Земли общего пользования в СНТ по новому закону

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

2. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд

Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

2) садовый дом — здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании;

3) хозяйственные постройки — сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд;

4) огородный земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;

5) имущество общего пользования — расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости и иные объекты, используемые для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории; (В редакции Федерального закона от 14.04.2023 № 123-ФЗ)

6) земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;

7) взносы — денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — члены товарищества), на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества;

8) территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территория садоводства или огородничества) — территория, представляющая собой элемент планировочной структуры, в границах которой граждане осуществляют ведение садоводства или огородничества для собственных нужд. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 312-ФЗ)

Статья 4. Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества

1. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

2. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.

3. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

Статья 41. Территория садоводства или огородничества

1. В состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего назначения.

2. Территория садоводства или огородничества может быть создана на землях сельскохозяйственного назначения или землях населенных пунктов.

3. Местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории. Разработка проекта планировки территории садоводства или огородничества не требуется, но может быть осуществлена по решению общего собрания членов товарищества. Проект межевания территории и проект планировки территории, подготовленные в отношении территории садоводства или огородничества, до их утверждения должны быть одобрены решением общего собрания членов товарищества.

4. Включение в границы населенного пункта территорий садоводства или огородничества, находящихся за пределами границ населенного пункта, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования, при соблюдении которых территории садоводства или огородничества могут быть включены в границы населенного пункта либо в границах территории садоводства может быть образован новый населенный пункт, устанавливаются субъектами Российской Федерации.

5. В границы территории садоводства или огородничества при подготовке проекта межевания территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, включаются:

1) садовые или огородные земельные участки, находящиеся в собственности учредителей товарищества;

2) земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, площадь которых не может быть более двадцати пяти процентов суммарной площади земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей части.

6. В границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены территории общего пользования, земельные участки общего пользования и иные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Создание территории садоводства или огородничества не должно препятствовать свободному доступу граждан к территориям общего пользования, землям и земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами границ такой территории.

8. В границы территории садоводства или огородничества запрещено включать земельные участки, принадлежащие лицам, не являющимся учредителями товарищества, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.

9. Садовый земельный участок и огородный земельный участок могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.

(Дополнение статьей — Федеральный закон от 14.07.2022 № 312-ФЗ)

Статья 5. Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе

1. Ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества.

3. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества.

4. Суммарный ежегодный размер платы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества, рассчитанных в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом товарищества.

5. В случае невнесения платы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, данная плата взыскивается товариществом в судебном порядке.

6. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в общем собрании членов товарищества. По вопросам, указанным в пунктах 4 — 61, 21, 22 и 24 части 1 и части 29 статьи 17 настоящего Федерального закона, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в голосовании при принятии по указанным вопросам решений общим собранием членов товарищества. По иным вопросам повестки общего собрания членов товарищества лица, указанные в части 1 настоящей статьи, в голосовании при принятии решения общим собранием членов товарищества участия не принимают. (В редакции федеральных законов от 25.05.2020 № 162-ФЗ, от 22.12.2020 № 445-ФЗ)

7. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обладают правом, предусмотренным частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.

8. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обладают правом обжаловать решения органов товарищества, влекущие для этих лиц гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Статья 6. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товарищества

1. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества.

2. Предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

3. Граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание товарищества

Статья 7. Цели создания и деятельности товарищества

Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);

2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;

3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.

Статья 8. Устав товарищества

1. В уставе товарищества в обязательном порядке указываются: (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 312-ФЗ)

1) наименование товарищества;

2) организационно-правовая форма товарищества;

3) место нахождения товарищества;

4) предмет и цели деятельности товарищества;

5) порядок управления деятельностью товарищества, в том числе полномочия органов товарищества, порядок принятия ими решений;

6) порядок приема в члены товарищества, выхода и исключения из числа членов товарищества;

7) порядок ведения реестра членов товарищества;

8) права, обязанности и ответственность членов товарищества;

9) правила определения размера взносов, порядок внесения взносов, ответственность членов товарищества за нарушение обязательств по внесению взносов; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 312-ФЗ)

10) состав, порядок образования и полномочия ревизионной комиссии (ревизора);

11) порядок приобретения и создания имущества общего пользования товарищества;

12) порядок изменения устава товарищества;

13) порядок реорганизации и ликвидации товарищества;

14) порядок предоставления членам товарищества информации о деятельности товарищества и ознакомления с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иной документацией товарищества;

15) порядок взаимодействия с гражданами, ведущими садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе;

16) порядок принятия решений общего собрания членов товарищества путем заочного голосования;

17) перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов товарищества, по которым решение общего собрания может приниматься путем очно-заочного голосования или заочного голосования. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 14.07.2022 № 312-ФЗ)

2. В случае, если общим собранием членов товарищества принято решение о возможности принятия решений, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания членов товарищества, с применением электронных или иных технических средств, в уставе товарищества наряду со сведениями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, указываются:

1) перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов товарищества, по которым решение такого собрания может приниматься с применением электронных или иных технических средств;

2) порядок принятия решений общего собрания членов товарищества с применением электронных или иных технических средств;

3) сайт товарищества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии), в том числе с использованием которого осуществляются голосование при принятии общим собранием членов товарищества решений путем очно-заочного голосования или заочного голосования с применением электронных или иных технических средств (за исключением голосования посредством передачи коротких текстовых сообщений) и (или) размещение информации о проведении общего собрания членов товарищества и его результатах, иной сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо информационная система, используемые товариществом для указанных целей;

4) порядок хранения и учета результатов голосования на общем собрании членов товарищества, проведенном с применением электронных или иных технических средств.

(Дополнение частью — Федеральный закон от 14.07.2022 № 312-ФЗ)

Статья 9. Порядок создания товарищества

Товарищество может быть создано для целей, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона:

1) гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков.

