Запрет на обработку персональных данных

Составление отказа от предоставления персональных данных необходимо в случае, когда гражданин не имеет желания давать кому-либо личную информацию.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Что относится к персональным данным

Персональные данные – понятие довольно широкое. В него обязательно включаются сведения из паспорта человека: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, адрес проживания, номера ИНН, СНИЛС.

Кроме того, в персональные данные входит информация о национальной и религиозной принадлежности, семейном положении, здоровье, воинском учете, образовании, получаемых гражданином доходах, затратах, льготах, пособиях и субсидиях.

Сюда же причисляются сведения из трудового договора, дополнительных соглашений к нему, результаты профессиональных собеседований, анкет и тестов, заявления, объяснительные и т.п. документы, касаемые деятельности человека по месту работы.

Куда требуется предоставлять персональные данные

Сегодня передача личных сведений является широко распространенным явлением. Предоставлять персональные данные нужно, например, при устройстве на работу, подаче заявлений в садик, школу, другие учебные заведения, больницы, поликлиники, банковские, кредитные учреждения и т.д.

Отказ от предоставления персональных данных

По большому счету, согласие на предоставление персональных данных требуется только в отношении специальных и биометрических сведений. Если говорить проще, общедоступная информация, т.е. информация из паспорта, ИНН, СНИЛС, может использоваться совершенно свободно, конечно, в рамках закона и без нарушения этических и моральных норм.

А вот если кому-либо понадобились данные, касаемые религии или национальности человека, его здоровья или судимостей, взаимоотношений с работодателями (текущим и бывшими) и т.п. очень личные сведения – их можно получать только с согласия гражданина, оформленного в письменном виде.

В соответствии с законодательством РФ, любой человек имеет полное право отказаться от предоставления подобного рода информации, если считает, что она может привести к ущемлению его прав и интересов или даже вовсе без объяснения причин. Никакого наказания за такой отказ не предусмотрено.

И даже если представитель какого-либо учреждения требует предоставления таких сведений, угрожая отказом в предоставлении необходимых услуг (образовательных, медицинских и т.д.), его действия легко можно обжаловать как на уровне руководства, так и в прокуратуре или суде.

Единственное, что нужно помнить, что при обращении в различные муниципальные и бюджетные структуры, а также при трудоустройстве существует установленный законом перечень документов, а значит и персональных сведений, без которых заключение договоров (гражданско-правовых, трудовых и т.д.) будет просто-напросто невозможно.

Если есть сомнения в том, что работник той или иной организации требует документы сверх установленного законом списка, следует обратиться за разъяснениями к юристам или ознакомиться с соответствующими статьями российского законодательства.

С того момента, как персональные данные попадают во «вторые» руки, вся ответственность за их огласку возлагается на того, кто их получил.

При этом закон в отношении лиц, разгласивших чью-либо личную информацию довольно суров – он предусматривает наказание, начиная от крупного административного штрафа и вплоть до возбуждения уголовных дел.

Как написать отказ

В том случае, если перед вами встала необходимость по составлению отказа от предоставления персональных данных, а вы не знаете, как сделать это правильно и без ошибок, прочитайте расположенные ниже рекомендации и посмотрите пример – на его основе у вас без особых усилий получится сформировать собственный документ.

Прежде всего, дадим общую информацию, которая касается всех подобного рода бумаг. Сейчас единого стандарта такого отказа нет, что фактически обозначает то, что писать его разрешается в свободной форме. Также можно сделать его по типу разработанного и утвержденного внутри учреждения шаблону документа, если конечно, таковой имеет место быть.

Для отказа подойдет как обычный лист бумаги любого удобного формата (предпочтительно А5 или А4) или фирменный бланк (как правило, если такое требование устанавливается внутри компании). Отказ допустимо набирать на компьютере (с обязательным последующим распечатыванием), либо же писать собственноручно – в случае необходимости доказать его подлинность этот фактор будет иметь значение.

Отказ нужно делать в двух одинаковых экземплярах, один из которых следует передать адресату, второй – оставить у себя, предварительно заручившись на нем отметкой о вручении копии представителю учреждения.

Образец отказа от предоставления персональных данных

По своему составу отказ должен отвечать некоторым нормам делопроизводства, а по тексту содержать ряд определенных сведений. К последним можно отнести:

  • должность, ФИО руководителя;
  • наименование организации;
  • ФИО автора отказа;
  • его паспортные и контактные данные (для связи).

Это будет «шапка» документа, которая всегда расположена вверху бланка, слева или справа.

В основной части следует обозначить:

  • свое несогласие с предоставлением персональных данных;
  • обоснование отказа (здесь нужно сослаться на норму закона или Конституции РФ, которые в равной степени дают такое право);
  • если вы были ознакомлены с последствием своего отказа, об этом следует сделать соответствующую отметку;
  • также дать отметку о том, что за вами остается возможность обжаловать возможные санкции в суде.

Остальную информацию можно вносить в зависимости от потребностей и индивидуальных обстоятельств.

Бланк должен быть обязательно датирован и подписан тем, кто его составил – без его автографа он не обретет законного статуса.

Персональные данные с 1 сентября 2022: какие требования теперь предъявляет закон

Самое значимое правовое событие этой осени: с 1 сентября 2022 года персональные данные обрабатывают по новым правилам.

Закон 266-ФЗ(Федеральный закон от 14.07.2022 № 266-ФЗ) внес изменения в федеральный закон о персональных данных (Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Благодаря поправкам, не только обработка персональных данных с 1 сентября 2022 года происходит по новым требованиям. Также обозначены и правила, которые нужно соблюдать с 1 марта 2024 года. Они приняты в то же время, что и правки к закону о персональных данных с 1 сентября, при этом обязательны к исполнению только с 1 марта.

