Статья 278 ГПК РФ. Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

1. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

2. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

3. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

Комментарии к ст. 278 ГПК РФ

Текст комментария: «КОММЕНТАРИЙ К ПОДРАЗДЕЛУ IV «ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО» РАЗДЕЛА II ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»

Авторы: Н.В. Ласкина, Н.Ф. Никулинская, М.А. Рогалева, Е.В. Яковенко

Издание: 2016 год

1. В положениях комментируемой статьи законодатель лаконично, но емко определил специфические особенности подготовки (ч. ч. 1, 2), рассмотрения и разрешения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ч. 3).

Подготовка дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим к судебному разбирательству осуществляется по общим правилам искового производства. Судья после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству, указывая действия, которые следует совершить для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела в целях достижения задач стадии подготовки дела к судебному разбирательству. При подготовке дела к судебному разбирательству судья уточняет фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяет закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установлении правоотношений сторон; разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, обеспечивает представление необходимых доказательств.

В предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим ученые предлагают включать такие юридические факты, как неизвестность места пребывания лица в течение года; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность; начало безвестного отсутствия. По делам об объявлении гражданина умершим требуется устанавливать неизвестность места пребывания гражданина в течение сроков, указанных в законе; наличие обстоятельств, дающих суду основание сделать вывод о возможной смерти гражданина в течение сокращенных сроков безвестного отсутствия; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, получить сведения о безвестно отсутствующем лице; дату предполагаемой смерти гражданина .

См.: Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующими и объявление умершими в порядке гражданского судопроизводства: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1977. С. 7.

Спецификой дел особого производства является превалирование следственного начала и уменьшение роли принципа состязательности ввиду отсутствия сторон в процессе в классическом их понимании. Как следует из содержания ч. 1 комментируемой статьи, эта особенность дел особого производства наиболее ярко проявляется при подготовке дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, поскольку законодатель возлагает обязанность по сбору доказательств по делу на суд. Суд на стадии подготовки дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим к судебному разбирательству опрашивает заявителя или его представителя по существу заявленных требований, выясняет у них, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, какими еще доказательствами заявленные требования могут быть подтверждены.

В качестве доказательств, подтверждающих факт отсутствия сведений о месте пребывания лица в течение продолжительного времени в месте его жительства, факт предполагаемой гибели лица при обстоятельствах, угрожавших пропавшему без вести смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суды рассматривают справки органов внутренних дел об обращении к ним в связи с пропажей людей, письменные документы (справки, акты и др.) компетентных органов о произошедших стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, разыскные дела, показания свидетелей и т.п.

Учитывая, что в отдельных случаях заинтересованным лицам может быть затруднительно представить те или иные документы, свидетельствующие об обстоятельствах предполагаемой гибели или пропажи человека, например материалы уголовных дел, разыскных дел, документы, связанные с трудовой деятельностью пропавшего или с прохождением им военной службы, суд самостоятельно, по собственной инициативе запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. Таким образом, как представляется, роль суда по таким делам значительно возрастает, по сравнению с делами искового производства, уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку именно от суда, а не от активности заинтересованного лица зависит качество подготовки дела к судебному разбирательству. При этом заявитель в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, как отмечается в науке процессуального права, находится в преимущественном положении в процессе доказывания своей правовой позиции .

См.: Портянкина С.П. Указ. соч. С. 22.

Следует иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение судом возложенной на него законодателем обязанности по сбору доказательств или переложение этой обязанности на заинтересованное лицо может стать причиной отмены вынесенного судебного решения.

Пример: Ставро

2. Кроме действий суда по установлению:

— необходимых сведений о месте жительства гражданина;

— отсутствия его в этом месте жительства и отсутствия сведений о его месте пребывания в течение года;

— принятия заявителем мер по его розыску;

— невозможности установления места нахождения данного гражданина;

— существования обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться, в частности находиться в розыске;

— наличия правовой заинтересованности лица, подавшего заявление, и наличия материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим, —

законодатель в ч. 2 комментируемой статьи предоставляет суду право с учетом фактических обстоятельств дела, выявив имущество пропавшего без вести лица, требующего управления, привлечь орган опеки и попечительства к обеспечению сохранности имущества пропавшего гражданина.

