Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 285.2 УК РФ

1. Об общественной опасности посягательства см. п. 1 коммент. к ст. 285.1.

2. Государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (ст. 6 БК). Он предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.

13 БК).

2.1. Согласно ст. 144 БК в состав государственных внебюджетных фондов РФ входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Следует, однако, отметить, что 1 января 2001 г. Государственный фонд занятости населения был упразднен.

2.2. На основании ст. 147 БК расходование средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регулирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных Фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

3. Основным объектом преступного посягательства являются общественные отношения, обеспечивающие установленный законом порядок расходования должностными лицами средств государственных внебюджетных фондов. В качестве факультативного объекта могут выступать социальные права граждан.

4. Предмет посягательства — средства государственных внебюджетных фондов. К ним, в частности, относятся денежные средства, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении.

5. Объективная сторона составов преступления состоит в действии, выражающемся в расходовании должностным лицом средств государственных внебюджетных фондов на цели, не предусмотренные законодательством РФ о соответствующих фондах.

5.1. Обязательным признаком объективной стороны основного состава преступления является крупный размер государственных внебюджетных средств, израсходованных не по назначению. В соответствии с примеч. к ст.

285.1 он составляет сумму, превышающую 1 млн. 500 тыс. руб.

6. Субъективная сторона — прямой умысел. Виновный осознает, что незаконно расходует средства государственных внебюджетных фондов не по их целевому назначению, и желает совершить указанное деяние. Мотивы и цели преступления на квалификацию не влияют, однако учитываются при назначении наказания.

7. Субъект преступного посягательства специальный — должностное лицо, обладающий компетенцией по распоряжению соответствующими внебюджетными средствами.

8. Квалифицированный состав преступления содержит признаки, аналогичные указанным в ч. 2 ст. 285.1. Об их содержании см. п. 8 — 8.2 коммент. к ст.

285.1.

9. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести, а закрепленные в ч. 2 ст. 285.2 — к преступлениям средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 285.2 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. В настоящее время в Российской Федерации существует три разновидности государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

2. Объективная сторона преступления характеризуется действием — расходованием средств государственных внебюджетных фондов на цели, не предусмотренные нормативными правовыми актами.

Расходование средств — процедура финансирования определенных мероприятий, заключающаяся в направлении в банк платежного документа с последующим списанием средств со счета. В отличие от расходования бюджетных средств расходование средств государственных внебюджетных фондов до 2014 г. осуществляется фондами самостоятельно. Конкретное проявление нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов зависит от специфики нарушенного виновным нормативного предписания.

3. Преступление окончено в момент списания денежных средств со счета. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов влечет уголовную ответственность лишь в случае совершения этого деяния в крупном размере (примечание к статье 285.1).

4. Субъект преступления специальный — должностное лицо — сотрудник фонда, обладающий статусом распорядителя соответствующих средств (руководитель и главный бухгалтер фонда или отделения фонда).

Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений,
а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены
запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение
этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо
принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, — наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными
работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок
до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие
тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Комментарий к Ст. 285.3 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются: а) единые государственные реестры, предусмотренные законодательством. В настоящее время в России существуют свыше 10 единых государственных реестров, в том числе Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; б) документы, на основании которых вносятся записи или изменения в единые государственные реестры, подлежащие в соответствии с законодательством обязательному хранению. Перечень и содержание таких документов определяется законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) внесением в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений; б) уничтожением или в) подлогом документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством.

3. Преступление окончено с момента фактического искажения данных единого государственного реестра либо уничтожения соответствующего документа; подлог документов для признания преступления оконченным в этой его разновидности также требует искажения данных единого государственного реестра.

4. Субъект специальный: должностное лицо. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, при наличии к тому оснований могут нести ответственность по ст. 292 УК.

Второй комментарий к Ст. 285.3 УК РФ

1. Непосредственный объект — установленный законом порядок ведения и хранения единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ.

2. Предмет преступления — упомянутые реестры, а также документы, послужившие основанием внесения записей в единые государственные реестры или внесения изменений и подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством РФ.

3. Объективная сторона преступления может выразиться:

а) во внесении недостоверных сведений в один из единых государственных реестров;

б) в уничтожении документов, на основании которых в реестр были внесены запись или изменения и хранение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ;

в) в подлоге документов, на основании которых в реестр были внесены запись или изменения.

