Правила парковки во дворе многоквартирного дома

В Госдуме в осеннюю сессию подготовят законопроект о запрете длительной стоянки такси во дворах жилых домов, выяснили «Известия». О размерах предлагаемых штрафов пока говорить рано, но они могут быть закреплены на уровне наказания за парковку на местах для инвалидов — 5 тыс. рублей. Автор инициативы, вице-спикер ГД Борис Чернышов допускает, что законопроект будет разработан представителями разных фракций. По словам депутата, идею также предстоит обсудить с Минтрансом и региональными властями. В думском комитете по транспорту к предложению запретить таксистам парковаться во дворах отнеслись скептически, а в Национальном автомобильном союзе и вовсе назвали его вредным.

Подготовка законопроекта

Тема с возможным запретом длительной стоянки автомобилей такси во дворах жилых домов получила продолжение. Законопроект о запрете парковки такси в жилой зоне более 30 минут будет разработан в осеннюю сессию, сообщил «Известиям» автор инициативы, вице-спикер Госдумы Борис Чернышов (ЛДПР). — Тема получила невероятно высокий отклик во время выборов мэра Москвы. Она, безусловно, затрагивает крупные мегаполисы, такие как Москва и Санкт-Петербург. Поэтому будем ориентироваться на большие города, при этом не должна пострадать и индустрия, — отметил депутат.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Он добавил, что идею еще предстоит обсудить с заинтересованными федеральными министерствами и органами власти регионов. «Известия» направили запрос в Минтранс России с просьбой оценить инициативу. Пока о предлагаемых размерах штрафов говорить рано. Однако, по словам Чернышова, они могут быть соразмерны с наказанием за нарушение правил парковки на местах, предусмотренных для инвалидов. В КоАП РФ за такое правонарушение сейчас предусмотрен штраф в 5 тыс. рублей. Депутат также допустил, что законопроект будет подготовлен представителями разных парламентских фракций. В частности, уже сейчас назвал вероятным участие в разработке документа зампред комитета ГД по промышленности и торговле Александр Спиридонов («Единая Россия»).

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Поскольку проблема стоянок такси наболевшая и жители часто обращаются с просьбой решить ее, будем вносить межфракционный законопроект. Вопрос штрафов будем обсуждать на экспертном совете, в который войдут представители агрегаторов такси и общественники, чтобы были учтены мнения всех сторон, — сказал он. Ранее Борис Чернышов обратился к руководству Госавтоинспекции с предложением «рассмотреть возможность внесения изменений в ПДД, которые позволят запретить парковку и стоянку автомобилей такси в жилой зоне более чем на 30 минут». Этого времени достаточно, чтобы дождаться клиентов, высадить пассажиров и выгрузить их багаж, а также «решить индивидуальные вопросы водителя такси, если он оказался в жилом районе по личным делам», считает депутат.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В случае превышения лимита времени вице-спикер парламента предлагает выписывать водителю штраф, а припаркованную машину такси — эвакуировать на штрафстоянку. Кроме того, депутат предложил выдавать лицензии на работу в такси только тем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, у которых в собственности или аренде есть парковка для хранения имеющихся у них автомобилей такси.

В Госавтоинспекции концептуально поддерживают предложение о введении ограничений на парковку автомобилей такси во дворах. При этом в ведомстве отмечают, что «инициатива требует проработки с участием заинтересованных органов госвласти».

