Может ли сотрудник ДПС остановить для проверки документов

Водитель не нарушает правила, поведение авто не вызывает вопросов, фары включены, скоростной режим не нарушен, ремень пристегнут.

Тут неожиданно сотрудник ГИБДД тормозит водителя. Насколько законна остановка и как на нее правильно реагировать?

Имеют ли право сотрудники ДПС останавливать для проверки документов

Начнем с того, что сегодня инспектора уже практически не тормозят водителей, если нет аргументированных причин.

Однако, в любом случае нужно обязательно останавливаться. В противном случае вас ждет не только преследование на патрульном автомобиле, но и административная ответственность.

Однако, бывают ситуации, когда тормозить не стоит:

  1. Вы движетесь на авто ночью, с освещением полная беда. Тут чуть ли не из-за куста появляется инспектор. Причем со стороны кажется, что форма не совсем настоящая, да и находится полицейский в очень странной местности. Тут две стороны медали — можно нарваться на штраф, а можно избежать встречи с преступниками, в том числе опасными, которые будут вымогать деньги.
  2. Если дорожный знак запрещает остановку, а инспектор ее требует, необходимо не сразу же останавливаться, а доехать до участка, где по закону можно тормозить. Как вы понимаете, игнорирование инспектора — это плохая затея, если мы не берем вышеназванную причину, связанную с тем, что вы подозреваете, что наткнулись на преступников, мошенников.

Причины остановки водителя сотрудником ГИБДД

Так как вышел закон о запрете остановки водителей без причин только в конце 2017 году, многие водители до сих пор не понимают, что «стандартная проверка документов» — это не законная причина инспектора тормозить водителя. А законные причины следующие:

  1. водитель нарушил ПДД. Здесь дополнительные комментарии не нужны. Лишь добавим, если у авто запрещенное оборудование, за это тоже следует законная остановка;
  2. ваш автомобиль по описанию схож на ТС, которое находится в угоне;
  3. у инспектора есть описание авто, на котором предположительно передвигаются преступники;
  4. если похожее на ваше авто числится участником ДТП, скрывшимся с места аварии;
  5. если водитель стал свидетелем ДТП или другого преступления. В таком случае инспектору нужны только показания от водителя;
  6. если транспортное средство нужно инспекторам. Допустим, произошла авария — нужно раненных срочно доставить до больницы. Или же участник аварии скрывается с ДТП. В таком случае машина водителя может потребоваться для погони;
  7. если есть законные причины ограничить движение ТС. Например, впереди опасная авария. В таком случае инспектор предупреждает об этом водителей;
  8. если идут плановые проверки. Допустим, начался рейд, согласно которому инспекторам пришел приказ свыше проверять авто на наличие запрещенных грузов;
  9. если поведение авто вызывает подозрение у инспектора — например, машина виляет. В таком случае инспектор может предположить, что водитель не в адекватном состоянии.

Запомнить нужно одно — полицейский должен обязательно огласить причину остановки. Нет причины — не нужно предъявлять документы.

На каких участках дороги инспектор имеет законное право останавливать автомобиль?

Ответ прост — на любом участке. По крайней мере, сейчас. Раньше действительно по закону инспектора, чтобы проверить документы, могли останавливать авто исключительно на посту. Сегодня же ДПСник может неожиданно выскочить хоть из кустов на дороге, где из дорожного освещения две лампы горят.

Как нам объясняют, «расслабили» ДПСников по той причине, что сейчас крайне малы шансы на возникновение ситуации, когда водителя остановят мошенники в форме полиции. Поэтому сейчас безопасно останавливаться по требованию полицейских везде. Насколько это правда, непонятно.

Может ли сотрудник ГИБДД останавливать для проверки документов

Стоит разделять ситуацию, когда водителя остановили, просто проверили документы и отпустили с другой ситуацией. Вторая ситуация — когда водителя остановили, объяснили, с чем связана остановка, причина оказалась законной, далее проверили документы и отпустили.

Разница в том, что проверка документов — это законно! Но только в том случае, если у остановки есть причина. Само требование предъявить документы не входит в список причин.
У водителя и у инспектора есть свои права и обязанности! И каждый должен соблюдать закон. Но многие инспекторы пользуются незнанием законов и тормозят без видимых на то причин, думая, что в процессе общения найдется повод для протокола.

Как поступать решает каждый самостоятельно, но есть возможность избежать проверки документов, но придется потратить немного времени!

Имеет ли право инспектор ГИБДД останавливать для проверки документов

Как понять имеет ли право инспектор останавливать для проверки документов или нет? Если инспектор показывает понятный водителю жест остановиться, то, естественно, необходимо останавливаться. Но имеет ли инспектор право проверять документы? Да, имеет. НО! Есть большое, просто огромное НО!

В приказе МВД №664 содержится пункт 84.13

Вроде бы все правильно и инспектор может сослаться на этот пункт, что он имеет право останавливать и проверять документы.

