Статья 95. Изменение расторжение контракта

По общему правилу менять условия сделки с госучреждением запрещено. Однако в некоторых случаях на это есть основания. Рассказываем, возможно ли изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ и по каким причинам.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Поддержка бизнеса в условиях санкций

Власти добавили возможность менять объем и вид работ: у сторон появилась возможность однократно изменить срок по контрактам жизненного цикла и госконтрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

А изменять стоимость придется только в пределах доведенных ЛБО.

Дополнили список оснований, когда вправе изменить существенные условия контракта:

  1. Если заключен госконтракт жизненного цикла со стройкой и капремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, при условии что сметная стоимость по итогам госэкспертизы превышает цену госконтракта. Корректировка цены госконтракта допускается в пределах 30 %.
  2. Появилось право изменить срок исполнения отдельного этапа госконтракта, но в рамках общего срока исполнения контракта.
  3. Если заключен госконтракт на срок не менее одного года с предметом закупки научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Цена соглашения равна или превышает предельный размер правительства. И изменение потребовалось из-за обстоятельств, которые не зависят от сторон и препятствуют выполнению обязательств. Чтобы изменить госконтракт, придется обосновать решение. Корректировка объема и цены допускается в пределах 30 %.
  4. Если контракт не выполнить из-за форс-мажора, то выполняются условия частей 1.3–1.6 ст. 95, а если есть решение властей, договор заключен до 01.01.2024, то его меняют по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ. Порядок получения разрешения можно уточнить в постановлениях правительства, региональных властей и муниципалитетов — местные власти утверждают его самостоятельно. Например, постановление Самарской области № 250 от 13.04.2022 разъясняет, кто принимает решение об изменении существенных условий контракта: главный распорядитель бюджетных средств.
  5. При поставке лекарств допускается изменение объема заказа и цены контракта в пределах 30 % до 31.12.2023 (ч. 65.2 ст. 112).

Для работы с существенными условиями в госконтракте жизненного цикла установили правило, что если сметная стоимость по результатам госэкспертизы меньше цены госконтракта, то заказчику придется уменьшить цену до сметной.

Возможность заключения соглашения об изменении госконтракта по результатам электронных процедур в ЕИС, кроме случаев, когда в ЕИС запрещено публиковать информацию, перенесена на более поздний срок.

С 2022 года пункт закона о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с п.1 ч.1 ст. 95 Федерального закона утратил силу.

Что относится к существенным условиям

К существенным условиям относятся положения, которые обязательно включаются в госконтракт в силу прямого указания закона.

В п. 1 ст. 432 ГК указано, что договор не заключается, если не достигнуто согласие по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и всех тех условий, относительно которых по заявлению одной из сторон достигается соглашение.

По общему правилу существенные условия контракта по 44-ФЗ, которые нельзя менять без веских оснований:

  • порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
  • цену;
  • итоговую цену каждого этапа;
  • ответственность заказчика и поставщика;
  • порядок и срок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
  • уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик;
  • обеспечение исполнения обязательств и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
  • порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
  • предоставление нового обеспечения исполнения обязательств, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств, отозвали лицензию.

В помощь заказчикам разрабатывают типовые условия госконтрактов, в которых закреплены все существенные условия. Это позволяет не допускать ошибок. Закон уточняет, можно ли вносить изменения в типовой контракт по 44-ФЗ: сейчас типовые контракты применять необязательно, заказчики используют только типовые условия.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как изменять госконтракты без нарушений и штрафов. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как изменить существенные условия

Основания для изменения существенных условий контракта закреплены в ст. 95 и 112 44-ФЗ. Мы собрали их в таблицу.

Возможность прописывается в документации и договоре или только в госконтракте, если закупка проходит у единственного поставщика.

Цена такого договора равна или превышает размер цены, установленной в п. 1 постановления Правительства РФ № 1186 от 19.12.2013 для обеспечения:

  • федеральных потребностей — 10 млрд руб.;
  • региональных нужд — 1 млрд руб.;
  • местных нужд — 500 млн руб.