Таким образом, изменения в закон о персональных данных касаются всего порядка работы с ними: от особенностей согласия и уведомления Роскомнадзора до правил трансграничной передачи, прекращения обработки и исполнения новых сроков. За нарушение этих требований грозят не только крупные административные штрафы, но и уголовная ответственность (ст. 13.11, 13.12 и 19.7 КоАП РФ, ст. 137 и 272 УК РФ).

Каковы же персональные данные – изменения 2022 и как выполнить требования, которые привнесли изменения по персональным данным в работу компаний, обсудим в статье.

Подготовьтесь к успешному прохождению инспекционной проверки Роскомнадзора – узнайте новые требования к обработке персональных данных 2022–2023 с применением (и без применения) информационных систем в нашем практическом курсе .

Скачайте образцы документов для работы:

Персональные данные: изменения 2022

Условно все изменения персональных данных с 1 сентября 2022 (кратко – ПД, персданные) можно отнести к нескольким группам. Рассмотрим основные из них. Начнем с требований, обязательных к исполнению с 1 сентября 2022 года (по 266-ФЗ).

Обязанности оператора (работодателя)

С 1 сентября 2022 года персональные данные обрабатывают с учетом обязательных требований статьи 18.1 Закона № 152-ФЗ, которые ранее были рекомендательными. В частности, из ее текста удалено слово «могут». Поэтому теперь работодатель не просто вправе, а обязан:

  • назначить ответственное лицо (структурное подразделение) за обработку ПД;
  • издать и опубликовать политику по персданным;
  • осуществлять внутренний контроль (аудит) ПД (способ контроля и подтверждение его проведения нужно прописать в отдельном ЛНА. Его предмет: соблюдение требований законодательства, политики, ЛНА организации по защите ПД);

Чек-лист, какие документы нужно проверить при аудите ПД,скачайте здесь.

  • оценивать вред, который может быть нанесен их субъекту (способ оценки компания выбирает самостоятельно, с 1 марта 2024 года методику определит Роскомнадзор);
  • выполнять другие требования статьи 18.1 Закона № 152-ФЗ.

Изменения в закон о персональных данных дополнили и сам перечень обязанностей оператора (работодателя). Например, установлено правило взаимодействия с государственной системой предотвращения атак на информационные ресурсы (ч. 12-14 ст. 19 Закона № 152-ФЗ). Также предусмотрена новая обязанность оператора (работодателя) при выявлении неправомерной или случайной передаче ПД: в течение 24 часов сообщить в Роскомнадзор и в течение 72 часов отчитаться о результатах внутреннего расследования (ч. 3.1 ст. 21, ч. 10, 11 ст. 23 Закона № 152-ФЗ).

Какие правовые, организационные и технические меры с учетом изменений по персональным данным должен принимать работодатель при обработке ПД, разъяснят наши опытные консультанты .

Уведомление в Роскомнадзор

В новой редакции Закона № 152-ФЗутратили силу положения о возможности работать с персданными без уведомления Роскомнадзора (п. 1 – 6 ч. 2 ст. 22). Теперь даже при их обработке во исполнение закона нужно в Роскомнадзор подать уведомление, чтобы попасть в реестр операторов ПД (Письмо Роскомнадзора от 19.08.2022 № 08-75348). Такое уведомление однократное. Его не нужно предоставлять по каждому работнику.

Новые требования к содержанию уведомления в Роскомнадзор о персональных данных согласно Федеральному закону 266-ФЗ

В уведомлении больше не указывают общие сведения о:

  • категории ПД;
  • категории субъектов ПД;
  • правовое основание обработки ПД;
  • перечень действий с ПД, общее описание используемых оператором способов обработки ПД.

Перечисленные пункты описывают по отношению к каждой цели обработки. Также в уведомление в Роскомнадзор – 2022 добавили новый пункт: фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, имеющих доступ и (или) осуществляющих на основании договора обработку ПД, которые содержатся в государственных и муниципальных информационных системах (ч. 3 ст. 22 Закона №152-ФЗ).

Уведомление направляют в управление ведомства в субъекте России по месту регистрации работодателя в налоговом органе (Письмо Роскомнадзора от 19.08.2022 № 08-75348, далее – Письмо № 08-75348). Сделать это можно через портал Роскомнадзора: в виде электронного уведомления, подписанного УКЭП, с помощью средств аутентификации ЕСИА, а также – на бумажном носителе. Также допустимо составить уведомление по старой форме (по Приказу Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94). При появлении новой формы отправьте информационное письмо о внесении изменений в реестр (Письмо № 08-75348).

Ждать решения Роскомнадзора не нужно. Порядок уведомительный – обрабатывать ПД можно после получения сведений ведомством.

В Роскомнадзор подать уведомление об обработке персданных не потребуется, если (п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ):

  • оператор обрабатывает данные без автоматизации (например, компания с численностью до 25 человек);
  • ПД содержатся в информационных системах по защите безопасности государства и общественного порядка;
  • ПД используют по закону о транспортной безопасности.

Сокращенные сроки

Закон 266-ФЗсократил сроки, в течение которых оператор должен предоставить субъекту ПД информацию об их обработке: 10 рабочих дней вместо 30. Все сведения предоставляют, ориентируясь на форму запроса (ч. 3 и 7 ст. 14, ст. 20 Закона № 152-ФЗ). В итоге, сокращены сроки на (ст. 20 Закона № 152-ФЗ):

  • ответ на запросы субъекта ПД;
  • отказ субъекту в предоставлении ПД;
  • ответ на запросы Роскомнадзора.