А вот и большое НО. В том же приказе МВД №664 содержится пункт 106

Т.е. получается, что если вы едете, пристегнутый, номера читаемые, кузов чистый, тонировки нет, скорость не превышаете, рядность тоже, в общем придраться не к чему, то и инспектор не имеет права вас останавливать для проверки документов, т.к. нет признаков, свидетельствующих о нарушении вами ПДД.

Но, как обычно, большинство водителей, которых остановили по прихоти инспектора просто не знают своих прав и обязанностей инспектора, т.к. водителю проще показать документы и поехать дальше, чем спорить и препираться с инспектором, доказывая свою правоту.

Имеют ли право сотрудники ДПС останавливать для проверки документов

Бывают в жизни Робин Гуды — идут напролом, выражают протест и побеждают систему. Об одном таком случае недавно написали сразу несколько источников.

Прецедент, мягко говоря, революционный: Верховный суд признал неправомерность требования инспекторов ДПС к водителям, которые не совершили нарушения, предъявить документы на проверку. Несколько дней назад СМИ обнародовали приятное, казалось бы, на первый взгляд, известие для всех автолюбителей. Согласно этим заголовкам, хотя нашел только один из них, Верховный Суд постановил признать незаконным необоснованное требование водительских документов лиц, по факту не совершавших никаких нарушений.

Верховный суд: «Сотрудники ГИБДД не смогут спрашивать документы у водителей, ничего не нарушивших»

Становится очевидно, что статья весьма популярна, т.к. более 30 000 человек ее уже прочитали, и я так же был заинтересован прочитать это постановление Верховного Суда, чтобы разобраться и выяснить обстоятельства, в связи с которыми было принято такое неожиданное для всех решение.

Вот это поворот! Стало интересно, начал читать. Оказалось, что один принципиальный человек смог отстоять свои права и принёс пользу нам всем. Поступил просто героически.

Захотелось найти это постановление Верховного суда, заскринить и распечатать в рамочку. Заодно и посмаковать подробности процесса: в чём там суть дела, какими были доводы сторон, на какие статьи ссылались и всё такое.

Жаль, что в публикации не было ни номера постановления, ни даты вынесения. Пошёл гуглить и нашёл ещё целую пачку статей о том же, они вышли несколько месяцев тому назад. В них тоже не нашлось какой-то конкретики, чтобы можно было найти фактическое подтверждение.

Более того, выяснилось, что незадолго до этой новости уже публиковались подобные статьи на просторах интернета, и так же не было ни единой ссылки ни на номер, ни на дату выхода постановления Верховного Суда.

Я уже начал сомневаться: а был ли мальчик? То есть герой-водитель. Замечу, что из-за возрастающего внимания к такому рода теме, Госавтоинспекция опубликовала собственное пояснение, которое расставило все точки на «i». Все вопросы сняла одна публикация — разъяснение от ГИБДД. В автоинспекции, как уже не раз бывало, обратили внимание на растущую популярность новости и обозначили свою позицию.

Стражи порядка на дорогах напомнили, что взаимодействие между инспектором ДПС и водителем должно происходить при соблюдении требований регламента МВД от 23 августа 2017 года.

В нём есть ст. 84, а в ней русскими буквами написано, по какой причине сотрудник может остановить водителя. Пункт 13 этой статьи гласит, что одно из оснований — проверка документов, в том числе: на право пользования ТС и управления им, на сам автомобиль и на грузы, которые он перевозит.

Имеют ли право сотрудники ДПС останавливать для проверки документов

Правовые отношения, возникающие между водителем и сотрудником ДПС должны регулироваться исключительно Административным регламентом МВД от 23.08.2017 г, который вступил в силу еще 20.10.2017 г. (No Приказа 664).

В статье 84 перечислены все возможные основания, позволяющее сотруднику ДПС по своему усмотрению остановить транспортное средство вне стационарного поста. Речь идет конкретно о пункте 84.13 действующего Приказа, где можно прочитать следующее:

Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664

Отсюда следует, что Федеральным законом предусмотрено неотъемлемое право инспектора ДПС по своему усмотрению останавливать ТС с целью проверки документов, даже при условии, что очевидных нарушений водителем не зафиксировано, и данное право никоим образом не может быть аннулировано Верховным Судом.

Кроме того, существует п. 2.1.1 ПДД, в котором тоже чётко сказано, что водитель обязан иметь при себе и предъявить для проверки документы:

  1. Водительское удостоверение.
  2. Регистрационные документы на ТС.
  3. Разрешение на перевозку пассажиров или грузов.
  4. Полис страхования.

Вот и получается, что требование сотрудника полиции будет законно, и он не должен основываться на факте совершённого нарушения.

В итоге выясняется, что Верховный Суд не имеет никакой позиции, согласно которой сотрудник ДПС не имел бы права проверить у водителя документы, при условии, что никаких нарушений не было зафиксировано.

