Верховный суд России отказался признать незаконным подход к оплате услуг по вывозу ТКО для собственников, в квартирах или домах которых никто не живёт и по факту услуга не оказывается. Владелец такого жилья пытался через суд принудить регоператора сделать перерасчёт платы за ТКО, но проиграл дело.
Собственник дома в Угличе подал в суд иск с требованием, чтобы регоператор по обращению с ТКО сделал перерасчёт платы за услуги. Истец проживает в квартире в МКД, а своим домом не пользуется, не сдаёт в аренду и фактически платит за вывоз несуществующего мусора.
Суды всех инстанций отказали собственнику, сославшись на п. п. 93, 148.44 ПП РФ № 354. Эти нормы прописывают порядок перерасчёта платы за коммунальную услугу в случае временного отсутствия жителей в квартире или доме, а не при постоянном неиспользовании жилья. Владелец дома подал административный иск в ВС РФ, попросив признать недействительными эти пункты.
Верховный суд России в решении от 23.04.2021 по делу № АКПИ21-129 отметил, что оспариваемые нормы соответствуют требованиям жилищного законодательства и НПА в области обращения с отходами. В силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник помещения или дома обязан оплачивать услугу по обращению с ТКО. Даже если никто не живёт в квартире или доме, владелец всё равно платит за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
ВС РФ не принял во внимание ссылку истца на судебную практику, в которой есть решения в пользу собственников помещений, а не регоператоров. Практика судов не доказывает незаконность оспариваемых норм ПП РФ № 354. Оспариваемые положения ясные и определённые, приняты кабмином в рамках его полномочий. Иного НПА, имеющего большую юридическую силу, не существует.
Ранее ВС РФ уже рассматривал похожий иск: владелец помещения в МКД оспаривал п. 148.36 ПП РФ № 354, согласно которому регоператор рассчитывал плату за вывоз ТКО в пустующей квартире по числу её собственников. Узнайте, какие выводы сделал ВС РФ в этой ситуации.
На кого ложится обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО?
Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.
ПП 1156 и договор с региональным оператором ТКО
Подписать договор с региональным оператором по вывозу мусора обязаны собственники жилых и нежилых строений.
Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.
Для справки! Под обращением ТКО понимается их вывоз, переработка, утилизация. Постановлением Правительства (ПП) №1156 о договоре с региональным оператором введены соответствующие правила.
Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:
- Своими действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям;
- У него нет лицензии на осуществление такой деятельности.
В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать причиной исков против такого собственника.
Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.
Для справки! Автомобили региональных операторов ТКО подключены к системе ГЛОНАСС, можно отследить их маршрут движения, установить их местонахождение в конкретный промежуток времени.
Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р. (и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте. Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.
А как же принцип свободы договорных отношений?
Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров – это недопустимые действия!
Но тут же содержаться исключения, которые делают эту норму не применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные отношение в соответствие:
- С требованиями закона, в том числе и ГК РФ;
- С обязательствами, которые граждане принимают добровольно.
Гражданское законодательство, предусмотрев принцип свободы заключения договора, другой нормой его же и ограничивает. Так, им предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).
Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.
Порядок заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором
Новая система организации обращения с ТКО вступила в действие с 01.01.2019.
Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.
Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО заключается в том, что потребителю необходимо:
- Найти регионального оператора– через официальный сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации. Нами также составлен перечень региональных операторов по обращению с отходами;
- Направить письменную заявку на заключение соглашения.
Для справки! Предусмотрено, что оператор размещает предложение о заключении договора, а потребитель обязан направить заявку в пятнадцатидневный срок.
К заявке нужно приложить следующее:
- Паспорт или другое удостоверение личности заявителя;
- Правоустанавливающие документы;
- Технический паспорт недвижимости;
- Справку о количестве проживающих лиц.
Это актуально для собственников частных домов, которые заключают договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор заключают:
- Управляющая компания (УК);
- Товарищество собственников жилья (ТСЖ);
- Жилищный кооператив (ЖК).
Эти организации к заявке должны приложить:
- Договор с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО;
- Лицензии, на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирным домом;
- Документы, в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество жильцов.
