Комментарии: 1 09.03.2021 Дорожная ситуация, при которой получают травмы или умирают люди, повреждаются транспортные средства и иные объекты на дороге, по закону определяется как дорожно-транспортное происшествие. Во многих случаях виновник ДТП определяется сразу, но есть и такие ситуации, когда для этого нужны разбирательства. Как правило, при процедуре учитывается сразу несколько факторов. Фактически сотрудники ГИБДД лишились права самостоятельно определять виновное лицо в аварии На практике, виновником является тот, на кого оформляется протокол. Но не всегда нарушение ПДД может говорить о виновности человека в ДТП. Рассмотрим, кто должен устанавливать виновника аварии и как проходит данная процедура.
Еще до лета 2002 года сотрудник ГИБДД имел право на своеобразное вынесение приговора. Попавший в дорожно-транспортное происшествие водитель получал на руки справку о том, что он является виновником. После этого решение оставалось за ним — признавать свою вину или же обращаться в суд для обжалования. В июле 2002 года в КоАП РФ внесли изменения, согласно которым, определение виновника в дорожно-транспортном средстве стало полномочием суда. Фактически сотрудники ГИБДД лишились права самостоятельно определять виновное лицо в аварии. Они по-прежнему выписывают подобные справки в виде протоколов, вот только в них нет ни слова о вине водителя. Протокол всего лишь говорит о том, что человек нарушил Правила дорожного движения и не более того.
Если после рассмотрения дела сотрудники ГИБДД устанавливают, что в ДТП не было виновных, дело закрывается Как устанавливается виновник. Первым делом группа разбора ГИБДД определяет нарушителя. По данному факту оформляется постановление, а справки выдаются на руки обоим участникам аварии. Как говорилось ранее, в данных справках не указывается виновник. Согласно КоАП, на нарушителя ПДД накладывается штраф. Если после рассмотрения дела сотрудники ГИБДД устанавливают, что в ДТП не было виновных, дело закрывается. Штраф никому не выписывают, а на руки обеим сторонам выдают постановления об отсутствии виновных. Со своей стороны водитель может не согласиться с решением ГИБДД об отсутствии виновников в аварии Если же одна из сторон не согласна с таким решением, она может подать в суд и указать, кто является истинным виновником. К судебному иску следует приложить постановление ГИБДД и документы, которые подтверждают нанесенный ущерб. После этого суд приступает к разбирательствам. Со своей стороны он может не согласиться с решением ГИБДД об отсутствии виновников в аварии. Для этого нужно назначить экспертизу и провести дополнительное расследование. На основании результатов последних выносится новое решение о виновности или невиновности. Очень часто в ДТП бывают виноваты обе стороны. Тогда они могут рассчитывать на частичную компенсацию ущерба.
Для таких случаев и нужно иметь в автомобиле видеорегистратор. Запись с него поможет быстро разрешить все споры и конфликты. Если же виновник так и не был установлен, автомобилист не может рассчитывать на возмещение нанесенного ущерба по полису ОСАГО. Многие при таком исходе обращаются в суд, чтобы установить виновное лицо. Итог. После возникновения ДТП начинаются разбирательства для установления виновной стороны. Если в ГИБДД выносят постановление об отсутствии виновника, можно обратиться в суд для обжалования. В противном случае, рассчитывать на выплаты по ОСАГО не стоит.
Виновник ДТП не установлен: что делать и кто возмещает ущерб
Если виновник ДТП не установлен, несмотря на все принятые меры со стороны сотрудников полиции, у водителей возникают проблемы. Кто возместит ущерб автомобилю?
В некоторых случаях поможет выплата страховки по ОСАГО. Существенно упростит решение проблемы наличие полиса КАСКО. Однако в большинстве случаев, автовладельцы вынуждены заниматься восстановлением своего транспорта самостоятельно.
Как бы там ни было, требуется иметь представление о том, как устанавливается причастность водителя к ДТП. Ведь второй участник инцидента может настаивать на своей невиновности, и тогда ее предстоит доказать в суде.
Как определяется вина водителя в ДТП
Виновность в происшествии имеет место тогда, когда водитель проигнорировал требования правил дорожного движения. В серьезных авариях одновременно нарушается сразу несколько разных пунктов ПДД.
Чтобы картина была полной, необходимо установить причинно-следственную связь между несоблюдением нормативных предписаний и наступившими последствиями.
Сказанное применимо вне зависимости от того, какая ответственность дальше ожидает водителя: административная или уголовная. Для назначения наказания существенное значение имеет степень виновности в аварии.
- состояние водителя, был ли он пьяным или трезвым;
- действия остальных участников инцидента, включая пешеходов;
- освещенность участка магистрали, на котором произошла авария, сопутствующие погодные условия;
- качество дорожного покрытия, правильность нанесения разметки и установки знаков;
- исправность самого транспортного средства.
Зачастую ответственность за ДТП несут оба водителя. В этом случае речь идет об обоюдной вине. Ее наличие не влияет на административное наказание, но может отразиться на содержании приговора по уголовному делу.
Нередки ситуации, когда из составленных сотрудниками ГИБДД материалов нельзя достоверно установить виновника аварии. Тогда степень вины каждого из водителей в процентах определяет суд, при условии подачи соответствующего иска, одним из участников дорожного происшествия.
Возмещение материального ущерба происходит также в пропорциональном соотношении. К примеру, когда суд распределяет вину автовладельцев как 70 на 30 %, также компенсируется и ущерб, нанесенный транспортным средствам.
Если виновник погибает, выплаты осуществляет его страховая, в случае превышения лимитов, бремя возмещения несут наследники.
Существуют наиболее распространенные причины ДТП по вине водителя. Их можно сформировать в виде такого списка.
- Отсутствие должных навыков в управлении автомобилем, проявление неосмотрительности, небрежности.
- Превышение допустимой скорости, обход дорожных знаков и разметки на асфальте.
- Игнорирование сигналов светофоров, указаний регулировщика.
- Нахождение под влиянием алкоголя, наркотиков, психотропных веществ.