А все эти громкие истории про разоблачения неправомерных требований и вердикты Верховного суда, показавшего «кузькину мать» рядовым сотрудникам ГИБДД, всего лишь сетевой шум.

Все это лишь фантазия авторов, призванная заработать свои копейки на хайпе и фейке и получить популярность. Удачи на дорогах! И не забывайте проверять информацию.

Почитать  Акт приема передачи квартиры образец

Разрешена ли проверка документов вне стационарного поста ДПС

​В октябре 2017 г начал действовать Административный регламент, утвержденный 644 Приказом МВД. Это своеобразная инструкция для сотрудников полиции. Водители не обязательно должны его изучать, то не будет лишним прочитать. Документ можно получить без проблем в свободном виде. Новшество регламента – обновленное условие проверки документов на дороге за пределами стационарного поста.

В статье разберемся, имеют ли право инспекторы ГИБДД требовать и проверять документацию совершенно в любых местах. Какие основания нужны полицейскому, чтобы останавливать машины на дороге?

  • Основания для остановки
  • Способы остановки автомобиля инспектором
  • Как проводится проверка документов
  • Заключение

Основания для остановки

Обновленный регламент дает возможность сотрудникам полиции останавливать транспорт за стационарным постом, чтобы осуществить простую проверку документов. Для этого они могут выбрать удобное место, при этом не важно, где оно находится. Однако место выбирает руководящий состав, а не рядовой сотрудник. Остановка машины полицейским за стационарным постом стала распространена из-за снижения количества постов.

Это в свою очередь объясняется сокращением кадров в ГИБДД. На самом деле и раньше было разрешено останавливать транспорт за стационарными постами, но в случае осуществления специальных операций, утвержденных начальством. В связи с этим данное новшество почти ничего не изменило в порядке остановки, особенно в городских условиях.

Инспектор без труда мог придумать повод, чтобы остановить водителя, а они не препятствовали этому. Проще показать водительские права и СТС, чем вступать в конфликт с полицией. Места работы инспекторов ГИБДД определяются путем анализа аварийности региона, выявления опасных дорог, учитывая ухудшения оперативной и дорожной обстановки.

По закону инспектор не имеет права курить при разговоре с водителем, должен быть вежливым, не высказывать дискриминационное отношение по признакам национальности, возраста и пола. Нельзя оскорблять, обвинять и предъявлять незаслуженные нарушения.

По каким основаниям инспектор может остановить водителя, согласно 84 статьи регламента:

  • Если водитель нарушил Правила, а инспектор увидел это, либо использовал для выявления технические устройства.
  • Инспектор узнал от дежурного, что пассажиры или автовладелец участвовали в дорожной аварии, нарушении ПДД или преступлении.
  • При наличии сведений, что автомобиль был угнан, либо находится в розыске.
  • Если водитель видел, как произошло ДТП или совершено преступление, то инспектор может остановить его для дачи показаний.
  • Остановка водителя для участия понятым.
  • Требуется использование автомобиля для пресечения совершения преступления.
  • Временное запрещение или ограничение движения на дороге.
  • Обеспечение беспрепятственного и безопасного проезда спецтехники.
  • При необходимости оказания помощи другим водителям или полиции.
  • Проведение мероприятий, которые выполняются по спецраспоряжениям.
  • При плановой проверке транспортных средств на предмет перевозки людей, объявленных в розыск.
  • Если возникла угроза безопасности из-за поломки технических средств, экстремальных ситуаций, ремонтных работ, чрезвычайной ситуации, техногенной аварии.
  • Для проведения проверки – перевозки грузов, водительского удостоверения.
  • Возникли подозрения, что человеком совершено преступление, либо объявлен его розыск, и при наличии оснований к задержанию.

Способы остановки автомобиля инспектором

Остановка транспорта выполняется специальным жестом. Это может быть жест руки, либо громкоговоритель. Также можно применять диск с красным сигналом или жезл, которые инспектор должен направить на останавливаемый автомобиль. Инспектор показывает место остановки. Если это темное время суток, то сигнал должен подаваться путем световых сигналов. Но в этом случае законодательство имеет оговорку в том плане, что у инспектора должна быть возможность к использованию светового сигнала. Если ее нет, то можно останавливать и другими способами.

Запрещено останавливать в запрещенных по Правилам местах. Исключением могут быть: для пресечения преступления, угрозы жизни, нарушения закона.

После остановки полицейский должен:

  1. Быстро подойти к машине.
  2. Приложить руку к головному убору.
  3. Поздороваться, сказать должность, звание, фамилию.
  4. Назвать причину остановки.
  5. Показать удостоверение. Это делается по требованию водителя, который имеет право записать данные инспектора.
  6. Высказать требование предъявить документы без удерживающих устройств и корочек. Ознакомить водителя с правами и обязанностями, если это требуется для участия понятым.
  7. Срок остановки не должен быть длительным.
  8. При совершении водителем неправомерных действий, инспектор должен разъяснить, в чем оно состоит.

