Виноват ли водитель если сбил пешехода в неположенном месте — что будет если сбить человека вне

Безопасность на дороге зависит от соблюдения Правил дорожного движения. Причём ПДД обязаны соблюдать не только водители, но и пешеходы. Но зачастую пешие участники дорожного движения не крутят головой по сторонам. Вместо этого они переходят дорогу, не убедившись в безопасности своего движения – и нередко оказываются под колёсами машин. Возникает вопрос, кто будет виноват в таком ДТП? Ответить однозначно невозможно. Да, с одной стороны у пешеходов есть приоритет при переходе на «зебре». Но, с другой, ПДД обязывают их оценивать дорожную обстановку, а бездумно идти на проезжую часть. В статье на конкретных примерах рассмотрим вопрос виновности, штрафов и судебную практику.

Обязан ли пешеход убедиться в безопасности до начала перехода дороги?

Для начала вспомним, что в ПДД содержатся предписания не только для водителей, но и для пешеходов. Обязанностям пеших участников дорожного движения посвящён Раздел 4 Правил, в том числе по вопросу перехода проезжей части.

Вкратце перечислим, что это за обязанности:

  • Пункт 4.3 ПДД предписывает идущим пешком пересекать дорогу исключительно по пешеходному переходу, который, в свою очередь, может быть как регулируемым (светофором, регулировщиком), так и не регулируемым,
  • И если «зебра» нерегулируемая, то согласно ПДД пешеход перед началом движения обязан убедиться в безопасности своего манёвра – то есть пропускают ли его едущие автомобили (п. 4.5 Правил),
  • Есть требование убедиться в безопасности движения и в случаях, когда пешеход оказался на «островке безопасности» или на линии, которая разделяет встречные потоки машин,
  • Ещё одно требование безопасности касается случаев приближения автомобилей спецслужб с сиреной и включёнными маячками красного и/или синего цвета – в этом случае прямая обязанность пешеходов воздержаться от перехода дороги или освободить проезжую часть, будучи уже на ней (п. 4.7 ПДД).

Но вместе с тем, в словаре терминов ПДД отсутствует разъяснение фразы «убедиться в безопасности перехода». То есть это оценочное понятие.

И, действительно, пешеходы бывают разные, отличаются и их особенности восприятия дорожной ситуации. Молодым достаточно бросить взгляд в сторону проезжей части и прикинуть расстояние от ближайшего автомобиля и его скорость. Люди в возрасте оценивают обстановку куда медленнее.

В итоге получаем, что отсутствие чётких критериев термина «убедиться в безопасности» приводит к спорным моментам. После ДТП пешеход может вообще сказать, что он оценил ситуацию и не увидел для себя опасности перехода проезжей части. И попробуйте опровергнуть его слова!

Отчасти при таких ДТП в пользу водителя играет запись с регистратора. Если, к примеру, на ней видно, что человек разговаривал по телефону, а потом резко свернул на дорогу и даже не оглянулся в сторону едущих машин – шансы доказать, что пешеход не убедился в безопасности перехода есть. Но даже это всё условно, и дальше вы поймёте почему.

Обратите также внимание, что в ПДД, актуальных на 2024 год, нет разрешения для водителя не останавливаться и не снижать скорость, если пешеход вдруг не убедился в безопасности перехода. В данном случае при разборе происшествия в расчёт берутся совсем иные факторы, о которых мы расскажем далее.

Пешеход не убедился, что его пропускают – кто будет виноват в ДТП?

Каждый наезд на человека требует отдельной проверки. Вешать всех собак на автолюбителя, просто потому, что он находится за рулём источника повышенной опасности (автомобиля) неправильно. Правда, здесь теория часто отличается от практики. Но давайте по порядку!

На регулируемом переходе

Некоторые автолюбители шутят, что пешеходный переход придаёт бессмертие. С правовой точки зрения так и есть. И работает это следующим образом!

Согласно пункту 4.3 ПДД, пешеходам разрешается переходить дорогу именно по «зебре», а в обязанности водителя входит уступить дорогу пешим участникам в такой ситуации.

  • двигался по переходу,
  • и при этом на светофоре ему горел разрешающий зелёный свет…

… виновным в ДТП со 100% вероятностью признают водителя, сбившего пешехода на «зебре». Аргумент, что пострадавший не убедился в безопасности перехода, увы, не сработает. Это тот самый случай, когда у пешехода неоспоримое преимущество движения.

А вот если человек вышел на красный свет, то здесь виновником ДТП признают уже его. В данном случае речь идёт о нарушении пешеходом пункта 4.4 Правил дорожного движения.

Есть ещё одна ситуация с наездом на велосипедиста. Если тот не спешился, а пересекал проезжую часть по «зебре» на велобайке, то в случае ДТП есть вероятность признания обоюдной вины. Водителю – за то, что не уступил дорогу, велосипедисту – за то, что ехал по переходу вместо того, чтобы спешиться и идти пешком. Но от наказания водителя это всё равно не спасёт…

На нерегулируемой «зебре»

При отсутствии (неработающем) светофора и регулировщика переход считается нерегулируемым. Это накладывает дополнительные обязанности и на водителей, и на передвигающихся на своих двух.

Пункт 4.5 ПДД требует от пешеходов вначале посмотреть на право и на лево, убедиться, что автомобилисты притормозили и уступают – и только потом начинать пересечение проезжей части.

Тем не менее, если произошёл наезд на пешехода – виноват будет водитель. Объясняется это тем, что пешеходы имеют преимущество в движении, а вот автолюбитель нарушил пункт 14.1 Правил предоставить такое преимущество на «зебре»:

Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу , обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Соответственно, самое меньше, что ждёт виновного водителя в 2024 году – это штраф от 1 500 до 2 500 рублей по статье 12.18 КоАП за неуступление дороги пешим участникам дорожного движения. В худшем случае придётся отвечать за причинение вреда здоровью. Наказание здесь зависит от того, насколько тяжёлые увечья у пострадавшего и жив ли он вообще.

