено в рамках дискреционных полномочий Президента Российской Федерации по установлению порядка реализации гарантий государственных гражданских служащих на период до принятия соответствующего федерального закона.

Нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу который бы устанавливал другие условия зачета в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы) и которому могло бы противоречить оспариваемое нормативное положение, отсутствует.

Нельзя признать состоятельными доводы заявителя о том, что внесение Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532 изменений в порядок исчисления периодов, подлежащих зачету в стаж для получения надбавки, касающийся граждан, уже выполнивших установленные требования ранее действовавшего указа и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов что приводит к нарушению принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечивает равные условия реализации приобретенного ими права.

В пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532 предусмотрено, что в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации засчитываются периоды работы (службы), которые до вступления в силу этого указа были в установленном порядке включены (засчитаны) государственным гражданским служащим Российской Федерации в такой стаж.

Оспариваемый Порядок не содержит положений, направленных на ограничение трудовых прав и свобод гражданских служащих, а также противоречащих нормам международного права, в частности статье 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года № 111 и статье 3 ТКРФ.

Судебная проверка оспариваемого нормативного положения на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, на что также указывает заявитель, может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства, а не по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что Порядок издан в пределах предоставленных Президенту Российской Федерации полномочий, его пункт 4 не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении заявления Попова К Ю о признании частично недействующим пункта 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме Судья Верховного Суда Российской Федерации А.М. Назарова

Нюансы пенсионного обеспечения гражданских госслужащих

Пенсионный возраст в России для госслужащих — это та черта, после которой человеку надо решать: работать дальше или заканчивать трудовую деятельность. В данном случае речь идет о гражданах РФ, которые профессионально служат на должности гражданской службы и получают за это деньги из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Разбираемся, с какого возраста госслужащие идут на пенсию, как происходит увеличение их пенсионного возраста и можно ли остаться на службе за рамками предельного возраста.

Почитать  Нормы установки строений на земельном участке по отношению к забору соседей

Страховая пенсия для гражданских госслужащих в 2024 году

Госслужащему, как и любому другому гражданину РФ, назначат страховую выплату по старости, когда он достигнет трех критериев:

  1. Возраста.
  2. Страхового стажа.
  3. Индивидуального пенсионного коэффициента.

Однако на этом сходство заканчивается, и начинаются нюансы.

Установленный возраст и стаж госслужащих регламентирует ФЗ № 400 от 28.12.2013.

Выход на пенсию на гражданской службе регулируется ФЗ от 28.12.2013 № 400. Приложение № 5 к нему конкретизирует, во сколько лет выходят на пенсию в России мужчины-госслужащие в 2024 году — в 64, женщины — в 59. Возраст ежегодно (до 2024 г.) повышают на шесть месяцев.

В 2024 году мужчины отправятся на отдых в 65 лет. После повышения пенсионный возраст женщин в госслужбе в РФ составит 63 года.

Страховой стаж (в данном случае) — это общее время работы на федеральных, субъектных или муниципальных должностях со страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ. В 2024-м страховой стаж госслужащие наработают через тринадцать лет, с ежегодным (до 2024 г.) увеличением на год, до 15 лет. О периодах работы, которые входят в такой стаж, говорится в ст.

11 и 12 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Его продолжительность считают по правилам из ст. 13 и 14 этого же ФЗ.

Помимо возраста и стажа, учитывают пенсионный план для ГГС или коэффициент.

Индивидуальный пенсионный коэффициент измеряется в баллах, его величина определяется по приложению № 4 к тому же ФЗ-400. В 2024 г. его необходимый минимум равен 23,4 балла, каждые 12 месяцев (до 2025 г.) он увеличивается на 2,4 балла, до 30.

Подробнее условия назначения страховых выплат изложены в ст. 8, 35 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Посчитать размер указанной выплаты поможет формула из ст. 15 этого ФЗ:

Формула расчета пенсии

Условия для пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим в 2024 году

В дополнение к содержанию по старости госслужащие получают надбавку за выслугу лет. Для ее расчета минимальный возраст для чиновников в ПФ не имеет решающего значения. Выплату назначают в зависимости от стажа на государственной службе.

Установленную государственную пенсию за выслугу лет получают в возрасте, одинаковом для выплат по старости или превышающем его.

Для выплат необходимо соблюдение одного из двух условий:

  1. Увольнение по причинам, указанным в абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении, и:
    • замещение должности федерального гражданского служащего минимум 12 месяцев перед увольнением;
    • минимальный стаж госслужбы (в 2024 г. — 18 лет);
    • на момент увольнения имели право на пособие по старости или инвалидности.
  2. Увольнение по причинам, указанным в абз. 3 п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении, и:
    • работа в должности федерального гражданского служащего минимум месяц перед увольнением;
    • наличие минимального стажа госслужбы (в 2024 г. — 18 лет), из него минимум 12 полных месяцев в должности федерального гражданского служащего.

В обоих случаях на момент обращения за выплатой за выслугу лет необходима страховая пенсия по старости госслужащим, до назначения выплат по старости доплату за выслугу не назначают.

