АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / УКЛОНЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / ADMINISTRATIVE RESTRICTIONS / AVOIDANCE OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION / ADMINISTRATIVE LIABILITY / CRIMINAL LIABILITY / EVIDENCE PROCEEDINGS
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Князева И.Н., Сентябов М.В.
В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся практики привлечения лиц к админи-стративной и уголовной ответственности за нарушение административных ограничений, установ-ленных административным надзором . В целях единства правоприменительной практики предложе-но в каждом случае в обязательном порядке устанавливать наличие либо отсутствие цели уклонения лица от надзора с тем, чтобы исключить случаи неправильной квалификации деяний.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Князева И.Н., Сентябов М.В.
Статья 314. 1 уголовного кодекса Российской Федерации: проблемы законодательной техники
К вопросу об ответственности поднадзорного лица за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре
Вопросы законодательной конструкции и особенности применения на практике статьи 314. 1 уголовного кодекса Российской Федерации
Объективная сторона уклонения от административного надзора (ст. 314. 1 УК РФ)
О содержании понятия «уклонение от административного надзора» в контексте объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 314. 1 УК РФ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
ABOUT A RATIO OF ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL LIABILITY FOR RESTRICTIONS VIOLATION SET AT ADMINISTRATIVE SUPERVISION
The article considers the topical issues concerning practice of bringing to administrative and criminal liability for administrative restrictions violation set by administrative supervision . For unity of law-enforcement practice it is offered to establish in each case the existence or lack of the purpose of a person’s evasion from supervision to exclude cases of the wrong act qualification.
Текст научной работы на тему «О соотношении административной и уголовной ответственности за нарушение ограничений, устанавливаемых при административном надзоре»
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
удк 342.92+343.24 № 1 (8) / 2016, с. 6-9
О СООТНОШЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ ПРИ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ
Ирина Николаевна Князева
кандидат юридических наук
Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Максим Вадимович Сентябов
Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся практики привлечения лиц к административной и уголовной ответственности за нарушение административных ограничений, установленных административным надзором. В целях единства правоприменительной практики предложено в каждом случае в обязательном порядке устанавливать наличие либо отсутствие цели уклонения лица от надзора с тем, чтобы исключить случаи неправильной квалификации деяний.
Ключевые слова: административный надзор, административные ограничения, уклонение от административного надзора, административная ответственность, уголовная ответственность, доказательства, производство по делу.
ABOUT A RATIO OF ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL LIABILITY FOR RESTRICTIONS VIOLATION SET AT ADMINISTRATIVE SUPERVISION
Candidate of Law
Chelyabinsk State University, Cheliabinsk, Russian Federation
Chelyabinsk State University, Cheliabinsk, Russian Federation
The article considers the topical issues concerning practice of bringing to administrative and criminal liability for administrative restrictions violation set by administrative supervision. For unity of law-enforcement practice it is offered to establish in each case the existence or lack of the purpose of a person’s evasion from
supervision to exclude cases of the wrong act qualification.
Keywords: administrative supervision, administrative restrictions, avoidance of administrative supervision,
administrative liability, criminal liability, evidence proceedings.
На современном этапе противодействие преступности является одной из важнейших и перспективных задач аппарата государственной власти в лице силовых структур правоохранительной системы Российской Федерации. Наибольшую опасность для общественных и государственных интересов представляет рецидивная преступность, которая в условиях социальной и экономической напряженности прогрессирует. Одним из направлений противодействия рецидивной преступности является наблюдение органами внутренних дел за лицами, отбывавшими уголовное наказание в местах лишения свободы, которое сопровождается индивидуальной профилактической работой со стороны сотрудников органов внутренних дел по отношению к поднадзорным им лицам. Для реализации вышеуказанного направления по противодействию рецидивной преступности, в правоприменительную практику был возвращен институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, путем введения в действие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»1. При установлении судом административных ограничений, предусмотренных статьей 4 указанного Федерального закона в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, преследуется следующие цели: создание препятствий для совершения поднадзорным лицом противоправных деяний, а также оказание содействия сотрудникам органов внутренних дел в осуществлении ими надзорных функций в постпенитенциарном наблюдении.