Статья 10. Порядок принятия решения об учреждении товарищества

1. Решение об учреждении товарищества принимается гражданами (учредителями) единогласно на их общем собрании посредством очного голосования.

2. Перед голосованием по вопросу учреждения товарищества лица, участвующие в собрании, обязаны простым большинством голосов избрать председательствующего на собрании и секретаря собрания.

3. Решение об учреждении товарищества оформляется в виде протокола собрания, который подписывается председательствующим на собрании, секретарем собрания и учредителями товарищества.

4. В решении об учреждении товарищества указываются сведения об учреждении товарищества, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества товарищества, об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа товарищества (председателя товарищества), постоянно действующего коллегиального исполнительного органа товарищества (правления) и ревизионной комиссии (ревизора), открытии банковского счета (банковских счетов) товарищества. (В редакции Федерального закона от 25.05.2020 № 162-ФЗ)

Почитать  Как забрать пенсионные накопления в России при смене гражданства

5. Решение об учреждении товарищества должно содержать сведения о результатах голосования учредителей товарищества по вопросам учреждения товарищества, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию товарищества, о наделении одного из учредителей полномочием заявителя для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

6. Количество учредителей товарищества не может быть менее семи.

7. Со дня государственной регистрации товарищества граждане, принявшие решение об учреждении товарищества (учредители), являются его членами.

8. В течение месяца со дня государственной регистрации товарищества его члены, которые приобрели членство в товариществе в соответствии с частью 7 настоящей статьи, должны в письменной форме представить председателю товарищества или иному уполномоченному члену правления товарищества сведения, указанные в части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Глава 3. Членство в товариществе

Статья 11. Права и обязанности члена товарищества

1. Член товарищества имеет право:

1) в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества, получать от органов товарищества информацию о деятельности товарищества и знакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иной документацией товарищества;

2) участвовать в управлении делами товарищества;

3) добровольно прекратить членство в товариществе;

4) обжаловать решения органов товарищества, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

5) подавать в органы товарищества заявления (обращения, жалобы) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом товарищества.

2. Члены товарищества обладают иными правами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской

Общее имущество ТСН/ТСЖ/СНТ с 01.10.2023. Обзор изменений в ГК РФ, закон от 24.07.2023 года № 351-ФЗ

Летом 2024 года наши законодатели приняли поправки в Гражданский кодекс РФ, которые касаются сферы работы нашей компании – то есть поправки напрямую коснутся ТСН, ТСЖ, СНТ, ДНТ и прочих товариществ, партнерств. Настоящий обзор изменений в Гражданский кодекс РФ с 01.10.2023, обзор закона от 24.07.2023 года № 351-ФЗ, является частным мнением автора статьи. Цель обзора – сделать новый закон про общее имущество более понятным для наших клиентов и просто посетителей сайта нашей компании, поэтому она написана максимально простым языком.

Конечно, у читателей комментариев к закону, возникает логичный вопрос, а кто, собственно говоря, пишет обзор. Давайте познакомимся. Я, автор данной статьи – Садов Александр Сергеевич – работаю в сфере ТСЖ с 2012 года, юрист, закончил юридический факультет МГУ им. Ломоносова, являюсь основателем и руководителем юридической компании «Абонент Консалт», которая работает с товариществами по всей России с 2015 года. Пишу данную статью как юрист, практикующий в данной сфере уже более 10 лет.

«Виновником торжества» является Федеральный закон от 24.07.2023 № 351-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации». Данный закон указывает перечень других законов и кодексов, в которые вносятся изменения. Чтобы статья не получилась огромной, давайте обсудим только основные и самые интересные изменения.

Статья 123.12 ГК РФ дополняется следующим положением: «Товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества». Собственно, ничего нового тут нет, норма просто перенесена из ст. 123.13, которая утратила силу. Кстати, у нас есть отдельная статья насчет разницы между общим имуществом, имуществом общего пользования и имуществом ТСН – можно почитать здесь.

Утратившая силу статья 123.13 содержала положения о том, что общее имущество в многоквартирном доме (МКД) принадлежит всем собственникам; что имущество общего пользования в СНТ принадлежит собственникам участков в границах садоводства; что доли в МКД и СНТ переходят автоматически новому собственнику при продаже квартиры или земельного участка.

В главу 16 Гражданского кодекса РФ введен параграф 2, его разберем подробно:

Имущество, отвечающее признакам, установленным п. 1 и п. 2 ст. 259.1, переходит в общую долевую собственность собственников недвижимых вещей в порядке, определенном федеральным законом (ст. 3 ФЗ от 24.07.2023 № 351-ФЗ). Давайте посмотрим, что это за признаки такие (выделил жирным шрифтом):

«1. Собственникам недвижимых вещей, расположенных в пределах определенной в соответствии с законом общей территории и связанных физически или технологически либо расположенных в здании или сооружении, принадлежит на праве общей долевой собственности имущество, использование которого предполагалось для удовлетворения общих потребностей таких собственников при создании или образовании этих недвижимых вещей, а также имущество, приобретенное, созданное или образованное в дальнейшем для этой же цели (общее имущество).

2. Если в порядке, установленном законом, определены границы общей территории и предусмотрено создание на ней общего имущества, то собственникам земельных участков, расположенных на этой территории, принадлежат также доли в праве общей собственности на земельные участки общего назначения, если иное не предусмотрено законом».

К данной норме есть ряд практических вопросов:

Во-первых, какой закон регулирует переход в общую долевую собственность? Его будут принимать в будущем или имеется в виду только ч. 28 ст. 17 Закона 217-ФЗ? А как передавать в общую долевую собственность в коттеджных поселках на землях ИЖС, где не работает Закон 217-ФЗ?

Во-вторых, должна быть определена территория садоводства (границы общей территории) и предусмотрено создание на ней общего имущества – только в этом случае собственникам земельных участков на этой территории принадлежат доли в общей земле и имуществе, а она часто определяется на практике вообще неправильно, потому что неправильно создают СНТ.

