В соответствии с ч.2 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в дальнейшем – Закон №44-ФЗ) заказчик обязан подать сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением им условий контракта.
На основе обобщения арбитражной практики и собственного опыта автор раскрывает признаки правомерности/незаконности действий заказчика по одностороннему отказу от исполнения контракта на выполнение работ/оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. В ряде случаев знание этих признаков позволит подрядчику/исполнителю избежать внесения о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Для этого ему следует доказать неправомерность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как указано в п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 №54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», если односторонний отказ от исполнения обязательства совершен тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон, или не соблюдены требования к его совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ не влечет юридических последствий, на которые он был направлен.
1.Отказ заказчика от исполнения контракта является правомерным.
Согласно ч.9 ст. 95 Закона №44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ (в дальнейшем – ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Таким образом, для признания правомерным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на выполнение работ/оказание услуг им должны быть соблюдены несколько условий.
1.1. Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта должна быть прямо предусмотрена в контракте. В противном случае решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является незаконным. Однако это не лишает заказчика права на обращение с иском в арбитражный суд о расторжении контракта на основании ст.450 ГК РФ.
1.2. Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта на выполнение работ только в случаях, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, и при существенном нарушении исполнителем условий контракта.
Как следует из ст.783 ГК РФ, общие положения о подряде (статьи 702-729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета возмездного оказания услуг.
Отсюда заказчик может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора подряда/возмездного оказания услуг в следующих случаях:
— при нарушении конечного срока выполнения работы/оказания услуги, а также иных установленных договором сроков (начальный и промежуточные сроки), если вследствие допущенной подрядчиком/исполнителем просрочки результат работы/услуги (исполнение) утратил интерес для заказчика (п.3 ст.708 ГК РФ);
— если исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу/оказывает услугу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п.2 ст.715 ГК РФ);
— если во время выполнения работы/оказания услуги станет очевидным, что она не будет выполнена/оказана надлежащим образом и при этом подрядчик/исполнитель не выполнил требование заказчика об устранении недостатков в разумный срок (п.3 ст.715 ГК РФ);
— если отступления в работе от условий договора или иные недостатки результата работы/услуги не были устранены подрядчиком/исполнителем в установленный заказчиком разумный срок либо являются существенными и неустранимыми (п.3 ст.723 ГК РФ).
Таким образом, вышеперечисленные нормы допускают односторонний отказ заказчика от исполнения договора подряда/возмездного оказания услуг толькопри нарушении подрядчиком/исполнителем следующих существенных условий договора – сроков выполнения работы/оказания услугии ее качества. С особенностями ответственности подрядчика за нарушение ст.ст.708 и 715 ГК РФ можно ознакомиться здесь.
1.3. Согласно ч.12 ст.95 Закона №44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получения заказчиком подтверждения о ее вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Как следует из ч.13 ст.95 Закона №44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Невыполнение требований, предусмотренных ч.ч.12 и 13 ст.95 Закона №44-ФЗ является основанием для признания одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным, поскольку в силу допущенных нарушений подрядчик/исполнитель был лишен возможности устранить выявленные нарушения в соответствии с ч.14 данной статьи.
2. Отказ заказчика от исполнения контракта является незаконным.
2.1. Далеко не каждое нарушение подрядчиком/исполнителем существенных условий контракта влечет его включение в реестр недобросовестных поставщиков. Если будет доказано, что он не смог исполнить свое обязательство вследствие просрочки кредитора (п.3 ст.405 и ст.406 ГК РФ), то должник не признается просрочившим, а его вина в нарушении обязательства отсутствует. С особенностями ответственности подрядчика за нарушение ст.ст.708 и 715 ГК РФ можно ознакомиться здесь.
2.2. Но даже если подрядчик/исполнитель допустил существенное нарушение контракта, у него остается шанс избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков. Для этого он обязан в соответствии с ч.14 ст.95 Закона №44-ФЗ устранить нарушение контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления подрядчика/исполнителя о принятом решении и компенсировать заказчику затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи.
2.3. Особняком стоит предоставленное заказчику ст.717 ГК РФ право одностороннего отказа от исполнения договора подряда в любое время до сдачи ему результата работы с оплатой подрядчику части установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Данное право заказчик может реализовать в любой момент до принятия им результата выполненной работы. Это право носит безусловный характер, поскольку для его реализации заказчику не требуется установление вины подрядчика в нарушении договора. Мотив и основания принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора подряда не имеют никакого юридического значения.
Аналогичное безусловное право заказчика на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг предоставлено заказчику п.1 ст.782 ГК РФ при условии оплаты им исполнителю фактически понесенных расходов.