- Выезд в путь на неисправном транспорте.
Следствием аварии могут стать плохое состояние дорожного покрытия или сложные погодные условия.
Здесь вина водителя чаще всего заключается в отсутствие требуемых мер предосторожности. Они подразумевают снижение скорости до минимума, увеличение безопасной дистанции до транспорта, двигающегося впереди.
Нередко возникновению происшествия способствуют действия других водителей. «Подрезание», выезд на встречную полосу, агрессивное поведение само по себе. Тогда сидящие за рулем граждане, уходя от столкновения, сами невольно попадают ДТП.
В таких ситуациях судебные решения говорят о том, что причастными признаются лица, спровоцировавшие аварию. Установить нарушителей помогают дорожные камеры, показания свидетелей.
Как установить виновника аварии
В ситуации, когда на дороге произошло ДТП, вина водителя устанавливается как по горячим следам, так и после наличия уже собранного пакета документов. Все зависит от масштабов происшествия, количества задействованных машин. Не последнюю роль играет поведение водителей.
Многолетняя практика выработала не только алгоритм установления виновника аварии, но и верную тактику поведения всех ее участников.
Некоторые предписания прямо закреплены в правилах дорожного движения, а также в КоАП РФ.
К примеру, порядок действий на случай дорожного происшествия регламентирован в п.п. 2.5, 2.6, 2.6.1. В свою очередь процедура производства по делам об административных правонарушений, права их участников, иные важные положения содержатся в Главах 24-26, 28 Раздела IV КоАП.
Большую роль при выяснении истины играет собранная доказательная база во всей своей совокупности. Именно на ее основании принимается решение о привлечении гражданина к административной либо уголовной ответственности.
- письменные источники;
- фотографии;
- объяснения участников ДТП, свидетелей, сотрудников ГИБДД;
- вещественные доказательства в виде осколков стекла или кусочков краски;
- результаты экспертиз, освидетельствования лица.
В расчет также берутся показания специальных технических средств. Речь идет о радарах скорости и приборах, определяющих уровень алкоголя в крови водителя.
Теперь самое время перейти к процедуре определения виновника.
На месте ДТП
Во многих случаях виновник автоаварии становится понятен сразу. Большинство нарушений правил дорожного движения имеют очевидный характер и не требуют дополнительных способов доказывания.
В составляемый протокол вносятся обстоятельства инцидента со ссылкой на те нормы ПДД, которые не были соблюдены. О многом расскажет и схема ДТП.
- проезд на красный свет;
- очевидное превышение скорости;
- несоблюдение правил пересечения перекрестков;
- выезд на встречную полосу движения.
В случае, когда сидящий за рулем был нетрезв, это тоже относится к несоблюдению правил дорожного движения (ст.12.8.1 КоАП РФ). Первоначально количество алкоголя в крови гражданина определяется сотрудником ДПС с помощью специального прибора – алкотестера. Дальше, как правило, следует медицинское освидетельствование.
Каждый из участников происшествия вправе написать к протоколу собственные пояснения. Их содержание принимается во внимание при вынесении постановления о назначении штрафа и/или определении срока лишения водительского удостоверения.
Если не виноват, как доказать на начальном этапе
По факту дорожно-транспортного происшествия возбуждается административное производство. Исходными документами в рамках него является схема, составляемая на месте аварии, пояснения участников и свидетелей.
В свою очередь, между оформлением материалов дела и принятием постановления о привлечении виновника к административной ответственности проходит определенный период времени – 2 месяца.
За этот отрезок водитель не должен сидеть, сложа руки для того, чтобы подтвердить собственную правоту.
- возможность знакомится с материалами административного производства;
- предоставление дополнительных пояснений, письменных доказательств;
- право прибегнуть к правовой помощи со стороны юриста, адвоката.
Кроме этого, участник ДТП может настаивать на проведении дополнительных экспертиз. Они, на основании ч. 2 ст. 27 КоАП РФ проводятся за счет бюджетных средств. С кругом вопросов, которые нужно поставить эксперту, определяются заранее.
Обжалование виновности КоАП
Логическим итогом ДТП становится постановление дознавателя ГИБДД о привлечении одного или обоих водителей к административной ответственности в форме штрафа. Его допускается оспорить. С этой целью лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе подать жалобу вышестоящему руководству или в районный суд.
Протокол об административном правонарушении по законодательству оспорить нельзя. Требуется дождаться постановления о назначении штрафа.
Многие выбирают второй путь в надежде большую объективность. Как бы там ни было, необходимо все успеть сделать в десятидневный срок с момента получения постановления. Иначе, придется писать ходатайство о восстановлении упущенного времени, обосновывая причины допущенной задержки.
Обжалование постановления может иметь место последовательно в нескольких судебных инстанциях. Многие водители в поисках справедливости доходят и до Верховного Суда РФ.
Кстати, обжалуется постановление не только о применении денежных санкций, но и об отказе привлекать гражданина к административной ответственности. Здесь действует то же правило 10 дней. В жалобе требуется по пунктам описать процессуальные нарушения, допущенные со стороны сотрудника ГИБДД.
В случае, когда в возбуждении административного производства отказал мировой судья, его определение может быть пересмотрено. С этой целью пишется жалоба в районный суд по месту расположения участка мирового судьи.
В гражданском суде
Рассмотрение дела имеет свою специфику. Предъявляется иск ко второй стороне не только о взыскании ущерба, но и об окончательном определении виновника дорожного происшествия.
Необходимо будет внести госпошлину, которая состоит из двух частей. Определение виновника рассматривается как неимущественное требование и оплачивается в размере 300 рублей.
Касаемо возмещения материального ущерба, пошлина исчисляется в процентах от выдвигаемых требований. За основу берется п.1 ст. 333.19 НК РФ. Там определен размер платежа с привязкой к цене иска.
Полезно привлечь к участию в деле страховую компанию в качестве третьего лица. Когда суд выяснит, что страховое возмещение предоставлено пострадавшим не в полном объеме, взыскивается недостающая сумма, но в пределах, действующих по ОСАГО, лимитов.