Вот пример судебного решения, где сбившего мужчину водителя признали виновным в ДТП с причинением вреда средней тяжести, а суд назначил ему штраф 10 000 рублей.

А в Московской области водитель сбил девушку на нерегулируемом переходе, в результате чего пострадавшая провела на больничном 8 месяцев. Городской суд ограничил свободу водителю на 1,6 месяцев и лишил прав на 1,8 месяцев. В удовлетворении жалобы автолюбителю было отказано (Апелляционное постановление Московского областного Суда № 22-5022/2020 от 18 августа 2020 года).

В неположенном для перехода месте

Совсем другое дело, если пешеход шёл по дороге вне обозначенного перехода.

Преимущества в движении в соответствии с пунктом 4.5 ПДД у него нет. Зато есть обязанность не создавать помехи едущим автомобилям и начинать движение лишь в том случае, если проезжий путь свободен. А ещё запрещается выходить из-за препятствий и стоящих машин, не убедившись в безопасности перехода дороги.

Однако с ДТП вне перехода не всё так просто. И вот почему!

Чтобы водителя признали невиновным, должно быть установлено отсутствие нарушения ПДД с его стороны. Но, к примеру, если на участке дороги стояло ограничение в 60 км/час, а вы двигались со скоростью 70 км/ч и сбили пешехода, который бездумно выскочил на дорогу – будьте уверены, вас признают виновником ДТП, поскольку нарушен скоростной режим.

Кроме того, если у водителя была техническая возможность предотвратить ДТП, сбросив скорость, а он не успел или не смог этого сделать и наехал на пешехода – автомобилист снова окажется виноватым. Определяется такая возможность с помощью автотехнической экспертизы.

И вообще если будет установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) водителя и наступившими последствиями (аварией), то ехавшему за рулём вменят несоблюдение универсального пункта 10.1 ПДД. Он обязывает находящегося за рулём ехать с такой скоростью, чтобы держать дорожную ситуацию на контроле и в случае опасности успеть среагировать и полностью остановиться.

Или другой пример. Возьмём ситуацию, когда вы, избегая наезда, вывернули руль в сторону и в эту же сторону отпрыгнул пешеход – в результате чего произошло ДТП. На практике судьи считают, что нужно не маневрировать, а тормозить в пол. В противном случае «виноватят» водителя, вменяя ему несоблюдение п. 8.1 Правил.

Таким образом, на практике 2024 года при наезде на пешехода вне «зебры» виновными могут запросто признать обоих участников ДТП. А вот степень вины обычно определяет суд. С учётом вреда здоровью или жизни нарушившего пешехода даже 1% вины водителя чреват для последнего административной или уголовной ответственностью.

Пример из судебной практики, где автоледи назначили штраф 10 тысяч рублей за наезд на пешехода вне пешеходного перехода. А в этом примере суд не нашёл состава правонарушения в действиях водителя, который при повороте сбил стоящего на разделительной полосе мужчину.

Есть ли штраф для пешехода, если тот не убедился в безопасности перехода?

Перечень административных наказаний содержится в КоАП РФ. Однако среди мер ответственности нет ни одной за то, что пешеход не убедился в безопасности перехода проезжей части. Соответственно, ни штраф, ни арест, ни иные наказания невнимательному человеку не грозят.

Зато в 2024 году есть общие штрафы для пешеходов за несоблюдение ПДД. В нашем случае это переход в неположенном месте. За это пешему участнику дорожного движения грозит штраф 500 рублей или предупреждение (ч. 1 ст. 12.29 КоАП).

А вот за лёгкий и средний вред здоровью других участников ДТП, если авария произошла по вине невнимательного пешехода, последнему грозит штраф от 1 000 до 1 500 рублей по части 2 ст. 12.30 КоАП, а за тяжкие увечья и летальный исход – уже уголовная ответственность.

Но ещё есть гражданская ответственность!

Административные и уголовные наказания применяются к участникам ДТП со стороны государства. Но помимо этого есть еще гражданская ответственность – возмещение третьим лицам причинённого им ущерба в рамках ст. 1064 ГК РФ.

В нашем случае возможны следующие сценарии:

  • если наезд произошёл в зоне действия «зебры», водитель возмещает имущественный и иной вред пострадавшему,
  • если в ДТП виноват пешеход, а сам он не пострадал – он возмещает вред владельцу машины,
  • наконец, при наличии вреда здоровью сбитого пешехода, даже при отсутствии вины водителя – последний должен компенсировать расходы на лечение пострадавшего в ДТП, как владелец источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Впрочем, если на автомобиль оформлен ОСАГО, за водителя выплаты производит страховая компания. Лимит по ущербу здоровья составляет 500 тысяч рублей. А ещё пострадавший вправе потребовать возмещения морального ущерба – только уже не со страховой (она не платит), а с причинителя вреда, то есть того, кто находился за рулём в момент ДТП.

Произошло ДТП с пешеходом, пешеход виноват: кто кому возмещает ущерб?

Бытует мнение, что пешеход всегда прав, а виновным в ДТП с наездом на человека априори считают водителя. Вот только судебная практика доказывает обратное. Виновным в ДТП запросто могут признать и пешехода. К примеру, если тот перебегал дорогу в неположенном месте или шёл по проезжей части. Однако тонкость в том, что даже при виновности пешехода в 2024 году водитель несёт гражданскую ответственность – поскольку владеет источником повышенной опасности. Но есть и хорошая новость: при наличии ОСАГО вред возместит страховая. Кроме того, владелец машины вправе потребовать от пешего виновника аварии возместить расходы на ремонт. В статье расскажем об ответственности участников происшествия, разберём наиболее частые ситуации ДТП с виновными пешеходами, обсудим как действовать водителю, что грозит нарушителю и как правильно взыскать ущерб.