Полагаю, данным правом заказчик, как и в ст.717 ГК РФ, может воспользоваться в любой момент до принятия им результата оказанной услуги.
Зададимся следующим вопросом: является ли законным отказ заказчика от исполнения государственного (муниципального) контракта на основании ст.717 или п.1 ст.782 ГК РФ?
В пользу правомерности его постановки свидетельствует ч.14 ст.95 Закона №44-ФЗ: заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи.
При этом отмечу, что Закон №44-ФЗ не упоминает о возможности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при отсутствии вины поставщика (подрядчика, исполнителя) в нарушении контракта. Из этого следует вывод о невозможности отказа заказчика от исполнения контракта на основании ст.717 или п.1 ст.782 ГК РФ.
Однако судебная практика по данному вопросу весьма противоречива. В одних случаях арбитражные суды признают законным односторонний отказ от исполнения контракта на основании ст.717 ГК РФ. Правда следует отметить, что они также ссылаются и на другие нормы (например, на ст.723 ГК РФ), указывая на неправомерное поведение подрядчика (определение Верховного Суда РФ от 07.09.2018 №310-ЭС18-12892 по делу №А84-3846/2016).
В других случаях арбитражные суды признают безоговорочное право государственного (муниципального) заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта в любое время до сдачи ему результата работы в отсутствие нарушений со стороны подрядчика (ответ на вопрос №2 утвержденного Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 29.01.2016 Обобщения судебной практики по спорам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
Но есть и прямо противоположный правовой подход. Так в постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 №09АП-60421/2018 по делу №А40-98497/2018 указано следующее: «Отказываясь от исполнения государственного контракта, ответчик реализовал свое право на расторжение в соответствии со ст.782 ГК РФ. В то же время, являясь государственным заказчиком, ответчик должен был соблюдать положения Федерального закона №44-ФЗ. Поскольку в силу ч.1 ст.2 Федерального закона №44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд основывается на положениях ГК РФ, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Федерального закона №44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм – непосредственно нормами ГК РФ. В связи с изложенным положения ст.782 ГК РФ должны применяться к спорным правоотношениям в той части, которая не противоречит специальным нормам закона». На этом основании суд апелляционной инстанции признал незаконным односторонний отказ заказчика от исполнения контракта сразу после его заключения, когда стороны даже не приступили к его выполнению.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 по делу №А13-8444/2015: «Из системного толкования положений статьи 95 Закона №44-ФЗ следует, что односторонний отказ от исполнения контракта не может быть произвольным, а возможен только в случае нарушения заказчиком (опечатка – исполнителем) его условий… Признание за заказчиками права на немотивированный отказ от исполнения государственных контрактов, заключенных по итогам проведения открытых аукционов в электронной форме, открывает возможность для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков, поскольку такие действия фактически дезавуируют положения Закона №44-ФЗ в части определения лиц, с которыми заключаются государственные контракты».
По мнению автора, последняя точка зрения является более обоснованной. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта при отсутствии вины подрядчика/исполнителя создает обширное поле для злоупотреблений заказчиком своими правами. Например, он может использовать предоставленное ему ст.717 или п.1 ст.782 ГК РФ право одностороннего отказа от исполнения контракта по до тех пор, пока контракт не будет заключен с нужным заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Очевидно, что подобные действия вступают в явное противоречие с целями принятия Закона №44-ФЗ – повышения эффективности и результативности осуществления закупок, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в данной сфере (ч.1 ст.1 Закона №44-ФЗ).
Думается, конечную точку в этом вопросе должен поставить Верховный Суд РФ, а пока все риски правовой неопределенности ложатся на обе стороны контракта и, в большей степени, на менее защищенную сторону – подрядчика/исполнителя.
2.4. Зададимся еще одним немаловажным вопросом: является ли законным отказ заказчика от исполнения государственного (муниципального) контракта по основаниям, не предусмотренным ГК РФ, но предусмотренными условиями контракта?
Считаю, ответ на данный вопрос должен быть отрицательным по следующим основаниям.
По общему правилу односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (п.1 ст.310 ГК РФ).
Право на односторонний отказ от обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (абз.1 п.2 ст.310 ГК РФ).
В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на односторонний отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне (абз.2 п.2 ст.310 ГК РФ).
Как указано в абзаце 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 №54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», в обязательстве из публичного договора, заключенного лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, право на односторонний отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором только той стороне, для которой заключение этого договора не было обязательным (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 310, статья 426 ГК РФ).