Почитать  Статья 230.1. Склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте

Преступление является оконченным в момент совершения хотя бы одного из этих трех действий.

4. Внесение недостоверных сведений означает совершение в бумажный или электронный носитель соответствующей информации записи, не соответствующей характеристике объектов учета, включенных в соответствующий реестр. Это касается как необоснованного включения объекта учета в единый государственный реестр, так и необоснованного исключения объекта учета из единого государственного реестра.

5. Уничтожение подлежащих обязательному хранению документов, на основании которых были внесены запись или изменение в едином государственном реестре, следует понимать как его физическое истребление любым способом (как и уничтожение имущества — см. комментарии к ст. 167 УК).

6. Подлог — это внесение в документ ложной информации (подробнее см. комментарии к ст. 292 УК).

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект — должностное лицо государственного органа, в компетенции которого находится ведение соответствующего реестра.

9. Квалифицированный вид преступления (ч. 2) связан с его совершением группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 с. 35 УК).

10. Особо квалифицированный вид преступления (ч. 3) связывается с наступлением тяжких последствий, отношение к которым может быть как умышленным, так и неосторожным. Понятие тяжких последствий является оценочным и определяется из характера объекта учета, характера и размера наступивших последствий (см. п. 21 постановления).

Третий комментарий к статье 285.3 УК РФ

1. Государственным реестром в самом общем виде следует рассматривать перечень сведений о фактах (предметы, явления, события), зафиксированных на бумажных носителях либо в электронном виде, характеризуемых однотипностью, определенным и единым критерием, подлежащих систематизации данных о регистрируемых объектах. Государственные реестры по их назначению и содержанию бывают различных видов, но все они ведутся по правилам, установленным Правительством РФ, где подробно определяется порядок ведения того или иного реестра. Наиболее известным является Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), который установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (ред. от 28.07.2012). Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. от 28.07.2012) определяет правовые основания для регистрационных действий с наличием права на имущество.

Во исполнение данного Закона разработаны правила о ведении названного реестра (см.: Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Например, предметом регистрационных действий по юридическим лицам являются сведения о создании юридического лица, его реорганизации, ликвидации, иные сведения о юридических лицах — изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица или в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Основанием для внесения соответствующей записи в любой без исключения государственный реестр является наличие правоустанавливающих документов, предоставленных заявителями при государственной регистрации. При внесении в реестр любой записи в обязательном порядке присваивается государственный регистрационный номер и для каждой из них указывается дата ее внесения в государственный реестр.
Внесение записи в реестр подтверждается документом — свидетельством о государственной регистрации.

2. Объектом рассматриваемого состава преступления является нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления при совершении регистрационных действий, непосредственно связанных с ведением реестров в той или иной сфере деятельности юридических или физических лиц. Возникающие между участниками правоотношения требуют наличия субъектов — заявителя и регистрирующего органа. При этом данная норма предусматривает ответственность только представителей органов власти, если при этом не будут установлены факты соучастия в совершении данного преступления иных лиц, не являющихся должностными.

3. Объективная сторона преступления характеризуется недобросовестным исполнением должностным лицом обязанностей, возложенных на него законом, путем внесения хотя бы в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений, уничтожение или подлог документов, послуживших основанием для внесения записи в единый реестр, при условии что такие документы подлежат обязательному хранению. По конструкции состав преступления по ч. ч. 1 и 2 формальный и является оконченным с момента внесения недостоверных сведений. По ч. 3 состав материальный и является оконченным с момента наступления тяжких последствий.
Под внесением заведомо недостоверных сведений следует понимать формирование данных, подлежащих внесению в реестр, содержание которых не соответствует действительности. Уничтожение данных может быть сопряжено с исключением их из реестра либо заменой подложными документами.
В качестве квалифицирующего признака данного состава преступления законодатель предусмотрел совершение преступления по предварительному сговору, наличие которого предполагает заранее согласованный его участниками план действий как с распределением ролей, так и без оного. Важным является сам факт предварительного сговора, вне зависимости от выполняемых участниками преступных действий. В этом случае соучастниками могут быть и не должностные лица, которые своими действиями обеспечили предоставление заведомо недостоверных сведений, которые затем были внесены в реестр представителем регистрирующего органа. К числу тяжких последствий (ч.