Водителю может быть предложено выйти из машины в следующих ситуациях:

  • Выявлены признаки болезни или алкогольного опьянения.
  • Для досмотра автомобиля, груза или самого водителя.
  • Для сверки номеров двигателя, кузова с данными свидетельства о регистрации.
  • При необходимости для оказания помощи и участия в процессуальных действиях.
  • Для устранения поломки машины или причин неправильной перевозки грузов.
  • При наличии угрозы инспектору от водителя.

Как проводится проверка документов

Эта процедура может проводиться за стационарным постом по аналогии с остановкой автомобиля. Согласно статьи 106 регламента МВД, поводом для проверки документов могут быть:

  1. Выявлено нарушение Правил.
  2. Переданы ориентировки или другая информация, свидетельствующая о том, что водитель или его машина могли участвовать в ДТП, правонарушении, преступлении, а также о применении автомобиля для совершения противоправных действий, при розыске автомобиля.
  3. При проведении спецмероприятий по предотвращению ДТП и уменьшению последстиий от аварий.

Кроме того, регламент устанавливает, что именно имеет право проверять сотрудник полиции. Перечислим основания, которые дают право для проверки документов у водителя:

  • Выявлено нарушение Правил на дороге, есть причина о возбуждении административного дела в отношении водителя.
  • Выявлены признаки подделки документов (водительских прав, накладных на груз).
  • Имеется информация или ориентировки, дающие право подозревать человека в совершении преступления или нарушения.
  • Необходимость привлечения лица в качестве понятого или свидетеля.

По следующим основаниям могут проверять лицензии и другие бумаги:

  1. Выявление признаков нарушения нормативов в сфере безопасности движения.
  2. Проведение спецмероприятий по недопущению ДТП.
  3. Проведение осмотра груза, транспорта.

Инспектор визуально проверяет госномер, маркировку автомобиля, документы. При необходимости могут использоваться технические устройства.

Приборы могут применяться при наличии следов изменения документов, маркировки, расхождения текста с информацией справочной службы МВД. Инспектор ГИБДД может обратиться в специализированный, розыскной учет органов МВД. Если проводится проверка бумаг на груз, то дополнительно сверяется путевой лист и накладная, а также лицензионная карточка.

У лиц, не имеющих гражданства и иностранцев инспектор имеет право проверить:

  • Паспорт.
  • Визу.
  • Водительские права (национальные или международные).
  • Документы о постановке автомобиля на учет, либо бумаги, определенные Таможенным союзом. В них должны быть отметки, если автомобиль завозится в Россию.
  • Страховку ОСАГО.
  • Разрешительный документ на въезд, где требуется наличие данного документа.

У иностранца или человека, не имеющего гражданства, проверяют международную карту, визу, паспорт, разрешение на въезд.

Заключение

Теперь можно сказать, что инспектор ГИБДД имеет право проверить документы в любом месте. В старом регламенте этого не допускалось, но в обновленной версии — это официально разрешено. Данная мера почти ничего не изменила, сотрудники и раньше останавливали водителей за постами, и указывали причиной проведение спецмероприятий.

Водители почти не возражали, поэтому добросовестным автовладельцам можно не беспокоиться. Кроме того, сотрудник полиции обязан предоставить возможность водителю ознакомиться с ориентировками и специальными заданиями МВД. Эти распоряжения находятся в отделении Госавтоинспекции или на стационарном посту.

На патрульной машине должен указываться номер дежурной службы. Если он отсутствует, то водитель может требовать данные о его расположении или телефон. Полицейский обязан предоставить ему эти данные.

Об основаниях остановки полицейскими автомобилей данные можно уточнить у дежурного. Кроме того, инспектор должен по запросу водителя предъявить данные о спецмероприятии. Многие спрашивают, почему из обновленного регламента удалили разрешение на съемку разговора с инспектором ГИБДД. Но она не запрещена по Конституции РФ для каждого гражданина. Однако водитель не должен мешать работе инспектора для выполнения его обязанностей.

Если сотрудник полиции заметил, что водитель нетрезв, то может потребовать от него прохождение медосвидетельствования. Если результат окажется отрицательным, то инспектор должен довезти водителя на место остановки к автомобилю.

Какие есть основание для проверки документов водителя инспектором ГИБДД, и можно ли отказаться

У сотрудников ГИБДД есть основание для проверки документов водителя всего их три. Если сотрудники ГИБДД просто так решил остановить машину чтобы проверить документы — это нарушение на которое можно и нужно жаловаться, чтобы привлечь его к ответственности.