Почитать  Обратная связь

Обязан ли виновный в ДТП пешеход возместить ущерб моему автомобилю?

И начнём мы с хорошей новости для водителей – да, обязан. Это прямо вытекает из гражданских правоотношений. Причинитель вреда возмещает пострадавшим ущерб от и до. Но давайте по порядку!

Да, в отличие от водителей, пешеходы не сдают экзамен на знание ПДД. Но в то же время пешеходы – это полноценные участники дорожного движения и обязаны чётко соблюдать ПДД. Такие обязанности для них перечислены в Разделе 4 Правил.

За несоблюдение ПДД пешеходам грозит административная, а в ряде случаев и уголовная ответственность. Их устанавливает государство и выражается это в виде штрафов, ограничения свободы, обязательных работ и т.д. Но существует ещё и общая гражданская ответственность для причинителей вреда – ст. 1064 ГК РФ.

Таким причинителем вреда в нашем случае является пешеход, который нарушил ПДД, и чьи действия привели к ДТП с повреждением автомобиля. И здесь пешеход несёт полную материальную ответственность как виновное лицо, то есть обязан оплатить владельцу ТС восстановление его машины в доаварийное состояние. А если в результате ДТП пострадал сам водитель и пассажиры, то дополнительно оплатить и их лечение.

Таким образом, мы имеем три ситуации:

  • если ДТП произошло по вине пешехода, владелец повреждённого автомобиля вправе потребовать возместить причинённый вред,
  • но если пеший нарушитель сбежал и его не нашли – ремонтировать машину придётся за свой счёт,
  • если сбитый пешеход погиб, но признан виновником аварии, водитель вправе взыскать ущерб с наследников умершего – в силу ст. 1175 ГК РФ.

Ключевым фактором здесь является установление виновности пешего участника дорожного движения. Но на практике 2024 года всё не столь однозначно…

А кто устанавливает виновность?

Суд и только суд. Вопреки расхожему мнению, виновность в ДТП может установить только суд.

А вот приехавшие на место происшествия сотрудники ГИБДД виновность не определяют. В их обязанности по этой части входит лишь выявление того, кто нарушил ПДД и оформление документов. Однако не каждое такое нарушение неминуемо приводит к ДТП…

Например, если водитель ехал непристёгнутым и сбил выбежавшего на дорогу пешехода – налицо отсутствие причинно-следственной связи нарушения автолюбителя с происшествием. Чьё нарушение привело к ДТП в данном случае? Штраф за ремень не делает водителя автоматически виновником аварии. А вот пересечение пешеходом дороги в неположенном месте является грубым нарушением п. 4.5 ПДД, и, соответственно, причиной несчастного случая.

То есть сотрудники ГИБДД фиксируют обстоятельства аварии и допущенные её участниками нарушения, а итоговую виновность в ДТП может определить лишь суд.

Водителя признают виновным в ДТП:

  • если пешеход переходил дорогу на зелёный свет на переходе;
  • человек был сбит на нерегулируемом пешеходном переходе.

В остальных случаях виновным в ДТП считается пешеход, либо возможна обоюдная вина. К примеру, если водитель ехал с превышением скорости, а пеший участник ДД перебегал дорогу в неположенном месте.

Но есть пункт 10.1 ПДД, обязывающий едущего за рулём вести автомобиль с такой скоростью, чтобы контролировать ситуацию на дороге, а в случае опасности успеть среагировать и полностью остановиться. На практике инспекторы ДПС любят вменять данный пункт, поскольку он универсальный. Так что не исключено возложение судом виновности в ДТП на того, кто управлял машиной.

Что делать водителю?

Прежде всего соблюдать обязанности после ДТП и обращаться к виновной стороне за компенсацией в рамках гражданской ответственности.

  1. Выполнить действия, предписанные п. 2.5 — 2.6.1 ПДД на месте наезда на пешехода (остановиться, включить аварийку, выставить знак аварийной остановки, поинтересоваться здоровьем сбитого человека – оказать ему первую медицинскую помощь, вызвать скорую и ДПС, но самое главное никуда не уходить и не уезжать),
  2. В процессе ожидания спецслужб ознакомиться с записью регистратора, поискать свидетелей, камеры уличного наблюдения – всё, что поможет пролить свет на виновность в ДТП.
  3. Участвовать в оформлении аварии с прибывшими сотрудниками полиции, либо проехать на ближайший пост ГАИ по указанию дежурного. Дать объяснения, показать видеозапись с регистратора, а также пройти освидетельствование на опьянение.
  4. Уведомить страховую о наступлении страхового случая.
  5. Дождаться завершения административного расследования – не исключено, что придётся съездить на группу разбора, а в конце получить документы из ГИБДД о том, что вы не виноваты, а вина в ДТП лежит на пешеходе.
  6. Оценить сумму ущерба автомобилю с помощью независимой экспертизы, либо стоимость ремонтных работ в автосервисе после разбора машины.
  7. Далее предложите пешему виновнику ДТП добровольно возместить ущерб транспортному средству. Если он согласен, то после передачи денег составьте расписку о получении компенсации и отсутствии претензий.
  8. При несогласии пешехода возмещать ущерб от ДТП придётся подавать исковое заявление в суд.

