Статья 353 УК РФ. Планирование подготовка развязывание или ведение агрессивной войны

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарии к ст. 353 УК РФ

1. Понятие агрессии дано в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г. Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. Агрессия не связывается с объявлением войны. Агрессивная война в современном значении имеется при использовании государством первым вооруженной силы против другого государства с нарушением Устава ООН. Устав ООН допускает применение вооруженной силы против агрессора в виде коллективных либо индивидуальных вооруженных действий членов ООН в качестве самообороны только в случае вооруженного нападения.

2. Непосредственный основной объект преступления составляют отношения, обеспечивающие мир, мирное сосуществование государств и народов. Мир означает отсутствие войны. Мирное сосуществование, добрососедство представляют собой сотрудничество между государствами в разных сферах: культурной, научной, экономической, спортивной, в области борьбы с преступностью и т.д., урегулирование спорных вопросов мирными средствами путем переговоров и т.п. Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье, собственность и др.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353, характеризуется планированием, подготовкой, развязыванием агрессивной войны.

Планирование — это составление стратегических и оперативных планов, инструкций по вооруженному нападению на иностранное государство. Подготовка агрессивной войны включает наращивание вооружений, не связанных с интересами национальной обороны и защиты мира. В подготовку могут входить производство, приобретение оружия массового поражения, увеличение численности дивизий, проведение соответствующих учений и т.п. Развязывание войны означает вооруженное нападение на другое государство, прямой акт агрессии.

4. К актам агрессии относятся:

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

б) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

г) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;

д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

е) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

ж) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них;

з) перечень указанных актов агрессии не является исчерпывающим. Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН.

Развязывание агрессивной войны считается оконченным преступлением с первого акта агрессии.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает общественно опасный характер планирования, подготовки или развязывания агрессивной войны и желает совершить любое из указанных действий.

Мотивы и цели могут быть различными: корыстный мотив обогащения за счет покоренной державы, установление господства над народами и т.д.

6. Субъект планирования, подготовки, развязывания агрессивной войны специальный. Им может быть лицо, занимающее высшую государственную должность РФ или субъекта РФ: Президент РФ, губернатор области и др. Субъектами преступления могут быть и видные общественные деятели, а также руководители крупных коммерческих компаний.

7. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за ведение агрессивной войны. Ведение означает продолжение уже начавшейся агрессивной войны.

Ведение агрессивной войны может выступать в двух значениях. Когда такое ведение осуществляется лицом, ранее планировавшим либо подготавливавшим или развязавшим войну, его действия содержат признаки квалифицированного состава преступления. В другом случае виновный только в ведении агрессивной войны (т.е. продолжающий агрессию) совершает самостоятельное преступление, содержащее признаки основного состава.

Ведение агрессивной войны рассматривают как квалифицирующий признак анализируемого преступления .

Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М., 2005. Второй полутом. С. 561, 562; Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2007. С. 677.

Комментарий к статье 353 УК РФ Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

1. Понятие агрессии дано в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г. Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. Агрессия не связывается с объявлением войны. Агрессивная война в современном значении имеется при использовании государством первым вооруженной силы против другого государства с нарушением Устава ООН. Устав ООН допускает применение вооруженной силы против агрессора в виде коллективных либо индивидуальных вооруженных действий членов ООН в качестве самообороны только в случае вооруженного нападения.

2. Непосредственный основной объект преступления составляют отношения, обеспечивающие мир, мирное сосуществование государств и народов. Мир означает отсутствие войны. Мирное сосуществование, добрососедство представляют собой сотрудничество между государствами в разных сферах: культурной, научной, экономической, спортивной, в области борьбы с преступностью и т.д., урегулирование спорных вопросов мирными средствами путем переговоров и т.п. Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье, собственность и др.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353, характеризуется планированием, подготовкой, развязыванием агрессивной войны.

Планирование — это составление стратегических и оперативных планов, инструкций по вооруженному нападению на иностранное государство. Подготовка агрессивной войны включает наращивание вооружений, не связанных с интересами национальной обороны и защиты мира. В подготовку могут входить производство, приобретение оружия массового поражения, увеличение численности дивизий, проведение соответствующих учений и т.п. Развязывание войны означает вооруженное нападение на другое государство, прямой акт агрессии.