Для закупок на проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения цена договора превышает или равна 40 млн руб.

В ч. 5 ст. 95 44-ФЗ указано, что при исполнении контракта не допускается перемены поставщика. Исключение — если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому госконтракту вследствие реорганизации юрлица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Как изменить госконтракты на строительные работы

В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ есть пункты, которые разъясняют, можно ли внести изменения в существенные условия при исполнении контракта, если меняете объем или виды работ по строительству, — да. Мы собрали все условия для этого действия в таблицу:

  • заключен на год и более;
  • цена равна или превышает 100 млн руб. Это закреплено в п. 1 (1) постановления Правительства РФ № 1186 от 19.12.2013;
  • работы не выполняются по не зависящим от сторон обстоятельствам;
  • изменение не приведет к увеличению срока исполнения или цены более чем на 30 %.
  • контракт заключен не менее, чем на год;
  • цена работ равна или больше установленной правительством;
  • есть разрешение властей.

Как изменить предмет контракта

По общему правилу изменение предмета договора не допускается.

За его изменение должностное лицо оштрафуют на сумму в 20 000 руб., а юридическое — на 200 000 руб. А суды признают допсоглашение с изменением предмета контракта недействительным.

Но в ч. 7 ст. 95 44-ФЗ указано, что по согласованию сторон поставляются другие товары. Главное, чтобы качество и технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) были лучше по сравнению с предметом контракта.

Цену договора или цену единицы товара (работы, услуги) в этом случае изменять нельзя.

Сторонам нельзя применять это основание для изменения страны происхождения товара. Такой запрет закрепляется нормативными правовыми актами, которые приняты в рамках ч. 3 и 4 ст. 14 44-ФЗ.

Вот пример реализации этой нормы:

Разъяснения по теме

  • споры об изменении существенных условий госконтрактов;
  • изменять существенные условия строительных контрактов можно и в 2024 году;
  • составляем соглашение о продлении срока действия госконтракта.

Об авторе этой статьи

Дмитрий Сидаев Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.

Другие публикации автора
  • 2023.09.29 Документы заказчикаЧто такое структурированное описание объекта закупки по 44-ФЗ
  • 2023.09.28 223-ФЗКазначейство начнет проверять закупки по 223-ФЗ
  • 2023.09.28 Документы заказчикаОтменили типовые условия контрактов на строительство дорог
  • 2023.09.26 Документы заказчикаМинфин разъяснил, как работать со структурированным описанием объекта закупки

Инструкция по одностороннему отказу от исполнения госконтракта в 2024 году

Часть 19 ст. 95 44-ФЗ предусматривает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, если в его тексте было предусмотрено право заказчика принять решение о таком отказе от исполнения договора. Право на расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком в одностороннем порядке предусмотрено ч. 9 той же статьи.

Скачать образец решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ из КонсультантПлюс

Односторонний отказ от исполнения госконтракта: инструкция для заказчика

В связи со вступлением в силу с 01.07.2022 ч. 12.1 ст. 95 44-ФЗ алгоритм расторжения контракта для заказчика изменился. Рассмотрим порядок одностороннего отказа от исполнения контракта по 44-ФЗ заказчиком пошагово с 01.07.2022:

Шаг 1. Принимаем решение о расторжении. Такое решение принимается только в случае наличия двух взаимосвязанных факторов:

  • основания такого расторжения прямо предусмотрены Гражданским кодексом как основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств;
  • такое право заказчика закреплено в контракте.

Шаг 2. Составляем решение об одностороннем отказе. Его форма законодательно не закреплена, поэтому составьте его в произвольной форме, однако рекомендуем указать в нем:

  • реквизиты расторгаемого документа;
  • дату принятия решения;
  • основания отказа от исполнения контракта;
  • срок вступления решения в силу.