А если скрылся
К сожалению, не всегда виновник ДТП остается на месте аварии для дальнейших разбирательств. И это только добавляет проблем владельцу пострадавшего транспорта. Тем не менее, нужно предпринимать конкретные действия и со своей стороны.
Так, на место столкновения обязательно вызывается патрульный экипаж, который зафиксирует факт повреждений. До приезда сотрудников ГИБДД водитель может сделать несколько снимков поврежденных участков автомобиля.
Отдельно делаются снимки асфальта, поскольку там могут остаться частички от другого транспорта: осколки фар, зеркал. Кстати, отпечаток протектора на дороге также помогает экспертам идентифицировать автомобиль.
После приезда дежурной группы начинается работа, по идентификации второго участника инцидента.
- опрос водителя, других свидетелей;
- сбор следов, оставшихся на проезжей части;
- производство необходимых замеров;
- изучение записей с видеокамер, расположенных на окрестных объектах.
Схематически розыск скрывшегося автомобиля происходит следующим образом. Вначале выносится постановление об осуществлении розыскных действий. На основании пояснений потерпевшего, свидетелей устанавливаются приметы транспортного средства. На первом месте среди них стоят марка и цвет.
Дальше по базе данных делается выборка машин, соответствующих описанию. После этого сотрудники полиции проверяют автомобили на предмет возможной причастности к аварии.
По законодательству на поиск машины отводится 2 месяца. При этом пострадавший хозяин транспорта также может осуществлять поисковые мероприятия со своей стороны.
Можно ли получить страховку, если виновник ДТП не установлен
Случается так, что налицо по всем признакам дорожно-транспортное происшествие, однако дознаватель после необходимых действий выносит постановление о том, что оба водителя не виноваты. Есть ли в таком случае смысл обращаться к страховой компании за получением ОСАГО?
Даже когда вина участников ДТП не установлена, все равно существует возможность рассчитывать на страховое возмещение.
В силу предписаний ст. 12 ФЗ об ОСАГО в том случае, когда степень вины участников происшествия не определена, считается, что они несут ответственность за причиненный вред в равных частях. Аналогичное указание содержится и в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда № 2 от 29.01.2015 г.
Следовательно, можно обращаться в свою страховую компанию за получением компенсации по ОСАГО. Правда, она будет вдвое меньше ожидаемой суммы.
Позиция Верховного суда
Дополнительно приводится пример из судебной практики, имеющий прямое отношение к теме статьи.
Осенью 2015 года имело место ДТП с участием двух автомобилей. Пострадавшая сторона подала документы на получение возмещения своему страховщику.
В ответ был получен отказ, мотивированный тем, что виновником происшествия был именно автор обращения.
Между тем, вина водителя доказана не была. Поэтому он обратился в суд не только с иском о получении основной суммы, но и взыскании предусмотренных законодательством об ОСАГО и защиты прав потребителей штрафных санкций и морального вреда.
Первая и апелляционная инстанция с иском согласились лишь частично, взыскав только основную сумму страховки. Отказав по остальным требованиям, суды отметили, что нельзя привлекать страховую компанию к ответственности за просрочку выплаты возмещения, поскольку вина участников столкновения была установлена судебным решением позднее.
Автомобилист с таким положением вещей не согласился и обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ. И коллегия судей поддержала доводы, изложенные в обращении.
В определении от 19.12.2017 г. по делу № 9-КГ17-16 отмечено, что страховщик освобождается от ответственности только в том случае, если выплаты были произведены участникам ДТП в равных частях при обоюдной вине.
В рамках данного дела этот факт не был установлен. В итоге спор направили на повторное рассмотрение в апелляцию.
Советы водителю при определении степени вины
С самого начала стоит придерживаться намеченной линии поведения. Кстати, ее может подсказать опытный адвокат, специализирующийся на дорожных происшествиях.
Дополнительно полезно наладить эффективное взаимодействие не только с дознавателем, но и со вторым участником аварии.
А также пригодятся рекомендации, приведенные ниже. Они проверены практикой и помогли многим владельцам авто, попавшим в неприятности.
- Необходимо принять участие в воссоздании всех деталей аварии. Со своей стороны допускается делать снимки с разных ракурсов, давать собственные пояснения, замечания к составленной схеме инцидента. Заранее обращается внимания на имеющиеся противоречия в материалах ДТП.
- Наряду с показаниями свидетелей помогут записи внешних камер наблюдения с окрестных офисов, магазинов. Водители проезжающих машин со своей стороны могли заметить важные детали. Найти нужных людей можно с помощью социальных сетей.
- Когда одним из виновников ДТП являются коммунальные службы, по чьей халатности дорога пришла в негодность, нужно узнать координаты соответствующей организации. Часто ее наименование указывается в протоколе об административном правонарушении.
- При подготовке иска об определении степени вины требуется написать о мотивах собственного поведения на дороге и о том, почему не представилось возможным предотвратить аварию в сложившихся условиях.
- Нужно воспользоваться своим правом на проведение экспертиз. Чем объемнее заключение специалиста по своему содержанию, тем выше шансы благоприятно решить проблему.
Когда происшествие случилось по обоюдной вине, компенсация затрат на ремонт автомобиля происходит обычно за счет выплат по ОСАГО. По действующим правилам приоритет отдается ремонту на согласованной со страховщиком станции технического обслуживания. Не стоит забывать о возможности возместить ущерб по КАСКО, при его наличии.
При отсутствии страховых полисов или вписанных данных о водителях в них, вред приходится возмещать из собственного кармана. И здесь идеальным вариантом станут взаимные договоренности со второй стороной. В них прописываются не только согласованные суммы, но и порядок их уплаты.
К процедуре определения истинного виновника ДТП требуется подойти скрупулезно. От этого зависит оперативность восстановления транспорта и возмещения вреда.
Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.
Обязательно поделитесь с друзьями!