На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом заключения договора занимается доверенное лицо.
После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.
В каких случаях сроки рассмотрения продлеваются?
Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он обязан:
- Выявить недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения;
- Направить письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения;
- Приостановить рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.
После получения письма от регионального оператора, потребитель обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано, заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по которым заявка не рассмотрена.
Региональный оператор может получить заявку на заключение договора на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного владельца. С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10 рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН. В документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена. Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.
Отсутствие заявки от потребителя
Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора с региональным оператором ТКО:
- Он размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения;
- С этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать заявку;
- Если они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз ТКО региональным оператором.
По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.
Что должно содержать соглашение?
Законом предусмотрена только письменная форма договора с региональным оператором ТКО.
Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:
- Месторасположение дома, для которого требуется услуга;
- Ее содержание: требование, периодичность, порядок и размер расчета;
- Порядок решения спорных вопросов, в том числе и по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий договора;
- Права и обязанности сторон;
- Случаи, в которых услуга не предоставляется или ограничивается;
- Основания для изменения условия или расторжения соглашения;
- Срок его действия.
Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь, осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них граждан.
Для справки! Расчеты предоставления услуги привязываются к количеству жильцов.
Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например, региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с 110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:
- Обращение в суд с иском о перерасчете стоимости;
- Истребование от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности граждан дома;
- На основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый период, когда менялась численность граждан.
Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого определяется условиями договора, и начисляется неустойка.
Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует финансовые потери.
Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором
За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.
Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к административной ответственности.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм ( ст.8.2 КоАП РФ ). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.
Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм. Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и другие нормы.
Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.
Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а индивидуальные предприниматели на 50 т.р.
Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора, его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р. То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны привлекаются к административной ответственности.
Если не платить за вывоз мусора, что будет?
Вопрос о том, можно ли не платить за мусор, актуален с момента введения в действие мусорной реформы 2019. Связано с несовершенством самой системы начислений за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), другими причинами. Чаще всего граждане не платят не только за эту услугу, но и за другие. В результате растет задолженность перед разными организациями в общем, и перед региональными операторами в частности. Результатом могут стать финансовые и другие потери, вплоть до принудительного выселения из жилого помещения.
Почему люди перестали платить за вывоз мусора?
С января 2019 года россияне обнаружили, что счета за коммунальные услуги неожиданно повысились на несколько сотен рублей. Причина – изменились тарифы и формат расчета. В некоторых местах вместо площади квартиры стали учитывать количество прописанных лиц или собственников недвижимости.
При этом граждане не увидели никакой разницы между ситуацией с обращением ТКО до и после введения реформы. Основные жалобы:
- Отсутствует раздельный сбор ТКО;
- Вывозится мусор нерегулярно;
- Неправильно оборудованы площадки под контейнер;
- Собранные отходы вывозятся на стихийную свалку, расположенную неподалеку;
- Установленные тарифы и нормы на обращение с ТКО завышены, не соответствует действительности;
- В платежках указаны неверно площадь квартиры или дома, количество прописанных ,другие данные.
Некоторые из этих претензий выставляются необоснованно, например, обустройством площадки для контейнеров, ее содержание – прерогатива и обязанность коммунальных служб, а не регионального оператора. Поэтому жалобу нужно подавать в управляющую компанию, представителю товарищества собственников жилья или жилищного кооператива.
В итоге перед региональными операторами и специализированными компаниями у юридических лиц выросла задолженность до 2/3 от общего объема начислений, а у физических лиц – до трети.
Что будет, если не платить за вывоз мусора?
В целом региональный оператор обязан забирать и вывозить мусор даже, если услуга не оплачивается. В противном случае его привлекут к административной ответственности, заставят заплатить штраф и вывезти мусор.
С другой стороны, физические и юридические лица обязаны:
- Заключать договор с региональными операторами на оказание услуг по обращению с ТКО;
- Своевременно оплачивать выставленные счета.
За нарушение этих обязанностей они могут привлекаться к административной ответственности по ст.8.2 КоАП. Максимальный штраф для общего случая – 2 т.р. Органы местной власти могут усилить наказание. Так, в Московской области такой штраф составляет 5 т.р.