Сегодня разберем просто гигантскую и волнующую многих тему оснований для остановки транспортного средства и проверки документов. Сотрудники ДПС утверждают, что никакие основания не нужны. А водитель и спорит, и приводит требования ссылаясь на административный регламент ГИБДД 2024 года. Кто прав в этом споре, где прописаны эти три основания и на что может ссылаться обычный водитель. В конце концов, могут ли инспектора ДПС при остановке проверить документы не только водителям, но и у пассажира, а также вывернуть все карманы и сумки? Сегодня мы разберем типичную ситуацию, когда вы едете по своим делам не нарушаете ПДД, вы трезвый в хорошем настроении (по крайней мере были), а впереди вас ждет инспектор и вы понимаете, что сейчас начнется неприятная канитель. Которая может закончиться чем угодно. Если вы с чем-то не согласны или хотите написать комментарий, сделайте это в конце данной статьи. А мы поехали дальше.

На самом деле оснований для остановки и проверки документов больше 20. Дело в том, что 31 пункт административного регламента говорит, что остановка автомобиля и проверка документов — это разные процедуры. Что в общем-то логично. Инспектор может остановить машину понять, например, что водитель трезвый и вообще не проверять документов и отпустить водителя. Но это в теории, в нашей жизни, конечно все не так. Если сотрудники ГИБДД остановил машину, то обязательно потребует права и все что только можно. Потому что по негласной статистике инспекторов, если остановишь 100 человек, обязательно как минимум трое из них обязательно что-то совершили или находятся в розыске. Банальная статистика. Это так называемый «просев».

Почитать  Наследники первой очереди кто является - как делится наследство между наследниками первой очереди

Поэтому в данном материале мы рассмотрим именно основания для проверки документов потому что, чтобы это сделать нужно как минимум машину остановить. Как говориться на ходу не проверишь. Все эти три основания в соответствии с пунктом 106 административного регламента запишите себе и соответственно можете предъявлять их при остановке.

Причины и основания остановки транспортного средства инспектором ГИБДД

Первое основание — наличие признаков нарушения правил дорожного движения

Инспектор увидел, как вы развернулись, условно говоря, через сплошную либо ему по рации передали эту информацию. Он вас останавливает чтобы составить протокол. Будьте добры документы на машину, права, все что нужно для составления этого протокола. Логично понятно и, бесспорно.

Второе основание — наличие оснований полагать причастности водителя к нарушению

Наличие ориентировок либо данных свидетельствующих о причастности водителя или транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия. Либо преступления, либо об использовании этого транспортного средства в противоправных целях, а также при наличии оснований полагать, что транспортные средства находятся в розыске. Вот так написано сложно! Упаковали сразу очень много информации, но давайте разберем так или иначе речь идет опять о каком-то событии ДТП или угоне автомобиля. Т.е. каком-то нарушении и не обязательно оно происходит визуально, но информация об этом есть. Поэтому документ у вас точно также могут проверить для того чтобы убедиться, что машина ваша. Зато тут впервые всплывает знакомая информация о наличии ориентировок или иных данных.

Ориентировка более-менее понятно, что означает. Это может быть документ, может быть с утра на разводе инспекторам ДПС сообщили список угнанных за ночь машин, и они себе в блокнот записали. А вот что такое иные данные не раскрывается. По сути это расплывчатое понятие. Как хочешь так и понимай. С одной стороны, водитель имеет право знакомиться с информацией, которая затрагивает его интересы, а с другой стороны в силу закона полиции и закона об оперативно-розыскной деятельности, не всю информацию можно сообщать лицу, которого в чём-то подозревают. Ну на определённом этапе это для служебного пользования. Поэтому инспектор всегда может сослаться на то что ориентировка — это внутренний документ и в определённом смысле будет прав.

Третье основание – проведение комплекс мер по профилактики нарушений

Проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий. Здесь ситуация попроще. Ещё раз, есть мероприятие, значит это официальная процедура утверждена кем-то. Есть график этого мероприятия в чём оно заключается и так далее. Это не секретная информация и в соответствии законом «О полиции» есть несколько принципов работы этой полиции: это открытость и публичность. Поэтому инспектор обязан сообщить, что это за мероприятие. Как называется, кем и каким подразделением проводятся, и так далее.

Впрочем, в ГИБДД тоже не дураки работают. И поэтому у них эти мероприятия могут длиться хоть несколько лет или наоборот каждый месяц новое. Выпускается просто новый приказ о проведении спецоперации «ураган», которая уже третий или пятый год проходит. А вам все рассказывают, что это новое. И все, вот вам и основание для проверки документов

Больше поводов для проверки нет, а формально, без оснований, проверять основные документы водителя запрещено. Хотя формально еще очень много есть всяких процедур, которые были откинуты потому что они друг друга дублируют. Глобально есть только три пункта!

В регламенте приводится очень много оснований для остановки машины. Но так или иначе все они сводятся к нарушениям, которые совершил водитель или пассажир. Либо к подозрению что транспортные средства находятся в угоне, либо как-то неправильно использовалось. Там просто воды много, мы не будем отвлекаться в эту сторону. Нас больше интересует три основания.