06.02.2023 Олег Владимирович Росляков
Олег Владимирович Росляков
Консультант проекта avt-yurist.ru. Высшее юридической образование. Работает по специальности более 18 лет. Занимается вопросами, связанными с гражданскими и административными делами в арбитражных судах и общей юрисдикции. Консультирует по правонарушениям, находящимися в юрисдикции ОВД и прокуратуры.
Порядок установления виновника ДТП
ДТП – это автомобильная авария, в результате которой был нанесён некий ущерб имуществу граждан, либо их здоровью. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются по степени тяжести: особо тяжёлыми считаются случаи, приведшие к гибели людей. Но какими бы ни были последствия и размер нанесённого ущерба, согласно законодательству он должен быть возмещён.
Компенсировать причинённый в результате автоаварии вред обязана сторона, виновная в происшествии. Для установления виновника ДТП производятся определённые процессуальные действия. В особо сложных случаях приходится проводить весьма затратную, во временном и финансовом отношении, экспертизу.
Для чего необходимо установление виновника ДТП
В большинстве случаев автомобильная авария является неблагоприятным стечением нескольких обстоятельств. Но в любом случае, ни одно ДТП не происходит само по себе – всегда имеется некое лицо, чьи действия, либо же недопустимое бездействие привели к столкновению. По итогам любого дорожно-транспортного происшествия сотрудниками ДПС или страховыми комиссарами производится расследование причин и установление виновника ДТП. Это необходимо для урегулирования вопросов, связанных с компенсацией ущерба, нанесённого в результате автоаварии.
Ещё сравнительно недавно вся тяжесть возмещения причинённых убытков ложилась на плечи гражданина, признанного виноватым в аварии. С принятием закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, выплаты пострадавшей стороне производит страховая компания, клиентом которой является водитель-нарушитель. Но факт наличия у автомобилистов, участвовавших в автотранспортном происшествии, полиса ОСАГО, не освобождает их от необходимости выяснения — «Кто виноват?».
Дело в том, что согласно действующему закону об ОСАГО, возмещать ущерб обязана именно та фирма-страховщик, клиент которой стал причиной произошедшей аварии. Если у водителя, виновного в происшествии, не оказалось действующего полиса «автогражданки», то компенсировать все убытки противоположной стороны ему придётся из собственных средств. Законодательными нормативами устанавливается лимит выплат, производимых страховщиком в качестве компенсации:
- 400 тысяч рублей в случае причинения ущерба чужой собственности.
- 500 тысяч рублей – при нанесении вреда здоровью посторонних граждан.
Если расходы на ремонт или лечение пострадавшего превышают указанный потолок платежей, остальная сумма возмещается непосредственно лицом, признанным виноватым в происшествии.
Кроме этого, зачастую к виновному в происшествии лицу применяются и различные меры наказания, прописанные в гражданском, административном и уголовном сводах законов. Происходит это, если ДТП стало причиной нарушения требований ПДД. Спектр наказаний в данном случае выглядит таким образом:
- Выплата штрафа.
- Лишение права управлять автотранспортом на определённое время.
- Принудительные работы.
- Административный арест.
- Условное или реальное лишение свободы.
Применение той или иной меры зависит от тяжести совершённого происшествия, и от степени вины водителя. Поэтому, установление виновника ДТП вовсе не является обычной формальностью. От этого зависят не только финансовые затраты на компенсацию убытков, но часто и дальнейшая судьба автовладельца.
Порядок установления виновника ДТП
Вся процедура определения виновного в аварии лица прописана в нормативно-правовой документации. До 2002 года выносить решение о виновности того или иного водителя в произошедшем могли непосредственно сотрудники ГИБДД после проведения подробного разбирательства. По результатам расследования определялся нарушитель, и ему на руки выдавался «вердикт» автоинспекторов, в котором он официально закреплялся в качестве виноватого. После этого у водителя оставалось два варианта действий:
- Приступать к возмещению убытков потерпевшей стороне.
- Обжаловать данное постановление дорожных инспекторов в судебной инстанции.
В связи с большим количеством апелляционных жалоб на решения сотрудников автоинспекции, а также для предотвращения коррупционных схем и перекрытия источников для взяток, в 2002 году сотрудников ГИБДД лишили права самостоятельно определять виноватых в ДТП. Согласно обновлённой редакции административного законодательства, ныне это может сделать исключительно суд, основываясь на представленной доказательной базе.
Тем не менее, мнение сотрудников автоинспекции относительно обстоятельств произошедшего, оказывает весьма значительное влияние на окончательное решение судьи. Впрочем, это неудивительно – в обязанности именно инспекторов ГИБДД вменяется производиться все необходимые следственные действия по разбору причин автопроисшествия. Исключение составляют незначительные аварии с минимальным ущербом, когда водителям самим разрешается зафиксировать ДТП по так называемому «Европротоколу».
Согласно положениям КоАПРФ, сотрудники автодорожной инспекции составляют протокол (справку о ДТП) относительно произошедшей аварии. В нём указываются установленные в ходе разбирательства факты, повлекшие ДТП, но не обозначается конкретное виновное лицо.
На основании данного документа, но учитывая и прочие представленные сторонами доказательства, судья выносит свой вердикт о степени вины каждого из участников происшествия. При несогласии заинтересованного лица с решением судьи, или с представленным сотрудниками автоинспекции протоколом, гражданин имеет право подать протест.
Процедура установления виновника ДТП
Вся производимая процедура по выявлению виноватого в автомобильном происшествии поэтапно выглядит так:
- Инспектора ГБДД создают рабочую группу для установления причин ДТП. По результатам её работы выявляют гражданина, нарушившего дорожные правила.
- Нарушителю ПДД выписывается штраф. Но следует учитывать, что не всегда нарушитель ПДД является лицом, виновным в аварии. Нарушение могло произойти в результате независящей от него причине: неудовлетворительное состояние дорожного полотна, аварийной дорожной ситуации.
- Все участники автотранспортного происшествия получают на руки справки о ДТП.