Обеспечение по выслуге лет не выплачивается в случаях, если чиновник:

  • продолжает работу;
  • занимает государственные должности РФ, ее субъекта или муниципалитета;
  • постоянно занимает должность муниципальной службы;
  • работает в межгосударственных (межправительственных) органах (на должностях), за которые по международным договорам РФ получает аналогичное обеспечение.

Выплату такого обеспечения разрешено возобновить по заявлению служащего о ее восстановлении со следующего дня после его увольнения с указанных работ и должностей. Заявление подается в орган (его аппарат), где сотрудник служил перед увольнением. Туда же подаются документы для назначения пенсии, их список размещен в приложении № 1 к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.05.2017 № 436н.

Госслужащие вправе выбрать конкретную выплату, которая подлежит назначению . Такое развитие событий возможно, когда они претендуют одновременно на несколько выплат. В числе вариантов на выбор присутствуют:

  • пенсия за выслугу;
  • ежемесячное пожизненное содержание;
  • ежемесячная доплата к пенсии (содержанию);
  • дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, которое назначают на основе ФЗ, президентских указов и правительственных постановлений, и финансируют из федерального бюджета;
  • обеспечение за выслугу лет (ежемесячная доплата к пенсии, иные выплаты), которое назначают и выплачивают на основе законодательства субъектов РФ или актов муниципалитетов за замещение соответствующих должностей или прохождение подобающей службы.

Пенсии государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципалитетов устанавливаются на основе региональных нормативных актов и выплачиваются из местных бюджетов. Такие лица вправе получать доплаты по выслуге одновременно как со страховой пенсией, назначенной согласно ФЗ от 28.12.2013 № 400, так и с досрочно установленной по Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1. Необходимая продолжительность стажа для этого случая в текущие 12 месяцев составляет 18 лет.

Может пригодиться: могут ли госслужащие заниматься предпринимательской деятельностью.

Размер выплаты по выслуге лет для гражданских госслужащих

Этот размер зависит от величины служебного стажа. В текущие 12 месяцев, при минимально необходимой величине стажа 18 лет, чиновник будет получать за выслугу 47 % своей среднемесячной зарплаты (размер которой определяется по правилам ст. 21 ФЗ от 15.12.2001 № 166) минус страховая пенсия, фиксированная выплата к ней и ее повышения, о которых говорится в ст. 16, 17 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Каждые полные 12 месяцев сверх необходимого минимума в 2024 году прибавят три процента среднего заработка к указанным 47. Максимальная сумма всех обеспечений, которые вправе получать госслужащий, равна 75 % их среднемесячной зарплаты.

Чиновникам, работающим на Крайнем Севере (и в приравненных местностях), указанный доход увеличивают на районный коэффициент, который устанавливается по правилам постановления Правительства РФ от 17.04.2006 № 216. Точный список названных мест закреплен в постановлении Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946.

Размер обеспечения остается прежним в случаях:

  • повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящейся на нетрудоспособных членов семьи получателя из-за достижения им 80 лет или наличия у него инвалидности I группы;
  • увеличения расчетного пенсионного капитала, которое происходит в соответствии со ст. 30.1 ФЗ от 17.12.2001 № 173;
  • установления и исчисления размера доли страховой пенсии, которые происходят в режиме ст. 19 ФЗ от 28.12.2013 № 400;
  • роста размеров страхового обеспечения по старости и фиксированной выплаты при его назначении впервые (включая досрочно) после появления такого права, когда оно восстановлено или обеспечение назначено вновь после отказа от него.

В президентском Указе от 20.09.2010 № 1141 перечисляются должности, периоды работы в которых включаются в стаж, который учитывается при назначении платы за выслугу. Названное включение происходит по правилам постановления Правительства РФ от 15.09.2003 № 570.

Таким образом, при определенных условиях госслужащие вправе получать двойное пенсионное обеспечение (страховое по старости и за выслугу).

Опубликованные последние новости о пенсии федеральных госслужащих в 2024 году не предусматривают изменения существующих условий выплат.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, в каком случае госслужащий может оформить пенсию по старости. Используйте эти инструкции бесплатно.

Можно ли остаться на службе сверх предельного возраста

Максимальный возраст нахождения на гражданской службе равен 65. Гражданскому служащему в таком возрасте, имеющему статус помощника (советника), вправе продлить служебный срок при его согласии (максимум до 70). Решение об этом принимает представитель нанимателя. В результате срок службы такого чиновника удлиняется до завершения полномочий его руководителя.

Помощники (советники) есть, например, у руководителей государственных органов.

Лицу в статусе руководителя высшей группы должностей гражданской службы его служебный период допустимо увеличить максимум до 70. Соответствующее решение, при согласии госслужащего, принимает госорган либо должностное лицо, назначившее его на пост.

Есть и другой вариант продолжить работу в госоргане: служащего в предельном возрасте могут перевести на труд, не относящийся к гражданской службе. Такие переводы происходят по решению представителя нанимателя при согласии переводимого лица, которое продолжает работать в госоргане по срочному трудовому договору.

Оцените статью