То есть заключение государственного (муниципального) контракта для поставщика (подрядчика, исполнителя) в отличие от заказчика не является обязательным. С другой стороны, мы видим, что право одностороннего отказа от исполнения договора может быть предоставлено только более слабой стороне. Полагаю, в государственном (муниципальном) контракте таковой стороной является поставщик (подрядчик, исполнитель) – его возможность повлиять на условия контракта намного меньше возможностей заказчика.
Кроме того, как следует из пункта утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017)15 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд», стороны государственного (муниципального) контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения обязательства (выделение – автора).
Таким образом, стороны лишь вправе конкретизировать признаки, нарушение которых признается существенным (по мнению автора, только в отношении сроков и качества выполнения работы/оказания услуги). Однако это вовсе не означает, что в результате подобной конкретизации у заказчика должны возникнуть новые основания, не предусмотренные ГК РФ, наделяющие его правом одностороннего отказа от исполнения контракта.
Так, в постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 №09АП-6721/2017 по делу №А40-162641/16 указано следующее: «… суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ МЧС России от исполнения Контракта произведен по основанию, не предусмотренному законодательством Российской Федерации, то есть в нарушение требований закона».
Подрядчик/исполнитель может избежать внесения о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков в следующих случаях:
1) Если возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не предусмотрена условиями контракта.
2) Если допущенные подрядчиком/исполнителем нарушения контракта не являются существенными – не связаны с нарушением срока выполнения работы/оказания услуги или ее качеством.
3) Если нарушение существенных условий контракта произошло не по вине подрядчика/исполнителя, а вследствие просрочки заказчика (п.3 ст.405 и ст.406 ГК РФ).
4) Если заказчиком не была соблюдена процедура отказа от исполнения контракта, предусмотренная ч.ч.12 и 13 ст.95 Закона №44-ФЗ.
5) Если в соответствии с ч.14 ст.95 Закона №44-ФЗ подрядчик/исполнитель устранил допущенное им нарушение существенного условия контракта в десятидневный срок с даты его надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также компенсировал последнему затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 ст.95 Закона №44-ФЗ.
Рекомендации по порядку расторжения контракта в одностороннем порядке
С 01.07.2022 года в силу вступает часть 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон контрактной системе), которая определяет новые правила порядка одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
По общим основаниям, установленным частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом с 01.07.2022 года порядок принятия таких решений меняется в зависимости от процедуры, по результатам которой был заключен контракт.
Так, в случае расторжения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, заказчику необходимо совершить ряд действий:
— решение о расторжении контракта формируется с использованием функционала единой информационной системы (ЕИС), подписывается электронной цифровой подписью и размещается в ЕИС;
— размещенное решение в течение одного часа направляется поставщику (исполнителю). (ВАЖНО: поступление поставщику решения считается одновременно и надлежащим уведомлением).
В случае расторжения контракта по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок у единственного поставщика, решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично (под расписку) или направляется по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте.
Датой надлежащего уведомления считается:
— дата, указанная лицом в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
— получение заказчиком подтверждения о вручении поставщику заказного письма;
— дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по адресу, указанному в контракте;
— информация о возврате такого письма по истечении срока хранения.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о поставщике (исполнителе, подрядчике), не позднее чем через три рабочих дня с даты расторжения контракта, формируется с применением функционала единой информационной системы и направляется в контролирующий орган (Воронежское УФАС России) для рассмотрения вопроса о включении сведений о таком поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков.
Новые правила расторжения контракта в одностороннем порядке позволят исключить уклонение поставщиков от получения решений и затягивание процесса расторжения контракта.
Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ
Контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке, если исполнитель или госзаказчик не соблюдают условия. Расскажем, когда стороны могут расторгнуть договор и в каких случаях у исполнителя есть риск попасть в РНП.
Когда договор можно расторгнуть в одностороннем порядке
Контракт по 44-ФЗ можно прекратить по согласию сторон, по решению суда и в порядке одностороннего отказа от исполнения в соответствии с ГК РФ. Стороны могут отказаться от контракта, если выполняются два условия:
- Одна из сторон нарушила существенные условия договора и конкретные обязательства, прописанные в тексте контракта. В гражданском кодексе существенными называют нарушения, которые несут для другой стороны такой ущерб что «она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст. 450, ГК РФ).
- В тексте договора прописано условие, что его можно расторгнуть в одностороннем порядке. Если заказчик не указал этого в контракте, то отказаться от исполнения нельзя. Тогда прекратить исполнение договора может только суд, если стороны не договорились мирно.
Когда заказчик может отказаться от контракта по 44-ФЗ
Заказчик обязан отказаться от контракта, если:
- участник заявил ложные данные, благодаря которым победил в закупке;
- продукция не соответствует документации о закупке;
- расторгнут инвестиционный контракт на товар, который произвели или модернизировали в России.