- Если по результатам проверки, произведённой инспекторами, виноватое лицо не будет установлено, то в соответствии с положениями статьи №24-5 административного законодательства расследование закрывают. При этом никто не признаётся виноватым, и никому не выписывают штрафов.
Исковое заявление об установлении виновника ДТП
Водитель, установленный как виновное лицо в совершённой автоаварии, имеет право оспорить данное решение, подав апелляционный иск в вышестоящий суд. Также он может опротестовать в суде и факты, представленные в составленном работниками автоинспекции протоколе. В последнем случае к полномочиям судьи по установлению виновника ДТП, прибавляется обязанность по разбору самого факта правонарушения. Для обращения в судебные органы заявителю потребуется представить в судебную канцелярию следующий пакет документов:
- Исковое заявление об установлении виновника ДТП.
- Протокол, выданный водителю инспекторами ГИБДД.
- Размер ущерба, установленные на основании автоэкспертизы.
- Доказательная база невиновности заявителя в случившейся автоаварии.
В качестве доказательства вашей невиновности следует использовать все возможные факты. Чем их больше будет представлено вниманию судьи, тем лучше для вас. К доказательной базе следует отнести:
- Запись происшествия с видеорегистратора. Ещё недавно видеосъёмка считалась вторичным доказательством, и зачастую вообще не принималась судом к рассмотрению, но с прошлого года запись, сделанная видеорегистратором, официально признаётся в качестве одного из важнейших аргументов.
- Свидетельские показания. Сразу же после аварии, запишите контактные данные всех граждан, ставших свидетелями ДТП – пешеходов, водителей, пассажиров. Даже если у вас в автомобиле установлен собственный регистратор, съёмка с другого автомобиля, сделанная с другого ракурса, поможет объективнее разобраться в особенностях дорожной ситуации в момент происшествия. Показания и данные свидетелей нужно будет внести в протокол вместе с вашими объяснениями произошедшего.
- Съёмку места происшествия. До прибытия сотрудников автодорожной инспекции следует произвести фото- видеосъёмку места аварии с различных ракурсов. Сделать это нужно так, чтобы на отснятых кадрах было видно место происшествия, участвовавшие в ДТП машины с регистрационными знаками. При съёмке следует особое внимание уделить размеру тормозного пути каждого авто и его траектории, видимым снаружи повреждениям, на кадрах выставить дату проведения съёмки.
- Если причиной аварии стали неблагоприятные природные условия, следует взять справку из регионального метеоцентра, подтверждающую ваши слова. Так, если причиной ДТП стал гололёд или снежные заносы, то все претензии по возмещению ущерба следует адресовать дорожно-коммунальным службам. Им же следует предъявить претензии, если столкновение произошло по причине плохого состояния автодорожного полотна.
Независимая автоэкспертиза как способ установления виновника ДТП
Одним из наиболее действенных способов доказать свою невиновность является проведение независимой автоэкспертизы. Заказать её может как сам гражданин, обвинённый в нарушении ПДД, так и назначить суд для прояснения всех обстоятельств автоаварии. Одновременно с этим суд вправе назначить медицинское освидетельствование участников аварии на предмет употребления ими алкогольных напитков или наркотических веществ. Автоэкспертиза бывает нескольких видов:
- Техническая – производится для определения технического состояния автотранспорта, а также порядка действий водителя в экстренной ситуации.
- Трассологическая – определяет траектории движения и скорость авто в момент происшествия.
- Товароведческая – устанавливает явные и скрытые повреждения, полученные машинами в ходе столкновения, позволяет оценить сумму нанесённого материального вреда.
- Комплексная – включает все или некоторые из перечисленных выше исследований.
Порядок проведения комплексной экспертизы выглядит следующим образом:
- Эксперт проводит обследование места происшествия, все существенные детали, которые могут в дальнейшем послужить доказательной базой, фиксируются в протокол и на видеокамеру.
- Специалистами исследуется повреждённое авто. Определяются все внешние и внутренние и внешние повреждения, устанавливается, при каких условиях они могли быть получены (положение автомобилей во время удара, их скорость).
- Оценивается причинённый в ходе аварии материальный ущерб с учётом цены запчастей и ремонтных работ.
- По итогам проведённой экспертизы заказчику выдаётся отчёт с выводами экспертной комиссии. Документ закрепляется подписями всех участвовавших в обследовании специалистов, после чего он приобретает юридически-правовую силу.
Опираясь на все перечисленные аргументы, судья принимает постановление о признании или непризнании конкретного человека виновником совершённой автомобильной аварии. Если противоположное лицо несогласно с выводами экспертов, он вправе потребовать от судьи назначить повторную автоэкспертизу, либо самостоятельно заказать её проведение. Если в данном случае будут получены противоречащие друг другу выводы, то в теории возможно проведение ещё одной, третьей автоэкспертизы. При этом обе спорящие стороны должны будут дать предварительное согласие на проведение исследования данной фирмой.
Как видим, определение водителя, виновного в произошедшей аварии, дело достаточно хлопотное и сложное. При этом никто не застрахован от нечаянной (или преднамеренной) ошибки – ни инспектор ГИБДД, ни судья.
В этом случае восстановить справедливость неправомерно обвинённому водителю поможет опытный автоюрист. С его помощью автовладелец сможет собрать всю необходимую доказательную базу, аргументировано и юридически грамотно представить свою позицию в судебных инстанциях.
Судебная практика по ДТП: срок подачи заявления, отказ в возбуждении административного правонарушения, обоюдная вина
Большинство водителей, попавших в ДТП, знают, что с этого неприятности только начинаются. Чаще всего последствия происшествия заканчиваются поиском справедливости в суде. Об особенностях судебной практики касательно этого вопроса пойдёт речь в статье.