В-третьих, как понять, что использование имущества предполагалось для удовлетворения общих потребностей? Допустим, с земельными участками под дорогами все понятно, а что если это спортивная площадка или бассейн, которые записаны на застройщика? – они ведь могут быть как личными коммерческими объектами, так и имуществом общего пользования. Как их различать?

В-четвертых, указано на намерение совместного использования, но не сказано про совместный вклад в такое имущество. Я могу построить домик для охраны на въезде на территорию садоводства на собственные деньги, домик при этом оформлен в мою собственность, но он является имуществом общего пользования и построен для удовлетворения потребности всех собственников в безопасности. Судя по тексту закона, такой домик станет общей долевой собственностью, хотя никто кроме меня в него не вкладывал средства. Так вот, я потеряю право собственности на свое имущество, созданное для общих целей, или нет?

В-пятых, непонятно, что со сроками, как применять эту статью в контексте начала действия закона (когда по дате должно предполагаться использование для удовлетворения общих потребностей собственников, можно ли чтобы это предположение-намерение было до даты вступления закона в силу?).

Как это будет работать на практике? Пока что даже предположить сложно, очень много пробелов.

Кстати, в контексте Закона 217-ФЗ ничего нового относительно перехода в общедолевую собственность в новом законе не появилось. В Законе 217-ФЗ есть часть 15 ст. 54, по которой СНТ должны до 01 января 2024 года вынести на повестку дня общего собрания членов вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования в общую долевую собственность, а сама процедура оформления описана в ч. 28 ст. 17 Закона 217-ФЗ (требования там логичные, но на практике почти невыполнимые). Проще говоря, СНТ как юрлицо может передать свою собственность в общую долевую.

Новая статья 259.2 ГК РФ говорит нам о том, что доля в праве общей собственности на общее имущество принадлежит собственникам недвижимости пропорционально площади и не отчуждается отдельно от личной недвижимости. В Жилищном кодексе РФ есть аналогичная норма (ст. 37 ЖК РФ), а в Законе 217-ФЗ это ч. 1 ст. 25, поэтому, опять же, ничего нового. Кстати, именно поэтому мы уже давно рекомендовали устанавливать взносы в СНТ в зависимости от площади участков, ведь если имущество принадлежит в долях пропорционально площади и при ликвидации СНТ делится именно пропорционально площади, то и формироваться оно должно взносами, которые собираются по площади. Это логично и справедливо, потому что в противном случае имущество в большей степени формируют одни собственники, а вот собственность на него получают в большей степени другие.

Из части 3 ст. 259.3 ГК РФ усматривается следующее: «Количество голосов, принадлежащих собственнику недвижимой вещи, пропорционально размеру принадлежащей ему доли в праве собственности на общее имущество». Для ТСЖ по Жилищному кодексу РФ тут вообще ничего нового (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ), а вот для СНТ по Закону 217-ФЗ это прямое указание на то, что голоса на собрании нужно считать именно по площади. Прямой нормы о подсчете голосов на собраниях в СНТ до 01.10.2023 года не существовало, и на практике голоса считали так, как напишут в уставе. Ну а если этот важный пункт в устав забыли написать, то считают как попало, кому как нравится (а потом судьи хватаются за голову, как вообще кворум считать при оспаривании собраний в СНТ).

Внимания заслуживает часть 4 ст. 259.3 ГК РФ. Идейно ее списали с пункта 3 части 2 ст. 44 ЖК РФ + ч. 1 ст. 46 ЖК РФ. Речь в статье о том, что общее имущество может быть передано во владение или пользование (например, в аренду) третьим лицам, но только по решению общего собрания собственников, причем 2/3 голосов, и не от участников собрания, а от всех числа голосов всех собственников (голосование по площади). В контексте Закона 217-ФЗ, который ввел конструкцию общего собрания членов СНТ, на котором тем не менее могут голосовать не члены СНТ по отдельным вопросам, это ломает всю систему. Получается, что теперь в СНТ появляется еще один вид собрания – общее собрание собственников? А как его проводить, по каким нормам? В Законе 217-ФЗ есть похожий п. 5.1 ч. 1 ст. 17, но в действующей редакции он противоречит новым поправкам в ГК РФ, потому что в Законе 217-ФЗ такое решение принимается 2/3 голосов участников собрания, а не всех собственников. Поэтому нужно проводить собрание в СНТ по Жилищному кодексу РФ или как? Или просто применяем специальный Закон 217-ФЗ, но тогда для кого вообще эта норма в ГК РФ написана? Остается непонятным, по каким нормам реализовать право на сдачу в аренду общего имущества в СНТ, потому что нормы ГК РФ и Закона 217-ФЗ вступают тут в прямое противоречие по кворуму и по необходимому количеству голосов для принятия решения. Законодатель, исправь!

Общее имущество собственников может быть передано в собственность третьим лицам только при единогласном решении всех собственников (часть 5 ст. 259.3 ГК РФ). На первый взгляд не очень понятно, как это перекликается по смыслу с ч. 2 ст. 259.2 ГК РФ, согласно которой «Собственник недвижимой вещи не вправе также совершать иные действия, влекущие передачу такой доли отдельно от права собственности на недвижимую вещь. Сделки, совершенные с нарушением положений настоящего пункта, ничтожны». В одной статье полный запрет на отчуждение доли и указание на ничтожность такой сделки, в другой статье следом указывают, что если 100% согласны, но вроде как и можно остаться без общего имущества (полностью или частично).

Но при более пристальном рассмотрении мы видим оговорку, что передача возможна только при условии, что эта передача не противоречит закону. Итак, когда можно передать общее имущество в собственность третьим лицам:

1) если 100% собственников согласны;

2) если эта передача не противоречит закону. Видимо, здесь имеется в виду то, что в Жилищном кодексе РФ есть также запрет на отчуждение доли (ч. 4 ст. 37), поэтому эта новая статья в ГК РФ касается только СНТ.

