Строительство без разрешения на строительство

Строить бани и сараи стало проще. С сентября вступает в силу постановление правительства, определяющее критерии вспомогательных построек.

Ранее, пояснили в Росреестре, могли возникать вопросы, законно ли то или иное строение на дачном участке или на территории около частного жилого дома. Вопрос, требуется ли для той же бани разрешение на строительство и является ли она вспомогательным объектом по отношению к жилому дому, однозначно не решался в законе.

По сути, только для садовых участков Градостроительным кодексом было однозначно предусмотрено, что строить на этих участках можно без разрешения на строительство, в том числе хозяйственные постройки.

«Однако исторически граждане размещают бани, теплицы, колодцы, гаражи, сараи и другие подобные объекты также на предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также для блокированной жилой застройки участках. Это делается для удобства проживания граждан и удовлетворения ими личных нужд», — отметили в ведомстве.

В условиях правовой неопределенности могли вставать вопросы, законно ли появились подобные объекты, если разрешение на строительство владелец не оформлял. Например, такой вопрос мог быть поставлен соседом в рамках возникшего спора между собственниками смежных участков.

С сентября критерии вспомогательных построек установлены, и это исключает возможные риски для граждан по оспариванию третьими лицами законности строительства таких объектов без разрешения на строительство.

Установлено несколько требований, которым должны соответствовать вспомогательные постройки. Во-первых, они могут быть высотой не более 20 метров и иметь не более трех этажей.

Во-вторых, постройки должны соответствовать виду разрешенного использования земельного участка. То есть нельзя на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, под видом вспомогательной постройки построить магазин, автосервис, ресторан или что-то подобное. Такой объект будет иметь признаки самовольной постройки, и от правообладателя участка могут потребовать снести объект.

В-третьих, требования к подобным постройкам также предусматриваются градостроительным регламентом в составе правил землепользования и застройки. Этот регламент, в частности, предусматривает отступы от границ земельных участков, которые требуется соблюдать при строительстве.

В-четвертых, ограничения по строительству таких объектов могут быть предусмотрены в связи с наличием каких-либо ограничений в зонах с особыми условиями использования территории (охранные, санитарно-защитные и иные зоны). Например, строительство сарая или бани может быть запрещено охранной зоной линии электропередач, которая находится рядом с участком.

Если сооружения отвечают этим критериям, их можно строить без получения разрешения на строительство.

Верховный суд защитил права тех, кто решил строить дом на своей земле

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ сделала важные разъяснения, которые касаются тех, кто начал строиться на своей земле и столкнулся с проблемами. В преддверии весны и начала сезона загородного строительства подобные разъяснения могут оказаться полезны многим собственникам.

Эта конфликтная ситуация сложилась в Краснодарском крае. Там хозяйка земельного участка начала строить на нем двухэтажный дом для себя и своей семьи. Но местные чиновники отказали гражданке в выдаче разрешительных бумаг на возведение дома. Суды встали на сторону чиновников, вынудив хозяйку дойти до Верховного суда, где с ее доводами согласились.

Отказ чиновников в выдаче разрешения на строитель­ство Верховный суд признал незаконным и отменил его

Все началось с того, что гражданка была собственницей участка. Управление муниципального контроля администрации города провело плановую проверку «соблюдения земельного законодательства». Нашлись недостатки. Итогом проверки стал акт, в котором было написано, что собственницей не выполнены предписания Правил землепользования и застройки на территории Краснодара. А именно — на ее участке возведен капитальный объект без разрешения на строительство.

Собственница участка обратилась в администрацию и попросила выдать ей разрешение на строительство. В выдаче разрешения чиновники отказали, попутно заметив, что «не предусмотрена выдача разрешений на строительство на уже возведенные объекты капитального строительства». А еще гражданке сообщили, что материалы «по факту самовольного строительства» они отправили в управление муниципального контроля администрации, для принятия к ней административных мер.

Хозяйка участка посчитала отказ чиновников незаконным и отправилась в суд. Там она попросила обязать чиновников выдать ей разрешение на строительство дома для своей семьи. Но суд встал на сторону чиновников. Апелляция с таким решением согласилась. Пришлось жаловаться в Верховный суд. Там в Судебной коллегии по административным делам сказали, что местные суды допустили «существенное нарушение норм материального права». Краснодарские суды исходили из того, что приступать к строительству капитального объекта можно только после получения разрешения. Поскольку истица не выполнила эти требования, то ее «объект имеет признаки самовольной постройки». Суды подчеркнули — получение разрешения на строительство после начала строительства законом не предусмотрено.

По мнению Верховного суда, такая позиция ошибочна, и суд разъяснил, почему. В Градостроительном кодексе сказано, что к ведению местной власти относится выдача разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию и реконструкцию объектов капитального строительства в городе. В том же кодексе разъясняется, что из себя представляет разрешение на строительство. Это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана участка или проекту планировки территории.

На участке жительницы Краснодара был построен лишь фундамент дома. Верховный суд из приведенных норм Градостроительного кодекса делает вывод — чиновники вправе отказать в выдаче разрешения на строительство исключительно на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в законе, но начало строительных работ к таковым основаниям не отнесено. Отказ в разрешении из-за строительства фундамента не соответствует 51 статье Градостроительного кодекса — подчеркнул суд.

Из анализа этой статьи Градостроительного кодекса следует, что проверки уполномоченного органа проводятся исключительно с целью установить возможность строительства объекта по проекту на этом участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям градостроительного регламента, и возможности постройки на этом участке дома по предоставленному проекту. В случае положительного заключения — законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют — заявил Верховный суд.

Почитать  Могут ли отнять квартиру за долги

Местные суды признали отказ в выдаче разрешения на строительство дома правильным и заявили, что объект «имеет признаки самовольной постройки». Но Верховный суд возразил — в материалах дела нет доказательств, что гражданка начала строительство своего индивидуального дома с «существенными нарушениями градостроительных и строительных норм». Нет такого заключения и в письменном отказе выдать разрешение на строительство.

Такие заключения исключают в будущем для хозяйки участка возможность в обычном порядке зарегистрировать дом и являются незаконными.

По мнению Верховного суда, решения местного суда надо отменить и принять по делу новое решение. Отказ чиновников в выдаче разрешения на строительство Верховный суд признал незаконным и отменил его. Высокий суд принял решение, в котором он обязал чиновников рассмотреть заявление гражданки о выдаче ей разрешения на строительство дома.

Юристы объяснили, какие постройки можно возвести на даче без риска сноса

Правительство России 4 мая приняло постановление о том, какие постройки на участке можно возводить без разрешительной документации. РБК попросил юристов разъяснить, как эти нововведения повлияют на граждан

Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Правительство России определилось с критериями отнесения построек на участке к категории вспомогательных — для их строительства не требуется оформление разрешительной документации. Постановление правительства было принято 4 мая, вступит в силу оно с 1 сентября 2024 года. РБК попросил профильных юристов прокомментировать тонкости этого документа и его последствия для домовладельцев в случае нарушения установленных норм. Похожие критерии вспомогательных построек уже существовали в судебной практике и в разъяснениях ведомств, поэтому абсолютным новшеством они не являются, рассказала РБК партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева.

Чтобы считаться вспомогательной постройкой, объект должен соответствовать одному из следующих критериев:

  • объект строится на одном земельном участке с основным зданием, строительство вспомогательного объекта было предусмотрено строительной документацией и объект предназначен для обслуживания основного объекта;
  • объект строится в целях обеспечения эксплуатации основного здания, не является особо опасным, технически сложным или уникальным объектом, общая площадь не более 1,5 тыс. кв. м, расположен на том же или смежном земельном участке с основным зданием;
  • объект расположен на земельном участке, предоставленном для ИЖС, для ведения личного подсобного хозяйства, но не более трех этажей и не выше 20 метров.

«Для граждан вспомогательными постройками будут считаться сараи, бани, навесы, погребы, хозяйственные постройки. Для застройщиков к вспомогательным постройкам могут относиться здания КПП, пункты охраны, диспетчерские пункты, офисы продаж», — рассказала Екатерина Токарева.

Если постройка будет являться не вспомогательной, а самостоятельным объектом, то существует риск признания ее самовольной постройкой с угрозой сноса. У граждан, скорее всего, будут проблемы с регистрацией права собственности на такой объект.

Строительство без разрешения на строительство

Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2020 г. № 1816

МОСКВА

Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, перечня случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

(Наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2022 № 2344)

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 № 1173, от 15.11.2021 № 1945, от 19.12.2022 № 2344, от 10.02.2023 № 192)

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 и пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;

перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство;

перечень случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство; (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2022 № 2344)

изменения, которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 50, ст. 7089; 2016, № 19, ст. 2706; 2018, № 28, ст. 4227) .

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 12, ст. 1715) ;

Почитать  Льготы ветеранам боевых действий при начислении пенсии

постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 г. № 1064 «Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 34, ст. 4896) .

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 12 ноября 2020 г. № 1816

ПЕРЕЧЕНЬ случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15.11.2021 № 1945, от 10.02.2023 № 192)

1. Строительство, реконструкция:

объектов, являющихся линейными, указанных в абзацах втором — седьмом, девятом — тринадцатом и пятнадцатом перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2023 № 192)

газопроводов с проектным рабочим давлением не более 1, 2 мегапаскаля. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2021 № 1945)

2. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, проектируемого в составе линейного объекта, при одновременном соблюдении следующих условий:

строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется в существующих границах земельного участка, на котором размещен линейный объект, либо в границах сервитута или публичного сервитута, установленного в целях размещения линейного объекта;

строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;

общая площадь объекта капитального строительства не превышает 1500 кв. метров, высота не превышает 12 метров, количество этажей не превышает 2 этажей.

3. Строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения) , размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.

4. Строительство, реконструкция в границах полосы отвода автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий, в том числе переходно-скоростных полос, к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.

_____________

УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 12 ноября 2020 г. № 1816

ПЕРЕЧЕНЬ случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 № 1173, от 10.02.2023 № 192)

линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи;

линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;

тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1, 6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150°C включительно;

водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;

линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;

линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов;

отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;

автомобильных дорог IV и V категории;

объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;

местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;

пешеходных улиц и площадей городов;

парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек;

объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1, 2 мегапаскаля включительно; (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 № 1173)

трамвайных путей, контактных сетей трамвайных линий. (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2023 № 192)

____________

УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 12 ноября 2020 г. № 1816

ПЕРЕЧЕНЬ случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2022 № 2344)

1. Создание поисковых и разведочных горных выработок, предусмотренных проектной документацией на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых.

2. Создание горных выработок, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, образующихся на объектах добычи полезных ископаемых после ввода таких объектов в эксплуатацию и регистрации их в государственном реестре опасных производственных объектов.

3. Создание открытых горных выработок для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых.

(Дополнение перечнем — Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2022 № 2344)

____________

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 12 ноября 2020 г. № 1816

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

1. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Защитные сооружения гражданской обороны, сооружения инженерной защиты, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.».

Почитать  Как увеличить уставный капитал общества с ограниченной ответственностью

2. В пункте 18 слова «на дворовых территориях многоквартирных жилых» заменить словами «на придомовых территориях многоквартирных».

3. Пункт 24 дополнить словами «, палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок, на которых осуществляется реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции».

4. Дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. Площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта) , офисы продаж) .».

Риски ведения строительных работ без разрешения на строительство

Сегодня актуален вопрос ведения строительных работ на объектах капитального строительства (ОКС) без наличия соответствующего разрешения. Рассмотрим данную ситуацию с позиции рисков Генподрядчика. Для начала определимся, что представляет собой разрешение на строительство, что грозит субъекту, который нарушает данное требование, и кто является субъектом данного нарушения. Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В соответствии с частью 1 ст. 9.5. КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток. Штраф сам по себе довольно значителен, но хуже того – приостановление деятельности, что может повлечь более серьезные последствия для Генподрядчика и реализации проекта в целом.

Градостроительный кодекс предполагает, что разрешение на строительство должен получать застройщик, поэтому возникает справедливый вопрос, будет ли нести ответственность Генподрядчик, если разрешение на строительство не получил застройщик?

Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 названной статьи. В ч. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо установлено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться как застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, так и иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Таким образом, Генподрядчик, осуществляющий строительство ОКС без разрешения на строительство, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5. КоАП РФ.

Если Генподрядчик решает осуществлять строительные работы без разрешения, нужно понимать, что сам факт ведения строительных работ вряд ли удастся скрыть, поскольку застройщик или технический заказчик до начала строительства не позднее чем за семь рабочих дней должен будет предоставить в органы государственного строительного надзора значительный объем документов, в том числе и копию разрешения на строительство (часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с этим органы государственного надзора не смогут игнорировать, что генподрядчик все это время осуществлял строительство без разрешения на строительство. Тогда, скорее всего, и встанет вопрос о привлечении Генподрядчика к административной ответственности по основаниям ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, если по каким-либо причинам это не произойдет раньше. В этом случае даже не стоит пытаться доказать отсутствие вины Генподрядчика при ведении работ без разрешения на строительство, поскольку это не представляется возможным в виду того, что предполагается обязанность Генподрядчика до начала проведения работ убедиться в наличии у застройщика разрешения на строительство в отношении соответствующего земельного участка. Однако, если Генподрядчик взял на себя риск и выполняет работы без разрешения, нужно понимать, что значительную роль в самом порядке привлечения будет играть процессуальный аспект. На практике положения о процессуальном порядке привлечения лиц к административной ответственности используются при оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, в связи с чем избежать привлечения к административной ответственности возможно только при нарушении процессуального порядка к ее привлечению, для чего рекомендуется привлекать юристов в данный процесс как можно раньше. Конечно, каждый определяет для себя, выполнять работы без разрешения на строительство или не выполнять, исходя из личных соображений, однако наша рекомендация в данном случае однозначна: выполнять работы без разрешения недопустимо. Поэтому до начала работ и при заключении договоров на генподряд стоит обратиться за консультацией к юристам, имеющим опыт в строительной сфере, для минимизации рисков и предотвращения негативных последствий.

Похожие записи:

  • Система мотивации сотрудников
  • Знаковый проект в истории ИРБИС: 1995 — 1998 гг.
  • История ИРБИС: Первый проект в качестве Генерального…
  • ИРБИС и Гостиничная недвижимость
  • Обзор ситуации на рынке труда в строительной отрасли
  • «Семь раз отмерь, один раз отрежь» или как выбрать…
Оцените статью