Тяжелее придется субъектам хозяйственной деятельности. За аналогичный проступок ИП заплатит не более 50 т.р., а юридической лицо – до 250 т.р. Обоих может ожидать приостановление деятельности на срок до 3 месяцев. А это существенные финансовые и репутационные потери, после которых предприятие может ликвидироваться или начать процедуру банкротства.
- После 30 дней неуплаты начисляется пеня за каждый день просрочки;
- Через два месяца существования задолженности через суд и судебного пристава могут ограничить выезд за границу и управление транспортным средством.
Несмотря на это, по относительным показателям неплательщиков за обращение с ТКО лидируют именно субъекты хозяйственной деятельности. Причина – неразбериха в этой сфере, которая наблюдается на этапе становления этой сферы по новым требованиям мусорной реформы.
Региональные операторы либо не знают, кому предъявлять претензии, либо решают другие, более важные задачи, чтобы закрепиться на этом рынке. Около 10% из них уже готовы прекратить деятельность.
Как не платить за ТКО законно?
На практике законодательство предусматривает оплату услуги по факту ее получения. И тут возникают некоторые особенности. Например, по типовому договору к местам сбора отходов (площадка и контейнеры на ней) предъявляются определенные требования.
Их несоблюдение – основание для оператора забирать отходы. При этом услуга все равно оплачивается. При возникновении спора фактически оказывается прав оператор.
В частном секторе для заключения договора с оператором предстоит провести процедуру создания товарищества собственников жилья. Только после этого, от лица созданной организации заключается договор с оператором.
Ошибочно считается, что, если договор не заключен, соответственно вот и ответ на вопрос, как не платить за мусор в частном доме. Услуга не предоставляется, а значит и платить за нее не нужно. Тезис неверный. Может прийти счет от регионального оператора. Получится ситуация – по факту договор заключен, услуга предоставлялась, платить за нее нужно, а отходы все равно вывозились из домохозяйства собственниками самостоятельно. Спор будет не в пользу последних.
Единственный вариант, как не платить за вывоз мусора в деревне, частном секторе или квартире, – в квитанции допущены ошибки. Например, неправильно указана фамилия или адрес. По факту – это платежка другого человека. Вот пусть он ее и оплачивает.
Но нужно учитывать, что суды по-разному относятся к таким случаям. Иногда такую попытку расценивают как недобросовестное поведение и принимают решение в пользу другой стороны.
Вывоз мусора в деревне
Мусорная реформа, начавшаяся в январе 2019 года, внесла существенные изменения в порядок и правила вывоза мусора из деревни, коттеджных поселков и садовых товариществ.
Раньше собственники частных домов могли сжигать твердые бытовые отходы (ТБО) на своем участке или самостоятельно вывозить их на специальные площадки. Теперь вывоз ТБО стал коммунальной услугой обязательной к оплате.
Новая коммунальная услуга в деревне — вывоз мусора
В каждом субъекте РФ на конкурсной основе выбран региональный оператор, работа которого определяется и контролируется региональной властью. Местное правительство утверждает действующие тарифы и нормативы. Операторов в каждом регионе может быть несколько в зависимости от размера территории и плотности населения.
Региональный оператор осуществляет:
- сбор;
- перевозку;
- обработку и сортировку;
- утилизацию твердых коммунальных отходов.
Новая схема вывоза мусора в деревне предполагает, что домовладения оборудованы баками или имеют доступ к общим контейнерным площадкам. Закон №89-ФЗ обязывает собственника жилья оплачивать такую коммунальную услугу, даже если он утилизирует мусор самостоятельно.
Важно! Как бы не хотели жители деревень отказаться от вывоза мусора, законодательство остается на стороне жилищно-коммунальных служб. За неуплату услуги вывоза ТБО будут начислены пени, а затем вся сумма будет взыскана с неплательщика через суд.
Схемы вывоза отходов
Каждый день в процессе жизнедеятельности человека образуются отходы. Каждому домовладельцу нужно платить за сбор, вывоз и утилизацию мусора в деревне. Заключение договора с оператором и своевременная оплата его услуг являются прямой обязанностью собственников. Сегодня распространены два способа организации вывоза мусора из дома в деревне.