4. К актам агрессии относятся:

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

б) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

г) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;

д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

е) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

ж) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них;

з) перечень указанных актов агрессии не является исчерпывающим. Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН.

Развязывание агрессивной войны считается оконченным преступлением с первого акта агрессии.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает общественно опасный характер планирования, подготовки или развязывания агрессивной войны и желает совершить любое из указанных действий.

Мотивы и цели могут быть различными: корыстный мотив обогащения за счет покоренной державы, установление господства над народами и т.д.

6. Субъект планирования, подготовки, развязывания агрессивной войны специальный. Им может быть лицо, занимающее высшую государственную должность РФ или субъекта РФ: Президент РФ, губернатор области и др. Субъектами преступления могут быть и видные общественные деятели, а также руководители крупных коммерческих компаний.

7. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за ведение агрессивной войны. Ведение означает продолжение уже начавшейся агрессивной войны.

Ведение агрессивной войны может выступать в двух значениях. Когда такое ведение осуществляется лицом, ранее планировавшим либо подготавливавшим или развязавшим войну, его действия содержат признаки квалифицированного состава преступления. В другом случае виновный только в ведении агрессивной войны (т.е. продолжающий агрессию) совершает самостоятельное преступление, содержащее признаки основного состава.

Ведение агрессивной войны рассматривают как квалифицирующий признак анализируемого преступления .

Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М., 2005. Второй полутом. С. 561, 562; Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2007. С. 677.

Статья 353. УК РФ

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарии к статье 353 УК РФ

Объектом этого преступления является мир, т.е. такое состояние взаимоотношений между государствами, при котором отсутствует ведение военных действий. Все же действия, перечисленные в ст. 353 УК РФ, ведут к разрушению нормальных отношений между народами, суверенными государствами, нарушению политического состояния взаимоотношений между субъектами (государствами, народами), при котором отсутствует их вооруженное противостояние, выраженное в ведении военных действий.

Результатом ведения военных действий могут быть многочисленные человеческие жертвы, страдания населения, разрушение экономики государств, невосполнимые материальные потери, причинение значительного вреда национальной и мировой культуре и т.п.

Объективная сторона преступления заключается в совершении одного или нескольких действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 353 УК РФ. При этом состав преступления будет оконченным с момента совершения любого из них. Поскольку для наличия оконченного состава преступления закон не требует наступления общественно опасных последствий, состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных составов.

Под планированием агрессивной войны понимается разработка системы мер, включающей в себя составление перечня действий, перечня необходимых материальных, финансовых и людских ресурсов, определение порядка и сроков выполнения подготовительных и военных действий, их последовательности, составление схем и т.д. Поэтому к планированию агрессивной войны можно, например, отнести такие действия, как составление мобилизационных планов, планирование передислокации войск, планирование перепрофилирования промышленности для военных нужд, составление стратегических и тактических планов проведения боевых операций и др.

Подготовка войны представляет собой совершение действий, направленных на обеспечение реальной готовности к ведению агрессивной войны. Это могут быть и отдельные действия, и комплекс разработанных мероприятий: проведение мобилизации населения, перевод дополнительных воинских соединений к границе проведения боевых операций, увеличение выпуска продукции военного назначения наступательного характера, проведение пропагандистских кампаний, оправдывающих агрессивную войну, создание резервов материальных ресурсов, необходимых для ведения войны. Подготовка войны во многом означает непосредственную реализацию запланированных действий.

Почитать  Наказание за несоблюдение противопожарного режима

Под развязыванием войны следует понимать не только объявление войны, начало ведения широкомасштабных или локального значения военных операций, но и другие действия, создающие повод для начала проведения военных акций: действия дипломатического характера (например, разрыв дипломатических отношений, предъявление ультиматума), провокации пограничных конфликтов и т.п.

Война — это борьба между государствами или народами с использованием вооружения. При этом использоваться может как все имеющееся у сторон вооружение, так и его часть. Так, например, держава, обладающая ядерным оружием, при проведении военных действий использует только обычное вооружение.

