Приёмка товара, работ или услуг (ТРУ) — ответственный процесс, являющийся ключевым этапом исполнения контракта. Рассказываем, как происходит приёмка, на что следует обратить внимание, какие акты составляются во время проведения приёмки и о других нюансах.
Что такое приёмка ТРУ
Условия о порядке и сроках проведения приёмки поставленных товаров, выполненной работы или оказанной услуги заказчиком являются обязательной частью контракта (ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ).
При приёмке заказчик проверяет соответствие количества, комплектности и объёма товаров, работ или услуг требованиям, которые были установлены в контракте.
Для проведения приёмки ТРУ либо результатов по отдельным этапам исполнения контрактных обязательств подрядчиком заказчик может привлечь специальную комиссию. В составе приёмочной комиссии должно быть не менее пяти человек. При этом полномочия по приёмке ТРУ и подписания приёмочной документации остаются только за заказчиком, передавать их третьим лицам он не может.
Поскольку с 1 мая 2021 года документы о приёмке товаров, работ и услуг должны подписываться только электронной форме, заказчику потребуется квалифицированная электронная подпись. Такая подпись будет необходима и для работы в ЕИС и с госпорталами, а также для отчётности.
Помимо проверки соответствия условиям контракта количества, объёма и комплектности товаров, при приёмке также проверяется, насколько товары соответствуют требованиям качества и безопасности, упаковки и маркировки, а также требованиям, прописанным в нормативно-технической документации.
На что следует обратить внимание на этапах заявки и заключения контракта
В первую очередь необходимо убедиться, что в проекте указаны конкретные характеристики требуемых товаров и критерии приёмки. Кроме того, в контракте должны быть установлены чёткие сроки приёмки, а также время, которое отводится для устранения исполнителем выявленных недостатков.
Для определения характеристик товаров могут использоваться определённые ГОСТы и иные нормативы. В качестве критериев приёмки заказчик может прописать различные требования. Например, требования о том, что упаковка товаров не должна быть нарушена, продукты питания и лекарства должны иметь определённые сроки годности и тому подобное.
При приёмке работ и услуг проверяется их соответствие ГОСТам, СНиПам и иным нормативам. Также заказчик проверяет, уложился ли исполнитель в установленные контрактом сроки и были ли по результатам выполнения работ или оказания услуги достигнуты поставленные цели.
Если закупочная документация не содержит конкретных критериев и сроков проведения приёмки, подрядчику следует запросить у заказчика разъяснения.
Как проводится приёмка по 44-ФЗ
Приёмка проводится в несколько этапов:
- проверяется соответствие количества, объёма и комплектности требованиям, указанным в сопроводительных документах;
- проводится визуальный осмотр товара или результатов выполнения работ (оказания услуги) с целью выявления недостатков (заводского брака, скрытых дефектов);
- выявленные недостатки (в том числе устраняемые) фиксируются в акте приёмки.
Если претензий нет
Если поставленный товар, выполненная работа или оказанная услуга устраивает заказчика и он не имеет каких-либо претензий по исполнению контракта, он должен подписать акт приёмки и сопроводительные документы (например, товарную накладную). Акт приёмки будет свидетельствовать о том, что заказчик получил необходимый товар или результат выполнения работы (оказания услуги) и у него нет претензий. Если заказчик обнаруживает недостатки, которые исполнитель должен устранить, это фиксируется в акте приёмки.
Если по результатам исполнения контракта между заказчиком и подрядчиком возникнет спор, то акт приёмки понадобится при обращении в суд.
Какой-то конкретной формы, по которой должен составляться акт приёмки, законодательством не предусмотрено, поэтому допускается составлять его в произвольной форме. В акте должны быть указаны перечень товаров (работ, услуг) с ценами для каждой позиции, реквизиты и подписи сторон, а также уточнение того, что у заказчика нет претензий к исполнителю.