В качестве имущества, которое может стать объектом доверительного управления, законодатель рассматривает предприятия, другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги (ст. 1013 ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что в доверительное управление может быть передано только имущество лица, признаваемого безвестно отсутствующим, принадлежащее ему на праве собственности (подробнее см.

Определение Нижегородского областного суда от 9 ноября 2010 г. по делу N 33-9975/10).

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству задачей органа опеки и попечительства при возникновении необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом пропавшего гражданина является определение лица, которое будет осуществлять управление таким имуществом и с которым впоследствии будет заключен договор о доверительном управлении таким имуществом. Как правило, такое лицо назначается из числа родственников пропавшего без вести. Однако закон не исключает возможность осуществления доверительного управления имуществом и иными лицами, не относящимися к родственникам пропавшего без вести, в том числе и некоммерческой организацией, за исключением учреждения.

Кроме того, в качестве доверительного управляющего не может выступать государственный орган или орган местного самоуправления, а также доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом.

Орган опеки и попечительства предлагает соответствующую кандидатуру суду и подготавливает договор доверительного управления имущества. При определении кандидатуры доверительного управляющего важно учитывать мнение всех заинтересованных лиц по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим (подробнее см. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 5 апреля 2012 г. N 33-4375/2012). Орган опеки и попечительства, предлагая суду кандидатуру доверительного управляющего, должен учитывать требования гражданского законодательства, предъявляемые к кандидатуре доверительного управляющего. В частности, лицо, предлагаемое в качестве доверительного управляющего имуществом, должно понимать, что оно не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих пропавшему без вести лицу прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие действия, влекущие уменьшение имущества пропавшего без вести.

До сведения лица, предлагаемого в качестве доверительного управляющего имуществом, должна быть доведена информация об имущественной ответственности в случае непроявления при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах пропавшего без вести, а также за причиненные убытки, если не будет доказано, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий органа опеки и попечительства. Обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет лично доверительный управляющий (п. 2 ст.

Почитать  Статья 232.1 ГПК РФ. Порядок упрощенного производства

37, п. п. 1, 2 ст. 1022 ГК РФ).

3. Обеспечению законности в защите прав граждан в значительной мере способствует участие прокуроров в гражданском процессе. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону решения, определения и постановления судов. В соответствии со ст.

35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ. Согласно ч. 3 комментируемой статьи одной из форм участия прокурора в гражданском процессе является вступление в процесс для дачи заключения, в том числе по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим.

Судам во исполнение требований комментируемой нормы следует уведомлять прокурора о назначении к слушанию дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим с таким расчетом, чтобы прокурор имел достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд. Неявка прокурора в суд не является препятствием к разбирательству дела, но только при условии его надлежащего извещения. Ненадлежащее извещение прокурора о слушании дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим является основанием для отмены принятого судом решения в связи с нарушением требований ч. 3 ст.

45 ГПК РФ. Хотя в большинстве случаев требования процессуального законодательства о привлечении к участию в деле прокурора соблюдаются, имеют место случаи, когда такие нарушения все же допускаются.

Пример: Апелляционным определением Московского городского суда было отменено решение суда первой инстанции, которым было удовлетворено заявление об объявлении умершим Г. Одним из оснований отмены такого решения стало нарушение норм процессуального права, выразившееся в непривлечении прокурора к участию в деле, неизвещении его о времени и месте судебного заседания, что препятствовало даче заключения по делу (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 16 июля 2012 г. по делу N 11-14237).

Задайте вопрос юристу:

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

Комментарии к ст. 277 ГПК РФ

Текст комментария: «КОММЕНТАРИЙ К ПОДРАЗДЕЛУ IV «ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО» РАЗДЕЛА II ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»

Авторы: Н.В. Ласкина, Н.Ф. Никулинская, М.А. Рогалева, Е.В.