Федеральный закон 266-ФЗввел дополнительные требования к содержанию согласия на обработку ПД. Теперь оно должно быть «предметным» и «однозначным». Новые требования относятся к таким условиям согласия (ч. 1 ст. 9 Закона № 152-ФЗ):

  • цель обработки персональных данных;
  • перечень ПД, на обработку которых дается согласие их субъекта;
  • наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, которое осуществляет обработку ПД по поручению оператора (если она поручена такому лицу);
  • перечень действий с ПД, на совершение которых дается согласие, а также – общее описание способов обработки ПД, которые использует оператор;
  • срок, в течение которого действует согласие субъекта ПД и способу его отзыва.
Почитать  Какой штраф за неоплаченную парковку

Если субъект ПД отказывается предоставить обязательные персданные, нужно разъяснить последствия отказа от предоставления ПД и (или) согласия на их обработку (ч. 2 ст. 18 Закона № 152-ФЗ).

Важно!Когда субъект ПД – выгодоприобретатель или поручитель, допускается обработка ПД без согласия. Обработка персданных несовершеннолетних без согласия возможна в случаях, установленных законом (ч. 3.1 ст. 4, ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Изменения – персональные данные 1 сентября обрабатывают по новым требованиям. Уточните алгоритм работысперсональными даннымии их виды.

Правила работы с биометрическими данными

Закон о персональных данных 2022 ужесточил правила работы с биометрией. Теперь оператор не может требовать предоставления биометрических сведений и осуществлять их обработку без согласия субъекта.

Исключение – случаи, предусмотренные законами по вопросам: обороны, безопасности, противодействии терроризму и коррупции, транспортной безопасности, оперативно-розыскной деятельности, государственной службы, уголовно-исполнительного законодательства России, порядка выезда и въезда в нашу страну, гражданства России и нотариата (ч. 2 и 3 ст. 11 Закона № 152-ФЗ).

Требования к политике в отношении обработки ПД

Новый закон о персональных данных 2022 разъяснил требования к политике в отношении обработки ПД. Теперь в этом документе для каждой цели обработки должны быть отдельно указаны (ст. ст. 18.1, 21 Закона № 152-ФЗ):

  • категории и перечень ПД;
  • категории субъектов ПД;
  • способы и сроки их обработки и хранения;
  • порядок уничтожения ПД.

Также внесено уточнение, что размещение политики в отношении обработки ПД возможно в том числе на страницах сайта, принадлежащего оператору в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Правила поручения обработки другому лицу

Оператор может поручать обработку ПД другому лицу. Для этого нужно:

  • согласие субъекта;
  • договор с лицом, которому передается обработка;
  • перечень ПД в поручении;
  • документы и иная информация, которые предоставляются по запросу (в том числе до обработки) и подтверждают принятие мер и соблюдение требований закона в целях исполнения поручения оператора.

При этом на поручителя перекладывают все обязанности по защите ПД как на оператора (ч. 3–5 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Порядок обработки ПД иностранными лицами

Иностранные лица могут обрабатывать персональные данные с 1 сентября 2022 на основании согласия гражданина России (ч. 1.1 ст. 1 Закона № 152-ФЗ).

При передаче ПД иностранному лицу ответственность перед их субъектом – солидарная. Поэтому за нарушения при обработке переданных иностранным юридическим и физическим лицом можно привлечь к ответственности и оператора (работодателя) в том же размере, как если бы он совершил их сам (ч. 6 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Правила прекращения обработки ПД

Установлены новые правила при обращении субъекта ПД с требованием о прекращении их обработки.

Если такое обращение поступило, оператор по общему правилу обязан в срок 10 рабочих дней прекратить их обработку (обеспечить ее прекращение). Указанный срок может быть продлен, но не более чем на пять рабочих дней: при направлении оператором в адрес субъекта ПД мотивированного уведомления с указанием причин продления срока (ч. 5.1 ст. 21 Закона № 152-ФЗ, пп. «б», п. 13 ст. 1 Закона 266-ФЗ).

Перечень нормативных правовых актов, которые обязательны при обработке ПД,скачайтепо ссылке

Совет

Разработайте отдельные акты (ЛНА): по вопросам обработки ПД (под каждую цель), по процедурам выявления и предотвращения нарушений и политику в отношении обработки ПД. Проверьте, соответствуют ли ваши ЛНА требованиям Закона 266-ФЗ.

Выясните, почему опасно использоватьтиповые шаблоны при работе с персданными.

Уточните общие требования посоставлению ЛНАоб обработке ПД.

Требования закона о персональных данных: изменения с 1 марта 2024 года

С 1 марта 2024 года вступят в силу изменения по работе с ПД, которые коснутся вопросов уведомления Роскомнадзора, работы с инцидентами в области ПД, порядка уничтожения ПД и их трансграничной передачи.

Форма уведомления Роскомнадзора и сроки подачи

  • исключения данных из реестра операторов, если оператор отправит уведомлении о прекращении обработки ПД: само исключение – в течение 30 дней, подача заявления о прекращении – в течение 10 рабочих дней (пп. «б» п. 14 ст. 1 Закона 266-ФЗ);
  • уведомления оператором в случае изменения сведений (не позднее 15 числа, следующего за месяцем, в котором возникли изменения (пп. «д» п. 14 ст. 1 Закона 266-ФЗ).