«Шашечки» по местам: дворы могут попасть под запрет для такси
Ограничения на парковку такси в жилых зонах приведут к росту тарифов

Как решать проблему

В комитете Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству признают: проблема скопления припаркованных автомобилей такси в жилых районах действительно существует. Но ее можно решить с помощью создания дополнительных парковочных пространств, а не новых штрафов, уверен член комитета Александр Якубовский («Единая Россия»). — На мой взгляд, нужно идти не по пути штрафов и ограничений, а по пути создания дополнительных парковочных пространств, организацию которых должен взять на себя город. В первую очередь потому, что штрафы и ограничения, скорее всего, работать адекватно не будут и приведут лишь к увеличению стоимости тарифа на проезд, — рассуждает депутат. В свою очередь, в думском комитете по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры заявили «Известиям», что не обсуждают запрет на длительную парковку таксистов во дворах.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Таксист может заехать днем на обеденный перерыв, может ставить машину недалеко от своего дома. Другой вопрос — как доказывать, что такси стоит во дворе полчаса, а не 29,5 минуты? И кто будет следить за этим? Хотя техническое решение здесь вторично. Понятно, что москвичи устали от заставленных дворов, но решать вопрос таким образом я бы не стал. Прошло время, когда таксопарки имели свои площади, сегодня они видоизменились, жизнь изменилась, хотя не исключаю, что в будущем, возможно, к такой модели и вернутся, — говорит первый зампред комитета Павел Федяев. Опрошенные «Известиями» эксперты неоднозначно оценили инициативу. Например, идею ввести запрет на парковку такси во дворах председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова назвала «странной и непродуманной». По данным Центра стратегических разработок, уже сейчас на собственных автомобилях работает больше половины таксистов в стране. Причем 71% использует машину не только для перевозки пассажиров, но и в личных целях. Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин считает, что запрет на парковку машин такси может быть работоспособен лишь при «советской модели работы с привязкой автомобиля к таксопарку». Он назвал выдвигаемую инициативу вредной и предупредил, что она «очень больно ударит по таксистам». Это может негативно сказаться и на самозанятых, которые используют машину как для работы, так и для личных целей, добавил вице-президент НАС.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— При полном отсутствии какой-либо инфраструктуры это приведет к тому, что людям будет просто некуда поставить машины, — резюмировал Шапарин.

Зачем платить больше: рост тарифов на парковках ограничат
В Госдуме планируют установить верхнюю планку расценок на платных стоянках

По мнению зампредседателя комитета Совфеда по экономической политике Валерия Васильева, проблемы со стихийными парковками во дворах зачастую вызваны тем, что по одному адресу неофициально проживает несколько человек, арендующих автомобили такси. Поэтому на придомовой территории их оказывается много, «что и вызывает недовольство жителей дома» — Если предложение вице-спикера Госдумы касается случаев, когда во дворах многоэтажек паркуются такси находящегося неподалеку таксопарка, — это, безусловно, недопустимая ситуация, и здесь необходимо принимать экстренные меры. Но совсем иное дело, когда таксист паркует арендованный автомобиль у дома, где проживает и имеет постоянную или временную регистрацию, — подчеркнул сенатор. Кроме того, он предложил подумать об укрупнении структур, предоставляющих в аренду автомобили такси, а также о выделении им площадей на льготных условиях под парковку с обязательным требованием проверки технического состояния машин.

Основные правила парковки во дворах жилых домов

Споры о парковочных местах для машин на дворовой территории жилого дома идут между жителями регулярно. Подавляющее большинство автовладельцев стремится поставить транспорт поближе к своему дому, чтобы была возможность наблюдать за ним из окон и в случае необходимости максимально быстро добежать до автомобиля. Жильцы нижних этажей, а также люди, которые по каким-либо причинам не имеют личного автотранспорта, противятся таким способам парковки, ведь их нормальному существованию в собственной квартире очень мешают едкие выхлопные газы, звуки сигнализации и шум работающего двигателя. Кроме этого, подобная парковка препятствует оказанию экстренной медицинской и пожарной помощи, поскольку зачастую машины этих служб не имеют возможности подъехать к нужному дому.