Общая контейнерная площадка
Первый или классический вариант, когда на территории организуется общая «помойка», на которую все жители выносят мусорные пакеты. График приезда мусоровоза согласовывается с местной администрацией или управляющей компанией, которая заключает договор на обслуживание с региональным оператором. В этом случае стоимость услуг будет прописана отдельной строчкой в ежемесячных квитанциях ЖКХ.
- не надо накапливать хлам на своем участке;
- отсутствие неприятного запаха;
- независимость от качества работы подрядчика.
- вся стоимость услуг оператора делится пропорционально между собственниками вне зависимости от фактически выброшенного объема;
- количество контейнеровозов, приехавших в течение месяца, сложно контролировать;
- недовольство жильцов, проживающих в непосредственной близости от помойки, из-за запаха, большого количества птиц и грызунов;
- беспорядок рядом с контейнерной площадкой.
Индивидуальная схема
Второй, набирающий популярность способ, — индивидуальная схема. Собственник дома приобретает мусорный бак, размещает его на своем участке и по согласованному графику выставляет наполненный бак за ворота, чтобы мусоровоз мог забрать и увезти содержимое. Договор заключается напрямую между компанией-оператором и собственником. Каждый месяц на почту будут приходить отдельные квитанции, оплачивать которые можно через интернет по QR-коду.
- оплачиваем только то, что накопили, то есть сами регулируем ежемесячные траты на данную статью расходов;
- контролируем работу оператора: точно знаем сколько раз приезжал мусоровоз и сколько вывез;
- независим от взаимоотношений подрядчика и управляющей компании;
- независим от объема, который выбрасывают соседи.
- бак находится на участке;
- требуется свободный подъездной путь мусоровозу к точке загрузки;
- надо регулярно выкатывать контейнер с мусором за калитку или ворота.
Обратите внимание! Ветки, спиленные деревья и выкопанный грунт не относятся к коммунальным отходам. Чтоб избавиться от них, потребуется заказать отдельный спецтранспорт и организовать отдельную перевозку. Выполнять такой заказ могут только лицензированные перевозчики, имеющие соответствующие разрешения.
Действующее законодательство
Отдельного закона, регулирующего вопросы вывоза мусора из деревни, не существует. Список документов, которыми руководствуются участники мусорного рынка, включает в себя:
- ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 (ред. от 27.12.19). Это основной закон, который регулирует нормативы и порядок обращения с ТКО (этот термин пришел на смену понятию ТБО, но обозначает одно и то же). В 8 главах:
- дано определение коммунальных отходов;
- раскрыты принципы группировки по видам и классам опасности;
- описан порядок обращения с ТКО;
- определен порядок контроля и отслеживания соблюдения условий безопасной утилизации;
- предусмотрено наказание за недобросовестное исполнение или нарушение положений федерального закона.
- Письмо Минприроды №08-25-53/24802 «Разъяснения по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО» от 11.11 19.
- ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 (ред. от 27.12.19).
- ПП РФ №1156 «О правилах обращения с ТКО» от 12.11.16 г.
- ПП РФ №414 от 18.03.2021 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства России в области обращения с ТКО», где оговорены требования к заключаемым договорам, а также указаны причины расторжения контракта между региональным оператором и администрацией региона.
Расчет платы за вывоз ТКО
В основе калькуляции стоимости услуг лежит тариф, формирование которого зависит от действующих нормативов. Нормативные показатели устанавливаются для каждого региона отдельно и утверждаются на региональном уровне. На тарификацию влияют следующие параметры:
- количество проживающих или зарегистрированных;
- размер жилой площади;
- объем отходов.
В Подмосковье тарификация оплаты вывоза мусора в деревне происходит за каждый м 2 площади по формуле, где площадь дома в м. кв. умножается на региональный тариф.
В некоторых регионах оплата рассчитывается исходя из количества проживающих в доме человек.