Всего будут применяться три формы уведомлений Роскомнадзора:

  • уведомление до начала обработки ПД;
  • уведомление о прекращении обработки ПД (в течение 10 рабочих дней с даты прекращения обработки персданных);
  • уведомление об изменении данных по обработке (до 15 числа следующего месяца)

До 1 марта 2024 года будут установлены требования к подтверждению уничтожения ПД ( Проект Приказа Роскомнадзора (подготовлен 19.08.2022), пп. «г» п. 13 ст. 1 Закона 266-ФЗ).

Порядок работы с инцидентами в области ПД

Изменения с сентября 2022 – персональные данные нужно усиленно защищать и сообщать об их утечке. Информация о компьютерных инцидентах по случайной передаче ПД (а также – их предоставлении, распространении, доступе) будут передавать в специальный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности по защите прав субъектов ПД (пп. «г» п. 15 ст. 1 Закона 266-ФЗ).

Такой орган будет вести реестр учета инцидентов в области персданных и определять порядок и условия взаимодействия с операторами (работодателем) в рамках его ведения.

Ограничения при трансграничной передаче

Определен перечень иностранных государств, которые обеспечивают адекватную защиту прав субъектов ПД. К ним относят государства – стороны Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке ПД. Помимо них, будут допускаться государства – не участники при условии соответствия их норм права и применяемых мер по обеспечению конфиденциальности и безопасности при обработке ПД указанной Конвенции (п. 7 ст. 1 Закона 266-ФЗ).

Важно!Страны, которые обеспечивают адекватную защиту прав субъектов ПД, уточните в « Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (заключена в Страсбурге 28.01.1981) и в Приказе Роскомнадзора от 15.03.2013 № 274 . Проводите проверку перед каждой передачей ПД.

При намерении передать ПД трансгранично будет нужно информировать Роскомнадзор в виде отдельного уведомления, которое первоначально должно быть подано до 1 марта 2024 года (п. 7 ст. 1 Закона 266-ФЗ).

Алгоритм действий работодателя при планируемой трансграничной передаческачайте здесь

1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора, а также дата и номер уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных, ранее направленного оператором в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона;

2) наименование (фамилия, имя, отчество) лица, ответственного за организацию обработки персональных данных, номера контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;

3) правовое основание и цель трансграничной передачи персональных данных и дальнейшей обработки переданных персональных данных;

4) категории и перечень передаваемых персональных данных;

5) категории субъектов персональных данных, персональные данные которых передаются;

6) перечень иностранных государств, на территории которых планируется трансграничная передача персональных данных;

7) дата проведения оператором оценки соблюдения органами власти иностранных государств, иностранными физическими лицами, иностранными юридическими лицами, которым планируется трансграничная передача персональных данных, конфиденциальности персональных данных и обеспечения безопасности персональных данных при их обработке.

Право оператора на трансграничную передачу зависят от того, входит ли страна для передачи ПД в перечень Роскомнадзора. Если да, передача возможна сразу после отправки уведомления. Если нет – только по истечении 10 рабочих дней после отправки уведомления и неполучения запрета или ограничения на передачу (п. 7 ст. 1 Закона 266-ФЗ, будущие ч. 10 – 15 ст. 12 Закона № 152-ФЗ).

Сведения от иностранной организации и органов власти до трансграничной передачи ПД:

  • данные о принимаемых органами власти иностранного государства, иностранными физическими лицами, иностранными юридическими лицами, которым планируется трансграничная передача ПД, мерах по защите ПД и об условиях прекращения их обработки;
  • информация о правовом регулировании в области ПД иностранного государства, под юрисдикцией которого находятся его органы власти, иностранные физические и юридические лица, которым планируется трансграничная передача ПД;

Примечание.Пункт применяется, если предполагается трансграничная передача ПД органам власти иностранного государства, иностранным физическим и юридическим лицам, которые находятся под юрисдикцией иностранного государства – не участника Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке ПД и не включены в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов ПД.

  • сведения об органах власти иностранного государства, иностранных физических и юридических лицах, которым планируют трансграничную передачу ПД (наименование либо фамилия, имя и отчество, а также номера контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты).

При этом на поручителя перекладывают все обязанности по защите ПД как на оператора (ч. 3–5 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Изменения – персональные данные 1 сентября обрабатывают по новым требованиям. Как уведомлять Роскомнадзор, что изменить в Политике по обработке персданных и в Положении о персданных, что учесть при разработке нового согласия на обработку персданных, узнаете на нашем курсе .

Как отозвать согласие на обработку персональных данных

Закон о персональных данных позволяет отозвать согласие на обработку персональных данных (далее – ПДн). После этого компания уже не сможет использовать полученные ПДн. Например, согласие стоит отозвать, если вы больше не хотите пользоваться сервисом, получать рассылки и отвечать на звонки менеджеров.

Сделать это можно в любое время и без объяснения причин (ч. 2 ст. 9 Закона о персональных данных). Пишете отзыв согласия на обработку ПДн в свободной форме (пример есть на сайте Роскомндзора) и затем направляете его оператору (т.е. компании или лицу, которое обрабатывает ваши данные).

Роскомнадзор рекомендует отзывать согласие тем же способом, каким оно предоставлялось. Например, если вы давали согласие, заполнив форму на сайте, то и отзывать его надо через сайт. Часто у сервисов с личными кабинетами есть функционал для настроек предоставленных согласий на обработку ПДн.

Как отозвать согласие?

1. Просмотрите согласие на обработку ПДн – там должен быть указан порядок его отзыва (ст. 9 Закона о персональных данных). Также он может быть прописан в документах оператора, например в политике конфиденциальности (ст. 18.1 Закона о персональных данных). Еще поищите форму обращения на сайте – функция отзыва согласия иногда интегрирована в сервис.