Перед приёмкой товара проводится экспертиза, к которой привлекаются комиссия заказчика или сторонние специалисты. В случае проведения экспертизы сторонними специалистами их заключение оформляется в отдельном документе.
Есть устранимые недостатки
Бывает, что товар (работа, услуга) устраивает заказчика не в полной мере, поскольку были выявлены недостатки. Если эти недостатки — устранимые, заказчик вправе осуществить приёмку после их устранения. Например, как только товар будет заменён на соответствующий требованиям контракта.
При обнаружении устранимых недостатков составляется акт расхождений, в котором заказчику необходимо перечислить обнаруженные недочёты и предложить варианты по их устранению в определённый срок.
Отказ в приёмке
Если товар (работа, услуга) полностью не устраивает заказчика и он решает отказать в его приёме, заказчик должен оформить отказ в письменном виде и отправить его исполнителю. Кроме того, в течение трёх дней ему необходимо разместить отказ в ЕИС.
Если заказчик получает от поставщика обоснованный и подтверждённый экспертизой отказ в приёмке, у него есть 10 дней на устранение недостатков, в противном случае контракт будет считаться расторгнутым. Если заказчик сможет исправиться в установленный срок, решение об отказе в приёмке будет отменено.
Если заказчик откажет в приёмке без каких-либо обоснований, исполнителю следует запросить пояснение причин отказа. В случае отсутствия ответа на запрос исполнитель может составить претензию, либо обратиться в суд, если заказчик на неё никак не отреагирует.
Чтобы защитить свои интересы в конфликтной ситуации с заказчиком, воспользуйтесь комплексом услуг Астрал.Тендер. Сервис поможет подготовиться к торгам, улучшить свои профессиональные навыки и таким образом увеличить доход компании.
Особенности повторной приёмки
При проведении повторной приёмки составляется акт по форме ТОРГ-2 или ТОРГ-3, если товар иностранного производства.
В актах перечисляются только те товары, по которым были установлены расхождения по их качеству или количеству. Относительно остальных товаров достаточно сделать пометку о том, что по ним расхождения отсутствуют и нет претензий по качеству и количеству.
Составление акта приёмки по 44-ФЗ
Акт приёмки должен быть составлен в двух экземплярах — для заказчика и исполнителя. Он должен быть сшит, скреплён печатью и подписан всеми членами экспертной комиссии: заказчиком, представителями исполнителя, специалистами экспертизы. В том случае, если член комиссии отказывается подписывать акт, в нём делается соответствующая пометка.
Если при составлении акта обнаруживаются расхождения, этот факт отмечается в сопроводительной документации (товарная накладная, счёт-фактура и др.) Далее акт приёмки и сопроводительные документы передают в бухгалтерию заказчика, которая рассчитывает сумму претензии.
Если проводилась повторная приёмка, в сопроводительных документах делается пометка о повторном проведении и составлении акта по форме ТОРГ-2.
Все несоответствия, выявленные при первичной приёмке, обязательно необходимо отмечать в накладной — номер партии, номер паспорта качества или номер сертификата соответствия можно вписывать в неё вручную.
Отказ от исполнения контракта 2024 г.
Отказ от исполнения контракта — это возможность поставщика, которое указывается в 44 ФЗ, но также в гражданском законодательстве.
При условии того, что в текст контракта входит включение требований, согласно которым заказчик имеет право расторгнуть сделку, но такое право появляется и у подрядчика на основании ч 19 ст 95 44 ФЗ. В соответствии с ГК России можно завершить действие контракта при наличии нарушений обязательств со стороны заказчика. Данными причинами могут являться: несоблюдение сроков оплаты, при необоснованности отказа по приемки продукции, при создании заказчиком препятствий по выполнению требований контракта. при наличии несогласия покупателя с увеличением цены контракта.
Подробнее о том как происходит расторжение контракта по 44 ФЗ смотрите в указанной статье.
Можно прекратить действие контракта при наличии нарушений, когда предметом сделки являются услуги, тогда исполнитель должен полностью возместить покупателю все убытки.