Как не платить за вывоз мусора в деревне
Многие жители придерживаются мнения, что самостоятельный вывоз отходов на свалку или специализированную площадку, освобождает их от оплаты услуг оператора. Это ложное убеждение, не подкрепленное ни одним юридически значимым документом. Более того, сжигание хлама, веток, листвы и бумаги на своем земельном участке запрещено пожарной инспекцией. Нарушителям грозит серьезный штраф, что приведет вместо мнимой экономии к дополнительным тратам семейного бюджета.
Существуют и легальные способы экономии денежных средств: раздельный сбор. Сортировка полезных фракций в виде металла, макулатуры, пластика и стекла позволит снизить объемы смешанных отходов, а значит уменьшит ежемесячную плату за вывоз. При индивидуальной схеме сбора ТКО принцип прост: чем меньше загрузил в мусоровоз, тем меньше заплатил. Кроме того вторсырье, особенно качественно отсортированное и обработанное, хорошо принимают специализированные пункты приема. Разовые выплаты могут показаться не столь существенными, однако, суммарная цифра дополнительного дохода в год может приятно удивить.
Штрафы и административная ответственность
Собственникам домов категорически запрещается выбрасывать мусор вне специально отведенных площадок, а также оставлять отходы в любых местах, не предназначенных для хранения мусора, тем самым наносить вред экологии и окружающей среде.
Правительство активно борется с незаконными свалками. Для контроля за обочинами дорог, куда недобросовестные граждане и перевозчики предпочитают вываливать хлам, не доезжая до полигонов и сортировочных комплексов, теперь используются камеры дорожного видеонаблюдения. Нарушителям грозят серьезные штрафы, а в отдельных случаях и конфискация транспортных средств.
За разведение костров в деревнях и сжигание мусора в контейнерах, не предназначенных для этого, инспектор противопожарной охраны вправе выписать штраф в размере от 1500 до 2500 рублей.
За образование стихийных свалок и мусорных навалов, а также любое другое скопление отходов, которое нарушает санитарно-эпидемиологические нормы, правонарушители уплатят государству от 2 до 3 тысяч рублей.
Мусорная реформа продолжает набирать обороты. Создаваемая инфраструктура, отладка технологических и логистических цепочек позволит перейти уже к 2030 году к экономике замкнутого цикла. 100% отходов будут перерабатываться или утилизироваться без использования полигонного захоронения. Однако, никакие изменения невозможны без осознанного подхода к проблеме со стороны населения и помощи в раздельном сборе и сортировке, а также своевременной оплате услуг операторов.
Кто должен платить за вывоз мусора, какие льготы и кто освобожден от уплаты?
В 2019 году счет за коммунальные услуги увеличился за счет оплаты за обращение отходов. Вместе с этим произошли и другие изменения, которые коснулись порядка оплаты. Например, если раньше она начислялась из расчета квадратных метров, то теперь учитывается количество жильцов. В связи с этим некоторые категории граждан интересуются, в каких случаях им платить нужно, а в каких нет.
Кто должен платить за вывоз мусора: собственник или арендатор?
Собственник обязан заключить договор с региональным оператором.
Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении российского правительства от 12.11.2016 №1156. В нем указано, что в зданиях, строениях и других нежилых помещениях обязанность заключать договор с региональным оператором на вывоз мусора лежит на собственнике. Альтернатива – лицо, официально представляющее интересы владельца.
На практике реализовать заключение соглашения арендатора с оператором может быть затруднительным. Например, если в здании 200 офисов, и каждый сдан отдельному лицу, вместо одного договора на обращение отходов придется заключать 200.
Должны ли ИП платить за вывоз мусора?
Как и на остальных физических или юридических лиц, на ИП лежит обязанность по вывозу и утилизации мусора. Предприниматель может это делать самостоятельно, если речь о неопасных твердых бытовых отходах (ТБО), или через регионального оператора ТКО, заключив с ним договор.
Для справки! За отсутствие договора с оператором ИП может привлекаться к административной ответственности по ст.6.3. КоАП РФ, деятельность предприятия в некоторых случаях приостанавливается на срок до 3 месяцев.
Тарифы для ИП на обращение отходов коммерческие. Если предприниматель лично занимается вывозом ТБО, он обязан вести бухгалтерскую документацию для отчетности. Оно предъявляется при проверках контролирующих органов, в частности инспектору Роспотребнадзора.
