Когда машина не пропускает человека на нерегулируемом пешеходном переходе, водителю это не сулит ничего хорошего. Могут и «прав» лишить, и в тюрьму при печальном стечении обстоятельств отправить. А как будут развиваться события в случае, если сбитый ехал на велосипеде?
Максим Строкер
Довольно типичная ситуация на наших дорогах: машина подъезжает к пустынному нерегулируемому пешеходному переходу и в этот момент на «зебру» вылетает велосипедист в стремлении пересечь проезжую часть именно перед «мордой» мчащегося транспортного средства. Итогом подобных сценок крайне часто становятся серьезные травмы байкеров. А все потому, что большинство из них считает себя пешеходами и уверены, что любой водитель обязан их пропускать на нерегулируемой «зебре». Если авто не уступает в подобной ситуации, особо агрессивные любители двухколесного транспорта даже бросаются на водителей с кулаками.
На самом деле пункт 1.2 Правил дорожного движения утверждает, что велосипед — транспортное средство. Соответственно, к нему применяются те же требования ПДД, что и к машине. Если байкер спешился и ведет свое двухколесное чудо рядом с собой — тут он пешеход. Сел и поехал — стал водителем. Соответственно, когда велосипедист на своем транспортном средстве пресекает дорогу по пешеходному переходу, с точки зрения ПДД это выглядит точно так же, как если б на месте велика был мотоцикл или самосвал.
Более того, пункт 24.8 ПДД прямо запрещает велосипедистам и водителям мопедов пересекать проезжую часть по пешеходному переходу. Исходя из этого можно четко сказать, что когда машина сбивает на нерегулируемой «зебре» едущего велосипедиста, виноватым в таком ДТП, скорее всего, признают именно неосторожного обладателя двухколесной техники. Инспектор ГИБДД даже составит на него административный протокол.
Статья 12.
Единственный вариант для «двухколесного» переложить хотя бы часть вины за аварию на водителя — доказать, что тот имел возможность, но не стал предпринимать какие-либо действия для предотвращения ДТП. То есть убедить дознание, что шофер мог своевременно увидеть велосипедиста, но не затормозил. Затея с сомнительным результатом.
Несмотря на все вышеизложенное, сбитый на «зебре» велосипедист может через суд потребовать от водителя возместить ущерб здоровью и имуществу, даже если пострадавший сам виноват в аварии. Статья 1079 Гражданского кодекса предусматривает такую ответственность для владельца «средства повышенной опасности» — автомобиля.
Но в данном случае вполне может быть применена другая статья — 1083 ГК. Ее часть вторая устанавливает, что «если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен». Так что на многое байкеру рассчитывать не стоит даже в суде
Что делать при ДТП с самокатом или велосипедом
Владельцы автомобилей рискуют столкнуться с велосипедистами и водителями самокатов на дорогах общего пользования, могут не заметить их во дворе или на пешеходном переходе. Рассказываем, что делать, в случае ДТП с электросамокатом или велосипедом.
Обновлено: 25.09.2022
Как действовать при столкновении с самокатом или велосипедом
Если столкнулись с самокатом или велосипедом, нужно действовать как при любом ДТП: остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и при необходимости оказать помощь — вызвать скорую или отвезти пострадавшего в больницу.
Кто бы ни был виновником аварии: автомобиль, водитель самоката или велосипеда, для оформления такого дорожного инцидента нужно вызвать ГИБДД. Так как оформить такое ДТП по европротоколу нельзя — ни на самокат, ни на велосипед не оформляется полис ОСАГО.
Если в ДТП нет пострадавших и нанесен небольшой ущерб автомобилю или самокату/велосипеду — можете договориться на месте. Но для этого нужно соблюсти ряд формальностей: сфотографировать или снять на видео повреждения транспорта, составить расписку об отсутствии претензий. В ней укажите паспортные и контактные данные участников ДТП, госномер вашего авто, обстоятельства аварии и сумму ущерба, которую виновник передал или должен передать пострадавшему в определенный срок. Подпишите расписку, если возможно попросите подписать ее двух свидетелей.
Что делать, если электросамокат или велосипед врезался в припаркованное авто
Не имеет значения, двигалась ваша машина или была припаркована, когда в неё въехал велосипедист или водитель электросамоката — оба случая считаются дорожно-транспортным происшествием. Для оформления инцидента также необходимо вызвать ГИБДД. Дождитесь инспектора и составьте протокол. Сфотографируйте царапины или вмятины на своей машине и оцените ущерб.
Если водитель самоката или велосипеда скрылся с места аварии, необходимо самостоятельно собрать информацию о виновнике.Поспрашивайте водителей соседних авто или других очевидцев, попросите записи с видеорегистраторов. Сделайте фото или видео повреждений автомобиля. Если рядом есть камеры, попробуйте узнать у владельцев, попало ли происшествие на запись.
Эту информацию передайте в отдел по розыску ГИБДД. Они проведут расследование, при необходимости получат записи с видеокамер поблизости. Если нарушителя найдут, вам нужно будет провести независимую экспертизу повреждений, а затем составить досудебную претензию с требованием о компенсации. Если виновник на нее не ответит или откажется возмещать ущерб — можно подать на него в суд.
Как действовать, если водитель самоката или велосипеда — ребенок
Если в момент аварии вы ехали по двору, а ребенок катался на велосипеде или самокате — случившееся причислят к ДТП. Вам нужно будет вызвать сотрудников ГИБДД на место происшествия, а также найти или позвонить родителям ребенка. Оформить ДТП можно только в их присутствии.
Действовать нужно также, как при обычном ДТП: остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки, не перемещать машину и детский велосипед или самокат. Кроме того, автомобилист должен вызвать скорую помощь, даже если ребенок не пострадал. Это поможет избежать наказания за бездействие, в котором водителя могут обвинить родители, не желающие платить штраф.
Может быть, и другая ситуация: ребенок столкнулся со стоящей машиной, когда катил велосипед или самокат, а не ехал на нем. Это не считается ДТП — вы должны обратиться в полицию. В этом случае также необходимо вызвать или найти родителей ребенка.
Кто покроет ущерб, если виноват водитель самоката или велосипеда
Если виноват водитель-ребенок.Если правила нарушил ребенок младше 14 лет, то компенсировать ущерб будут его родители. С 14 лет ребенок может делать это сам, если получает доход. С 16 лет подросток понесет административную ответственность за нарушение ПДД.
Если виноват взрослый водитель самоката или велосипеда.Если в вашу машину въедет водитель на личном самокате — то он будет возмещать вред самостоятельно согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ. Вы, как пострадавший вправе взыскать компенсацию через суд в зависимости от характера травмы или размера ущерба.
Если самокат арендованный, владелец автомобиля может получить возмещение по страховке от сервиса аренды.У компаний разный лимит выплат. Например, страховка у Whoosh покрывает до 300 000₽ ущерба здоровью или имуществу третьих лиц, пострадавших от действий застрахованного во время поездки. У Urent страховка покрывает ущерб здоровью и имуществу третьих лиц до 600 000 ₽. У Яндекс Go выплаты при несчастных случаях и повреждении имущества третьих лиц составляют до 2 млн. рублей. В зависимости от сервиса проката и страховой компании, действия для компенсации будут отличаться — во время оформления ДТП обратитесь на горячую линию сервиса и уточните, кто должен сообщать об инциденте страховщику.
Кто покроет ущерб, если виноват водитель автомобиля
Если в ДТП виноват водитель и у него есть полис ОСАГО, то материальный ущерб до 400 000 рублей и вред здоровью до 500 000 рублей покроет страховая компания.
При ДТП с ребенком.Если мамы и папы потребуют возместить моральный вред, то сделать это придется самостоятельно. Когда страховки нет и договориться с родителями не получается, стороны обращаются в суд. Водителям также стоит учесть, что они должны возместить вред здоровью ребенка, т.к. автомобиль считается источником повышенной опасности по отношению к велосипедисту/водителю самоката — при таком ДТП ответственность водителя автотранспорта наступает вне зависимости от его вины.
Восстановить автомобиль после столкновения с самокатом или велосипедом, вне зависимости от обстоятельств происшествия можно по полису каско. Если такой полис есть и условия страхования признают ДТП с самокатом или велосипедом страховым случаем — страховая компания организует ремонт автомобиля или компенсирует его стоимость.
ДТП с велосипедистом
Дорожное происшествие влечет следующие правовые последствия:
- привлечение его участников к административной ответственности в виде штрафа;
- назначение уголовного наказания в виде лишения свободы;
- обязанность виновного возместить вред здоровью или имуществу, моральный вред.
Обратите внимание!
Административное и уголовное наказание могут дополняться лишением права управлять транспортным средством. Также вина может быть взаимной.
ПДД для велосипедиста
Велосипедист — полноправный участник дорожного движения, на которого распространяются ограничения, запреты и предписания, установленные Правилами при движении по общественным дорогам.
Если автомобилист сбил велосипедиста на пешеходном переходе вопрос кто виноват, не имеет очевидного ответа.
Велосипедист — это тот, кто управляет велосипедом. Тот, кто ведет велосипед рядом с собой — пешеход. На дороге их права и обязанности различаются.
Велосипед, с точки зрения Правил, — транспортное средство, которое должно быть исправным и безопасным.
На дорогах общего пользования велосипедисты обязаны соблюдать следующие требования и запреты Правил:
- не управлять велосипедом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- дети могут выезжать на общественные дороги только после 14 лет;
- передвигаться по специальным велодорожкам, а при их отсутствии – по правому краю проезжей части, при движении по тротуару не создавать помех пешеходам;
- на перекрестке подавать сигналы поворота световыми указателями, а при отсутствии — рукой;
- В Правилах есть понятие «велосипедная зона», при движении в ее пределах водитель велосипеда пользуется преимуществом перед автомобилистом;
- при подъезде к переходу байкер обязан снизить скорость, а перед переходом остановиться и пропустить пешеходов;
- при движении в темное время суток включать фары или фонари,;
- запрещается левый поворот или разворот на дороге с двумя и более полосами;
- запрещается пересекать проезжую часть по пешеходному переходу.
Последнее требование означает, что проезжую часть велосипедист может пересечь только в качестве пешехода, ведущего велосипед рядом с собой.
Нарушение последнего требования особенно опасно. Велосипедист может развивать скорость порядка 40км/час. Водитель автомобиля, который сам движется в транспортном средстве, не успеет отреагировать на внезапный выезд велосипеда. При этом, водитель авто не будет виноват в ДТП, так как на пешеходном переходе он обязан пропускать пешеходов.
Если действия автомобилиста в такой ситуации признают правильными, то он избегнет наказания в виде штрафа за нарушение ПДД. Но если велосипедисту будет причинен вред здоровью, суд взыщет с владельца автомобиля компенсацию, хотя бы частичную.
Обратите внимание!
По правилам Гражданского кодекса РФ, владелец автомобиля обязан возместить вред даже при отсутствии вины, так как автомобиль – этот источник повышенной опасности.
Пересекая проезжую часть по пешеходному переходу, велосипедист сам может сбить пешехода и создать помехи движению.
При нарушение любого из выше перечисленных требований вина за ДТП лежит на водителе велосипеда или будет взаимной, если автомобилист тоже допустит нарушение.
Если ДТП совершил ребенок до 14 лет, к ответственности будут привлечены его родители, так как допустили выезд на общественную дорогу. Правда, отвечать они будут не за ДТП, а за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка.
Участник ДТП не должен покидать место происшествия до приезда должностных лиц ГИБДД. Последствия ДТП не всегда очевидны. Ухудшение здоровья может наступить через несколько дней. Размер вреда будет установлен экспертизой или оценкой через несколько месяцев. Для защиты своих прав важно участвовать во всех процессуальных действиях.
Несмотря на то, что в стране действуют нормы о европейском протоколе, условия обязательного страхования: ОСАГО, КАСКО требуют обязательного вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.
Велосипедист врезался в автомобиль
Последствия будут зависеть от места столкновения:
- проезжая часть;
- дворовая территория;
- велосипедная зона.
Столкновение велосипеда с автомобилем на проезжей части свидетельствует о том, что водитель совершенно не контролировал ситуацию на дороге. Столкновение в попутном направлении движения произойдет в ситуации, когда впереди идущий автомобиль начал сбрасывать скорость для совершения маневра или пропуска пешеходов на переходе. Велосипедист был обязан сохранять дистанцию и также замедлить движение.
На полосе движения велосипедист обязан занять крайнее правое положение. Если автомобиль нагнал его и сбил в центре полосы, то нарушение будет со стороны обоих участников.
Если столкновение происходит во встречном направлении, то велосипедист не имеет права двигаться по встречной полосе.
Кроме того, на проезжей части автомобиль имеет преимущество перед велосипедом и последний обязан не создавать помехи движению.
Если велосипед въехал в припаркованный автомобиль, то возникает вопрос о том, не была ли его скорость слишком высока для безопасного маневра. В отношении автомобилиста будет выясняться не нарушил ли он правила парковки и не создавал ли автомобиль помехи движению.
Обратите внимание!
Велосипедисты имеют преимущество в велосипедных зонах, что не освобождает их от обязанности не создавать помех другим участникам движения.
Ответственность за наезд на велосипедиста
Если автомобилист совершил наезд на велосипедиста, то он будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа при наличии вины. Размер штрафа в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения. Наезд причинил потерпевшему:
- легкий вред здоровью: штраф от 2 500 до 5 000 руб. или лишение прав на 12 — 18 месяцев;
- вред здоровью средней тяжести: 10 000 – 25 000 руб. или лишение прав на 18 — 24 месяцев.
Если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью, смерть, стойкая утрата трудоспособности либо потерпевшая – беременная женщина, утратившая ребенка в результате ДТП, в этих случаях возбуждается уголовное дело.
Уголовная ответственность за преступления, связанные с управлением автомобилем, предусмотренными ст. 264, Уголовного кодекса РФ и могут повлечь наказание до 9 лет лишения свободы с лишением права управлять ТС.
Степень утраты здоровья и трудоспособности определяет специальная медицинская экспертная комиссия по результатам лечения потерпевшего. В момент ДТП об этих обстоятельствах ничего не известно. Сама процедура привлечения к ответственности виновника возбуждается после окончания лечения потерпевшего.
Обратите внимание!
Вина велосипедиста является основанием для смягчения наказания водителю авто.
Административное наказание назначается постановлением должностного лица Госавтоинспекции. При несогласии привлекаемый к ответственности может обжаловать его в суд. Привлечение к уголовной ответственности производиться только через суд.
После определения вины и меры ответственности обоих участников ДТП рассматривается вопрос о выплате и размерах компенсации причиненного вреда. Стороны могут договориться об этом полюбовно, составив, при необходимости, письменные соглашения или расписки. При не достижении согласия можно также обратиться в суд, в гражданском порядке.
Судебная практика: ДТП с велосипедистом
В Зеленограде весной этого года произошло столкновение между легковым автомобилем и водителем велосипеда на пешеходном переходе. По показаниям свидетелей последний при пересечении проезжей части не спешился, что является правонарушением.
По решению суда велосипедист признан виновным и обязанным оплатить ремонт поврежденного автомобиля.
Обратите внимание!
При наличии вины пострадавшего в ДТП, суды отказывают во взыскании компенсации морального вреда с причинителя вреда.
При выезде из двора и пересечении тротуара водитель автомобиля сбил нетрезвого велосипедиста, причинив ему вред здоровью средней тяжести. Автомобилиста признали виновным в ДТП и обязали возместить вред здоровью, так как на тротуаре он был обязан пропустить велосипедиста, а состояние алкогольного опьянения последнего не мешало движению автомобиля.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом
С каждым годом на дорогах нашей страны появляется все больше транспортных средств, как четырехколесных, так и двухколесных. Активность их появления присутствует в теплое время года, особенно это касается велосипедистов. Однако в этот период и увеличивается количество ДТП, так же связанных с водителями велосипедов.Велосипед признан экологичным и недорогим транспортом, который все набирает свою популярность среди населения. Велосипедистов не обязывают сдавать на права, однако они так же являются полноценными участниками дорожного движения и несут полную ответственность за свои действия. Водитель велосипеда не тратит свое время в пробках и ему не нужны специальные парковки, но он так же, зачастую попадает в аварии и причины могут быть абсолютно разными, начиная от игнорирования приоритета и нарушения ПДД, заканчивая банальными ситуациями, когда водители просто не заметили друг друга.
Действия
При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:
- выставить знаки аварийной остановки и включить аварийные огни;
- не убирать ТС с места аварии;
- сделать подробные фото(расположения ТС, тормозной путь, наличие повреждений);
- взять контакты очевидцев.
Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно.В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.
Кто виноват в ДТП с велосипедистом?
Почему-то в широких массах, в случае ДТП с велосипедистом, принято считать виноватым водителя автомобиля, однако это не так и чтобы в такой ситуации защитить себя, нельзя покидать места происшествия. Меры наказания для водителя указаны в КоАП ст. 12.27 или УКРФ. Взыскания могут быть следующие:
- административный арест на 15 суток;
- лишение водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет.
Если в ДТП были пострадавшие, а водитель скрылся, то наказания могут быть следующие:
- штраф или обязательные работы;
- исправительные или принудительные работы до 1г.;
- арест до 3-х месяцев;
- лишение свободы.
В случае, если велосипедист скрылся с места аварии, то к нему применяются следующие меры:
- лишение свободы;
- штрафы;
- расходы на ремонт и моральный ущерб.