3 ст. 285.3 УК) могут быть отнесены: особо крупный ущерб, причиненный охраняемым интересам, нарушение конституционных прав и свобод, и др.

4. Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется наличием умышленной формы вины. По ч. ч. 1 и 2 лицо, совершившее деяние, должно осознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать внесения недостоверных сведений. По ч. 3, с учетом материальной конструкции состава, субъект дополнительно должен предвидеть вредные последствия своих действий и стремиться к наступлению тяжких последствий либо сознательно их допускать.

5. Субъектом является должностное лицо регистрирующего органа. Общий возраст уголовной ответственности установлен в 16 лет, хотя функции должностного лица по законодательству Российской Федерации могут быть приобретены в более зрелом возрасте.

Статья 285.3 УК РФ. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Комментарий к Статье 285.3 УК РФ

Комментарий временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 285.3 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, наряду с деяниями, предусмотренными ст. 292 и ч. 1 ст. 292.1 УК, является частным случаем злоупотребления должностными полномочиями.

2. Предметом преступления являются, во-первых, единые государственные реестры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, во-вторых, подлежащие в соответствии с этим законодательством обязательному хранению документы, на основании которых в соответствующие реестры вносятся записи и (или) изменения.

3. В настоящее время в Российской Федерации законодательно предусмотрено существование двенадцати единых государственных реестров. Любой из них представляет собой систематизированный свод сведений, представленных в электронном виде и на бумажных носителях формирование и ведение которого осуществляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти в публичных и частно-публичных целях (контрольных, фискальных, правоустанавливающих). Предметом преступления выступают все эти реестры, за исключением Государственного кадастра недвижимости (см. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и комментарий к ст.

170 УК РФ). Это: а) единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), б) единый государственный реестр юридических лиц, в) единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, г) единый государственный реестр автомобильных дорог, д) единый государственный реестр прав на воздушные суда, е) единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, ж) единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, з) единый государственный реестр субъектов страхового дела, и) единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к) единый государственный реестр лотерей, л) единый государственный реестр сертификатов ключей подписей.

Почитать  Прописка ребенка без согласия отца

4. Круг и содержание подлежащих обязательному хранению документов, на основании которых в единые государственные реестры вносятся записи и изменения, определяется законами, предусматривающими создание и ведение соответствующего реестра, а также принятыми во их исполнение подзаконными нормативными правовыми актами. Документы могут исходить от органа, отвечающего за ведение единого реестра (например, свидетельство), и от третьих лиц (участники подлежащей регистрации сделки представляют текст соответствующего договора и ряд иных документов в регистрирующий орган).

5. Объективная сторона преступления выражается альтернативно в следующих действиях: а) внесение в реестр заведомо недостоверных сведений; б) уничтожение документов, на основании которых в реестр были внесены запись или изменение; в) подлог таких документов.

6. Преступление окончено в момент фактического искажения данных единого реестра либо уничтожения соответствующего документа.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В отличие от общих норм о должностном злоупотреблении и служебном подлоге мотивы на квалификацию не влияют.

8. Субъект преступления специальный — должностное лицо (см. комментарий к ст. 285 УК РФ). Государственные служащие, не являющиеся должностными лицами, из корыстной или иной личной заинтересованности совершившие подлог официальных документов, являющихся составной частью соответствующего единого реестра, несут ответственность по ст.

292 УК РФ.

Особенности квалификации внесения в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений Текст научной статьи по специальности «Право»

Статья посвящена особенностям квалификации преступления , предусмотренного ст. 285.3 УК РФ, его отграничения от смежных составов преступлений . Формулируются рекомендации правоприменителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горлов Алексей Сергеевич

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

Преступления в сфере регистрации сделок с недвижимостью и их юридическое оформление: особенности квалификации

Особенности квалификации фальсификации единого государственного реестра юридических лиц (ст. 170. 1 УК РФ)

Должностные преступления: проблемы регламентации и применения в условиях конкуренции норм

Проблемы определения преступлений коррупционной направленности в законодательных и нормативных правовых источниках

Разграничение мошенничества в сфере страхования автотранспортных средств от смежных составов преступлений

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности квалификации внесения в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений»

Горлов Алексей Сергеевич

соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

Особенности квалификации внесения в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

Статья посвящена особенностям квалификации преступления, предусмотренного ст. 285.3 УК РФ, его отграничения от смежных составов преступлений. Формулируются рекомендации правоприменителю.