Ответ на вопрос, почему в 2016 году около жилых домов складывается столь печальная ситуация с парковочными местами, нужно искать в законах. К сожалению, до сих пор в нормативных актах нашей страны, в том числе, и законах, нет единой позиции относительно правил парковки, что, в свою очередь, способствует регулярным конфликтам между жильцами, переходящими порой в настоящие военные действия. Основным документом, регулирующим нормативы обустройства парковочной территории в 2016 году, являются санитарные нормы под №2.2.1/2.1.1.1200-03, в соответствии с которыми:
— Расстояние от жилых домов с окнами до территории стоянки, вмещающей до 10 машин, должно составлять как минимум 10 метров.
— Размещение автомобилей на открытой стоянке, вмещающей до 50 автомобилей, возможно только в случае соблюдения владельцами транспорта всех требований, предъявляемых органами Санэпидемнадзора к элементам благоустройства придомовых территорий, включая территориальную площадь этих элементов.

Если указанные требования нарушаются автолюбителями, то их действия по размещению транспорта во дворе многоквартирного дома, жители имеют право обжаловать в следующих инстанциях: санитарной инспекции, пожарной инспекции, экологической службе, инженерной службе района или другого населенного пункта.

В 2016 году все застройщики обязаны соблюдать указанные нормы Санэпидемнадзора при проектировке и строительстве домов. Предвидя потребности будущих жильцов, крупные строительные компании, стараются выкупить как можно больше земли под застройку, чтобы в будущем организовать цивилизованные парковочные территории для машин, предотвращая тем самым различные конфликты.

Почитать  Как делится дом квартира купленный на материнский капитал при разводе

Помимо санитарных норм федерального уровня, в каждом субъекте России существуют региональные законы, которые устанавливают дополнительные правила и нормы для организации парковочных мест около жилых домов.

Требования ПДД к парковке автотранспорта

Правила дорожного движения (основной закон для владельца машины) должны применяться автомобилистами не только непосредственно на дороге: они обязательны к соблюдению также в дворовой территории и жилой зоне. На основании этого закона, водителям категорически запрещены следующие парковочные действия:

— Стоянка около жилых домов автотранспорта, признаваемого законом грузовым, имеющего массу более трех с половиной тонн. Исключение: особые места для такой стоянки.
В 2016 году штраф, предусмотренный законом за нарушение этого правила, составляет 1500 рублей; для жителей Москвы и Санкт-Петербурга (городов федерального значения) – 3000 рублей.

— Стоянка машин во дворах жилых домов с работающим двигателем. Согласно тексту ПДД, стоянка – это временная остановка транспорта более пяти минут с включенным двигателем. Однако подобные действия не являются нарушением, если в это время осуществлялась посадка или высадка пассажиров, а также производились какие-либо действия с грузом. Чаще всего это правило нарушается автолюбителями в холодные сезоны.
В 2016 году штраф, предусмотренный законом за такую стоянку, установлен в размере 1500 рублей; для жителей самых крупных городов: Москвы и Санкт-Петербурга – целых 3000 рублей.

— Парковка в жилых дворах на пешеходной зоне – тротуарах. Зоны, обозначенные специальными дорожными знаками, являются исключением из этого правила.
Закон предусматривает штраф за это нарушение, которое в 2016 году составляет 2000 рублей.

— Заграждение проезда, поскольку это может вызвать невозможность выезда/въезда других автомобилей и транспорта экстренных служб. Размер штрафа в 2016 году имеет прямую зависимость от статьи КоАп, применяемой сотрудником ГИБДД в конкретной ситуации.

Случаи регулярного заграждения машинами проезда/выезда из дворов давно не редкость. Выходом из ситуации может послужить письменное заявление жителей в органы ГИБДД, в идеальном варианте – с указанием государственных номеров автомобилей-нарушителей. В случае положительного результата рассмотрения обращения, во дворе установят дорожный знак «проезд запрещен».

— Собственноручное создание и оборудование парковочного места. Специальные заграждения для машин имеют право устанавливать только специальные службы. Нарушение данного требования влечет для граждан в 2016 году штраф до 5000 рублей.
— Оставление транспорта рядом с мусорными контейнерами (ближе пяти метров).
Закон предполагает штраф за подобное нарушение, имеющий размер в 2016 году в пределах от 2000 до 5000 рублей. Как видно, штрафы, налагаемые законом за неправильную парковку в 2016 году, довольно невысокие, что побуждает автовладельцев ставить транспорт на удобные для них места снова и снова.