Вряд ли часть 5 ст. 259.3 ГК РФ (разрешающая передачу в собственность третьим лицам общего имущества) отсылает к ч. 2 ст. 259.2 ГК РФ (запрещающую такую передачу), иначе получается какой-то абсурд, поэтому я предположил, что имеется в виду отсутствие противоречий именно специальному закону (ЖК РФ или 217-ФЗ). Да и по форме 100%-ого согласия тоже есть вопросы. Собрание собственников нужно проводить или просто достаточно всем 100% собственников договор купли-продажи подписать с третьим лицом? В общем, читатели-судьи, терпения вам при правоприменении!

В норму о 100%-м согласии всех собственников на передачу общего имущества заложен еще один смысл о том, что по сути передать земли или иную недвижимость в муниципалитет, в Россети, в Водоканал и проч. будет невозможно, т.к. собрать такое количество голосов почти нереально. Если собираетесь передавать имущество, проводите собрание до 01 октября 2024 года, иначе будете его содержать потом всегда, пока законы не поменяются.

Новая статья 259.4 ГК РФ также наносит удар по привычному укладу в СНТ: «Если иное не установлено единогласным решением собственников недвижимых вещей, каждый собственник недвижимой вещи обязан участвовать в расходах и издержках по содержанию и сохранению общего имущества соразмерно со своей долей в праве на общее имущество (пункт 1 статьи 259.2). Собственник недвижимой вещи, в результате действий или бездействия которого возникают дополнительные расходы и издержки по содержанию и сохранению общего имущества, обязан их покрывать. Каждый собственник недвижимой вещи обязан соразмерно со своей долей в праве общей собственности на общее имущество (пункт 1 статьи 259.2) участвовать в уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, связанных с общим имуществом». Напомню, что доля считается по площади, а фраза «соразмерно доле» означает то, что и считать взносы теперь нужно по площади.

Почитать  Что грозит работнику за неофициальное трудоустройство

ИЗМЕНЕНИЯ В УСТАВЫ ТОВАРИЩЕСТВ

Для ТСН типа ТСЖ изменений по сути нет никаких.

Для ТСН типа СНТ есть изменения:

1) Нужно считать голоса на собрании по площади (ч. 3 ст. 259.3 ГК РФ);

2) Взносы нужно считать по площади (ст. 259.4 ГК РФ);

3) Передача общего имущества в собственность третьим лицам только при 100%-м согласии всех собственников (часть 5 ст. 259.3 ГК РФ).

Кстати, мы можем написать для Вас хороший устав за небольшие деньги.

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ ЗАКОНА ОТ 24.07.2023 ГОДА № 351-ФЗ

В новом законе есть статья 3, согласно которой «Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2024 года. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

И вот второе предложение подкидывает массу вопросов, на которые у автора статьи на дату ее написания ответов нет:

1) В уставе СНТ установлена формула расчета взносов по участкам или «по головам». При начислении взносов после 01.10.2023 года взносы считать по уставу и действующей смете или по закону (по площади)?

2) Если в СНТ не могут принять (нет кворума) новую смету, взносы и ФЭО размера взносов по площади, то прежняя смета с иным принципом взимания взносов продолжает работать или становится незаконной?

3) Если дата возникновения цели создания общего имущества до 01.10.2023 года, то применяется ли статья 259.1 ГК РФ?

4) Если я застройщик, и после 01.10.2023 года у меня в собственности земли проездов на территории СНТ, я лишаюсь права собственности на них? Или как понимать общую долевую собственность на дороги, если это моя собственность по ЕГРН?

На эти вопросы ответит только судебная практика, причем сложится она года через два после вступления закона в силу. Всем терпения.

Дата статьи: 05.09.2023 г.

Автор: Садов Александр Сергеевич, партнер юридической компании Абонент Консалт.

Земли общего пользования в СНТ

В статье расскажем, что такое земли общего пользования в СНТ в 2024 году. На территории каждого садового товарищества существуют территории 2-х разных категорий: те, которые принадлежат гражданам, и те, которыми владеет товарищество как юридическое лицо. Собственными участками садоводы распоряжаются как собственники по своему усмотрению. Что касается земель общего пользования (ЗОП), то тут положение немного иное. К имуществу общего пользования в садоводческом товариществе относятся дороги и линии электропередач, детские площадки, склады, сельхозтехника и инвентарь. Разберемся, кому это принадлежит, и кто этим распоряжается.

Законодательная база

  • на них не распространяется «дачная амнистия» (то есть упрощенная процедура приватизации);
  • в соответствии с ФЗ «О садоводческих объединениях граждан» земля, являющаяся имуществом общего пользования, передается СНТ на безвозмездной основе;
  • что касается сроков использования земель общего пользования в СНТ, то Земельный кодекс не ограничивает членов садового товарищества в этом отношении.

Что такое ЗОП в СНТ

В соответствии с ГК РФ, статус ЗОП получают участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане вправе находиться без необходимости оформления специальных разрешений.

На территории СНТ к таким территориям относятся переулки, проезды, дороги, площадки, санитарно-защитные зоны, а также водоемы, включая пожарные.

Там могут быть размещены объекты, которые направлены на удовлетворение потребностей жителей (в частности, ЛЭП, газо- и трубопроводы, помещения правления, сторожки, водокачки, подсобные помещения).

Площадь ЗОП следует рассчитывать следующим образом: из общей площади, выделенной под образование СНТ, надо вычесть площадь земель, находящихся в собственности физлиц.

Подобные участки — это коллективная собственность товариществ, или же закреплены за последними на правах бессрочного пользования.

Правление садового товарищества должно обладать правоустанавливающими документами на земли, такими, как акт о передаче земель в собственность либо закрепляющий право на постоянное бессрочное пользование.