Article is devoted to features of qualification of the crime provided by Art. 285. 3 of the criminal code of Russian Federation, his restriction from adjacent structures of crimes.

Recommendations to a lawmaintaining are formulated.

Ключевые слова: уголовная ответственность, преступление, квалификация, реестры, информация, подлог.

Key words: criminal liability, crime, qualification, registers, information, forgery.

Появление в уголовном законодательстве новых норм неизбежно сопровождается вопросами их применения. В условиях отсутствия наработанной практики правоохранительные органы и суд, прежде всего, сталкиваются с проблемами квалификации соответствующих преступлений. При этом актуальными являются аспекты единства подходов в правоприменительной деятельности.

Одной из новелл российского уголовного законодательства, обусловливающих необходимость исследования обозначенных вопросов, выступает уголовно-правовая норма об ответственности за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ).

Исходя из расположения названной нормы в структуре УК РФ, представляется возможным выдвинуть гипотезу о том, что она является специальной по отношению к злоупотреблению должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). В соответствии с ч. 3 ст.

17 УК РФ, если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме. В теории уголовного права такую ситуацию называют конкуренцией общей и специальной нормы, которая разрешается с помощью выработанных наукой правил.

Как отмечает Н.Ф. Кузнецова, «назначение общей нормы состоит в определении в диспозициях норм основных составообразующих признаков. Они обязательно наличествуют в специальных нормах с добавлением одного или более других признаков» [1]. Как указывает А.Н.

Трай-нин, «практическое значение различения общих и специальных составов заключается в том, что всегда и, безусловно, при наличии двух норм, предусматривающих одна — родовой состав, другая — специальный, видовой состав, квалифицировать преступное действие надлежит не по общей, а по специальной норме. Специальный состав, так сказать, берёт верх над родовым. Родовой состав, таким образом, как бы сохраняется в резерве для тех случаев, которые специальными составами не охватываются» [2].

Казалось бы «общая, абстрактная норма значительно удобнее для квалифицированного юриста. Но ведь, уголовные законы, — пишет академик В.Н. Кудрявцев, — создаются не только для юристов.

Они имеют воспитательное и предупредительное значение. Простой и понятный текст закона, устанавливающего ответственность за конкретные действия, смысл которых ясен для любого гражданина, имеет важное профилактическое значение. Поэтому наряду с общими нормами, которые уже имеются в законодательстве, в некоторых случаях оправдано появление новых законов, подчеркивающих общественную

опасность тех или иных форм поведения, причиняющих вред» [3].

Обращение к сопоставительному анализу элементов составов злоупотребления должностными полномочиями и внесения в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений показывает, что объект преступления, установленного ст. 285. 3 УК РФ, действительно дополнен специальными признаками.

Так, традиционно объектом злоупотребления должностными полномочиями признают общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением нормального функционирования органов государственной власти и местного самоуправления [4].

В свою очередь, состав внесения в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений посягает одновременно на два непосредственных объекта: основным являются общественные отношения, связанные с обеспечением нормального функционирования органов государственной власти; дополнительным — общественные отношения, складывающиеся в сфере официального информационного оборота.

Состав злоупотребления должностными полномочиями с объективной стороны характеризуется использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы понимается совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления,так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; приём на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) под-

чиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица) [5].

Имеются основания утверждать, что умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ, также является специальной разновидностью использования должностным лицом своих полномочий вопреки интересам службы. Этот тезис основывается на том, что в ст. 285.3 УК РФ, по сути, произведено уточнение, детализация признаков злоупотребления должностными полномочиями.

Вместе с тем, состав преступления, предусмотренный ст. 285.3 УК РФ, является формальным по законодательной конструкции, тогда как злоупотребление должностными полномочиями предполагает наличие общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав или законных интересов. Получается, что исследуемый специальный вид должностного злоупотребления характеризуется отсутствием одного из признаков общей нормы (ст.

285 УК РФ).

Нормативные признаки субъектов преступлений, регламентированных ст. 285 и 285.3 УК РФ, совпадают — в обоих случаях им является должностное лицо.