Такую обязанность госзаказчика устанавливает ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
В других случаях госзаказчик по своему усмотрению принимает решение об отказе от исполнения договора, если исполнитель нарушил существенные условия:
- поставил некачественный товар, некачественно выполнил работы;
- несколько раз нарушил сроки поставки;
- не успел сдать работы в срок.
Компания «Дарина» победила в электронном аукционе на оказание услуг по уборке помещений и заключила контракт со школой № 1021. «Дарина» некачественно вела уборку в здании, о чем госзаказчик написал в актах приемки работ. Школа направляла исполнителю претензии и требовала устранить замечания. Компания на претензии не реагировала, замечания не устранила. Школа взыскала с нарушителя штраф и расторгла договор в одностороннем порядке.
Заказчик может привлечь экспертов и провести экспертизу товара, работ, услуг, прежде чем отказаться от договора. В таком случае он может расторгнуть договор, только если экспертиза выявила нарушения со стороны исполнителя.
Бывает, что заказчики решают расторгнуть договор без существенных оснований и не платят исполнителю за оказанные услуги. Если вы считаете, что исполнили обязательства, а госзаказчик неправомерно отказался от договора, обращайтесь в суд и отстаивайте свою точку зрения. В судебной практике есть примеры, когда суд признал решение заказчика расторгнуть контракт незаконным.
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области заключило контракт с фирмой «Интеграл» на выполнение работ по мониторингу и выявлению редких видов животных и растений. Фирма предоставила отчет по мониторингу в срок. Заказчик провел экспертизу выполненных работ и на ее основании решил расторгнуть контракт. Свое решение Министерство обосновало тем, что отчет поставщика не соответствует ГОСТу, нормативным документам и представлен поверхностно.
Исполнитель написал заказчику письмо с подробными комментариями по отчету и попросил отменить решение об отказе. Госзаказчик в ответ на письмо выставил новые замечания. «Интеграл» их устранил, направил новый отчет заказчику и обратился в суд, так как посчитал, что заказчик нарушил процедуру принятия работ.
Суд провел независимую экспертизу по выполненным работам, которая показала, что отчет исполнителя соответствует условиям госконтракта и техзадания. Замечания, которые выявил заказчик, не являются существенными и не влияют на «общую положительную оценку работы». Кроме того, Министерство должно было отменить решение о расторжении, если исполнитель за десять дней исправит замечания, что он не сделал.
Суд признал решение заказчика неправомерным, взыскал с Министерства в пользу исполнителя задолженность по оплате договора, судебные расходы и расходы на экспертизу, которую поставщик проводил дополнительно (№А42-1718/2015).
Алгоритм расторжения контракта заказчиком
Заказчик оформляет решение в свободной форме, в котором указывает:
- реквизиты договора, который хочет расторгнуть;
- основание расторжения;
- срок, в течение которого решение вступает в силу.
В течение трех рабочих дней заказчик размещает решение в ЕИС и направляет его поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении. Дополнительно заказчик может отправить поставщику телеграмму, факс, письмо по электронной почте. Главное для заказчика — это подтверждение о том, что поставщик получил документ, а значит, он надлежаще уведомлен (ч. 12 ст. 95 44-ФЗ). С этого момента у поставщика есть десять дней, чтобы исправить нарушения.
Заказчик отменит решение об отказе, если исполнитель устранит нарушение за десять дней. При повторном нарушении такого шанса не будет, заказчик не отменит решение.
Если поставщик не устранил нарушение в срок, то решение об отказе вступает в силу, контракт прекращает действовать, исполнителя вносят в РНП.
Порядок расторжения договора контролирует ФАС. Исполнителя не включат в РНП, если госзаказчик нарушил порядок и сроки, например, не уведомил поставщика или не опубликовал в ЕИС в срок сведения об отказе от контракта.
Заказчик Детский сад №3 28.12.2017 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направил сведения в Тамбовское УФАС, чтобы включить исполнителя «СтройСтарт» в РНП. Антимонопольная служба проверила порядок одностороннего расторжения и нашла нарушения со стороны заказчика. Детский сад опубликовал решение в ЕИС 23.01.2018, поставщика уведомил только 26.01.2018, а должен был выполнить эти действия не позднее 10.01.2018. ФАС не стала включать «СтройСтарт» в РНП и признала заказчика нарушителем 44-ФЗ (№РНП-68-37/18).
Есть и другая судебная практика — заказчик не выдержал десятидневного срока, за который поставщик может устранить нарушение, расторгнул договор и направил сведения об исполнителе в ФАС, чтобы она внесла его в РНП. Антимонопольная служба посчитала, что заказчик нарушил порядок вступления в силу решения об отказе от контракта и не стала вносить поставщика в реестр.