Образец заявления
Акт приема-передачи земельного участка по договору дарения в 2024 году

Порядок пользования общей землей СНТ

Отметим, что возможно оформление земель общего пользования в собственность СНТ. На сегодняшний день у СНТ есть два варианта оформления прав собственности на общее имущество:

  • как общая собственность членов объединения;
  • как собственность СНТ-юрлица.

Члены садового товарищества вправе сами выбирать вариант приватизации. Если они выберут оформление общей собственности, то возможны как совместная, так и долевая собственность. В первом случае речь идет о подаче одного заявления на приватизацию. Его подписывают все члены СНТ. Во втором случае заявление должен подать каждый гражданин, указав в документе свою долю. К заявке следует приложить протокол собрания членов товарищества.

Причем, граждан нельзя заставить приватизировать ЗОП. Если данные участки выделены СНТ на правах бессрочного пользования, то его действие не прекращается без желания садового товарищества.

Оформление земель общего пользования в СНТ в собственность дает некоторые преимущества садоводам:

  • земли, поставленные на кадастровый учет, имеют четкие границы, что исключает вероятность самозахвата и возникновение споров между владельцами земель;
  • участки переводятся в собственность товарищества бесплатно;
  • СНТ сможет зарегистрировать официально все постройки на общей территории, которые были возведены на взносы членов садового некоммерческого товарищества.

У садового товарищества в итоге будет возможность распоряжаться землями, как захочется:

  • сдавать в аренду,
  • застраивать их,
  • продавать и увеличивать участки.

Порядок пользования ЗОП прописан в уставе товарищества. За каждым участком здесь, как правило, закреплен конкретный функционал. Это может быть обустройство дорог, проездов, автостоянок, зон отдыха, рекреационных зон, спортивных и детских площадок, санитарных зон, водоемов для целей пожарной безопасности, колодцев, источников водоснабжения, ЛЭП и т.д.

Члены СНТ имеют право пользоваться землей только с учетом целевого предназначения.

Вместе с тем, никаких преимуществ для собственников участков, граничащих с ЗОП пользования, не предусмотрено.

Любой гражданин может обратиться к членам правления СНТ с просьбой выделить ему земли во временное пользование. гражданин должен указать в своем заявлении цели использования, прописать сроки, на которые потребуется территория для реализации поставленных задач (период составляет не более месяца). Чаще всего в уставе садового некоммерческого товарищества указано требование об уведомлении членов товарищества как минимум за две недели о своем желании использовать участок.

При принятии решения правление руководствуется интересами и законными правами всех членов товарищества. К примеру, если заявитель планирует установить там санузел, то, вероятнее всего, ему откажут.

Если в процессе осуществления работ земельный участок будет поврежден, то пользователь обязан провести восстановительные работы и оплатить их

Как правило, участок предоставляют во временное пользование бесплатно. Однако в ряде случаев председатели накладывают определенную общественную нагрузку на заявителя. К примеру, просят периодически обрезать кусты и деревья и содержать землю в чистоте.

Задайте вопрос юристу бесплатно — оцените шансы на успех

Земли общего пользования СНТ могут быть оформлены в собственность. Наши юристы помогут вам определиться с формой оформления, подготовить нужные документы, расскажут, как и куда их подавать. Мы работаем дистанционно 24/7.

Пользование землей общего пользования в СНТ

На территории любого СНТ есть земли двух разных категорий: те, которые принадлежат гражданам и товариществу как юрлицу.

Если своими участками садоводы владеют как собственники и могут распоряжаться ими по своему усмотрению, то с землями общего пользования положение несколько иное.

Законодательство

Порядок использования земель общего пользования содержится в Гражданском кодексе и Земельном кодексе.

Здесь приводятся общие положения, регламентирующие пользование общедоступными землями, а также порядок перевода их в собственность СНТ.

Отдельные положения относительно правового положения земель общего пользования с учетом специфики СНТ приведены в ФЗ-66.

Последняя редакция закона относится к 2016 году.

Землям общего пользования свойственны следующие особенности:

  • на них не распространяется так называемая «Дачная амнистия» (упрощенная процедура приватизации);
  • согласно ФЗ «О садоводческих объединениях граждан» земля, являющаяся имуществом общего пользования передается СНТ безвозмездно;
  • Земельный кодекс не ограничивает членов СНТ по срокам пользования участками.

Что такое земли общего пользования в СНТ

Гражданский кодекс указывает на то, что статус земли общего пользования получают участки, которые находятся в государственной/муниципальной собственности и на которых граждане могут находиться без необходимости оформления разрешений.

К таким землям относятся на территории СНТ могут быть отнесены переулки, проходы, дороги, площадки, проезды, санитарно-защитные зоны и водоемы (в т.ч. пожарные).

На них могут быть размещены объекты, направленные на удовлетворение потребностей жителей (например, ЛЭП, трубо-, газопроводы, сторожки, помещения правления СНТ, водокачки, подсобные помещения).

Площадь земель общего пользования рассчитывается так: из общей площади, выделенной под образование СНТ, вычитается площадь земель, которые находятся в собственности граждан.

Такие участки являются коллективной собственностью товариществ, либо закреплены за ними на правах бессрочного пользования.

Для беспрепятственного пользования землей у правления СНТ должны быть на руках правоустанавливающие документы: акт о передаче земель в собственность или закрепляющий право на постоянное бессрочное пользование.

Порядок пользования общей землей СНТ

Сегодня у СНТ есть два варианта оформления прав собственности на общее имущество (ст.28 Закона о СНТ):

  • как собственность СНТ-юрлица;
  • общая собственность членов объединения.

Стоит отметить, что на такие участки допускается исключительно оформление прав собственности и никак не аренды.