Остались вопросы по отказу в исполнении контракта?
Оставьте заявку у нас на сайте и наши специалисты с вами свяжутся!
2. Односторонний отказ поставщика от исполнения контракта
Как только поставщик принимает для себя решение о том, что пора расторгнуть контракт тогда в срок, который составляет 3 дня он обязан оповестить об этом решении покупателя.
Поставщик может оповестить покупателя с помощью любого способа, например используя для этого заказное письмо, отправка письма через электронную почту, факс. Лучше всего при отправке оповещения использовать два способа первый бумажный и второй любой и тех, которые были перечислены. Будет являться сроком вручения оповещения день, в который поставщик получит оповещение о том, чтобы покупателю было доставлено письмо.
У исполнителя будет иметься возможность на отмену решений об отказе подрядчика в расторжении контракта, которые еще не вступили в силу, при условии того, что покупатель устранит все причины на основании которых произошло прекращение действия сделки. На данное действие дается 10 дней. Заказчик имеет право на возмещение убытков, которые он понес при срыве сделки.
Более детально о том как происходит расторжении контракта по соглашению сторон читайте в этой статье.
Заказчик может заказать поставку продукции, которые требуются для жизнеобеспечения граждан. Все сведения о том, что контракт был расторгнут должны быть размещены на ЕИС заказчиком. Когда произойдет их размещение поставщик может считать, что выполнение обязательств по контракту прекращено.
3. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
Как только поставщик решает расторгнуть контракт, то для этого потребуется иметь при себе следующие документы:
- оповещение и решение об отказе о расторжении контракта;
- ФИО руководителя, адрес, ИНН поставщика
- наименование заказчика, адрес и ИНН
- реквизиты контракта.
- основание для отказа с ссылкой на документ и на пункты контракта, де обозначено право на односторонний разрыв;
- сообщение о расторжении;
- помимо этого можно отметить исправленные нарушения.
4. Образец одностороннего отказа от исполнения контракта
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта образец скачать
5. Видео-инструкция односторонний отказ от исполнения контракта
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Пишем сопроводительное письмо заказчику
Правила деловой переписки рекомендуют писать сопроводительные письма при отправке любой документации, не важно, в бумажном или электронном виде это происходит. В статье разбираемся, как написать сопроводительное письмо, направляя документы заказчику.
Зачем писать
Хотя законодательство не устанавливает никаких требований по оформлению сопроводительного письма, существуют правила деловой переписки и делопроизводства. Они и рекомендуют обязательно готовить такую бумагу. На первый взгляд кажется, что это простая формальность, не более, чем дань вежливости. Но на практике уберечь поставщика от многих проблем помогает именно сопроводительное письмо, пример таких случаев:
- просрочено подписание;
- бумаги потеряны;
- обнаружилась недостача документов.
Главная цель как раз в том, чтобы зафиксировать все важные моменты: дату передачи, что именно и с какой целью направляется, в какие сроки ожидается ответ, например, возврат подписанной копии, опись передаваемой документации. Впоследствии, если возникнут необоснованные обвинения, восстановить истину будет легко.
Если документы передаются лично или с курьером, составьте две копии сопровода. Одна останется у получателя, на второй он поставит входящий номер, распишется, что опись соответствует действительности, и вернет вам. Это будет подтверждением обмена документами.
Когда писать
В госзакупках чаще всего сопровождение пишут:
- направляя документы на подпись (в конкурсе, запросе котировок и т.д.);
- к акту сверки;
- запрашивая или отвечая на запрос коммерческих предложений;
- при передаче любой важной документации.
При этом не важно, как именно передается документация: лично, по обычной или электронной почте, с курьером.
Шаблон сопроводительного письма
Что писать
Итак, разберемся, что писать в сопроводительном письме. Напомним, закон не устанавливает никаких требований. Принято использовать официальный бланк, но это не обязательно, можно составить на белом листе, желательно не в рукописном, а в напечатанном виде.