Вот образец, как оформить расторжение договора в одностороннем порядке по новым правилам. Форма решения об отказе выглядит так:

Обратите внимание. Если вы проводили экспертизу товаров/услуг с привлечением экспертных организаций, то решение о расторжении принимается только в том случае, если экспертиза подтвердила нарушение условий контракта.

Шаг 3. После оформления решения необходимо уведомить об этом подрядчика. Вступившая в силу часть 12.1 ст. 95 Закона о закупках говорит о том, каким образом заказчик уведомляет исполнителя государственного контракта о принятии решения об одностороннем расторжении контракта. По новому правилу заказчик с использованием Единой информационной системы формирует решение, подписывает его усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС. За неисполнение указанного порядка предусмотрены административные санкции в виде штрафа.

Почитать  Как узнать за что пришел штраф гибдд где посмотреть за что гаи выписали штраф

Не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС (автоматически с использованием ЕИС) решение направляется поставщику. Датой его поступления подрядчику является дата его размещения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик.

Чуть подробнее остановимся на том, как сформировать решение об одностороннем отказе в ЕИС в 2024 году:

  • сформируйте решение в ЕИС;
  • подпишите его усиленной квалифицированной электронной подписью и разместите его в системе;
  • не позднее одного часа оно автоматически направляется поставщику;
  • выполнение процедуры является надлежащим уведомлением поставщика.

Шаг 4. После того как процедура соблюдена, остается ждать момента расторжения договора. Сроки имеют принципиальное значение. Часть 13 ст. 95 44-ФЗ указывает, через какое время после надлежащего уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракт считают расторгнутым — через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщика.

Шаг 5. Направьте информацию о расторжении в реестр контрактов.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести реестр контрактов без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.

Шаг 6. Направьте в ФАС обращение о включении информации о таком поставщике в РНП. Это необходимо сделать в течение двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу вашего решения.

Шаг 7. Заключаем новый договор со вторым участником.

В том случае, если в течение 10 дней поставщик исправит выявленные нарушения, необходимо отменить принятое решение. Можете ориентироваться на приведенную ниже форму такого решения.

Отменять решение нельзя, если расторжение связано с повторным нарушением.

Приведенная выше инструкция показывает, если контракт заключен по результатам электронной процедуры, как заказчику законно уведомить поставщика об одностороннем расторжении договора. Иной порядок уведомления предусмотрен для закупок, проведенных в неэлектронной форме.

В данном случае документ передается лицу, действующему от имени поставщика, лично под роспись или направляется последнему с соблюдением требований законодательства о гостайне по его адресу, указанному в тексте договора. Такой порядок является надлежащим уведомлением контрагента. Датой надлежащего уведомления считается:

  • дата, указанная лицом в расписке о получении документа;
  • получение подтверждения о вручении поставщику заказного письма;
  • дата получения информации об отсутствии поставщика по адресу, указанному в договоре;
  • информация о возврате такого письма по истечении срока хранения.

Контроль в сфере закупок

Достаточно распространенным является вопрос о том, вправе ли контролирующий орган в сфере закупок выдать предписание заказчику о досрочном расторжении контракта в одностороннем порядке. Функции контроля в сфере закупок помимо Антимонопольной службы вправе осуществлять прокуратура.

Предписание ФАС — это распоряжение Антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. УФАС вправе указать участникам закупки, какие действия необходимо совершить, чтобы устранить нарушения, направляет требование об устранении нарушений хозяйствующим субъектам при нарушениях антимонопольного законодательства. Такие указания являются обязательными для участников закупки, их неисполнение влечет административную ответственность.

Прокуратура — это орган власти, призванный следить за соблюдением Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России. В их число входит и 44-ФЗ. Задача проверки — сопоставить информацию о фактической деятельности конкретного заказчика с требованиями закона и установить наличие или отсутствие состава правонарушения. В число обязанностей прокурорских работников в сфере закупок входит контроль заказчика за исполнением договорных обязательств поставщиком. Непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, влечет ответственность.

Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, отметим, что информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 44-ФЗ нередко исходит от контролирующих органов в сфере закупок.

  • как правильно внести поставщика в РНП;
  • кого и как проверяет прокуратура по 44-ФЗ;
  • что делать, если поставщик по 44-ФЗ поставил фальсификат или некачественный товар.

Об авторе этой статьи

Дмитрий Сидаев Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.

Другие публикации автора
  • 2023.09.29 Документы заказчикаЧто такое структурированное описание объекта закупки по 44-ФЗ
  • 2023.09.28 223-ФЗКазначейство начнет проверять закупки по 223-ФЗ
  • 2023.09.28 Документы заказчикаОтменили типовые условия контрактов на строительство дорог
  • 2023.09.26 Документы заказчикаМинфин разъяснил, как работать со структурированным описанием объекта закупки

Расторжение договора о государственных закупках в одностороннем порядке

Был выбран поставщик на оказание услуг по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования по минимальной цене из предложенных.
Договор на оказание услуг был заключен на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) путем обмена по электронной почте копиями договора, содержащего в том числе условие о праве заказчика на односторонний отказ от исполнения договора. Срок действия договора – до конца календарного года. Для заказчика принципиально, чтобы услуги были оказаны до конца года, однако исполнение просрочено уже на месяц, и из действий исполнителя (не выходит на связь, не отвечает на звонки и письма) очевидно следует, что договор может быть не исполнен вовсе. Заказчик направил по электронной почте исполнителю письмо с предложением либо оказать услуги в десятидневный срок, либо расторгнуть договор по соглашению сторон, но адекватного ответа не получил.
Можно ли заказчику расторгнуть договор в одностороннем порядке, учитывая, что Законом № 44-ФЗ предусмотрена процедура расторжения только для контракта, заключенного по результатам конкурентных процедур?
Если договор можно расторгнуть, надо ли направлять информацию о расторжении в реестр недобросовестных поставщиков?

Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Контракт, предусмотренный Законом 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемый от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями (за рядом исключений) либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ). Фактически для целей Закона № 44-ФЗ понятие “контракт” является синонимом понятия “гражданско-правовой договор, заключаемый заказчиком, руководствующимся Законом № 44-ФЗ”. Каких-либо отличий в регулировании отношений, возникающих из соглашения сторон, заключаемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в зависимости от названия документа, которым оформлено это соглашение – “государственный контракт”, “муниципальный контракт”, “контракт”, “договор”, – этот Закон не содержит.

Соответственно, положения ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, предусматривающие возможность расторжения контракта, распространяются на любые контракты и гражданско-правовые договоры, заключенные в соответствии с Законом 44-ФЗ, без каких-либо исключений. Это в равной мере относится и к контрактам (гражданско-правовым договорам), заключаемым заказчиками на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе путем обмена документами, свидетельствующими о заключении договора, что допускается ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

В силу ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (смотрите также ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Положений, которые бы предусматривали, что заказчик может отказаться лишь от исполнения такого контракта, который заключен по результатам проведения конкурентной процедуры, законодательство не содержит.

Часть 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика уведомить контрагента об отказе от исполнения контракта с соблюдением определенного порядка. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления контрагента (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

По смыслу положений ст. 95 Закона № 44-ФЗ право на односторонний внесудебный отказ от исполнения контракта возникает у заказчика в случае нарушения контрагентом обязанностей по контракту, а непременными условием реализации такого права являются, в частности, наличие условия о возможности такого расторжения в самом контракте, а также надлежащее уведомление контрагента об отказе от исполнения контракта.