Право выбора варианта приватизации принадлежит членам СНТ. Если они выберут оформление общей собственности, то допускаются совместная и долевая собственность. В первом случае заявление на приватизацию подается одно, подписанное всеми членами СНТ. Во втором случае его подает каждый гражданин с указанием на его долю. К заявлению нужно приложить протокол собрания членов товарищества.

При этом граждан не могут обязать приватизировать земли общего пользования. Если такие участки выделены СНТ на правах бессрочного пользования, то оно не прекращает своего действия без желания СНТ.

На практике переоформление земель в собственность имеет определенные преимущества для садоводов:

  • земли переводятся в собственность товарищества бесплатно;
  • земли, которые поставлены на кадастровый учет, имеют четкие границы и это исключает соблазн для самозахвата и возникновение споров между собственниками участков и садоводами;
  • СНТ сможет официально зарегистрировать все постройки на общей земле, возведенные из взносов садоводов;

У СНТ появляется возможность распоряжаться землями по своему усмотрению:

  • застраивать их,
  • сдавать в аренду,
  • продавать и увеличивать участки садоводов.

Порядок пользования землями содержится в уставе товарищества. За каждым участком здесь обычно закреплен свой функционал. Например, обустройство здесь дорог и проездов, автостоянок, водоемов для целей пожарной безопасности, зон отдыха, колодцев, спортивных и детских площадок, рекреационных зон, санитарных зон, источников водоснабжения, ЛЭП и пр.

Члены СНТ вправе пользоваться землей исключительно с учетом целевого предназначения.

При этом никаких преимуществ для собственников граничащих с землей общего пользования участков не предусмотрено, они не обладают приоритетным правом на нее.

Граждане вправе обращаться к членам правления СНТ с просьбой о выделении им земель во временное пользование. В своем заявлении гражданину нужно указать цели использования, сроки, на которые потребуется земля для реализации поставленных задач (не более месяца). Обычно в уставе СНТ содержится требование о предварительном уведомлении членов товарищества о своем желании использовать участок как минимум за две недели-месяц.

При принятии решения правление будет руководствоваться интересами и законными правами членов товарищества. Например, если заявитель планирует установить там туалет или душевую, то с большей долей вероятности ему откажут.

Если в ходе проведения работ участок земли будет поврежден, то пользователь за свой счет обязан провести восстановительные работы.

Обычно участок предоставляется во временное пользование бесплатно. Но в некоторых случаях председатели накладывают определенную общественную нагрузку на заявителя. Например, требуют обрезать растительность.

Какие последствия у вас будут в случае вашего отказа от приватизации? Наша статья как раз об этом!

Как правильно оформить расторжение договора дарения вы прочтете по ссылке.

Какие могут быть нарушения при пользовании общей землей СНТ и ответственность за них

При пользовании общими землями членами товарищества нередко допускаются различные нарушения.

Среди них наиболее часто встречаются такие:

  • расширение за счет общих земель индивидуальных участков;
  • складирование на них мусора и стройматериалов, спецтехники, оборудования, машин и механизмов;
  • самовольное перекрытие воротами и шлагбаумами;
  • установка различных хозпостроек, бытовок, вагончиков, торговых объектов, объектов для оказания платных услуг (авторемонтных, слесарно-монтажных, строительных и пр.);
  • самовольная высадка или культивирование кустарников и деревьев;
  • свалка бытового мусора, отходов садоводства и огородничества.

Обычно за небольшие правонарушения пользователям грозит предупреждение, а при неустранении нарушений в положенные сроки накладывается штраф.

Более серьезными нарушениями земельного законодательства, такими как самозахват, занимаются уполномоченные госинспекторы. КоАП РФ предусмотрел административное наказание при самовольном занятии участков без документов. Для граждан штраф может варьироваться в пределах 500-1000 руб., для должностных лиц – 1000-2000 руб., юрлиц – 2000-20000 руб.

Статусы земельных участков: правовой гид

Решили обзавестись земельным участком? Для начала ответьте: зачем он вам нужен? Хотите небольшой домик с банькой и бассейном, чтобы приехать на выходные, прополоть пару грядок и вернуться в город на работу? А может, планируете разводить животных или переселиться всей семьей за город?

Чтобы правильно выбрать участок, нужно знать, какие у них бывают виды разрешенного использования и какие категории. Сложность в том, что статусов у земли достаточно много и, сталкиваясь с этим впервые, в них можно запутаться. Разобраться в терминологии нам помогла Татьяна Ананьева, руководитель отдела продаж загородной недвижимости офиса «Сущевский» агентства «Миэль».

Почитать  Как узаконить пристройку в частном доме

Категории земель

Категории земельных участков крайне важны для собственников и землепользователей. Законодательно они закреплены в статье 7 Земельного кодекса РФ. По сути, именно категория определяет, как мы можем использовать земельный участок.

Всего существует семь таких категорий:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения.
  2. Земли населенных пунктов.
  3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов.
  5. Земли лесного фонда.
  6. Земли водного фонда.
  7. Земли запаса.

Использование земли не в соответствии с категорией — административное правонарушение, которое карается штрафом. Его размер определяется как процент от кадастровой стоимости участка. Для физлиц он может составить от 0,5 до 1 процента, но не менее десяти тысяч рублей.

Если кадастровая стоимость земли не определена, размер взыскания составит от 10 до 20 тыс. рублей. При этом гражданин будет обязан устранить нарушение. Если этого не сделать и продолжать нецелевое использование участка, землю вообще могут изъять.

Наибольший интерес для тех, кто собирается покупать участок, представляют:

  • земли населенных пунктов — это участки, которые можно использовать для застройки и развития поселений;
  • земли сельскохозяйственного назначения, на которых можно вести сельское хозяйство, строить здания и сооружения для хранения и переработки сельхозпродукции.

Виды разрешенного использования земли

Вид разрешенного использования (ВРИ) — характеристика земельного участка, предписывающая, как этот участок можно эксплуатировать и что на нем можно строить. Их также несколько.