При несоблюдении ограничений или невыполнении лицом обязанностей, связанных с осуществлением в отношении него административного надзора, наступают негативные правовые последствия в виде привлечения к административной ответственности по статье 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) («Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре»)2. Кроме того, репрессивная сила государства предоставляет возможность правоохранительным органам привлекать поднадзорное лицо, в случае уклонения от осуществляемого в отношении него надзора, к уголовной
1 Российская газета. — 2011. — 8 апреля.
2 Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). —
ответственности по статье 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) («Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений»)3.
Вместе с тем в практической деятельности существуют проблемы с разграничением административной и уголовной ответственности за нарушение поднадзорным лицом установленных в отношении него ограничений. Сотрудники органов внутренних дел при формировании материалов для привлечения лица к ответственности не всегда учитывают все обстоятельства совершенного правонарушения, тем самым ошибочно квалифицируя действия поднадзорного лица, которое впоследствии привлекается к административной ответственности, в то время как в его действиях наличествует состав преступления. Равно как и в иных случаях дознаватели ошибочно квалифицируют по статье 314.1 УК РФ деяния поднадзорных лиц, нарушивших установленные ограничения, поскольку не всегда учитывают обязательный квалифицирующий признак по данному составу преступления в действиях обвиняемого, а именно наличие цели, выражающейся в уклонении от административного надзора.
Для более подробного и последовательного исследования проблемы необходимо обратиться к конкретным правовым ситуациям, в которых усматриваются признаки профессиональных ошибок, допущенных сотрудниками правоохранительных органов при привлечении лица к юридической ответственности за совершения противоправных действий в связи с осуществлением в отношении него административного надзора.
Так, гражданину М.В. органами дознания инкриминировалось совершение преступления, предусмотренного ст. 314.1 УК РФ, объективной стороной которого является, в частности, самовольное оставление таким лицом места жительства, совершенное в целях уклонения от административного надзора. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и целью уклонения от административного надзора. Если невыполнение обязанностей, предусмотренных ст. 11 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», не имело цели уклонения от административного надзора, то такие действия (бездействие) не могут являться уголовным
3 Собрание законодательства РФ». — 1996. — № 25. -Ст. 2954.
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 1 (8) / 2016
деянием (преступлением). Вместе с тем из предъявленного М.В. обвинения по ст. 314.1 УК РФ, а также его показаний и показаний свидетеля М., допрошенных в ходе дознания, следует, что он кратковременно отсутствовал по месту регистрации в связи с нахождением у друзей либо на подработке, чему судом не дано надлежащей правовой оценки. В связи с чем суд апелляционной инстанции отменил приговор в отношении М.В., направил дело на новое судебное рассмотрение уголовного дела по существу предъявленного обвинения. Кроме того, апелляционная инстанция отменила М.В. меру пресечения в виде заключения под стражу, освободив его4.
В качестве еще одного примера может служить другое судебное решение. Судом первой инстанции М. признан виновным в том, что совершил самовольное оставление места жительства или пребывания в целях уклонения от административного надзора, который был установлен в отношении него 8 мая 2013 года решением суда сроком на шесть лет с возложением ограничения в виде запрета на пребывание вне места жительства с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятии и участия в указанных мероприятиях, запрета выезда за пределы Московской области, обязательной явки два раза в месяц в ОМВД РФ по месту жительства или пребывания, для регистрации. Как было установлено участковым уполномоченным, М. находился вне места жительства 30 июля 2013 года, в 23 часа 10 минут, а также 15 и 17 октября 2013 года, а в указанное время передвигался по г. Москве на находящемся в его распоряжении автомобиле, что было зафиксировано системами дорожного фотовидеоконтроля. Действия М. квалифицированы судом первой инстанции по ст. 314.1 УК РФ. При рассмотрении апелляционной жалобы в суде второй инстанции приговор в отношении М. в части осуждения по ст. 314.1 УК РФ был отменен, производство по уголовному делу в этой же части прекращено. В обоснование принятого решения апелляционная инстанция приняла во внимание, что фактически М. временно покидал свое место жительства, возвращаясь обратно, без цели уклонения от административного надзора, поскольку от административного надзора не скрывался5.