Порядок наложения ответственности

Для того, чтобы на владельца машины была наложена административная ответственность в виде штрафа, заинтересованным лицам необходимо самим вызвать сотрудников дорожной инспекции, поскольку последние довольно редко объезжают придомовые районы с целью выявления нарушения правил парковки. Они зафиксируют факт несоблюдения закона и составят протокол об административном правонарушении.

Из этого следует вывод, что для законной борьбы с недобросовестными водителями, жители многоквартирных домов имеют право самостоятельно привлекать работников органов ГИБДД.

Кроме этого, когда машины, которые припаркованы в неположенном месте, мешают уборке придомовой территории, аварийным или дорожным работам, работники управляющих компаний вправе вызвать эвакуатор, если уведомление владельца о необходимости убрать машину, не возымело действия.

По аналогии с обычными жильцами, работники управляющей компании также вправе сообщить органам ГИБДД о нарушении закона, вследствие чего на собственника машины будет наложен штраф.

В ситуации, когда оставление автомобиля возле жилых многоквартирных домов мешает проезду пожарной техники к территории возгорания, штраф на нарушителя налагает не дорожная инспекция, а пожарная.

Куда жаловаться на незаконный захват парковочных мест?

В этой статье речь пойдет про проблему, с которой довелось сталкиваться обитателям многих российских городов. Суть ее заключается в том, что некоторые жители многоквартирных домов самовольно захватывают парковочные места для собственных транспортных средств, без разрешения устанавливают заборы, барьеры, вешают цепочки и замки.

Особенно ярко проблема проявляется в домах советской постройки, т.к. в те времена автомобилей было гораздо меньше. Соответственно, парковочных мест также предусматривалось меньше, а теперь ощущается их дефицит.

Законно ли огороженное парковочное место?

Прежде чем переходить к следующим шагам, следует разобраться, действительно ли парковочное место является незаконным. А для этого нужно определить, кому принадлежит земля под автомобилем. При этом возможны следующие варианты:

Земля государственная или муниципальная. Если имеет место этот вариант, то участок может использовать любой гражданин. Гражданский кодекс РФ, статья 262:

1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Земельный участок относится к дому, т.е. является общим имуществом собственников помещений дома. Жилищный кодекс РФ, статья 36:

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
.
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Земля оформлена в собственность физического или юридического лица. В этом случае собственник может в том числе устроить на своей земле парковку и она будет вполне законной.

Обратите внимание, водитель, который использует огороженное парковочное место, не обязан сообщать первому встречному о том, на каких основаниях он этим местом пользуется. И тем более предъявлять подтверждающие документы. Поэтому при желании Вы можете спросить у него об этом, однако рассчитывать на успешность такого варианта не приходится.

Тем не менее, существует возможность (платная) получения выписки об участке из Россреестра. Этот вариант позволяет определить, кто является собственником земли. Однако даже если земля принадлежит государству или дому, то это далеко не всегда означает, что парковка незаконная. Дело в том, что собственник мог передать участок в аренду, а арендатор организовал на нем парковку.

Таким образом, получение информации о собственнике участка само по себе не гарантирует, что парковка незаконная.

Пусть участок, на котором установлено ограждение, относится к жилому дому. Чтобы оградить на таком участке парковочное место, нужно провести собрание собственников дома, на котором должен быть решен данный вопрос.

Если Вы регулярно посещаете собрания, то Вам должно быть известно, поднимался ли этот вопрос. Если нет, то участок огорожен незаконно.

Если же на собрания Вы не ходите, то узнайте у соседей, обсуждалась ли данная тема.

Как правило, узаконенные парковки предназначены для большого количества автомобилей. Мало кто будет заниматься оформлением документов и согласованиями ради одной машины. Поэтому если Вы видите одиночное парковочное место с замком, то скорее всего оно незаконное.