Можно ли мотивированно отказаться от проверки документов инспектором

И вот самый главный мотив, почему эту статью надо читать до конца! А дело в том, что административный регламент — это только пафосно звучит «Административный регламент МВД». На самом деле, по сути, это внутренняя инструкция Госавтоинспекции. Утверждённая их внутренним приказом. Это не закон граждан, его не обязаны соблюдать, его соблюдают только сами полицейские. На них он и действует. Если они даже нарушают какой-то пункт этого регламента, то их максимум можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Пожурили, может быть там выговор какой-то и вряд ли этим вообще кто-то будет заниматься. Потому что желающих поработать в Госавтоинспекции не так уж много. Поэтому полиция защищает своих сотрудников. А вот если вы не выполните требования передачи на проверку документов, которые прописаны именно в законе и правилах дорожного движения, то вы не выполните законное распоряжение сотрудника полиции, это побудит привлечение к ответственности по статье 19.3 кодекса об административных правонарушениях «Не выполнение законного распоряжения сотрудника полиции». А это от 2000 до 4000 рублей штрафа, до 15 суток ареста либо обязательные работы от 40 до 120 часов на выбор собственно судьи. Согласитесь, очень неравноценная такая разменная монета. Здесь может быть пожурят и то скорее всего нет. А у вас вполне конкретно прилетит очень неприятно — «административка».

Зачем вообще тогда нужен административный регламент? Непонятно, ведь он просто переписывает основные положения уже существующих нормативно-правовых актов и новые положения не может добавлять. Весь административный регламент прописан так, чтобы в нем установить очень жесткие правила, но сделать в нем миллион исключений. Сами посудите к примеру: 88 пункт Административного регламента МВД строго-настрого запрещает останавливать транспортные средства на участках дорог где их остановка и так запрещена по ПДД. Ну логично! Во-первых, нельзя останавливать машины на переходах поворотах и участках с ограниченной видимостью. Это опасно! Да и просто водитель может получить штраф за остановку в неположенном месте. Сколько таких случаев мы уже знаем потом иди попробуй поспорить. Однако в этом пункте тут же делается много исключений и можно останавливать машины даже в неположенном месте. Когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления или административного правонарушения. Ну и иных каких-то серьезных последствий, а также если это место обозначено, например, патрульной машиной с включенными спец сигналами (световыми, звуковыми). И таким образом всем понятно, что это какое-то особое место, то есть таким образом включил спец сигнал и тормози машины хоть в туннелях. Вот, казалось бы, в чем смысл писать такое жесткое правило если к нему есть исключения, которые вообще не сложно совершенно соблюсти. Но не все так просто! Ведь еще есть правила дорожного движения и закон о полиции. Там тоже много есть пунктов интересных и оснований. Давайте внимательно изучим эти документы. На самом деле вся проблема кроется в том, что водитель едет часто с семьей по своим делам с друзьями. Может у него есть свои планы, графики, и в эти планы никак не входило общения с инспекторами ДПС. Это, как минимум, потеря времени. Если водителя останавливают просто так без каких-либо причин, потому что сотрудник полиции не доверяет этому водителю. То с чего водитель будет доверять сотруднику полиции? Конечно, он (водитель) хочет оснований конечно, он спрашивает, почему вы меня остановили: «Я теперь трачу время» — или вот дыхните мне. Начинаются полу унизительные процедуры: «Что за дыхнуть» — господи еще сейчас с ковидом-то это вообще было интересно когда водителя останавливали, говорили дыхните, при этом: «Откройте для этого маску» — но просто абсурд. Но с другой стороны, как ещё находить пьяных? Ну и соответственно сотрудники ГИБДД тоже очень не любят водителей, которые начинают, как говорят, качать Права, по поводу там остановки и так далее. Ну вот на этом основании, на том что просто так происходит проверка документов и основывается вот этот конфликтный инцидент. Ну и для того чтобы изучить полностью весь Спектр нормативных документов кроме административного регламента, я конечно же открыл, правила дорожного движения. Это главный документ для водителя. И хоть это не закон, а лишь правила, утверждённые правительством России, но ПДД устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. При этом, другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения должны основываться на требованиях ПДД и не противоречить им. И в отличие от законов, ПДД, водитель должен знать. Во-первых, в автошколе проходил. Во-вторых, экзамен сдавал поэтому теоретически водитель знает и должен соблюдать правила, которые написаны в этой, достаточно толстой книжке. Однако ни в каких разделах правил дорожного движения нет упоминания про основание остановки и проверки документов на транспортные средства, и водительское удостоверение. Только сказано, что водители должны остановиться по требованию регулировщика. При этом есть в ПДД пункт 2.1.1 общие обязанности водителей в котором, предполагают иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать для проверки: права, СТС, страховку и другие документы которые могут быть (например, на груз). И никаких оснований для этого не требуется просто вообще ни слова про основание. Давайте посмотрим закон о полиции. Он дает право полицейским останавливать транспортные средства если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, а также проверять документы водительского удостоверение и в том числе документы на транспортное средство и груз. Ну и также при необходимости осуществлять досмотр, это когда у вас выворачивают карманы. Ну а потом обязательно составляется протокол. Без протокола это нарушение. Не забудьте! Но при этом опять, ни слова про какие-либо основания вы там не найдете. Если не считать фразы: «Если это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения». Но согласитесь все что делают ГИБДД — это все относится к обеспечению безопасности. Они просто так типа не работают, поэтому фраза резиновая может применяться к любому случаю. То есть у сотрудника полиции есть полное, самое главное законное право требовать от вас остановиться и потребовать для проверки документы на управление транспортным средством. В силу требования закона у него есть такое право соответственно у вас есть обязанности документы передать, это прямо написано в ПДД. Соответственно опять же повторюсь за невыполнение этих требований есть большая ответственность как невыполнение законного распоряжения сотрудника полиции. Почему закон так легко позволяет останавливать машины и проверять документы без каких-то оснований? Потому что речь идет о достаточно специфичной деятельности — дорожном движении. Это процесс, для участия в котором, вы должны сдать экзамены и получить водительское удостоверение. По сути это лицензия на управление транспортом. Во многих кстати странах так называется лицензия. Поэтому как у нас говорят «права отобрали». Права отбирать не могут это они принадлежат нам с момента рождения. А вот лицензию отобрать можно поэтому, возможно даже стоит переименовать правовую лицензии и тут же у многих водителей всё станет на свои места. Плюс транспортное средство является источником повышенной опасности поэтому такое внимание уделяется безопасности и соблюдению ПДД. В конце концов каждый год в нашей стране гибнут не менее 14 тысяч человек на дорогах, поэтому даны такие специальные права, более расширенные нежели чем проверка паспорта. А вот если у вас или у вашего пассажира хотят проверить паспорт, то просто так без оснований это сделать нельзя. И эти основания прописаны уже в законе о полиции, в которых говорится что проверять документы, удостоверяющие личность граждан можно если, имеются данные дающие основания подозревать их в совершении преступления. Или полагать что они находятся в розыске либо имеется повод к возбуждению в отношении гражданина административных дел. Или необходимость их задержания по каким-то другим причинам.