4 Апелляционное постановление Московского городского суда от 19.11.2014 по делу № 10-***/2014 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5 Апелляционное определение Московского городского суда от 24.11.2014 по делу № 10-15647/2014 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ, характеризуется прямым умыслом при наличии цели — уклонение от административного надзора, которая является обязательным квалифицирующим признаком для соответствующего состава преступления [6]. В рассмотренных правовых ситуациях отсутствовали доказательства, которые прямо бы указывали на преступную цель обвиняемого, а именно уклонение от административного надзора, поэтому утверждать о наличии в действиях поднадзорного лица состава преступления невозможно. В связи с этим органам дознания, прокуратуры при осуществлении уголовного преследования в отношении поднадзорных лиц, а также суду при отправлении правосудия, необходимо уделять внимание обстоятельствам дела, определять наличие либо отсутствие цели уклонения от административного надзора, поскольку при отсутствии в действиях лица указанной цели необходимо рассматривать вопрос о возможности привлечения лица к административной ответственности по соответствующей части статьи 19.24 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются случаи, когда поднадзорные лица при совершении аналогичных противоправных действий с целью уклонения от административного надзора привлекались к административной ответственности при наличии в их действиях состава преступления. Так, например, постановлением мирового судьи от 19 июня 2015 года Д. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.24 КоАП РФ в виде административного ареста сроком на 2 (двое) суток. Как усматривается из описательно-мотивировочной части постановления, судебным решением в отношении Д. 01 августа 2013 года установлен административный надзор, в соответствии с которым ему было запрещено пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов вечера до 06 часов утра следующих суток. Установленное ограничение Д. нарушил, так как он самовольно, без уведомления надзирающего за ним органа, в период с 31 марта 2015 года по 10 апреля 2015 года оставил место своего жительства путем переезда в другой населенный пункт6.
Таким образом, на практике нередко возникают проблемы с определением наличия либо отсутствия у лиц цели уклонения от административного надзора, которая должна
6 Постановление по делу об административном правонарушении от 19 июля 2015 года. — http://sudact. ru/magistrate/doc/W2jbV1V9ro54/
быть подтверждена конкретными фактами, в ином случае решения о привлечении лиц к юридической ответственности будут преждевременны. При этом не стоит забывать о том, что при наличии уважительных причин оставления поднадзорным лицом своего места жительства без предупреждения надзирающего за ним органа, состав указанного преступления не образуется. К уважительным причинам относится: тяжелое заболевание лица или необходимость получения им медицинской помощи, угрожающая жизни тяжелая болезнь или смерть близкого родственника или стечение иных тяжелых семейных обстоятельств, перебои в транспортном сообщении, необоснованное задержание в связи с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения. Следует заметить, если лицо при самовольном оставлении своего места жительства преследует непреступные цели, в частности, визит к родственникам, сдача вступительных экзаменов и иные не запрещенные законом цели, то решать вопрос о привлечении лица к уголовной ответственности недопустимо с точки зрения уголовного законодательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, следует отметить, что при решении вопроса о привлечении лиц к ответственности за совершение ими противоправных действий в сфере постпенитенциарного надзора, необходимо тщательно исследовать доказательства, которые могут подтверждать наличие признаков состава правонарушения, предусмотренного частями 1-3 статьи 19.24 КоАП РФ, либо состава преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ. В связи с чем следует особое внимание обратить на факты, которые будут свидетельствовать о наличии в деянии правонарушителя цели в форме уклонения от административного надзора. Объективные и разносторонние подходы позволят справедливо и обоснованно привлечь лицо к ответственности и назначать наказание, которое действительно соответствует его общественной опасности. При осуществлении расследования уголовного дела, а также при его рассмотрении в суде следует особое внимание уделить наличию в деянии лица субъективной стороны
преступления,котораядолжнабытьвыражена в форме прямого умысла и наличии преступной цели — уклонение от надзора. О наличии в действиях подозреваемого (обвиняемого) преступной цели могут служить сведения об обнаружении этого лица сотрудниками полиции. В случае если лицо было обнаружено при его возвращении по месту постоянного жительства, то вряд ли следует ставить вопрос о наличии в его действиях признаков уклонения от надзора, поскольку, лицу, которое желает скрыться от правоохранительных органов, нецелесообразно возвращаться для проживания по месту жительства, по которому его будут разыскивать сотрудники полиции. Если поднадзорное лицо было обнаружено и задержано сотрудниками полиции, например, в другом населенном пункте, где скрывалось от надзора продолжительный промежуток времени, то необходимо дать этому надлежащую правовую оценку. Если лицо при самовольном оставлении своего места жительства не преследовало цель уклонения от административного надзора, то уголовное дело подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ)7, за отсутствием в деянии лица состава преступления, а если обстоятельства, свидетельствующие об уклонении от административного надзора, не подтвердились в рамках проверки сообщения преступления в порядке статей 144-145 УПК РФ, то необходимо вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по тому же основанию, а впоследствии решать вопрос о привлечении лица к административной ответственности по статье 19.24 КоАП РФ.