Примечание. Если автовладельцы за свой счет оборудовали площадку под парковку, засыпали ее щебнем, положили асфальт, установили забор, облагородили территория, то это не делает их собственниками участка. То же самое касается и ситуации, когда водитель собственными силами очистил участок от снега.

Подводя итоги данной части статьи нужно сказать, что если Вы сомневаетесь в законности ограждения места для стоянки, то следует написать жалобу (об этом речь пойдет ниже). Если парковка официальная, то Вы получите соответствующий ответ.

Как демонтировать незаконное ограждение?

На следующем этапе нужно определиться, какого именно результата Вы хотите добиться. Если основная задача — устранение самовольного ограждения, то переходите к следующему абзацу. Если же принципиальным вопросом является штраф для захватчика земли, то об этом речь пойдет в следующем подразделе.

Итак, демонтаж ограждения могут провести представители местных органов исполнительной власти. Как правило, речь идет об администрации района города, т.е. префектуре, управе и т.п. В разных городах могут использоваться разные названия. В небольших городах следует обратиться прямо в администрацию города.

В первую очередь позвоните в префектуру и уточните, кто занимается вопросом демонтажа незаконных парковок. Если в Вашем регионе данная процедура уже «поставлена на поток», то Вам будет достаточно оставить заявку по телефону. Через несколько дней приедут сотрудники и демонтируют ограждения.

Если же в администрации не понимают, чего Вы от них хотите, то следует написать заявление. В тексте следует указать, что по такому-то адресу появилось незаконное ограждение, которое не позволяет использовать земельный участок, находящийся в государственной/муниципальной/общедолевой собственности, и Вы просите его демонтировать. Также напишите о том, что Вы просите сообщить о результатах в письменной форме. Заявление нужно направить начальнику администрации (управляющему, префекту и т.п.).

Почитать  Как поменять фамилию после брака через год

Документ следует составить в двух экземплярах. Один из них останется в администрации, на втором нужно поставить отметку о вручении и забрать с собой.

Как правило, приведенный выше порядок позволяет достичь результата с минимальными затратами сил и времени. Если же Вы получили от администрации отрицательный ответ, то не расстраивайтесь. Внимательно изучите его и при необходимости обратитесь с жалобой в прокуратуру.

Привлечение водителя к ответственности

Если Ваша основная задача — привлечь нарушителей к ответственности, то процедура будет чуть более сложной.

В первую очередь имеет смысл собрать доказательства нарушения. А именно, нужно сфотографировать или снять на видео автомобили, которые пользуются самовольно парковкой. Фото и видео пригодятся Вам при обращении в контролирующие органы.

Дело в том, что автовладельцы, как правило, используют парковки во дворах ночью. Днем они находятся на работе, поэтому парковка пустует. Контролирующие органы, напротив, обычно приходят с проверками в рабочее время (днем). Так что доказательства пригодятся.

Перейдем к штрафам за незаконные парковочные места.

Самовольное занятие земельного участка

Статья 7.1 КоАП, часть 1:

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Итак, штраф для водителя составляет от 5 000 до 10 000 рублей и зависит от кадастровой стоимости земельного участка или его части (верхний предел ограничен в статье 3.5 КоАП).

Наказание по данной статье может быть наложено сотрудником федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).

Повреждение дорог

Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — трехсот тысяч рублей.

Штраф для водителя также составляет от 5 000 до 10 000 рублей. Он может быть наложен лишь в том случае, если при установке ограждений было повреждено дорожное покрытие или иные элементы дороги.

По данной статье наказание может быть наложено инспектором дорожного надзора (полиции).

Возмещение ущерба от незаконной парковки

Само по себе возмещение ущерба наказанием не является, однако оно влечет за собой финансовые затраты со стороны нарушителя. Земельный кодекс РФ, статья 76:

2. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

3. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Из данной статьи следует, что, во-первых, затраты на установку ограждения, барьера или шлагбаума нарушителю никто компенсировать не будет. Во-вторых, нарушитель за свой счет должен восстановить поврежденный земельный участок.