Срок подачи заявленияКак и когда проходят судыКто платит за причинённый ущербВидео: Как суд классифицирует вред здоровью? Как оценить ущерб?Отказ о возбуждении административного правонарушенияКак доказать свою невиновностьПримеры из судебной практикиБесконтактная аварияДТП по вине дорожных службСо смертельным исходомС животнымиПовреждение грузаОбоюдная винаУтраченный заработокПо суброгацииvar index=document.getElementsByClassName(‘index-post’);if (index.length>0)0)>>
Срок подачи заявления
Подача заявления в суд ограничивается сроком исковой давности (СИД) — временем, отведённым для защиты оспариваемого субъективного права. Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок составляет 3 года, а специальные определены конкретными нормативно-правовыми актами.
Отчёт времени начинается с момента фактического нарушения прав человека и установления конкретного ответчика по иску. Таким образом, при выявлении всех необходимых обстоятельств для подачи судебного иска по истечении данного срока и отсутствия уважительной на то причины, ответчик вправе требовать у суда отказа в удовлетворении требований заявления.
В связи с этим необходимо точно знать все специальные СИД. После ДТП виновник может нести не только гражданскую ответственность, но и административную либо даже уголовную.
Знаете ли вы? Иск на возмещение морального ущерба вследствие ДТП не имеет ограничения СИД. При подаче такого заявления лучше обратиться за помощью к юристу, так как суд потребует обоснования нужной суммы компенсации.
Так, обстоятельства на месте происшествия существенно влияют на сроки подачи заявления в суд, если:
Виновники оставили место происшествия. При отсутствии пострадавших СИД составит 3 месяца, при их наличии — 1 год. Если в этот период виновник не был найден либо дело не передали в суд, то водитель избежит административной ответственности. Подать иск за нанесённый материальный ущерб с момента установления ответчика возможно в течение 3 лет, если только суммарный срок давности не превысит 10 лет с момента ДТП.У виновника отсутствует полис ОСАГО либо ущерб превысил лимит выплат по страховке. В таком случае иск на возмещение материальных утрат подаётся непосредственно на виновника ДТП в течение 3 лет с момента происшествия.Вследствие автокатастрофы есть тяжело пострадавшие либо погибшие. Срок привлечения виновника к уголовной ответственности не имеет ограничений.В случае, когда вы не согласны с выплаченной вам страховой компанией суммой либо она совсем отказывается возмещать материальный ущерб, срок подачи иска составляет 2 года с момента ДТП. По требованию истца суд вправе моментом отсчёта признать день выплаты заниженной компенсации (или отказа).
В случае отсутствия возможности подачи заявления в указанные периоды по уважительной причине срок давности можно продлить либо восстановить. Для этого в суд необходимо написать заявление и предоставить подтверждающие документы. Чаще всего во внимание будут приняты обстоятельства, препятствовавшие подаче только последние полгода.
Рекомендуем для прочтения:
Как нарисовать схему ДТП
Как правильно написать расписку при ДТП
Порядок проведения экспертизы после ДТП
Обращение в страховую компанию после ДТП
Как и когда проходят суды
Согласно федеральному законодательству, сроки рассмотрения административного дела, так же, как и гражданского (компенсация ущерба), не могут превышать 2 месяцев со дня поступления в суд заявления либо протокола, дополнительных материалов. Отличием является возможность продления административного судопроизводства (но не более чем на 1 месяц) при ходатайстве участников процесса либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.
Если же правонарушение влечёт за собой арест, рассмотрение происходит в день получения материалов. Решение по уголовному делу (подсудность, предварительное слушание, судебное заседание) принимается не позднее срока в 1 месяц. Само же рассмотрение должно быть начато не позже 14-дневного срока, а с участием присяжных — 30-дневного.
Уголовно-процессуальным кодексом РФ не указаны ограничения по длительности рассмотрения материалов. На практике оно может продолжаться годами. Извещение о назначенной дате слушания высылается почтой на указанные сторонами адреса. При предоставлении мобильного номера информация также приходит в виде SMS-оповещения. Законодательством РФ предусмотрено размещение даты заседания на официальном сайте суда.
Кто платит за причинённый ущерб
Согласно Гражданскому кодексу РФ, лица, причинившие вред в процессе использования транспортного средства — источника повышенной опасности, обязаны компенсировать данный ущерб, если не докажут, что вред нанесён вследствие чрезвычайных обстоятельств и непредотвратимых событий либо умысла потерпевшего.
Важно! В случае наличия у ответчика (виновника ДТП) ОСАГО либо КАСКО необходимо привлекать страховую компанию в качестве соответчика. Это поможет избежать лишних затрат времени и средств на судебные издержки при подаче иска о несогласии с компенсированной суммой.
Значит, требовать компенсацию необходимо с владельца. В данном случае владелец и собственник — совершенно разные понятия. Владеть транспортом можно при устной договорённости (передача свидетельства о регистрации транспортного средства), по доверенности и на правах аренды.
Исключением является водитель, которому собственником выдано транспортное средство для оплачиваемой в установленном трудовым законодательством порядке работы. В этом случае требовать возмещение ущерба необходимо с собственника. Это касается компенсации не только материального, но и морального вреда.
Видео: Как суд классифицирует вред здоровью? Как оценить ущерб?
Отказ о возбуждении административного правонарушения
Иногда сотрудник ГИБДД выдаёт на руки участникам ДТП решение об отказе в возбуждении административного правонарушения. В основном это аварии при движении задним ходом, самопроизвольном движении автотранспорта, движении со скоростью, не обеспечивающей водителю постоянного контроля за дорогой (с учётом погодных условий либо состояния транспорта), при столкновении движущегося авто и припаркованного.
Всё это является нарушением ПДД, по которым Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) не предусмотрено какой-либо ответственности. В таком случае, при отсутствии наказания, инспектор, даже при полном согласии нарушителя, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вправе вынести лишь определение об отказе в возбуждении административного правонарушения.
Читайте подробнее: примирение сторон при ДТП.
Как доказать свою невиновность
Решение о виновности в ДТП может вынести лишь суд, так как инспектор вправе составить только протокол, подтверждающий нарушение ПДД, которое может и не быть причиной аварии. В основном, при рассмотрении материалов дела определяется степень вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия. Следовательно, необходимо уделить особое внимание процессу оформления ДТП, чтобы не остаться виновником. Ни в коем случае не стоит подписывать документы, не ознакомившись с ними.