Представляется, что в целях обеспечения единства практики и во избежание возникновения проблем с разграничением ответственности по статье 19.24 КоАП РФ и статье 314.1 УК РФ возможно принятие Пленумом Верховного Суда Российской Федерации Постановления о разъяснении вопросов привлечения к ответственности лиц, освобожден-ныхизместлишениясвободыинесоблюдающих административные ограничения, установленные при административном надзоре.
1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. редактор В.М. Лебедев. — М.: Юрайт. — 2013. 1069 с.
7 Российская газета. — 2001. — 22 декабря.
Статья 314.1 УК РФ. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений
1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —
наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, —
наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.
(примечание введено Федеральным законом от 31.12.2014 N 514-ФЗ)
Статья 314.1. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений
Ст. 314.1 УК РФ в последней действующей редакции от 30 июля 2017 года.
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Части статьи: 1 2
Сравнить с редакцией статьи от
Статья 314.1. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений
1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определённый администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —
наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьёй 11.9, либо статьёй 12.8, либо статьёй 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —
наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признаётся несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.
Комментарии к ст. 314.1
Другие статьи раздела
- Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
- Статья 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
- Статья 296. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
- Статья 297. Неуважение к суду
- Статья 298. Утратила силу.
- Статья 298.1. Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава
- Статья 299. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела
- Статья 300. Незаконное освобождение от уголовной ответственности
- Статья 301. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей
- Статья 302. Принуждение к даче показаний
- Статья 303. Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности
- Статья 304. Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
- Статья 305. Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта
- Статья 306. Заведомо ложный донос
- Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод
- Статья 308. Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний
- Статья 309. Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу
- Статья 310. Разглашение данных предварительного расследования
- Статья 311. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса
- Статья 312. Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации
- Статья 313. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
- Статья 314. Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера
- Статья 314.1. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений
- Статья 315. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта
- Статья 316. Укрывательство преступлений
Статья 314.1 УК РФ. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений
1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —
наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —
наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.
Комментарий к Статье 314.1 УК РФ
Комментарий временно отсутствует.
Другой комментарий к Ст. 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Объективная сторона заключается в двух альтернативно указанных деяниях: а) неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок. Данное бездействие заключается в нарушении обязанности, установленной п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»; б) самовольное оставление таким лицом места жительства или пребывания, совершенное в целях уклонения от административного надзора. В этом случае лицо покидает место жительства или пребывания с нарушением порядка, установленного ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона.
2. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, а при самовольном оставлении места жительства или пребывания — также целью уклонения от административного надзора.
Статья 314 УК РФ. Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера
наказывается принудительными работами на срок до одного года либо лишением свободы на тот же срок.
2. Невозвращение в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, по истечении срока выезда либо неявка в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки —
наказывается принудительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.
3. Уклонение лица, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, от применения к нему принудительных мер медицинского характера —
наказывается лишением свободы на срок до одного года.
Примечания. 1. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, наступает в случае, когда ограничение свободы назначено лицу в качестве дополнительного наказания.
2. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, наступает в случае, когда принудительные меры медицинского характера применяются к лицу после отбытия наказания.