Как привлечь нарушителя к ответственности?

Выше были рассмотрены необходимые пункты нормативных документов. Остается лишь составить соответствующее заявление и направить его в Росреестр. В тексте следует указать, что Вы просите проверить законность обустройства стоянки по указанному адресу, и если она является самовольной, то привлечь нарушителей к установленной законом ответственности.

Заявление, опять же, нужно подавать в двух экземплярах (на втором должны поставить отметку о вручении).

Как правило, государственные органы работают совместно, и если по требованию Росреестра ограждения не будут демонтированы нарушителем, то впоследствии их демонтирует местная администрация.

В завершение хочу отметить, что в последние годы местные власти довольно успешно проводят борьбу с самовольными парковками, поэтому их становится все меньше. Ну а если в Вашем дворе все еще остались цепочки или барьеры, то теперь Вы знаете, что нужно сделать.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 17 июля 2018
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Соседи не вправе лишать жильца дома парковки – ВС РФ

Соседи не могут лишить жильца права оставлять свою машину около дома, ключи от шлагбаума, отгораживающего внутренний двор, должны получить все собственники квартир. Такое разъяснение сделал Верховный суд (ВС) РФ, рассмотревший жалобу москвички, которую соседи лишили права парковать машину во дворе. Столичные суды не нашли нарушений в таком бытовом конфликте, однако высшая инстанция указала, что жильцы незаконно притеснили права своей соседки.

Жилищный кодекс наделяет собственников правом владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме, напомнил ВС. Однако безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома принадлежит каждому собственнику, а не выборочно, отмечает он. К тому же закон не предусматривает каких-либо способов ограничения или лишения собственника такого права.

Кроме того, указывает суд, решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом в качестве основания возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей.

Спор соседей

В суд обратилась член Жилищно-строительного кооператива «Эстетика», которая просила служителей Фемиды обязать соседей обеспечить ей беспрепятственный проезд во двор.

Согласно материалам дела, члены кооператива — собственники квартир — на общем собрании приняли решение об установке шлагбаумов, чтобы ограничить доступ во двор посторонних машин. Изначально истица получила место парковки, и ей выдали ключи от шлагбаума, однако впоследствии ей фактически установили запрет как на свободный проезд к дому, так и на стоянку автомобиля во дворе. Причем такой запрет распространился не только на саму заявительницу, но и членов ее семьи.

В решении указано, что женщину ограничили в правах за нарушение порядка парковки, однако о каких именно действиях истицы идет речь не уточняется.

Заявительница неоднократно пыталась решить конфликт мирным путем и пыталась убедить соседей выдать ей брелок от шлагбаума, после безуспешных попыток она обратилась в суд.

Однако ни столичный Мещанский суд, ни Мосгорсуд ее требования не поддержали.

Парковка как бонус

Суд установил, что ЖСК «Эстетика» на общем собрании собственников квартир решил оградить придомовую территорию и ограничить въезд во двор чужих машин.

Тогда же было утверждено «Положение о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории». Кроме того, собрание установило, что решение о предоставлении парковочного места или отказе в его предоставлении принимается исключительно на общем собрании автовладельцев.

В случае если в отношении конкретного автовладельца на общем собрании будет принято решение об отказе в предоставлении парковочного места, жилец дома обязан незамедлительно освободить парковочное место и передать ключ доступа (брелок) председателю комиссии автовладельцев, гласят правила ЖСК.

Московские суды сочли, что раз истицу лишили парковки по установленному «Эстетикой» порядку, то нарушения ее прав и не было, ведь доступ к своей квартире, собственником которой она и является, женщина имеет, а место для стоянки машин не входит в обязательный «бонус» к квартире.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда нашла эти выводы не соответствующими требованиям закона.