Почитать  Как купить травматическое оружие нужна ли лицензия на травматический пистолет в россии

Когда инспектор может проверить паспорт по базе ГИБДД

Да, сотрудники ГИБДД точно такие же полицейские как сотрудники отдела внутренних дел. Поэтому при наличии этих оснований они могут проверить не только ваши водительское удостоверение, но и паспорт. Например, сверить что вы все-таки этот человек, водительское удостоверение неподдельное, а также паспорт ваших пассажиров. Но забавно, что при этом обязанности носить с собой паспорт нет. И в таком случае граждан задерживают и доставляют в отдел полиции для выяснения личности. Еще и стоит сказать что даже имеющиеся основания для проверки паспорта ну очень резиновые по сути не требующие излишних доказательств. Главное, чтобы были основания подозревать что вы что-то нарушили. Ну согласитесь основания подозревать — это точно такие же оперативные данные, которой с вами никто не поделится. Формально это вот так вот происходит, основания конечно же нужны в реальной жизни, но мы понимаем, что все плевать на это хотели. И я очень рекомендую паспорт носить.

Обязанности инспектора ГИБДД при остановке транспортного средства

Прежде чем передавать полицейскому документы стоит не забывать, что он при обращении к вам обязан называть свои: должность, звание, фамилию и даже предъявить по вашему требованию служебное удостоверение.

Только после этого сотрудник полиции сообщает причину и цель обращения к вам. Потом уже вы обязаны выполнять его распоряжение, но никак не наоборот. Если не расслышали фамилию обязательно запишите ее с его удостоверения. Например: «Пожалуйста я не расслышал, будьте добры удостоверение». Вам в руки, инспектор его не отдаст, не имеет на то право. Так же не даст вам его сфотографировать, но из своих рук покажет. Самое интересное, что даже если участник дорожного движения сам подошел к инспектору, то инспектор обязан представиться. Опять же назвать: звание, фамилию, должность, далее внимательно выслушать этого человека принять соответствующие меры либо сказать куда ему лучше обратиться. То есть даже если вы подходите к полицейскому он обязан представиться. По крайней мере формально нужно делать так. Опять же в нашей стране конечно бывает все по-разному.