Определённое противоречие наблюдается и при анализе признаков субъективных сторон данных преступлений. В частности, обязательным признаком злоупотребления должностными полномочиями является мотив корыстной или иной личной заинтересованности. В то же время, для состава внесения в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений указанный признак является безразличным.

В этой связи возникает вопрос об оправданности гипотезы о том, что уголовно-правовая норма, предусмотренная ст. 285. 3 УК РФ, является специальной по отношению к норме, установленной ст. 285 УК РФ.

Почитать  Процедура реализации транспортного средства юридическим лицом

Актуальными, по нашему мнению, для данной ситуации являются слова В.Н. Кудрявцева, утверждающего, что конкуренция между нормами в отдельных случаях бывает «частичной или неполной в отличие от полной или постоянной конкуренции, в которой, например, находятся нормы о злоупотреблении должностными полномочиями и должностном

подлоге. Специальные нормы с неполной конкуренцией необходимо применять особенно внимательно, так как в одной конкурентной ситуации должна применяться эта специальная норма, а в другой ситуации — иная норма, нередко более общего характера» [6].

На основании изложенного полагаем, что нормы об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений находятся в отношениях конкуренции общей и специальной нормы. При этом конкуренция в данном случае является неполной (непостоянной). Следует заметить, что этот вывод одобрен 67 % специалистов, опрошенных в ходе проведённого нами исследования.

Руководствуясь сформулированным положением, необходимо сделать вывод о том, что в ситуациях, когда содеянное лицом одновременно подпадает под признаки преступлений, предусмотренных ст. 285 и 285.3 УК РФ, применению, в силу ч. 3 ст. 17 УК РФ, подлежит ст.

285.3 УК РФ, как более специальная норма.

Проведённое нами исследование диктует необходимость остановится и на вопросе отграничения состава внесения в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений от служебного подлога.

Следует отметить, что довольно распространённой является точка зрения, согласно которой уголовно-правовая норма, регламентированная ст. 292 УК РФ, является специальной по отношению к ст. 285 УК РФ [7]. Между тем, в доктрине уголовного права сделан вывод о том, что «помимо признаков общей нормы, ст.

292 УК РФ содержит и такие, наличие которых недопустимо для состава злоупотребления должностными полномочиями. Конечно же, данные признаки носят альтернативный характер, но, тем не менее, не исключают ситуации, когда норма о служебном подлоге не будет вступать в конкуренцию с нормой, предусмотренной ст. 285 УК РФ. Так, если субъектом злоупотребления должностными полномочиями может выступать только должностное лицо, то субъектом служебного подлога является, помимо должностного лица, также государственный или муниципальный служащий, не обладающие полномочиями должностного лица» [8].

То есть ст. 285 и 292 УК РФ также находятся в отношениях неполной (непостоянной) конкуренции.

В связи с чем возникает вопрос о том, находятся ли нормы об ответственности за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений и за служебный подлог в отношениях конкуренции, например, кон-

куренции специальных норм. Как пишет А.И. Чучаев, «в этом случае (при конкуренции специальных норм — пояснение А.Г.) действия виновного квалифицируются лишь по той норме, которая наиболее полно охватывает преступное посягательство, имеет большее количество специальных признаков, распространяется на более узкую область общественных отношений и меньшее число случаев» [9].

Сопоставительный анализ элементов составов преступлений, установленных ст. 285.3 и 292 УК РФ, показывает их согласованность в части объекта преступления. Однако неодинаково в данных нормах описан предмет преступления.

Если в первом случае это единые государственные реестры, то во втором — официальные документы. Вместе с тем, изучение юридических признаков единых государственных реестров позволило нам сделать вывод о том, что в современных условиях их возможно признать официальными документами. То есть единый государственный реестр — это специальный вид официального документа.

Объективные стороны рассматриваемых составов преступлений совпадают в части указания на внесение в соответствующие предметы заведомо недостоверных (ложных) сведений. При этом в ст. 285.3 УК РФ предусмотрена ответственность за действия, ненаказуемые в рамках ст.

292 УК РФ — за умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ.

Шире охарактеризован субъект служебного подлога — им могут выступать не только должностные лица, но и государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

Как и составу злоупотребления должностными полномочиями, служебному подлогу присущ обязательный мотив корыстной или иной личной заинтересованности.