Должны ли дачники платить за вывоз мусора?
Однозначно должны, но по сниженным тарифам.
Однозначно должны. Несмотря на то, что по факту дачники не проживают постоянно на своих участках, не прописаны в них, бывают наездами, они обязаны оплачивать вывоз мусора. При этом для них действует пониженный тариф, который составляет 300-500 р. в год, в зависимости от региона.
Дачники могут провести перерасчет по месту регистрации на том основании, что часть оплаты за вывоз мусора, который они образуют, они уплатили на даче. Перерасчет проводится персонально в отношении одного члена семьи, на которого зарегистрирован загородный участок. Для остальных он остается неизменным.
Льготные категории
Те лица, которым положены льготы, смогут платить меньше за вывоз мусора. Поскольку эта оплата включена в коммунальные услуги, льгота начисляется автоматически на всю сумму оплаты.
К льготным категориям относятся:
- Семьи с тремя детьми и более (многодетные);
- Инвалиды первых двух групп;
- Ветераны ВОВ, труда;
- Участники боевых действий;
- Лица, прошедшие блокаду Ленинграда;
- Пострадавшие от политических репрессий.
Льготы предоставляются как персональные, так и на членов семей, в зависимости от категории. Некоторые полностью освобождаются от уплаты за обращение отходов.
Должен ли пенсионер платить за мусор?
Не все категории пенсионеров обязаны оплачивать вывоз ТКО.
Лицам, вышедшим на пенсию, льготы на рассматриваемую услугу положены только в том случае, если они не работают. Тем, кому не исполнилось 70 лет, уплачивают 30% стоимости услуги. В возрасте от 70 до 80 лет – 50%, а с 80 лет освобождаются в полном объеме.
В некоторых регионах, как в Подмосковье, отменили требование относительно работы. Указанные льготы касаются всех пенсионеров, в том числе и работающих.
Должны ли многодетные платить за мусор?
В некоторых регионах, как например, в Тульской, Тверской областях, в Оренбурге и т.д. решением местных властей многодетные семьи освобождены от необходимости оплачивать услугу по обращению отходов. В целом тенденция направлена на то, чтобы в РФ полностью освободить такие семьи от оплаты вывоза мусора. Но пока для них по общему правилу действует льгота в 30%.
Должны ли дети платить за мусор?
Речь идет о том, что и на детей начисляется плата за обращение отходов. Есть предложение не делать этого на малолетних лиц, которым не исполнилось 14 лет. Но оппоненты указывают, что мусорят все. А семьи с маленькими детьми образует ТБО даже больше, чем остальные.
Кто не должен платить за вывоз мусора?
Ветераны ВОВ освобождаются от оплаты вывоза мусора.
Как указано выше, пенсионеры в возрасте от 80 лет полностью освобождаются от уплаты за вывоз ТКО. Кроме того, в некоторых регионах пошли дальше и полностью освободили от этой обязанности следующие категории:
- Инвалидов первой группы;
- Ветеранов ВОВ;
- Многодетные семьи;
- Тружеников тыла,
- Лиц, пострадавших от репрессий, узников концлагерей;
- Лиц, переживших блокаду Ленинграда;
- Героев Советского Союза и Соцтруда;
- Полных кавалеров ордена Славы.
Льгота предоставляется им либо персонально, либо и на членов семьи, как в Новосибирской области. В любом случае информацию нужно уточнять по месту проживания.
Если насчитали больше проживающих, чем есть?
Очень важный вопрос, с которым пришлось столкнуться многим жильцам. Если раньше расчет велся по площади помещения, то с 1 января 2019 года – по количестве жильцов. Поэтому ранее прописанные или проживающие стали учитываться.
Данные региональному оператору подаются управляющей организацией, которая составляет акт о проживающих или зарегистрированных. При отсутствии тех или других, подается количество собственников помещения.
Чтобы снизить стоимость услуг, проживающим нужно доказать, что данные в акте не соответствуют действительности. Для этого подается заявление с подтверждающими документами. Это могут быть копии временной регистрации лица в другом регионе, договор на обучение в ином городе, справка с миграционного ведомства или с места службы.