Снятие с очереди на получение жилья судебная практика

Статья 40 Конституции РФ, устанавливая конституционное право на жилище, развивается в конкретных правах граждан, в том числе в праве граждан требовать постановки на жилищный учет и защиты от произвольного снятия с жилищного учета.

В публикации рассмотрю один из наиболее частых случаев незаконного снятия граждан с жилищного учета.

Снятие с жилищного учета лиц, принятых на учет до 01 марта 2005 года по общим основаниям, по причине изменения имущественного положения.

Как упоминалось выше, статьей 40 Конституции провозглашено, что право на получение жилья из государственных и муниципальных жилищных фондов имеется у тех, кто в нем нуждается.

Действующий с 01 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ, устанавливая право российских граждан на получение жилья, вводит два критерия, при наличии которых можно быть принятым к жилищному учету:

  • Критерий обеспеченности жилым помещением, т.е. правом на получение бесплатного жилья от государства, во-первых, имеют те граждане, кто имеет обеспеченность жильем менее установленной (учетной) нормы площади жилого помещения (ст 52 ЖК РФ).
  • Критерий имущественного положения — это второй критерий, предполагающий, что получить жилье бесплатно могут те граждане, чье имущественное положение, не позволяет им приобрести жилое помещение за счет собственных средств – эта категория граждан называется малоимущими гражданами.

Для принятия на жилищный учет и для дальнейшего обеспечения жильем граждане должны отвечать сразу двум вышеуказанным критериям: иметь обеспеченность жильем менее учетной нормы и быть малоимущими.

Для применения имущественного критерия существуют случаи исключения: так отдельными законодательными актами для определенных категорий граждан установлено, что они имеют право встать на жилищный учет и без учета их имущественного положения. К таким категориям относятся, например, судьи, прокуроры, военнослужащие, ветераны Великой Отечественной Войны и некоторые другие категории граждан, в отношении которых есть такой специальный законодательный акт. Однако, для любых категорий граждан, претендующих на жилье от государства, и это без исключений, учитывается первый критерий — обеспеченность жилыми помещениями. Поскольку при принятии на учет таких специальных категорий граждан, принимаемых без учета их имущественного положения, изменение их имущественного положения для обеспечения жильем не касается, рассмотрим такое основание для снятие с жилищного учета в отношении тех, кто не является какой-то специальной категорией, или как называют этот порядок – «принятых на учет по общим основаниям».

Известно, что в нашей стране ждать получения жилья по очереди можно не то что годами, а десятилетиями. За это время граждане, принятые на учет покупают и продают имущество, меняют место работы – т.е. имущественное положение граждан может значительно меняться, в т.ч. улучшаться, причем значительно.

Ст. 56 Жилищного кодекса РФ предполагает, что те граждане, имущественное положение которых улучшилось, т.е. граждане перестали отвечать критериям малоимущих граждан, с жилищного учета должны быть сняты.

Поскольку законодательство о жилищном обеспечении предполагает постоянное обновление сведений об обеспеченности и нуждаемости граждан, состоящих на жилищном учете, те граждане, в отношении которых было зафиксировано такое улучшение материального положения, с жилищного учета исключаются. Право на получение жилья от государства они утрачивают.

Однако, социальные обязательства по обеспечению нуждающихся в жилье граждан государство приняло на себя до вступления в силу ныне действующего Жилищного кодекса РФ от 01.03.20005 г.

Ранее действовавшим Жилищным кодексом РСФСР (ст. 28 – 49 ЖК РСФСР утв. ВС РСФСР 24.06.1983 года) также было предусмотрена обязанность государства обеспечить тех, кто нуждается жилыми помещениями. С принятием жилищного кодекса РФ от 01.03.2005 года законодатель, и далее сохраняя право граждан получить жилье от государства для тех, кто ранее был принят на жилищный учет, в Законе о введении в действие Жилищного кодекса РФ установил следующее правило:

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3,- 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Если внимательно прочитать и проанализировать указанную статью Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ и положения, перечисленных в этой статье пунктов ст. 56 Жилищного кодекса РФ оснований становится понятно, что такое основание как изменение имущественного положения тех, кто был принят ранее принятия Жилищного кодекса РФ, т.е. до 01.03.2015 г, не применяется.