Международное публичное право: Сб. документов. М.: БЕК, 1996. Т. 2. С. 3 — 5.

В ст. 2 этого же приложения понятие агрессивной войны уточняется путем указания на временной фактор. В соответствии с указанной нормой свидетельством акта агрессии является применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН. В то же время уточняется: «Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера».

Статьей 3 приложения определяются виды действий, которые независимо от объявления войны должны квалифицироваться в качестве акта агрессии. К ним относятся следующие действия:

«a) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее; b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; c) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства; e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них».

Перечень перечисленных выше действий, относящихся к категории актов агрессии, в соответствии со ст. 4 рассматриваемого международного правового акта не является исчерпывающим. Совет Безопасности к актам агрессии может отнести и иные действия, ведущие к развязыванию войны.

При этом с учетом опасности рассматриваемых действий для всего мира в Резолюции подчеркивается, что никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии (ст. 5).

Таким образом, при определении понятия «агрессия» следует учитывать целый ряд позиций: целевую направленность военных действий, их характер, а также временной фактор, т.е. установление государства, первым совершившего нападение.

В то же время необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что согласно Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. к агрессивной войне не относятся действия, вытекающие из реализации права на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права, и в частности борьбы народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства.

Еще одно, но более краткое определение понятия «агрессия» содержится в Конвенции об определении агрессии (Лондон, 4 июля 1933 г.). Согласно этому документу (ст. 2) нападающим в международном конфликте признается государство, которое первое совершит одно из следующих действий:

1) объявление войны другому государству;

2) вторжение своих вооруженных сил, хотя бы без объявления войны, на территорию другого государства;

3) нападение своими сухопутными, морскими или воздушными силами, хотя бы без объявления войны, на территорию, суда или воздушные суда другого государства;

4) морскую блокаду берегов или портов другого государства;

5) поддержку, оказанную вооруженным бандам, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого государства, или отказ, несмотря на требование государства, подвергшегося вторжению, принять на своей собственной территории все зависящие от него меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства.

И все же при определении понятия агрессии, думается, следует исходить из понятия, данного Генеральной Ассамблеей ООН, поскольку, во-первых, оно является более полным и, во-вторых, поддержано большим числом государств.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. При этом умыслом виновного должен охватываться не только тот факт, что им осуществляются действия по планированию, подготовке или развязыванию войны, но и то обстоятельство, что война носит агрессивный характер.

Мотивация преступных действий не имеет значения для решения вопроса о наличии состава преступления, но учитывается при назначении наказания. Мотивы могут быть самыми различными: стремление к власти или ее укреплению, личные, корыстные мотивы, ложно понятые интересы государства, общества и др.

Формально субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, может быть любое лицо, поскольку в данной норме отсутствует указание на специального субъекта. Вместе с тем реально субъектами планирования, подготовки или развязывания агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности (в результате выборов или по назначению), к компетенции которых относятся вопросы военного характера. Перечень таких высших государственных должностей определяется на основе Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 1 декабря 2007 г.), а также соответствующих Указов Президента РФ (например, Указа Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» , Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» ) и других документов.

СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118.

Так, в ст. 1 названного Закона государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

— субъектов Российской Федерации;

— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 14 февраля 2010 г.) должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

По категориям они подразделяются на должности руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Перечисленные и иные положения российского законодательства имеют важное значение для определения субъекта преступления, поскольку, например, подготовка и развязывание агрессивной войны связаны с обладанием субъектом определенных полномочий для совершения указанных действий (проведение мобилизации, переориентирование промышленности, объявление войны и др.). То же самое следует сказать и о планировании войны. Конечно, составлять планы ведения войны может и обычный гражданин, не наделенный никакими властными полномочиями. Но подобные действия объективно не могут причинить вред политическим отношениям между государствами. Субъект же рассматриваемого состава преступления должен обладать такими полномочиями, при наличии которых планирование агрессивной войны может приобрести практическое значение.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, необходим специальный субъект. Действия лиц, не являющихся такими субъектами, но оказывающих содействие в совершении рассматриваемого преступления, должны квалифицироваться со ссылкой на соответствующие части ст. 33 УК РФ в зависимости от характера совершенных действий.