Комментарий к Статье 314 УК РФ
1. Объект уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы сходен с объектом побега из мест лишения свободы, однако отличается прежде всего признаками объективной стороны состава преступления. Сущность данного посягательства выражается в невозвращении в определенный срок в места лишения свободы лица, которому дано было разрешение на выезд из этих мест или предоставлена отсрочка. Данное преступление осуществляется путем невыполнения обязанности возвратиться в определенный срок в места лишения свободы, и оно не связано с незаконным оставлением указанных мест. Выезд из мест лишения свободы возможен на основании как УК, так и УИК. Так, подобный выезд предполагается в связи с отсрочкой отбывания наказания, возможность которой предусмотрена в ст. 81 и 82 УК РФ. Кроме того, на основании УИК в связи с исключительными личными обстоятельствами осужденному может быть предоставлен краткосрочный (до семи суток, не считая нахождения в пути) (п. «а» ч. 1 ст. 97 УИК) и даже длительный (на время ежегодного оплачиваемого отпуска или на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска) выезд (п. «б» ч. 1 ст. 97 УИК). Невозвращение в места лишения свободы означает неявку в исправительное учреждение по истечении срока, на который выдано разрешение, или срока, на который была предоставлена отсрочка.
2. Обязательным условием привлечения к УО по коммент. статье является наличие возможности выполнить соответствующую обязанность. Если неявка в исправительное учреждение была следствием уважительных причин (болезнь осужденного, перебои в работе транспорта, стихийное бедствие и т.п.), то данный состав преступления отсутствует.
3. Истечение срока для явки в соответствующее учреждение характеризует момент окончания преступления (составом). Последнее, как и побег, может рассматриваться как длящееся преступление.
4. Субъект преступного посягательства наряду с общими признаками должен обладать совокупностью нескольких специальных свойств. Во-первых, это должно быть лицо, осужденное к лишению свободы и реально отбывающее это наказание. Во-вторых, это должно быть лицо, получившее право на краткосрочный выезд из мест лишения свободы на основании разрешения администрации или покинувшее указанные места на основании отсрочки отбывания наказания, предоставленной судом.
5. Субъективная сторона состава преступления предполагает вину в форме умысла, причем прямого. Субъект осознает, что нарушает лежащую на нем обязанность возвратиться в места лишения свободы в определенный срок и наличие возможности выполнить эту обязанность, и желает тем самым уклониться от отбывания наказания. Для квалификации не имеет значения, желает ли субъект уклониться от отбывания всего срока лишения свободы или лишь на время.
6. Предусмотренное коммент. статьей преступление относится к категории небольшой тяжести.
Другой комментарий к Ст. 314 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1, состоит в злостном уклонении осужденного к ограничению свободы как к дополнительному виду наказания от его отбывания. Понятие злостности раскрывается в ч. 4 ст. 58 УИК РФ.
2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2, состоит в том, что после предоставленного выезда или по окончании отсрочки исполнения приговора суда или отбывания наказания осужденный в установленный срок не возвращается или не прибывает в исправительное учреждение.
В отличие от побега в рассматриваемом преступлении лицо правомерно покидает место лишения свободы либо не попадает туда после вступления в силу обвинительного приговора.
Возможность предоставления осужденному к лишению свободы выезда за пределы исправительного учреждения предусмотрена ст. 97 УИК РФ. Отсрочка исполнения приговора суда регламентирована ст. 398 УПК РФ. Отсрочка отбывания наказания закреплена ст. 82 УК РФ. Фактически последняя не имеет отношения к анализируемому преступлению: по окончании срока отсрочки осужденная женщина освобождается от отбывания оставшейся части наказания, или данная часть заменяется более мягким видом карательного воздействия.
3. Юридическим моментом окончания преступления, предусмотренного ч. 2, выступает истечение срока, на который осужденному разрешен выезд, или срока отсрочки.
Несвоевременное возвращение или прибытие в исправительное учреждение может рассматриваться как элемент деятельного раскаяния. Небольшой срок опоздания характеризует деяние как малозначительное.
Фактически, как длящееся преступление, уклонение от отбывания лишения свободы заканчивается в момент задержания преступника, явки его с повинной или наступления обстоятельств, освобождающих его от обязанности отбыть наказание.
4. Субъект преступления (ч. 2) — лицо, осужденное к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, предоставлена отсрочка исполнения приговора суда или отсрочка отбывания наказания.