Из этого Верховным судом Российской Федерации был сделан следующий вывод:

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.

Это в равной степени относится и к тем гражданам, имущественное положение которых изменилось, т.е. изменение имущественного положения граждан, вставших на жилищный учет до 01.03.2005 г., основанием для снятия с жилищного учета быть не может.

Решение суда о восстановлении в очереди на жилье

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО7 к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о признании незаконным распоряжения и восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий ,

УСТАНОВИЛ:

истец ФИО7 обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая в обоснование требований, что проживает с сыновьями в комнате общей площадью , жилой площадью – кв.м, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ и договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ На основании решения исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ их семья была принята на учет по улучшению жилищных условий. Однако ДД.ММ.ГГГГ было получено уведомление Управы Северное Медведково от ДД.ММ.ГГГГ о снятии их семьи с жилищного учета в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. не были предоставлены документы. Поскольку своевременно они не были уведомлены о снятии их семьи с жилищного учета, считает распоряжение незаконным, поскольку их семья не обеспечена учетной нормой площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Истец и ее представитель в судебное заседание явились, исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить. Считают, что срок обращения в суд не истек, поскольку о нарушенном праве истец узнала ДД.ММ.ГГГГ, когда получила ответ из ДЖПиЖФ г.Москвы, из которого ей стало известно, когда и в связи с чем их семья была снята с учета, оспариваемое распоряжение в их адрес не направлялось. Их жилищные условия не изменились и все время полагали, что стоят на очереди, ждали. Они не представляли документы, подтверждающие право их семьи состоять на жилищном учете, поскольку не знали об этом, а до ДД.ММ.ГГГГ. этим вопросом занимался супруг истца ФИО3, который умер в ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы в судебное заседание явился, исковые требования не признала в полном объеме, просила в иске отказать, указывая, что ФИО3 был предупрежден о необходимости проходить перерегистрацию очередников, предоставлять для этого документы и в случае не выполнения данных предписаний в установленные сроки и без уважительных причин подлежит снятию, из материалов учетного дела следует, что перерегистрация ни разу не была произведена, в связи с чем ФИО5 был снят с учета. Просит применить последствия пропуска срока исковой давности, поскольку о нарушенном праве истец узнала в апреле ДД.ММ.ГГГГ., а обратилась в суд только в августе ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица Управы района Северное Медведково в г.Москве в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку истек срок исковой давности.

Суд, выслушав участников судебного заседания, проверив и изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 40, 46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилье. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Жилищное законодательство в силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно статьи 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Почитать  Правопреемство в исполнительном производстве

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного. Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы — совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Частью 2 статьи 6 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до получения ими жилых помещений.

Исследованными в судебном заседании материалами дела установлено, что решением Кировского районного совета народных депутатов г.Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в составе семьи: он, жена, сын, приняты на учет очередников по улучшению жилищных условий.

Распоряжением Главы Управы Северное Медведково №-ж от ДД.ММ.ГГГГ семья истца снята с жилищного учета в связи с тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не были представлены документы, подтверждающие право семьи истца состоять на жилищном учете.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УДЖПиЖФ по СВАО г.Москвы с заявлением о восстановлении на очереди по улучшению жилищных условий, указывая, что извещение о снятии они не получали, о том, что сняты с учета, узнали в ДД.ММ.ГГГГ., когда обратились в УДЖПиЖФ по СВАО г.Москвы по поводу очереди, но им сообщили, что они сняты с очереди.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик в адрес истца направил сообщение о том, что Распоряжением Главы Управы Северное Медведково №-ж от ДД.ММ.ГГГГ их семья снята с жилищного учета в связи с тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не были представлены документы, подтверждающие право семьи истца состоять на жилищном учете, а также разъяснено их право обжаловать распоряжение в судебном порядке.

В судебном заседании стороной истца не оспаривалось то обстоятельство, что ими не представлялись документы, подтверждающие право семьи истца состоять на жилищном учете, поскольку не знали об этом, а до ДД.ММ.ГГГГ. этим вопросом занимался ее супруг, который умер в ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 32 ЖК РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

  1. улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения:
  2. выезда на другое постоянное место жительства;
  3. выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
  4. прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.