2. Отправьте отзыв, следуя порядку, который определил оператор.

3. Если информация о порядке отзыва согласия на глаза так и не попалась, найдите e-mail компании – обычно он указан в разделе «Контакты» или в подвале сайта. Напишите отзыв согласия в свободной форме и отправьте на этот адрес. Возможно, с вами свяжутся, поскольку компании потребуется дополнительная информация, чтобы идентифицировать вас и уничтожить ПДн.

4. Если e-mail не удалось отыскать, отправьте отзыв согласия заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес компании-оператора.

Когда данные будут удалены?

Оператор обязан прекратить обработку ПДн и уничтожить их в течение 30 дней с даты поступления отзыва согласия (ч. 5 ст. 21 Закон о персональных данных).

Почитать  Обязательность выходных данных на печатной продукции

Однако есть случаи, когда компания вправе продолжить обработку ПДн даже после отзыва согласия. Например, если ПДн необходимы для исполнения требований законодательства или положений договора.

Как прекратить обработку данных, разрешенных для распространения?

В некоторых случаях компании вынуждены получать согласие на обработку ПДн, разрешенных для распространения. Например, если Ф.И.О., место работы и должность публикуются на сайте компании, или когда человек оставляет неанонимный отзыв о товаре. Такое согласие запрашивают отдельно.

Чтобы прекратить обработку разрешенных для распространения ПДн, направьте оператору обращение с соответствующим требованием. Укажите там Ф.И.О., контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес), перечень ПДн, обработку которых надо прекратить (ч. 12 ст. 10.1 Закона о персональных данных).

Что делать, если компания не реагирует на отзыв согласия и продолжает использовать данные?

Компании не любят прощаться с ПДн пользователей по нескольким причинам:

  • данные необходимы для аналитики поведения и принятия бизнес-решений;
  • данные используются для направления рекламных рассылок, а при отзыве согласия «горячая» база клиентов уменьшается;
  • уничтожение данных – это трудоемкий процесс. Компании придется искать нужные данные во всех своих информационных системах и на бумаге, а затем уничтожить их, следуя закону.

Когда компании не желают расставаться с ПДн, они идут на хитрости.

1. Прекращают обработку данных в рамках одной цели, продолжая использовать их в других целях.

Вы получаете рассылки от сервиса, отписываетесь от них, но письма продолжают приходить. В таком случае нужно проверить, от всех ли рассылок вы отказались. Иногда бывает, что пользователь отклонил только одну тему. А чтобы вовсе не получать письма, нужно отписаться от рассылок отдельно по каждой теме.

2. Затрудняют процесс отзыва согласия, используя dark patterns .

«Темные паттерны» – это вид пользовательского интерфейса, который создан для того, чтобы обмануть или получить желаемый результат вопреки интересам пользователя.

Чтобы оставить данные у себя, компании создают такие искусственные сложности, как многоэтапные формы, малозаметные кнопки и многочисленные подтверждения.

3. Используют эмоциональные триггеры и приемы, чтобы воздействовать на пользователей и манипулировать их поведением.

Пользователям показывают картинки или рассказывают истории, которые вызывают сочувствие или сострадание и влияют на принятие решений.

Если компания не реагирует на ваши просьбы прекратить обработку ПДн, пожалуйтесь на нее.

1. Направьте жалобу в Роскомнадзор, как указано на сайте ведомства. Можно воспользоваться формой для направления обращений.

2. ru.

3. Обжалуйте бездействие компании в суде.

Фото: фотобанк Freepik/@freepik

Распространять персональные данные граждан по-старому больше не получится

С 1 марта 2021 г. в нашей стране введен новый порядок распространения персональных данных граждан 1 . В статье мы расскажем об этих изменениях и рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть у предпринимателей уже сейчас.

Договоримся о терминах

Персональные данные (ПД)– это любая информация о человеке: Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные, адрес, e-mail и т.д.

Оператор– лицо (компания), которое осуществляет любые действия с персональными данными (в законе эти действия называются обработкой), например собирает, записывает, систематизирует, копит, хранит, уточняет, извлекает, использует, передает, обезличивает, блокирует, удаляет, уничтожает, распространяет, предоставляет доступ.

Распространение ПД– это размещение ПД, при котором к данным имеет доступ неопределенный круг лиц. Например: размещенные в аккаунте социальной сети Ф.И.О., дата рождения, контактные данные могут быть просмотрены и скопированы как пользователями соцсети, так и теми, кто в ней не зарегистрирован.

Предоставление ПД– это размещение ПД, при котором к данным имеет доступ определенное лицо или определенный круг лиц. Например: размещенные в закрытом форуме ПД доступны только тем, кто зарегистрирован как участник форума.

ПД, размещенные в открытом доступе,– это ПД, размещенные в интернете, доступ к которым предоставлен всем желающим без необходимости регистрации на сайте.

Касаются ли изменения вашей компании?

Да, если соблюдено одно из указанных условий.

  • На вашем сайте в открытом доступе размещаются ПД.
  • Вы собираете и структурируете ПД, размещенные в открытом доступе.
  • Вы публикуете ПД в печатной или иной форме, при которой ПД находятся в открытом доступе. Пример: социальные сети, сайты объявлений, форумы, печатные издания с объявлениями и т.д.

Нет, если соблюдено одно из указанных условий.