Частью 2 ст. 353 УК РФ предусмотрена ответственность за ведение агрессивной войны. За совершение этого деяния установлена более строгая уголовная ответственность.

К ведению агрессивной войны следует отнести осуществление военных операций (при наличии рассмотренных выше условий) против другого государства, а также совершение некоторых иных действий. Ряд из них перечислен в ст. 3 приложения к Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г.

Ведение агрессивной войны относится к числу длящихся преступлений. Оно начинается с момента совершения преступных действий (вторжения на территорию другого государства, проведения войсковой операции и др.) и заканчивается с их прекращением в результате мер, принятых виновным, или наступления событий, делающих невозможным их продолжение (капитуляции, заключения мирного договора, уничтожения вооруженных сил и др.). Вместе с тем, поскольку состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных, он будет являться оконченным не с момента прекращения военных действий, а с момента совершения любого из действий, охватываемых понятием «ведение войны».

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле. Мотивы, как и в предыдущем случае, не играют роли для определения наличия состава преступления. Обязательным для наличия субъективной стороны является осознание виновным характера ведущейся войны.

Как и ранее, закон не содержит ограничительных признаков относительно субъекта ведения агрессивной войны. Поэтому следует признать, что субъектом рассматриваемого преступления могут быть как лица, в функции которых в соответствии с Конституцией РФ входит решение вопросов войны и мира, так и лица, непосредственно руководящие проведением военных операций.

Говоря об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Уставом Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (оси «Берлин-Рим») (Лондон, 8 августа 1945 г.), подписанным СССР 8 августа 1945 г., Трибунал имел право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили преступления против мира, а именно: планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений либо участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий, а также за иные преступления, перечисленные в ст. 6 Устава.

В этом же нормативном акте отмечается, что руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного на совершение любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана. При этом (ст. 7) должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государства или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания.

Почитать  Можно ли и как продать дом с материнским капиталом

Тот факт, что виновный действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия.

Такие же, как и вышеизложенные, положения закреплены и в Уставе Международного военного трибунала для Дальнего Востока (Токио, 19 января 1946 г.) и ряде других международных правовых актов, что еще раз подтверждает реализацию на международном уровне принципа личной индивидуальной ответственности.

Перечисленными положениями определяются направления решения вопросов о субъекте преступления, следуя которым, субъектами ведения агрессивной войны необходимо признавать как лиц, обладающих соответствующими правами отдавать приказы на ведение агрессивной войны, так и лиц, подобные приказы выполняющих, в свою очередь, обладающих распорядительными полномочиями по реализации действий, охватываемых понятием «ведение войны». В этой связи, думается, нельзя признать субъектами рассматриваемого состава преступления лиц, участвующих в военных операциях, но не обладающих какими-либо полномочиями по ведению войны.

Адвокат Константин Кудряшов. Личный блог

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Статья 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 354.1 УК РФ. Реабилитация нацизма

1. Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, совершенные публично, —

наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»;

г) с искусственным созданием доказательств обвинения, —

наказываются штрафом в размере от двух до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

3. Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершенные публично, —

наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —

наказываются штрафом в размере от двух до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Статья 355 УК РФ. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения

Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Статья 356.1 УК РФ. Мародерство

1. Мародерство, то есть совершенные с корыстной целью в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий и не связанные с вынужденной необходимостью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение в пользу виновного или других лиц чужого имущества (в том числе имущества, находящегося при убитых или раненых, имущества гражданского населения), —

наказывается лишением свободы на срок до шести лет.

2. Мародерство, совершенное с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

3. Мародерство, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в крупном размере;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет.

а) совершенное организованной группой;

б) совершенное в особо крупном размере;

в) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

Статья 357 УК РФ. Геноцид

Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Статья 358 УК РФ. Экоцид

Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Статья 359 УК РФ. Наемничество

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до восемнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью третьей статьи 208 настоящего Кодекса) —

наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Статья 360 УК РФ. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, либо угроза его совершения

1. Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, либо угроза его совершения —

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

2. То же деяние, совершенное в целях провокации войны или осложнения международных отношений, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Статья 361 УК РФ. Акт международного терроризма

1. Совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы.