Анализ указанных правовых норм, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, позволяет сделать вывод о том, что снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий носило исключительный характер и вышеприведенный перечень оснований для снятия с учета являлся исчерпывающим, а принятый на учет сохраняет право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в вышеприведенных правовых актах обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета.

Таким образом, не представление ежегодно документов, подтверждающих право состоять на учете, не являлось основанием для снятия семьи истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как жилищные условия в части улучшения с момента постановки на учет и до момента снятии с учета не изменились. При этом стороной ответчика не представлено доказательств того, что ответчик требовал предоставления указанных документов, а потому оспариваемое распоряжение является незаконным.

Стороной ответчика заявлено о применении срока исковой давности.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Исследованными в судебном заседании материалами дела установлено, что семья истца снята с жилищного учета ДД.ММ.ГГГГ, за защитой своего нарушенного права истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ

Согласно материалам учетного дела оспариваемое распоряжение в адрес истца не направлялось, доказательств обратного суду не представлено. При этом из обращения истца к ответчику следует, что о снятии с учета им стало известно в ДД.ММ.ГГГГ., вместе с тем об оспариваемом распоряжении истцу стало известно только из письма УДЖПиЖФ г.Москвы по СВАО от ДД.ММ.ГГГГ, а обратилась истец в суд уже ДД.ММ.ГГГГ

Суд соглашается с доводами стороны истца о том, что в суд они не имели возможности обратиться в ДД.ММ.ГГГГ., поскольку у них отсутствовала информация об оспариваемом распоряжении, данную информацию они получили из письма УДЖПиЖФ г.Москвы по СВАО от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд истцом не нарушен, поскольку о нарушении прав истцу стало известно, когда был получен ответ УДЖПиЖФ г.Москвы по СВАО от ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку оспариваемое распоряжение является незаконным, соответственно семья ФИО7 подлежит восстановлению в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ (даты постановки на учет), поскольку их снятие ДД.ММ.ГГГГ было незаконно, в связи с чем исковые требования являются законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным Распоряжение Главы Управы Северное Медведково №-ж от ДД.ММ.ГГГГ о снятии семьи истца с жилищного учета.

Восстановить семью ФИО3 в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Если Вас интересует юридическое сопровождение по вопросам восстановления в очереди на жилье, Вы можете обратиться к нам, так как это одно из направлений нашей деятельности.

Как обжаловать решение о снятии с очереди на жилье в суде: подробный гайд

Я снялся с очереди на получение жилья задним числом. Я собираюсь подавать документы в суд. Меня интересует, сколько времени мне дается на обжалование решения — 3 месяца, верно? И еще один вопрос, если я был снят с очереди, то с какой даты начинаются расчеты — с даты снятия или с момента уведомления о снятии?

| Ян , Москва

Ответы юристов (1)

Казаков Валентин Юрист,
Москва На сайте: 1603 дня
Ответов: 2698 Рейтинг: 8

Здравствуйте. Согласно ст. 306 ГПК РФ, срок на обжалование решения начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Таким образом, в данном случае срок на обжалование решения считается с момента, когда вы узнали о снятии с очереди. Однако, следует обратить внимание на сроки, указанные в законодательстве и в решении, которые могут отличаться от общих правил. Рекомендуется обратиться за консультацией к квалифицированному юристу.

Почитать  Как узаконить самострой без согласия соседей

#4377116 2024-01-20 13:30:37
Казаков Валентин Юрист,
Москва На сайте: 1603 дня
Ответов: 2698 Рейтинг: 8

Для решения данного вопроса потребуется ознакомиться с соответствующим законодательством и правилами, регулирующими участие граждан в жилищной программе и предоставление жилых помещений. Кроме того, для подтверждения своих прав в судебном разбирательстве потребуется предоставить документы, подтверждающие факты и обстоятельства дела, такие как например, уведомление о снятии с очереди, письменные запросы и ответы и другую документацию, связанную с участием в жилищной программе. Необходимость и конкретный перечень документов может также зависеть от специфических обстоятельств дела и правовых требований.

#4472082 2024-01-20 13:30:37
Казаков Валентин Юрист,
Москва На сайте: 1603 дня
Ответов: 2698 Рейтинг: 8

Статьи 209, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как происходит восстановление в очереди на улучшение жилищных условий после снятия

Восстановление в очереди на улучшение жилищных условий после снятия физические лица осуществляют через обращение в районный суд. Снимает очередность с гражданина Департамент жилищной политики и районного жилищного фонда и подготавливает на этот счет постановление. При незаконном снятии очередности на жилое имущество, можно в суде обжаловать отказ, выданный вышеуказанным органом, путем подачи искового заявления с доказательствами незаконности действий ответчика. Процедура оспаривания достаточно сложная и требует профессиональной помощи.

Законодательное регулирование

Статья 55 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 01.07.2017) обозначает, что лицо сохраняет право в очередности, как нуждающееся в получении дополнительных квадратных метров или улучшении имеющихся до того момента, пока помещение не будет предоставлено по договору соц. найма. Или пока не будут выяснены предусмотренные статьей 56 действующего кодекса основания, чтобы снять граждан с учета.

Также законодательно разрешается отказ граждан от реализаций своих прав (например, они могут подать заявление на снятие с учета). Человека могут лишить его прав (например, если будут утрачены или изменены основания, которые ранее позволяли признать лицо малоимущим или нуждающимся). Допустима реализация прав через улучшение условий жизни государственными программами при участии муниципалитета, при этом не выдается напрямую жилье в пользование в соц. найм квартиры у государства (например, если предоставляется государственным учреждением финансирование или надел земли для покупки либо строительства, реставрации).

Примерно три года назад многим жителям России сообщили новость о возможности снятия их с очередности на квартиры. В течение года эта информация с подтверждениями достигла больших масштабов. Департаментом жилищной политики на одном из правительских заседаний был выдан отчет относительного того, что в большинстве регионов страны улучшения не нужны, а жилищные условия еще раз подвергнутся проверкам. При этом основания для такого решения не были высказаны. Людей начали снимать с очередности, после чего восстановление в очереди на улучшение жилищных условий стало более проблематичным.

Практическое решение таких вопросов достаточно актуально. Например, появилась комиссия, посещающая место жительства заявителя, обратившегося более десяти лет назад в местный орган для получения дополнительных метров. Экспертами оцениваются условия относительно установленных норм. В течение двух недель гражданин получает решение о том, что его сняли с очереди на квартиру. В таком случае граждане собирают пакет документов и обращаются к специалистам за правовой помощью, чтобы передать дело в суд.

На каких основаниях человека снимают со списков

Законодательно предусматриваются основания, чтобы снять с учета на жилые метры, согласно которым человек получает уведомление об исключении права на получение дополнительной площади:

  1. Если лицо выезжает на ПМЖ в другой город или страну.
  2. Если за время нахождения в списках по данным комиссии были в лучшую сторону изменены условия проживания, которые несколько лет назад дали основание для признания статуса нуждающегося в новом жилье. После этого отпадают основания в предоставлении жилья в постоянное пользование, прав собственности, возможности реставрации и строительства.
  3. Если потеряны основания на получение жилого помещения согласно социальному найму или в постоянное пользование гражданину, который до этого был признан нуждающимся в жилых помещениях.
  4. Если перечислена законодательно дополнительная субсидия на строительство дома, на покупку квартиры, реставрацию жилого имущества с целью получения права собственности. Деньги в случае государственной помощи находятся на индивидуальном лицевом счете лица.
  5. Если уполномоченные региональные органы нашли сведения, не имеющие соответствий, обозначенных в заявлении, а также, если была обнаружена недостоверная информация в поданных документах.
  6. Если выявлены уполномоченными органами неправомерные действия специалистов, которые устанавливали первоначально заявителя на учет по жилью. Не исключены случаи того, что спустя несколько лет исполнительная власть посчитает необоснованным принятое решение.
  7. Если было подано заявление в уполномоченный исполнительный орган касательно снятия с жилищного учета или отказа от улучшений условий проживания согласно действующему законодательству.
  8. Если обозначены другие причины, оговоренные законом и местными нормативными актами.

Согласно последнему пункту обозначенных норм, список может быть продолжен, так как в законе прописаны и другие основания, чтобы снять человека с очереди на жилое имущество.

Этапы

Если человек получает уведомление о том, что его вычеркнули из списков получения дополнительных квадратных метров, он начинает доказывать правомерность действий государственного органа. Опытные юристы на практике приводят примеры, как восстановиться в очереди на улучшение жилищных условий. Для этого проходятся такие этапы:

  1. Сначала человеку дается почтовым переводом уведомление о том, что его сняли со списков. Также есть возможность настроек уведомления на официальном сайте через электронную почту. Если оно не было получено, следует обратиться в районную Управу или окружную Префектуру, чтобы получить подтверждение.
  2. В судебную инстанцию направляется исковое заявление касательно нарушения прав и интересов с указанием причины. По закону жалоба подается не позже прохождения 90 срока с получения подтверждения. Если не успели в срок, обжалование отклоняется согласно главе 25 «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018). На судебное заседание приглашаются специалисты из Департамента жилищной политики. Как показывает практика, именно их ошибки и неаргументированные решения оспариваются в суде. Поэтому, если человек желает добиться справедливости, он должен в течение трех месяцев собрать документы, подтверждения, заручиться правовой поддержкой, которая даст возможность проведения повторной проверки условий независимой комиссией Департамента. Юрист может проконтролировать, законными ли были действия.
  3. После того, как суд постановит решение, лицо обращается в учреждение, исключившее его из списков, и далее реабилитируется.

Существуют определенные факторы, которые на протяжении судебных заседаний используются против заявителя:

  1. Если человек намеренно ухудшил условия проживания. Нередкие случаи, когда для пользования возможностью получения жилья лицо решает испортить свою квартиру или дом, судья имеет право дать отказ в исковом заявлении с признанием действий Департамента законными.
  2. Если один из членов семьи, находящийся в родстве с заявителем, за свои средства приобретает недвижимость. Этот фактор также считается основным при формировании списков.
  3. Если получается жилое имущество по завещанию или после оформления дарственной на одного из членов семьи. После реальной передачи наследства в собственность дальнему родственнику, проживающего в нем с доказательством этого факта новая запись на учете будет считаться законной. Но доказать это достаточно сложно.

Если человек был вычеркнут из списков для получения имущества незаконным путем, то по закону статус нуждающегося в улучшении жилищных условий возобновляется. Необходимо только знать об условиях, правах и временных ограничениях.

Подготовка иска

В процессе оформления искового заявления должны быть такие сведения:

  1. Название судебной инстанции с адресом.
  2. ФИО заявителя, с его контактными данными.
  3. Личные контактные данные ответчика.
  4. Информация о регистрации заявляющей стороны.
  5. Заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или его копия.
  6. Основания, по которым гражданина поставили на учет, как нуждающегося в жилой площади с датой постановления.
  7. Дата, когда пришла информация об исключении со списков.
  8. Прошение признания действий второй стороны незаконными.
  9. Прошение восстановления в списках.
  10. Дата, когда был направлен иск с подписью.

Помимо искового заявления подается документация, которая подтверждает аргументацию заявителя.В зависимости от того, какая ситуация, ряд документов меняется и добавляются:

  1. Квитанция по выплате гос пошлины в виде оригинала (судебным аппаратом не принимается ксерокопия).
  2. Квитанция с лицевого банковского счета.
  3. Паспортные данные или свидетельства о рождении несовершеннолетних.
  4. Информация из домовой книги.

Как рассматривается дело в судебной инстанции

Данный вопрос решается в районном суде, куда направляется иск. В течение пяти дней судья рассматривает заявление, исходя из которого принимает решение, начать ли судебный процесс. За это время собираются доказательства того, что действие государственного учреждения было незаконным. Для этого проверяются еще раз условия проживания, наличие другого имущества. Процесс достаточно долгий, поэтому лицу рекомендовано заручиться поддержкой опытных юристов.