Яковенко
Издание: 2016 год

1. Положения комментируемой нормы содержат специальные требования, предъявляемые к содержанию заявлений о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, с которыми заинтересованные лица обращаются в суд. Как и иные заявления по делам особого производства, заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к заявлению в соответствии с положениями ст. ст. 131, 132 ГПК РФ (подробнее об этом см. п. 1 комментария к ст.

267).

Кроме того, большинство заявлений по делам особого производства обладают такой особенностью, как обязательное указание в заявлении цели обращения в суд. Характерна такая особенность и для заявлений о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. При этом положения комментируемой нормы в части, касающейся необходимости указания в заявлении цели обращения, находятся в тесной взаимосвязи с определением заинтересованного лица по такой категории дел, поскольку заинтересованность лица определяется той целью, ради которой подается заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Как представляется, исходя из совокупного анализа норм комментируемой главы и судебной практики по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим направлено прежде всего на защиту прав и интересов обратившихся в суд лиц, для которых признание (объявление) указанных фактов должно повлечь возникновение соответствующих прав и обязанностей.

Цель, для достижения которой заявителю необходимо признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим, должна носить правовой характер, т.е. иметь связь с правовыми последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим. Так, в частности, в качестве целей признания гражданина безвестно отсутствующим можно рассматривать назначение пенсии по случаю потери кормильца, расторжение брака, снятие лица с регистрационного учета, необходимость приватизации жилья, оформление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, увольнение с работы и т.п. Признание умершим может быть необходимо заявителю в целях получения свидетельства о его смерти для вступления в наследство, назначения пенсии по случаю потери кормильца, усыновления, увольнения, исключения из списков личного состава войсковой части и т.п.

При этом неуказание цели признания судом лица безвестно отсутствующим или объявления умершим может стать причиной не только оставления заявления без движения, но и отмены вступивших в законную силу судебных актов.

Пример: Постановлением президиума Нижегородского областного суда от 31 мая 2007 г. по делу N 44-г-104 отменено решение суда первой инстанции ввиду того, что суд при рассмотрении заявления не выяснил, какие правоотношения существуют между заявителем — военным комиссариатом и С., какую цель преследует предъявление заявления военным комиссариатом о признании С. безвестно отсутствующим, какие правовые последствия наступают в связи с признанием С. безвестно отсутствующим, и, соответственно не определил, носит ли цель предъявления заявления правовой характер.

2. Еще одной особенностью заявлений о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, закрепленной в комментируемой норме и отличающей такие заявления от других заявлений по делам особого производства, является необходимость указания на обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В целях охраны и недопущения возможности нарушения прав пропавших граждан законодатель в комментируемой норме требует от заинтересованных лиц подтверждения действительности отсутствия лица в течение определенного времени в месте его жительства или пребывания. При этом следует иметь в виду, что длительное непроживание по месту регистрации не является основанием для признания лица безвестно отсутствующим.

Данный вывод основан на материалах судебной практики.

Пример: Верховный суд Республики Карелия отказал в удовлетворении жалобы Х. на решение суда первой инстанции, которым Х. было отказано в признании его сына Р. безвестно отсутствующим. Исходя из заявления Х., суды установили, что Р. не проживал постоянно по месту регистрации: жил у бабушки, в детском доме, неоднократно сбегал, бродяжничал, розыск Р. по месту его регистрации и по последнему месту жительства у бабушки не велся. При таких обстоятельствах суд вышестоящей инстанции признал, что ссылка заявителя о том, что его сын в течение длительного времени не проживает по месту регистрации, не может являться основанием для признания сына безвестно отсутствующим (см.

Определение Верховного суда Республики Карелия от 2 октября 2009 г.).