Как разъяснено в п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, для расторжения договора достаточно доставки поставщику сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение информации об одностороннем отказе в ЕИС, как это предусмотрено ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено прежде всего в публичных целях. Оно не является необходимым условием для расторжения договора. Если поставщик получил уведомление об одностороннем отказе, договор будет считаться расторгнутым (по истечении 10 дней с момента уведомления) независимо от факта размещения или неразмещения информации об отказе в ЕИС.

Почитать  Начисление пенсии при получении гражданства РФ

Таким образом, в приведенном случае заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке с соблюдением правил, предусмотренных ч.ч. 12-14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Такой вывод полностью согласуется с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, на нормах которого в том числе основывается Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), (Согласно п.п. 1, 2 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.) а также подтверждается судебной практикой (смотрите, например, решения АС г. Москвы от 21.06.2016 по делу № А40-32997/2016, АС Омской области от 25.09.2017 по делу № А46-4864/2017, АС Республики Татарстан от 03.08.2017 по делу № А65-11732/2017, АС Сахалинской области от 16.08.2016 по делу № А59-1977/2016).

В силу ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ информация о контрагенте, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Исключений из этого правила в отношении контрактов, заключенных на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, ни Закон № 44-ФЗ, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, ни иные нормативные акты не устанавливают. Следовательно, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного в том числе на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе) подлежит включению в указанный реестр (смотрите письмо Минэкономразвития РФ от 21.12.2015 № Д28и-3829).

Ответ подготовил: Чашина Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Решили участвовать в торгах?
Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре.
Оставить заявку >>

Государственный контракт: правила изменения и расторжения на основании правил Федерального закона «О контрактной системе»

Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.

Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?

Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

Федеральный закон №44-ФЗ говорит о том, что лишь в некоторых случаях может быть осуществлено изменение ранее заключенного государственного контракта. Для того чтобы такое изменение было осуществлено, необходимо использовать статью 95 данного федерального закона.

В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:

  • изменение условий контракта, в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами. В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются участники сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
  • изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
  • если речь идет об изменении цены контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения, но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации, если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
  • если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работыневозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта. Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего контролирующего органа в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
  • если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.

В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.

Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

Расторжение контракта может быть осуществлено в одностороннем порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.

По инициативе государственного заказчика контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения, например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в Единой информационной системе. Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.

Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи. Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением. Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.

Вступить в силу решение заказчика о расторжении контракта может по истечении десяти дней после надлежащего уведомления о расторжении исполнителя контракта. Только после этого контракт будет считаться расторгнутым.

Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

  • если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям, которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
  • производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут;
  • расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного поставщика. Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.

Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа. Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
  2. Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта. Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
  3. Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
  4. Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.
Почитать  Как вернуть госпошлину ГИБДД оплаченную через Госуслуги

Расторжение контракта по инициативе исполнителя

Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».

Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.

Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц, которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
  2. Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
  3. Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.

Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.

Частичное расторжение контракта

Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.

Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.

Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:

  1. Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа, например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
  2. Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта, осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
  3. Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.

Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.

Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.

Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

51. Статья 96. Обеспечение исполнения контракта

Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 8, 9, 10, 13, 15, 17, 20 — 23, 26 — 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта.

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

52. Статья 97. Мониторинг закупок

1. Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

2. Мониторинг закупок осуществляется в целях:

1) оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

2) оценки обоснованности закупок в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона;

3) совершенствования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

3. Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации.

4. Мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Результаты мониторинга закупок по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Правительство Российской Федерации. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

6. В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

7. Сводный аналитический отчет подлежит размещению в единой информационной системе.

8. В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.

9. Порядок использования единой информационной системы для целей мониторинга закупок устанавливается с учетом порядка функционирования единой информационной системы, установленного в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

10. Мониторинг закупок обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией.

53. Статья 98. Аудит в сфере закупок

1. Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.

2. Органы, указанные в части 1 настоящей статьи (далее — органы аудита в сфере закупок), в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

, заключенным и исполненным контрактам.

4. Органы аудита в сфере закупок обобщают результаты осуществления деятельности, указанной в части 3 настоящей статьи, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Оцените статью