1. ИЖС (индивидуальное жилищное строительство). Этот ВРИ предусматривает размещение жилого дома, отвечающего следующим параметрам:

  • отдельно стоящее здание не выше трех этажей (включая подземные);
  • высотой не более 20 м;
  • состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования (т. е. где можно жить и удовлетворять все бытовые потребности);
  • не разделенное на самостоятельные объекты недвижимости.

А еще на землях ИЖС можно выращивать сельскохозяйственные культуры, возводить гаражи и хозяйственные постройки

2. ЛПХ (личное подсобное хозяйство) на приусадебном земельном участке (то есть на землях населенных пунктов) — этот вид использования предполагает размещение жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции, строительство гаража и других вспомогательных сооружений.

Кроме того, на землях ЛПХ можно содержать сельскохозяйственных животных

3. Ведение садоводства или огородничества. На землях с таким ВРИ предполагается выращивание (в том числе на сельскохозяйственных угодьях) плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур. Именно на землях с этим ВРИ чаще всего и организуются популярные у дачников объединения:

  • СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) — организационно-правовая форма юридического лица, которое управляет объединением. Проще говоря, это способ юридически оформить такой добровольный союз собственников земельных участков. При этом управлять объединением помогает избранный председатель или нанятая собственниками управляющая компания.
  • ДНП (дачное некоммерческое партнерство). Еще одна организационно-правовая форма юридического лица. Важное отличие от СНТ заключается в том, что в садоводческом товариществе упор должен делаться на садоводстве и огородничестве, а в ДНП — еще и на отдыхе. Грядок в ДНП может и не быть, но обязательно должны быть домики для восстановления сил после напряженных рабочих будней.

Между собой СНТ и ДНП отличаются правом собственности на общие дороги, коммуникации и прочее: у СНТ это право принадлежит самим участникам товарищества, а в ДНП — юрлицу, в которое они объединились.

В прошлом ДНП и СНТ обычно создавались на земле с ВРИ «под дачное строительство». Сейчас такого вида использования уже не существует, хотя в старых документах он еще встречается.

Чем ВРИ отличается от категории земель?

Объясним на примере. Многоквартирные и индивидуальные жилые дома строятся на землях одной и той же категории — «Земли населенных пунктов», но вид разрешенного использования для них будет разный.

Для первых это будет «Многоэтажная жилая застройка», а для вторых — «Индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС). По сути, категория земельного участка в общих чертах определяет, в какой сфере он используется. Но что конкретно мы можем делать на этом участке, указывает его вид разрешенного использования.

Узнать, какой у земли ВРИ, можно, посмотрев публичную кадастровую карту или заказав выписку из Росреестра (смотрите дополнительные характеристики участка).

Где можно строить дом для проживания, а где нет?

Отвечаем в таблице:

Вид участка Что можно делать на земле Что можно строить
Сельскохозяйственное использование Вести сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, пчеловодство, рыбоводство, питомники, сенокошение, выпас животных и др.) Нельзя — жилые дома. Можно — нежилые помещения и сооружения для хранения и переработки сельхозпродукции
Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках Производить сельхозпродукцию Нельзя — жилые дома. Можно — нежилые помещения и сооружения для ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном участке
Для индивидуального жилищного строительства Выращивать ягоды, овощи, фрукты Можно — жилые дома, гаражи, подсобные сооружения
Для ведения личного подсобного хозяйства Производить сельхозпродукцию и содержать животных Можно – жилые дома, гаражи, подсобные сооружения
Ведение огородничества Отдыхать и (или) выращивать для собственных нужд фрукты/ягоды Нельзя — жилые дома. Можно — хозпостройки для хранения инвентаря и урожая
Ведение садоводства Отдыхать и (или) выращивать для собственных нужд фрукты/ягоды Можно — жилые дома, садовые (не для постоянного проживания), гаражи, хозпостройки

По данным Циан.Журнала

Что будет, если нарушить предписание, которое диктуется ВРИ? Например, построить пятиэтажный дом на участке для ИЖС?

Если вы выйдете за пределы допустимого, это грозит таким же штрафом, как нарушение ограничений, установленных категорией земель, а участок нужно будет привести в соответствие с видом разрешенного использования, вплоть до сноса самовольных построек.

Можно ли изменить категорию земельного участка и его ВРИ

Можно, но это будет непросто, так как возможности обычных землепользователей влиять на ситуацию довольно скромны.

Софья Волкова, юрист адвокатского бюро Asterisk:

«Категория земельного участка — это довольно постоянная величина и изменить ее крайне сложно. Для этого нужно весомое обоснование, и чаще всего им служит рост городов и потребности вести застройку. В основном такая трансформация происходит с сельхозземлями и промзонами, а занимаются изменением категорий крупные организации — например, строительные компании».

Изменить ВРИ гораздо проще. Для этого надо подготовить пакет документов на участок и подать прошение в орган местного самоуправления. Более подробную инструкцию можно узнать на сайте Росреестра.

Вот несколько важных моментов:

  • Процесс регулируется правилами землепользования и застройки для конкретного муниципального образования.
  • Можно установить для участка один или даже несколько ВРИ: основных, вспомогательных и условно разрешенных.
  • Основной или вспомогательный ВРИ можно выбрать из предусмотренных градостроительным зонированием конкретной территории; при этом владелец земельного участка не должен ничего ни с кем согласовывать.
  • Основной и вспомогательный виды использования участка можно изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
  • Чтобы выбрать условно разрешенный вид использования, нужно пройти через процедуру публичных слушаний. А его изменение возможно только с разрешения органа местного самоуправления. Глава администрации принимает решение с учетом результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.

Основной или условно разрешенный ВРИ земельного участка считается выбранным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН. Вносить в реестр недвижимости сведения о вспомогательных видах ВРИ участка не требуется.