В качестве обстоятельств, подтверждающих безвестное отсутствие гражданина, либо угрожавших пропавшему без вести смертью, либо дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, в соответствующих заявлениях указываются сведения об уходе (уезде) из дома, сведения об обращении в органы внутренних дел, о заведении разыскных дел, о произошедших стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, несчастных случаях и т.п.

Следует иметь в виду, что при подаче заявления об объявлении гражданина умершим значение имеют лишь обстоятельства, которые указывают на факт его гибели, поскольку обстоятельства смерти при рассмотрении и разрешении дел данной категории правового значения не имеют. Как указано в Обзоре судебной практики по гражданским делам за третий квартал 2013 года, подготовленном судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики, в рамках производства по делу об объявлении гражданина умершим предусмотрена лишь констатация факта смерти либо констатация факта смерти в определенный день, то есть фактов, необходимых для внесения органом ЗАГС записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния, в связи с чем в рамках рассмотрения таких дел не может быть установлен факт гибели гражданина при определенных обстоятельствах.

Почитать  Сроки ремонтных работ по заделке межпанельных швов

3. При этом следует отметить, что в настоящее время в судебной практике на стадии возбуждения производства по делу отсутствует единство в решении вопроса о возможности принятия заявления без предоставления необходимых доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые ссылается заявитель. Так, одни судебные органы, принимая заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, считают, что в таком заявлении достаточно указать цель признания (объявления) соответствующих фактов и обстоятельства, на которых основывается предположение, что лицо без вести пропало или погибло. Представления доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которых заинтересованное лицо основывает свое заявление, на стадии возбуждения производства по делу не требуется.

Пример: судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда отменила Определение районного суда об оставлении заявления об объявлении А.Н. умершим без движения. Судебная коллегия не согласилась с доводами районного суда, предложившего заявительнице представить доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые она ссылается как на доказательства заявленных требований, а именно: представить сведения о результатах розыска А.Н., о сроке его осуждения, а также указать заинтересованных лиц. Суд вышестоящей инстанции указал, что указанные в Определении документы являются доказательствами, которые могут быть представлены в порядке подготовки дела к судебному разбирательству или в ходе рассмотрения дела, истребование доказательств не входит в перечень оснований оставления заявления без движения (см.

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 января 2010 г. N 859).

Однако анализ судебной практики показывает, что у судебных органов существует и другая точка зрения.

Пример: судебной коллегией по гражданским делам Пензенского областного суда было оставлено в силе Определение районного суда по делу о признании Д. безвестно отсутствующей. Оставляя заявление Б. без движения, суд первой инстанции, по мнению областного суда, обоснованно исходил из того, что заявление не соответствует требованиям ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, поскольку заявительницей не представлены документы, подтверждающие оплату ей коммунальных услуг за данную квартиру, т.к. в своем заявлении Б. ссылалась на то, что признание Д. безвестно отсутствующей позволит ей снизить размер платы за коммунальные услуги (см.

Определение Пензенского областного суда от 5 августа 2008 г. по делу N 33-1457).

Как представляется, согласно буквальному толкованию комментируемой нормы, а также системному анализу рассматриваемой статьи и положений последующей нормы при обращении в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим заинтересованному лицу в заявлении достаточно указать цель признания (объявления) соответствующих фактов и обстоятельства, на которых основывается предположение, что лицо без вести пропало или погибло, без представления на этой стадии судопроизводства соответствующих доказательств.

4. Законодатель в комментируемой норме устанавливает отдельные требования в отношении заявлений о признании безвестно отсутствующими или об объявлении умершими военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Указанные требования касаются необходимости указания в таком заявлении дня окончания военных действий. Данное требование обусловлено тем, что период отсутствия военнослужащего или иного лица, пропавшего без вести в связи с военными действиями, в соответствии с требованиями гражданского законодательства исчисляется с даты окончания военных действий.

Даты начала и окончания военных действий, в которых принимали участие граждане Российской Федерации, определены в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющемся приложением к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно Конституции РФ Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 87). В соответствии с п. 3 ст.