Расторжение по инициативе поставщика
Поставщик может расторгнуть договор, если такая возможность прописана в контракте и заказчик нарушил обязательства.
Основания для расторжения должны быть значительными, например, заказчик не принимает товар без объяснения причин или не оплачивает выполненные в срок работы.
Сторона, которая приняла решение о расторжении договора может потребовать возместить только фактически понесенный ущерб (ч. 23, ст. 95 44-ФЗ).
Компания «Спортстрой» заключила контракт с МБУ «Городское хозяйство» на строительство остановки общественного транспорта. По договору заказчик должен был передать исполнителю разрешение не строительство. Бюджетное учреждение не оформило и не передало подрядчику разрешение в установленные срок. Без него «Спортстрой» не мог начать работы. Подрядчик отказался от исполнения контракта. Суд взыскал с заказчика в пользу исполнителя убытки по контракту, пени и штраф.
Порядок расторжения договора поставщиком
Поставщик расторгает договор в том же порядке, что и заказчик. За три дня он извещает вторую сторону о том, что решил расторгнуть госконтракт. Если заказчик не исправил замечания в десятидневный срок, то решение об отказе вступает в силу, договор считается расторгнутым (ч. 21, ст. 95 44-ФЗ).
Исполнитель может потребовать неустойку, если об этом указано в тексте договора, а также возмещение понесенного ущерба.
Не используйте возможность одностороннего расторжения, если исполнение договора стало невыгодным для вас или поменялись обстоятельства. Например, дилер повысил цены на товар или наступил финансовый кризис и курс валют вырос. В таких случаях суды поддерживают заказчика и считают, что подобные условия можно было предвидеть.
Фирма победила в электронном аукционе и заключила договор на поставку стройматериалов. Когда наступил момент поставки, стоимость продукции у дилера выросла на 20 %. Исполнитель отказался от контракта, сославшись на действие обстоятельств непреодолимой силы. Суд не признал повышение цены на продукцию форс-мажором: поставщик согласился на условия закупки и должен был просчитать риски и предвидеть изменения обстоятельств.
Всегда внимательно читайте документацию закупки, проект контракта и оценивайте риски заранее, до того, как решили участвовать в тендере. Жаловаться на условия договора после победы практически бесполезно. А если вы заключили контракт, а поставить товар с заявленными характеристиками не можете, заказчик может расторгнуть договор, а вы попадете в РНП.
Компания «ХТМ» победила в закупке на поставку медицинских изделий в Курский родильный дом. Компания поставила первую часть товара, которую заказчик не принял, потому что характеристики изделий не соответствовали спецификации. В трехдневный срок поставщик исправил недочеты и снова поставил товар. Госзаказчик провел экспертизу, которая выявила, что параметры товара не соответствуют спецификации. Родильный дом решил расторгнуть контракт по своей инициативе.
Поставщик предлагал заключить допсоглашение, по которому он готов был поставить дополнительные переходники, чтобы его товар подошел госзаказчику. Родильный дом не согласился заключить соглашение, отказался от контракта и направил информацию в ФАС. Компания «ХТМ» обратилась в суд, считая, что предприняла все меры, чтобы надлежаще исполнить договор.
Суд встал на сторону заказчика. Участник закупки, подавая заявку, должен был проверить, сможет ли он в случае победы предоставить изделия с требуемыми параметрами. Если у него возникли сомнения, он мог написать запрос о даче разъяснений до того, как подать заявку на участие. Победитель, заключив контракт, обязан поставить товар с такими характеристиками, которые заказчик указал в спецификации (№А35-1080/2019).
Основная причина, по которой исполнителя вносят в РНП — одностороннее расторжение договора. По статистике Министерства финансов в 2019 году в связи с отказом заказчика от контракта в реестр внесли 8894 недобросовестных поставщиков. Это 69 % от общего числа включенных в РНП поставщиков. Остальную часть составляют победители, которые уклонились от подписания контракта и поставщики, с которыми расторгли договор по решению суда.
По одностороннему решению в 2019 году расторгли 15 тыс. контрактов на общую сумму 200 млрд рублей, что составляет 2,2 % от общего количества расторгнутых договоров. 97,67 % — расторгнуты по соглашению сторон, 0,13 % — по требованию суда.
Расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ: сроки, основания, образец
44-ФЗ позволяет сторонам договориться и расторгнуть контракт по совместному решению. Рассмотрим, когда и в каких ситуациях договор можно расторгнуть по соглашению сторон и составим образец такого соглашения.