2. Финансирование деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, склонение, вербовка или иное вовлечение лица в их совершение либо вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных деяний —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.

Почитать  Льготы на услуги жкх ветеранам труда

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие причинение смерти человеку, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо пожизненным лишением свободы.

УК РФ: Ст. 353, 354, 354.1, 355, 356, 357, 358, 359, 360, 361 — Статьи Уголовного кодекса РФ — Преступления против мира и безопасности человечества

Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

1. Основной объект преступления — отношения по обеспечению мира и мирного существования государств и народов, построенные на общепризнанных международных принципах, обеспечивающих суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, мирное разрешение, урегулирование споров и конфликтов, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности и нерушимость границ, территориальной целостности государств. Дополнительным объектом выступают жизнь, здоровье, собственность.
Определение агрессии дано в ст. 1 Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 14 декабря 1974 г. , под которой понимается применение вооруженной силы государства против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН. Агрессивная война является преступлением против международного мира, влечет за собой международную ответственность. Согласно ст. 2 применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности ООН может в соответствии с Уставом ООН сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 199 — 202.

В Конвенции об определении агрессии, заключенной в Лондоне 4 июля 1933 г. , говорится о том, что нападающим признается государство, которое совершит одно из указанных в документе действий, в частности объявление войны другому государству, нападение, вторжение на территорию другого государства без объявления войны, морская блокада, поддержка вооруженных банд, организованных на его территории, вторгнувшихся на территорию другого государства.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1935. Вып. VIII. С. 31 — 34.

Под войной понимается вооруженная борьба между государствами или группами для достижения определенных целей насильственными способами.
Устав ООН и IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г. требуют от конфликтующих государств принятия всех мер по предотвращению войны. Если стороны не пришли к мирному соглашению, то должны быть предъявлены ультиматум или объявление войны.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 575 — 587 (извлечения).

Согласно ст. 18 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

В ст. 6 Устава Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, принятого в Лондоне 8 августа 1945 г. , определено, что влекут индивидуальную ответственность любые действия, связанные с планированием, подготовкой, развязыванием или ведением агрессивной войны или войны с нарушением международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 763 — 770.

Такие преступления наказываются как международно-правовые преступления, о чем говорится и в Принципах международного права, признанных Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедших выражение в решении этого Трибунала, принятых в 1950 г. .
———————————
Международное публичное право: Сб. док. М.: БЕК, 1996. Т. 2. С. 101 — 102.

3. Объективная сторона преступления, указанного в ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется альтернативными действиями: 1) планирование; 2) подготовка; 3) или развязывание агрессивной войны.
Под планированием войны понимаются действия по разработке стратегических, тактических, оперативных планов, каких-либо инструкций, наставлений и других, определяющих начало вооруженного нападения, порядок ведения агрессивной войны, например установление сроков начала и окончания агрессии, количества войск, их дислокацию, использование наемников, последовательность агрессивных действий, направление ударов, определение территорий для захвата, материальных ресурсов, финансовых расходов и т.д.
Под подготовкой агрессивной войны понимаются действия, связанные с непосредственным обеспечением разработанных планов такой войны. Такие действия не определяются интересами мира и обороны государства. Например, увеличение численности войск, призыв резервистов, создание новых подразделений, их передислокацию и сосредоточение у границ иностранного государства, инициирование пограничных конфликтов, провокаций, засылка вооруженных банд, диверсионных групп, наращивание военной техники, оружия массового уничтожения людей, ведение пропаганды, разрыв дипломатических отношений и т.д.
Под развязыванием агрессивной войны понимаются конкретные действия по началу акта агрессии, вооруженного нападения на другое государство, независимо от того, было ли объявлено о начале войны. В ст. 3 Резолюции 3314 перечислены действия, которые квалифицируются в качестве акта агрессии: вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, любая аннексия территории; бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства; блокада портов и берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы и флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или продолжение пребывания по прекращению действий соглашения; предоставление государством территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства; засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, равносильные вооруженной агрессии.
4. Перечень актов агрессии не является исчерпывающим, и Совет Безопасности ООН может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН.
Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии, никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.
5. Преступление признается оконченным с момента начала совершения любого из указанных действий, направленных на планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
7. Субъект преступления специальный, им может быть только лицо, занимающее высшую государственную должность РФ, в компетенцию которого в соответствии с Конституцией входит решение таких военных вопросов. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2012) государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ — должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636; 2007. N 10. Ст. 1151; N 16. Ст. 1828; N 49. Ст. 6070; 2008. N 13. Ст. 1186; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 19. Ст. 3597; N 29. Ст. 3624; N 48. Ст. 5719; N 51. Ст. 6150, 6159; 2010. N 5. Ст. 459; N 7. Ст. 704; 2010. N 49. Ст. 6413; N 51 (ч. 3). Ст. 6810; 2011. N 1. Ст. 31; РГ. 2011. N 139, 153; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7333; N 50. Ст. 7337; 2012. N 48. Ст. 6744; РГ. 2012. N 283.