Составляет сопровод, как правило, тот сотрудник, который отправляет документацию. Для заверения достаточно подписи, но если организация использует печать, можно поставить и ее. Напомним, что теперь круглая печать не является обязательной (82-ФЗ от 06.04.2015).
Разрабатывая образец, как пишется сопроводительное письмо, можно придерживаться такой структуры:
- реквизиты отправителя;
- регистрационные данные (входящий и исходящий номер и дата);
- информация о получателе (название организации, адрес, имя и должность ответственного сотрудника);
- текст обращения;
- опись прилагаемых документов;
- ФИО и контактные данные составителя.
Нумеруются сопровод по правилам делопроизводства, как вся корреспонденция. Впоследствии можно использовать эти данные в переписке, например, «Отвечая на ваше обращение исх. №… от …».
Содержательную часть можно начать с фразы «Направляем вам…», «Высылаем вам…». Дальше укажите, о каких именно бумагах идет речь, причем желательно привести полное название каждого из них, не ограничиваясь простым «направляем документацию на подпись». Затем обязательно напишите, какие действия и в какой срок ждете от получателя: «Просим ознакомиться и прислать замечания в виде протокола разногласий не позднее 1 декабря 2020 года» или «Просим подписать и вернуть по одной копии каждого документа до 1 декабря 2020 года».
Допустимо выделить жирным шрифтом важные места в тексте.
Далее подготовьте опись. Проще всего это сделать в виде таблицы. Укажите полное название каждого документа со всеми реквизитами (например, «Коммерческое предложение №11 от 01.12.2017 года»), число страниц, количество копий.
В конце не помешает указать суммарное число страниц.
В завершение обязательно укажите данные сотрудника, к которому можно обратиться с вопросами.
Ведем реестр контрактов с учетом разъяснений Казначейства
С 2024 года действуют новые правила ведения реестра контрактов в ЕИС по 44-ФЗ, заключенных заказчиками. Учитывайте обновления при регистрации записи о государственном или муниципальном контракте в Единой информационной системе.
Скачать Постановление Правительства № 60 от 27.01.2022 о правилах ведения реестра контрактов по 44-ФЗ 2024 года из КонсультантПлюс |
Скачать письмо Федерального казначейства № 07-04-05/14-14698 от 16.06.2022 с разъяснениями о ведении реестра контрактов по 44-ФЗ в 2024 году |
Проверка информации о заключенном контракте
Порядок ведения контрактного реестра закреплен в ст. 103 44-ФЗ с последними изменениями в 2024 году. Заказчики обязаны регистрировать заключенные контракты в ЕИС.
В реестре отражают сведения о заключении и внесении изменений в соглашения, а сроки направления отличаются по видам процедур. Информацию направляют:
- в течение 5 рабочих дней с даты заключения соглашения;
- в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта по итогам электронных процедур (с 01.04.2023 — о заключении, с 01.07.2023 — о внесении изменений).
Вот как выглядит реестр муниципальных контрактов и госконтрактов в ЕИС:
Формирует и ведет реестр госконтрактов Федеральное казначейство. Заказчики предоставляют казначеям информацию для включения в реестровую запись Единой информационной системы (ч. 1, 3, 4 ст.
103 44-ФЗ).
В 2024 году правила ведения перечня контрактов изменили. Новый порядок закреплен в Постановлении Правительства № 60 от 27.01.2022.
Сведения о заключенном контракте обязательно проверяют. Перечень информации, которую надо включить в реестровую запись контракта в ЕИС, приведен в п. 10 правил из ПП РФ № 60. А в пп. «д» п. 18 правил указаны реквизиты, которые контролеры проверяют на соответствие условиям госконтракта.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы вести реестр контрактов без ошибок и нарушений.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Список заключенных соглашений опубликован в открытой части сайта: реестр контрактов в закрытой части сайта не ведется. В закрытой части тоже публикуют информацию о госконтрактах, но только о тех, которые не доступны широкому кругу пользователей, — с гостайной или по решению правительства.