Если инспекторы ГИБДД по объективным причинам не могут определить виновника, следует провести независимую транспортно-трасологическую экспертизу до окончания оформления всех документов. При необходимости можно воспользоваться услугами юриста. Постарайтесь сделать качественные фото происшествия со всеми подробностями (следы торможения, дорожная разметка, знаки, состояние дороги и автомобилей). При наличии видеорегистратора убедитесь, что запись сохранилась.
Важно! Никогда не покидайте место дорожного происшествия, за исключением случаев, когда требуется доставить пострадавших в лечебные учреждения. В иных условиях опровергнуть свою вину будет очень сложно.
Составьте детальную схему ДТП с указанием расстояния по отношению к статичным предметам (столб, бордюр и т. д.). Необходимо постараться найти как можно больше очевидцев произошедшего и попросить их дать пояснения инспектору. Если в постановлении присутствуют неточности, нужно указать на это инспектору.
В случае несогласия с виновностью и отказа подписывать постановление дело будет рассмотрено непосредственно в отделении ГИБДД. О времени и месте рассмотрения вам сообщат заранее. К этому моменту необходимо собрать как можно больше дополнительных материалов по делу, свидетельствующих о вашей правоте.
Если и здесь не удалось доказать невиновность, в течение 10 дней стоит подать иск на обжалование в суд, так как постановление является лишь фиксацией нарушения ПДД, а не доказательством виновности.
В ходе судебного разбирательства должно быть вынесено одно из решений:
неудовлетворение требования жалобы;отмена постановления и назначение нового рассмотрения;изменение постановления;закрытие дела;
В случае не согласия с решением суда следует подать апелляцию.
Её нужно составить в соответствии с требованиями закона — в этом случае помощь адвоката становится необходимой. Если вам вменяют уголовную ответственность, процесс доказательства невиновности идентичен. Только в этом случае также потребуется обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела в следственных органах.
Скачать образец апелляционной жалобы
Примеры из судебной практики
Обычно после ДТП следует судебное разбирательство. Для каждого из трёх видов судопроизводств (административное, гражданское и уголовное) существует свой процессуальный порядок. Единственное, что объединяет их, — влияние на вынесение решения судебного прецедента, поэтому перед первым слушанием необходимо внимательно ознакомиться с решениями, вынесенными по подобным делам о ДТП.
Водителю «B», проезжавшему по главной дороге, не предоставил преимущество водитель «А», выезжавший со второстепенной. В результате попытки избежать столкновения автомобиль «А» был вынужден выехать с дороги, что привело к опрокидыванию.
Непосредственного контакта между транспортными средствами не было. Несмотря на это, суд признал виновником ДТП водителя «В». При апелляционном рассмотрении судья также встал на сторону пострадавшего, тем самым удовлетворив его требования о полной компенсации ущерба.
ДТП по вине дорожных служб
Нередко «виновником» аварии становится качество дорожного покрытия либо дефекты в его состоянии. В этом случае просто необходимо вызвать инспектора для документального оформления произошедшего.
Гражданка «М» обратилась к администрации предприятия «А» с требованием возместить нанесенный автомобилю вред в процессе столкновения с деревом при движении на участке дороги, принадлежащей этой компании, который был не обработан от гололёда. Суд отказал в удовлетворении требований, обосновав своё решение нарушением водителем «М» правил ПДД, а именно — неправильно подобранный скоростной режим движения по скользкой дороге.
При подаче иска в суд о возмещении ущерба вследствие аварии по вине дорожных служб необходимо точно знать, кто ответственный за участок, на котором возникло происшествие. Указание в заявлении ненадлежащего ответчика может быть причиной отказа в иске.
Со смертельным исходом
При смертельном исходе вследствие ДТП виновника, скорее всего, ожидает уголовная ответственность. Хотя многое решают обстоятельства, повлёкшие за собой плачевный результат.
Водитель «Д», двигаясь по дороге в тёмное время суток, сбил гражданина «К», находившегося в состоянии алкогольного опьянения и переходившего дорогу не по «зебре». Участок дороги был не освещён. Суд вынес решение о закрытии уголовного дела, так как решил, что водитель, двигаясь без нарушений ПДД, не мог избежать наезда в сложившихся обстоятельствах. Впоследствии Гражданский суд удовлетворил требования по возмещению материального и морального ущербов, полученного родственниками погибшего в процессе захоронения.
Рекомендуем для прочтения:
Как оказывать первую доврачебную помощь при ДТП
Если я виновник ДТП, надо ли обращаться в страховую?
Что делать, если при ДТП у потерпевшего нет страховки
Скорость реакции водителя
Часто при движении на дорогах вдали от населенных пунктов ДТП происходит вследствие столкновения с животными. Такой случай является страховым только при наличии полиса полного КАСКО.
Гражданка «Ю», двигаясь по загородному участку дороги, совершила наезд на внезапно выбежавшего на проезжую часть медведя. В результате аварии автомобилю причинён ущерб на сумму 250000 руб. Оформив ДТП согласно законодательству, «Ю» подала иск на организацию, которой был вверен указанный участок дороги. Суд, учитывая отсутствие предупреждающего знака о возможности выхода на дорогу диких животных, постановил взыскать с обслуживающего предприятия средства в полном размере.
Осенью 2019 г автомобиль «А», перевозивший заказы интернет-магазина «Б», пострадал в результате дорожно-транспортного происшествия с мотоциклом «В». В результате предоставления доказательств инспектор ГИБДД признал виновником водителя «В». Средства, затраченные на восстановление автомобиля «А», были возмещены страховой компанией. Владелец магазина «Б» подал иск о компенсации виновной стороной 150000 руб. за повреждение перевозимого товара. Суд удовлетворил просьбу пострадавшего.
Знаете ли вы? При оформлении ДТП с участием диких животных необходимо присутствие егеря, отвечающего за охотничье хозяйство территории вблизи места аварии.