Система государственной службы, перечень высших государственных должностей определены Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011) , Указами Президента РФ от 11.01.1995 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012) , от 31.12.2005 N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (в ред. от 01.12.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2006. N 29. Ст. 3123; 2007. N 49. Ст. 6070; 2011. N 1. Ст. 31; N 50. Ст. 7337.
РГ. 1995. 17 янв.; СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5912; 1998. N 43. Ст. 5337; 2006. N 13. Ст. 1360; 2007. N 23. Ст. 2752; 2008. N 20. Ст. 2290; N 43. Ст. 4919; N 49. Ст. 5763; 2011. N 4. Ст. 572; 2012. N 29. Ст. 4071.
СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118; N 10. Ст. 1091; N 13. Ст. 1360; N 38. Ст. 3975; N 43. Ст. 4480; 2007. N 13. Ст. 1530; N 14. Ст. 1664; N 20. Ст. 2390; N 23. Ст. 2752; N 32. Ст. 4124; N 40. Ст. 4712; N 50. Ст. 6255; N 52. Ст. 6424; 2008. N 9. Ст. 825; N 17. Ст. 1818; N 21. Ст. 2430; N 25. Ст. 2961; N 31. Ст. 3701; N 49. Ст. 5763; N 52 (ч. 1). Ст. 6363; 2009. N 16. Ст. 1901; N 20. Ст. 2445; N 34. Ст. 4171; N 36. Ст. 4312; N 52 (ч. 1). Ст. 6534; 2010. N 3. Ст. 276; N 4. Ст. 371; N 12. Ст. 1314; N 15. Ст. 1777; N 16. Ст. 1874; 2011. N 5. Ст. 711; N 48. Ст. 6878; 2012. N 4. Ст. 471; N 8. Ст. 992; N 15. Ст. 1731; N 22. Ст. 2754; N 27. Ст. 3681; N 29. Ст. 4071; N 35. Ст. 4783, 4787; N 44. Ст. 5995; N 47. Ст. 6460.

8. В ч. 2 комментируемой статьи установлена ответственность за ведение агрессивной войны.
Данное преступление является самостоятельным составом в отношении лиц, которые только ведут агрессивную войну, а квалифицирующим признаком — в отношении лиц, ранее планировавших, подготовивших либо развязавших агрессивную войну.
Под ведением агрессивной войны понимаются действия по продолжению ранее развязанной агрессивной войны, которые характеризуются непрерывностью осуществления преступных действий. Преступление считается оконченным с момента начала ведения агрессивной войны. Окончанием ведения агрессивной войны признается фактическое прекращение государством такой войны против другого государства, вывода своих войск, отзыва засланных вооруженных банд, наемников. Если Советом Безопасности ООН вторжение признано актом агрессии, то государство-агрессор обязано прекратить агрессию, в противном случае агрессивная война считается неоконченной. Допускается применение вооруженной силы против государства-агрессора.
9. Право на установление факта совершенного акта агрессии, факта применения вооруженной силы государства в отношении другого государства в нарушение Устава ООН принадлежит Совету Безопасности ООН. Если такое будет установлено, то решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, совершивших это преступление, и их уголовной ответственности.

Анцупов Дмитрий, Адвокат

Оцените статью