Необязательные реквизиты для контракта
Некоторые реквизиты надо включать в реестр, хотя они и не обязательны для госконтрактов. Требования к содержанию соглашений прописаны в Федеральной контрактной системе (ст. 34 44-ФЗ).
А в правилах закреплено, что ведение реестра контрактов предусматривает включение информации, необязательной для госконтракта. Это касается некоторых кодов:
- ОКОПФ — организационно-правовая форма заказчика;
- ОКПД2 — классификация продукции по видам экономической деятельности;
- КБК — код бюджетной классификации для оплаты по контракту;
- КВР — код вида расходов.
Кроме того, в реестре надо указывать способ определения поставщика и размер аванса. Эти реквизиты проверяют на соответствие условиям госконтракта, если они в нем указаны. Но поскольку эта информация в соглашении не обязательна, ее отсутствие в контракте не является основанием для отрицательного результата проверки.
Но есть важный нюанс. Контролеры проверяют непревышение объема финансового обеспечения по плану-графику над объемом финансирования, доведенным заказчику на осуществление закупки по извещениям и условиям контрактов (ч. 5, 5.1 ст. 99 44-ФЗ).
Проверку проводят по информации, опубликованной в Единой информационной системе. Финансирование проверяют по каждому КБК (п. 14 правил контроля из ПП РФ № 1193 от 06.08.2020).
Кроме того, проверят и КВР по источнику финансирования и его соответствие объекту закупки, который указан в извещении и проекте контракта в ЕИС в случаях, предусмотренных п. 2, 3, 6, 7, 10-14, 16, 17, 19, 22, 31-33,35, 37-39, 47, 48, 54, 55 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы (пп. «г» п. 11 правил контроля). Это означает, что коды бюджетной классификации и вида расходов надо указывать и в проекте контракта, и в самом госконтракте.
Проверка размера обеспечения госконтракта и обеспечения гарантийных обязательств
Обеспечение исполнения и гарантийных обязательств по контракту проверяют, если их вносят в форме денежных средств (пп. «д» п. 18 правил № 60). Но для СМП сделали исключение: им не надо предоставлять обеспечение исполнения и гарантийных обязательств, если участник предоставит подтверждение из реестра контрактов (ч. 8.1 ст.
96 44-ФЗ).
Даже если по условиям госконтракта требуется обеспечение, субъекты малого предпринимательства его не предоставляют. А это означает, что сведения об обеспечении не включаются в реестр контрактов. Информацию об освобождении поставщика от обеспечения тоже не показывают в госреестре. И отсутствие таких условий в закупках не является нарушением только для СМП.
Во всех остальных случаях несоответствие информации повлечет отрицательный результат проверки.
Аванс по контрактам на оказание коммунальных услуг
Сведения о размерах авансирования по госконтракту и по каждому его этапу надо включать в госреестр (пп. «и» п. 10 правил). При реализации этапа аванс отражают в виде процента цены этапа. В функционале ЕИС тоже предусмотрена такая возможность: авансирование показывают либо в процентном, либо в денежном выражении.
Система автоматически пересчитывает показатель в процентное или денежное выражение соответственно.
Для госконтрактов на оказание коммунальных услуг действуют специальные правила расчета аванса. Его рассчитывают по плановому или фактическому объему потребления, и в денежном выражении он отличается от периода к периоду. В реестре ЕИС авансы по коммуналке показывают только в процентном выражении.
Информация об агенте по сбору платежей, который не является стороной госконтракта
В госконтракте по 44-ФЗ нельзя указывать несколько поставщиков. По правилам, заказчик платит непосредственно поставщику, подрядчику или исполнителю (п. 2 ч. 1 ст. 94 44-ФЗ). Оплата товаров, работ и услуг контрагенту, который не является стороной контракта, не предусмотрена (письма Минфина № 24-01-06/104735, 24-03-08/104809 от 01.12.2020).