  • На вашем сайте размещаются ПД, доступ к которым есть только у зарегистрированных пользователей, т.е. оператор может ограничить и определить круг лиц, имеющих доступ к ПД. Эта позиция была устно донесена Роскомнадзором в ходе ответов на вопросы на дне открытых дверей 28 января 2021 г. В отсутствие письменных разъяснений остается довериться данной позиции и надеяться на то, что Роскомнадзор не изменит ее. Пример: закрытая корпоративная социальная сеть или сайт-интегратор объявлений, на котором доступ к ПД продавцов можно получить только после регистрации на сайте.
  • Ваша компания распространяет или предоставляет ПД в определенных законом государственных, общественных или публичных интересах независимо от того, что распространение или предоставление ПД запрещено самим лицом 2 . Под государственными, общественными и публичными интересами в основном понимаются вопросы безопасности государства, граждан и т.д. Поэтому сложно придумать реальный случай, когда коммерческая организация могла бы прикрыться данным пунктом закона.
  • Вы являетесь государственным органом власти или органом местного самоуправления, распространяющим ПД в силу выполнения возложенных на вас полномочий 3 .

Как регулировалось распространение ПД до 1 марта 2021 г.?

1. Законность распространения ПД подтверждалась несколькими способами.

  • Оформление согласия на обработку ПД. Оно могло оформляться как письменно, так и путем заполнения формы на сайте 4 . Пример: предоставление согласия на обработку ПД на сайте объявлений о продаже автомобилей. Сайт получает согласие продавца, размещает его имя и номер телефона, чтобы с ним могли связаться покупатели.
  • Заключение договора с лицом, по которому компания распространяла ПД в его интересах. В этом случае согласие не требовалось 5 . Пример: заключение договора с рекрутинговым агентством, по которому оно размещает на своем сайте анкету с ПД соискателя и к ней получает доступ неограниченное число лиц.

2. Если оператор незаконно получил и распространил ПД, то «пострадавшее» лицо доказывало факт незаконности получения оператором его ПД. Оператор обязан был уничтожить ПД, если лицо предоставляло сведения, подтверждавшие, что ПД были получены оператором незаконно 6 .

Пример: гражданин получил на свой e-mail именное предложение оформить кредит. Он обращается письменно в банк (к оператору) с требованием уничтожить ПД как полученные незаконно и ссылается на то, что никогда не передавал свои ПД в этот банк и не заключал с ним договор.

3. Если оператор получал от лица отзыв согласия на обработку ПД, у него было 30 дней на то, чтобы прекратить обработку ПД и уничтожить их 7 .

Что изменилось в регулировании распространения ПД с 1 марта 2021 г.?

Введено новое понятие – ПД, разрешенные субъектом ПД к распространению.

Под этим термином закон понимает ПД, к которым лицо предоставило доступ неограниченному кругу лиц путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения (далее – согласие на распространение) 8 . Это означает, что установлен отдельный порядок регулирования распространения ПД, который не соответствует общему порядку регулирования обработки ПД. Если раньше для распространения ПД достаточно было получить общее согласие на обработку ПД, то теперь для этого нужно получить отдельное согласие.

Иными словами, оператор должен получить:

  • согласие на обработку ПД, по которому сможет собирать, систематизировать, хранить и осуществлять иные действия с ПД;
  • отдельное согласие на распространение ПД, без которого распространение ПД будет незаконным.

Законность распространения ПД и их сбора из открытых источников подтверждается исключительно наличием согласия на распространение.

Если ранее оператор мог законно распространять ПД путем получения согласия на обработку ПД, заключения договора или сбора ПД из открытых источников, то теперь законное условие одно – получение отдельного согласия на распространение ПД 9 .

Установлены требования к оформлению согласия на распространение ПД.

1. Требования к содержанию согласия на распространение ПД должны быть в ближайшее время приняты Роскомнадзором 10 . С текстом проекта приказа Роскомнадзора можно ознакомиться на сайте: regulation.gov.ru.

Форма согласия на распространение ПД, которую предлагает Роскомнадзор, на наш взгляд, перегружена лишней информацией. Например, оператор должен будет указывать в согласии свои коды по классификаторам (ОКВЭД, ОКПО, ОКОГУ, ОКОП, ОКФС). Каким образом знание этих кодов может помочь лицу в спорах с оператором – непонятно.

2. В форме согласия на распространение ПД оператор обязан дать возможность лицу предусмотреть:

  • перечень и категории ПД (общие, специальные, биометрические), на которые распространяется его согласие на распространение 11 ;
  • запрет на распространение и предоставление ПД неограниченному кругу лиц 12 ;
  • запрет на обработку ПД неограниченным кругом лиц, за исключением права получения доступа;
  • условия обработки ПД неограниченным кругом лиц, за исключением права получения доступа.

Чтобы соответствовать этим требованиям, операторам придется потратиться на создание на своих сайтах отдельных форм согласий, которые будут учитывать все возможные варианты запретов и ограничений.

При этом обыватели часто не знают, что такое ПД и какие у них есть права относительно обработки их ПД. Непонятно, как они самостоятельно смогут заполнить такое согласие и не допустить ошибок.

3. Согласие на распространение ПД может быть получено оператором непосредственно или с использованием информационной системы Роскомнадзора 13 .

Согласие оператор может получить от лица в письменной форме или через специальную онлайн-форму на своем сайте. При этом молчание или бездействие лица не являются согласием на распространение ПД 14 .

Информационная система Роскомнадзора должна заработать с 1 июля 2021 г. Пока она находится на стадии разработки, и о ней ничего не известно, а разъяснений со стороны Роскомнадзора нет. Поэтому комментировать данную норму еще рано.