Когда договор прекращается по соглашению сторон
Ч. 8 ст. 95 44-ФЗ допускает три вида причин расторжения контракта:
- судебное решение;
- односторонний отказ от исполнения;
- соглашение сторон.
Расторгнуть договор по общему согласию сторон — значит, прекратить его исполнение без требований друг к другу.
Если при исполнении госконтракта поменялись условия, и выполнять его стало невыгодно, то заказчик или поставщик могут предложить друг другу расторгнуть контракт мирно. Соглашаться или нет — решает та сторона, которой предложили расторгнуть контракт.
Суть процесса расторжения и его последствия определяет глава 29 ГК РФ.
Основание для расторжения контракта по 44-ФЗ
44-ФЗ не устанавливает перечень конкретных случаев, когда прекратить исполнение госконтракта нужно по совместному решению. Поэтому расторгнуть контракт можно, если стороны договорятся об этом и если такой случай не противоречит законодательству.
В каких ситуациях можно расторгнуть договор по согласию сторон
Победитель закупки не может выполнить договор по причинам, которые от него не зависят:
- завод больше не выпускает нужную продукцию;
- срок поставки продукции закончился, а госзаказчик не выбрал весь товар по спецификации и т.д.
Компания «Глобус» победила в аукционе и подписала договор на сумму 30 894,25 рублей на поставку сахара. Срок поставки товара закончился, а госзаказчик выбрал не весь товар. Стороны решили мирно расторгнуть договор без претензий. Заказчик оплатил тот объем продукта, который фактически принял от поставщика.
Заказчику больше не нужен товар или услуга
При этом исполнитель не имеет претензий к заказчику.
Например, закончился отопительный сезон, а заказчик не потратил планируемое количество тепла.
Островский психоневрологический интернат закупил у единственного поставщика МУП «Тепловик» коммунальные услуги на сумму 761 510,00 рублей. После окончания отопительного сезона заказчик использовал не весь объем продукта, который был указан в контракте. Стороны решили расторгнуть контракт. Госзаказчик заплатил поставщику за то количество тепла, которое потратил.
Еще пример, когда госзаказчику стал не нужен весь товар.
Заказчик провел электронный аукцион на поставку овощей, фруктов и зелени в рамках государственного оборонного заказа на сумму 772 618,29 рублей. Победитель аукциона — компания «Стройпродцентр» должна была поставлять товар по заявкам заказчика. Госорганизация ни разу не прислала заявку на поставку в связи с ненадобностью продуктов. Стороны мирно договорились и расторгли контракт.
Поставщику мешает выполнить госконтракт форс-мажор: стихийное бедствие, войны, забастовки, эпидемии и другие.
Например, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала пандемию коронавирусной инфекции (COVID-19) обстоятельством непреодолимой силы и отметила, что ФАС должна учитывать этот факт, когда будет рассматривать жалобы на госзакупки, дела об административном правонарушении и принимать решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
У сторон появилась возможность увеличить срок поставки товара и оказания услуг без штрафов и уменьшить сумму госконтракта, если исполнять его мешает пандемия.
Детский сад №113 провел аукцион на поставку хлеба. Контракт заключили с компанией «Череповецкий хлебокомбинат» на сумму 90 833,90 рублей. Количество товара, указанного в госконтракте уменьшили в связи с пандемией. Стороны расторгли договор по согласию сторон и согласовали окончательную цену контракта за поставленный товар.
Ситуации, когда нельзя расторгнуть контракт по обоюдному решению
Исполнитель нарушил существенные условия
Если поставщик не может выполнить условия контракта или нарушил сроки поставки, а заказчик заинтересован в товаре или услуге, то договориться о взаимном решении не получится.
Заказчик должен расторгнуть договор в одностороннем порядке и заключить контракт с участником, который занял второе место при его согласии (п. 17.1 ст. 95 44-ФЗ) или провести новую закупку (п. 17 ст. 95 44-ФЗ). Поставщика, с которым расторгли контракт, включают в РНП.
В электронном аукционе на зимнее содержание территории победила компания «Производственно-коммерческая фирма «ИНТЕГРАЦИЯ». Она должна была оказывать услуги по очистке территории по заявкам заказчика. Компания выполняла свои обязанности ненадлежащим образом, нарушала условия госконтракта. На претензии поставщик не реагировал, замечания не устранял. Госзаказчик расторгнул контракт по своей инициативе. Компанию внесли в РНП.
Поставщик не соответствует требованиям документации закупки
Заказчик откажется от контракта в одностороннем порядке, если выяснит, что победитель указал в заявке недостоверные сведения о себе или о товаре и не соответствует требованиям к участникам закупки из ст. 31 44-ФЗ. Например, если узнает, что деятельность поставщика приостановлена, он окажется банкротом или имеет налоговую задолженность.