Статусы земельных участков

Статус земельного участка — это характеристика, которая нужна для актуализации сведений о земле. Грубо говоря, это описание того, что в юридическом смысле происходит с участком прямо сейчас: есть ли у него кадастровый номер и собственник, определены ли его границы и т. д.

«В большей степени статус имеет значение для технических специалистов, которые ведут кадастровый учет, а не для землепользователей, — объясняет Софья Волкова. — Если вы уже зарегистрировали свое право собственности на участок и проверили, что оно отражено в выписке из ЕГРН, то больше знание о статусе вашего участка вам не пригодится».

По статусу участки бывают:

  • Ранее учтенными. Это объекты, которые либо были учтены до 1 марта 2008 года, либо не были учтены, но права на них зарегистрированы, не прекращены и эти участки имеют условный номер.

Условный номер объекта недвижимости — это форма его учета, которая применялась в России до принятия закона о государственном земельном кадастре в 2000 году. Он представлял собой порядковый номер из 16–18 знаков, который объектам присваивали для учета. По сути, условный номер по старыми законам — это то же самое, что и кадастровый по новым.

  • Актуальными. Такой статус присваивается всем участкам, которые поставлены на кадастровый учет после 1 января 2017 года.
  • Временными. Этот статус присваивается земельным участкам, которые поставлены на кадастровый учет до 1 января 2017 года и права на которые не зарегистрированы.

Если земельный участок имеет временный статус, то для изменения его на актуальный нужно было до 1 марта 2022 года зарегистрировать право собственности на него или договор его аренды/безвозмездного пользования (если участок находится в государственной или муниципальной собственности). Если вы этого не сделали, участок по общему правилу должны были снять с кадастрового учета.

  • Архивными. Если право на земельный участок не было зарегистрировано до 1 марта 2022 года, то он исключается из ЕГРН, а статус записи о нем изменяется на «архивный».

Статус земельного участка для собственников важен еще и потому, что содержание его в порядке в юридическом смысле этого слова в дальнейшем облегчает распоряжение землей. Участок, на котором проведено межевание, определены границы и зарегистрировано право собственности, можно легко продать или передать по наследству. Если же этого не сделать, при проведении сделки, скорее всего, возникнут проблемы.

Зависит ли размер налога от юридического статуса земли?

Земельный налог платят только собственники участков. Если земля находится в государственной собственности, а вы ее только арендуете, то платить его не нужно.

Размер налога зависит от двух факторов: его кадастровой стоимости и категории, которая определяет налоговую ставку. Для сельскохозяйственных, занятых жильем и объектами инженерной инфраструктуры, приобретенных для жилищного строительства, задействованных в обороне, безопасности и таможенной деятельности земель ставка налога составит 0,3% кадастровой стоимости, а для всех остальных земель — 1,5%.

Софья Волкова, юрист адвокатского бюро Asterisk:

«В последние годы многие жалуются на увеличение земельного налога. Это связано с ростом кадастровой стоимости объектов недвижимости, что произошло после ее масштабного общероссийского пересмотра в 2022 году, — объясняет юрист Софья Волкова. — Такой резкий скачок кадастровой стоимости связан с изменением методики его расчета. Ведутся споры о необходимости эту методику изменить, но для конкретного землепользователя сейчас путь только один — пересматривать кадастровую стоимость через суд».

Что проверить, чтобы не купить кота в мешке

Вместе с Марией Архиповой, председателем Ассоциации адвокатов России за права человека, Циан.Журнал составил список подводных камней, которые могут встретиться на пути любого добропорядочного загородного жителя.

Вот о чем стоит позаботиться заранее (например, обратившись в отдел архитектуры местной администрации):

  1. Если рядом проходит дорога, есть водоем или лесной участок, необходимо уточнить план градостроительства. Так вы избавите себя от покупки земли, на которой собираются делать прокол для вывода сточных вод, вырубать лес для строительства объектов ЖКХ или прокладывать трассу (это популярное решение на дешевых сельскохозяйственных землях, где часто строится и жилье).
  2. Можно прояснить риски строительства АЗС, магазинов, гостиниц или, например, кладбища — очень часто вдоль уже существующего шоссе отложены промышленные земли, так что такой вариант тоже возможен. Наличие жилых домов со всех сторон — не препятствие, если такая деятельность разрешена на конкретном участке. Промышленные резервные земли могут стать новой полосой существующего шоссе через пять лет — кроме как в местном отделе архитектуры, вы об этом, скорее всего, нигде не узнаете.
  3. Узнайте, какие коммуникации проходят по вашей земле, — кабель связи или газовая труба могут пролегать прямо под вашим участком. Если это так, то надо понимать, что низкая цена участка, скорее всего, связана с регулярными визитами специальных служб. Тогда придется заранее подумать о сервитуте и сразу оформить право пользования такой землей.
  4. Встречается интересная практика и с шумовой зоной: два участка могут соседствовать, но на одном будут действовать существенные ограничения на строительство, а на другом — нет.
  5. Важно помнить, что часто землю для ИЖС пытаются использовать для промышленных объектов. Это нецелевое использование, поэтому при появлении на таком участке условного шиномонтажа или мебельной фабрики смело обращайтесь в прокуратуру и в судебном порядке требуйте компенсацию.

Отдельный повод насторожиться — если на предложенный участок выставлена низкая цена, но сама земля и район при этом кажутся идеальными.

«Чаще всего такой участок невозможно оформить или по его использованию существуют серьезные ограничения. Например, в СНТ по Щелковскому направлению продавали участки по привлекательной цене. Позже выяснилось: продавалась земля, принадлежащая водоканалу. Покупать участок в надежде, что именно вам все-таки удастся его оформить, не стоит, если только вы не уверены на 100% в своих аргументах и документах при всех прочих негативных обстоятельствах», — предостерегает Мария Архипова.

Оцените статью