1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

Задайте вопрос юристу:

Статья 279 ГПК РФ. Решение суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

1. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.

2. Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

Комментарий к Статье 279 ГПК РФ

1. Принятое судебное решение по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим содержит презумпцию нахождения гражданина в живых. Вступление решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим в законную силу влечет за собой принятие ряда мер по охране прав и законных интересов самого гражданина, признанного безвестно отсутствующим, а также других заинтересованных лиц.

На основании ст. 279 ГПК РФ и ст. 43 ГК РФ решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, вступившее в законную силу, является основанием для передачи лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления, его имущества при необходимости постоянного управления им. В данном случае заключение договора доверительного управления является установленной законом обязанностью органа опеки и попечительства.

Решение суда по этой категории дел имеет и другие правовые последствия: появляется право расторжения брака в упрощенной форме в органах загса (ст. 19 СК РФ); прекращает действие доверенность (абз. 7 п. 1 ст. 188 ГК РФ); погашаются задолженности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего гражданина (ст. 51 НК РФ); нетрудоспособные лица, состоящие на иждивении безвестно отсутствующего, приобретают право на получение пенсии по случаю потери кормильца; прекращает действовать договор поручения (ст.

977 ГК РФ).

2. Принятое судебное решение по заявлению об объявлении гражданина умершим содержит презумпцию смерти. Вступление в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим является основанием для внесения органом загса записи о смерти в книгу регистрации актов гражданского состояния. В соответствии с п. 3 ст.

45 ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

При объявлении умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может, но не обязан признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (ч. 3 ст. 45 ГК РФ).

Вступление решения суда об объявлении гражданина умершим в законную силу влечет за собой наступление предусмотренных законом (ст. 113 ГК РФ) последствий по охране прав и законных интересов самого гражданина, объявленного умершим, а также других заинтересованных лиц, связанных правовыми отношениями с этим гражданином.

Суд может отказать в удовлетворении требования о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, если будет установлено место нахождения гражданина, а также в тех случаях, когда срок, в течение которого нет сведений о месте пребывания гражданина, будет менее установленного.

Другой комментарий к Ст. 279 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. В предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим, а также об объявлении гражданина умершим входит установление следующих фактов:

— безвестное отсутствие гражданина (отсутствие гражданина в месте его постоянного или преимущественного проживания);

— отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение определенного законом срока;

Почитать  Статья 192 ГПК РФ. Удаление суда для принятия решения

— наличие материально-правовой заинтересованности заявителя;

— наличие доказательств, подтверждающих принятие заявителем мер по розыску лица;

— невозможность установления места нахождения данного гражданина;

— отсутствие спора о праве.

Помимо указанных выше обстоятельств в предмет доказывания по делам об объявлении гражданина умершим включаются факты, подтверждающие наличие обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель лица от определенного несчастного случая.

Следует учитывать, что при рассмотрении дел данной категории у суда нет достаточных доказательств факта смерти лица, поэтому в основу решения суда ложится предположение (презумпция) о смерти. Этим подобные дела отличаются от других дел особого производства.

2. Комментируемой статьей установлены последствия вынесения решения суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Данный судебный акт становится основанием для совершения определенных действий иными органами.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, а также погашается задолженность по имеющимся обязательствам безвестно отсутствующего (абз. 2 п. 1 ст.

43 ГК).

Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

Статья 279. Решение суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

1. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.

2. Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

Комментарий к Ст. 279 ГПК РФ

1. Применяя правила ч. 1 ст. 279, необходимо учитывать:

а) нормы п. 1 ст. 43 ГК РФ о том, что при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом (см. коммент. к ст. 278);

б) нормы ст. 1012-1026 ГК РФ о договоре доверительного управления (см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй ГК РФ.

4-е изд. М.: Экзамен, 2006);

в) что они распространяются лишь на решения о признании лица безвестно отсутствующим.