Поставщик в заявке на участие в тендере указал сведения о товаре, который будет использовать при выполнении работ. Сведения в заявке соответствовали техническому заданию. Участник предложил наименьшую цену и победил в закупке. При выполнении контракта он использовал товар с другими характеристиками. Заказчик тщательно проверил используемые материалы, которые не соответствовали заявке. В итоге, контракт расторгнут, поставщик — в РНП.
Сроки расторжения контракта по соглашению сторон
Чтобы юридически закрепить факт расторжения договора, заказчик и поставщик составляют дополнительное соглашение. Договор считается расторгнутым с момента подписания сторонами соглашения, если иное они не указали в документе.
Например, дополнительное соглашение подписали 20 июня 2020 года и указали в нем, что обязательства сторон прекращаются 1 июля 2020 года. Договор перестанет действовать 1 июля 2020 года. Если в соглашении стороны не указали конкретную дату, то контакт прекратит действовать 20 июня 2020 года.
Порядок расторжения контракта по 44-ФЗ
Закон не устанавливает порядок расторжения контракта. Поэтому нужно следовать общим правилам Гражданского кодекса.
1 этап. Составить и подписать дополнительное соглашение.
Документ составляет одна из сторон и направляет контрагенту для подписания. В соглашении указывают сведения:
- реквизиты и контакты сторон;
- причина, по которой расторгают договор;
- объем поставленного товара, оказанных услуг или выполненных работ и сумму, которую заказчик уже заплатил или обязуется это сделать;
- сроки возврата обеспечения и аванса, если в договоре нет таких данных;
- отсутствие претензий друг к другу;
- сроки, когда прекращаются обязательства.
Проверьте, чтобы в тексте соглашения был пункт о том, что обязательства сторон прекращаются. Если такого пункта нет, заказчик сможет взыскать неустойку за нарушение условий контракта в любое время, пока не истечет срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Если такой пункт прописать, то заказчик сможет начислить неустойку только до момента расторжения договора.
Если у вас есть претензии к заказчику, а он просит расторгнуть контракт обоюдно, требуйте от него уплаты пеней и неустойки. Такое право дает вам п. 5 ст. 34 44-ФЗ. После того, как заказчик возместит ущерб, подписывайте соглашение.
2 этап. Внести сведения в реестр контрактов.
Когда стороны подпишут соглашение, заказчик должен направить сведения и документы Федеральному казначейству в течение 5 рабочих дней. Такую обязанность заказчика устанавливает постановление правительства № 1084.
Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней проверяет информацию и документы, формирует реестровую запись и размещает ее в Единой информационной системе (ЕИС).
В реестре контрактов должна появиться информация о дате расторжения договора, основания для расторжения и реквизиты оформленного документа.
Скачать образец соглашения расторжения контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон
По статистике Министерства финансов в 2019 году по согласию сторон расторгли 674 контракта на общую сумму 1,3 трлн рублей, что составляет 98 % от общего количества расторгнутых контрактов. Около 2 % договоров расторгли в одностороннем порядке и всего 0,13 % — по решению суда.
44-ФЗ: что делать заказчику, если исполнитель уведомил, что не сможет исполнять обязательства по контракту в связи с непредвиденными обстоятельствами?
По заключенному контракту(44-ФЗ) исполнитель прислал письмо, в котором, ссылаясь не непредвиденные обстоятельства, возникшие в связи с обострением ситуации и угрозой распространения короновирусной инфекции (дополнительные меры по организации режима труда работников, введение новых санитарных норм для эксплуатации помещения, отсутствия достаточного количества персонала), не сможет в дальнейшем исполнять обязательства по оказанию услуг. Ссылаясь на пункт контракта о праве исполнителя принять решение об одностороннем расторжении контракта, исполнитель просит расторгнуть контракт. Каковы наши действия (заказчика)? Должны ли мы применить к исполнителю штрафные санкции? Какой документ будет являться основанием для расторжения контракта и кто его должен составить (исполнитель или заказчик)?
Ответ
- разместить электронную версию решения в ЕИС. На сайте ЕИС для этого предусмотрен реестр дополнительной информации о закупках, контрактах;
- направить решение поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в контракте;
- направить решение любым из следующих способов: телеграммой, по факсу, по электронной почте, иным способом, позволяющим зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.
Штрафные санкции применяются только в случае, если одностороннее расторжение контракта связано с неисполнением либо ненадлежащим исполнением контракта исполнителем. Следует отметить, что при реализации права заказчика на одностороннее расторжение контракта при отсутствии нарушений со стороны исполнителя, заказчик обязан оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы.