Вследствие рассмотрения дела о ДТП была доказана обоюдная вина двух участников. Судебная практика показывает, что при данных обстоятельствах необходимо определить степень вины каждого из них, так как от неё зависит размер компенсации за нанесённый вред. Владелец транспорта «А» подал заявление в суд с целью установить вину каждого и взыскать с водителя «Б» соответствующую компенсацию. Суд постановил, что вина каждого водителя составляет 50% и обязал водителя «Б» выплатить половину затраченных средств на ремонт автотранспорта.
После ДТП пострадавший может требовать не только компенсацию нанесённого морального и материального ущербов, а и утраченного заработка.
Так, водитель после лечения в течение 3 месяцев и 2-месячного курса реабилитации, необходимых для восстановления трудоспособности, при помощи суда взыскал с виновника:
248000 руб. — за лечение;120000 руб. — за реабилитацию;250000 руб. — утраченный заработок за 5 месяцев.
Ущерб, принесённый автомобилю, был выплачен согласно полису ОСАГО.
Страховая компания, компенсировавшая ущерб по ОСАГО или КАСКО, вправе потребовать взыскания суммы покрытого ущерба с виновника.
Водитель «А» нарушил ПДД при проезде перекрёстков, что повлекло за собой ДТП. Пострадавшая сторона получила от страховой выплату в размере 320000 руб. После, в ходе расследования обстоятельств аварии выяснилось, что причинитель вреда был пьян. Страховая компания подала иск с просьбой воспользоваться правом суброгации.
В силу открывшихся обстоятельств суд постановил взыскать с водителя «А» выплаченные страховые средства в размере 320000 руб., а также дополнительно 4850 руб. на расследование дела о ДТП, и вернуть их соответствующей компании. В соответствии с п. 1 ст. 12.8 КоАП РФ виновника лишили водительского удостоверения на срок 1,5 года и наложили административный штраф в размере 30000 руб.
При любом исходе ДТП участникам лучше вызвать для оформления инспектора ГИБДД, детально составить схему произошедшего и обеспечить себе как можно больше очевидцев, видео- и фото-доказательства. В случае, когда обстоятельства затрудняют выявление нарушителя, либо в ситуациях, когда вам начинают вменять сомнительную вину, необходимо воспользоваться услугами независимой экспертизы и помощью юриста.
Если дело о ДТП доходит до судебного разбирательства, следует хорошо подготовиться к слушанию, собрав все необходимые материалы, которые помогут в ходе рассмотрения, и, по возможности, ознакомиться с прецедентами, судебные решения по которым могут повлиять на исход дела.
Экспертиза обстоятельств ДТП
Как правило каждый из участников дорожно транспортного происшествия имеет свое мнение о случившимся. Не редки случаи, когда виновник, понимая тяжесть последствий, при составлении протокола умышленно искажает факты и схему ДТП. В таких случаях, вам поможет экспертиза ДТП разобраться в обстоятельствах и определить степень виновности участников ДТП поможет экспертиза обстоятельств ДТП при которых оно произошло.
Независимая ситуационная экспертиза ДТП исследует все факты при которых произошло дорожно транспортное происшествие. Она проводится для выявления механизма, произошедшего ДТП, установив действия всех участников, состояние дорожного покрытия и самих транспортных средств. Экспертиза по обстоятельствам ДТП устанавливая связь всех факторов, помогает определить виновника и размер полученного ущерба, нанесенного автомобилю.
Случаи, в которых необходима экспертиза обстоятельств ДТП
- В случае возникновения спорной ситуации о последовательности действий водителей и пешеходов при дорожно-транспортном происшествии;
- В случае если Вас признают виновным в ДТП, а Вы хотите оспорить решение;
- В случае если у Вас возникли подозрения в независимости эксперта ранее проводящего экспертизу обстоятельств ДТП;
- В случае когда авария произошла по причине плохого качества дорожного покрытия и Вы собираетесь предъявлять требование к дорожным службам;
При проведении экспертизы ДТП устанавливаются следующие факты
- Обстоятельства при которых произошло происшествие. Рассчитываются скорость автомобиля, траектория по которой двигался каждый из участников ДТП. Определяется возможность принять меры для предотвращения ДТП. Вычисляется обстоятельства сближения, контакта и разлета;
- Определяются действия участников ДТП относительно использования транспортного средства и установленных правил дорожного движения. Это позволяет определить достоверность показаний сторон;
- Рассматривается связь между аварией и состоянием автомобиля;
По результатам всех перечисленных действий сопоставления следов на транспортном средстве, а также месте дорожно-транспортного происшествия специалист выдает заключение. В котором устанавливается не только причина и обстоятельства при которых произошло ДТП, но и возможность получения повреждений в рамках рассматриваемого происшествия.
Основные документы для проведения ситуационной экспертизы, которые необходимо предоставить заказчику
- Паспорт транспортного средства;
- Составленные ранее протоколы осмотра ТС и места происшествия;
- Схема с места дорожно-транспортного происшествия;
- Фотографии пострадавших транспортных средств при аварии, а также фотографии места ДТП;
По результатам проведения экспертизы ДТП выдается заключение, включающее в себя все исходные данные, описание произведенных исследований, расчётную часть, а также сделанные экспертом выводы на их основе. Заключение специалиста дополняется схемами, чертежами и фотографиями.
Заключение специалиста является юридический документом, который может быть рассмотрен в качестве доказательства в суде.
Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП
При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:
- Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
- Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
- Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
- Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
- Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
- Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
- Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
- Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
- Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
- Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
- Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
- Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
- Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
- Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
- Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
- В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
- Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
- Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
- Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
- Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.
В любом случае, вам не обойтись без экспертизы обстоятельств ДТП, если виновный старается свалить на вас свою вину или исказить факты. Наши специалисты имеют многолетний опыт, и прекрасную репутацию, достаточно просто позвонить нам!
Информационные материалы:
- Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
- Строительно-техническая экспертиза для суда – где провести, цены
- Возмещение долгов при ДТП
- Оценка ущерба после ДТП в страховой
- Как вести себя со страховой, которая придумывает отказы для выплаты возмещения