4. Оператор обязан не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на распространение ПД опубликовать информацию:

  • об условиях обработки ПД;
  • об условиях обработки ПД неограниченным кругом лиц 15 ;
  • о наличии запретов на обработку ПД.

Согласно комментариям Роскомнадзора, озвученным на дне открытых дверей 28 января 2021 г., данная информация должна быть опубликована оператором на своем сайте таким образом, чтобы доступ к документу был у всех желающих. Как мы указывали выше, письменных разъяснений нет, и нам остается довериться данной позиции.

Так как четкие требования к форме согласия не установлены, возникает риторический вопрос: в каком объеме должны быть раскрыты ПД в данном документе, чтобы лицо нельзя было спутать с тезкой? Такой пример: на сайте размещены ПД двух человек, Ф.И.О. которых идентичны. При этом один из них разрешает распространять все свои ПД, а другой – только Ф.И.О. и номер телефона. Как стороннее лицо должно определять, к кому из них относятся те или иные условия обработки ПД?

Что делать оператору, если согласие на распространение ПД составлено некорректно?

1. Если из текста документа не следует, что лицо согласно на распространение ПД, то такие ПД должны обрабатываться оператором без права распространения 16 . Данный пункт позволяет сделать вывод о том, что малейшее сомнение в правильности оформления согласия будет трактоваться не в пользу оператора.

Почитать  Статья 32.2 КоАП РФ. Исполнение постановления о наложении административного штрафа

2. Если из текста согласия на распространение ПД не следует, что субъект ПД не установил запреты и условия обработки ПД или он не указал перечень и категории ПД, в отношении которых установлены запреты и условия, то такие ПД должны обрабатываться оператором без права распространения и предоставления неограниченному кругу лиц 17 . Это означает, что если есть сомнения в правильности установления лицом запретов или условий обработки ПД, то оператор обязан обрабатывать ПД без их раскрытия неограниченному кругу лиц.

Порядок прекращения распространения ПД.

1. Если ранее оператор должен был прекратить обработку ПД в течение 30 дней с момента получения от лица отзыва согласия, то сейчас он должен прекратить распространение, предоставление ПД и закрыть доступ к ним в любое время по требованию лица 18 . Согласие на распространение ПД прекращает действовать с момента, когда оператор получил такое требование 19 . При этом в законе не определена форма требования. Скорее всего, оно может быть оформлено как письменно, так и в электронном виде.

Возникает вопрос: что делать оператору, если требование было получено на e-mail ночью или в выходной день? Формально он должен удалить ПД с сайта немедленно, поскольку согласие больше не действует. Такой порядок может привести к недобросовестному поведению со стороны граждан (субъектов ПД).

2. Субъект ПД вправе обратиться к любому лицу, обрабатывающему его ПД, т.е. не только к оператору, которому было дано согласие на распространение ПД, но и к другим лицам, которые стали обрабатывать ПД в последующем. Гражданин вправе требовать от таких лиц:

  • прекратить распространение ПД, или
  • прекратить предоставление ПД и доступ к ним в случае, если такое лицо не соблюдает требования, установленные ст. 10.1 Закона о персональных данных (особенности обработки ПД, разрешенных субъектом ПД для распространения), или
  • обратиться в суд.

В случае такого обращения лицо, обрабатывающее ПД, обязано прекратить распространение, передачу ПД и доступ к ним:

  • в течение 3 рабочих дней с момента получения требования, или
  • в срок, указанный в решении суда, или
  • в течение 3 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда 20 .

Если раньше обязанность доказать незаконность обработки ПД лежала на гражданине (субъекте ПД), то сейчас «обработчик и распространитель» ПД должен доказать законность распространения или обработки ПД. Закон прямо указывает, что лицо должно доказать законность последующего распространения или обработки ПД в случае, если ПД были раскрыты неопределенному кругу лиц субъектом без предоставления оператору согласия 21 . Это означает, что если субъект сам раскрыл свои ПД на сайте оператора, то ответственность несут только те лица, которые взяли ПД с указанного сайта и продолжают распространять или обрабатывать ПД.

Возникает вопрос: как оператор будет доказывать тот факт, что ПД были распространены субъектом самостоятельно? Здесь также есть шанс, что субъекты ПД будут злоупотреблять своими правами.

Закон указывает, что если ПД были раскрыты неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, то лицо, в последующем распространяющее или обрабатывающее ПД, обязано доказать законность распространения или обработки ПД.

Что делать компаниям, которые собирают ПД из открытых источников?

До 1 марта 2021 г. действовала норма, согласно которой не требовалось получать согласие на обработку ПД лица, если ПД размещались в открытом доступе самим лицом или по его просьбе. Такие ПД назывались «персональными данными, сделанными общедоступными субъектом ПД». 22 Пример: компания собирает ПД о конкретном лице на странице социальной сети для его оценки как потенциального клиента банка.

Компании, которые собирают ПД из открытых источников, считали, что они не должны получать согласие лица на обработку его ПД, поскольку само лицо размещало в интернете информацию о себе. Вместе с тем в 2018 г. Верховный Суд РФ не согласился с доводами одной из таких компаний. Суд признал: размещение гражданином ПД в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «МойМир», Instagram и Twitter или на интернет-порталах «Авито» и «Авто.ру» не означает, что такие ПД можно обрабатывать без оформления согласия 23 . Однако данное решение существенно не изменило ситуацию: компании продолжали обрабатывать ПД по-старому, без получения согласий.

С 1 марта 2021 г. компании больше не могут так делать: норма исключена из закона. Теперь они обязаны получить согласие лица на обработку ПД, даже если данные были взяты из открытых источников.