Обоснование
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Как указывается в части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
1. В каких случаях расторгнуть контракт в одностороннем порядке
Вы обязаны расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Вот самые распространенные из них (п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ):
- поставщик победил в закупке благодаря тому, что представил недостоверные сведения о товаре или о себе (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 N 09АП-11782/2016 по делу N А40-189267/15). По закону вы также должны расторгнуть контракт, если в ходе исполнения контракта стало известно, что поставщик не соответствует требованиям извещения, документации о закупке (п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Однако ФАС России считает, что поставщик должен соответствовать требованиям на момент подачи заявки. То есть если поставщика не было в РНП во время подачи заявки, а в период заключения контракта или в ходе его исполнения он был туда внесен, вы не должны расторгать контракт (Письмо ФАС России от 06.08.2015). Вместе с тем суды могут подойти к этому вопросу иначе;
- поставленный товар не соответствует требованиям извещения, документации о закупке (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2017 N Ф06-26225/2017 по делу N А65-6772/2017). При этом вы должны расторгнуть контракт, даже если такой товар вам подходит. Исключением является поставка товара, который имеет характеристики лучше, чем указано в контракте. При этом такая замена должна быть с вами согласована.
Вы можете расторгнуть контракт в одностороннем порядке только в тех случаях, которые предусмотрены в Гражданском кодексе РФ как основания для одностороннего отказа от исполнения обязательства. Кроме того, такое право заказчика должно быть закреплено в контракте (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Существует мнение, что в контракте должен быть также указан конкретный перечень оснований для одностороннего отказа. Его подкрепляют ссылкой на Письмо Минэкономразвития России N 324-ЕЕ/Д28 и ФАС России N АЦ/9777/16 от 18.02.2016. Однако в данном документе речь идет о целесообразности, а не об обязательности таких мер. К тому же в судебной и административной практике данный довод не поддерживается (Решение Кемеровского УФАС России от 18.08.2016 по делу N 569/З-2016, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 N 07АП-11471/2016 по делу N А02-648/2016).
Также гражданским законодательством предусмотрено право заказчика в любой момент отказаться от контракта на выполнение работ или оказание услуг, даже если нарушений со стороны подрядчика или исполнителя нет (ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК РФ, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2016 N Ф06-8780/2016 по делу N А49-11658/2015).
Однако рекомендуем вам придерживаться позиции судов и госорганов, согласно которой отказаться от исполнения контракта можно только при наличии нарушений (Письмо Минэкономразвития России от 08.04.2016 N Д28и-880, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 N Ф07-3770/2016 по делу N А13-8444/2015).
2. Как расторгнуть контракт в одностороннем порядке
Чтобы расторгнуть контракт в одностороннем порядке, составьте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направьте его исполнителю (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
2.1. Как составить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
Составьте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в произвольной форме, поскольку нормативными актами она не установлена. В нем рекомендуем указать:
- информацию о контракте (реквизиты, стороны, предмет);
- дату принятия решения;
- основание для отказа от исполнения контракта;
- срок, когда решение вступает в силу.
2.2. Как уведомить поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта
Для этого вам нужно в течение трех рабочих дней с даты принятия решения (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ):
- разместить электронную версию решения в ЕИС. На сайте ЕИС для этого предусмотрен реестр дополнительной информации о закупках, контрактах;
- направить решение поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в контракте;
- направить решение любым из следующих способов: телеграммой, по факсу, по электронной почте, иным способом, позволяющим зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.
Чтобы соблюсти процедуру, вы должны выполнить все три действия. На это указывает Минэкономразвития России в Письмах от 13.10.2016 N Д28и-2763, от 30.09.2016 N Д28и-2623.
Однако есть судебная практика, согласно которой для расторжения контракта достаточно иметь доказательство, что поставщик получил решение о расторжении (например, подтверждение о вручении заказного письма). Тогда уведомление считается надлежащим, а контракт — расторгнутым, даже если вы не выполнили все три действия, предусмотренные ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, например не разместили решение в ЕИС (п. 16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
При этом учтите, что вас могут оштрафовать за неразмещение необходимой информации в ЕИС (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).
Дата надлежащего уведомления зависит от сложившейся ситуации. Это может быть (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ):
- день, когда вы получили подтверждение того, что поставщику вручено уведомление;
- день, когда вы получили информацию, что поставщика нет по адресу, приведенному в контракте;
31-й день с даты размещения решения в ЕИС, если ранее не были получены подтверждение или информация. Минфин России отметил, что этот случай применяется, исключительно когда вы их не получили (Письмо от 11.02.2020 N 24-03-07/8832).
Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам