Учим правильно вести бухгалтерский учет в строительных компаниях на курсе повышения квалификации «Учет в строительстве» .
Вы узнаете об учете капитальных вложений, долевого строительства, их особенностях для инвестора, подрядчика, застройщика и заказчика.
Курс ведут эксперты из строительной сферы, которые на живых примерах, с тестами и практическими заданиями помогут освоить материал.
После прохождения курса выдаем официальное удостоверение о повышении квалификации на 120 часов и вносим его в реестр ФИС ФРДО Рособрнадзора.
Посмотреть бесплатный урок
Что произошло?
Президент России подписал Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, помимо прочего, внёс изменения в сферу индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС). Закон вступил в силу 4 августа 2018 года.
В чем суть нового закона?
Новый порядок существенно упрощает процедуру строительства ИЖС. Теперь не требуется получать разрешение на строительство и разрешение на ввод. Вместо разрешений вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов. Установлены единые требования к объектам ИЖС. Упрощена процедура оформления прав на построенные объекты.
Зачем были приняты поправки?
Поправки призваны упорядочить ИЖС. Они устанавливают единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках. Ограничиваются максимальные параметры застройки. Данное изменение обусловлено отсутствием в законодательстве, а зачастую и в правилах землепользования и застройки ограничений параметров такой застройки, что приводит на практике к многочисленным нарушениям, в том числе в части строительства на таких земельных участках многоквартирных домов. Кроме того, уточнён механизм осуществления государственного строительного надзора при строительстве объектов ИЖС.
Что теперь понимать под ИЖС?
В соответствии с внесёнными в Градостроительный кодекс РФ изменениями под объектом ИЖС понимается отдельно стоящее здание (жилые дома, индивидуальные жилые дома), которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Какие требования установлены к объектам ИЖС?
Поправками определены максимальные параметры: количество надземных этажей — не более 3-х; высота — не более 20 метров. Это должно быть отдельно стоящее здание, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Такой подход позволит решить проблему возведения под видом объектов ИЖС многоквартирных домов.
Разрешения на строительства получать больше не надо?
Нет, не надо. При строительстве или реконструкции объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство предусмотрено направление застройщиками уведомления о планируемом строительстве или реконструкции. Для этого нужно заказным письмом, лично, через МФЦ или портал госуслуг обратиться в уполномоченный орган (как правило, местную администрацию).
Нужно ли к уведомлению прилагать какие-нибудь документы?
Да, вместе с уведомлением о планируемом строительстве следует направить, например, правоустанавливающие документы на земельный участок (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН). При этом установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия.
Нужна ли проектная документация?
Нет, при строительстве, реконструкции объектов ИЖС не требуется подготовка проектной документации (такая документация может быть подготовлена по инициативе застройщика).
После подачи уведомления можно сразу строить?
Не совсем, нужно дождаться уведомления от местной администрации о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС (садового дома) установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке. Местные власти в течение 7 дней проверяют параметры будущего строительства (прежде всего на предмет того, соответствует ли постройка виду разрешенного использования земельного участка и его территориальной зоне согласно местным правилам застройки) и высылают заявителю своё уведомление. После этого у застройщика появляется законное право приступать к строительству. Уведомление действует в течение 10 лет.
Могут ли запретить строить?
Да, местная администрация может прислать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров и (или) недопустимости размещения дома на данном земельном участке. Начинать стройку в такой ситуации нельзя. Предусмотрены случаи, когда местные власти направят такое уведомление, например параметры возводимой постройки противоречат установленным либо строить на этой земле жильё или садовый дом нельзя в принципе.
Что делать, если ответа от госорганов нет?
Если застройщик никакого ответного письма и уведомления от уполномоченных органов не получил, то это даёт право осуществлять строительство согласно указанным им параметрам.
« Клерк.Премиум »— это круглосуточная помощь бухгалтеру, кадровику и ИП, с которой можно учиться, задавать вопросы и пользоваться сервисами без ограничений. Получите доступ к закрытой части « Клерка » : более 700 вебинаров и курсов, безлимитным консультациям экспертов и заказу собственных разборов на любую интересующую тему. Учитесь и получайте консультации по любым бухгалтерским вопросам в рамках подписки! Задать вопрос
Нужно ли по окончании строительства получать разрешение на ввод в эксплуатацию?
Нет, нормами закона предусмотрена обязанность застройщика в течение одного месяца после окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС подать в уполномоченный орган уведомление — об окончании строительства дома. По результатам проверки такого уведомления уполномоченный орган примет решение о соответствии (несоответствии) построенного (реконструированного) объекта установленным требованиям. К уведомлению нужно приложить технический план на дом и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности на дом.
По каким формам направлять уведомления?
В настоящий момент формы уведомлений не утверждены, но появятся в ближайшее время (Минстрой России уже подготовил проект соответствующих уведомлений). До их появления можно направить вышеуказанные уведомления в письменной форме с соблюдением требований к содержанию и к составу прилагаемых документов, установленных ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
Что ещё важное принёс закон 340-ФЗ?
Вводится обязанность органов государственной власти или местного самоуправления направить по окончании строительства объекта ИЖС или садового дома в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на возведённый объект. К этому заявлению прикладываются необходимые документы, в том числе уведомление об окончании строительства и представленный застройщиком технический план объекта ИЖС.
Предусмотрен ли контроль за строительством?
Да, поправками определены особенности контроля строительства объектов ИЖС. Так, в целях контроля за соблюдением параметров строительства предусмотрена возможность проведения проверок в случае поступления информации о нарушениях предельных параметров разрешенного строительства.
Разрешение на строительство: продление, отмена
Известно, что закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. При этом нередки случаи, когда администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные тяжбы. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.
Учим правильно вести бухгалтерский учет в строительных компаниях на курсе повышения квалификации «Учет в строительстве» .
Вы узнаете об учете капитальных вложений, долевого строительства, их особенностях для инвестора, подрядчика, застройщика и заказчика.
Курс ведут эксперты из строительной сферы, которые на живых примерах, с тестами и практическими заданиями помогут освоить материал.
После прохождения курса выдаем официальное удостоверение о повышении квалификации на 120 часов и вносим его в реестр ФИС ФРДО Рособрнадзора.
Посмотреть бесплатный урок
Продлить нельзя отказать
- подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
- начать строительные работы до подачи такого заявления.
Оба ли этих условия должны выполняться одновременно? Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?
В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А46-2430/2016 и др.
Обратите внимание
Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.
Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.
Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.
Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.
Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором — признали действия администрации законными. Как такое возможно?
Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.
Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.
Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.
Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.
В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.
В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.
Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.
Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.
ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.
Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.
В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.
Обратите внимание
Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.
Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:
- 100% земляных работ;
- 90% работ по созданию фундамента;
- 20% работ по прокладке инженерных сетей;
- 10% работ по возведению каркаса здания.
Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.
При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат — отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).
Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16‑4400 по делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.
Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях
Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления[1] действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).
Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.
В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:
- принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
- расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
- прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16‑10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15‑10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15‑10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.
При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.
Некоторые выводы
Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.
[1] Федеральный закон от 06.10.2013 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».- разрешение на строительство
- учет в строительстве
Сколько действует разрешение на строительство в 2024 году
Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Принимаем вопросы в любой день недели.
Чтобы построить на участке капитальное здание, необходимо по закону получить разрешение на строительство. У этого документа есть свои нюансы. Требуется данный документ при необходимости возвести здание выше трех этажей, а в некоторых случаях – при возведении бани. После получения необходимо соблюдать срок действия разрешения на строительство, а также знать о возможностях его продления.
Что такое разрешение на строительство
Согласно статье 51 ГрК РФ под термином «разрешение на строительство» понимается целый ряд документов, с помощью которых подтверждается соблюдение проектной документации:
- положениям градостроительной документации по межеванию территории и проекту планирования – в ситуации, когда речь идет о возведении капитального строения, не являющегося линейным объектом;
- требованиям по проектировке и межеванию для линейных объектов;
- требованиям, которые предусмотрены проектом планировки территории, если речь идет о строительстве линейного объекта без образования земельного участка.
Разрешение на строительство подтверждает, что застройщик вправе начать строительные работы. Без получения данного разрешения, любой строительство будет незаконным.
Есть несколько типов застройки, при которых в 2024 году получить разрешение необходимо в обязательном порядке.
В каких случаях требуется согласование на постройку в 2024 году
Обязательно оформлять документ в следующих случаях:
- при постройке здания от трех этажей и выше;
- обособленные капитальные строения площадью более 1500м2 ;
- сложные объекты.
Еще с 2018 года упростили процедуру согласования для тех, кто ведет ИЖС или садовые постройки.
Также разрешение на строительство требуется при некоторых видах реконструкции капитальных строений:
- надстройка дополнительного этажа и мансарды;
- пристройка;
- изменение формы крыши, а также перенос дверных и оконных проемов;
- перенос или добавление внутренних несущих конструкций.
Если перепланировка не затрагивает основных конфигураций здания, то разрешение на этот процесс не понадобится.
Сколько по времени выдается документ
В действующем законодательстве 2024 года срок, за который должно быть выдано свидетельство четко указан. Он составляет не более 10 дней с момента подачи заявления в соответствующие органы. В законодательстве указаны следующие сроки для аналогичных процедур:
- выдача самого разрешения – 10 дней;
- продление сроков строительства – 5 дней;
- внесение изменений в документ при смене собственника – 10 дней;
- внесение изменений в само Разрешение – 5 дней;
- выдача дубликата – 5 дней.
Чтобы в самом процессе выдачи не возникло затруднений, следует заранее собрать все необходимые документы, правильно без ошибок заполнить заявку и внести туда всю необходимую информацию.
Срок действия разрешения на строительство
Стройка в большинстве случаев процесс длительный и не всегда возможно предугадать, на сколько все затянется. Сколько действует разрешение на строительство в 2024 году зависит от конкретного типа строительства.
Для объектов ИЖС, такая бумага действует в течение 10 лет. Если речь идет о капитальной застройке юридическим лицом, то разрешение действует в рамках разработанного и утвержденного проекта. В этом проекте организация должна указать дату, до которой планируется окончание строительных работ.
Также по заявлению застройщика разрешение могут выдавать отдельно на каждый этап строительства.
Как продлить разрешение
Если срок разрешения на строительство уже истек, а работы еще не окончены, то следует продлить документ. Но есть причины, по которым решение градостроительных органов может быть и отрицательным. Чтобы не возникло проблем, лучше всего подавать документы о продлении за 60 дней до окончания срока действия выданного разрешения. Тогда больше шансов, что заявитель не получит отказ.
Подробнее о том, как оформить продление разрешения на строительство, читайте в нашей статье.
Если срок действия разрешительного документа истекает, то нужно сделать следующее:
- Подготовить дополнительные документы по перечню регламента.
- Подтвердить начало строительства с использованием документов по форме КС-2 и КС-3. А также предоставить уведомление о начале работ или договор подряда.
Документы
Чтобы без проблем продлить разрешение на строительство, следует заранее подготовить ряд документов, среди которых:
- заявление;
- все первоначальные документы, которые были предоставлены по строительству;
- акт о состоянии работ на данный момент времени.
Если заявитель пропустил срок подачи заявления, то ему понадобится собирать полный пакет документов, включая правоустанавливающие на земельный участок, а также планировочную схему земельного участка. унифицированной формы заявления не существует.
Есть обязательная информация, которая должна быть в нем указана:
- паспортные данные заявителя;
- полные реквизиты правоустанавливающего документа;
- сведения о наличии прав у третьих лиц;
- описание местоположения участка или полный его кадастровый номер;
- информация о параметрах объекта строительства и об отступах от границ участка;
- информация о виде разрешенного использования данного земельного участка;
- контактные данные для связи,: телефон, адрес электронной почты;
- подробные данные об объекте строительства.
Сроки, стоимость
Срок рассмотрения обычно составляет 5-7 дней. Важно подать заявление вовремя, как минимум за 60 дней до окончания срока действия разрешения. Продление чаще всего разрешается на 1-3 года. При этом государственную пошлину за продление платить не нужно, в отличие от подписания основного документа.
Если откажут в получении продления и гражданину придется вновь оформлять разрешение, тогда и госпошлину нужно будет платить заново.
Могут ли отказать
Администрация имеет полное право отказать заявителю в продлении разрешения на строительство. В таком случае необходимо разобраться причинах. Наиболее частые из них:
- срок действия основного первоначального разрешения истек и заявитель обратился уже поздно;
- за время срока действия строительные работы так и не начались, для подтверждения нет документов, даже не предоставлено чеков на закупку хоть небольшого объема строительных материалов;
- если застройщик юридическое лицо – он не подал заявления о начале строительных работ.
Специалист, который рассматривает заявление о продлении обязан предоставить отказ в мотивированном письменном виде. Заявитель имеет право подать в суд и обжаловать решение.
Что делать, если строительство не завершено, а разрешение уже не действует
В первую очередь следует обратиться в администрацию за продлением. Скорее всего, в нем откажут. Если в продлении разрешения отказали, то следует обратиться в районный суд. Первое, что необходимо сделать – собрать подтверждение, что стройка уже началась. для этого подойдут:
- договор со строительной компанией или подрядчиком;
- фото- видеосъемка объекта;
- платежные документы, подтверждающие оплату тех или иных работ на объекте, закупку строительного материала.
Если суд примет положительное решение, то строительные работы можно возобновлять, а срок восстанавливается на основе решения судьи. Но чаще всего судья принимает положительное решение в случае, когда найдены нарушения со стороны администрации и ответственных лиц.
Есть несколько ситуаций, когда положительное решение не может быть принято:
- строительство за весь срок действия разрешения, так и не началось, отсутствуют документы, которые могут подтвердить начало процесса стройки;
- в результате строительства проект серьезно изменился, теперь недопустимо продлевать разрешение без внесения соответствующих коррективов;
- заявление подано после истечения срока действия разрешения на строительство.
В любой из таких ситуаций оптимальный вариант – собирать документы на новое рассмотрение и получение нового разрешения. Документы придется собирать снова в полном объеме, но зато срок действия нового документа также будет составлять 10 лет.
Ответственность за отсутствие разрешения в 2024 году
начинать строительство без разрешения – практически бесполезно. Существуют серьезные санкции для застройщиков. В первую очередь это штраф. Также есть и другие меры взыскания:
- имущественная – изъятие земельного участка из-за нецелевого использования;
- к чиновникам применяется еще и дисциплинарное взыскание;
- уголовное наказание – в случае причинения ущерба жизни или здоровью третьих лиц.
Штраф для физического лица составляет от двух до 5 тысяч рублей. Чиновник оплатит штраф до 50 тысяч рублей. Для индивидуального предпринимателя помимо штрафа до 50 тысяч опасность еще и в приостановлении деятельности вплоть до 90 суток. Для юридических лиц штраф составляет до 1 млн рублей и приостановка деятельности компании до 90 дней.
Помимо штрафа для уже построенных зданий выписывают срок, за который постройку следует снести, причем, за счет владельца.
Если гражданин, физическое лицо или юридическое решили заняться возведением капитального строения, то в первую очередь потребуется разрешение от администрации. Если этот документ не оформить, то любое строительство будет считаться незаконным. При этом самое важное, что ответственность за строение будет нести его собственник на момент выявления незаконности.
Например, если капитальная баня на участке была построена без разрешения, а сам дом с участком и баней через несколько лет продан, то новый покупатель будет нести ответственность перед соответствующими органами, е6сли выяснится, что баня построена незаконно.
Подробнее о том, как получить разрешение на строительство бани, читайте у нас.
Обновление статьи: 25.06.2023
Продление срока разрешения на строительство в 2024 году
Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Принимаем вопросы в любой день недели.
Если срок действия разрешения на постройку завершен, документ теряет юридическую силу. С этого момента продолжать работы нельзя, в противном случае застройщику грозят санкции, предусмотренные законодательством РФ. Допускается продление разрешения на строительство в 2024 году — для этого необходимо в установленный срок обратиться в уполномоченные органы с пакетом документов.
В каком случае нужно продлевать разрешение на строительство
Основания и правила выдачи, продления разрешения на строительство (РНС) регламентированы ст. 51 ГрК РФ. Обязательно оформление документа в 2024 году при постройке:
- дома от 3 этажей и выше;
- обособленных капстроений площадью более 1,5 тыс. м2;
- сложных объектов.
Также РНС необходимо при некоторых работах по реконструкции капитальных строений:
- при возведении мансарды, дополнительных этажей;
- при создании пристроек;
- при изменении формы крыши;
- при добавлении, переносе проемов дверей и окон, входных групп, внутренних несущих конструкций.
Пролонгировать РНС требуется, если застройщик не уложился в согласованные сроки. Например, фундамент и стены возведены, а остальная конструкция объекта ИЖС еще не готова.
Для продолжения проведения строительных работ надо продлить разрешение, отправив для этого заявление в уполномоченный орган не позднее, чем за 10 дней до завершения срока действия документа. При этом застройщик обязан доказать факт, что стройка начата.
Не требуется продление действия разрешения на строительство, если срок бумаги истек в период с 07.04.2020 г. по 01.01.2021 г. — пролонгация осуществляется автоматически на год, в связи с пандемией коронавируса в РФ (Письмо Минстроя России №33225-ИФ/03). То есть подавать заявление и документы в уполномоченные ведомства в этом случае необязательно (хотя и не запрещается законом).
На какой период можно продлить в 2024 году
Изначально разрешение на строительство выдается на срок, установленный проектом, для ИЖС этот период насчитывает 10 лет (п.19 ст. 51 ГрК РФ). На какое время уполномоченные ведомства продлят разрешение, устанавливается в индивидуальном порядке и зависит от ряда обстоятельств:
- этапа строительства;
- сроков, обозначенных в проекте;
- действующих строительных нормативов;
- применяемых технологий и материалов;
- причин задержки и так далее.
Преимущественно продление срока действия разрешения на строительство осуществляется на период до 3 лет.За назначенное время застройщик должен завершить все работы, отчитаться о введении объекта в эксплуатацию. Если строительство будет вновь не закончено, РНС повторно не пролонгируют — потребуется получать новый документ.
Порядок продления разрешения на строительство — пошаговая инструкция
Продлением срока действия разрешения на строительство занимается то же ведомство, что первоначально выдавало документ. На проведение процедуры уполномочены госорганы:
- федеральной и региональной исполнительной власти;
- местного самоуправления;
- управляющие использованием атомной энергии;
- курирующие деятельность по применению ядерных установок и оружия;
- госкорпорация «Роскосмос» (при строительстве объекта космической структуры).
Для оформления необходимо подать в орган заявление и перечень документации — сделать это допускается удаленно через портал Госуслуг или посетив отделение МФЦ.
Порядок продления разрешения на строительство регламентирован ст. 51 ГрК РФ. В 2024 году срок оформления нового документа насчитывает 5 рабочих дней — в этот период ведомство сообщает застройщику о своем решении пролонгировать документ или об отказе в процедуре. Услуги по продлению РНС госорганы оказывают бесплатно, госпошлина не взимается.
Продление разрешения через Госуслуги
Пролонгация документа дистанционно через Госпортал доступна не во всех субъектах РФ — чтобы проверить наличие такой возможности, надо внести наименование услуги в строку поиска на сайте. Появится описание алгоритма действий для продления РНС. Если опция доступна в онлайн-режиме в конкретном регионе, будет активной кнопка «Получить услугу».
Для оформления потребуется подтвержденный аккаунт на госпортале и электронная цифровая подпись. Продление разрешения состоит из последовательных шагов:
- Заполнения онлайн-формы заявления.
- Загрузки сканов документов.
- Отправки бумаг на проверку.
Решение от уполномоченных ведомств придет в течение 5-7 дней в личный кабинет портала и по указанной электронной почте. При одобрении пролонгации забрать документ можно будет в отделении МФЦ.
Продление разрешения через МФЦ
Порядок получения продленного разрешения на строительство через МФЦ предполагает посещение отделения центра с пакетом документации. Рекомендуется предварительно записаться на прием — через сайт или по телефону.
Это гарантирует получение услуги в строго обозначенное время, в противном случае потребуется ожидать в порядке живой очереди.
Заявление можно заполнить заранее или непосредственно в МФЦ, при этом специалист окажет помощь при возникновении вопросов.
После подачи документов застройщику остается ожидать решения госорганов. При обращении в МФЦ срок оказания услуги может увеличиваться, поскольку 1-2 дня занимает передача бумаг в уполномоченное ведомство. В период рассмотрения заявления проводится проверка объекта представителями «Стройнадзора» или отдела архитектуры и строительства — она может быть невыездная (при отсутствии сомнений в ведении строительных работ) или выездная.
В случае одобрения пролонгации РНС получить документ можно будет в МФЦ — сотрудники уведомят о его готовности по СМС.
Какие нужны документы
У отдельных госведомств перечень документов, требуемых при продлении разрешения, может отличаться, поэтому рекомендуется предварительно уточнить информацию.
В общий список бумаг входят:
- Паспорт заявителя.
- Заявление.
- Ранее выданное разрешение и перечень прежде представленных документов.
- Уведомление об истечении срока действия разрешения на строительство.
- Подтверждение ведения строительных работ — доказательством могут выступать акт о текущем этапе строительства, справки по форме КС-2 и КС-3, уведомление о начале работ, договора подряда, накладные, квитанции о приобретении стройматериалов, фото и видеоматериалы и так далее.
Если застройщик пропустил положенный срок подачи бумаг, потребуется представить полный пакет документов об объекте, в том числе правоустанавливающие на землю, планировочную схему участка.
Заявление о продлении — образец
Формы заявления, утвержденной на законодательном уровне, нет — документ допускается оформить произвольно. Можно взять бланк в уполномоченном ведомстве, МФЦ или воспользоваться представленным образцом.
В заявление обязательно вносится информация:
- Наименование адресата.
- Личные сведения о заявителе (физическом лице или ИП) — ФИО, реквизиты паспорта, адрес регистрации и почтовый, контакты.
- Информация о предприятии (если заявитель — юридическое лицо) — организационно-правовая форма, ФИО уполномоченного лица, реквизиты (ИНН, ОГРН), контактные сведения, адрес.
- Основная часть содержит просьбу о продлении РНС, его номер, дату и сведения, кем оно было выдано. Указывается желаемый срок пролонгации.
- Перечисление документов, прикладываемых к заявлению (с указанием оригинал/копия).
- Обозначение желаемого способа получения решения о продлении и непосредственно документа (например, в МФЦ).
Завершает заполнение личная подпись застройщика с расшифровкой и дата оформления.
Что будет со стройкой, если не продлить разрешение
По истечении срока действия разрешения строительные работы должны быть приостановлены до успешного продления документа. В случае отказа в пролонгации дальнейшая стройка запрещена до того, как будет получено новое разрешение на строительство.
Если застройщик продолжает вести работы без разрешения или уведомления от госорганов, на него накладываются штрафные санкции по ст. 9.5 КоАП РФ:
- 2-5 тыс. руб.— на граждан;
- 20-50 тыс. руб. — на должностных лиц и ИП;
- 500 тыс.-1 млн руб. — на организации.
Административная ответственность для предприятий и ИП может включать приостановление деятельности на период до 90 дней.
Если объект нарушает технические нормативы, не соответствует утвержденным параметрам или представляет угрозу для населения, ведомства вправе обязать застройщиков демонтировать его за свой счет. При отказе снос проводится уполномоченными госорганами с предъявлением иска о возмещении расходов владельцу постройки.
Почему могут отказать в продлении в 2024 году
Уполномоченный госорган вправе отказать продлить разрешение на строительство застройщику по следующим причинам:
- Заявление на пролонгацию подано позже обозначенного периода (максимальный срок — 10 дней до окончания действия документа).
- Строительство так и не начато или в ведомстве отсутствует достаточная доказательная база о проведении работ.
- Представлен не весь перечень документов.
- Застройщиком-организацией не подано заявление о начале проведения работ.
- Выявлены ошибки или недостоверная информация в заявлении.
Отказ в проведении процедуры передается заявителю в письменном виде с обязательным указанием причин такого решения. Однако это не является препятствием для подачи документов на оформление нового разрешения.
При несогласии с отказом застройщик вправе подать жалобу в вышестоящую инстанцию, исходя из обстоятельств дела (заместителю главы администрации, директору МФЦ). Бумага оформляется произвольно, срок ее рассмотрения — 30 дней после получения госведомством. Если проблема не решена, целесообразно обратиться в суд с предоставлением доказательств ведения строительства.
В каком случае разрешение на строительство перестает действовать?
Отмена разрешения на строительные работы допускается в редких случаях, обозначенных законодательством РФ (п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ):
- При принудительном прекращении прав владения на участки земли, в том числе при передаче их государству.
- При несоответствии РНС ограничениям в отношении объектов, установленных на приаэродромной зоне.
- В случае отказа от права владения землей.
- При расторжении арендного договора и других соглашений, выступающих основанием возникновения прав на земельные участки.
- При прекращении права использования недр, если РНС выдано на работы на участке, необходимом для ведения разработок, связанных с полезными ископаемыми.
Уполномоченный орган может принять решение об аннулировании РНС при наличии хотя бы одного основания, то есть правовые нормы носят императивный характер и обжалованию не подлежат. При этом мотивированное постановление о прекращении действия разрешения должно обязательно ссылаться на одно из положений п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ — в противном случае его можно признать незаконным.
Видео о том, как продлить разрешение на строительство:
Срок действия разрешения на строительство
Для объектов различного назначения предусмотрен разный срок действия разрешения на строительство. Для индивидуального жилищного он составляет десять лет, для остальных объектов определяется проектом организации строительства. Кодекс 1998 года предусматривал выдачу разрешения на строительство сроком на три года. Конечно же, это не отражало индивидуальных особенностей каждого строительного объекта. В Градостроительном кодексе 2004 года в статье 51, часть 19 закреплен более гибкий подход к решению этого вопроса. При переходе права собственности на земельный участок и объект строительства или реконструкции к другим лицам, срок действия ранее полученного разрешения на строительство сохраняется. Новый владелец может продолжать выполнение строительных работ с обязательным внесением изменений в разрешение, выданное прежнему владельцу.
Индивидуальное или капитальное строительство
Для индивидуального жилищного строительства не требуется разработка проектной документации. Следовательно, не разрабатывается и проект организации строительства, по которому можно было бы определять срок строительства в каждом конкретном случае. Поэтому, для таких объектов срок действия разрешения на строительство составляет десять лет. При необходимости этот срок может быть продлен в установленном порядке, о чем будет сказано ниже. Капитальное строительство или реконструкция выполняются на основании разработанной и утвержденной проектной документации. Одним из разделов проектной документации является проект организации строительства, в котором указывается время, необходимое для строительства или реконструкции этого объекта.
Что учитывается при определении сроков?
Расчет времени строительства объекта производится по действующим нормативным документам. В них заложены усредненные сроки строительства аналогичных объектов, взятые из практики строительства. Нормативные сроки строительства предусматривают применение передовых технологий строительства или реконструкции, соблюдение технологии строительных работ, обеспечение качества строительства. При нормальной организации работ на строительной площадке ввод объекта в эксплуатацию в предусмотренные проектом организации строительства сроки не вызывает особых проблем. Единственный фактор, который не учитывается проектом организации строительства и нормами продолжительности строительства – это финансирование. Нормативные сроки рассчитаны на полноценное регулярное финансирование на протяжении всего периода строительства. Перебои в финансировании объекта могут привести к срыву сроков строительства. В подобных случаях действующим законодательством предусмотрена возможность продления сроков строительства. Не позднее, чем за 60 дней до окончания срока действия ранее полученного разрешения на строительство, застройщик должен подать заявление на продление срока действия разрешения, в те же органы, которые это разрешение выдали. Важным фактором, влияющим на продление срока действия разрешения, является то, что работы по строительству или реконструкции должны быть начаты до подачи такого заявления, точнее, истечения срока его подачи. Если такое требование части 20 статьи 51 кодекса не выполнено, в продлении срока действия разрешения будет отказано. Следует иметь в виду, что при подаче заявления на продление срока действия разрешения необходимо будет предоставить проект организации строительства с измененным календарным планом, по которому будет определяться срок продления. Для внесения изменений в проектную документацию требует время. Специальным распоряжением Правительства Москвы № 2631-РП от 29 декабря 2010 года на всех строительных объектах, где велись строительно-монтажные работы, срок действия разрешений которых истекал до 1 февраля 2011 года, эти разрешения были продлены на три месяца. Сделано это было с целью обеспечения бесперебойной работы на этих объектах. Как показывает этот пример, несвоевременное оформление продления срока действия разрешения, может привести к приостановке строительства.