Итоги

Давайте подводить итог. Если вас остановил инспектор ГИБДД и требует передать права и документы на машину он может это делать фактически без каких-либо специфических оснований, приказов или спецопераций. Ну если даже эти основания есть за их нарушение его грубо не накажут. Никто увольнять не будет. Хорошо это или плохо? Но по закону это вот так. На данный момент мне тоже не нравится терять время на дороге, но я не хочу никого обманывать и рассказывать о мифических основаниях, о том, что можно бесконечно жаловаться. Поэтому если вас остановил инспектор ГИБДД, не теряйте время, прежде всего своё. Не занимаетесь ерундой, просто передайте ему документы на проверку, конечно можете поинтересоваться, что случилось. Это же обычный разговор, можете переписать все данные как было описано ранее, но вот качать права бессмысленно, на пустом месте. Это искусственное создание конфликта. Будь вежливым и получайте удовольствие от общения с сотрудниками ГИБДД в конце концов уже не 90-е они совершенно стали тоже общаться очень вежливо и там тоже люди работают. Это же наши соседи, которые живут в соседнем подъезде (или дворе). Они форму потом снимают и ходят с нами в одни магазины. Мы водим с ними детей в один детский сад или школу. Да у вас в каком-то смысле может быть украдут несколько минут на проверку документов, но вы отдали документы все проверили, хорошо, вас отпустили. Другое дело если происходят какие-то другие процессуальные действия, например, досмотр транспортного средства сотрудниками ГИБДД или задержание вас в отдел полиции. Где вас потом захотят на 15 суток отправить за решетку. Вот здесь очень важно соблюдение всех процедур, соблюдения протоколов. И в то же самое время как еще инспекторам поступать иначе если нужна проверка угнан автомобиль или нет. То есть мы все хотим, чтобы машины не угоняли, но нам всем неприятно что реально нас всех проверяют. Мы все не хотим столкнуться на дороге с пьяным водителем, но обижаемся когда нас «заставляют дышать» или принюхиваются. Поэтому давайте относиться к этому философски именно к проверке документов не более. Если у вас остались вопросы задавайте их в комментариях. Всем удачи!

Остановка сотрудником ГИБДД и проверка документов — права автомобилиста

Комментарии: 2 20.02.2021 Остановка сотрудником ГИБДД на дороге для многих является стандартной процедурой. Человек в форме спросит документы, проверит их подлинность и при отсутствии каких-либо проблем пожелает счастливого пути. Но не все автомобилисты знают, что даже у такой простой процедуры есть определенные требования, которые должны соблюдаться инспектором ГИБДД. В случае их нарушения, водитель может подать жалобу и даже доказать неправомерность действий сотрудника.Остановка транспортного средства. Сотрудник ГИБДД может подать сигнал об остановке транспортного средства разными способами. Для этих целей может применяться громкоговоритель или просто жест рукой. В последнем случае может быть использован черно-белый жезл или диск, на котором есть светоотражатель красного цвета. Если того требуют обстоятельства, сотрудник ГИБДД имеет право применить специальные звуковые и световые сигналы. В темное время суток, в условиях недостаточной видимости, мигалка на патрульном транспорте должна быть активирована всегда. Очень часто на дороге можно встретить ситуацию, когда сотрудник ГИБДД останавливает автомобилиста в неположенном месте — например, возле ж/д переезда или на мосту. Согласно пункту 88 Приказа МВД №664, инспектор не имеет права останавливать транспортные средства в тех местах, где это запрещено Правилами дорожного движения. Подобные меры допустимы только в экстренных случаях, а именно:

1) чтобы пресечь преступление или правонарушение;
2) при регулировании движения и прочих нештатных ситуациях;
3) если есть опасность для жизни, здоровья и имущества людей.

Проверка. Сразу после остановки сотрудник ГИБДД должен подойти к тому, кто находится за рулем. Он обязан представиться, называя должность, звание и фамилию. Если водитель желает увидеть удостоверение сотрудника, он должен его показать. Только после выполнения этих пунктов инспектор ГИБДД сообщает причину остановки и называет документы, которые нужно предоставить.
Даже если автомобилист нарушил ПДД, сотрудник ГИБДД должен вести диалог без нравоучений и лишних заметок не по теме. Если между сторонами возникает конфликт, сам инспектор должен объяснить, как обжаловать его действия. Кроме того, сотрудник должен выслушать автомобилиста и установить причину таких действий на дороге. Объяснение фиксируется на отдельном бланке или в графе протокола.

Обращаться с документами должностное лицо должно бережно. Если внутри случайно окажутся деньги, документы следует вернуть автомобилисту и попросить убрать все лишнее. Если водитель не согласен с действиями сотрудника ГИБДД и считает их неправомерными, он имеет право подать жалобу. Для этого нужно спросить у сотрудника номер дежурной части. Отказать в такой просьбе страж порядка не имеет права. После подачи жалобы, как правило, назначается служебная проверка. Если в результате разбирательств будет выяснено, что сотрудник вел себя неправомерно, для него последует дисциплинарная ответственность. Итог. Остановка сотрудником ГИБДД должна проводиться в соответствии со всеми требованиями. Если инспектор ведет себя неправомерно, водитель имеет право подать жалобу.

Оцените статью