Следовательно, уголовно-правовые нормы, предусмотренные ст. 285.3 и 292 УК РФ, находятся в отношениях неполной (непостоянной) конкуренции и при её наличии приоритет должен отдаваться ст. 285.3 УК РФ, поскольку в данной норме детальнее, конкретнее описан предмет преступления.

Данный вывод нашёл поддержку 71 % специалистов, опрошенных в ходе проведённого нами исследования.

Таким образом, норма об уголовной ответственности за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений на-

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ходится в отношениях неполной (непостоянной) конкуренции с нормами об уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и за служебный подлог. При конкуренции названных норм содеянное должно быть квалифицировано по ст. 285.

3 УК РФ, как более специальной норме.

1. Кузнецова Н. Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений»/Науч. ред. и пре-дисл. академика В.Н. Кудрявцева. М.: Издательский Дом «Городец», 2007.

С. 123.

2. Трайнин А.Н. Избранные труды / Составление, вступительная статья д.ю.н., проф. Н.Ф. Кузнецовой. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.

С. 185.

3. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2006.

С. 217.

4. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник/Под ред. А.И. Рарога. 7-е изд., перераб. и доп.

М.: Проспект, 2012. С. 610611; Львович Е.В. Должностное злоупотребление: проблемы криминализации, квалификации и отграничения от правонарушений, не являющихся преступными:Дис. . канд. юрид. наук. -Саратов, 2004.

С. 94 и др.

5.Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» от 16 октября 2009 г. № 19 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 12.

6. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд., перераб. и доп.

М.: Юрист, 2006. С. 225.

7. Румянцева Т. Б. Уголовно-правовой анализ и квалификация должностного подлога как способа совершения корыстных преступлений: Дис. . канд. юрид. наук.1994. С. 61; Светлов А.Я. Ответственность за должностные преступления.Киев, 1978.

С. 246.

8. Чесноков О.В. Уголовно-правовые аспекты борьбы со служебным подлогом: Дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.

С. 138.

9. Есаков Г.А., Рарог А.И., Чучаев А.И. Настольная книга судьи по уголовным делам / Отв. ред. А.И. Рарог. М.: Проспект, 2010.

С. 40.

1. Kuznetsova N. F. Problems of qualification of crimes: Lectures on a special course of «Basis of qualification of crimes» / Scien. edition and academician V.N. Kudryavtsev. M.: Gorodets publishing House, 2007.

P. 123.

2. Traynin A.N. Elite works / Drawing up, introductory article d.jur. sc., prof. N.F.Kuznetsova.

SPb.: Publishing house «Legal Press center», 2004. P. 185.

3. Kudryavtsev V.N. General theory of qualification of crimes. 2-nd prod., reslave. and additional M: Lawyer, 2006.

P. 217.

4. Criminal law of Russia. Parts the General and Special: the textbook / Under the editorship of A.I.Raroga. 7th prod., reslave. and additional M: Prospectus, 2012. P. 610-611; Lvovich E. V. Official abuse: problems of criminalization, qualification and an otgranicheniye from the offenses which are not the criminal: Dis. . edging. jur. sciences. Saratov, 2004.

P. 94, etc.

5. Point 15 of the Resolution of Plenum Supreme the Vessels Russian Federation «About jurisprudence on cases of abuse of powers of office and of excess of powers of office» from October 16, 2009 of No 19 // The Bulletin Supreme the Vessels Russian Federation. 2009. No 12.

6. Kudryavtsev V.N. General theory of qualification of crimes. 2nd prod., reslave. and additional M.: Lawyer, 2006.

P. 225.

7. See: Rumyantseva T.B. Criminal and legal analysis and qualification of official forgery as way of commission of crimes for profit: Dis. . edging. leg. sciences. M., 1994. P. 61; Svetlov A.Ya.

Responsibility for malfeasances. Kiev, 1978. P. 246.

8. Garlic of the Lake of Century. Criminal and legal aspects of fight against office forgery: Dis. . edging. leg. sciences. Krasnodar, 2009.

P. 138.

9. Esakov G. A., Rarog A.I., Chuchayev A.I. The reference book of the judge on criminal cases / Ch. A.I.

Rarog’s edition. M.: Prospectus, 2010. P. 40.

Оцените статью