В своем решении она опиралась на нормы Гражданского и Жилищного кодексов, а также на положения пленумов Верховного и Высшего Арбитражного суда.

Собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, в силу положений статей 304-305 Гражданского кодекса, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, отмечает суд.

Он также цитирует пункт 4 статьи 37 Жилищного кодекса: запрещены выдел в натуре и отчуждение доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершение любых других действий, которые приводят к передаче этой доли отдельно от права собственности на помещение в многоквартирном доме.

Почитать  Являются ли муж и жена родственниками по закону

Таким образом, собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома, напоминает ВС.

«При этом какие-либо способы ограничения или лишения собственника помещения в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены», — отмечается в решении.

ВС указал, что московские суды, поддержав решение о лишении истицы права на парковку, ссылались, что такая мера предусмотрена установленным ЖСК порядком пользования внутридомовым пространством, а само ограждение двора соответствовало требованиям постановления столичного правительства № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».

Однако суд не учел, что данным постановлением правительства Москвы не регулируются вопросы создания и порядка использования парковочных мест на огороженной придомовой территории, а, следовательно, и наложения каких-либо ограничений права собственника на пользование придомовой территорией, в том числе и на размещение на ней принадлежащего ей автомобиля, отмечает высшая инстанция.

При таких обстоятельствах ссылка суда на то, что решение общего собрания автовладельцев послужило правомерным основанием для ограничения права истца на пользование парковочным местом, находящимся в общем пользовании собственников помещений многоквартирного дома, противоречит приведённым выше нормам материального права, указывается в решении.

Гаражный кооператив и его собрания

Нормы Гражданского кодекса регламентируют, что права и обязанности возникают, в том числе, из решений собраний, но только в случаях, предусмотренных законом.

В пункте 103 постановления Пленума Верховного суда от 23 июня 2015 года № 25 разъяснено, что под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Из приведенных правовых норм и разъяснений следует, что одним из обязательных условий признания решения собрания основанием для возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия, обязательные для всех управомоченных на участие в таком собрании лиц, считает ВС.

Он также напоминает, что в статье 115 Жилищного кодекса приводится исчерпывающий перечень органов управления жилищного кооператива — общее собрание членов жилищного кооператива, конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива, а также правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.

Как видно, общего собрания автовладельцев в этой статье нет.

«В связи с чем, решение общего собрания автовладельцев не может быть квалифицировано в качестве влекущего гражданско-правовые последствия», — отмечается в решении.

Таким образом, решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом в качестве основания для возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей и не может повлечь гражданско-правовые последствия в виде ограничения права собственника на использование придомовой территории многоквартирного дома, подчеркивает суд.

ВС отменил определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Ловушки около дома: Как не нарваться на штраф при парковке во дворе

В России нормы о правилах парковок рядом с домами содержатся в разных правовых актах, и поэтому далеко не все автомобилисты понимают, в каких случаях им грозит штраф. Какие есть нюансы?

11 ноября 2022, 01:40

В крупных городах проблема дворовых парковок разделила граждан на два лагеря: автовладельцам постоянно не хватает мест, а «безлошадным» жильцам не нравятся машины под окнами. И те, и другие пытаются отстаивать свою правоту в различных инстанциях. Эксперты поясняют, что автовладельцы могут проиграть спор, если проигнорируют не сразу очевидные, но сложно опровержимые аргументы. К таким могут относиться нарушение правил содержания придомовой территории или превышение муниципальных норм по уровню шума, издаваемым авто (этот шум включает в себя не только звуки работы двигателя, но и те, что доносятся из салона). Поэтому, для того чтобы парковку вашей машины возле дома не признали незаконной, стоит обратить внимание сразу на несколько моментов.