Почитать  Кто обязан обеспечивать хранение и ремонт спецодежды выданной работнику

Заявление

Помимо иска гражданин подает Исковое заявление о восстановлении в списках очередников с момента подачи заявления и обязании предоставить жилье. Этот документ так же можно оформить при помощи специалиста. В заявлении указывается имя заявителя, его полные личные данные с указанием серии паспорта. Четко обозначаются условия предоставления очередности для получения жилья, причины снятия, если нет причин – прошение о том, чтобы Департамент указал объективные причины.

Прилагаются такие сведения:

  1. Ксерокопия иска.
  2. Основная документация.
  3. Протокол заседаний в виде копии.
  4. Ответ председателей ЦЖБК ФСИН .
  5. При наличии, свидетельство о смерти.
  6. Если имеются дети, указание их данных.
  7. Решение уполномоченного органа.
  8. Чек по выплате госпошлины.

Если грамотно подойти к вопросу возобновления в списках на получение жилья, то суд будет на стороне истца.

Снятие с очереди на жилье порядок действий и практика.

Что делать, если сняли с очереди на жилье, и как после этого восстановиться? Этот вопрос волнует граждан, которые годами стоят в очереди, а когда понимают, что долгожданная квартира появится не скоро, предпринимают попытки самостоятельно обустроить свой быт. Попробуем разобраться, всегда ли решение администрации правомерно и как решается данная проблема.

Как осуществляется учет.

Правом на получение бесплатного жилья наделяется ограниченное число граждан, одни из которых имеют возможность получить квартиру по договору социального найма, другие субсидию для приобретения жилья. И те, и другие предварительно обязаны зарегистрироваться в качестве нуждающихся в улучшении условий проживания в органе исполнительной власти субъекта, муниципального образования либо по месту осуществления трудовой деятельности или прохождения службы.

Общие основания постановки на учет определены жилищным кодексом, это:

  • отсутствие любого вида жилья;
  • наличие жилья, не соответствующего учетной норме;
  • проживание в нежилом помещении;
  • совместное проживание с тяжело больным человеком. Перечень заболеваний установлен Приказом Минздрава № 987н от 2012 года.

Кроме того, лицам, не относящимся к особым категориям (ветераны ВОВ, чернобыльцы и др.), необходимо подтверждение статуса «малоимущих граждан». Последний присваивается местным органом власти и означает отсутствие у заявителя и его семьи достаточного дохода и имущества для приобретения собственного жилья.

В соответствии со своими полномочиями орган исполнительной власти субъекта вправе устанавливать дополнительные требования, при соблюдении которых гражданин может встать на учет. Так, например, в Москве обязательным условием является проживание в городе на законных основаниях в течение 10 и более лет.

После принятия решения о признании лица нуждающимся в жилье, последнему присваивается порядковый номер в очереди, в которой стоят граждане аналогичной категории. При этом если заявитель вправе претендовать на бесплатное жилье более чем по одному основанию, его могут поставить в несколько разных очередей.

За что снимают с учета.

Причины и основания отказа в постановке на учет, а также снятия с учета будут разниться. Причиной выступает какое-либо действие или бездействие гражданина, а основанием законодательная норма, под определение которой попадает действие лица.

Так, например, в соответствии с жилищным законодательством основаниями для отказа в постановке на учет являются:

  • предоставление неполного пакета документов;
  • предоставление документов, не способных подтвердить право гражданина;
  • заявитель подал документы до истечения срока, установленного статьей 53 ЖК РФ.

Эксперт по недвижимости

Последнее из трех оснований предполагает совершение заявителем умышленных действий, приведших к ухудшению условий проживания семьи. В качестве таких действий могут рассматриваться, например, сделки по обмену или продаже недвижимости. В этом случае право на подачу заявления возобновляется не ранее, чем через 5 лет.

Рассмотрим вопрос, когда снимают с учета. В качестве оснований для снятия с учета статья 56 ЖК РФ устанавливает следующие:

  • добровольный отказ заявителя;
  • утрата основания;
  • переезд в иное муниципальное образование, за исключением смены места жительства в пределах городов федерального значения;
  • получение жилищной субсидии на покупку или строительство жилья;
  • получение земельного участка под строительство жилого дома, кроме семей, имеющих 3 и более детей;
  • выявление после постановки на учет недостоверных сведений, представленных заявителем, либо неправомерных действий должностного лица.