Такие платежи не санкционируют. В госреестре соглашений по 44-ФЗ такие сведения не показывают.
Информация об исполнении госконтракта
По правилам, обязательно и размещение в ЕИС информации об исполнении контракта по 44-ФЗ в 2024 году — отражают и исполнение госконтракта, и отдельного его этапа (п. 11 правил). В госреестр включают информацию и документы:
- о приемке товаров, работ, услуг — не позднее одного рабочего дня после дня их подписания, а если подписали в ЕИС (электронное актирование), отправьте сведения в день подписания;
- об оплате поставки или аванса по товарам, работам, услугам — размещение платежного поручения в ЕИС в 2024 году проводится в течение пяти рабочих дней со дня после подписания документов, а с 01.01.2023 сроки направления информации изменятся;
- о договорах с соисполнителями, субподрядчиками из числа СМП и СОНКО (ч. 6 ст. 30 44-ФЗ);
- о применении мер ответственности и совершении других действий, если стороны нарушили условия госконтракта.
А если госконтракт расторгли или признали недействительным в суде, включите в реестровую запись (п. 13 правил):
- информацию и документы о расторжении соглашения — решение об одностороннем отказе от исполнения и проч.;
- информацию о признании госконтракта недействительным.
Если из-за расторжения соглашения заказчику или поставщику причинен ущерб, в госреестр вносят сведения об уплате возмещения такого ущерба. Информацию о расторжении или признании договора недействительным направляют казначеям в течение пяти рабочих дней со дня после расторжения соглашения. Если госконтракт заключили по результатам электронных процедур, отчитайтесь о расторжении в течение трех рабочих дней.
С 01.07.2023 срок подачи сведений сократят с пяти до трех рабочих дней. А соглашения о расторжении договора начнут подписывать в ЕИС.
Контракты, которые не надо включать в реестр
Есть соглашения, которые не надо регистрировать в ЕИС. К ним относятся (ч. 1 ст. 103 44-ФЗ, п. 6 правил):
- госконтракты с единственным поставщиком, которые заключили по п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Не регистрируют соглашения с единственным поставщиком на закупку работ, услуг по техобслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, работ по сохранению объектов культурного наследия, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений заказчика, услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, по обращению с ТКО. Но только если все эти работы оказываются другому лицу или другим лицам, которые используют нежилые помещения в здании заказчика (п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- соглашения с едпоставщиком на закупку Росстатом и его подразделениями у физлиц работ по сбору, обработке первичных статистических данных (п. 42 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- госконтракты с единственным поставщиком на закупку библиотеками, образовательными учреждениями, научными организациями услуг по предоставлению права доступа к зарубежным базам данных, к базам данных международных индексов научного цитирования из правительственного перечня (п. 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- договоры с едпоставщиком на закупки у физлиц за счет финансовых средств, которые выделили на оперативно-розыскную деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- госконтракты, заключенные заказчиками, которые работают и заключают соглашения на территории иностранных государств.
Кроме того, не надо вносить реестровые записи по госконтрактам с особенностями, определенными российским правительством, из-за которых нельзя размещать сведения в ЕИС (ч. 1 ст. 111 44-ФЗ). А вот соглашения с единственным поставщиком по ч. 12 ст.
93 44-ФЗ — исключение. Заказчики обязаны регистрировать такие сведения в Единой информационной системе.
Коротко об авторе статьи
Задорожнева Александра
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
- Дидух Юлия
2022-09-15 07:25:20
Сведения для включения в реестр контрактов направляют все категории заказчиков. Это и государственные, муниципальные заказчики, и бюджетные и автономные учреждения, и государственные, муниципальные унитарные предприятия. Реестр контрактов ведется только по 44-ФЗ, а по 223-ФЗ формируют реестр договоров.