Правила регионов

— Федеральное законодательство даёт лишь общую трактовку допустимости парковок в жилых зонах (часть 2 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ. — Прим. Лайфа), поэтому регионы опираются на свои собственные правила благоустройства территорий, пояснил адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов г. Москвы Дмитрий Шагин. — Но ключевым моментом в данном вопросе является факт фиксации возможных нарушений. Если будет составлен протокол о том, что авто издаёт звуки, превышающие допустимый уровень шума в данном населённом пункте, либо о том, что машина размещена с нарушением местных противопожарных правил, либо — с нарушением санитарных норм, то автовладелец, скорее всего, штрафа не избежит.

При этом протокол может быть составлен не только при личном присутствии на месте нарушения уполномоченного инспектора, но и по материалам фотовидеофиксации, поступившим от обычных граждан.

Например, в Москве среди горожан популярно специальное приложение «Помощник Москвы», оно позволяет фиксировать чужие нарушения правил парковки и за это получать условные баллы, которыми в дальнейшем можно оплатить велопрокат, проезд в метро и парковку своего авто.

Примечательно, что данное приложение определяет зону неправильной парковки на основе геолокации, то есть если жители многоквартирного дома самостоятельно переоборудуют придомовой газон под парковочные места, не получив на это официального разрешения, то система будет определять любую машину, оставленную на такой парковке, как административного нарушителя по статье 8.25 КоАП города Москвы «Размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелёными насаждениями». За это предусмотрен штраф 5000 рублей.

В других российских регионах внедряются свои решения для организации автоматической выписки штрафов. Например, в Краснодаре используют комплекс «Тайфун», который устанавливают на машинах городской службы организации дорожного движения. Данная система также фиксирует нарушения правил парковки и стоянки без участия инспекторов ГИБДД. В этом городе автоматический штраф за неправильную парковку обойдётся гражданам в 1500 рублей.

В каких ещё случаях оштрафуют за парковку во дворе

Очень сложно избежать штрафа, если зафиксирован факт нахождения машины на месте, обозначенном как стоянка пожарной техники, обычно эта территория выделена специальной разметкой в виде красно-белых полос и обозначена знаком 3.27 «Стоянка запрещена». За такое нарушение в регионах РФ может прийти «письмо счастья» со штрафом в 500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге оштрафуют на 2500 рублей.

Вторым неизбежным поводом для парковочного штрафа являются формальные нарушения Правил дорожного движения (ПДД), согласно которым не допускается стоянка автомобиля во дворе с работающим двигателем (пункт 17.2 ПДД) и запрещается парковка автомобиля на тротуаре (пункт 9.9 и раздел 12 ПДД). Причём за тротуарную парковку иногда можно получить не один, а сразу два штрафа.

С конца прошлого года суды стали усматривать в парковке на тротуарах близ жилых домов не одно административное правонарушение, а сразу два, при этом такая практика не только в Москве, рассказал адвокат Московской областной коллегии адвокатов Богдан Леськив. — Доводы о том, что нельзя привлекать к ответственности дважды за одно административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 КоАП — прим. Лайфа), в данной ситуации судьи обычно не принимают, указывая, что факт движения по тротуару — это одно правонарушение (предусмотрено частью 2 статьи 12.15 КоАП РФ), а факт остановки на тротуаре более 5 минут — это уже другое (предусмотрено частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ). То есть, если факт неправильной парковки будет зафиксирован, например, камерой, установленной на проезжающей мимо машине, либо инспектором Центра организации дорожного движения, то получение двойного штрафа вполне вероятно.

Велика вероятность штрафа и для тех автолюбителей, кто паркуется во дворе вблизи мусорных контейнеров. В этом случае чаще всего применяются региональные нормы: например, в Московской области в случае парковки ближе пяти метров к мусорному контейнеру могут оштрафовать на сумму от 2000 рублей до 5000 рублей, в зависимости от ситуации. А в тех регионах, где нет специальных актов о запрете парковок возле мусорных контейнеров, чаще всего выписывают штраф по части 4 статьи 12.19 КоАП РФ («Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств» — от 2000 рублей до 3000 рублей).

Когда штраф не грозит

Оцените статью