Ответственность оператора за распространение ПД без согласия субъекта

Оператор может быть привлечен к административной ответственности. До 27 марта 2021 г. размер штрафа составит:

  • от 5 до 10 тыс. руб. – для индивидуального предпринимателя;
  • от 30 до 50 тыс. руб. – для компании 24 .

С 27 марта 2021 г. размер штрафов увеличивается:

  • от 10 до 20 тыс. руб. – для индивидуального предпринимателя;
  • от 60 до 100 тыс. руб. – для компании.

Рекомендации предпринимателям

Полагаем, самый надежный и менее затратный способ соблюсти требования Закона о персональных данных для тех компаний, чьи сайты содержат ПД субъектов, – закрыть сайты для незарегистрированных пользователей. По крайней мере, до тех пор, пока не сформируется судебная практика и не появится точная позиция Роскомнадзора относительно применения положений Закона о распространении ПД.

Сложнее обстоит дело с компаниями, которые собирают ПД из открытых источников. Такие компании, на наш взгляд, обязаны получать у субъектов:

  • согласие на обработку ПД, если компания хочет обрабатывать ПД без распространения;
  • согласие на распространение, если компания хочет распространять ПД субъекта.

Компаниям, которые распространяют ПД не в интернете, также необходимо получать у субъекта согласие на распространение, даже в том случае, если распространение ПД необходимо для исполнения договора в интересах субъекта.

1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных”».

2 Часть 11 ст. 10.1 Закона о персональных данных (далее – Закон).

3 Часть 15 ст. 10.1 Закона.

4 Пункт 1 ч. 1 ст. 6 Закона.

5 Пункт 5 ч. 1 ст. 6 Закона.

6 Часть 3 ст. 20 Закона.

7 Часть 5 ст. 21 Закона.

8 Пункт 1.1 ч. 1 ст. 3 Закона.

9 Часть 1 ст. 10.1 Закона.

10 Часть 9 ст. 9 Закона.

11 Часть 1 ст. 10.1 Закона.

12 Часть 9 ст. 10.1 Закона.

13 Часть 6 ст. 10.1 Закона.

14 Часть 8 ст. 10.1 Закона.

15 Часть 10 ст. 10.1 Закона.

16 Часть 4 ст. 10.1 Закона.

17 Часть 5 ст. 10.1 Закона.

18 Часть 12 ст. 10.1 Закона.

19 Часть 13 ст. 10.1 Закона.

20 Часть 14 ст. 10.1 Закона.

21 Часть 2 ст. 10.1 Закона.

22 Пункт 10 ч. 1 ст. 6 Закона.

23 Определение Верховного Суда РФ от 29 января 2018 г. № 305-КГ17-21291.

24 Часть 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Приморского края

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (являющемуся субъектом персональных данных), то есть любые личные сведения о том или ином гражданине являются персональными данными.

Законом определено, что лица, получившие доступ к персональным данным, не имеют права их разглашать без согласия правообладателя. Таким образом, персональные данные относятся к информации конфиденциального характера.

Повсеместно люди сталкиваются с ситуацией, когда необходимо предоставить личные сведения, например, при устройстве на работу, зачислении ребенка в учебные заведения и др.

Вышеназванным законом установлены правила получения и обработки персональных данных.

Во-первых, использование в любой деятельности идентифицирующих гражданина сведений возможно после получения согласия субъекта на совершение таких действий. Важно знать, что такое согласие может быть отозвано. Для отзыва согласия на обработку персональных данных достаточно направить лично либо по электронным каналам связи оператору соответствующее заявление, составленное в свободной форме. После получения заявления о запрете использования личных сведений оператор в срок, не превышающий 30 дней, обязан прекратить работы с данными и, если это возможно, обеспечить их уничтожение. Однако, в законе установлены ограничения на отзыв разрешения на обработку информации: например, оператор, невзирая на получение отзыва согласия, может обрабатывать и передавать данные, если это необходимо для осуществления правосудия или защиты жизни и здоровья субъекта.

Во-вторых, после достижения целей, для которых были получены персональные данные, оператор обязан незамедлительно прекратить обработку и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с даты достижения цели обработки.

Следует отметить, что изображения гражданина, на основании которых можно установить его личность, также относятся к персональным данным (биометрические персональные данные).

Таким образом, размещение изображения (фотографии) в сети Интернет возможно только с согласия лица. Размещение фотографий несовершеннолетнего возможно с согласия родителей или иных законных представителей.

За распространение персональных данных без согласия субъекта персональных данных установлена ответственность.

За умышленные действия, выражающиеся в незаконном сборе и распространении сведений о частной жизни человека, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, в том числе с использованием служебного положения, влечет уголовную ответственность предусмотренную статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Собирание и распространение сведений будет незаконным в том случае, если указанные действия совершаются виновным без согласия лица и в нарушение действующего законодательства.

Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летного возраста.

За данное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двухсот до трехсот пятидесяти тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

В случае нарушения порядка получения и обработки персональных данных, а также их распространение, предусмотрена административная ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ.

Данной статьей предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до восьмисот тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до восемнадцати миллионов рублей.

Кроме того, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в случае, если изображение гражданина распространено в сети «Интернет» без его согласия, гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Гражданским кодексом РФ установлено исключение, при котором о бнародование и дальнейшее использование изображения гражданина возможно без его согласия.

К таким случаям относятся:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. К таким интересам, к примеру, относится информация, связанная с исполнением своих функций должностными лицами и общественными деятелями.

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях).

3) гражданин позировал за плату.

Прокуратура Чугуевского района

Оцените статью