2. Анализируя правила ч. 2 ст. 279, нужно иметь в виду следующее:

а) они распространяются лишь на решение суда об объявлении гражданина умершим;

б) они исходят из того, что это решение:

обязательно сообщается в орган загса (см. коммент. к ст. 262 ГПК);

является основанием для внесения в книгу регистрации актов гражданского состояния записи о смерти. Однако решение суда не заменяет собой ни эту запись, ни свидетельство о смерти, выдаваемое органом загса.

3. Решение суда, упомянутое в ст. 279:

а) выносится судом в совещательной комнате в порядке, предусмотренном ст. 194-196 ГПК (см. коммент. к ним);

б) излагается, подписывается и объявляется в соответствии с правилами ст. 197 ГПК;

в) должно соответствовать требованиям ст. 198 ГПК (с учетом особенностей дел данной категории);

г) вступает в законную силу в соответствии с правилами ст. 209 ГПК (см. коммент. к ним).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Альтернативный комментарий к ст.279 ГПК

Статья 279 ГПК РФ закрепляет правовые последствия вынесения решения суда по данной категории дел. На судебное решение распространяются требования ст. 198 ГПК в той мере, в какой они применимы в особом производстве.

Суд выносит решение о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим при условии невозможности получения сведений о месте нахождения гражданина и истечении определенных сроков.

Если в течение пяти лет гражданин отсутствует в месте постоянного жительства, но имеются сведения о том, что в это время он находился в других местах, у суда нет оснований для объявления этого гражданина умершим.

Срок, установленный для признания лица безвестно отсутствующим или объявления умершим, начинает течь со дня получения последних сведений о нем. В случае невозможности установления дня получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Точный срок, в течение которого гражданин отсутствует в месте постоянного жительства, и время поступления последних сведений о месте его пребывания указываются судом в мотивировочной части решения.

В резолютивной части решения суд признает лицо безвестно отсутствующим или объявляет умершим (либо отказывает в этом). Следует отметить, что суд не вправе самостоятельно объявить гражданина умершим вместо признания его безвестно отсутствующим, поскольку право изменить предмет и основание своего требования принадлежит только заявителю. В решении суд указывает фамилию, имя, отчество гражданина, год и место его рождения, последнее известное место жительства, начало безвестного отсутствия или дату смерти гражданина, если она известна.

В случаях установления места пребывания лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его безвестно отсутствующим или объявлении умершим, либо несоответствия срока неизвестности пребывания установленному в законе суд отказывает в удовлетворении заявления.

Решение суда, которым гражданин признан безвестно отсутствующим, служит основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.

Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, согласно комментируемой статье 279 ГПК РФ, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти этого гражданина в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. Данное решение должно быть направлено в соответствующий орган загса в трехдневный срок. При регистрации смерти лица, признанного в установленном законом порядке умершим, днем смерти в записи акта о смерти указывается дата вступления в законную силу решения суда или установленный решением суда день смерти.

Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.

Дополнительный комментарий к статье 279 ГПК РФ

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к решению суда в соответствии с гл. 16 ГПК РФ.

Вступление решения суда в силу имеет важное значение. С этого момента гражданин считается безвестно отсутствующим или умершим. Днем смерти может считаться день предполагаемой гибели гражданина, указанный в решении суда.

С момента вступления решения в силу начинает течь шестимесячный срок для вступления наследников гражданина, объявленного умершим, в права наследования, прекращается срок действия доверенностей, возникает право нетрудоспособных иждивенцев на пенсию по случаю потери кормильца, прекращается брак с лицом, объявленным умершим.

Выписку из решения суда об объявлении гражданина умершим суд направляет в орган загса для регистрации смерти гражданина, на основании чего выдается свидетельство о смерти. Основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу. В случае если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти.

Признание судом работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим является основанием для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Суд может отказать в удовлетворении требования о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, если будет установлено место нахождения гражданина, а также в тех случаях, когда срок, в течение которого нет сведений о месте пребывания гражданина, будет менее установленного законом.

Оцените статью