Обратите внимание, что ст. 1064 ГК РФ обязывает виновного в аварии пешехода возместить не только имущественный, но и иной вред пострадавшей стороне. Таковым в 2024 году может быть ущерб здоровью водителя (например, если тот успел избежать наезда на человека, но при этом врезался в ограждение и получил сотрясение). Травмы могли получить находившиеся в машине пассажиры. Непокрытую полисом ОМС стоимость их лечения также обязан оплатить тот, чьи действия на дороге привели к аварии.

Какое наказание для виновного в ДТП пешехода?

Чуть выше мы выяснили, что виновник ДТП несёт два вида ответственности – административную/уголовную и гражданскую. Теперь обсудим наказания более подробно.

Административная ответственность для пешеходов:

  • нарушение ПДД – влечёт предупреждение или штраф 500 рублей по ч. 1 ст. 12.29 КоАП,
  • создание помех автомобилям – наказывается штрафом в 1 000 рублей (часть 1 ст. 12.30 КоАП),
  • нарушение, приведшее к лёгкому или среднему вреду здоровью других участников дорожного движения грозит штрафом от 1 000 до 1 500 рублей (часть 2 той же статьи).

Ответственность ужесточается, если по вине пешехода случилось ДТП с серьёзными последствиями, включая летальный исход. Тогда наказания будут уголовными:

  • если зафиксирован тяжкий вред здоровью людей – часть 1 ст. 118 УК РФ, которая предусматривает штраф, обязательные и исполнительные работы, ограничение свободы или арест,
  • если по вине пешехода в ДТП погиб один человек, то применяется норма ч. 1 ст. 109 УК РФ, а если умерло двое и более людей, то часть 3 той же статьи.

Наконец, третий вид ответственности, о которым мы уже рассказали выше – гражданская. Это обязанность виновного в ДТП пешехода полностью возместить ущерб пострадавшим лицам. Например, водителю или пассажирам машины.

Однако водитель тоже возмещает вред здоровью сбитого пешехода!

И это важная тонкость, о которой многие не знают.

Даже если вы наехали на пешехода, но в ДТП установлена только его виновность, а вас признали невиновным, у вас всё равно возникает гражданская ответственность – речь идёт о положениях ст. 1079 ГК РФ. Нет, вам не грозит штраф, лишение прав, арест и другие санкции за нарушение ПДД. Зато возникает обязанность возместить вред здоровью сбитого пешехода.

То есть здесь мы вы видим обоюдную обоюдная ответственность водителя и пассажира компенсировать друг другу ущерб от ДТП.

Но почему, ведь я не виноват в ДТП?

Такая обязанность продиктована самим законом. А именно положением пункта 1 ст. 1079 ГК РФ, обязывающей владельца источника повышенной опасности возместить вред, причинённый ИПО пострадавшим лицам.

Обратите внимание, что транспортное средство в виде автомобиля, грузовика, мотоцикла и даже велосипеда – это источник повышенной опасности (ИПО). Контролировать его на 100% не может ни один водитель. Ведь даже если вы нажали на педаль тормоза, автомобиль будет ещё некоторое время двигаться по дороге – это тормозной путь. Соответственно, даже во время такого движения машина несёт опасность наезда на пеших участников дорожного движения. А значит владелец автомобиля обязан возместить компенсировать вред здоровью людей, если те пострадали в ДТП с его транспортным средством.

А вот отсутствие у водителя вины в ДТП не является критерием освобождения от гражданской ответственности перед пешеходом. На это, в частности, указал Верховный Суд в ППВС № 1 от 26.01.2010 года.

18. Судам надлежит иметь в виду, что в силу статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.

Три исключения из правил!

Однако из этого правила есть исключения, при которых суд в 2024 году может отказать виновному в ДТП пешеходу в возмещении вреда. То есть владелец машины не понесёт гражданскую ответственность.

Перечислим эти исключения:

  • пешеход сознательно бросился под колёса автомобиля, осознавая противоправность своих действий и допуская наступление негативных для себя и окружающих последствий (например, если хотел совершить самоубийство),
  • наезд на человека произошёл вследствие непреодолимой силы – к примеру, ураганный ветер подхватил машину и отбросил её в сторону пешехода),
  • автомобиль был угнан у законного владельца или собственника – в данном случае вина возлагается на того, кто был за рулём в момент ДТП.

Однако доказывать эти обстоятельства придётся владельцу источника повышенной опасности. К примеру, в случае с суицидом очень поможет запись видеорегистратора, на которой видно, что человек умышленно кинулся под машину, пытаясь свести счёты с жизнью. Также подойдут свидетельские показания.

Если в итоге суд признает факт грубой неосторожности пешехода и одновременную невиновность в ДТП водителя, то он вправе уменьшить сумму компенсации за вред здоровью сбитого человека (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).

Покроет ли за меня ущерб здоровью пешеходу ОСАГО?

Приобретая полис ОСАГО, автовладелец страхует гражданскую ответственность перед другими участниками дорожного движения. То есть, если ДТП случится по вашей вине, то страховщик возместит ущерб потерпевшим вместо вас.

Но ОСАГО работает и в нашем случае!

Да, с одной стороны виновным в аварии считается пешеход, и по логике здесь не должно быть никаких выплат по ОСАГО. Однако не забывайте о статье 1079 ГК РФ, которая обязывает владельца источника повышенной опасности после ДТП возместить вред пострадавшим лицам независимо от своей виновности. То есть сбитый пешеход вправе потребовать от водителя оплатить лечение, но поскольку гражданская ответственность последнего застрахована, компенсацию по ОСАГО выплатит страховая компания.

Максимальная сумма, которую сможет получить пострадавший в ДТП пешеход составляет 500 тысяч рублей (п. «а» ст. 7 Закона Об ОСАГО).

Почитать  Можно ли сократить должность декретницы во время декретного отпуска

Аналогичную сумму получат родственники человека, сбитого насмерть. Единственное, что здесь эти полмиллиона рублей делятся на две части: 475 тысяч выплачиваются сразу, а оставшиеся 25 тысяч – это возмещение расходов на погребение человека по чекам и квитанциям на организацию похорон.

А моральный вред?

Моральный вред, к сожалению, не входит в покрытие по ОСАГО.

Но постойте, какой ещё моральный вред? С чего я должен что-то платить виновному в ДТП пешеходу? Отчасти это справедливо, и таких выплат пострадавшему по логике быть не должно. Но по букве закона 2024 года они есть.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

Как мы выяснили, автомобиль – это источник повышенной опасности, а значит даже в случае вашей невиновности моральный вред сбитому пешеходу придётся возмещать.

В свою очередь, статья 1101 ГК РФ уточняет, что эти выплаты устанавливаются судом с учётом характера физических и нравственных страданий пострадавшего. При этом суд должен учитывать требования разумности и справедливости. Однако, как они определяются – ни закон, ни судебная практика не сообщают.

Но в качестве примера приведём Определение ВС РФ № 5-КГ21-94-К2 от 11 октября 2021 года. Верховный Суд отменил решения нижестоящих судов о взыскании с водителя морального вреда 950 тысяч рублей в пользу родственников пьяного погибшего пешехода. ВС РФ особо подчеркнул, что виновным в ДТП признали переходившего ночью дорогу в неположенном месте. Также суды не учли имущественного положения водителя, у которого не было таких денег. Дело отправили на пересмотр.

Также важно помнить, что взыскание морального вреда не имеет сроков давности. То есть пешеход может обратиться в суд не сразу, а спустя 5-10 лет после происшествия. И суд обязан рассмотреть требование.

Слетит ли у меня КБМ?

Коэффициент бонус-малус (КБМ) – это показатель безаварийного вождения отдельно взятого водителя, и этот показатель либо уменьшается, либо снижается. А влияют на такой расклад два условия.

Значение КБМ по ОСАГО повышается в следующих случаях:

  • если вы стали виновником аварии,
  • если потерпевший обратился за страховой выплатой – неважно, возмещения вреда автомобилю, здоровью или жизни.

Итак, в ДТП с наездом виноват пешеход, а водитель нет, но сбитый обращается за страховым возмещением вреда здоровью. Что это значит для КБМ? А это значит, что наступил страховой случай. То есть владелец ТС обязан возместить сбитому пешеходу ущерб здоровью по статье 1079 ГК, но при наличии действующего полиса ОСАГО выплаты производит страховая. И в таком случае КБМ слетит и изменится в сторону удорожания.

Например, если у вас текущий класс «4» с коэффициентом 1, но в течение года вы один раз попали в ДТП, наехав на пешехода, то в соответствии с таблицей ваш актуальный КБМ будет равен 2 с коэффициентом 1,76 – и полис ОСАГО для вас станет дороже.

У нас есть статья о новых КБМ ОСАГО с 1 апреля 2022 года – в ней рассказываем, что изменилось, где смотреть и как считать свой КБМ (с примерами).

Наезд на пешехода в месте, где нет разрешения на пересечение проезжей части

Управлять транспортным средством — это всегда большая ответственность. Автомобилист обязан не просто ехать с соблюдением всех правил, но и обязательно должен учесть возможность неожиданного появления на дороге пешехода в месте, где пересечение проезжей части категорически запрещено.

К сожалению, ситуации, когда человек, что называется, «выскакивает» под колеса, в стремлении как можно быстрее пересечь в неположенном месте дорогу – довольно обычное явление. Это, пожалуй, самая ужасная ситуация для человека, находящегося за рулем. Очень часто исход будет зависеть только от хорошей реакции водителя и, зачастую, — от везения. Многие автомобилисты задаются вопросом – а должны ли они пропускать пешехода вне пешеходного перехода. Ответ однозначен — по нашему законодательству, да. Именно пешеход имеет все преимущества, так как автомобиль относится к средствам, представляющим опасность. Если же столкновение пешехода и машины всё же произошло, то водителя и нарушителя ожидает довольно длительное разбирательство, в результате которого и будет вынесено судебное решение.

В данном материале мы постараемся разобраться со всеми нюансами такой крайне неприятной ситуации.

Что такое «наезд на пешехода»

Под понятием «наезд на пешехода» законодательство подразумевает любое происшествие, при котором автомобиль сталкивается с человеком, независимо от того, где и при каких условиях это произошло.

К этой же категории правонарушения будет относиться и столкновение пешехода с грузами, которые перевозит то или иное транспортное средство. Например, человек не заметил торчащих частей груза – длинные палки и другие выступающие части — и столкнулся с ними. Чтобы избежать такой ситуации, водителю важно осуществлять перевозку негабаритных грузов в строгом соответствии с нормативами.

Самой нежелательной ситуацией для автомобилиста будет наезд на человека, находящегося на пешеходном переходе. При таких обстоятельствах виновным определят водителя в 99%. Поэтому, въезжая на «зебру, важно убедиться, что на пути машины никого нет. Оправданием не будет являться даже тот факт, что для пешеходов уже горит красный свет.

Авария на пешеходном переходе

При наезде на пешехода вне пешеходного перехода, виновного, в большинстве подобных происшествий, определяет суд. Здесь же определяется и степень наказания каждому. В некоторых ситуациях у водителя даже появляется шанс доказать свою невиновность.

Меры ответственности за наезд

По законодательству люди обязаны переходить дорогу только в специально отмеченных знаком «пешеходный переход» местах. К сожалению, не все соблюдают данное правило, но, даже если столкновение с пешеходом произошло в том месте, где пересечение дороги категорически запрещено, автомобилисту грозит судебное разбирательство, ведь в любых ситуациях он обязан пропустить пешехода и только затем продолжить движение. Иначе даже в таких ситуациях может наступить ответственность, прописанная в нашем законодательстве:

  • Гражданская ответственность. Данный тип наказания обычно наступает, если потерпевшему не было нанесено никаких травм. Виновный часто самостоятельно соглашается компенсировать пешеходу нанесённый материальный ущерб.
  • Административная ответственность. Эта категория наказаний предусматривает штрафные санкции за не пропуск пешехода. Размеры штрафных санкций напрямую зависят от размеров вреда, который был нанесен пострадавшему. Обычно потерпевший направляет обращение в суд, предоставляя свои претензии по возмещению всех видов ущерба, а также за нанесённый вред здоровью.
  • Уголовная ответственность. Это самая тяжёлая мера наказания. Она предусматривает даже лишение свободы. Обычно данное наказание наступает в тех случаях, если пешеходу были причинены тяжёлые травмы или же ДТП имело смертельный исход.

Читайте также: Восстановление ПТС на автомобиль: инструкция, документы
Уголовная ответственность за ДТП со смертельным исходом

Какую ответственность понесет человек управлявший ТС

Какая мера ответственности наступит для водителя, будет определяться судом исходя из разных обстоятельств в каждом отдельном случае. Давайте более конкретно рассмотрим некоторые из возможных вариантов.

В тех ситуациях, в которых пешеходу не было нанесено никаких тяжёлых физических повреждений, требующих длительного и дорогостоящего лечения, и в результате происшествия на проезжей части пострадавший остался жив, то водителю, чаще всего будут грозить только гражданская или административная меры ответственности.

В тех же случаях, когда ДТП стало причиной тяжёлых травм для перебегавшего дорогу человека, водителю, скорее всего, придётся отвечать по уголовной статье. Здесь важно понимать, что опытный адвокат будет искать различные смягчающие обстоятельства и во многих случаях окажет действенную помощь водителю.

После наезда на человека водитель уехал с места аварии

Такие действия являются очень отягчающими ситуацию. Именно они приводят к самым строгим видам наказания за сбитого пешехода вне пешеходного перехода. По существующим нормам автомобилист обязан прекратить движение, оказать — по возможности — первую доврачебную помощь, вызвать «скорую помощь» (при наличии травм), милицию и ожидать их приезда. Если же водитель по любой причине уехал с места происшествия, он однозначно будет признан виновным.

Иногда может возникнуть ситуация, когда потерпевший настаивает на ненужности вызова милиции и скорой помощи, и хочет просто уйти. В таком случае водителю необходимо взять расписку об отсутствии претензий со стороны пострадавшего с полным указанием места происшествия и личными данными пешехода.

Если же автомобилист всё же уехал с места наезда на пешехода, его будет ожидать следующие наказание:

При условии, что пострадавшему был нанесен вред в легкой или средней степени.

  • Срок ареста до пятнадцати суток.
  • Наложение штрафа до 15 МРОТ.
  • Обязательный запрет на один год на управление ТС.

При условии, что потерпевший был осознанно оставлен в опасности.

  • Работы по исправлению на срок до года.
  • Штрафные меры, достигающие 80 000 рублей.
  • Арест, который может продлиться от 3-х месяцев до года.

В случае, когда был нанесён тяжёлый вред здоровью или же если вследствие наезда пострадавший умер, ответственность переходит в плоскость уголовной.

  • По новым поправкам виновного могут лишить свободы до 9-и лет.

Автомобилист сбил пешехода, который находился в алкогольном опьянении

В ситуации, когда водитель сбил пьяного пешехода, даже вне пешеходного перехода, этот факт не будет иметь практически никакого значения для принятия решения судом. Именно автомобилист, управляя средством повышенной опасности, непосредственно отвечает за все происходящее на дороге. Смягчающим обстоятельством могут стать такие моменты, как:

  • У водителя отсутствовала физическая возможность избежать наезда.
  • Человек «бросился» под автомобиль неожиданно и целенаправленно.
  • Водитель не нарушал скоростной режим.
  • Автомобилист придерживался всех правил ПДД.

Читайте также: Кому нужны права категории М и как их получить

Водитель находился в нетрезвом состоянии

Алкогольное или наркотическое опьянение будут восприняты судом как крайне отягчающие обстоятельства, которые перекроют все факты, говорящие в защиту водителя. При таких обстоятельствах судья вряд ли станет учитывать, что человек перебегал дорогу в неположенном месте или что не было никаких нарушений ПДД со стороны автомобилиста. Наказание будет определенно по самым строгим нормам — от 7 до 10 лет и с изъятием прав на 3 года.

Водитель в состоянии алкогольного опьянения сбил человека

ДТП привело к смертельному исходу

Самый плохой исход наезда на человека даже вне пешеходного перехода – это смерть потерпевшего. При таком стечении обстоятельств, уголовное дело заводится в обязательном порядке. Даже при условии, что водителем соблюдались все правила, это происшествие обычно квалифицируется как преступное деяние, совершённое по неосторожности. Принимая во внимание все смягчающие обстоятельства, автомобилиста будет ожидать:

  • Принудительные работы до 4-х лет.
  • До трёх лет категорический запрет на управление машиной.
  • Лишение свободы до пяти лет.

При имеющихся отягчающих обстоятельствах, таких как алкогольное опьянение или грубое нарушение ПДД, нарушителю могут назначить:

  • Лишение свободы до 9-и лет.
  • Лишение автомобильных прав на три года.

Кроме всех перечисленных мер, водитель должен будет ещё и возместить все затраты семьи погибшего и выплатить моральный и материальный ущерб.

Наезд на тротуаре

Иногда можно столкнуться и с такой ситуацией. В этом случае виновником будет только водитель, и ему придётся нести полную ответственность за происшедшее. Мера наказания в таком случае будет аналогична мере наказания, наступающей как при наезде на человека на пешеходном переходе. Смягчающих обстоятельств в данных обстоятельствах практически не имеется.

Почитать  Куда обращаться если квартплата начислена неправильно что делать

Автомобиль наехал на человека на тротуаре

Какую ответственность несёт пешеход

Мы все тоже являемся участниками дорожного движения, и можем быть подвергнуты наказанию разной степени строгости за целенаправленное несоблюдение правил ПДД. В случае пересечения дороги в непредусмотренном месте, в результате которого произошло ДТП, с нарушителей будет взыскан штраф. Его сумма располагается в диапазоне от 500 до 1500 рублей.

В подобных ситуациях, владелец автомобиля довольно часто подает встречный иск по возмещению ущерба, причинённого его автомобилю в результате неправильного пересечения нарушителем проезжей части. Как правило, это чаще всего разбитый бампер, стекло и т. д. По вине человека, перебегавшего проезжую часть в запрещённом месте, в ДТП могут попасть несколько автомобилей. Страховые компании в подобных ситуациях почти всегда выставляют судебные претензии виновнику.

Таким образом, самый главный вывод – это обязательное взаимное соблюдение всех существующих правил ПДД. При взаимном уважении все мы можем избежать возникновения таких тяжёлых последствий для обеих сторон.

Наезд на пешехода вне пешеходного перехода — ответственность за ДТП

Хотя водитель и пешеход — равноправные участники дорожного движения и правила нарушают обе стороны, в зоне риска все-таки находится вторая категория граждан. Вследствие этого закон ставит в более жесткие условия именно водителей. Эта статья поможет узнать, какая ответственность за наезд на пешехода вне зебры предусмотрена законом в различных ситуациях для водителей, и что является смягчающими обстоятельствами при таком ДТП. Также в обзоре приведена информация, помогающая понять, когда есть шанс избежать наказания и как для этого необходимо действовать.

Ответственность за ДТП с пешеходом вне пешеходного перехода

Законодательство трактует ТС как объект повышенной опасности, поэтому вменяет водителям особую ответственность за урон, нанесенный окружающим. Это прописано в ст. 1079 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ):

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов… и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В ПДД сказано, что человек, двигающийся пешком, может находиться на дороге только при её переходе. Согласно п. 4.3 — 4.5 ПДД, пересечение дороги может быть осуществлено на регулируемом, нерегулируемом, или подземном пешеходном переходе, а также в иных местах, если в пределах видимости нет обозначенных мест для пересечения дороги. Но в последнем случае гражданин, чтобы не нарушать ПДД, не должен создавать помех ТС.

Если же человек, переходя дорогу не по «зебре», создает помеху автомобилю, то, следовательно, он нарушает п. 4.5 ПДД, и вероятная авария в этот момент — вина пешехода. Но, учитывая ст. 1079 ГК, процитированную в первом абзаце этого раздела, можно сделать вывод, что отвечать за подобное ДТП будут обе стороны происшествия.

Рассмотрим, что грозит водителю, если он сбил человека не на пешеходном переходе. Автолюбителю, в зависимости от серьезности последствий, может быть вменен один из 3 видов ответственности:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Гражданская ответственность предполагает возмещение пострадавшему нанесенного урона в материальном выражении.

Максимальные санкции административного характера за подобный дорожный инцидент — штраф до 25 000 руб. или изъятие водительских прав до 2 лет (ст. 12.24 КоАП РФ).

Наказание водителю за сбитого насмерть прохожего вне перехода

Причинение опасных телесных повреждений или смерть потерпевшего подразумевает обязательное возбуждение уголовного дела даже в том случае, если водитель был невиновен в ДТП. Обстоятельства происшествия рассматриваются судом, после чего и выносится решение. Меры взыскания по ДТП с серьезными последствиями регламентируются ст. 264 Уголовного Кодекса РФ (УК РФ).

Если кто-то сбил человека насмерть в неположенном месте и суд признал автолюбителя виновным, то ему грозит до 7 лет заключения, если он был трезв, и до 9 лет — если пьян.

Санкции за наезд на пьяного пешехода

Законодательство не дифференцирует меру наказания водителя в зависимости от состояния пешехода в момент ДТП. Это значит, что неважно: был гражданин пьян или трезв. Ответственность водителя от этого не становится меньше. Наказание за сбитого человека в состоянии алкогольного опьянения такое же, как и в стандартной ситуации.

Как избежать наказания

Санкций за наезд на человека не в месте регламентируемого пересечения дорожного полотна можно избежать или значительно уменьшить при наличии совокупности следующих факторов:

  • гражданин целенаправленно бросился под колеса авто;
  • водитель по каким-либо причинам не имел возможности совершить маневр для предотвращения столкновения;
  • не было нарушения ПДД и скоростного режима.

Важно, чтобы все указанные факторы могли быть подтверждены показаниями очевидцев, технической экспертизой, камерами наблюдения, записью видеорегистратора. Доказать невиновность и избежать наказания возможно только в процессе судебного разбирательства.

Действия непреодолимой силы также являются основанием для признания водителя невиновным. Такие ситуации случаются довольно часто, например, получив от лихача удар в задний бампер, машина, потеряв управление, врезается в автобусную остановку и сбивает находящихся там людей. Подобная ситуация исключает вину гражданина, находящегося за рулем.

Антон Шаров, автоюрист, независимый журналист, главный редактор

В 2007 году окончил СПбГУП («Журналистика» 42.04.02), в 2012 – выпускник магистратуры ИПиНБ РАНХиГС по профилю «Магистр частного права» («Юриспруденция», 40.04.01). Практикующий юрист, создатель и основной автор портала AvtoPravil.net.

Сбил человека вне пешеходного перехода, что делать, ответственность и ее пределы

Когда водитель сбил человека вне пешеходного перехода ответственность к нему применима не всегда. Правила, установленные для движения по дороге, говорят, что автомобилисты должны передвигаться с определенным режимом скорости. Относительно переходов для людей действуют отдельные требования. В том числе, водителю следует остановиться перед ним или сбросить скорость.

Определение

Рассматриваемая ситуация предполагает наличие ДТП. В результате автомобиль наезжает на человека, который передвигается пешим образом. Если человек самостоятельно сталкивается с машиной, этот случай также будет считаться наездом. Главным условием в последнем варианте является то, чтобы авто находилось в движущемся состоянии. За наезд принимают не только столкновение транспортного средства и лица, но и удар человека о груз, который перевозится на машине.

Человек может просто не увидеть то, что в авто находится негабаритный груз и напороться на него. К примеру, это разные материалы строительного предназначения, доски или железные предметы. Этот инцидент оценивается как наезд в полной мере. По этой причине требуется реализовывать перевозку грузов согласно установленным законодателем правилам. Если авто подъезжает к пешеходному переходу, требуется убедиться в том, что по нему не переходят люди и далее можно ехать. Когда авария с участием человека происходит на переходах – виновным в автоматическом порядке признается водитель.

Виновность пешехода можно доказать только в ситуации, когда он намеренно совершил столкновение с машиной. К примеру, он может выбежать перед машиной или броситься под нее. Целью такого поведения считается шантаж, вымогательство денег и прочее. Доказать невиновность владельцу авто получится при наличии фиксации такого наезда.

За пределами перехода

Предусматривается определенная последовательность действий автолюбителя, если он наехал на человека за пределами перехода. В том числе:

  • машина сразу же глушится;
  • категорически нельзя перемещать автомобиль с места совершения аварии;
  • автовладелец должен выйти, узнать в каком состоянии находится сбитый человек, по мере необходимости помочь;
  • если есть свидетели – попросить у них вызвать представителей ГИБДД.

Если человеком получены серьезные повреждения – не нужно его передвигать. Иначе последствия плачевны. Необходимо сформировать из чего-либо подушку и положить под голову, дожидаться бригады врачей. Если свидетелей нет – ГАИ придется вызвать самому. Пока ждут сотрудников ГИБДД нужно осмотреться, если есть очевидцы – нужны их контакты. Записывают фамилию и инициалы, телефон. Сделать это нужно и тогда, когда есть вина водителя.

Читайте также:
Документы для снятия машины с учета, порядок, процедура, возможные варианты

Далее устанавливается знак аварийной остановки. Когда имеет место тормозной путь – установка знака реализуется перед ним. Благодаря таким действиям ГИБДД сможет понять, что водителем приняты меры к быстрому торможению. Все, что находится на месте столкновения требуется снять на фото или видео. В ходе составления протоколов следует тщательно изучать содержимое акта, только после этого ставить подпись. В результате часто выявляются несоответствия действительности. Когда есть несогласия с некоторыми положениями протокола – это сразу отражается в нем.

Меры ответственности

Когда сталкиваются человек и авто, в результате меньше всегда страдает машина. Как правило, это маленькая вмятина либо вовсе отсутствие следов. Однако, этого нельзя сказать о пешеходах. В некоторых ситуациях причиненный вред довольно тяжелый либо человек умирает. Может быть и так, что причиненные повреждения минимальны, тогда вопрос можно решить мирным путем и не вызывать сотрудников ГИБДД. Это сделать можно при условии, что согласны обе стороны. Происходит на практике такое нечасто. Тогда автовладелец может отвечать за допущенное нарушение. Грозит ему несколько видов мер.

Лояльной будет разновидность, закрепленная в гражданском законодательстве. Независимо чья вина имеет место в случившемся – оплата лечения ложится на плечи владельца машины. Это же касается имущества, которое пострадало и прочих вещей. Исключением из правила будет обращение в суд и установление, что причиной наезда стала непреодолимая сила либо умысел пострадавшей стороны. Случается, когда лицо намеренно бросается под машину.

Среднее значение присуще административному виду мер. Если человеку причинен средний вред здоровью — по решению судебного органа производится выплата штрафа. Размер санкции варьируется от 2,5 до 25 тысяч рублей. Кроме того, автомобилиста лишат документа, который наделяет его правом управлять авто. Срок равен от 12 до 24 месяцев.

Самым строгим видом ответственности называют уголовную. Сотрудники ГИБДД проводят проверочные мероприятия по нескольким факторам. В частности, проверяют, мог ли автомобилист избежать столкновения. Касается это каждого конкретного случая в индивидуальном порядке. Проверке подлежит, имело ли место нарушение установленных правил. Проверят и исправность авто в техническом плане. Выяснить следует последствия, которые наступили для здоровья пострадавшей стороны.

К ответственности автолюбителя привлекут после того, как проведут все необходимые в этом направлении проверки. Может возникнуть и такое, что устанавливается отсутствие виновности водителя в случившемся. Тогда не применяются меры ответственности. Если вред оценивается тяжелым либо лицо скончалось от полученного удара – водитель отвечает в пределах УК. Оценивать, как тяжелый вред будет то, что человек находится в предсмертном состоянии либо долгое время не сможет работать.

Оцените статью