Возможно будет интересно!

Из смысла данных положений следует, что если гражданин реализовал или утратил свое право, либо совершил намеренные действия, он подлежит снятию с учета.

Что в таких случаях делать и можно ли восстановиться? Судебная практика знает немало как положительных, так и отрицательных примеров оспаривания действий уполномоченных органов.

Обжалование решения муниципалитета.

По закону любое действие уполномоченного органа или действующего от его имени должностного лица можно обжаловать в судебном порядке.

Рассмотрим вопросы, как восстановиться в очереди на жилье: куда обращаться, порядок действий, список документов, сроки и стоимость.

Эксперт по недвижимости

Конечной инстанцией в делах о защите прав граждан является суд. Иски об оспаривании решений государственных и муниципальных органов подлежат рассмотрению районными или городскими судами. Соответственно обжалование решений судов первой инстанции осуществляется в областных и краевых судах, а в исключительных случаях последней инстанцией становится Верховный суд.

Порядок действий заявителя будет подчиняться следующему алгоритму:

  1. Получение письменного уведомления о снятии с учета. Данный документ особенно важен, так как должен содержать причину и основание исключения гражданина из списка очередников.
  2. Обращение за разъяснениями. Этот этап необязателен, но желателен, если уведомление не содержит исчерпывающей информации. Заявление в муниципалитет подается в форме обращения, ответ на которое в соответствии с федеральным законом № 59-ФЗ направляется заявителю в 30-тидневный срок.
  3. Составление заявления. Примерный образец иска о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий можно найти в интернете, однако, вследствие того, что в каждом конкретном случае содержание документа будет отличаться, целесообразнее обратиться за помощью к юристу.
  4. Сбор документов приложения. Последнее так же будет разниться в зависимости от обстоятельств дела, но общий перечень может включать:
    • копию нотариальной доверенности, если у заявителя есть представитель;
    • квитанцию об уплате пошлины;
    • копию паспорта заявителя;
    • выписку из домовой книги;
    • документы на имеющуюся жилплощадь;
    • копию уведомления и ответа на обращение истца;
    • документы, подтверждающие право на получение бесплатного жилья;
    • иные документы.
  5. Участие в процессе. По правилам ГПК административный иск рассматривается в течение 10 дней, однако, этот период может увеличиться в связи с необходимостью назначения повторного заседания.
  6. Получение решения.
  7. Предъявление копии решения и заявления о восстановлении в очереди в уполномоченный орган.

Стоимость оспаривания решения администрации складывается из величины госпошлины за подачу неимущественного административного иска (300 рублей) и расходов, связанных с получением документов приложения. Отдельной строкой идут расходы на оплату услуг адвоката.

По срокам нужно знать следующее: после получения уведомления о снятии с учета у гражданина есть только 3 месяца для подачи иска. В случае пропуска срока возможность его восстановления определяет судебная инстанция.

Возможно будет интересно!

Есть ли смысл подавать в суд.

Судебная практика: обзор, примеры, не способна дать четкого ответа на этот вопрос. Многое будет зависеть от обоснованности жалобы и полноты представленных доказательств.

Так, например, если очередник и его семья по факту улучшат условия проживания или утратят статус малоимущей семьи, рассчитывать на удовлетворение требований не стоит. Утрата статуса, то есть оснований постановки на учет, приведет к аналогичным последствиям.

В то же время велика вероятность удовлетворения иска, если уполномоченный орган ссылается на отказ очередника от наследства или на наличие у него садового дома.

Из практики судов примечателен пример, когда истица, проживающая в комнате коммунальной квартиры и стоящая в очереди на жилье с 1980 года, была снята с учета по причине того, что ее дочь выросла и вышла замуж за человека, прописанного с родителями в трехкомнатной квартире.

Пересматривавший дело Верховный суд указал на то, что ни дочь, ни ее супруг не стали членами другой семьи, а сохранили право пользования жилыми помещениями, в которых были прописаны. В результате суд пришел к выводу о том, что условия проживания очередницы не изменились, отменил решения судов предыдущих инстанций, а требования истицы удовлетворил.

Оцените статью