Если видно, что водитель автотранспорта пытается скрыться, в этом случае нужно максимально собраться и запомнить госзнак, а так же опросить очевидцев и взять их контактные данные.
Сегодня большая часть ДТП оформляется по европротоколу, но с водителями велосипедов так делать нельзя из-за отсутствия у них страхового полиса. Обязательным условием при оформлении европротокола является наличие действующего полиса осаго у обеих сторон. Так что найти виновного могут только сотрудники ГИБДД или автотехническая экспертиза.
Дорожно-транспортное происшествие на пешеходном переходе
В случае ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация более понятна. Велосипедисты обязаны пересекать пешеходный переход пешком при этом везти велосипед рядом с собой.Если нарушения со стороны двухколесного транспорта нет, то вина полностью лежит на водителе автомобиля. В том случае, если человек пересекал переход не слезая с велосипеда, то вина в ДТП лежит на нем, однако и полная ответственность с водителя не снимается.
Вина велосипедиста на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД и если он проезжает дорогу на красный сигнал, то заведомо нарушает и становится виновником.
Выплаты по страховке при ДТП с велосипедистом
Разберем ситуацию, в которой виновник ДТП с велосипедистом – водитель автомобиля. При условии, что машина застрахована по ОСАГО, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат, предоставив при этом все необходимые документы. В случае, когда страховка не покрывает полученный вред, либо предъявлен иск компенсации морального ущерба, владелец транспортного средства возмещает все из собственных средств добровольно или в порядке судебного урегулирования.
Если страховщик отказывает в выплате, либо удовлетворяет ее частично, гражданин имеет право потребовать страховое возмещение через суд. Иногда водитель может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если доказано, что авария произошла по умыслу самого потерпевшего, либо вследствие непреодолимой силы. Когда вина в ДТП возлагается на водителя велосипеда, возмещение ущерба происходит по нормам гражданского законодательства, так как наличие страхового полиса у них не предусмотрено.
Компенсация ущерба осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Если установлена вина обоих сторон, то судом определяется размер ответственности на основе степени вины каждого участника. Еще один случай, когда автомобиль застрахован по полису КАСКО, то потерпевший имеет право получить выплату со страховщика, который в порядке суброгации может взыскать уплаченные средства с велосипедиста.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе
Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС.Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.
Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.
Авария при движении по тротуару
Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону.Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.
Ответственность велосипедиста при ДТП
При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:
- статья 1
- статья 12.29ч.3 – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 рублей, а так же штраф в размере 1500 рублей, если нанесен вред легкой или средней тяжести.
Ущерб по ремонту автомобиля, либо моральный ущерб при ДТП взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.
Статистика ДТП с велосипедистами
По данным Госавтоинспекции за 2015 год с января по декабрь всего произошло 184000 ДТП из них аварий с велосипедистами 5094, при этом погибло 414 человек и 4830 ранены. Более свежие данные за 2016 год гласят о 173500 ДТП в целом по стране, из них 5063 с участием велосипеда, 384 человека погибло и 4813 получили ранения. Глядя на показатели, можно сказать, что количество аварий заметно снизилось, но цифры все равно приводят в ужас. Статистика так же гласит о том, что самый пик аварийности приходит на пятницу-субботу в период времени с 17:00 до 20:00.
Действия водителя, если водитель велосипеда скрылся с места аварии
Нередко встречаются случаи, когда после ДТП велосипедист попросту скрывается с места аварии, чаще всего это происходит, если он сам и виноват. В этом случае водителю необходимо как можно лучше запомнить какие-нибудь приметы, опросить очевидцев, взяв у них координаты. Хорошо, если у кого-то есть видеорегистратор с записью аварии и в самом автомобиле он так же установлен. Обязательно вызвать ГИБДД, подробно составить протокол и зафиксировать такие данные:
- Точное время аварии;
- Место ДТП с велосипедистом и расположение ТС;
- Дорожную разметку, знаки, светофоры;
- Повреждения авто;
- Контакты свидетелей и их показания;
- Приметы велосипеда и его водителя;
- Наличие записи с регистратора.
К сожалению, когда оформлен только полис ОСАГО, ремонт автомобиля осуществляет сам владелец. Если «беглеца» найдут, то ему присваивается штраф в размере 1500 рублей и возможен арест на 15 суток, помимо того, что водитель автомобиля будет взыскивать моральный и материальный ущерб.
Судебная практика ДТП с велосипедистами
Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения. В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере. Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках.Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера. К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.
Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом. В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред. Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:
- Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
- Велосипедист находился в состоянии опьянения;
- Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.
По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто. Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта. А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару. После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.
Меры снижения ДТП с участием велосипедистов
Сегодня все чаще обсуждаются вопросы снижения аварийности на дорогах, в том числе и методы воздействия на водителей велосипедов. Чтобы появилась возможность уменьшить уровень ДТП с велосипедистами, предлагается несколько приемов:
- оборудовать специальные велодорожки не только в парковых зонах;
- внести к обязательному использованию светоотражающих элементов, а так же зеркал и устройств освещения;
- присваивать государственные номерные знаки;
- обязать оформлять договоры страхования на велосипеды.
Естественно, все меры необходимо подробно продумать и разработать. Если подобные действия будет делать каждый водитель велосипеда, то и ответственность за манеру управления возрастет, а вместе с ним и снизится уровень аварийности.
Два колеса против четырёх: что делать, если сбил автомобиль
Велосипедный бум в Москве — это не только хорошо. Это ещё и больно. Правила нарушают все, как автомобилисты, так и велосипедисты. Ранее мы писали , как действовать, если под колёсами вашего авто оказался велосипедист. Пришла пора узнать велосипедистам, что делать, если сбила машина.
По данным ГИБДД за 2018 год было совершено 5294 наезда на велосипедистов, из них пострадали 5057 человек. Вот 3 классических ситуации:
- Велосипедист пересекает «зебру» и на него наезжает автомобиль
- Авария происходит в движении на дороге общего пользования
- Машина сбивает велосипедиста на тротуаре или во дворе
Если автомобилист скрылся с места аварии — для него же хуже. Главное, запомнить хотя бы госномер машины. А дальше виновника ДТП ждёт не только лишение прав, но и арест на 15 суток. Впрочем, останься он на месте столкновения, мало тоже не покажется : лишение прав на 1-1,5 года и штраф 2500-5000 ₽. Это в случае причинения лёгкого вреда здоровью. При нанесении травм средней тяжести — штраф 10 000-25 000 ₽ и лишение водительского удостоверения на 1,5-2 года.
На что рассчитывать?
Сразу объясним, что такое лёгкие травмы. Это, например, сотрясение мозга. То есть ситуация, когда пострадавшему не требуется госпитализация, и он не утратил на долгое время способность работать. Вред здоровью средней тяжести — перелом ребёр и подобные травмы, из-за которых пешеход (он же велосипедист) вынужден брать длительный больничный и/или оказывается в больнице.
Не дожидаясь окончания лечения, необходимо собрать все бумаги из больницы и чеки на покупку лекарств, и обратиться за компенсацией в компанию, где виновник аварии оформил полис ОСАГО. В списке необходимых документов: паспорт, банковские реквизиты, копия протокола, составленная сотрудниками ГИБДД, медсправки и справка прибывшей на место аварии «скорой помощи». Естественно, ни о каких «европротоколах» речи быть не может — их правила распространяются только на ДТП с участием двух автомобилей.
По закону можно рассчитывать на сумму до 500 000 ₽ , однако таблица выплат по ущербу для здоровья в ДТП оптимизма не прибавляет: лёгкий вред здоровью — сумма до 20 000 ₽ , средней тяжести — до 50 000 ₽ . О компенсации морального вреда речи нет: это уже не к страховым компаниям, а к виновнику аварии.
Кто виноват?
Но всё это работает лишь в тех случаях, если виновным был признан автомобилист. Однако велосипедисты тоже нарушают ПДД! Классика жанра: машина сбивает переезжавшего «зебру» велосипедиста. И виноват в таком случае будет именно он, потому что по правилам пересекать переход надо на своих двоих, а велосипед — везти рядом с собой.
Ещё пример: регистратор, установленный в авто, фиксирует, как велосипедист внезапно выскакивает на дорогу из-за другой машины, и водитель просто не успевает остановиться. Вместо регистратора могут выступить и свидетели. Виноватым также будет признан любитель эко-транспорта. И уж тем более, закон не на его стороне, окажись он во второй полосе на МКАДе или другой крупной магистрали: согласно ПДД , велосипедисты обязаны держаться в крайней правой полосе близ обочины.
Велосипедист чаще прав, чем неправ. Получить со страховой компании компенсацию за полученные травмы довольно легко, но они будут невелики. И лучше всегда соблюдать правила дорожного движения, даже если они кажутся глупыми: с двумя тоннами металла шутки плохи.
Игорь Яворский